Охрана труда при эксплуатации подъёмника
Охрана труда
при эксплуатации подъёмника двухстоечного
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, «Руководства по эксплуатации» и предназначена для обслуживающего персонала при эксплуатации двухстоечного подъемника грузоподъемностью 1,6 тс.
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе на подъемнике допускаются лица, изучившие инструкцию по эксплуатации, прошедшие инструктаж по охране труда и ознакомленные с особенностями его работы и эксплуатации.
1.2. Подъемник должен быть закреплен за лицом, ответственным за его эксплуатацию.
1.3. До начала эксплуатации нового подъемника владелец должен провести полное освидетельствование подъемника в соответствии с требованиями «Руководства по эксплуатации» и в дальнейшем полное освидетельствование должно производится ежегодно.
1.4. Электродвигатель, шкаф управления, конечные выключатели и стойки подъемника должны быть надежно заземлены в соответствии с правилами техники безопасности электрических установок.
1.5. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.
Лица, не выполняющие требования данной инструкции, нарушающие производственную дисциплину, привлекаются к административной ответственности в установленном порядке.
Безопасность труда в значительной степени зависит от самого работника. Следует знать и четко выполнять требования данной инструкции.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Перед началом работы ежедневно проверять четкую и правильную работу конечных выключателей, установленных на стойке.
2.2. Запрещается поднимать автомобиль, масса которого превышает 1600 кг.
2.3. Запрещается использовать подъемник не по назначению.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ
3.1. Подготовка подъемника к работе:
– правильный уход и эксплуатация подъемника являются залогом его безотказной и безаварийной работы;
– произведите смазку подъемника;
– произведите пробные кратковременные включения подъемника, проверяя, чтобы направление перемещения кареток соответствовало надписям «вверх», «вниз» на панели поста управления.
3.2. Запрещается находиться в автомобиле, под ним или в зоне его возможного падения во время подъема или опускания.
3.3. Запрещается производить какие-либо работы с подъемником и его механизмом управления при поднятом подъемнике или движении.
3.4. Перед подъемом автомобиля произвести правильную установку подхватов под автомобилем.
Установка подхватов должна производиться таким образом, чтобы обеспечить устойчивое расположение автомобиля на подъемнике.
После незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном и устойчивом положении автомобиля и подхватов.
При обнаружении перекосов немедленно опустить его и поправить положение автомобиля или подхватов.
3.5. В случае возникновения какой-либо опасности при подъеме или опускании автомобиля немедленно остановить подъемник.
3.6. Запрещается производить подъем автомобиля с работающим его двигателем.
3.7. При нормальной работе подъемника не должны наблюдаться разбрызгивание смазки, раскачивание стоек или повышенные шумы.
3.8. Осмотр, ремонт должны производиться при отключенном напряжении.
Внимание! На подводящих клеммах вводого автомата всегда имеется напряжение 380 В.
3.9. Не реже одного раза в месяц проверять устойчивость положения опорной рамы, надежность крепления стоек.
Еженедельно проверять наличие трансмиссионной смазки в нижней полости стоек.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.10. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к несчастным случаям или поломке подъемника, немедленно отключить используемое оборудование от электросети, сообщить о случившемся ответственному лицу для принятия необходимых мер.
3.11. Сохранить для расследования на участке и на рабочем месте обстановку такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих.
3.12. При возникновении неполадок в процессе эксплуатации подъемника сообщить ответственному за безопасное производство работ.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
4.1. По окончании работы отключить подъемник от электросети. Навести порядок на рабочем месте, очистить грязные поверхности подъемника..
4.2. Запрещается оставлять автомобиль поднятым после окончания рабочего дня, а также на длительное время, без присмотра.
Источник
Требования безопасности при работе с подъёмником
-к самостоятельной работе с применением подъемника допускаются лица не моложе 18 лет;
— прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
— имеющие группу по электробезопасности не ниже II группы по электробезопасности.
Требования безопасности перед началом работ:
-проверить и надеть специальную одежду, обувь. Приготовить другие средства индивидуальной защиты;
-осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загораживая проходы;
-подготовить необходимый для данной работы инструмент, приспособления, проверить их внешним осмотром и убедиться в их исправности;
-проверить состояние изоляционных проводов. При видимом повреждении изоляции эксплуатировать подъемник запрещается;
— проверить оборудование подъемника, состояние и затяжку всех болтовых соединений, крепление осей, его заземление;
-ежедневно проверять правильную работу концевых выключателей, установленных на стойках;
— на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди».
Требования безопасности во время работы:
-во время подъема или опускания автомобиля помимо оператора, находящегося у пульта управления, должен присутствовать работник, который обязан вести наблюдение за положением автомобиля и работой стоек со стороны, невидимой оператору, и при возникновении какой-либо опасности подать оператору сигнал о немедленной остановке подъемника;
-запрещается находиться в автомобиле и под ним во время подъема и опускания подъемника;
— при нормальной работе подъемника не должен наблюдаться повышенный шум механизма подъемника, повышенный нагрев винтовой пары;
-запрещается проводить какие-либо работы с подъемником и его пультом управления при поднятом автомобиле, во время подъема или опускания кареток с автомобилем;
-перед подъемом автомобиля убедиться в правильном положении подхватов с опорами под днищем автомобиля;
— после незначительного подъема автомобиля необходимо убедиться в правильном и устойчивом положении автомобиля на подхватах, чтобы при подъеме не возникало перекосов;
-запрещается проводить обслуживание автомобиля на подъемнике, находящемся под напряжением;
— запрещается производить подъем и обслуживание автомобиля с работающим двигателем;
— во время работы на подъёмнике необходимо использовать средства индивидуальной защиты, спецодежда должна быть застегнута.
Требования безопасности в аварийной ситуации:
— немедленно прекратить работы и известить руководителя работ;
-под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям;
— при износе грузовой гайки срабатывает аварийный выключатель. В этом случае опускание производится на страховочной гайке, при достижении нижнего положения срабатывает конечный выключатель и блокирует включение подъемника. В этом случае необходимо заменить грузовую гайку на новую и только после этого возможна дальнейшая эксплуатация подъемника.
Требования безопасности по окончании работ:
-опускание автомобиля осуществляется после включения автоматического выключателя на пульте управления и нажатием на кнопку «Вниз»;
-перегнать автомобиль из зоны подъемника к месту стоянки;
-отходы, полученные в результате производственной деятельности убрать на отведенные места;
-снять спецодежду, очистить от грязи и убрать в шкаф;
-вымыть руки и лицо с мылом;
-доложить о возникавших в процессе работы неисправностях в работе механизмов, о недостатках, влияющих на безопасность труда своему непосредственному руководителю.
Источник
Нормы безопасности при эксплуатации подъемников
Анатолий СТАХОВСКИЙ,
преподаватель высшей категории
УМЦ «Новатор» (Киев)
Автомобильные подъемники и вышки (далее — подъемники) являются одним из ведущих звеньев системы строительно-монтажных машин, обеспечивающих комплексную механизацию строительства, высокие темпы и индустриальные методы производства работ.
К профессиональной подготовке и мастерству кадров, обслуживающих подъемники, предъявляются высокие требования. Машинист подъемника должен хорошо знать конструкцию машины, уметь ею управлять, соблюдать правила охраны труда при работе и обслуживании, уметь рационально и безопасно организовывать работу.
1. Требования безопасности к устройству подъемников
1.1. Автомобильные подъемники и вышки — это грузоподъемные машины для вертикального или наклонного перемещения грузов и людей с одного уровня на другой в люльках и рабочих площадках, установленных на рабочем оборудовании в виде шарнирно-сочлененных колен (у подъемников) или телескопической мачты (у вышек).
Большинство подъемников и вышек установлены на шасси автомобиля, некоторые подъемники — прицепные и не имеют своего механизма передвижения.
1.2. Подъемник имеет рабочее оборудование в виде одного, двух и более шарнирно-сочлененных колен. К оголовку верхнего колена прикреплена рабочая площадка (люлька). Нижнее колено установлено на поворотной платформе. Пространственное перемещение люльки осуществляется несколькими механизмами изменением углов наклона нижнего и верхнего колена и вращением платформы. Подъемник оборудован системами управления и приборами безопасности; его механизмы приводятся в действие от двигателя автомобиля.
1.3. Вышка представляет собой телескопическую мачту с люлькой наверху и предназначена только для вертикального подъема людей. Рабочая площадка не перемещается в пространстве, и вышка имеет ограниченную зону обслуживания. Поэтому вышки, как правило, используют в городских условиях для обслуживания осветительной сети, контактных линий общественного транспорта. Опорная рама вышки значительно проще опорной рамы подъемника. Вышки смонтированы на базе автомобиля и от его двигателя приводятся в действие, они оборудованы системами управления и приборами безопасности.
1.4. Расчетный коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия сил тяжести подъемника и груза, сил инерции, действия ветровой нагрузки рабочего состояния (скорость ветра не более 10 м/с на высоте 10 м) должен быть не менее 1,15. При этом угол наклона подъемника не должен превышать 3°, если в технических условиях не предусмотрен больший угол наклона.
2. Надзор и безопасное обслуживание
2.1. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда Украины 8 декабря 2003 г. № 232 (НПАОП 0.00-1.36-03), работодатель, эксплуатирующий подъемники, обеспечивает их содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего надзора, технического освидетельствования, обслуживания и ремонта собственными силами или заключает договор со специализированной организацией на выполнение указанных работ с учетом требования настоящих Правил (п. 6.4.1).
2.2. Своими приказами работодатель:
2.2.1. назначает ответственного за надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемников;
2.2.2. назначает ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии;
2.2.3. назначает ответственного за безопасное производство работ подъемниками;
2.2.4. назначает машинистов подъемников;
2.2.5. создает ремонтную службу, а при отсутствии необходимых специалистов заключает договор со специализированной организаций на выполнение соответствующих работ;
2.2.6. назначает работников, выполняющих работы с рабочей платформы, обученных Правилам охраны труда при выполнении работ на высоте (НПАОП 0.00-1.15-07), обеспечивает их спецодеждой и СИЗ от падения с высоты;
2.2.7. на основании Типового положения об обучении по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда Украины от 17.02. 1999 г. № 27 (ДНАОП 0.00-4.12-99), организовывает разработку Положения об обучении по вопросам охраны труда, которое утверждается его приказом, действует в пределах предприятия, и обеспечивает его выполнение;
2.2.8. обеспечивает проведение в установленные сроки технического обслуживания, освидетельствования и ремонта подъемников;
2.2.9. обеспечивает производство работ по проектам производства работ (ППР) и технологическим регламентам о порядке производства работ подъемниками, разработанным специализированными организациям;
2.2.10. организовывает разработку и утверждает Инструкции по охране труда для обслуживающего и ремонтного персонала в соответствии с требованиями Положения о разработке инструкций по охране труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29 января 1998 г. № 9;
2.2.11. обеспечивает работников правилами и инструкциями;
2.2.12. обеспечивает условия для выполнения персоналом своих обязанностей.
3. Требования безопасной эксплуатации подъемников
3.1. При эксплуатации подъемников выполняют требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов:
– движущихся машины, их частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;
– повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;
– расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
– повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте; повышенной скорости ветра в рабочей зоне подъемника;
– повышенного уровня вибрации на рабочем месте;
– повышенного уровня шума в рабочей зоне;
– недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;
– физических и нервно-психических перегрузок машинистов.
3.2. Безопасность эксплуатации подъемников обеспечивается:
– использованием их в соответствии с ППР или технологическими картами;
– поддержанием работоспособного состояния подъемника в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации;
– обучением работников правилам безопасности;
– применением работниками средств индивидуальной защиты.
3.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту подъемников допускается обученный персонал.
3.4. К выполнению работ допускаются исправные подъемники, прошедшие техническое освидетельствование. Перечень неисправностей и предельных состояний, при которых запрещается эксплуатировать подъемники, определяется эксплуатационной документацией.
3.5. Подъемник следует эксплуатировать в условиях (температура окружающего воздуха, скорость ветра, влажность), соответствующих его эксплуатационной документации.
3.6. До начала работ определяют рабочую зону подъемника, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, выполняющими работы с рабочих платформ подъемника. Обеспечивают обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В случае, когда машинист не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и сигнальщиком устанавливают двухстороннюю радио- или телефонную связь.
3.7. Рабочая зона в темное время суток должна быть хорошо освещена. Если рабочая зона, обслуживаемая люлькой, полностью не обозревается с рабочего места водителя-машиниста и радиотелефонная связь для передачи сигналов работающих в люльке водителю-машинисту отсутствует, назначают сигнальщика.
3.8. Рабочие при работе с платформ подъемников должны выполнять следующие требования:
– вход на рабочую платформу и выход с нее осуществлять через посадочную площадку с поверхности земли;
– работать в рабочей платформе в каске и предохранительном поясе, закрепленном карабином к элементам конструкции платформы;
– машинист подъемника во время работы должен быть в каске;
– работать следует стоя на полу платформы, при этом следить, чтобы расстояние до верхних и боковых препятствий было не менее 50 см;
– подъем и спуск материалов, инструментов и других предметов выполнять только при помощи веревки;
– применяемый в процессе выполнения работы инструмент, средства малой механизации и другие приспособления закреплять веревками, предотвращающими их падение;
– руководит работой инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ подъемниками, который несет ответственность за безопасность рабочих, работающих из платформы подъемников.
3.9. Машинист подъемника соблюдает во время работы следующие правила безопасности:
– выполняет работы только технически исправным подъемником; запрещается работа при неисправных приборах безопасности: в системе ориентации люльки, ограничения зоны обслуживания; предохранительном клапане; при неисправности гидросистемы и других неисправностях, которые могут создать аварийную ситуацию;
– следит за загрузкой рабочей платформы, не допуская перегруза; общая масса работников, материалов, инструментов и приспособлений не должна превышать паспортной грузоподъемности подъемника;
– выполняет работу только при выдвинутых дополнительных опорах;
– обеспечивает на месте производства работ и на самом подъемнике отсутствие людей, не имеющих отношения к выполнению данных работ, обращая особое снимание на нахождение людей в опасной зоне, под стрелой и люлькой, между подъемником и стеной или другими неподвижными предметами, около которых выполняется работа;
– следит за выполнением рабочими во время работы требований правил охраны труда, а при нарушении правил или технологических регламентов опускает люльку;
– прекращает работу подъемника при скорости ветра более 10 м/с (более 5 баллов) на высоте 10 м, при сильном дожде, тумане, снегопаде, при температуре воздуха ниже указанной в паспорте подъемника, а также при недостаточном освещении;
– в холодную погоду до начала работы подъемника дает насосу поработать вхолостую на протяжении 5–7 минут, а затем несколько раз проделывает все движения колен мачты до крайних положений штоков в цилиндрах, чтобы очистить их от загустевшего охлажденного масла.
3.10. Правила установки подъемников и вышек
3.10.1. подъемники и вышки размещают на рабочих площадках в соответствии с ППР так, чтобы они устанавливались с полностью выдвинутыми четырьмя опорами;
3.10.2. к рабочей площадке устраивают подъездные пути;
3.10.3. площадка должна иметь уклон не более 3°. Работа с большим уклоном, чем указан в паспорте подъемника, запрещается. Поверхность площадки должна быть спланирована без ям, канав и других неровностей и утрамбована так, чтобы выдержать нагрузку колес и дополнительных опор. Установка подъемников и вышек на свеженасыпанном неутрамбованном грунте не разрешается;
3.10.4. при работе на мягких и слабых грунтах под подпятники ставят деревянные подкладки-щиты размером 50 х 50 см и толщиной не менее 5 см. Запрещается применять в качестве подкладок случайные, непрочные, неустойчивые предметы, которые могут разрушиться или с которых подъемник может соскользнуть. На скользком грунте применяют подкладки с шипами;
3.10.5. установка подъемника должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью подъемника при любом ее положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами или оборудованием было не менее 1 м.
3.10.6. После установки подъемника на выносные опоры колеса не должны касаться рабочей площадки (если иное не предусмотрено руководством по эксплуатации подъемника).
4. Требования безопасности к производству работ подъемниками
4.1. Эксплуатация подъемников и их электрического оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Норм, руководства по эксплуатации, а также ДНАОП 0.00-1.21-98, Правил безопасной эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 6 октября 1997 г. № 257 (ДНАОП 1.1.10-1.01-97).
4.2. Подъемник может использоваться для перемещения тех грузов, масса которых не превышает его грузоподъемности и выполнения операций, предусмотренных руководством по эксплуатации.
4.3. Производство работ подъемниками в ОРУ и в охранной зоне ВЛ и ВЛС выполняется в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00-1.21-98 и ДНАОП 1.1.10-1.01-97.
4.4. Для безопасного производства работ подъемниками их владелец или эксплуатирующая организация обеспечивают соблюдение следующих требований:
– разработку и выдачу на места производств работ подъемниками ППР, технологических регламентов и схем строповки грузов, а также ознакомление с ними под расписку ответственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов и рабочих, выполняющих работы с рабочей платформы и, при необходимости, стропальщиков;
– исключение на месте производства работ подъемником присутствие посторонних лиц;
– при необходимости осмотра, ремонта, регулирования механизмов, электрооборудования, осмотра и ремонта металлоконструкций отключение у подъемника двигателя или вводного устройства.
4.5. Проектом производства работ подъемниками должны предусматриваться:
– соответствие используемых подъемников условиям производства работ по грузоподъемности, высоте подъема, вылету;
– обеспечение безопасных расстояний от ОРУ, ВЛ или ВЛС, а также до строений и мест складирования строительных деталей и материалов;
– места движения городского транспорта и пешеходов;
– условия установки и работы подъемников вблизи откосов котлованов или каналов;
– условия безопасной работы нескольких подъемников;
– перечень применяемых съемных грузозахватных приспособлений, схем строповки грузов для подъемников, оборудованных крюком;
– подъездные пути, места и габариты складирования грузов и т. п.;
– меры по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение рабочей площадки, уровень освещения в темное время суток и т. п.).
4.6. Работы с рабочей платформы подъемника можно выполнять при условии соблюдения мероприятий по предупреждению падения работников с рабочей платформы, поражения их электротоком, защемления при перемещении рабочей платформы в стесненных условиях и других случаях.
5. Требования к подъемникам и их составным частям, приобретенным за рубежом
5.1. Эксплуатация подъемников или их составных частей, приобретенных за рубежом, начинается после получения в установленном порядке разрешения Госгорпромнадзора Украины.
5.2. Паспорт, руководство по эксплуатации и другая эксплуатационная документация, прилагаемая к подъемнику или к его составным частям, должна быть составлена на украинском или, в виде исключения, на русском языке и соответствовать требованиям настоящих Норм.
6. Ответственность за нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников
Ответственность за нарушение настоящих Норм, за безопасность конструкции, правильность выбора материалов, качество изготовления, установки, наладки, реконструкции, ремонта, технического освидетельствования, экспертного обследования и эксплуатации несут предприятия, выполнившие соответствующие работы.
Источник