Асфальтная смесь для ремонта

Содержание
  1. Дефекты и ремонт асфальтобетонного покрытия
  2. Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта
  3. Плановый ремонт
  4. Аварийный ремонт
  5. Заделка трещин
  6. Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей
  7. С использованием холодных смесей
  8. Метод пропитки
  9. Струйно инъекционный метод
  10. Термопрофилирование
  11. Термопланирование
  12. Термоукладка
  13. Термопластификация
  14. Ремикс
  15. Технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия — как применить промышленные методы дома
  16. Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефекты
  17. Заполнители
  18. Характеристики и маркировка битумов
  19. Почему повреждается асфальт
  20. Самостоятельный ремонт асфальтобетонных покрытий
  21. Без подготовки карт
  22. Ремонт методом пропитки
  23. Методы с нарезкой карт
  24. Подготовка карт
  25. Укладка смеси и заделка швов
  26. Что нужно делать, чтобы ямочный ремонт был реже нужен

Дефекты и ремонт асфальтобетонного покрытия

С асфальтным, а правильнее будет: асфальтобетонным покрытием, знакомы все. Оно используется на большинстве дорог, тротуарах, при благоустройстве придомовых территорий.

Как и любой другой материал, он, в силу различных факторов, повреждается и требует восстановления. Рассмотрим, как осуществляется ремонт асфальтобетонного покрытия, и в чём вообще причины его разрушения.

Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта

Причины разрушения асфальтобетонного покрытия разнообразны.

Перечислим основные из них.

  1. Некачественная смесь, использовавшаяся при укладке.
  2. Нарушения технологии укладки.
  3. Механические повреждения.
  4. Перегрузки при эксплуатации.
  5. Напряжения, возникающие при образовании льда в порах и трещинах при отрицательных температурах. Усугубляют ситуацию использующиеся соль или другие противогололедные реагенты.
  6. Просадка из-за выполненного не по технологии, или неправильно рассчитанного основания под него.
  7. Деформации из-за перепада температур.
  8. Просадка из-за повышенной влажности грунта (паводки, обильные дожди).
  9. Потеря битумным вяжущим свойств из-за повышенной температуры.
  10. Повышенная интенсивность движения, или проезд транспортных средств с нагрузкой на ось больше расчетной (в том числе и при сезонных или температурных ограничениях).
  11. Потеря битумным вяжущим своих свойств при долговременной эксплуатации.
  12. Некачественный или несвоевременный ремонт.

Обратите внимание! Как показывает практика, приходится ежегодно проводить текущий ремонт на 2-3 % процентах площади покрытия. Если дефекты занимают более 20 % площади, то дорога нуждается уже в капитальном ремонте. Капитальный ремонт заключается в удалении всего покрытия либо его слоя, и новой его укладке.

Ремонт покрытия делится на: плановый (текущий), капитальный и аварийный..

Плановый ремонт

Проводится при благоприятных погодных условиях, как правило, в теплое время года для устранения мелких дефектов. Правильное и своевременное его выполнение увеличивает срок службы покрытия, до минимума снижает вероятность возникновения критических дефектов в будущем.

Аварийный ремонт

Он проводится в случае появления на дороге критических дефектов угрожающих безопасности движения, как на фото выше. Работы проводятся в любых условиях и круглогодично. Но на такой ремонт асфальтобетонного покрытия, СНиП не предъявляет особых требований по долговечности — особенно если проводился он зимой.

Рассмотрим применяемые сегодня технологии для аварийного и планового ремонта, и их особенности.

Заделка трещин

Один из наиболее простых, но самый важный — ремонт асфальтобетонных покрытий. Обязательно выполняется перед приходом отрицательных температур, так как попавшая в трещины вода обязательно приведет к образованию выбоин.

Технология состоит из трех этапов:

  1. Трещина вычищается (выдувается) от пыли и мусора.
  2. Производится заполнение ее горячим битумным составом.
  3. Место, где проведен ремонт трещин асфальтобетонных покрытий, присыпается песком или отсевом.

Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей

Позволяет добиться наилучшего качества восстановленного полотна.

Для заделки выбоин применяют:

  1. Приготовленную в стационарных условиях смесь, в зимнее время, когда не работают асфальтобетонные заводы, материал недоступен;
  2. Литую смесь, разогретую на месте;
  3. Асфальтобетон, изготовленный методом рецинклинга. На месте ремонта куски покрытия (фрезерат), разогревают и перемешивают с добавлением битума в специальных мобильных установках — рециклерах.

На видео в этой статье — подробно показаны все этапы выполнения работы.

Технология включает в себя следующие операции:

  • Места ремонта размечают, соблюдая следующие правила:
  1. не должно быть острых углов;
  2. захватывают до 5 см неповрежденного покрытия;
  3. рядом расположенные дефекты объединяют в одну карту.
  • Проводится разборка асфальтобетонного покрытия по разметке, для этого используют отбойные молотки, ручные или смонтированные на самоходной технике фрезы.
  • Если необходимо, придают вертикальность кромкам зарезанного участка (когда использовалась фреза).
  • Очищают место ремонта от мусора, и тщательно его высушивают. Для этого используют воздуходувки, промышленные фены или просто горелки.
  • Кромки и дно карты проливают разогретым битумом либо эмульсией на его основе.
  • Укладывают смесь и уплотняют (укатывают) её. Если делается ремонт покрытия литым асфальтобетоном, то уплотнение не нужно.
  • Место стыка проливается эмульсией и просыпается мелким песком либо отсевом.

При использовании данной технологии, важно контролировать не только ее соблюдение, но и:

  1. качество материалов;
  2. температуру смеси (не ниже 115-120 о С), битума или эмульсии (согласно паспорту на материал);
  3. качество уплотнения.

С использованием холодных смесей

В этом случае, вместо горячих смесей используют специальные холодные составы на основе модифицированного битума и полимерных добавок.

  • Укладываются они без разогрева, это значительно ускоряет ремонт.
  • Смеси позволяют работать при отрицательных температурах. Но отремонтированное место не обладает такой же прочностью и водостойкостью, поэтому данный метод чаще применяют в аварийных ситуациях и на дорогах 3 категории и ниже.
  • Есть ограничение и по размеру заплат, они не должны быть больше 2м 2 . Так же, цена на эти смеси выше, чем на горячие. Но упрощение и ускорение работ, почти нивелирует разницу.
  • Смета на ремонт почти не отличается. Технология ремонта этими смесями та же, что и горячими.

Внимание: Некоторые производители холодных смесей, гарантируют качество без проливки битумом и уплотнения (хватает укатки колесами движущегося по карте после ремонта транспорта). Но лучше все же проводить эти операции.

При использовании холодных смесей, температуру при укладке не нужно контролировать. Но обязательно нужно следить за датой выпуска и условиями хранения смеси. При укладке, по истечении гарантийного срока, качество ремонта значительно ухудшается.

Метод пропитки

Самый быстрый, и наименее качественный способ. Применяют чаще всего при аварийном ремонте, или когда в небольшие сроки нужно привести в более или менее сносное состояние большой участок дороги. Такой ремонт можно выполнить своими руками, например, для восстановления дорожки на участке.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Выбоина вычищается от пыли и мусора с помощью щеток или воздуходувок.
  2. Проливается горячий битум или эмульсия.
  3. Производится засыпка мелкого (фракция до 15 мм) щебня.
  4. Если необходимо, предыдущая операция повторяется несколько раз, до полного заполнения выбоины.
  5. Уплотняется место ремонта катком либо виброплощадкой.
  6. Отремонтированное место присыпается мелким песком либо отсевом для бронирования.

Совет. Если будете проводить эту работу на участке самостоятельно, то вместо чистого битума выбирайте эмульсию на основе воды. Она пожаробезопасна (это важно при разогреве) и не требует просушки выбоины.

Струйно инъекционный метод

Метод похож на способ ремонта пропиткой. Обеспечивается быстрое восстановление асфальтобетонного покрытия и качество ремонта, но требует использования специальной машины. Монтируется она обычно на базе грузового автомобиля или прицепная.

Имеет следующие узлы:

  1. Ёмкость для битума или эмульсии с подогревающим устройством;
  2. Бункер для щебня;
  3. Компрессор;
  4. Подпружиненную выдвижную штангу с рабочим органом, подающим смесь и рукоятками для направления на участок ремонта;
  5. Дозирующе-распределяющее устройство, обеспечивающее подачу воздуха и материалов для ремонта к рабочему органу, в различных комбинациях и с разным давлением.

Работа выполняется бригадой из водителя и дорожного рабочего, управляющего штангой.

Инструкция по проведению такого ремонта состоит из следующих пунктов.

  1. Машина подъезжает к дефекту дороги так, чтобы он оказался в зоне доступа штанги.
  2. Струей воздуха под высоким давлением, из выбоины выдувается пыль и мусор.
  3. Выбоина промывается эмульсией под высоким напором.
  4. Снова производится продувка.
  5. В выбоину снова подается эмульсия, но давление уже меньше, и она смачивает поверхность.
  6. Под давлением воздуха, который обеспечивает хорошее уплотнение, и перемешивание дефект заполняется смесью эмульсии и щебня.
  7. Просыпается чистый щебень для бронирования места ремонта.
Читайте также:  Аксон все для ремонта

Термопрофилирование

Одна из самых современных и эффективных технологий ремонта. Используется не только для заделки дефектов, но и для восстановления покрытия, утерявшего свои свойства в силу длительного срока службы, либо других факторов.

Технология основана на разогреве и регенерации асфальтобетона, либо на нанесении сверху дополнительного слоя. Кроме устранения трещин и выбоин, удаляется колейность и просадки покрытия. Для того чтобы выполнить термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, нужен комплекс машин, либо комбинированный агрегат.

В состав его входят:

  1. Инфракрасные горелки для разогрева асфальта.
  2. Устройства для взрыхления.
  3. Перемешивающие аппараты.
  4. Вальцы для укладки.
  5. Дозаторы добавляемой смеси или компонентов.

В зависимости от состояния старого покрытия, особенностей его разрушения и других факторов, выбирают один из методов восстановления асфальтобетона.

Термопланирование

Старый асфальт разогревается и взрыхляется и снова укладывается.

Термоукладка

В этом случае кроме разогрева и перекладки старого асфальта поверх него ложится слой новой смеси.

Термопластификация

Новая смесь не добавляется. Старый асфальт перемешивается перед укладкой с пластификатором, восстанавливающим его свойства.

Ремикс

Старый асфальт смешивается с новой смесью. Также по необходимости добавляются заполнители или вяжущее.

Мы привели причины разрушения, виды ремонта (капитальный, текущий аварийный), и все наиболее применяемые на сегодня технологии ремонта асфальта. Конечно, тема не закрыта полностью, но будем рады, если наша статья помогла вам или просто расширила круг знаний.

Источник

Технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия — как применить промышленные методы дома

Латание выбоин в асфальте привычная работа дорожных служб. Однако данный вид материала часто используют и для приусадебных участков. Нанимать дорожников для небольшого ремонта невыгодно.

Поэтому рассмотрим, что собой представляет технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, чтобы сделать все самостоятельно. На самом деле это не так уж и сложно.

Поэтому не будем рассматривать нереализуемые без специального оборудования способы. К тому же техника, рассчитанная на большие объемы работ, может и не разместиться на узких дорогах, ведущих к дому.

К тому же в случае когда, например, машина, выполняющая ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно инъекционным методом даже и сможет проехать к месту работ, разогревать емкость эмульсии для двух трех ям нецелесообразно.

Использование специальной дорожной техники имеет смысл только тогда, если она заделает проблемные места в вашем дворе попутно, выполняя работы на автодороге или передвигаясь по ней. Но отметим, работы своими руками простейшими методами, даже если досконально выполнены требования, которые включает в себя технологическая карта на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, все-таки не обеспечивают такого качества как более современные методы устранения дефектов с применением сложного оборудования.

Сначала дадим немного теории, чтобы потом были более понятны методы ремонта асфальтобетона.

Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефекты

Асфальт состоит заполнителей и битумного вяжущего. Для придания особых свойств в смесь могут добавляться модификаторы.

Внимание. Правильнее называть не асфальт асфальтобетон, так как асфальт это скорее природный материал, одна из разновидностей битума без заполнителей.

Немного подробнее о составляющих для асфальтных смесей.

Заполнители

Это обычный песок и щебень, как и для бетона на основе цемента. Подбирают их состав по фракциям (размерам) так чтобы между заполнителями были минимум простого пространства. То есть промежутки между крупными камнями заполняются более мелкими между ними еще заполнитель еще более мелкий.

Для точного подбора существует математическая теория плотнейших упаковок. Иногда для более полного заполнения объема вводят молотый песок.

Асфальтобетон с более крупным заполнителем получается более твердым, но его поверхность трудно сделать идеально ровной, поэтому покрытие обычно укладывают в несколько слоев. Нижний — основной с крупными фракциями щебня, верхний — выравнивающий с меньшими или вообще на основе только песка.

Как и для обычного бетона лучше выбирать дробленый щебень и песок из отсевов, чем округлый гравий и речной песок. Также не желательно наличие пыли и примесей, поэтому заполнители часто предварительно промывают.

Характеристики и маркировка битумов

Свойства асфальтобетона в первую очередь определяются свойствами вяжущего. Для изготовления смеси для асфальтобетонных покрытий чаще всего используют битумы нефтяные дорожные маркируемые БНД.

Приведем таблицу с характеристиками наиболее распространенных марок согласно ГОСТ 22245-90:

Показатель Марки битума
БНД 200/300 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 40/60 БН 200/300 БН 130/200 БН 90/130 БН 60/90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 25 °С, мм 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60 201-300 131-200 91-130 60-90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 0 °С, мм не менее 45 35 28 20 13 24 18 15 10
Температура размягчения по методу кольцо — шар, °С, не ниже 35 40 43 47 51 33 38 41 45
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 25 °С 700 650 550 450 800 800 700
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 0°С 200 60 40 35
Температура хрупкости, °С, не больше -20 -18 -17 -15 -12 -14 -12 -10 -6
Температура вспышки, °С, не ниже 220 220 230 230 230 220 230 240 240
Изменение температуры размягчения после прогрева/С, не большее 7 6 5 5 5 8 7 6 6

Поясним, как замеряют показатели:

  • глубина проникновения иглы — меряют, на сколько миллиметров проникает в образец битума игла диаметром 0,1 миллиметр под грузом при определенной температуре за конкретный промежуток времени;

  • температура размягчения по методу шар кольцо — на образец битума кладут шар и замеряют температуру, при которой он коснется пластины под кольцом;

  • растяжимость при температуре — образцы определенной формы растягивают до разрыва;
  • температура хрупкости — определяют, при какой температуре на образце битума, нанесенном на металлическую пластинку, появляются трещины при ее сгибании;
  • температура вспышки — температура, при которой пары битума над поверхностью могут вспыхнуть (но не устойчиво гореть).

Как видите, марка битума определяется проникновением в него иглы при двадцати пяти градусах это самая важная характеристика. Чем меньшее это проникновение (два числа через дробь после аббревиатуры БНД в маркировке) тем более прочный получается асфальт из него.

Однако такой материал, сделанный на основе битума с небольшим проникновением иглы, получается более хрупким при отрицательных температурах и поэтому более склонен к образованию трещин, а затем выбоин. Поэтому стараются найти оптимальное решение, исходя из нагрузки на дорогу и климата. К тому же более прочный битум менее вязкий и требует большего разогрева и более интенсивного перемешивания при приготовлении асфальта из него, что увеличивает затраты на производство смеси.

Почему повреждается асфальт

Дефекты на покрытии вызываются разными причинами, перечислим их:

  • Механическим воздействием на материал, например, при резких ударах при падении предметов при разгрузке. При движении техники с большей массой, чем расчетная, которая была заложена при проектировании (на придомовою площадку рассчитанную максимум на вес легкового автомобиля зашел большегрузный самосвал со стройматериалами) или при увеличении интенсивности движения.
Читайте также:  Хендай элантра ремонт рулевой рейки своими руками

Возле дома такие проблемы часто возникают в местах установки контейнеров для мусора.

  • Потерей прочности основания — если подушка была запроектирована неправильно или размокла в результате дождей или паводка (чтобы избежать разрушения по этой причине на автодорогах вводят весенние ограничения нагрузки на ось), поломки дренажа и ливневой канализации.

Также смещение основания может быть вызвано циклами замерзания оттаивания грунта.

  • Основание и сам асфальтный слой механически повреждается по другим причинам — оползни, смещение грунтов.

  • Очень часто трещины образуются при разрастании корневой системы рядом растущих деревьев или кустарников. Могут проснуться и семена, по каким-то причинам оказавшиеся под дорогой. Хотя росток выглядит нежным, при росте он может создавать давление в десятки атмосфер.

Совет. Особенно опасны растущие рядом тополя у них мощная корневая система, уходящая на десятки метров от ствола. Падающая с листьев влага тоже ухудшает условия эксплуатации. Обратите внимание — часто на новой дороге места под кронами тополей через год-два покрывается мелкими трещинами, хотя на других участках дефектов нет. Поэтому старайтесь удалить посадки тополя рядом с асфальтом.

  • Потеря асфальтом прочности от времени, воздействия ультрафиолета и повышенных температур. Если для заполнителя эти факторы безвредны то битум, как и многие другие органические вещества к ним чувствителен.

  • Битум разъедается растворителями, например, часто дефекты образуются на местах стоянки автомобилей из-за подтекших масел и других технических жидкостей.

  • Асфальтобетон разрушается из-за напряжений, возникающих при превращении воды в лед при замерзании в его порах и трещинах. Это причина одна из главных в зимний период, но она, как правило, вторичная (если смесь была уложена качественная и правильно уплотнена) — для начала нужно чтобы эти трещины образовались.

  • В летний период способствовать разрушению асфальта могут растения, семена которых попали в трещины. Им даже не надо как мы уже говорили выше преодолевать препятствие, путь свободен. Особенно частот это видно на покрытиях дорожек и тротуаров, о ремонте которых мы будем говорить дальше.

Обратите внимание — обычно факторы способствующие разрушению бетона действую комплексно.

Например, наиболее распространен такой сценарий:

  1. из-за небольшой просадки грунта образовалась микротрещина;
  2. зимой в нее попала вода, она стала расширяться;
  3. из-за переменчивой погоды и, особенно, из-за использования соли или противогололедных реагентов, циклов замерзания оттаивания (может быть трех-десяти даже в течение суток) трещина расширяется до значительных размеров;
  4. сквозь трещину под покрытие начинает попадать влага вызывающая дальнейшее проседание основания, ускоряет процесс давление от колес проходящей техники.
  5. дальше появляется сеть мелких трещин, которые, в конце концов, превращаются в выбоину.

Теперь после небольшого теоретического экскурса перейдем к методикам самостоятельно ремонта асфальтобетона.

Самостоятельный ремонт асфальтобетонных покрытий

Итак, вы обнаружили выбоины на дорожке или площадке вашего дома и собираетесь без привлечения специалистов заделать их. Рассмотрим несколько наиболее применимых для самостоятельного ремонта способов.

В помощь дополнительно можем предложить видео в этой статье:

Без подготовки карт

При использовании этих способов не проводится обработка выбоин путем удаления резкой или другими способами асфальта вокруг них. Таким способом ускоряется работа. Практически все наиболее прогрессивные современные методы ямочного ремонта относятся к этой разновидности, но все они требуют специального дорогостоящего оборудования, без которого нельзя добиться высокого качества работ.

При самостоятельном выполнении ремонта лучше всего отказаться от этого метода, так как он не обеспечивает достаточной долговечности. Не обращайте внимания на то, что производители холодных смесей обещают, что без разделки выбоин можно достичь качества сравнимого с другими способами ремонта. Нарезать карты желательно.

Ремонт без карт оправдан только в качестве временной меры, если нужно срочно исправить дефект для безопасности или по другим причинам.

Хотя, если у Вас большой участок с площадью асфальта до гектара стоит подумать, чтобы приобрести компактную технику чтобы делать ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия — БЦМ (машины для струйно инъекционного метода) бывают и компактными со сравнительно небольшой производительностью. Чтобы техника не простаивала, Вы можете оказывать услуги соседям.

Ремонт методом пропитки

Самый простой способ ремонта. Для его выполнения нам понадобятся следующие материалы:

  1. мелкий щебень с размером зерен не более 15 мм, желательно купить мытый или промыть на подходящем сите самостоятельно, затем высушить, если будет использоваться битум;
  2. битум, либо эмульсия на его основе, вторая даже более желательна (об этом ниже);
  3. песок, лучше всего из отсевов дробления.

Битумная эмульсия — это раствор того же самого битума в воде, с добавлением специальных добавок — эмульгаторов. Ее достоинство в том, что не нужно разогревать до температуры боле 100 градусов, чтобы получить нужную текучесть.

Она отлично сцепляется с влажными поверхностями. Минус — если в течение нескольких часов после укладки пойдет дождь, эмульсия может вымыться водой.

Из приспособления и оборудования нам понадобятся минимальный набор инструмента — емкость для разогрева битума или эмульсии (подойдет металлическая бочка или бак, под которым можно развести костер), лейка или ковш для его заливки в места ремонта, жесткая щетка или метелка и совковая лопата. Но желательно дополнительно иметь воздуходувку или промышленный фен, в крайнем случае, газовую горелку.

Также, хотя мы и не подразумеваем разделку ям, все равно лучше хотя бы немного обработать их края для того чтобы они стали вертикальными. Для этого пригодится лом.

Инструкция по выполнению работ следующая:

  • Тщательно перемешивая, разогреваем битум, его температура должна быть в пределах 110-150 градусов. Эмульсию можно греть меньше до 80-90оС. В дальнейшем и тот и тот материал будем называть вяжущим.
  • Вычищаем лопатой и щеткой или метелкой ямы от разрушенного асфальта пыли и грязи. Удобно делать это воздуходувкой.

  • Если используем горячий битум, то высушиваем места работы. Делаем это феном или воздуходувкой (придется дольше подавать струю воздуха в выбоину). В крайнем случае, можно прогреть газовой горелкой, стараясь не пережечь асфальт. При работе с эмульсией просушка не нужна.
  • Проливаем вяжущим поверхности выбоины, чтобы полностью их смочить.
  • Затем насыпаем некоторое количество щебня, буквально 1-1,5 сантиметра.
  • Щебень проливаем эмульсией так, чтобы он полностью ею пропитался.

  • Так повторяем несколько раз, пока полностью не заполним выбоину с небольшим превышением над уровнем асфальта для компенсации усадки.
  • Поверхность выравниваем.
  • Присыпаем место ремонта песком сверху.
  • Через некоторое время, когда битум или эмульсия затвердеют, удаляем не связавшиеся частицы щебня и песка.

Методы с нарезкой карт

Это наиболее качественные способы, которые можно выполнить без сложной техники в соответствии СНиП на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, при наличии качественных материалов.

Все работы можно разделить на три этапа:

  1. подготовка карт;
  2. заполнение их ремонтным материалом;
  3. обработка швов.

Теперь о каждом этапе подробнее.

Подготовка карт

Ремонт начинается с подготовки карт, к которой нужно отнестись ответственно. В дорожно эксплуатационных и ремонтных организациях на эту операцию обязательно составляется акт скрытых работ. Теперь подробнее.

Для нарезки карт нам понадобятся:

  • Инструмент для разметки — линейка, мел.
  • Инструмент для резания и удаления асфальта. Это может быть нарезчик швов или даже мощная угловая шлифмашинка (болгарка) с соответствующим диском. Также для нарезки карт используют отбойные молотки или перфораторы с зубилами и пиками. В крайнем случае, при небольшом объеме ремонта и желании тяжело поработать, можно воспользоваться обычным ломом.
Читайте также:  Шток шарового крана ремонт

Совет. Если необходимо удалить покрытие до основания ломом то не мучайтесь, нанося удары по всей площади. Пробейте контуры, а затем поддевайте асфальт снизу, он легко ломается.

  • Приспособления для очистки и сушки карт — фен, воздуходувка, в крайнем случае, метелки и газовая горелка (такая как на фото ниже).

  • Вспомогательный инструмент — лопаты и лом.

Теперь непосредственно о самом выполнении работ. В первую очередь проводим разметку — требования к ней следующие.

  1. Контуры карт должны выступать на несколько сантиметров за область поврежденного покрытия.
  2. Несколько мелких выбоин расположенных рядом объединяют в одну карту.
  3. Оптимальной является прямоугольная форма. В крайнем случае, можно усложнить очертания но, не допуская острых углов.
  4. Если для ремонта планируется использовать холодные асфальтобетонные смеси, то площадь карты не должна быть более 2 квадратных метров (если другого не оговорено производителем).

По разметке проводят удаление асфальта по всей площади любым из инструментов. Глубина разделки карты — до неповрежденного асфальта, если нужно, то и до его основания. Стенки должны быть вертикальными.

Затем карта очищается и сушится, после этих операций ее можно считать готовой к укладке смеси.

Укладка смеси и заделка швов

Для заполнения карт используют несколько материалов, перечислим их, а также укажем на достоинства и недостатки.

  • Обычный бетон на основе портландцемента. Хотя и, кажется, что такой ремонт долговечный, от него лучше отказаться.

Дело в различных коэффициентах температурного расширения. Как бы вы не заделывали стык между двумя материалам, на нем всегда будет образовываться трещина, которая от попадания воды и замерзании ее расширится и приведет к дальнейшему разрушению покрытия.

Кроме того место ремонта по фактуре и цвету будет отличаться от остального покрытия что не очень эстетично. Также стоит отметить, что такой ямочный ремонт не предусмотрен никакими строительными нормами.

  • Обычный горячий асфальтобетон, который используют и при строительстве дорог. Это наилучший вариант, правда, могут возникнуть проблемы с покупкой материала, если объем работ очень небольшой и требуется меньше кубического метра смеси, поставщики обычно чрезмерно малые партии не продают, но тогда можно выбрать другие варианты технологии ремонта.

К минусам можно отнести то, что горячим асфальтом нельзя производить ремонт при температурах ниже –10оС. Также в зимнее время многие заводы не работают, так что и приобрести этот материал будет затруднительно.

Возможное и еще одно затруднение — если Ваш участок отдален на большее расстояние (300 и более километров) от производства асфальтобетона то доставлять смесь к Вам никто не согласится, даже в кузовах с подогревом за время транспортировки она остынет.

  • Холодные асфальтобетонные смеси — они представляют собой разновидность обычного асфальта, в котором твердение битума благодаря введению специальных добавок происходит не при остывании, а только после укатки. Это неплохое решение, но тоже имеет как плюсы, так и минусы.

К достоинствам можно отнести:

  • можно приобрести материал даже для небольшой площади ремонта, есть расфасовки по несколько килограмм;
  • не ограничиваются сроки транспортировки и выполнения работ, холодный асфальт хранится несколько месяцев;
  • не нужно контролировать температуру при укладке;
  • работу можно проводить круглогодично даже в сильные морозы.

Но недостатки тоже есть:

  1. цена на него в несколько раз больше, чем у традиционных горячих смесей;
  2. прочность и морозостойкость холодного асфальта меньше.

Теперь непосредственно о заделке нарезанных карт, для работ нам понадобятся кроме того материала, который будем укладывать: битум или эмульсия на его основе, чистый песок. Дополнительно нужно небольшое количество отработанного масла, солярки или чего-то подобного для смазки гладилки, подошвы виброплиты или катка.

Нужно также следующее оборудование (приспособления) и инструменты:

  • Емкость для подогрева битума или эмульсии. Большой объем нам не нужен, можно ограничиться небольшой флягой, которую можно греть паяльной лампой или газовой горелкой.

  • Ковш, лейка или даже старый чайник для разлива битума.
  • Гладилка, это инструмент наподобие большой швабры или грабли без зубьев. Предназначается для разравнивания уложенной смеси.

  • Виброплита для уплотнения уложенной смеси. Можно заменить ее самостоятельно изготовленным катком из трубы большого диаметра.

Совет. Если будете делать каток из трубы, то для увеличения его массы предусмотрите возможность наполнения его водой. Для этого достаточно герметично заварить торцы и сделать горловину для наполнения. Транспортировать такое приспособление будет легко, а на месте работ, залив воду, можно увеличить вес.

  1. Лопаты.
  2. Если будем работать с холодным асфальтом в зимнее время, то перед укладкой желательно его немного подогреть, перемешивая. Для этого подойдет мощный строительный фен или газовая горелка.

Теперь поэтапно распишем выполнение работ.

  • Если карта была нарезана у края асфальтного покрытия то для того, чтобы образовать недостающую ее стенку и сделать ровную кромку прилаживаем брусок соответствующей высоты и закрепляем его колышками.

  • Проливаем дно и стенки карт разогретым битумом или эмульсией. Если асфальт был прорезан до основания (песчано-гравийной подушки) то предварительно его уплотняем виброплощадкой, катком или трамбовкой.

  • Выкладываем смесь в карту. Тут главное не перестараться, лучше немного досыпать, потом чем убирать лишний асфальт после укатки.

  • Разравниваем поверхность гладилкой. Эта операция похожа на разравнивание грядок граблями, дачники меня поймут. Чтобы асфальт не прилипал к гладилкам смазываем их соляркой. Поверхность должна быть немного выше уровня покрытия на 1-2 сантиметра с учетом усадки при уплотнении.

  • Уплотняем виброплитой или катком тщательно, в несколько проходов — не менее пяти.

  • Если получилось что уровень отремонтированного места ниже остального покрытия, ничего страшного добавляем смесь, снова разравниваем и укатываем. Наша карта не должна быть ниже иначе в ней будет скапливаться вода.
  • Завершающий этап — проливаем место швов между старым и новым покрытием битумом и присыпаем песком.

Что нужно делать, чтобы ямочный ремонт был реже нужен

В завершение расскажем о мерах, которые нужно предпринимать, чтобы ваши асфальтные дорожки или площадки приходилось ремонтировать как можно реже. Лучше предупредить образование дефектов, чем потом их устранять.

  1. Укладывая новую дорожку (или принимая ее от строителей) проверьте уклоны. Просто посмотрите на нее после дождя, на асфальте не должно быть луж. Превращающаяся в лед вода — одна из главных причин разрушения покрытия.
  2. С этой же целью держите в исправности канализацию и дренаж, своевременно ремонтируя и чистя их.
  3. Территорию возле дома предпочтительнее очищать от снега и льда механически, чем применять соль. Для устранения скользкости лучше просыпать чистым песком или мелким щебнем.
  4. Если вам необходимо через небольшую дорожку пропустить тяжелую технику, положите на ее пути настил, который распределит нагрузку по площади.
  5. По возможности удалите растения с мощными корнями или нависающими кронами вблизи асфальта.
  6. Образовавшиеся даже небольшие трещины сразу заделывайте, проливайте битумом и присыпайте песком.
  7. Удаляйте все растения проросшие сквозь асфальт

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о самостоятельном ремонте асфальта во дворе вашего дома. Как видите, ничего сложного нет.

Будем рады, если наша небольшая импровизированная технологическая карта ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия помогла устранить ямы и выбоины. Ходите и ездите на автомобиле по ровным дорогам везде, а не только на скоростных шоссе, это убережет вас от травм, а машину от поломок.

Источник

Оцените статью