Аккумуляторные батареи пассажирских вагонов руководство по ремонту

Технологическая инструкция по ремонту аккумуляторных батарей пассажирских вагонов

Страницы работы

Содержание работы

Выписка из технологической инструкции №609-ЦЛ-91 РД

1. Приготовление щелочного электролита

Состав электролита. В зависимости от условий применять электролит в соответствии с таблицей:

Применяемость

Состав

Для заливки аккумуляторов при приведении в действие

Водный раствор едкого калия плотностью 1,19-1,21 г/см 3 с добавкой лития едкого аккумуляторного (40±10) г/л

Для заливки аккумуляторов при:

2) смене электролита.

Водный раствор едкого калия плотностью 1,19-1,21 г/см 3 с добавками лития едкого аккумуляторного (40±10) г/л, натрия едкого технического 20-40 г/л

Примечание: плотность электролита указана для температуры (25±10) 0 С.

2. Материалы для приготовления электролита

2.1. Применять для приготовления электролита материалы по качеству не ниже:

— натр едкий марок ТР, РХ первого сорта ГОСТ 2263-79;

— калия гидрат окиси технический (калия едкий) сорт высший или первый ГОСТ 9285-78;

— лития гидрат окиси технический ГОСТ 8595-83;

— воду дистилированную ГОСТ 6709-72 или конденсат.

2.2. Твердые щелеочи хранить в герметично закрытой щелочестойкой посуде.

3. Ориентировочное количество компонентов для приготовления электролита

3.1. Для приготовления электролита I типа:

Калий едкий сорт высший ил первый (твердый)

Лития гидрат окиси

3.2. Для приготовления электролита II типа:

Калий едкий высший или первый (твердый)

Лития гидрат окиси

Натрий едкий марок ТР, РХ первоо сорта

4. Порядок приготовления электролита

4.1. Электролит приготовлять в стальном баке.

4.2. Налить в бак необходимое количество дистиллированной воды, затем небольшими кусками засыпать твердый едкий калий, перемешать для ускорения растворения. Затем при тщательном перемешивании к полученному раствору добавить моногидрат гидроокиси лития и натрия едкого.

При применении едкого калия (жидкого) разбавить его водой до требуемой плотности 1,19 – 1,21 г/см 3 и добавить моногидрат гидроокиси лития и натрия едкого.

Раствор тщательно перемешать до полного растворения лития и натрия.

4.3. Приготовленный электролит охладить до комнатной температуры, проверить плотность с помощью ареометра ГОСТ 18481-81.

Если плотность ниже требуемой, добавить едкий калий, если выше – добавить дистиллированную воду или конденсат.

4.4. Дать электролиту отстояться до полного осветления (в течение 6-12 ч), после чего осветленную часть влить в герметически закрывающуюся стеклянную или стальную емкость.

Расчет компонентов для приготовления щелочного электролита

1. Размеры бака для приготовления электролита составляют:

900х1000х1000 мм. Объем бака соответственно 0,8 м 3 .

2. Для приготовления 1000 мл электролита требуется:

40 г————литии гидрат окиси

1000 г (1 л) ————дистиллированной воды.

3. Для приготовления электролита в объеме 0,8 м 3 :

32 кг—————лития гидрат окиси.

4. Калий едкий поставляется в мешках по 35 кг. Для приготовления полного бака электролита требуется 6 мешков данного компонента. Соответственно на 1 мешок необходимо 133 литра дистиллированной воды.

5. Уровень дистиллированной воды определяется по мерной трубке с градуированой шкалой.

Источник

Монтаж и испытания на вагоне аккумуляторных батарей

Ремонт подвагонных аккумуляторных ящиков и элементов крепления

6.4.1 Подвагонные аккумуляторные ящики и их крепление к вагону осмотреть, очистить, не требующие ремонта – нейтрализовать, просушить и окрасить внутри согласно руководству по ремонту аккумуляторных батарей №609 ЦЛ-91РД.

6.4.2 Искривленные, коробленые или имеющие вмятины крышки и потолки ящиков выправить. После правки крышка должна плотно прилегать к ящику по всему периметру. Уплотнения крышек заменяются новыми, выполненными по альбомным чертежам. Проверку уплотнения аккумуляторных ящиков производить согласно п.4.4.4.4 настоящего Руководства.

6.4.3 Петли крышек и замка осмотреть, поврежденные заменить, исправные смазать и расходить.

Поврежденные болты подвески ящика заменить, детали подвески окрашивать вместе с ящиком.

6.4.4 Вентиляционные отверстия и дефлекторы ящиков очистить, осмотреть, неисправные восстановить в соответствии с альбомными чертежами. Запрещается заделывать или закрывать чем-либо вентиляционные отверстия.

6.4.5 Деревянные доски настила и бруски для расклинивания заменить новыми, выполненными по чертежам завода-изготовителя, и с окрашенными щелоче- или кислотостойкой краской в зависимости от типа батареи.

6.4.6 Тележки и кассеты, в случае установки щелочных аккумуляторов в ящике на выкатных тележках, очистить от пыли и грязи, осмотреть, неисправные отремонтировать в соответствии с утвержденной технологией, окрасить, поврежденные подвесные изоляторы заменить.

6.4.7 Стеклянные или керамические изоляторы, при установке аккумуляторов в ящике на изоляторах, очистить, осмотреть, поврежденные заменить новыми.

6.5.1 Отремонтированные элементы, отдавшие по контрольному разряду не менее 70% номинальной емкости, комплектовать в батарею для постановки на вагон. Емкость новых элементов, допускаемых к постановке на вагон, определяется инструкцией завода — изготовителя и техническими данными, приведенными в Приложениях Ц и Ш.

6.5.2 Комплектацию новых батарей для постановки на вагон производить элементами одного года изготовления. При комплектации ремонтных батарей допускается устанавливать элементы различных лет изготовления, при этом разброс по емкости у элементов, собранных в одну батарею, не должен превышать ±10% от средней емкости. Комплектацию батарей производить элементами в однотипных корпусах.

6.5.3 Соединение элементов в батарею производить только типовыми перемычками.

Крепление перемычек на борнах элементов должно быть типовым. У щелочных аккумуляторов типа ТНЖ под перемычку устанавливать одну гайку, а сверху перемычку крепить двумя гайками или гайкой с пружинной шайбой.

6.5.4 Провода вагона, подсоединяемые к батарее, должны иметь наконечники, соответствующие типу установленной батареи.

При установке щелочной батареи оставлять на проводах наконечники кислотных батарей запрещается.

6.5.5 После комплектации батарею зарядить режимом в соответствии с руководством по эксплуатации. Плотность электролита в конце заряда должна соответствовать требованиям завода – изготовителя и техническим данным, приведенным в Приложениях Ц и Ш.

6.5.6 После приемки аккумуляторных батарей ОТК или приемщиком вагонов, на резиновых чехлах щелочных элементов и на корпусах кислотных элементов поставить клеймо предприятия, производившего ремонт, и год ремонта.

6.5.7 Никель-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы устанавливать только на выкатных тележках.

6.5.8 При потере емкости аккумуляторной батареи в случае длительного перерыва в эксплуатации или систематической работы в режимах недозарядов и глубоких разрядов, для восстановления фактической емкости необходимо зарядить батарею в режиме, указанном в эксплуатационной документации завода-изготовителя.

6.5.9 Установленные на вагоне аккумуляторы соединяются между собой последовательно с помощью перемычек, а выводы крайних аккумуляторов батарей присоединяются к вагонной сети с помощью кабельных наконечников.

6.5.10 С помощью торцовых ключей все гайки на выводах аккумуляторов должны быть завинчены до отказа.

6.5.11 На торцевых стенках всех футляров нанести порядковые номера аккумуляторов.

Первым номером маркируется аккумулятор, присоединенный к положительному наконечнику кабеля.

После установки батареи на вагоне произвести проверку сопротивления изоляции батареи согласно руководству «Аккумуляторные батареи пассажирских вагонов. Руководство по ремонту» № 609 ЦЛ-91РД, величина сопротивления изоляции должна быть не менее 50 кОм (см. Приложение 5 ВНПБ-03).

6.5.12 Все работы, связанные с батареями, должны фиксироваться в специальном журнале в соответствии с Приложением Д настоящего Руководства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Аккумуляторы никель-кадмиевые и батареи для пассажирских вагонов руководство по эксплуатации ИЛТГ.563337.093-08 РЭ (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

И БАТАРЕИ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИЛТГ.563337.093-08 РЭ

1 Описание и работа 2

2 Эксплуатация изделий 17

3 Техническое обслуживание 24

4 Хранение и транспортирование 25

5 Утилизация 25

6 Свидетельство о приемке 27

Приложение А Габаритные размеры и масса аккумуляторов 29

Приложение Б Габаритные размеры и масса батарей 31

Приложение В Приготовление электролита 34

Приложение Г Определение содержания гидрата окиси калия и

карбонатов в исходном и работавшем электролите 36

Приложение Д Журнал регистрации работы аккумулятора

Приложение Ж Сведения о проверке аккумулятора (батареи)

при поступлении с предприятия-изготовителя и перед

приведением в действие 39

Приложение К Ремонт дефектов покрытия на сосудах аккумуляторов 40

Приложение Л Перечень документов, на которые даны ссылки

в руководстве по эксплуатации 42

Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для организации правильной эксплуатации аккумуляторов и батарей.

В настоящем руководстве по эксплуатации изложены краткие сведения о работе никель-кадмиевых открытых призматических аккумуляторов и батарей, их использовании, техническом обслуживании и ремонте, хранении, транспортировании и утилизации.

К эксплуатации аккумуляторов (батарей) допускается обслуживающий персонал, прошедший инструктаж и проверку знаний по электробезопасности и изучивший эксплуатационную документацию на аккумуляторы (батареи).

1 Описание и работа

1.1 Основные сведения об изделии

Наименование страны-изготовителя — Россия

Наименование завода-изготовителя — Общество с ограниченной ответственностью

«Курский завод «Аккумулятор»

Юридический адрес изготовителя — Россия, Курск, проспект

Ленинского комсомола, 40

Аккумуляторы щелочные никель-кадмиевые открытые призматические
KL-250Р-У2, KL-300-У2, KL-300Р-У2, KL-300РН-У2, KL-325Р-У2, KL-350-У2,
KL-350Р-У2, KL-375Р-У2, KL-400Р-У2 и батареи из них выпускаемые по техническим условиям ТУ сертифицированы на соответствие требованиям ГОСТ 12.2.007.12-88, ГОСТ Р МЭК .

Сертификат соответствия № РОСС RU. АЮ05.В32642 выдан органом по сертификации РОСС RU.0001.10АЮ05 Общество с ограниченной ответственностью «Курский центр сертификации» (ОС продукции и услуг).

Читайте также:  Ремонт оросительных каналов что это

Срок действия с 09.06.2007 по 08.06.2010.

1.1.1 Назначение изделия

Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые открытые призматические предназначены для питания постоянным током электрооборудования магистральных пассажирских вагонов в условиях частичного разряда — подзаряда и другого оборудования для народного хозяйства, а так же для поставок на экспорт.

Климатическое исполнение У, категория 2 по ГОСТ 15150.

Перечень документов, на которые даны ссылки в руководстве по эксплуатации, приведен в приложении Л.

В условном обозначении аккумулятора и батареи цифры и буквы означают:

цифры перед буквами – количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее;

— К – открытые никель-кадмиевые призматические аккумуляторы;

— L – режим разряда (длительный);

— Р – аккумуляторы в пластмассовом баке;

— цифры после букв – номинальная емкость в ампер-часах (С5);

— У – климатическое исполнение;

— 2 – категория размещения.

Пример условного обозначения аккумулятора и батареи при заказе и в документации другого изделия:

для нужд народного хозяйства:

«Аккумулятор KL350-У2 ТУ»,

«Батарея 90KL350-У2 ТУ»;

«Аккумулятор KL350Р-У2 ТУ»,

«Батарея 90KL350Р-У2 ТУ»;

для поставок на экспорт:

«Аккумулятор KL350-У2. Экспорт ТУ»,

«Батарея 90KL350-У2. Экспорт ТУ»:

«Аккумулятор KL350Р-У2. Экспорт ТУ»,

«Батарея 90KL350Р-У2. Экспорт ТУ».

1.2 Технические характеристики

1.2.1 Номинальная емкость и электрическое напряжение аккумуляторов и батарей должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Источник

Аккумуляторы никель-кадмиевые и батареи для пассажирских вагонов руководство по эксплуатации ИЛТГ.563337.093-08 РЭ (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

1 Допускается поставка других комплектов (секций) батарей, состоящих из аккумуляторов KL250P-У2, КL300-У2, KL300Р-У2, KL300РН-У2, KL325Р-У2,
KL350-У2, KL350P-У2, KL375P-У2, KL400Р-У2, что должно быть оговорено в контракте (договоре) на поставку.

2 Размеры гибких перемычек могут быть изменены по согласованию с потребителем.

3 Выводы батареи позиций 4, 5, 6, 7, 9, 10 — поставляются по требованию потребителя.

4 При отправке нескольких комплектов батарей одному потребителю допускается прилагать одно руководство по эксплуатации.

1.3.2 Батареи поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов (россыпью), секций с комплектующими и запасными изделиями. Монтаж аккумуляторов в батарею производится с помощью перемычек по схеме приложения Б. Аккумуляторы при монтаже должны быть жестко закреплены во избежание перемещений относительно друг друга (так как при перемещении нарушается изоляция и ломаются перемычки).

1.4 Устройство и работа аккумулятора

1.4.1 Аккумулятор представляет собой блок электродов, состоящий из положительных и отрицательных ламельных электродов, разделенных сепараторами. Однополярные электроды блока приварены к соответствующему борну с мостиком. Блок электродов помещен в металлический бак с наружной изоляцией и внутри отделен от него винипластовыми прокладками или в пластмассовый бак.

Крышка аккумулятора приварена к баку и снабжена горловиной с подпружиненной крышкой — при металлическом баке, или специальной пробкой — при пластмассовом баке.

Наружная изоляция металлического бака состоит из электро — и щелочестойкого полимерного покрытия и съемных пластмассовых поддона и крышки (рис. А.1).

1.4.2 В качестве электролита в аккумуляторах применяется водный раствор КОН с добавкой (20±1) г/л LiОН. Плотность электролита (1,19-1,21) г/см3.

Для северных районов в зимнее время при пониженной температуре окружающей среды от минус 20°C до минус 40°С применяется электролит КОН плотностью (1,26-1,28) г/см3.

Уровень электролита должен быть на 40-50 мм (для аккумулятора KL300PH-У2 на 90-100 мм) выше контактных планок электродов. Заливка электролита производится через горловину (пробку) аккумулятора.

Активная масса положительного электрода состоит из гидрата закиси никеля Ni(OH)2, графита и активирующих добавок. Активная масса отрицательного электрода состоит из гидрата окиси кадмия Cd(ОН)2 с добавкой окиси железа.

Аккумуляторы поставляются потребителю отформированными, без электролита, в разряженном состоянии.

При поставке аккумуляторов в пластмассовых баках выступы на пробке срезаются на предприятии-изготовителе.

Допускается поставка аккумуляторов, залитых электролитом, если это оговорено в контракте (договоре) на поставку.

1.5 Средства измерения, инструмент и принадлежности

Перечень оборудования и приборов, необходимых для контроля и технического обслуживания аккумуляторов и батарей, должен соответствовать таблице 4.

Таблица 4

3 Термометр с ценой деления не более 1°С

4 Весы технические

5 Мегаомметр на 500 В

6 Трубка стеклянная диаметром 5-6 мм

7 Воронка или резино-вая груша

Для замера напряжения

Для замера величины зарядного и разрядного токов

Для замера температуры электролита

Для взвешивания щелочи

Для измерения сопротивления изоляции

Для оценки уровня электролита в аккумуляторах

Для заливки электролита в аккумуляторы

Для замера плотности электролита

1 Рекомендуется в качестве электрического оборудования применять: устройства зарядные ЗУ-110А-110В НБЯИ.441546.010ТУ, ЗУ-75А-75В НБЯИ.435311.045ТУ; устройство зарядно-разрядное ЗР-110А-110В НБЯИ.441546.026ТУ производства ОАО «Источники тока», г. Смоленск, пр. Гагарина, 22, Fax.(48

2 Допускается применение других типов приборов и оборудования, обеспечивающих точность измерений и выходные параметры в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.

1.6.1 Маркировка аккумуляторов по ГОСТ Р МЭК 60623 с учетом изложенного в настоящем руководстве по эксплуатации. На крышке аккумулятора ударным способом должно быть нанесено:

— условное обозначение типа аккумулятора;

— дата изготовления (квартал, год);

— знак полярности: плюс «+» у положительного вывода;

— обозначение технических условий;

— знак соответствия при наличии сертификата соответствия.

1.6.2 Маркировка аккумуляторов предыдущим кварталом не является браковочным признаком.

1.6.3 Аккумуляторы и батареи, поставляемые на экспорт, дополнительно маркировать — «Сделано в России». Обозначение технических условий и товарный знак завода-изготовителя не маркировать.

1.6.4 Транспортная маркировка – по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: «Верх», «Беречь от влаги», «Хрупкое. Осторожно».

1.7.1 Упаковка аккумуляторов должна производится в соответствии с ГОСТ 23216 с учетом изложенного в настоящем руководстве по эксплуатации.

1.7.2 Металлические детали аккумуляторов, не покрытые электроизоляционным материалом, должны быть законсервированы в соответствии с требованиями ГОСТ 23216 маслом консервационным К-17 ГОСТ 10877 или другой равноценной в отношении защиты от коррозии смазкой.

1.7.3 В качестве транспортной тары для аккумуляторов должны применяться деревянные ящики по ГОСТ 23216. В транспортную тару должна быть вложена эксплуатационная и товаросопроводительная документация в упаковке, обеспечивающей ее сохранность.

Аккумуляторы должны устанавливаться в вертикальном положении, борнами вверх, в один ряд.

Комплектующие изделия к батареям, транспортируемые вместе с аккумуляторами, должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 16511 или ГОСТ 2991.

Допускается упаковка нескольких комплектов комплектующих изделий в один отдельный ящик, если одному потребителю направляется несколько комплектов батарей.

2 Эксплуатация изделий

2.1 Эксплуатационные ограничения.

2.1.1 Для предупреждения выхода из строя аккумулятора (батареи) необходимо соблюдать следующие параметры:

— ток заряда 0,2С5А продолжительность 7-8 ч;

— ток разряда 0,2С5А до конечного напряжения, указанного в таблице 2;

— уровень и плотность электролита в соответствии с п.1.4.2 и таблицей В.1;

— содержание карбонатов не более 70 г/л;

— температура электролита не выше 40°C;

— электрическое сопротивление изоляции аккумуляторов — не менее 10 МОм;

— электрическое сопротивление батарей относительно батарейного ящика – не менее 100 кОм.

Эксплуатация аккумуляторов (батарей) производится в вертикальном положении — борнами вверх.

Все работы, проводимые с аккумуляторами (батареями) при подготовке к использованию, приведении в рабочее состояние, вводе в эксплуатацию и техническом обслуживании, должны выполняться в строгом соответствии с настоящим руководством по эксплуатации и фиксироваться в журнале (обязательные приложения Д и Ж) за подписью лица, ответственного за проведение этих работ. При отсутствии соответствующих записей в журнале рекламации предприятием-изготовителем не принимаются.

2.2 Подготовка изделия к использованию, указания мер безопасности

2.2.1 Аккумуляторы (батареи) выпускаются предприятием-изготовителем в разряженном состоянии.

2.2.2 При обслуживании и эксплуатации аккумуляторов и батарей необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности по эксплуатации электроустановок потребителей».

Обслуживание аккумуляторов (батарей) должно быть возложено на работника, специально обученного правилам их эксплуатации.

2.2.3 При использовании металлических инструментов (гаечные ключи и др.) не допускается закорачивание разнополярных выводов аккумулятора (шин батареи). Нерабочие части инструментов должны быть изолированы.

2.2.4 Наконечники проводов (щупы) переносного вольтметра должны иметь изолирующие ручки.

2.2.5 Чистить аккумуляторы (батареи) влажными хлопчатобумажными отходами следует только после отключения их от зарядного устройства.

2.2.6 Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании батарей необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.

2.2.7 При ожогах электрическим током необходимо рану покрыть марлей, стараясь не касаться ее руками, и немедленно обратиться к врачу.

2.2.8 При работе с электролитом и твердой щелочью необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги.

2.2.9 В случае попадания щелочи на кожу или в глаза пораженное место вначале немедленно и тщательно промыть струей воды, а затем раствором борной кислоты: глаза — 1,5% раствором; кожные покровы -(2-3)% раствором.

После промывания пораженное место следует покрыть марлей, пропитанной раствором борной кислоты, и немедленно обратиться к врачу.

При попадании едкой щелочи в полость рта следует прополоскать рот подкисленной уксусом водой.

2.2.10 Заряд аккумуляторов (батарей) следует проводить в хорошо вентилируемом помещении.

2.2.11 Запрещается устанавливать аккумуляторы (батареи) вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.

2.2.12 Запрещается эксплуатировать батареи с уровнем электролита над электродами ниже 5 мм.

Читайте также:  Поворотный излив для смесителя ремонт

2.2.13 Строго запрещается нарушать режимы заряда, разряда, подзаряда.

2.2.14 Во избежание несчастного случая запрещается во время заряда прикасаться к любым неизолированным частям аккумулятора (батареи).

2.2.15 Контрольно-измерительная аппаратура, применяемая при проверке, должна иметь паспорта или другие документы, подтверждающие ее годность на моменты работы с аккумуляторами (батареями) , а также инструкцию по ее эксплуатации.

2.2.16 Конструкция аккумуляторов и комплектуемых из них батарей обеспечивает требования безопасности по ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 12.2.007.12.

2.2.17 Требования безопасности к оборудованию, применяемому при эксплуатации аккумуляторов и батарей, должны соответствовать ГОСТ 12.2.003.

2.3 Использование изделия

2.3.1 Подготовка к работе

2.3.1.1 При поступлении аккумуляторов с предприятия-изготовителя проверить:

а) состояние упаковки (в случае поставки в ящиках);

б) комплект поставки в соответствии с п. 1.3;

в) внешний вид (целостность баков, полимерного покрытия, сварных швов, исправность борнов). При необходимости очистить чистой тканью или хлопчатобумажными отходами поверхность аккумуляторов от пыли, солей, загрязнений и смазать неокрашенные поверхности аккумуляторов тонким слоем смазки, не содержащей кислот.

2.3.1.2 Все работы, проводимые с аккумуляторами, поступившими с предприятия-изготовителя, должны фиксироваться в журнале (приложение Ж) за подписью лица, ответственного за проведение этих работ. При отсутствии соответствующих записей в журнале рекламации предприятием-изготовителем не принимаются.

2.3.1.3 После проверки аккумуляторы приводятся в действие или устанавливаются на хранение.

2.3.1.4 Перед приведением в действие провести расконсервацию путем снятия смазки с металлических деталей и проверить:

а) отсутствие коротких замыканий;

б) сопротивление изоляции аккумуляторов.

2.3.1.5 Отсутствие короткого замыкания проверять с помощью ампервольтомметра.

Измерить НРЦ на борнах аккумулятора по шкале прибора 0,6 В постоянного напряжения. Отклонение стрелки прибора свидетельствует об отсутствии короткого замыкания в аккумуляторе.

Если НРЦ аккумулятора не обнаружено, прибор переключить на измерение сопротивления по шкале до 0,5 Ом. Отклонение стрелки свидетельствует об отсутствии короткого замыкания.

Показания, близкие к нулю, свидетельствуют о возможном коротком замыкании аккумулятора. В этом случае необходимо дополнительная проверка.

Для этого в аккумулятор залить небольшое количество (200-300 мл) электролита и вновь провести проверки, как указано выше.

Отсутствие НРЦ или сопротивления при повторной проверке свидетельствуют о коротком замыкании в аккумуляторе.

Отметить эти аккумуляторы и провести дополнительную проверку при приведении в действие.

2.3.1.6 Электрическое сопротивление изоляции аккумуляторов проверяют мегомметром на 500 В.

Перед проверкой сопротивления изоляции поверхность должна быть очищена влажными хлопчатобумажными отходами от пыли и солей. Аккумуляторы устанавливают в ванну с подщелоченной водой ( на 1 л воды 10 см3 КОН или NаОН плотностью 1,23 г/см3), уровень воды в ванне выдерживают на 30 мм ниже нижней кромки пластмассовой крышки металлического бака или верхней кромки пластмассового бака.

Провод от вывода «земля» опускают в ванну с водой (ванна с водой с целью безопасности должна быть заземлена в соответствии с ГОСТ 12.2.007.0). Провод от вывода «линия» присоединяют к металлической поверхности крышки аккумулятора или выводу. Электрическая прочность изоляции должна быть не менее 10 МОм.

Проверку пробивного напряжения аккумуляторов проводят при помощи пробивной установки любого типа мощностью не менее 0,5 кВ. А.

Испытуемые аккумуляторы устанавливают в ванну с подщелоченной водой, как при испытании на сопротивление изоляции.

Один электрод установки присоединяют к металлической поверхности крышки или борну аккумулятора, другой — опускают в ванну с водой. Испытуемые аккумуляторы выдерживают в течение 1 мин ± 2с под напряжением 1 кВ ± 20%.

Аккумуляторы считают выдержавшими испытание, если в процессе испытания не было пробоя.

2.3.1.7 Потребитель имеет право проводить входной контроль по любому требованию технических условий на 0,5% аккумуляторов, но не менее 3 шт. от партии.

При этом за партию принимают количество аккумуляторов, сопровождаемое одним документом о качестве.

При входном контроле потребитель использует правила отбора образцов, методы испытаний (приемо-сдаточные, периодические), указанные в технических условиях.

Этот порядок не распространяется на опытные аккумуляторы (батареи).

2.3.2 Приведение в рабочее состояние

2.3.2.1 Открыть крышку, удалить транспортную пробку (в случае поставки аккумуляторов в металлическом баке), залить в каждый аккумулятор электролит ориентировочно: KL300-У2, KL300P-У2 — 4,0 л; KL350-У2, KL350Р-У2, KL375Р-У2, KL300P-У2 — 4,9 л; KL325Р-У2, KL300PН-У2 — 6,0 л; KL250Р-У2 — 3,7 л. Выдержать залитые аккумуляторы в течение 2 ч. Проверить уровень электролита над контактными планками электродов, который должен соответствовать п.1.4.2. Уровень определять с помощью стеклянной трубки диаметром (5-6) мм с метками на высоте 40, 50, 90 и 100 мм. Стеклянную трубку опустить до контактных планок электродов, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынуть ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над контактными планками электродов. Проверить температуру электролита, которая должна быть (20±5)°C.

2.3.2.2 Допускается производить заряд группы аккумуляторов, для заряда следует применять зарядное устройство (ЗУ) — источник постоянного или выпрямленного тока, напряжение которого должно быть в пределах не ниже
(2,0 х п) В (п — количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда).

Подсоединить крайние аккумуляторы к ЗУ следующим образом: свободный плюсовой вывод одного крайнего аккумулятора к плюсовому выводу ЗУ, свободный минусовой вывод другого крайнего аккумулятора к — минусовому выводу ЗУ. Проверить правильность собранной электрической схемы и включить аккумуляторы на заряд.

Аккумуляторы заряжать только с открытой крышкой горловины.

Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение с учетом рекомендаций п. 2.3.3.5.

2.3.2.3 Аккумуляторам сообщить 5 циклов заряд — разряда в соответствии с таблицей 2.

При достижении требуемой емкости ранее пятого цикла последующие циклы допускается не проводить.

Аккумуляторы, имеющие номинальную емкость не ниже 100%, годны для эксплуатации. Аккумуляторам, имеющим емкость ниже номинальной, дополнительно сообщить 5 циклов (заряд-разряд) режимом в соответствии с таблицей 2, предварительно слив из этих аккумуляторов электролит, промыть их водой по п. 3.2 и залить свежим электролитом.

Если после проведенных работ аккумуляторы имеют емкость ниже номинальной, то они не пригодны к эксплуатации.

При заряде и разряде напряжение аккумуляторов измерять в начале (через 10 мин после включения) и перед выключением. На тренировочном и пятом контрольном циклах напряжение каждого аккумулятора при разряде измерять в начале разряда (через 10 минут после включения) и через каждый час. При напряжении на аккумуляторе 1,1В контроль проводить каждые 10-15 минут.

Температуру электролита при заряде измерять выборочно через каждые 2 часа от начала заряда и через каждые 15 минут на последнем часе. Температура электролита при заряде не должна превышать 40°C.

Размыкание цепи во время заряда и разряда не допускается.

В случае вынужденного перерыва в процессе заряда, превышающего 30 минут, или в процессе разряда, независимо от длительности перерыва, аккумулятор разрядить током 0,2С5А до напряжения 1,0 В, а затем повторить цикл.

Если при заряде перерыв не превышает 30 минут, то продолжительность заряда аккумуляторов должна быть увеличена на время вынужденного перерыва.

Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв от 1 до 4 часов.

2.3.3 Ввод батареи в эксплуатацию

2.3.3.1 При работе аккумуляторов (батарей) при пониженной температуре окружающей среды произвести замену электролита в соответствии с приложением В.

2.3.3.2 При необходимости отмыть батарейные ящики и наружные поверхности аккумуляторов от щелочи и протереть насухо.

2.3.3.3 Смонтировать аккумуляторы в батареи, соблюдая полярность.

Учитывать, что при монтаже аккумуляторов в аккумуляторный ящик распределенная нагрузка на соприкасающиеся стороны аккумуляторов не должна превышать 1 кг/см2.

Затягивать плотно гайки при соединении аккумуляторов перемычками, так как неплотный контакт вызывает излишнее разогревание проводов и даже искрение во время работы батареи.

Не допускать при сборке батареи коротких замыканий между разноименными выводами и между аккумуляторами соседних рядов.

2.3.3.4 Определить суммарное сопротивление изоляции аккумуляторов и изоляционного покрытия аккумуляторного ящика после монтажа батареи в батарейный ящик с помощью вольтметра по формуле Фриша:

Rx = Rв (___________ — 1)

где: Rx — сопротивление изоляции батареи, Ом;

Rв — внутренее сопротивление вольтметра, Ом;

u — напряжение на зажимах батареи, В;

u1 — напряжение между положительным выводом батареи и корпусом аккумуляторного ящика, В;

u2 — напряжение между отрицательным выводом батареи и корпусом аккумуляторного ящика, В.

Если сопротивление изоляции ниже указанного в п. 1.2.12, следует найти и устранить причины его снижения.

Примечание — Внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее 100 кОм.

2.3.3.5 Провести заряд аккумуляторов или батареи в соответствии с таблицей 2.

Заряд проводить при снятой крышке батарейного ящика, при этом рекомендуется примененять принудительное охлаждение батареи: для аккумуляторов в металлических баках – например, вентиляторы, воздуходувки и т. п.; для аккумуляторов в пластмассовых баках – водяное (проточное или стационарное).

В случае применения водяного охлаждения батарейный ящик должен быть оснащен двумя патрубками – подводящий (сливной) в дне ящика и ограничительный, установленный на одной из боковых стенок на уровне, равном 3/4 — 4/5 высоты пластмассового бака аккумулятора. По окончании заряда слив воды осуществляется через сливной патрубок.

Примечание — Охлаждение батареи увеличивает КПД зарядного процесса и снижает периодичность доливки воды за счет сокращения «паразитной» доли тока, направленной на преждевременное газовыделение (разложение электролита); исключает «температурные» паузы, что снижает время заряда и увеличивает загруженность электромашин; способствует увеличению ресурса за счет снижения эффекта газолифтного вымывания активных материалов из электродов аккумуляторов.

Читайте также:  Сервисный центр филипс ремонт электробритв

Закрыть крышку батарейного ящика не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.

2.3.3.6 При эксплуатации батарей в составе объекта в режиме неполного разряда — подзаряда гарантированная емкость обеспечивается при следующих условиях:

а) при температуре электролита выше 35°C — ток подзаряда не менее 0,1С5 А;

б) при температуре электролита от 0 до 35°C — ток подзаряда не менее 0,05С5 А;

в) при температуре электролита ниже 0°C — ток подзаряда не менее 0,06С5 А.

2.3.3.7 Выполнить следующие операции для подготовки батареи к заряду по возвращении их на зарядную станцию депо;

а) отмыть или очистить крышки аккумуляторов при наличии загрязнений;

б) проверить состояние контактов и устранить обнаруженные неисправности;

в) проверить сопротивление изоляции в соответствии с п. 2.3.3.4.

Устранить причины снижения сопротивления изоляции, если оно ниже допустимого. Записать результаты проверки по рекомендуемой форме приложения Д;

г) проверить уровень и плотность электролита, при необходимости откорректировать его;

д) проверить температуру электролита в 3-5 средних аккумуляторах. Записать результаты проверки в журнал (приложение Д). Температура электролита перед началом заряда должна быть не выше 25°C;

ж) доразрядить батарею током 0,2С5А до напряжения 1,0 В на аккумуляторе (в условиях депо).

Если при разряде током 0,2С5А напряжение батареи ниже 0,8В в среднем на аккумулятор, то батарее необходимо сообщить усиленный заряд (в течение 10ч). Записать результаты проверки в журнал.

2.3.3.8 После проведения работ по п. 2.3.3.7 зарядить аккумуляторы (батареи) режимом, указанным в таблице 2. Измерить температуру электролита в 3-5 средних аккумуляторах не реже, чем через каждые 2 часа, при достижении на заряде температуры электролита 40°С аккумуляторы отключить от заряда до охлаждения электролита. Отключить батарею от ЗУ по окончании заряда.

Перед пуском батареи в работу протереть крышки аккумуляторов, проверить сопротивление изоляции.

Если сопротивление изоляции ниже допустимых величин, устранить дефекты.

Закрыть аккумуляторный ящик крышкой не ранее, чем через 2 ч после окончания заряда.

2.3.3.9 В процессе эксплуатации аккумуляторов и батарей периодически проводить определение карбонатов в электролите по методике, изложенной в приложении Г, и осуществлять его смену при содержании карбонатов около 70 г/л.

Карбонаты образуются вследствие постепенного поглощения электролитом углекислого газа из воздуха. При этом емкость аккумуляторов падает ввиду увеличения внутреннего сопротивления, причем содержание щелочи уменьшается, а плотность может оставаться в требуемых пределах.

Перед сменой электролита разрядить батарею до напряжения, указанного в таблице 2, демонтировать батарею, вылить электролит из аккумулятора. Залить аккумуляторы подщелоченной подогретой до температуры 40-45°C водой (использовать дистиллированную воду или конденсат) и промыть в соответствии с п. 3.2.

1 Запрещается оставлять промытые аккумуляторы без электролита более 60 мин.

2 Запрещается эксплуатировать аккумуляторы с открытыми пробками.

2.3.3.10 Промыть водой, просушить и покрыть щелочестойким лаком деревянные щиты, прокладки, применяемые для расклинки.

2.4 Характерные неисправности аккумуляторов и методы их устранения

2.4.1 Характерные неисправности и методы их устранения приведены в таблице 5.

2 Сильный нагрев аккумулятора

3 Понижено сопротивление изоляции

4 Напряжение аккумуляторов слишком высокое при заряде и пониженное при разряде

Карбонатов более 70 г/л, электролит используется в течение длительного времени

Примеси в электролите

Систематические глубокие разряды

Плотность электролита не соответствует норме

Короткое замыкание в аккумуляторе

Понижено сопротивление изоляции

Загрязнены контакты или поверхность, плохо завернуты гайки

Состав и плотность электролита не соответствуют условиям эксплуатации

Заряд при температуре электролита выше 40°C

Чрезмерный ток заряда или разряда

Передача тепла от нагретых зажимов из-за плохого контакта

Электролит не покрывает электродов

Короткое замыкание в аккумуляторе

Нарушена целостность электроизоляционного покрытия

Загрязнен батарейный ящик

Нарушена целостность пластмассового бака

Нарушение герметичности сосудов при возникновении электрокоррозии (отсутствие электролита в аккумуляторе)

Довести плотность до требуемых значений

Промыть аккумулятор в соответствии с п.3.2

Проверить электроизоляционное покрытие, сопротивление батарейного ящика

Очистить контакты, подтянуть гайки

Проводить заряд при температуре электролита до 35°C

Очистить контакты и подтянуть гайки

В зависимости от плотности электролита – долить дистиллированной водой, конденсатом или электролитом до требуемого уровня

Промыть аккумулятор в соответствии с п.3.2

Произвести ремонт покрытия в соответствии с приложением К

Отмыть и высушить батарейный ящик

Заменить дефектный аккумулятор

Изъять дефектный аккумулятор, устранить причину электрокоррозии

Не допускать попадания электролита на сосуд и в поддон

3 Техническое обслуживание

3.1 Один раз в квартал необходимо проводить анализ электролита в аккумуляторах (батареях) на содержание щелочей и карбонатов согласно приложению Г. Содержание щелочи в электролите должно быть не менее 250 г/л, содержание карбонатов не должно превышать 70 г/л.

Если содержание щелочи в электролите ниже допустимого, то в аккумуляторы следует долить электролит. При содержании карбонатов более 70 г/л электролит необходимо сменить с одновременной промывкой аккумуляторов.

Перед сменой электролита аккумулятор (батарею) разрядить в соответствии с таблицей 2.

Смена электролита производится так же при переводе аккумуляторов (батарей) для эксплуатации при минус 18°C и ниже (приложение В).

3.2 Перед сменой электролита батарею (аккумулятор) разрядить в соответствии с таблицей 2, демонтировать её. Из разряженных аккумуляторов слить электролит.

Для промывки аккумуляторов использовать дистиллированную воду или конденсат.

В аккумуляторы залить подщелоченную подогретую до температуры 40-45°C воду и выдержать в течение 30-60 минут. Установить аккумуляторы на промывочное приспособление вниз горловиной. В горловину ввести штуцер, через который подается теплая вода. Промывку проводить до вытекания из аккумуляторов светлой воды. Допускаются другие способы механизированной промывки аккумуляторов.

Можно производить промывку без приспособлений: залить водой, выдержать 30-60 минут, слить воду из аккумуляторов и снова промыть водой два раза.

После промывки аккумуляторы залить свежим электролитом с плотностью на 2% выше указанной в приложении В – вследствие того, что происходит разбавление его водой, оставшейся в порах пластин после промывки. Выдержать аккумуляторы в течение 2 ч.

Запрещается оставлять промытые аккумуляторы без электролита более 60 мин.

3.3 Промытые аккумуляторы залить электролитом по приложению В, проверить уровень и плотность.

3.4 Сообщить аккумуляторам (батареям) цикл заряд-разряд в соответствии с таблицей 2.

Проводить измерение напряжения каждого аккумулятора (батареи) в начале разряда и далее каждый час. Аккумуляторам, имеющим напряжение 1,0 В ранее 4 часов сообщить усиленный заряд в течение 10 часов.

Затем протереть сухой ветошью аккумуляторы (батареи), удалить налет окислов на борнах. Удаление окислов производить деревянной лопаточкой, обмотанной ветошью и слегка смоченной в керосине.

3.5 Один раз в год проводить проверку емкости аккумуляторов (батарей). Для этого необходимо провести работы в соответствии с п.3.4.

4 Правила хранения и транспортирования

4.1 Аккумуляторы в сухом виде должны храниться на стеллажах в вертикальном положении, борнами вверх, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.

Аккумуляторы должны периодически очищаться от пыли и выступающей соли. Металлические детали аккумуляторов должны быть смазаны консервационным маслом марки К-17 ГОСТ 10877 или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.

4.2 Помещение для хранения аккумуляторов должно быть сухим и вентилируемым с температурой воздуха от 1 до 40°С. При кратковременном хранении аккумуляторов, до одного месяца, допускается хранение в неотапливаемом помещении.

4.3 Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается. Не допускается также хранение кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами.

4.4 Аккумуляторы могут транспортироваться любым видом транспорта при температуре воздуха от минус 50 до 50°С.

При поставке аккумуляторов на автомашинах они должны быть покрыты брезентом или другим материалом, обеспечивающим защиту их во время транспортирования от воздействия атмосферных осадков.

5.1 Аккумуляторы (батареи), выработавшие гарантийный срок службы и непригодные к дальнейшей эксплуатации, подлежат утилизации.

5.2 Аккумуляторы в собранном виде со слитым электролитом должны направляться на специализированные предприятия, имеющие лицензию на переработку, в установленном порядке с соблюдением требований руководства по эксплуатации по безопасности и утилизации.

5.3 В состав активной массы положительного и отрицательного электродов входят гидрат закиси никеля и гидрат окиси кадмия. Степень действия этих вредных веществ на организм человека, которые могут выделятся при хранении отработанных аккумуляторов (батарей) с разрушенным корпусом или при их переработке, класс опасности и их предельно допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.007 и указаны в таблице 6.

Характер действия на организм человека

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3

Пыль вызывает аллергические заболевания кожи, нарушение центральной нервной системы, снижение кровяного давления

Окись кадмия токсична. Пыль, оксид вызывают поражение центральной нервной системы, внутренних органов, нарушение фосфорно-кальциевого обмена, поражение желудочно-кишечного тракта

Органы дыхания, кожный покров

Лом и отходы по физическим признакам относятся к классу А ГОСТ 1639.

5.4 Отработанные аккумуляторы (батареи) должны храниться в специальных помещениях или огороженных площадках без электролита, в неразобранном виде.

Источник

Оцените статью