- Аккумуляторные батареи нк 125 обслуживание ремонт
- Техническое обслуживание и ремонт щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей Технологическая инструкция (стр. 2 )
- 3 Общие положения по эксплуатации и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей
- Аккумуляторные батареи нк 125 обслуживание ремонт
Аккумуляторные батареи нк 125 обслуживание ремонт
Ремонт щелочных аккумуляторных батарей с элементами НК-125
Для выявления аккумуляторов с пониженной емкостью проводятся контрольные испытания. При первом цикле испытаний проводят усиленный заряд в течение 6 ч током 25 А, а затем током 12,5 А также в течение 6 ч. После этого проводят разряд током 12,5 А в течение 8 ч до достижения напряжения 1 В каждого аккумулятора. Во время разряда напряжение на аккумуляторах необходимо измерять через каждые 1 — 2 ч. При втором цикле испытаний производят заряд током 25 А в течение 6 ч, а затем — разряд током 12,5 А в течение 8 ч до достижения напряжения 1 В на каждом аккумуляторе.
Емкость (в ампер-часах) аккумуляторов определяется произведением среднего значения разрядного тока на продолжительность разряда. Аккумуляторы группируют для восстановления в зависимости от емкости при последнем разряде контрольного испытания. Если емкость аккумуляторов выше 40% номинальной, они подлежат восстановлению одним из способов: усиленным зарядом или сменой сезонного электролита. При емкости 15 – 40% номинальной в них заменяют электролит на составной. Аккумуляторы с емкостью менее 15%, а также не имеющие устойчивого напряжения 1 В в конце разряда восстанавливают глубоким зарядом-разрядом с переключением полярности. В случае неустойчивого напряжения 1 В на элементе в конце нормального разряда и падения напряжения ниже 0,2 В их бракуют. Аккумуляторы, прошедшие восстановление по любому из вышеуказанных способов, и если при повторных контрольных разрядах их емкость более 40% номинальной, подлежат нормальному заряду, остальные бракуют.
Смену летнего электролита на раствор едкого калия плотностью 1,25 — 1,27 г/см 3 производят с наступлением зимнего времени. После разряда аккумулятора до напряжения 1 В в течение 8 ч производят слив электролита и промывку дистиллированной водой. Аккумуляторы, имеющие пробоины, вмятины глубиной более 3 мм и раздутые банки, бракуют. Резиновые чехлы промывают и осматривают. Чехлы, имеющие высоту ниже банок и сквозные трещины, заменяют. Проверяют исправность вентильной резины, осматривают и промывают пробки, аккумуляторные перемычки.
Не допускается перед заливкой электролита полное высыхание пластин после промывки их дистиллированной водой. Электролит должен быть подготовлен заранее и охлажден до температуры +25 °С. После заливки аккумуляторные батареи должны отстояться в течение 2 ч для пропитки пластин электролитом. Уровень электролита должен быть в пределах 5 — 12 мм над краем пластин. Плотность электролита проверяют специальным прибором.
Заряд аккумуляторов можно производить в нормальном режиме током 31 А в течение 6 ч или в усиленном — током 31 А в течение 12 ч. При заряде необходимо следить, чтобы температура электролита была не выше +45 °С, а для электролита без доливки лития — не выше +35 °С. В случае достижения температуры выше допустимой заряд необходимо прервать и дать аккумуляторам остыть.
Для приготовления электролита из твердых щелочей плотностью 1,17 — 1,19 г/см 3 берут 1 м. ч. твердого едкого натра на 5 м. ч. воды, плотностью 1,91 — 1,21 г/см 3 — 1 м. ч. твердого едкого кали на 3 м. ч. воды для получения раствора, а при разбавлении двумя частями воды получается раствор плотностью 1,25 — 1,27 г/см 3 . Если применяют жидкую щелочь при составлении электролита, то разбавляют ее водой до требуемой плотности. Измерение плотности приготовляемого электролита производят при температуре 15 — 20 °С.
Замену электролита производят при содержании карбонатов свыше 70 г/л. Отработанный электролит подвергают очистке от карбонатов (регенерации), для чего проводят анализ электролита на содержание карбонатов и определяют необходимое количество едкого бария для регенерации. Гидрат окиси бария готовят в специальном баке, куда заливают дистиллированную воду и нагревают раствор до температуры 80 — 90 °С при постоянном перемешивании. Приготовленный раствор вливают в электролит, тщательно перемешивают и отстаивают в течение 10 — 15 ч, после чего осветленную часть электролита сливают и фильтруют. Содержание карбонатов в растворе должно быть не более 10 г/л. Залитые свежим электролитом аккумуляторы подвергают зарядке. Проводят три зарядно-разрядных цикла (табл. 47).
Источник
Техническое обслуживание и ремонт щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей Технологическая инструкция (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Пробка аккумулятора имеет вентиляционный канал Б закрытый снаружи резиновым вентильным кольцом (12).
Положительных пластин в аккумуляторе на одну больше, чем отрицательных. Блок положительных пластин плотно входит в бак аккумулятора, вследствие чего бак аккумулятора имеет потенциал положительных пластин.
2.4 Аккумуляторы должны быть работоспособны при воздействии климатических факторов в соответствии с ГОСТ 15150 исполнения “У” и категории размещения 2, при температуре окружающего воздуха от «-» 40 до «+» 40˚С.
2.5.1 На крышке каждого аккумулятора (рисунок Б.3) должны быть нанесены путем штамповки:
1) год и квартал выпуска
2) тип аккумулятора;
4) знак полярности (+) у положительного вывода;
2.5.2 Условные обозначения аккумуляторов:
-буквы НК (для НК-55, НК-125, НК-125П);
NK (для NKT-120, NKT-160);
K (для KL-160P, KL-160PK).
Обозначают электрохимическую систему, в нашем случае – никель-кадмиевая:
— цифры после букв – номинальная емкость А.ч;
— буквы после обозначения номинальной емкости для KL-160P, KL-160PK:
— P — исполнение бака (пластмассовый);
— K — поставка аккумуляторов в каркасах.
Цифры (40, 42, 90) перед буквами (HK, NKT, KL) обозначают число последовательно соединенных элементов (аккумуляторов).
2.6 Технические данные
Тип, основные параметры, электрические характеристики и применяемость щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов, используемых на электроподвижном составе приведены в таблице 4.
Основные габаритные размеры аккумуляторов смотри рисунки Б.2, Б.5, Б.6.
3 Общие положения по эксплуатации и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей
3.1 Аккумуляторная батарея (АБ) на электроподвижном составе работает в режиме постоянного подзаряда при постоянном стабилизированном напряжении зарядного устройства.
В температурах окружающего воздуха выше минус 10 напряжение подзарядки аккумуляторной батареи на электроподвижном составе устанавливается 1,55 — 1,60 В (из расчета на один аккумулятор).
При снижении температуры окружающего воздуха от минус 10 ˚С до минус 40 ˚С зарядное напряжение необходимо увеличить до 1,80 — 1,90 В на каждый заряжаемый аккумулятор.
3.2 Разряд аккумуляторов допускается различной силой тока.
Число часов разрядного режима следует определить делением величины емкости разряжаемой батареи на величину силы разрядного тока.
Разряд аккумуляторов током 8 часового и более длительного режима проводит до напряжения не ниже 1 В (из расчета на один разряженный аккумулятор).
На 3-х часовом режиме разряда снижать напряжение до величины не ниже 0,8 В.
При 1-ом часовом режиме разряд – не ниже 0,5 В.
3.3 Уровень и плотность электролита в аккумуляторах.
В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения и испарения уровень электролита в аккумуляторах уменьшается, а плотность его, соответственно, увеличивается.
3.3.1 Проверку уровня электролита на электроподвижном составе и проверку его плотности денсиметром (а при необходимости их корректировку) проводить на текущем ремонте ТР согласно пунктов 7.4, 7.5.
На техническом осмотре (ТО) проводить проверку уровня электролита в соответствии с пунктом 6.6. При необходимости произвести корректировку уровня электролита доливкой дистиллированной воды.
3.3.2 Вопрос о необходимости сезонной корректировки плотности электролита в аккумуляторах электровоза решается в зависимости от климатических условий участка обращения данного локомотива.
При выборе плотности электролита руководствоваться данным таблицы 6.
Корректировку плотности электролита рекомендуется проводить со съемом батареи с локомотива, совмещая эту операцию с промывкой аккумуляторов дистиллированной водой, проверкой и отбраковкой аккумуляторов.
3.4 Состав и чистота электролита щелочных аккумуляторов.
В процессе эксплуатации и технического обслуживания следует применять составной электролит согласно таблице 6.
Существенное влияние на емкость и срок службы аккумуляторов оказывает чистота применяемого электролита.
Электролит щелочных аккумуляторов должен содержать минимальное количество посторонних примесей, которые отрицательно сказываются на емкость аккумуляторов, вызывают повышенный саморазряд, уменьшают срок службы аккумуляторов. Наличие в электролите кальция, магния, алюминия и др. примесей ведет к безвозвратной потере емкости аккумуляторов.
Вредные примеси могут попасть в электролит при его приготовлении, а также в процессе эксплуатации аккумуляторов при их обслуживании.
В процессе эксплуатации аккумуляторов следует отворачивать пробки или открывать крышки заливных отверстий только после тщательной протирки крышек аккумуляторов.
Запрещается протирать крышки аккумуляторов при вывернутых пробках.
При приготовлении электролита необходимо использовать чистые посуду и инструмент.
Нельзя хранить дистиллированную воду в посуде, внутренняя поверхность которой может быть подвержена коррозии или окислению.
В процессе эксплуатации аккумуляторов щелочь электролита легко соединяется с углекислотой окружающего воздуха, образуя карбонаты.
Для предотвращения загрязнения электролита карбонатами, необходимо эксплуатировать аккумуляторы с заливными отверстиями плотно закрытыми пробками, имеющими исправные уплотнительные шайбы и вентильные резиновые кольца.
Контроль за чистотой электролита осуществляют работниками химической лаборатории:
— при приготовлении электролита;
— при регенерации электролита;
— перед заливкой электролита в аккумуляторы;
— выборочно для контроля за состоянием батарей в период их эксплуатации;
— при необходимости выяснения причин порчи аккумулятора
3.5 Температура электролита в аккумуляторах
Никель-кадмиевые аккумуляторы работоспособны в широком диапазоне температур (см. пункт 2.4). Однако нарушение температурного режима при эксплуатации аккумуляторов может привести к выходу их из строя. Наиболее опасной является эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре (более плюс 45 ºС).
Систематическая эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре, и особенно при использовании в летнее время калиевого электролита повышенной концентрации без добавки едкого лития, приводит к преждевременной безвозвратной потере емкости аккумуляторов.
Следствием повышения температуры может стать выкипание электролита и выброс его из аккумуляторов с последующим коротким замыканием в цепи батареи.
Основными причинами повышения температуры электролита в аккумуляторах являются:
— большой зарядный ток;
— плохая вентиляция аккумуляторного отсека.
Меры предупреждения чрезмерного роста температуры аккумуляторов:
— эксплуатация аккумуляторов на электролите соответствующей плотности ( см. таблицу 6);
— контроль за чистотой электролита;
— надежная вентиляция аккумуляторного отсека;
— соответствие напряжения зарядного устройства локомотива значению зарядного напряжения, установленному для данного локомотива.
В зимних условиях, при температуре окружающего воздуха ниже минус 20 °С, может произойти замерзание электролита.
Для предотвращения замерзания электролита необходимо:
— применение электролита соответствующего по составу и плотности по согласно таблице 6;
— установление усиленного режима заряда на электроподвижном составе;
— утепление, при необходимости, аккумуляторной батареи.
3.6 Для обеспечения надежной и безотказной работы аккумуляторной батареи необходимо:
— содержать батарею в чистом, сухом виде; контактные соединения должны быть чистыми, а гайки туго затянуты;
— выводы аккумуляторов и перемычки межэлементных соединений должны быть покрыты тонким слоем консервационного масла;
— следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок, в случае порчи заменять их новыми, периодически проверять чистоту вентильных отверстий, так как при закупоривании вентиляционных каналов или потере эластичности вентильными – резиновыми кольцами, вследствие давления газов в аккумуляторе, может произойти вздутие бака аккумулятора. Не допускать попадания смазки на резиновые кольца во избежание потери их эластичности;
— проверять надежность закрепления аккумуляторов в аккумуляторном ящике. Ослабление крепления ведет к ослаблению контактных соединений в электрической цепи батареи, опасному искрению и оплавлению деталей межэлементных соединений;
— на каждом текущем и среднем ремонтах проводить измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи;
— проводить полную смену электролита в аккумуляторах:
§ при деповском ремонте (ДР);
§ при переводе аккумуляторов на новую плотность электролита (при корректировке плотности).
При полной смене электролита проводить проверку и отбраковку аккумуляторов.
3.7 Заряд аккумуляторных батарей
3.7.1 Заряд аккумуляторов и батарей проводить от зарядно-разрядной установки или от любого источника постоянного тока, обеспечивающего необходимые параметры.
3.7.2 Количество последовательно соединенных аккумуляторов определяется номинальным напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда.
3.7.3 Номинальный зарядный ток источника тока должен быть не меньше величины зарядного тока аккумуляторов.
3.7.4 На заряд необходимо включать однотипные аккумуляторы.
3.7.5 При включении на заряд свободный положительный
вывод батареи присоединить к положительному полюсу источника тока, а отрицательный к отрицательному.
3.7.6 При нормальном зарядном токе напряжение у правильно включенного аккумулятора должно быть:
в начале заряда – 1,40 – 1,45 В;
в конце заряда – 1,75 – 1,85 В.
3.7.7 При заряде аккумуляторов и батарей применять следующие режимы заряда постоянным током:
Источник
Аккумуляторные батареи нк 125 обслуживание ремонт
Аккумуляторная батарея 42НК-125 (АБ) электровоза BЛ80C
Аккумуляторная батарея типа 42НК-125 (АБ) служит для питания цепей управления и освещения электровоза при опущенном токоприемнике, а также при следовании электровоза по нейтральной вставке.
Аккумуляторная батарея (рис. 7.25) состоит из 42 никель-кадмие-вых последовательно соединенных элементов, помещенных в двух ящиках под кузовом (с газоотводом вверх и щелочеотводом под кузов).
1. Каждый элемент АБ (рис. 7.26) состоит из стального запаянного корпуса в виде коробки, помещенного в резиновый чехол для изоляции. Внутри корпуса помещены блок из шести «+» пластин и блок из пяти «-» пластин. Элемент внутри заполнен электролитом.
Каждая «+» и «-» пластина состоит из отдельных пакетов (из плоских стальных никелированных трубок) с очень мелкими отверстиями,
закрепленных в общих рамках. Внутри пакетов помещена активная масса в виде зерен: для «+» пластин — гидроокись никеля Ni (ОН)3 (с добавлением графита— для лучшей проводимости); для «-» пластин — кадмий Cd с добавлением 20 % железа Fe (железо добавляется для предотвращения спекания кадмия при нагревании и для лучшей проводимости кадмия).
Каждая «-» пластина АБ помещена между двумя «+» пластинами, и наоборот. Все пластины изолируются друг от друга эбонитовыми палочками (в вертикальных канавках пластин). Обе крайние «+» пластины от стенок и от
дна корпуса не изолируются. Поэтому корпус элемента находится под потенциалом «+» пластин и для изоляции помещается в резиновый чехол.
Выводы от блоков «+» и «-» пластин выполнены в виде приварных шпилек, они выведены наружу через запаянную крышку корпуса через резиновые втулки — для изоляции и герметичности.
2. Электролит — это раствор щелочи КОН в дистиллированной воде. Плотность электролита должна быть: летом 1,19+1,21 г/см3; зимой при температуре ниже -15 °С — 1,25+1,27 г/см3 (плотность электролита замеряется ареометром).
При приготовлении электролита в него добавляется раствор щелочного металла лития (моногидрат лития) в количестве 20 г на 1 л—для увеличения срока службы электролита и АБ.
Электролит заливается в элементы через специальное отверстие в крышке, которое затем закрывается пробкой на резьбе. Эта пробка имеет Т-образный канал с резиновым кольцом в кольцевой выточке снаружи — для выхода газов из элемента (всего электролита в одном элементе — 1,2 л).
Уровень электролита сверху над пластинами (над сеточкой-сепаратором) должен быть 5+12 мм, что замеряется стеклянной трубочкой (0 4,5 мм).
Сверху в каждый элемент добавляется по 10 г вазелинового масла — для образования пленки сверху электролита, чтобы уменьшить испарение электролита и чтобы электролит не окислялся кислородом из воздуха.
Рис. 7.25. Аккумуляторная батарея: 1 — крышка; 2 — металлический ящик; 3 — газоотводная трубка; 4 — резиновый чехол; 5 — нажимные болты; 6—тележка; 7—удерживающий трос; 8 — резиновые полосы; 9 — регулировочный болт; 10 — оси колес; 11 — крышка; 12 — фанерные листы; 13 — медные никелированные шины; 14 — аккумулятор; 15 — ге-тинаксовые листы; 16 — нажимные гетинаксовые плиты
Рис. 7.26. Аккумулятор НК-125:1 — резиновый чехол; 2 — выводная шпилька; 3 — вентильная пробка; 4 — эбонитовые палочки; 5 — пакеты; 6 — активная масса пластин; 7 — корпус; 8—блок положительных электродных пластин; 9 — блок отрицательных электродных пластин
Источник