Выбирая ремонт за границей, готовьтесь платить таможенные платежи
Как показало последнее дело, в котором мы являлись представителями истца, таможня и суд не видят разницы с кого взимать платежи: с временно вывезенного российского судна или временно вывезенного иностранного судна. В Ростовской области завершилось судебное разбирательство между российским судовладельцем (арендатором) и таможней. Российский судовладелец обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к таможне о признании незаконным отказа в возврате таможенных платежей, уплаченных за ремонт судна за границей.
В своих требованиях общество указало несколько оснований, но ни одно из них не стало для суда достаточно убедительным для того, чтобы суд встал на сторону заявителя.
Таким образом, если нам не удастся в апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ростовской области российские судовладельцы должны быть готовы к оплачивать таможенные платежи в схожих ситуациях.
В чем собственно ситуация: российское общество арендует по бербоут-чартеру у иностранной компании судно, ввозит его под временным ввозом на территорию России для совершения международных перевозок. Затем судно уходит в рейс с грузом и по доставке груза собственник судна – иностранная компания принимает решение провести ремонт с целью очередного планового освидетельствования, что и было сделано по контракту на ремонт на украинском предприятии. При этом собственник самостоятельно заключил и оплатил контракт на ремонт, изъял из аренды судно, а затем вернул его российскому арендатору. По возвращению в Россию российскому арендатору таможня насчитала таможенный платежи за ремонт, которые пришлось заплатить.
Далее нам придется углубиться в анализ и толкование норм таможенного права, без этого свою позицию не объяснить.
Мы полагаем, что в этой ситуации имеет место применение таможней и судом первой инстанции норм таможенного законодательства по временному вывозу транспортных средств международной перевозки, имеющим статус товаров таможенного союза, к транспортным средствам международной перевозки, имеющим статус иностранных товаров.
Данный вывод сделан нами на основании следующих обстоятельств дела и нормативно-правовой базы.
Иностранный товар (согласно понятийному аппарату, данному в ст. 10 Таможенного кодекса ТС), то есть судно, зарегистрированное за иностранным юридическим лицом-собственником, было передано в аренду по договору бербоут-чартера российскому юридическому лицу. Российское юридическое лицо, имея целью осуществлять международные перевозки между российскими и иностранными портами, оформило в таможенном отношении данное судно как транспортное средство международной перевозки единственным возможным способом по ст. 342 ТК ТС во временный ввоз (специальная таможенная процедура для транспортных средств международной перевозки, имеющих статус иностранных товаров).
Затем судно ушло с грузом в международный рейс, оформив в таможне временный вывоз, и иностранный собственник решил провести ремонт и освидетельствование судна за пределами таможенного союза, что, безусловно, его право.
При этом транспортные средства международной перевозки, оформленные во временный вывоз, сохраняют статус иностранных товаров. Кроме того по ст. 345 Таможенного кодекса «временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории таможенного союза».
Если внимательно осмыслить ст. 345 ТК ТС, то процедура временного вывоза, конечно, в основном, введена законодателем для товаров таможенного союза:
- «полностью произведенных на территориях государств-членов таможенного союза;
- ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза» — ст. 10 ТК ТС.
Но благодаря п.4 ст. 345 временный вывоз возможен и в ситуациях, подобных нашей, то есть с временно ввезенными иностранными судами. С одной стороны это упростило, в некотором смысле, таможенное оформление для российских арендаторов судов, но, с другой стороны, они попали в ловушку ст. 347 ТК ТС, легко применяемой таможенными органами без разбора и в отношении товаров таможенного союза, и в отношении иностранных товаров. В этой статье содержится закрытый перечень операций, которые можно совершать с временно вывезенными судами. И, если российский арендатор, как в нашем случае, привез обратно на таможенную территорию иностранное судно, отремонтированное иностранным собственником за его счет (то есть собственника), то он, по мнению таможни, по ст. 347 ТК ТС должен заплатить со стоимости ремонта таможенную пошлину. Исключения составляют гарантийные и аварийные ремонты.
Статья 347 ТК ТС, на наш взгляд, имеет значительный пробел, а именно — не предусматривает никаких исключений или оговорок в отношении временно вывезенных иностранных транспортных средств. Тем не менее, принимая во внимание, основной посыл ст. 342 и п. 3 ст. 345 ТК ТС временно ввезенные и временно вывезенные транспортные средства международной перевозки ввозятся и вывозятся без обложения таможенными платежами и налогами. И было бы не логичным предположить, что ремонт иностранного товара иностранным собственником должен сопровождаться обязанностью оплатить со стоимости ремонта пошлину в российский бюджет.
По нашему убеждению таможенные нормы в совокупности приводят к выводу, что «дух закона» направлен на взимание таможенных пошлин с российских судов или судов таможенного союза, вывезенных с территории таможенного союза и отремонтированных за рубежом (в том числе с целью мотивации местных судовладельцев ремонтироваться на своей территории и поддерживать отечественный судоремонт и судостроение), а не на обложение таможенными платежами иностранных судов, принадлежащих иностранным компаниям, имеющим право определять место и время ремонта своего судна, не являющегося товаром таможенного союза, использующееся для международной перевозки с упрощенным, специально предусмотренным для него порядком оформления в таможенному отношении с освобождением от таможенных и налоговых платежей.
Мы очень надеемся, что апелляционная инстанция не станет принимать прецедентное кабальное решение в отношении иностранных судов, возлагающее дополнительное бремя на российских судовладельцев, чей бизнес и без того полон «неожиданностей» и «сюрпризов».
Источник
Декларирование ремонта судов за пределами ЕАЭС: инструкция по применению
- Автор Анастасия Гладких
- Среда, 26 Октябрь 2016 11:56
- Печать
Вопрос декларирования ремонта судов, как оказывается, − дебри для судовладельцев. Статистика актуальных судебных разбирательств это только подтверждает. Между тем судовладельцы по незнанию несут значительные убытки – помимо обязательных таможенных платежей им приходится платить штрафы и пени.
ПРОВЭД рассказывал об ООО «Далькреветка», которое ведет промысел на Сахалине. По утверждению руководства компании, судно «Лавинный» в 2013 году во время промысла в экономических водах России столкнулось с форс-мажором, из-за которого потребовался ремонт. Ремонт был осуществлен в Южной Корее, судно вернулось в Россию с завершением процедуры временного вывоза транспортного средства, а спустя полгода таможня запустила камеральную проверку с начислением платежей на 1,5 млн рублей и назначением штрафа в размере более 764 тыс. рублей за уклонение от уплаты таможенных платежей. ООО «Далькреветка» обратилось в суд с требованием отменить решение таможни об административном наказании, где напирало на следующее:
«Действующим законодательством не предусматривается обязательное помещение обществом временно вывезенного транспортного средства международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Ни в одном нормативно-правовом акте не предусмотрена обязанность общества указывать сведения о произведенном в отношении судна ремонте именно в графе 12 (или иной графе) ИМО генеральная (общая) декларация».
Арбитражный Сахалинский суд продолжает рассматривать иск «Далькреветки» к Сахалинской таможне, предприятию удалось добиться отмены штрафа за недекларирование ремонта в размере более 764 тыс. рублей.
Параллельно в том же суде рассматривается подобное дело с другим судном того же предприятия – СРТМ «Вулканный». Аналогичная проблема случилась и у ООО «Посейдон» с СРТМ «Мыс Курбатова» и у ООО ПФК «Южно-Курильский Рыбокомбинат» с СРТМ «Вардхольм».
Мы попросили руководителя по морскому направлению ООО «Экспертный консалтинг» Галину Галкину рассказать, действительно ли существует правовой вакуум, из-за которого у капитана прибывающего судна физически нет возможности заявить о ремонте судна – нет специальной формы декларирования, таможенники не могут указать графу, в которую нужно вносить сведения, не установлено, в каком объеме и какая информация должна подаваться. В ответ на это мы получили полную инструкцию по декларированию ремонта судов, осуществленного за пределами Евразийского экономического союза.
Таможенным законодательством установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки (ТСМП) и которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами.
Так, в силу пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) с временно ввезенными ТСМП допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как в случае помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
По правилам пункта 1 статьи 262 ТК ТС сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров.
Следует заметить, что когда ремонт судна, произведенный в ходе осуществления международной перевозки, был плановым и потребность в его проведении возникла до начала международной перевозки, положения пункта 1 статьи 347 ТК ТС применению не подлежат. В этом случае судно до начала операций по ремонту за пределами таможенной территории Таможенного союза должно быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Согласно пункту 2 статьи 315 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте указываются в таможенной декларации на это транспортное средство.
В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства−члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС в зависимости от вида транспорта (пункт 2 статьи 350 ТК ТС).
В соответствии с абз. 2 пункта 2 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 511 (далее – Инструкция), в случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве таможенной декларации на транспортное средство (ТДТС) используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 года N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
ТДТС подается в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или месте убытия с этой территории (пункт 3 Инструкции).
При использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика для морского (речного) транспорта за основу ТДТС принимается общая декларация (пункт 5 Инструкции). Форма общей декларации установлена Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, 1965 года.
Указанной Инструкцией установлено, что оформление временного ввоза или временного вывоза ТСМП осуществляется должностным лицом таможенного органа по результатам проверки ТДТС путем проставления в ТДТС:
— при использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика с указанием в любом свободном месте общей декларации регистрационного номера ТДТС;
— при использовании в качестве ТДТС формы таможенной декларации на транспортное средство, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 г. N 422, — путем заполнения графы А. Произведенные записи заверяются соответствующими отметками должностного лица таможенного органа.
Таким образом, при ввозе судна, которое не было помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и в отношении которого был произведен ремонт, перевозчик (судовладелец) обязан сообщить таможенному органу сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте путем внесения записи в общую декларацию или таможенную декларацию на транспортное средство, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 г. N 422, представить имеющиеся документы, подтверждающие ремонт, а в случае если произведенный ремонт не относится к операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, уплатить таможенные пошлины и налоги в соответствии с пунктом 2 статьи 347 и статьей 262 ТК ТС с применением таможенного приходного ордера.
Необходимо отметить, что новым Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза, в котором статей 277 определен порядок таможенного декларирования ремонта судов во время их использования за пределами таможенной территории Союза, предусмотрено, что сведения о произведенном в отношении ТСМП ремонте сообщаются таможенному органу путем подачи заявления. Форма указанного заявления на бумажном носителе, структура и формат такого заявления в виде электронного документа, порядок их заполнения, внесения в такое заявление изменений (дополнений), а также порядок совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отказом в регистрации такого заявления, определяются Комиссией Евразийского экономического союза (ЕЭК), а в части, не определенной Комиссией ЕЭК, – законодательством государств-членов.
Источник