- Технология ремонта тормозной системы автомобиля ВАЗ 2112
- Назначение, устройство и принцип работы тормозной системы ВАЗ 2112. Диагностика заданных неисправностей. Увеличенный рабочий ход педали тормоза: повышенное биение тормозного диска, вибрация тормозов. Технологический процесс ремонта тормозной системы.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Ремонт тормозной системы различных моделей ВАЗ
- Принципиальная схема тормозной системы
- Рабочая тормозная система:
- Особенностями устройства тормозных систем различных моделей, которые позднее стали применяться на более современных моделях автомобилей Лада, являются:
- Для модели Lada Granta:
- Для Лада Калина:
- Обслуживание
- Замена передних колодок (на примере Lada Granta):
- Замена колодок задних механизмов:
- Ремонт
- Замена тормозного цилиндра спереди:
- Замена тормозного цилиндра сзади:
- Замена основного (главного) тормозного цилиндра:
- Замена приводного троса стояночного тормоза:
- Вместо заключения
Технология ремонта тормозной системы автомобиля ВАЗ 2112
Назначение, устройство и принцип работы тормозной системы ВАЗ 2112. Диагностика заданных неисправностей. Увеличенный рабочий ход педали тормоза: повышенное биение тормозного диска, вибрация тормозов. Технологический процесс ремонта тормозной системы.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2012 |
Размер файла | 6,8 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственное образовательное учреждение
Cреднего профессионального образования
Санкт-Петербургский технический колледж
по « Техническому обслуживанию автомобилей»
«Технология ремонта тормозной системы автомобиля ВАЗ «2112»
Выполнил студент группы № 319 Тагаев.Э.И
Руководитель курсовой работы Зверев В.С
Назначение, устройство, принцип работы тормозной системы ваз 2112
Диагностика заданных неисправностей
Технологический процесс ремонта тормозной системы
Тормозная система, является одной из неотъемлемых систем любого автомобиля. Целью моей курсовой работы является: приобретение навыков по техническому обслуживанию и ремонту тормозной системы ВАЗ 211
Назначение, устройство, принцип работы тормозной системы ваз 2112
Тормозная система предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время за счет использования тормозной силы между колесом и дорогой. Тормозная сила может создаваться колесным тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем в трансмиссии.
Устройство тормозной системы(Рис 1)
Рис. 1. Схема тормозной системы автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112:
1-тормозной механизм переднего колеса;
2 — трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз;
3 — главный тормозной цилиндр;
4 — трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз;
5 — бачок главного тормозного цилиндра;
6 — вакуумный усилитель тормозов;
7 — тормозной механизм заднего колеса;
8 — упругий рычаг привода регулятора давления тормозов;
9 — регулятор давления тормозов;
10 — рычаг привода регулятора давления тормозов;
11 — педаль тормоза;
А — гибкий шланг переднего тормоза;
В — гибкий шланг заднего тормоза.
На автомобиле ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров (рис. 1), что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода тормозов обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой тормозной контур — левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью. В гидравлический привод тормозов включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор давления задних тормозов 9. Стояночная тормозная система на автомобиле ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
Принцип работы тормозной системы
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость через трубопроводы к колесным цилиндрам. При этом увеличивается давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).
При дальнейшем нажатии на педаль увеличивается давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, которое приводит к замедлению вращения колес и поялению тормозных сил в точке контакта шин с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может достигать 10-15 МПа.
При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. В исходное положение перемещается поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.
Диагностика заданных неисправностей
Увеличенный рабочий ход педали тормоза: повышенное биение тормозного диска:
Симптомы: повышенная вибрация кузова и педали тормоза при торможении, скрип(писк),подклинивание или заклинивание колеса при нажатии на педаль тормоза
Так же можно определить вывесив машину и покрутив колесо, либо более точным способом для этого надо снять колесо , взять микрометр и приложить его к крутящемуся колесу(Рис 2)
Рис.2 Проверка осевого биения тормозного диска: 1 — индикатор(микрометр); 2 — тормозной диск
Вибрация тормозов: ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза
Симптомы: Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза, скрип (писк) .
Технологический процесс ремонта тормозной системы
Увеличенный рабочий ход педали тормоза: повышенное биение тормозного диска:
В данном случае два варианта проточка тормозного диска либо ,его замена.
Она может осуществляться без съема тормозного диска и со съемом, желательно второй вариант , потому что так достигается наибольшая точность проточки т.е максимальное уменьшение биения.
1. Снимите соответствующее колесо и тормозные колодки
2.Замерьте биение до проточки (Рис. 3)
2. Отверните два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку и снимите тормозной механизм в сборе, не отсоединяя от колесного цилиндра тормозного шланга.(рис 3)
3. Подвесьте тормозной механизм на веревке или проволоке к пружине передней подвески. При этом следите, чтобы тормозной шланг не перекручивался и не был сильно натянут. (Рис 4)
тормозной система диск вибрация
4.Отверните два направляющих штифта и снимите тормозной диск. При необходимости сбейте его резиновым или полимерным молотком(Рис. 5)
5.Закрепляем диск в токарном станке и протачиваем (рис 6)
6.Ставим тормозной диск обратно закрепляя его штифтами и замеряем биение после проточки (рис. 7)
7.Если результат устраивает собираем в обратной последовательности
Вибрация тормозов: ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза
Ключом на 12 отворачиваем два направляющих штифта .В некоторых случаях направляющие штифты могут быть с дюймовым шестигранником размер порядка 7 мм.(рис 8)
Равномерно поворачивая тормозной барабан, наносим удары по его торцу через молоток. Перед этим желательно нанести «жидкий ключ» на направляющую поверхность (внутреннее наибольшее центральное отверстие) установки барабана(рис. 9)
Удары так же допускается наносить через брусок или монтажную лопатку. При совершении ударов соблюдать равномерность центрирования барабана относительно установочной поверхности.
Снимаем тормозной барабан.(Рис. 10)
Отверткой отсоединяем конец верхней стяжной пружины от колодки(Рис. 11)
вынимаем пружину. (Рис. 12)
Сборку производить в обратной последовательности
Технологический процесс ремонта тормозной системы
а) Набор накидных ключей
б) Домкрат или подъемник
г) Токарный станок или специализированное устройство для проточки дисков
ж) Минусовая отвертка
к) Медный молоток
Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ
Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На ноги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче — смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.
Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.
Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.
Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.
Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора.
Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.
Выполнив курсовую работу я достиг, поставленной цели: приобрел навыки по обслуживанию тормозной системы автомобиля ВАЗ 2112
1) Руководство по ремонту и обслуживанию ВАЗ-2110, 2111, 2112 Мир Автокниг- 272
Источник
Ремонт тормозной системы различных моделей ВАЗ
Тормозная система различных моделей ВАЗ одна из систем, которая не претерпевала долгое время кардинальных изменений. Так, даже у современных моделей Волжского автозавода сохранена принципиальная схема, когда передние тормозные механизмы – дисковые, а задние тормоза – барабанные. С одной стороны это упрощает обслуживание тормозной системы, а с другой, по эффективности замедления автомобиля, модели ВАЗ все ещё проигрывают более современным автомобилям.
Принципиальная схема тормозной системы
Если рассматривать классические модели ВАЗ, то принципиальная схема тормозной системы выглядит так. Тормозная система основана на работе двухконтурного гидравлического привода, где первый контур отвечает за работу передних тормозных механизмов, а второй – за задние тормоза. При отказе одного из контуров, второй, для доставки авто к месту ремонта, может использоваться как резервная тормозная система.
Помимо рабочей и запасной тормозной системы, в автомобилях ВАЗ можно выделить стояночную и аварийную тормозную систему, роль которой выполняет механический ручник.
В конструктивную схему тормозной системы входят следующие узлы и детали:
Рабочая тормозная система:
- Основной тормозной цилиндр.
- Рабочие тормозные механизмы (с цилиндрами) каждого из колес.
- Пневмовакуумный усилитель тормозов.
- Соединительные трубопроводы высокого давления.
- Расширительный бачок (ёмкость) для тормозной жидкости.
- Тормозные диски колес передней оси.
- Тормозные барабаны колес задней оси.
Особенностями устройства тормозных систем различных моделей, которые позднее стали применяться на более современных моделях автомобилей Лада, являются:
Для модели Lada Granta:
- Разделение контуров автомобиля по принципу – передний правый плюс задний левый, напротив – передний правый плюс задний правый.
- Установка регулятора давления жидкости.
- Использование системы АБС.
Для Лада Калина:
- Установлен датчик недостатка тормозной жидкости в расширительном бочке.
- Передние дисковые тормоза – вентилируемые.
- Используется регулятор давления тормозной жидкости.
Работу контуров тормозной системы каждой модели следует учитывать при прокачке тормозной системы на авто.
Основные неисправности и обслуживание тормозной системы
Неисправности тормозной системы во многом являются типичными, и больших отличий при диагностике и выполнении ремонта отметить нельзя.
Обслуживание
Важной операцией обслуживания является регулярная замена тормозных колодок на вашем автомобиле. Операции по ремонту и замене производятся на ровной площадке, предварительно зафиксировав автомобиль при помощи башмаков. Также можно использовать ручной тормоз при обслуживании передних колес, или включенную передачу на переднеприводном автомобиле, при обслуживании задних колес.
Замена передних колодок (на примере Lada Granta):
- Для высвобождения колодок, необходимо освободить стопорную шайбу.
- Далее выкручивают болт скобы.
- Корпус скобы поворачивают на оси верхнего болта.
- Отведя поршни механизма, извлекают колодки.
Отличием классических моделей ВАЗ является использование в переднем дисковом механизме крепежных пальцев, которые шплинтуются. При замене тормозных колодок, если установлены провода сигнализаторов износа колодок, их нужно отсоединить, но перед этим отключить электропитание авто.
Перед установкой следует провести диагностику поверхности поршней, пыльников, болтов или шпилек, и при необходимости удалить ржавчину, и обработать тормозной жидкостью. Обратите внимание на наличие течей тормозной жидкости. Обязательным является и контроль состояния поверхности тормозного диска на предмет образования бороздок, неравномерности его износа. При необходимости – диск шлифуют.
Сборку производят в обратной последовательности. При этом поршни тормозного цилиндра утапливают внутрь. Для этого потребуется слегка надавить на него, но при этом тормозная жидкость не должна вытечь из горловины расширительного бочка.
Замена колодок задних механизмов:
Работа проводится после того, как был снят тормозной барабан. Для этого снимают две шпильки тормозного барабана, и далее выполняют такие операции:
- Снимают верхнюю пружину и нижнюю стяжку.
- Демонтируют разжимную планку.
- Освобождают заднюю колодку от лапки крепления троса ручника.
- Вынимают шплинт крепления рычага передней колодки, и освобождают его.
- Утапливают поршни тормозного цилиндра (может потребоваться выкручивание штуцера прокачки, для чего потребуется помощник).
Перед обратной сборкой обязательно проводят очистку барабана, корпуса тормозного цилиндра, неподвижный щиток тормозного механизма. Контролируют герметичность патрубков системы и отсутствие подтеков тормозной жидкости. Сборку механизма проводят в обратной последовательности, при этом тормозные колодки должны попасть в прорези поршеньков. Для установки стяжных пружин может потребоваться помощь напарника.
Среди операций обслуживания необходимо назвать замену тормозной жидкости. Делать это стоит каждый 60 тысяч пробега. Это связано со свойством впитывания тормозной жидкостью влаги из окружающей среды, и потерей основного её свойства – кипение при высокой температуре. Выполнить работу по замене тормозной жидкости удобнее, используя специальную установку, которая выкачает жидкость под действием вакуума. Такая замена будет более скорой и менее трудоёмкой.
Ремонт
Одной из основных неисправностей тормозной системы является неравномерность срабатывания левого и правого колеса на одной оси. Причиной такого поведения автомобиля является выход из строя или нарушения работы одного из тормозных цилиндров. В целях безопасности нет смысла производить их ремонт, а лучше поменять сразу. Эта операция выглядит по-разному для тормозного механизма спереди и сзади.
Замена тормозного цилиндра спереди:
Демонтаж тормозного цилиндра спереди несколько отличается для разных моделей ВАЗ. Для современных авто эту работу проводят в такой последовательности:
- Отворачивают два болта поворотного кулака.
- Снимают весь суппорт с цилиндром в сборе.
- Дальнейшую разборку проводят в тисках, не повреждая поверхности деталей.
- После снятия блока цилиндра, отсоединяют шланг подвода тормозной жидкости, и извлекают цилиндр.
- При обратной установке, прокладку шланга необходимо установить новую.
Установка датчика АБС не усложняют работу по замене тормозного цилиндра.
При необходимости снятия суппорта тормозного механизма спереди более ранних моделей ВАЗ, он демонтируется после выкручивания двух крепежных болтов (в вертикальной плоскости) и отсоединения шланга подвода тормозной жидкости.
Замена тормозного цилиндра сзади:
Для выполнения замены тормозного цилиндра на заднем колесе, потребуется провести аналогичные операции по снятию тормозных колодок, описанные ранее. Далее проводят такие операции:
- Откручивают гайку тормозной трубки. Потребуется тщательно очистить место крепления, и применить рожковый ключ с возможностью обхвата всех граней гайки.
- Здесь же расположены два болта (могут отличаться на старых и новых моделях) крепления цилиндра, которые также потребуется демонтировать.
- Новый цилиндр в сборе устанавливают в обратной последовательности.
Замена основного (главного) тормозного цилиндра:
Необходимость такой замены возникает значительно реже. В основном, причиной такого вмешательства становится появление течей тормозной жидкости, или пропуск жидкости между разными полостями через уплотнительные манжеты.
Для снятия бочка потребуется отсоединить аккумулятор и электрический разъем крышки бачка. После чего снимают крышку, и откачивают тормозную жидкость полностью. Бачок крепится на пластиковых фиксаторах и легко может быть заменён.
Проведение работ для этого тормозного цилиндра (или установка после ремонта), проводится после отсоединения трубок высокого давления. Основной тормозной цилиндр крепится к кузову двумя болтами. После обратной установки цилиндра, тормозную систему обязательно следует прокачать.
Замена приводного троса стояночного тормоза:
В большинстве случаев натяжение троса ручного тормоза регулируется натяжением его в месте крепления к уравнителю. Однако если регулировка не может быть произведена, потребуется произвести замену:
- Снимают тормозной барабан.
- Снимают глушитель с подвесных фиксаторов, и опускают его на землю.
- Демонтируют устройство уравнивания.
- Извлекают наконечник троса из уравнителя.
- Высвобождают крепление троса к элементам кузова.
- Извлекают обратный конец троса из тормозного механизма, отсоединив его от приводного рычага. Вытягивают трос из неподвижного щитка.
- Проводят обратную прокладку, фиксацию и натяжение троса.
Вместо заключения
Несмотря на простое конструктивное исполнение тормозной системы автомобилей ВАЗ, в целом её можно назвать эффективной и надежной. Но это не означает, что здесь не могут наступить отказы. Любая неисправность рабочей тормозной системы не позволит водителю продолжить дальнейшую поездку.
Особенностью тормозной системы является частое выявление незначительных отклонений в её работе при прохождении техосмотра. В тоже время, самостоятельно водитель может почувствовать только полный отказ одного из цилиндров.
Неисправности тормозной системы, особенно без использования различных электронных помощников, возможно выполнить самостоятельно. Достаточно воспользоваться руководством по ремонту, и, при необходимости, помощью одного из коллег.
Источник