Безопасность при ремонте газобаллонного автомобиля

Безопасность при ремонте газобаллонного автомобиля

В помещениях технического обслуживания и ремонта во время нахож-ения в них газобаллонных автомобилей нельзя пользоваться открытым огнем выполнять сварочные работы, работать на заточных станках, кузнечных горнах и другом оборудовании, вызывающем образование искр.

У газобаллонных автомобилей запрещается проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов и подносить к ав’ томоби.шо открытый огонь для освещения, пайки, сварки и т. д.

Выполняя работы на постах технического обслуживания автомобиля, слесарь-авторемонтник по топливной аппаратуре должен на рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди». Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом и включением 1-й передачи. Должно быть выключено зажигание, а под колеса положено не менее двуж упоров (башмаков).

Перед выполнением работы, связанной с вращением коленчатого вала, необходимо проверить, выключено ли зажигание, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Пост, на котором регулируют приборы системы питания при работающем двигателе, должен быть оборудован шланговым или дистанционным отсоеом отработавших газов.

Зачистка деталей перед пайкой и лужением должна выполняться на рабочих местах, имеющих местную вентиляцию. Топливные баки перед ремонтом необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить перегретым паром, снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом. Пайка и заварка выполняется при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым азотом, углекислым газом, отработавшими газами.

Примеры действующих в Главмосавтотрансе инструкций по технике безопасности при работе с газобаллонными автомобилями приведены-ниже.

Эти инструкции, подписанные главным инженером предприятия, согласовываются с местным комитетом профсоюзов и утверждаются директором.

Инструкция по технике безопасности для автослесаря при обслуживании и ремонте автомобилей, работающих на сжиженном газе

(дополнение к общей инструкции по технике безопасности для слесаря)

1. Общие положения
1.1. Сжиженные нефтяные топливные газы имеют пожаро- и взрывоопасные свойства.
1.2. Для обеспечения техники безопасности при работе на газобаллонных автомобилях следует в основном руководствоваться правилами техники безопасности и правилами технической эксплуатации бензиновых автомобилей.
1.3. Виновные в нарушении настоящей инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности.

2. Обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей
2.1. Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента и оборудования рабочего места, а также убедиться, включена ли вентиляция помещения.
2.2. Все работы по ремонту газобаллонных автомобилей- должны производиться при закрытых баллонных и магистральных вентилях.
2.3. Движение автомобиля в помещении, а также регулировка, электрооборудования и опробование тормозов осуществляются при работе двигателя на бензине.
2.4. Техническое обслуживание, ремонт, монтаж и демонтаж газовой системы питания производятся слесарем по обслуживанию и ремонту газового оборудования.
2.5. При возникновении утечек газа на автомобиле, находящемся в помещении, его следует отбуксировать из помещения и проветрить его для удаления газовоздушной смеси, особенно из осмотровых канав.
2.6. Перед началом огневых (сварка, кузнечные, медницкие и т. п.) работ и перед искусственной сушкой при окрасочных работах с газобаллонного автомобиля должен быть демонтирован газовый баллон.
2.7. Проверку и ремонт приборов электрооборудования можно вести только после проветривания подкапотного пространства автомобиля.
2.8. Если при проведении ремонтных работ по автомобилю и двигателю возникает вероятность механического повреждения узлов и магистрали газовой системы питания, они должны быть демонтированы с автомобиля.
2.9. При обслуживании и ремонте газобаллонного автомобиля запрещается:
— запускать двигатель на газе;
— производить ремонт при наличии утечек газа на автомобиле;
— очищать краску и красить наполненный газом баллон;
— производить ремонт при наличии людей в кабине или в кузове автомобиля.

3. Противопожарные мероприятия
3.1. Курить и пользоваться открытым огнем разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
3.2. В помещениях зон технического обслуживания и ремонта во время нахождения в них газобаллонных автомобилей нельзя пользоваться открытым огнем, выполнять сварочные работы, работать на заточных станках, кузнечных горнах.
3.3. Вспыхнувший газ на автомобиле нужно тушить углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, кошмой, струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом следует обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления.
3.4. Запрещается:
— подносить к автомобилю открытый огонь для освещения, пайки, сварки и т. п.;
— ремонтировать автомобиль при наличии в кузове горючих и легко воспламеняющихся грузов;
— при обслуживании и ремонте пользоваться паяльными лампами и другими средствами подогрева с открытым пламенем;-
— при проведении технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей работать в помещении, не снабженном естественной или принудительной вентиляцией и не обеспеченном противопожарным инвентарем

Инструкция по технике безопасности для слесаря, работающего по обслуживанию и ремонту газового оборудования
(дополнение к общей инструкции по технике безопасности для слесаря)

1. Общие положения
1 Сжиженные нефтяные топливные газы имеют пожаро- и взрывоопасные свойства
1.2. К работе по обслуживанию и ремонту газового оборудования газобаллонных автомобилей допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие техминимум по газобаллонным автомобилям и правилам техники безопасности, сдавшие экзамены и получившие удостоверение.
1.3. Виновные в нарушении настоящей инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности.
2. Обслуживание и ремонт газового оборудования газобаллонных автомобилей
2.1. Ремонт газовой аппаратуры разрешается производить только после снижения давления в ремонтируемом узле до атмосферного.
2.2. Перед постановкой автомобиля в помещение для технического обслуживания и ремонта необходимо закрыть вентили на баллоне, выработать весь газ,-находящийся в системе питания, и-проверить герметичность газового баллона.
2.3. При возникновении утечек газа на автомобиле, находящемся в помещении, его следует отбуксировать из помещения и проверить его для удаления .газовоздушной смеси, особенно из осмотровых канав
2.4. При работающем на газовом топливе двигателе разрешается производить только регулировку холостого хода. Все прочие работы по регулировке и ремонту газового оборудования производятся при неработающем двигателе.
2.5. При ремонте газового оборудования следует избегать попадания незащищенной поверхности тела под струю газа из-за возможности обморожения.
2.6. Проверку и ремонт приборов электрооборудования можно вести только после, проветривания подкапотного пространства автомобиля.
2.7. При подтягивании крепежных деталей (гаек, болтов и т. п.) газобаллонной установки необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций.
2.8. Если газовую магистраль необходимо подогреть, то для этого разрешается применять тблько горячую воду или пар.
2.9. При обслуживании и ремонте газобаллонного автомобиля запрещается:
— ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе;
— ремонтировать арматуру баллона, если в баллоне имеется газ;
— ремонтировать газовую аппаратуру при наличии людей в кабине или в кузове автомобиля;
— применять при техническом обслуживании и ремонте газового оборудования неисправный инструмент;
— -очищать краску и красить наполненный газом баллон;
3. Противопожарные мероприятия
3.1. Курить и пользоваться открытым огнем разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
3.2. В помещениях зон технического обслуживания и ремонта во время нахождения в них газобаллонных автомобилей нельзя пользоваться открытым огнем, выполнять сварочные работы, работать на заточных станках кузнечных горнах и другом оборудовании, вызывающем образование искру. В случае необходимости выполнения сварки и других ремонтных воздействий, связанных с искрообразованием, непосредственно на автомобиле, следует» снимать с автомобиля баллон с газом.

Читайте также:  Ремонт торпеды пластик автомобиля

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле следуетч немедленно закрыть магистральный и баллонный вентили. Если пожар воз-1 ник при работающем двигателе, то необходимо при закрытых газовых вентилях увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее выра-ботать газ из газопроводов и аппаратуры.

3.4. Вспыхнувший газ нужно тушить углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, кошмой, струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом следует обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления.
3.5. Запрещается:
— пользоваться для подогрева газовой аппаратуры и газопроводов паяльными лампами и другими средствами подогрева с открытым пламенем;
— проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов;
— подносить к автомобилю открытый огонь освещения, пайки, сварки и т. п.;
— ремонтировать газовую аппаратуру три наличии в кузове горючих и легковоспламеняющихся грузов;
— пользоваться бензином для промывки деталей, запасных частей, двигателя, рук и спецодежды.

Инструкция по технике безопасности для водителей автомобилей, работающих на сжиженном газе
(дополнение к общей инструкции по технике безопасности для водителей)

1. Общие положения
1.1. Сжиженные нефтяные топливные газы имеют пожаре- и взрывоопасные свойства.
1.2. К вождению газобаллонных автомобилей допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку, сдавшие экзамены по техминимуму и правилам техники безопасности и получившие удостоверения.
1.3. Водитель, принимающий участие в техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей, должен пройти предварительно инструктаж по технике безопасности для рабочих при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей.
1.4. Водитель является ответственным лицом за соблюдение правил техники безопасности всеми находящимися на автомобиле лицами и обязан требовать от них исполнения этих правил.
1.5. Виновные в нарушении настоящей инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности-
2. Эксплуатация газобаллонных автомобилей
2.1. Перед запуском двигателя следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым (для проветривания подкапотного пространства), после чего убедиться в герметичности газе»ай аппаратуры, трубэпрошвдов и соединений..
2.4. Во время заправки автомобиля сжиженным газом водителю запрещается стоять возле газонаполнительного шланга. Если во время заправки в га-напотнительном шланге появилась трещина или разрыв, нужно немедлен-301 пе[н,Крыть наполнительный вентиль на баллоне автомобиля; Н производить ремонтные работы по автомобилю и ударять металлическими предметами во избежание искрообразования и воспламенения газа;
— производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры, курить и пользоваться открытым огнем на территории газонаполнительной станции.
2.6. Если при запуске после заправки двигатель дает перебои, его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить на безопасное расстояние (не менее 15 м от газонаполнительной станции).
2.5. Во время заправки водитель обязан соблюдать большую осторожность и пользоваться рукавицами (попадание сжиженного газа на незащищенную часть тела человека может вызвать обморожение).
2.7. В радиусе 15 м от газонаполнительной станции нельзя переходить с одного вида топлива на другой.
2.8. При появлении сильной утечки газа из баллона при закрытом вентиле, а также в случае неисправностей, которые’ не могут быть устранены водителем и представляют опасность для окружающих и автомобиля, необходимо принять срочные меры к перемещению автомобиля в безопасное место, где нет скопления людей, источников огня и жилых строений, прекратить работу и сообщить о происшедшем руководству АТП .
2.9. При появлении запаха газа во время движения водитель должен немедленно остановить автомобиль, выявить неисправность, и принять меры для ее устранения.
2.10. При постановке газобаллонного автомобиля на ночную или длительную дневную стоянку, а также при нахождении в помещении для технического обслуживания необходимо закрыть расходный вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, проверить герметичность баллона, закрыть магистральный вентиль и выключить зажигание.
2.11. Закрывать и открывать вентили следует плавно, не применяя дополнительных рычагов. Магистральный вентиль при работе на газе следует открывать полностью.
2.12. Проверку и ремонт приборов электрооборудования автомобиля можно вести только после проветривания подкапотного пространства.
2.13. При эксплуатации газобаллонных автомобилей запрещается:
— работать с неисправным газовым оборудованием или при наличии утечек
— газа в соединениях;
— заправлять баллон газом свыше 90% по объему;
— заправлять баллон при работающем двигателе;
— дозаправлять баллон газом или выпускать газ в помещении, в непосредственной близости от места стоянки других автомобилей или вблизи от источников огня и мест нахождения людей;
— ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе;
3. Противопожарные мероприятия
3.1. Курить и пользоваться открытым огнем на территории автотранспортного предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
3.2. Газобаллонный автомобиль должен быть снабжен углекислотным ила порошковым огнетушителем.
3.3. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле следует немедленно закрыть магистральный и баллонный вентили. Если пожар возник при работающем двигателе, то необходимо при закрытых газовых вентилях увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее выработать газ из газопроводов и аппаратуры.
3.4. Вспыхнувший газ нужно тушить углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, кошмой, струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом следует обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления.
3.5. Запрещается:
— пользоваться для подогрева газовой аппаратуры и газопроводов паяльными лампами или другими средствами подогрева с открытым пламенем;
— проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов;
— останавливать газобаллонный автомобиль у мест с открытым пламенем, подносить к автомобилю огонь для освещения, пайки, сварки и т. п.

Читайте также:  Течение срока при ремонте авто

Источник

Безопасность при ремонте газобаллонного автомобиля

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА НА ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЯХ И АВТОБУСАХ

Водитель газобаллонного автомобиля и рабочие, занятые техническим обслуживанием и ремонтом, должны хорошо знать основные свойства газового топлива, на котором

работает автомобиль. Поэтому к управлению, техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются водители и ремонтные рабочие, обязательно прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых необходимых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил охраны труда.

СНГ и СПГ пожароопасны, а в смеси с воздухом при определенном соотношении количества их паров и количества воздуха — взрывоопасны.

Свойства сжиженного и сжатого газов обуславливают необходимость соблюдения при эксплуатации и ремонте газобаллонных автомобилей определенных правил.

Запрещается эксплуатация, а также постановка автомобиля на стоянку с утечкой газа и другими неисправностями аппаратуры. Такие неисправности должны быть немедленно устранены квалифицированными специалистами в оборудованных для этой цели цехах.

Газовые баллоны для хранения СПГ должны быть окрашены масляной краской красного цвета, иметь обозначение параметров (объем, предельное давление), надпись «Огнеопасно» и клеймо с датой последнего и последующего испытания (проводятся один раз в 2 года). При необходимости проведения ремонта для устранения утечки газа выпуск газа осуществляется на специальном посту АТП для слива газа и дегазации газовых баллонов.

Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо на несколько минут поднять капот, чтобы проветрить отсек двигателя, проверить состояние установленной на двигателе газовой аппаратуры и ее соединений.

Для обеспечения безопасности при выполнении ТО газобаллонных автомобилей нужно соблюдать следующие правила.

После окончания работы надо обязательно проверять наружную герметичность газовых баллонов и внутреннюю герметичность расходных вентилей. Для этого автомобиль поступает на контрольный пост проверки его технического состояния, а затем на пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Только при их исправности автомобиль направляется (через пост мойки) на последующие посты технического обслуживания газовой аппаратуры. Эти посты размещены в отдельном, специально оборудованном, помещении с включенной приточновытяжной вентиляцией.

По окончании обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль переводят на общие посты или линии для обслуживания автомобиля в целом. При этом въезд, перемещение

автомобиля по общим постам или линиям и выезд из помещения, в котором они расположены, должны осуществляться только при работе двигателя на бензине. Если на посту проверки герметичности газовой аппаратуры обнаружена неисправность (потеря герметичности) газового баллона СНГ, автомобиль направляется на пост слива газа.

После слива или выпуска газа нужно произвести дегазацию газовых баллонов или их арматуры. При необходимости ремонта с применением сварки должно быть получено соответствующее разрешение. После сварки требуется внеочередное освидетельствование баллонов. Перед сваркой, а также перед горячей сушкой или после окраски баллон следует продуть нейтральным газом (азотом).

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле его следует тушить углекислотными огнетушителями, песком или струей воды под давлением. Одновременно нужно закрыть расходный вентиль и увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее израсходовать газ из системы питания.

В процессе эксплуатации автомобили должны ежедневно подвергаться осмотру для проверки герметичности газовой аппаратуры и ее исправности на контрольных постах при выпуске на линию и приемке с линии. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь ее негерметич-ность) должны устраняться квалифицированными работниками в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

Читайте также:  Что нужно для мелкого ремонта авто

При запотевании наружной оболочки газового баллона (потеря вакуума в теплоизоляционной полости) агрегат подвергается ремонту на заводе-изготовителе.

Криогенный баллон, установленный на автомобиле, должен быть окрашен защитным лаком серого цвета, иметь табличку с указанием параметров и надпись «Метан». Очередное освидетельствование баллона в установленный срок производится один раз в 2 года.

Не разрешаются эксплуатация и въезд в производственные помещения автомобилей с неисправной газобаллонной арматурой при наличии в ней газа. Неисправные автомобили могут храниться на открытых площадках без навесов. В тех случаях, когда устранение утечки газа или другого дефекта требует ремонта или регулировки криогенного баллона, жидкий метан должен быть из баллона израсходован при работе двигателя или слит в баллоны других автомобилей, в цистерну газозаправ-щика или специальный криогенный сосуд общепромышленного назначения. Слив газа должен проводиться на заправочной площадке при участии штатного оператора или специально обученного ответственного лица.
Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только от специального газозаправщика или от другого автомобиля на выделенной и оборудованной площадке. Заправку (слив) газа можно проводить только при неработающем двигателе. Зона заправки должна быть оборудована защитным бетонным валиком.

Запрещается наполнять криогенный баллон автомобиля в следующих случях: истек срок переосвидетельствования; имеются повреждения наружной оболочки баллона (трещины, выры-вы металла, значительные вмятины, заметное изменение формы и т. д.); отсутствует табличка с клеймом о прохождении освидетельствования; надлежащей окраски, отсутствует или неисправна контрольно-измерительная аппаратура, имеется потеря вакуума в теплоизолирующем пространстве баллона, негерметич-ность в соединениях арматуры и контрольных приборов.

Перед пуском двигателя следует, открыв капот, убедиться в исправности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений. Пускать двигатель можно на топливе только одного вида: газе или бензине. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя осуществляется с помощью горячей воды или пара. При температуре ннже —10° С пуск и прогрев двигателя проводятся на бензине с последующим переходом на газовое топливо. Запрещается работа двигателя на смеси двух топлив: бензина и газа.

Для устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях, а также нагреве газовых испарителей можно использовать горячую воду или пар. Запрещается пользоваться средствами подогрева с открытым пламенем.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, а также при техническом обслуживании необходимо снизить давление в баллоне до атмосферного, используя вытяжную трубу на участке заправки, подключив дренажный шланг и открыв дренажный вентиль, закрыть вентили на баллоне, израсходовать газ из системы питания. Затем надо выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею. Запрещается ставить автомобиль на длительную стоянку с открытым вентилем на баллоне. Следует иметь в виду, что продолжительность стоянки автомобиля без выпуска газа через предохранительный клапан зависит от начального давления и от количества газа в баллоне.

Не разрешается ставить автомобиль на длительную стоянку с баллоном, наполненным жидким метаном, при неисправном предохранительном клапане.

Не разрешается закрывать линейный вентиль на баллоне после остановки двигателя. При этом необходимо выждать не менее 5 мин для испарения жидкого остатка метана в испарителе газовой системы питания автомобиля и автоматического

удаления лишней массы газа обратно в криогенный бак через линейный вентиль и электромагнитные клапаны.

Ремонт и обслуживание газобаллонных автомобилей, работающих на газовом топливе, должны проводиться отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями. При ремонте газовой аппаратуры необходимо проявлять осторожность с тем, чтобы не допускать искрообразования при отвертывании гаек, болтов, штуцеров.

Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно закрыть все вентили и тщательно проверить пространство под капотом и в зоне расположения газового баллона.

Регулировать системы питания и зажигания автомобилей, работающих на СжПГ, а также проверять и ремонтировать газовую аппаратуру следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует в соответствии с заводскими инструкциями.

Не разрешается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, пускать двигатель и работать при наличии утечек газа, останавливать газобаллонный автомобиль вблизи открытого пламени или подносить к автомобилю источники открытого пламени или освещения, пайки, проверки герметичности соединений газопроводов и арматуры, для этой цел:* следует использовать мыльную воду.

В случае возникновения пожара на автомобиле нужно выключить зажигдние, отключить аккумуляторную батарею и закрыть все вентили на баллоне. Тушнть пожар необходимо огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон с газом следует обильно поливать холодной водой для исключения возможности повышения в нем давления.

В случае аварийной разгерметизации криогенного баллона, газовых трубопроводов или приборов, находящихся под давлением, срабатывания предохранительных клапанов в аварийном режиме нужно немедленно выключить зажигание, остановить автомобиль и закрыть расходный вентиль на баллоне. Затем необходимо принять меры, исключающие приток выходящего газа. После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжать работу на бензине.

Следует иметь в виду, что жидкий метан, выходящий в виде газа, образует облако, стелящееся по земле и быстро улетучивающееся в атмосферу; жидкий метан, имеющий температуру —161,4°С, интенсивно кипит на поверхности и также образует белое газовое облако.

Источник

Оцените статью