Ассоциация капитального ремонта как
О председателе Ассоциации
Александр Геннадьевич Сидякин (р. 17 ноября 1977 года, г. Сегежа Республики Карелия) – Руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан.
Образование
В 1999 окончил Тверской государственный университет по специальности «Юриспруденция». Долгое время работал юристом и правозащитником в общественных организациях. Преподавал юридические дисциплины в университете.
Трудовая деятельность
С 2006 по 2009 занимал различные должности в коммерческих структурах.
С 2009 по 2011 год работал Секретарем Федерации Независимых Профсоюзов России – Руководителем Департамента коллективных действий и развития профсоюзного движения ФНПР.
Политическая деятельность
В 2011 году был избран депутатом Государственной Думы VI созыва от Республики Татарстан, занимал должность Заместителя председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Был членом делегации Федерального Собрания в ПАСЕ, координатором депутатской группы по связям с парламентом Аргентинской Республики.
С октября 2016 года по ноябрь 2018 года исполнял полномочия депутата Государственной Думы VII созыва от Республики Татарстан по списку ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Занимал должность Первого заместителя председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
С ноября 2018 года — Руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан.
Увлечения
Занимается альпинизмом и скалолазанием. Покорил горы Казбек, Эльбрус, Килиманджаро, самую высокую вершину Антарктиды – пик Винсона, где водрузил флаг России и Татарстана. В 2017 году совершил восхождение на Эверест.
Награды
Почётная грамота ФНПР
Грамота Президента Российской Федерации к памятной медали «XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани» — За вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
Почётная грамота Президента Российской Федерации (6 февраля 2014 года) — За активную законотворческую деятельность, заслуги в укреплении законности и многолетнюю добросовестную работу. Указ Президента Российской Федерации №26-рп.
Совет Ассоциации :
Сидякин Александр Геннадьевич
Председатель Совета, Руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан.
Булгакова Ирина Александровна
Член Совета, Председатель Экспертного совета Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы РФ
Пятанов Алексей Николаевич
Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области
Шаль Сергей Вернерович
Заместитель Губернатора Челябинской области
Мамонова Анна Ивановна
Член Совета, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов
Носова Светлана Геннадьевна
Секретарь Совета, заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов
Об исполнительном директоре Ассоциации
Анна Ивановна Мамонова – исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР).
2 февраля 2016 года возглавила Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР).
Источник
Ассоциация капитального ремонта как
06 августа 2018
Последние пять лет в России идет капитальный ремонт многоэтажек по новому порядку. С 2012 года собственники квартир в обязательном порядке стали платить ежемесячные взносы, в регионах утвердили долгосрочные программы капитального ремонта многоквартирных домов и создали центры компетенций по организации и проведению ремонтов. Новая система дала дополнительный импульс для развития рынка строительных материалов, оборудования, технологий, специализированных банковских и IT-продуктов.
С начала приватизации жилья в девяностых годах прошлого века подавляющее большинство россиян не осознавало, что в собственность им досталась не только квартира. Вместе с ней собственники получили обязательства по несению расходов на содержание и капитальный ремонт своего дома, включая крышу, инженерные системы, фасад и подвал.
Логика владения недвижимостью подразумевает, что собственники несут ответственность за содержание общего имущества. При этом на уровне государства не было сформулировано единых подходов к организации процесса капитального ремонта и к его финансированию.
Единственным способом проведения работ было исключительно желание самих собственников собрать дополнительные средства и провести ремонт общего имущества дома. Такой принцип и был положен в основу новой реформы. В конце 2012 года в России приняли законы, определившее новые подходы к капитальному ремонту.
Сколько стоит капремонт
Сейчас в каждом регионе устанавливается минимальный размер взноса на капремонт, который в обязательном порядке оплачивают собственники квартир и других помещений, расположенных в многоквартирных домах. Региональные власти формируют долгосрочные программы капитального ремонта жилого фонда, в которых определяется очередность и вид проводимых работ.
На сегодняшний момент общее количество домов, включенных в региональные программы, достигло 737 000. По состоянию на 1 января 2018 года капремонт по отдельным видам работ проведен в 117 000 домов. Это значит, что жители каждого шестого дома в стране должны были на практике ощутить работу новой системы капитального ремонта.
По состоянию на конец 2016 года стоимость проведенных работ составила 108 млрд рублей, в 2017 году она достигла 171 млрд. Сложившаяся динамика говорит о завершении этапа формирования системы и ее переходе на стабильный режим работы. С учетом собираемых с населения взносов и дополнительных средств, выделяемых субъектами РФ на уровне региональных и муниципальных бюджетов, общий оборот отрасли составляет 200 млрд рублей.
Интересна и динамика изменения уровня собираемости взносов. На старте реформы в 2015 году этот показатель был равен 75%, в 2016 году средний уровень собираемости составил 85,7%, в 2017-м, — 92,1%. Такие результаты свидетельствуют о том, что новая система капитального ремонта прижилась, вырос уровень вовлеченности собственников в процесс организации и проведения работ.
Кто и как финансирует капремонт
Действующее законодательство предусматривает два способа формирования фонда капитального ремонта. Первый — «общий котел», когда собственники оплачивают взносы на счет регионального оператора, а тот в свою очередь организует проведение работ в рамках региональных программ: проводит техническое обследование, формирует задание на проектирование, отбирает подрядчиков, контролирует ремонт. Второй — «специальный счет». При таком способе собственники дома копят взносы на капремонт на отдельном счете, сами организуют и контролируют работы.
По данным на 1 января 2018 года, на специальные счета приходится 17,6 % от общей площади домов, входящих в региональные программы. Темпы проведения капитальных ремонтов домами, формирующими фонд на специальном счете, остаются низкими. Ежегодно собственники таких домов собирают примерно 30 млрд рублей, а ремонты проводят на сумму чуть более 10 млрд рублей.
Причиной такого низкого показателя может являться совокупность двух факторов: недостаточность компетенции у собственников для организации процесса и необеспеченность деньгами.
Средняя сумма, собранная на одном доме со спецсчетом, оказалась равна 1 млн рублей. Для того, чтобы провести полноценный ремонт одного конструктивного элемента дома, этого недостаточно. Оптимальным решением вопроса является развитие системы кредитования специальных счетов, однако в этом сегменте нет устоявшейся всероссийской практики.
Дополнительным источником финансирования капремонта могут служить энергосервисные контракты. Инвестор вкладывает свои средства в ремонт общего имущества многоквартирного дома, а возвращает их за счет полученной в последствии экономии по потреблению энергоресурсов.
Что касается недостаточной компетенции у собственников домов, формирующих фонд на специальных счетах, то в некоторых регионах есть практика создания для них центров организации капитального ремонта (к примеру, в Ярославской области). Они оказывают методологическую и практическую помощь в организации работ. В большинстве регионов информационно-разъяснительной работой о системе капитального ремонта занимаются региональные операторы при участии общественных организаций.
На сегодняшний момент система капитального ремонта — это емкий рынок, участниками которого являются не только собственники, региональные операторы и подрядные организации, но и производители материалов, разработчики технологий, банки, расчетные центры, страховщики, электронные торговые площадки, IT и энергосервисные компании.
Согласно анализу краткосрочных планов, на ремонт инженерных систем дома (электрика, тепло, газ, водоснабжение, водоотведение) приходится 28% от общего объема запланированных работ, на ремонт крыш — 27%, на ремонт или замену лифтового оборудования — 18 %, на ремонт фасадов — 17%, оставшиеся 10% — это ремонт подвальных помещений, фундамента и дополнительные виды работ, предусмотренные законами субъектов России.
Наиболее четко динамика видна по объему замены лифтов. Если в первые годы в рамках реализации программ капитального ремонта на замену лифтов приходилось всего 5% от всего объема проводимых работ, то в 2017 году — более 15%. При этом в рамках требований законодательства и ценового сегмента (стоимость работ при капремонте ограничена размером предельной стоимости работ, установленной в каждом субъекте) это преимущественно лифты российского производства.
Рынок достаточно быстро реагирует на запросы системы. Последний тренд — использование материалов и технологий, позволяющих сократить срок производства работ и последующие эксплуатационные расходы на содержание дома, увеличить межремонтные периоды. На старте применение инновационных технологий носило точечный характер, теперь это становится распространенной практикой.
Например, если для ремонта плоских крыш традиционно применяли наплавляемые битумные рулонные покрытия, то сейчас в отдельных регионах практикуют технологию мембранного покрытия, а также инновационные разработки, например, теплоизоляционный материал — пеностекольный щебень.
В целом система капремонта показала свою работоспособность. На данном этапе важно закрепить полученный результат и обеспечить качество проводимых ремонтов, причем с акцентом на внедрение новых технологий, учитывающих жизненный цикл зданий и дальнейшие эксплуатационные расходы на содержание дома.
Регулирование качества возможно через стандартизацию процессов проектирования и проведения работ, а также унификацию подходов к определению материалов и технологий, используемых при капремонте.
Действующие государственные стандарты (ГОСТы) являются устаревшими, так как принимались без учета специфики жилищного законодательства и новой системы капитального ремонта.
Подкомитет «Организация и управление капитальным ремонтом МКД» технического комитета по стандартизации Росстандарта России совместно с профессиональным объединением региональных операторов капитального ремонта уже ведет работу по разработке необходимых ГОСТов.
Формирование единых требований, с одной стороны, очистит рынок от недобросовестных производителей, с другой — даст дополнительный стимул к развитию предприятий, готовых занять свою нишу на рынке капремонта.
Источник
Ассоциация капитального ремонта как
24 августа 2020 Интервью Анны Мамоновой отраслевому журналу «Вестник» в преддверии Дня строителя.
Установление особых условий проведения закупок в сфере капремонта, пересмотр порядка осуществления работ с учетом фактического состояния домов, расширение инструментов господдержки по замене лифтов. Эти и другие мероприятия внесены в Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения развития России. Мы попросили исполнительного директора АРОКР Анну Мамонову рассказать о том, что принесут эти изменения отрасли и какие еще мероприятия необходимо провести для совершенствования системы капремонта.
Анна Ивановна, в рамках конференции «ЖКХ в условиях пандемии — вызовы и решения», организованной Минстроем России, предложен новый пул мер поддержки предприятий отрасли, который в итоге дополнит Общенациональный план действий восстановления экономики. Какие предложения по совершенствованию системы капремонта направлены в Правительство РФ по итогам мероприятия и какие мероприятия необходимо, по вашему мнению, дополнительно внести в этот документ?
В первую очередь хочу отметить работу нашего профильного министерства, которое прислушалось к мнению экспертов отрасли. И в результате в первоначальный проект Общенационального плана действий восстановления экономики уже были включены ключевые мероприятия, направленные на поддержку сферы капитального ремонта. Среди них — установление особого порядка проведения закупок в сфере капитального ремонта до конца 2021 года, пересмотр порядка осуществления капремонта с учетом фактического технического состояния многоквартирных домов и их конструктивов, а также расширение инструментов господдержки работ по замене лифтового оборудования.
Кроме того, в Общенациональный план действий включен пункт «Стимулирование направления на проведение работ по капитальному ремонту остатков средств на счетах региональных операторов капитального ремонта путем введения упрощенной ускоренной процедуры контрактования». В связи с длительным периодом проведения конкурсных процедур, согласно действующему законодательству, многие региональные операторы не успевают провести все процедуры в установленные сроки, и это является одной из причин образования больших остатков средств на счетах регоператоров. Реализация данного мероприятия позволит существенно сократить сроки проведения торгов и активнее реализовать намеченные планы по ремонту. Уже сформированы предложения по уточнению и доработке мер Общенационального плана, которые ведомство планирует учесть в работе при реализации данных мероприятий.
Отмечу, что в рамках работы профильной блиц-дискуссии, посвященной капремонту, все эксперты единогласно сошлись во мнении, что требуется не только принять меры, направленные на поддержку отрасли и минимизацию последствий пандемии, но и реализовать давно назревшие решения в целях совершенствования системы капремонта. В связи с этим в Правительство РФ направлен объемный пул предложений по особенностям реализации мер, предложенных Минстроем России, который преимущественно касается развития возможностей системы капремонта в долгосрочной перспективе. В пул дополнительных предложений также вошло мероприятие в отношении МКД, являющихся объектами культурного наследия. В частности, предложение об установлении обязательности софинансирования работ в таких домах либо исключение этих домов из региональной программы и проработка иных механизмов финансирования реставрации ввиду невозможности осуществления реставрации исключительно за счет средств собственников, собираемых на ремонт.
На субсидирование процентной ставки по заимствованиям на мероприятия по замене лифтов в проекте Общенационального плана на 2020-2021 годы запланировано выделение 1,5 млрд рублей. Как вы считаете, это позволит решить проблему изношенности лифтового оборудования?
Напомню, что согласно Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011» до 2025 года в стране необходимо заменить порядка 144 тыс. лифтов.
Замена лифтового оборудования — одно из самых дорогостоящих мероприятий при капитальном ремонте, и для ускоренной замены лифтов в полном объеме необходима поддержка со стороны государства, так как самостоятельно система капремонта за счет взносов граждан с этой задачей не справится.
Рассматриваются различные механизмы поддержки за счет привлечения дополнительных источников финансирования. Это доступные финансовые инструменты, такие как механизмы рассрочки, факторинга, прямого кредитования, субсидии на выполнение работ, которые могут быть использованы уже сегодня в счет будущих поступающих взносов на капремонт.
Такие инструменты пользуются спросом как у «общего котла», так и на спецсчетах. Например, механизм проведения работ в рассрочку набирает популярность у собственников, формирующих фонд капремонта на спецсчетах. В ситуации, когда накопленных средств недостаточно, частичная оплата накопленными взносами на капремонт и рассрочка оплаты по выполненным работам становится выходом для спецсчетов. Среди примеров — Удмуртская Республика, где с 2017 года применяется практика софинансирования и рассрочки для спецсчетов. Другие субъекты тоже подключаются к таким программам. Например, в Свердловской области рассматривают варианты бюджетной поддержки и рассрочки на спецсчетах.
Даже небольшие объемы господдержки позволят дать старт развитию масштабных и долгосрочных рыночных инструментов финансирования замены лифтового оборудования, а в перспективе и других работ по капремонту.
Поэтому и озвученное предложение о субсидировании процентной ставки по заимствованиям на мероприятия по замене лифтового оборудования станет серьезным подспорьем для отрасли и приблизит к достижению поставленных задач.
Вы упомянули о включенном в Общенациональный план пункте пересмотра порядка осуществления капремонта с учетом фактического состояния МКД. Оцените важность этого решения.
Это одно из важнейших решений для системы капремонта.
На сегодня мы имеем практику работы с теми данными, которые были на старте запуска программы капремонта, и не всегда эти исходные данные были правильные. В системе капремонта сформировался запрос на потенциальный пересмотр региональных программ, который будет учитывать фактическое техническое состояние многоквартирного дома и его отдельных конструктивов. Эта позиция поддержана как экспертным сообществом, так и профильным ведомством. Очередность ремонта конструктивов будет проводиться на основании технического заключения специалистов.
Оценка технического состояния МКД должна являться первоочередным документом для формирования и актуализации региональной программы капремонта, краткосрочного плана ее реализации. В связи с этим будет создан более гибкий подход к формированию программы, основанный на техническом состоянии жилищного фонда и позволяющий максимально эффективно использовать ресурсы регоператоров, сбалансировать региональные программы и ускорить капремонт в тех домах, где это требуется в первоочередном порядке.
Какое влияние оказала пандемия коронавируса на отрасль?
В период пандемии звучали разные прогнозы на предмет того, какими будут последствия для отрасли. Многие политики и эксперты прогнозировали значительное снижение платежей, но ассоциация всегда отмечала, что система капремонта достаточно устойчива и такой стресс-тест не сильно повлияет на сферу. Сегодня уже можно делать выводы, что наши прогнозы подтвердились. Конечно, снижение произошло, но в пределах прогнозируемых параметров. Фактически среднее падение по взносам за капремонт в России составило порядка 7%.
Применительно к введенному мораторию на начисление пеней, важно понимать, что неначисление пеней — это временная мера, которая направлена на поддержку граждан, попавших в сложную финансовую ситуацию, связанную с пандемией.
Мораторий будет действовать до конца года. Это значит, что в течение этого года за несвоевременную оплату просто не будут начисляться пени и штрафы, но обязанность оплачивать услугу капремонта никуда не исчезла (за исключением тех регионов, где на три месяца приостанавливали оплату), а также сохранилась возможность взыскания ранее начисленных пеней (до введения моратория). С 1 января 2021 года вернется и прежний порядок начисления пеней, и те собственники, которые не платят за капремонт, будут их оплачивать добровольно либо в судебном порядке. Поэтому, конечно, при наличии финансовых возможностей лучше не копить долги и взносы на капремонт оплачивать своевременно.
Что касается регионов, где оплата взносов была полностью приостановлена. Отмечу, что практически все из этих субъектов имеют достаточные финансовые резервы на счетах регоператоров, что позволит им справиться с плановыми показателями реализации программ капремонта в текущем году. Вместе с тем непростая ситуация сложилась у собственников, формирующих фонд капремонта на специальных счетах. Собственники домов, где было принято решение о капремонте в текущем году и у которых уже возникли финансовые обязательства перед подрядчиками за выполненные работы, рассчитывали на плановые поступления по «приостановленным» месяцам и в результате попали в сложную ситуацию.
В связи с этим, если органы исполнительной власти субъектов приняли решение о временном приостановлении оплаты взносов на капремонт, необходимо предусматривать поддержку из бюджета субъекта для компенсации недосбора, поскольку решения о приостановке оплаты взносов не приостановили процесс ветшания жилищного фонда, который при любом раскладе требует ремонта.
Какие виды капремонта оказались наиболее востребованными в условиях самоизоляции?
В период режима ограничений в регионах функционировал различный режим по проведению капремонта: в 14 субъектах работы приостановили полностью, в 29 — частично, в остальных деятельность шла в штатном режиме, но акцент был сделан преимущественно на работах внешнего контура (фасад, кровля).
Сильнее всего в этом году пострадал такой вид работ, как внутридомовые инженерные системы, так как был ограничен доступ в квартиры собственников, а также ввиду короткого сезона проведения таких работ — до начала отопительного сезона. Регоператоры отмечают риски в части невыполнения запланированного объема работ по внутридомовым инженерным системам в текущем году (в 2019 году работы по ремонту инженерных систем составили 26% от всех видов работ общей стоимостью 62,7 млрд рублей).
Некоторые субъекты скорректировали графики работ. Например, в Москве возобновили капремонт в начале июля, сообщив, что акцент будет сделан на ремонт конструктивов, необходимых для обеспечения безопасности жителей, — это ремонт систем внутридомового газоснабжения и замена лифтов. А проводимые в квартирах работы по ремонту внутридомовых инженерных систем будут перенесены на 2021 год.
При этом некоторым регионам даже удалось улучшить свои показатели по сравнению с прошлым годом. Так, в Пермском крае подрядные организации набрали высокие темпы работ даже в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса. За первые шесть месяцев выполнено 164 вида работ в 124 домах — это в три раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. Таким образом, работы внешнего контура хоть и были приостановлены на некоторое время в ряде регионов, но серьезно этот блок не пострадал. И сейчас, в разгар строительного сезона, ремонт находится в активной фазе.
Однако работы по капремонту внутридомовых инженерных систем во многих регионах фактически заморожены. В любом случае этот вопрос находится на особом контроле у глав субъектов, так как первоочередной задачей является обеспечение безопасности здоровья жителей.
Если попытаться сделать прогноз до конца года, как вы считаете, удастся ли справиться с годовой программой выполнения капремонта МКД?
Период пандемии пришелся на начало года. Как правило, это то время, когда основной функционал регоператора сконцентрирован на таких обязанностях, как проведение торгов, отбор подрядных организаций и заключение с ними договоров. Период активных работ начинается с мая-июня.
Даже несмотря на то, что многие ограничительные меры серьезно повлияли на сам процесс отбора подрядных организаций, кредитования, система оказалась готова к таким изменениям. У нас многие процессы, в том числе система заключения закупок и договоров уже переведены в «цифру», поэтому по окончании основного периода контрактования мы получили результат, аналогичный прошлому году. Это значит, что снижения контрактования не произошло и в целом система справилась с функцией отбора подрядных организаций и заключения договоров в плановых объемах. Иначе обстоит ситуация с выполнением самих ремонтных работ. Здесь возникли реальные сложности. Во-первых, у самих подрядных организаций, которые столкнулись с увеличением стоимости материалов и оборудования, с их доставкой до объектов и с вынужденным простоем в ряде регионов.
Во-вторых, действовали ограничения, связанные с самоизоляцией и допусками к объектам ремонта. Соответственно, с учетом того, что внутридомовые инженерные сети в ряде регионов будут перенесены на 2021 год, мы прогнозируем серьезное падение именно по этому виду работ. По остальным конструктивам рассчитываем, что регионы справятся с этой непростой задачей, поскольку, как только в субъекте снимают ограничения, подрядные организации оперативно выходят на объекты и ударными темпами проводят ремонт.
Вместе с тем в связи с переносом мы уже строим свои прогнозы по работам на следующий год, так как по ряду работ получается двойная нагрузка. И уже сейчас отдельные регионы формируют планы на следующий год, а в отдельных субъектах проводится отбор подрядных организаций по объемам следующего года и предстоящих лет.
Стоит отметить, что план на 2020 год превышает план 2019 года, поэтому даже при невыполнении показателей в текущем году есть все основания полагать, что исполнение краткосрочного плана будет на уровне предыдущего года.
Источник