«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8»: УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТАМИ И ОБСЛУЖИВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ
Одним из приоритетных направлений деятельности технических служб предприятия является планирование работ по ремонту и обслуживанию оборудования.
Планирование технического обслуживания и ремонта оборудования
В задачи подсистемы «Планирование технического обслуживания и ремонта оборудования» решения «ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» входят формирование графиков планово-предупредительных работ (ППР) на оборудовании и заявок на проведение работ, планирование потребностей в запасных частях, материалах, инструментах и трудовых ресурсах. В подсистеме также выполняется формирование бюджетов на ремонт.
Для формирования графиков ППР в программе предназначен документ «План-график ППР». С его помощью можно автоматически сформировать график ППР для каждой единицы оборудования указанной организации и подразделения для заданного периода. При необходимости ограничить список оборудования можно использовать отбор по различным критериям, например по дате ввода в эксплуатацию, по изготовителю оборудования, по типу оборудования, по принадлежности к определенной ремонтной группе и т.д., а также по комбинации критериев. Список видов ремонтных работ для единицы оборудования также можно ограничить.
При формировании графика учитываются календарная периодичность выполнения ППР, плановая наработка оборудования с учетом зарегистрированных простоев, а при наличии в системе необходимых данных — фактическая наработка оборудования. Программа также учитывает дату последнего выполненного ремонта определенного вида и некоторые другие данные.
Отметим, что в новой редакции программы 1.3 формирование графика ППР оптимизировано и выполняется таким образом, чтобы время простоя оборудования было минимальным.
В результате заполнения графика ППР будут автоматически рассчитаны даты начала и окончания ремонтных работ для всех указанных объектов оборудования по всем заданным видам ремонта. Сформировать визуальное представление графика ППР можно на закладке «Диаграмма ремонтов» документа «План-график ППР».
На основании графика ППР можно планировать материальные затраты по нормативам на ремонт и формировать заявки на приобретение недостающего материально-технического обеспечения (МТО).
Для оперативного планирования ремонтных работ в системе используется документ «Заявка на ремонт». Этот документ содержит сведения о перечне работ, необходимых для ремонта или обслуживания оборудования, а также о требуемых плановых затратах для их проведения, которые указаны в соответствующих спецификациях и технологических картах.
Заявка на ремонт может быть инициирована в результате выявленного и зарегистрированного дефекта оборудования. В этом случае в программе на основании документа «Выявленные дефекты» формируется заявка на внеплановый ремонт. Заявка на ремонт также может быть инициирована наступлением даты планового ремонта по графику ППР. В этой ситуации в системе на основании документа «План-график ППР» создается заявка на плановый ремонт.
На основании утвержденных графиков ППР предприятию необходимо определить потребность в запасных частях, материалах и инструментах, которые нужны для выполнения ТО и ремонта. Информация об этой потребности формируется исходя из состава технологических операций нормативных ТО и видов ремонта в составе графиков ППР. Получить данные о потребности в материально-техническом обеспечении за период можно с помощью отчета «План МТО».
Для определения потребности в персонале на требуемый период для него необходимо сформировать графики ППР. На основании информации о планируемых нормативных ТО и видах ремонта система автоматически определит потребность в персонале. Данные о необходимом количестве человеко-часов по каждой квалификации на указанный период можно получить с помощью отчета «Плановая занятость сотрудников для ремонтных работ».
В программе предусмотрен учет затрат. Отчет «Прямые затраты на выполнение ремонта», например, содержит информацию о плановых затратах на трудовые ресурсы и МТО, которые необходимы для выполнения запланированных в графиках ППР видов ремонта и ТО в периоде.
Управление МТО ремонтов
Возможности подсистемы «Управление МТО ремонтов» позволяют вести учет МТО, при необходимости выполнять перерасчет плановых затрат МТО, формировать и контролировать выполнение внутренних заказов, а также контролировать затраты МТО.
Список запасных частей, которые используются для выполнения тех или иных работ по ремонту и обслуживанию оборудования, ведется на закладке «Запчасти» карточки объекта ремонта.
Необходимость в корректировке плановых затрат на МТО появляется при изменении в планах ремонта. Для перерасчета потребности в запасных частях, материалах и инструментах следует заново выполнить расчет графиков ППР за период. Далее на основании информации о планируемых нормативных ТО и видах ремонта автоматически пересчитается потребность в запасных частях, материалах и инструментах.
Информацию о потребности в МТО можно получить с помощью отчета «План МТО». В отчете представлены данные о номенклатурном перечне запчастей, материалов и инструментов, необходимых подразделению в определенном периоде для выполнения запланированных в графиках ППР ТО и видов ремонта.
В системе предусмотрена возможность формировать внутренние заказы, предназначенные для оформления потребности в МТО на складах и в подразделениях предприятия. В зависимости от вида ремонта внутренний заказ в системе можно сформировать двумя способами. Для планового ремонта внутренний заказ формируется на основании графика ППР, для внепланового – на основании заявки на ремонт. Позиции номенклатуры для внутреннего заказа могут быть как зарезервированы в текущем остатке на складах, так и размещены в заказах поставщикам.
Для контроля затрат на МТО предназначен отчет «План-фактный анализ затрат МТО».
Управление персоналом
Для регистрации приема сотрудников на работу, кадрового перемещения, а также увольнения в программе применяются соответствующие документы.
В рамках управления персоналом для проведения ТО и выполнения ремонта в программе предусмотрено присвоение сотрудникам необходимой квалификации.
Проконтролировать затраты на трудовые ресурсы можно с помощью отчета «План-фактный анализ трудозатрат».
Управление нарядами и работами
Все работы по обслуживанию и ремонту выполняются по нарядам на работы. Наряды на работы можно формировать автоматически на основании заявок на плановый и внеплановый ремонт. В случае если наряд должен содержать не все, а только выборочные технические операции, часть операций следует исключить.
Отметим, что предписания отдела техники безопасности для выполнения тех или иных ремонтных работ задаются в заявке на выполнение соответствующих работ. Печатную форму наряда-допуска к работам можно сформировать при работе с нарядом на работы. Факт завершения работ по ремонту и обслуживанию оборудования отражается в программе с помощью документа «Акт о выполнении этапа работ».
Для облегчения работы с заявками на ремонт, нарядами на работы и актами о выполнении этапа работ в программе предназначено автоматизированное рабочее место АРМ «Технического специалиста».
Формирование отчетности
В состав программного продукта включено большое количество отчетов, с помощью которых можно проанализировать данные по оборудованию, а также различные аспекты деятельности по обслуживанию и ремонту. Отчеты можно подразделить на группы – «Учет оборудования и нормативов», «Учет показателей эксплуатации», «Планирование ремонтов», «Управление нарядами и ремонтами», «Отчеты по подрядным работам» и «Анализ эффективности». Отчеты группы «Учет показателей эксплуатации», например, позволяют получить информацию о наработке оборудования, выявленных дефектах, значениях контролируемых показателей, простоях оборудования и т.д.
Для план-фактного анализа выполнения работ, которые предусмотрены графиками ППР, используется отчет «План-фактный анализ ППР».
В новой редакции программы 1.3 появилась возможность проанализировать стоимость владения оборудованием исходя из закупочной цены, стоимости обслуживания и простоев, что позволяет выбирать оптимальное оборудование на этапе закупки.
Источник
«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕМОНТАМИ И ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ
Желание уменьшить затраты на ремонт и обслуживание оборудования, составляющие у многих промышленных предприятий значительную часть бюджета, естественно и особенно понятно в условиях нестабильной экономической ситуации. При этом попытки непродуманного волюнтаристского уменьшения данных затрат часто приводят к еще большим потерям, обусловленным работой на неисправном или недостаточно настроенном оборудовании, – к аварийным ремонтам, простоям производства, снижению качества продукции, падению производительности труда и травматизму.
Задача снижения затрат на обслуживание может быть решена с помощью информационной системы для управления обслуживания оборудования. Использование такой системы не только способствует сокращению этих затрат, но и приводит к более эффективному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов, оборотных средств и повышению экономической эффективности предприятия в целом. Результат в данном случае достигается за счет планирования обслуживания, нормирования и последующего расчета затрат на обслуживание по нормам, оптимизации материально-технического обеспечения (МТО) и решения ряда других смежных задач.
Для автоматизации управления ремонтами и обслуживанием оборудования фирма «1С» совместно с компанией «Деснол Проджект» (1С:Франчайзи, г. Москва) разработали типовое прикладное решение «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 8». Этот программный продукт разработан на платформе «1С:Предприятие 8». Рассмотрим его особенности.
Особенности прикладного решения
В программе предусмотрена возможность наглядного представления структуры фондов предприятия в виде «дерева». На верхнем уровне может находиться предприятие, далее на следующих уровнях цеха, участки цехов, оборудование на участках, вплоть до отдельных узлов оборудования на нижнем уровне. В системе также отражается организационная структура ремонтных служб предприятия, например службы главного механика, главного энергетика и метролога.
Реализовано ведение паспортов оборудования. График планово-предупредительных ремонтов (ППР) формируется на основании заданного ремонтного цикла как по единице оборудования, так и по установке, участку или всему предприятию. При формировании графика ремонтов для комплекса оборудования время простоя комплекса автоматически минимизируется.
Все работы ремонтной службы выполняются по нарядам. Наряды составляются автоматически вместе со всей документацией, необходимой для ремонта. В состав пакета документов входят также заявки на материалы. Система позволяет отследить выполнение работ по нарядам, учесть выполнение части работ. В решении предусмотрено автоматическое формирование отчета о потребности в МТО на год и на месяц.
Снижение затрат на ремонт и обслуживание оборудования
На предприятиях нередко отсутствуют нормы на многие операции по ремонту и обслуживанию оборудования. Как показывает практика, нормирование затрат обеспечивает их существенное уменьшение, в некоторых случаях почти наполовину.
Помесячное планирование потребности в МТО позволяет приобретать и хранить на складе только то количество ТМЦ, которое понадобится в ближайшее время. Оптимизация складских запасов приводит к снижению затрат на хранение ТМЦ на складе и к увеличению оборотных средств.
Программа дает возможность устанавливать приоритеты для ремонтов. Для сокращения затрат можно выявить ремонты с низким приоритетом и отказаться от них. При этом статьи затрат на обслуживание критически важного оборудования, которое должно всегда находиться в рабочем состоянии, можно оставить неизменными.
Современное оборудование, как правило, является более производительным и требует меньше затрат при эксплуатации. В то же время затраты на обслуживание морально устаревшего оборудования могут быть очень значительны. При достижении данных затрат некоторой величины, сопоставимой со стоимостью самого оборудования, может быть принято решение о его замене на новое. Для получения расширенной информации о затратах на обслуживание каждой единицы оборудования можно использовать отчет «Фактические затраты по объектам ремонта».
Выявить и проанализировать незапланированные затраты на обслуживание можно с помощью отчетов «План-фактный анализ затрат номенклатуры» и «План-фактный анализ трудозатрат».
На складах предприятий зачастую хранятся агрегаты и узлы, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам неустановленные. Ведение учета оборудования в программе позволяет легко выявить неиспользуемое оборудование и принять решение о его реализации.
Программный продукт был внедрен на предприятии группы компаний «Металл Профиль».
Внедрение в «Металл Профиль»
Группа компаний «Металл Профиль» (г. Лобня Московской обл.) основана в 1996 г. и является ведущим российским и белорусским производителем тонколистовых кровельных и строительных материалов. В настоящее время в группу компаний входят 11 заводов в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Минске, Новосибирске и Караганде. Более 50 торговых представительств расположены в различных регионах России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Дилерская сеть «Металл Профиль» охватывает территорию от Бреста до Сахалина.
На некотором этапе руководство группы компаний приняло решение о внедрении программы «1С:ТОИР Управление ремонтами и облуживанием оборудования 8» на предприятии, в состав которого входят 7 цехов и используется раскройное, листообрабатывающее, прессовое и прокатное оборудование.
Работы по проекту автоматизации были выполнены совместно специалистами «Металл Профиль» и «Деснол Проджект».
В процессе реализации проекта в информационную базу были введены все необходимые данные об оборудовании, о технологических ремонтах, а также предварительно утвержденные нормы расхода запасных частей и горюче-смазочных материалов.
В системе реализован электронный документооборот. Предусмотрено формирование заявок на ремонты, дефектных ведомостей, нарядов-допусков к работам, нарядов на проведение ремонтных работ, актов выполненных работ, заявок на МТО и т.д. Выполняется формирование графиков ППР, внеплановые ремонты анализируются.
Система интегрирована с прикладным решением «1С:Управление торговлей 8», реализован обмен данными с решением для ведения бухгалтерского и налогового учета «1С:Бухгалтерией 8».
В результате автоматизации уменьшилось время, необходимое для подготовки оборудования к сезону, на 50% сократилось количество аварийных работ. Кроме того, на 30% снизились затраты на МТО, на 10% – затраты трудовых ресурсов, а также на 50% уменьшилось время простоя оборудования.
К 2010 г. планируется завершить внедрение решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и облуживанием оборудования 8» во всех производственных филиалах группы компаний «Металл Профиль».
Источник