Безопасность труда при строительстве ремонте судов

Безопасность труда при ремонтных работах на судах

Ремонтные работы на судах организуются и проводятся в соответствии с положением о ремонте судов и правилами техники безопасности. В период эксплуатации все ремонтные работы на судне, связанные с применением открытого огня или возможным нарушением водонепроницаемости корпуса, могут производиться только с письменного разрешения капитана, по представлению и под личным руководством старшего механика независимо от места проведения ремонтных работ.

Все рабочие в зависимости от характера выполняемой работы должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и спецодеждой.

Перед началом работ старший (главный) механик, возглавляющий единую техническую службу на судне, лично инструктирует руководителей работ на отдельных участках обобъемеремонта, особенностях и безопасных методах работы. Он знакомит также лиц, не принадлежащих к экипажу,но работающих на судне под руководством судовой администрации, с их конкретным заданием и правилами техники безопасности.

Перед началом ремонтных работ на судне его конструктивные узлы и механизмы, а также помещения, в которых будут работать, должны отвечать требованиям безопасности труда. Оборудование отключается от источников электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха. Принимаются меры против случайного открытия запорных устройств и вывешивают предупредительные знаки или таблички, соответствующие ОСТ 31.0013–88. Ремонтным работам в картере главного двигателя должны предшествовать тщательная вентиляция картера и блокирование валоповоротного устройства. На пультах управления двигателем, клапане пусковой магистрали, валоповоротном устройстве вывешиваются таблички, запрещающие включение механизмов.

Места, где будут проводиться ремонтные работы, необходимо освободитьот посторонних предметов, хорошо осветить и обеспечить проходы (не менее 0,7…0,8 м). Люки, горловины и другие отверстия в палубах должны быть надежно задраены и закрыты. Если часть из них необходимо держать открытыми, то ставят надежное леерное ограждение высотой не менее 1 м. В этих местах надо вывесить таблички с надписью «Воспрещается проход».

Снятое оборудование необходимо надежно закрепить. Взамен снятых ограждений, трапов и площадок устанавливают надежные леерные ограждения. Входные люки в судовые помещения, где ведутся работы при снятых трапах, должны быть ограждены, а проходы к ним — закрыты и надлежащим образом освещены. В местах установки временных ограждений надо вывесить таблички «Проход опасен». По окончании работ все трапы, ограждения и поручни должны быть немедленно установлены на места.

Снятые или поднятые плиты настила машинно-котельного отделения и других судовых помещений запрещается ставить на ребро без надежного их закрепления.

Все рабочие места, расположенные на высоте более 1 м, должны быть оборудованы рештованиями и мостиками с надежными ограждениями, высотой не менее 1 м. Не допускается работа на незакрепленных трапах или лестницах, а также использование случайных предметов (досок, ящиков и т.п.). При работах на высоте не рекомендуется располагаться на рештованиях одновременно в двух уровнях на одной вертикали. Необходимо также принимать меры, исключающие возможность падения вниз инструментов и различных деталей. При работах, связанных о отлетанием ржавчины, старой краски и т.д., необходимо пользоваться предохранительными очками.

Необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. Не допускается разведение открытогоогня и курение в помещениях, где ведутся окрасочные работы, а также в хранилищах топлива, обтирочного материала и в малярных. Использованный обтирочный материал должен быть сложен в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. После работы он должен быть вынесен с судна и уничтожен.

Источник

НПАОП 35.1-7.24-78. Безопасность труда при строительстве и ремонте судов. Основные положения (2756)

РАЗРАБОТАН ордена Трудового Красного Знамени Центральным научно-исследовательским институтом технологии судострое­ния (ЦНИИТС)

Директор И. М. Савченко Начальник отделения А. В. Гневко Начальник лаборатории Ю. С. Корюкаев

Руководитель темы и

ответственный исполнитель Н. Л. Петраковский

ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом стандартизации (ЦНИИ ЛОТ)

Читайте также:  Ремонт ручника шевроле круз

Директор Б. В. Подсевалов

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом стандартизации Министерства

Начальник отдела Е. П. Похвалов СОГЛАСОВАН с ЦК отраслевого профсоюза

УТВЕРЖДЕН Главным управлением Министерства по научно-исследовательским работам

Начальник ГУНИР Г. Г. Пуляевский

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным указанием Министерства № 32/716-0241 от 17.04.78 г.

ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕИ РЕМОНТЕ СУДОВ

Утвержден Министерством Срок введения установлен 17 апреля 1978 г. Срок введения установлен

с 1 июля 1979 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по безопасности труда при строительстве и ремонте судов* на пред­приятиях Министерства.

* Под термином «суда» в настоящем стандарте подразумевается любое плавсредство, строящееся на судостроительных верфях

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Требования к зданиям, сооружениям, производственным и бытовым помещениям, площадкам, территории и акватории предприятия

1.1.1. Промышленные здания и сооружения, производственные и бытовые помещения, их инженерное оборудование (отопление, вентиляция, энергоснабжение и т. п.) должны отвечать требова­ниям действующих строительных и противопожарных норм и пра­вил, утвержденных Госстроем и МВД СССР, и нормативной доку­ментации Минздрава СССР по санитарному содержанию помеще­ний, территории и оборудования производственных предприятий.

1.1.2. Состав специальных бытовых помещений и устройств в цехах судостроительных и судоремонтных предприятий должен отвечать требованиям СНИП II-92—76 в зависимости от группы производственного процесса и состава работающих.

1.1.3. Естественное и искусственное освещение в помещениях предприятий, искусственное освещение на их территории должно удовлетворять требованиям строительных норм и правил и раз­работанным на их основе «Нормам искусственного освещения для предприятий отрасли» № 74-38-126—76.

1.1.4. Автомобильные и железные дороги, тротуары и пеше­ходные дорожки на территории предприятия должны отвечать требованиям санитарных норм и правил по их устройству и содер­жанию.

1.1.5. Территорию предприятия следует постоянно содержать в порядке и систематически очищать от отходов производства, грязи, льда и снега. Пешеходные дорожки, проходы, рабочие площадки при обледенении должны посыпаться песком.

1.1.6. Ремонтируемые участки дорог предприятий должны быть оборудованы соответствующими ограждениями, знаками, обеспе­чивающими безопасность движения как в дневное, так и в ночное время, и указателями направления объезда.

1.1.7. На территории предприятия должны выполняться требо­вания «Типовых правил пожарной безопасности для промышлен­ных предприятий», утвержденных Главным управлением пожар­ной охраны МВД СССР в 1975 г.

1.1.8. Подъезды и подходы к пожарным водоемам, резервуа­рам и гидрантам должны быть постоянно свободными.

1.1.9. Достроенные набережные, а также другие места на тер­ритории предприятия, где возможно падение людей в воду, дол­жны быть снабжены спасательными средствами и инструкциями по их применению. Устройство причалов должно гарантировать безопасность посадки и высадки людей при любом уровне воды.

1.1.10. Акватория предприятия должна быть защищена от ледохода, сильных волнений, течений и наносов. Защитные соору­жения должны находиться в исправном состоянии.

1.1.11. Акватория предприятия и котлованы плавучих доков не менее двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться водолазному обследованию.

1.2. Требования к организации производственных процессов

1.2.1. При организации и проведении производственных процес­сов должны выполняться требования безопасности, изложенные в стандартах, конструкторской и технологической документации, нормативной документации по технике безопасности, пожарной безопасности и промсанитарии.

1.2.2. Организация производственных процессов должна соот­ветствовать требованиям санитарных норм и правил в отношении соблюдения режимов труда и отдыха.

1.2.3. На основе действующих правил по безопасному ведению работ и с учетом местных условий и особенностей производства администрация предприятия обязана разрабатывать инструкции по технике безопасности для каждой профессии, своевременно кор­ректировать их в случае изменения технологического процесса или применения новых материалов, оснастки, оборудования и т. п.,

инструктировать по ним рабочих и обеспечивать постоянный контроль за их выполнением.

1.2.4. При внедрении новых технологических процессов или изменении существующих, внедрении новых материалов, техноло­гического оборудования, оснастки, инструмента следует до начала их применения разработать мероприятия, обеспечивающие безопас­ные условия труда. Эти мероприятия должны быть согласованы со службами техники безопасности предприятия.

Читайте также:  Ремонт дорог правила безопасности

1.2.5. На каждом предприятии должен быть разработан и согласован со службами техники безопасности перечень работ повышенной опасности, для выполнения которых выдается наряд-допуск. В наряде-допуске должны быть указаны меры безопасно­сти при выполнении этих работ.

1.2.6. Организация работ повышенной опасности (гидравли­ческие и воздушные испытания, опробование механизмов, про­дувка емкостей, погрузка и выгрузка крупногабаритных конструк­ций) должна предусматривать проведение их при минимальном количестве одновременно работающих в помещении судна или цехе людей.

1.2.7. Вредные вещества, загрязняющие воздух, и сточные воды должны по мере возможности быть обезврежены в местах их образования путем удаления, уничтожения, нейтрализации или другими эффективными способами.

1.2.8. Не допускается загрязнять акваторию выбросами за борт трюмных вод, нефтепродуктов, мусора, краски, изоляционных материалов и других отходов из строящихся и ремонтируемых судов.

1.2.9. Запрещается сбрасывать с судна (или секций) отходы производства, материал, инструмент, приспособления. Они должны опускаться способом, исключающим самопроизвольное падение.

1.2.10. Вырезы, люки, горловины на открытых палубах и в помещениях должны быть закрыты или иметь ограждения. По бортам судна и со стороны открытых частей секций должны быть установлены ограждения высотой не менее 1,2 м, состоящие из поручня, одного промежуточного элемента и бортовой доски высо­той не менее 150 мм.

1.2.11. Рабочие места, расположенные выше 1,5 м от уровня земли или сплошного перекрытия, должны быть оборудованы ограждениями, аналогичными указанным в п. 1.2.10.

1.2.12. Для передвижения по набору палуб, платформ, днище­вым секциям должны устанавливаться деревянные щиты с соот­ветствующими ограждениями к ним.

1.2.13. Вентиляция помещений строящихся, ремонтируемых и модернизируемых судов должна осуществляться в соответствии с требованиями ОСТ5.5325—78.

1.2.14. Запрещается вентиляция помещений судна и создание микроклимата в них путем подачи кислорода из баллонов и дру­гих емкостей.

1.2.15. Для пожарных насосов, аварийного освещения, пожар­ной и охранной сигнализации, а также вентиляции, применяю­щейся при работах в замкнутых и труднодоступных помещениях и работах, связанных с применением взрывоопасных и горючих газов или легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть предусмотрены резервные независимые источники питания с авто­матическим вводом в действие.

1.2.16. Организация и проведение производственных процессов должны обеспечивать уровни вредных производственных веществ (паров, пыли, газов) в воздухе рабочей зоны, уровни шума, виб­рации и всех видов излучений в помещениях и на рабочих местах не выше предельно допустимых значений, предусмотренных сани­тарными нормами проектирования промышленных предприятий и нормативной документацией Минздрава СССР. Микроклимат в помещениях и на рабочих местах должен соответствовать сани­тарным нормам Минздрава СССР.

1.2.17. Концентрация паров и пыли пожаро- и взрывоопасных веществ в воздухе рабочих помещений не должна превышать пре­дельно допустимой, установленной строительными и противопо­жарными нормами и правилами в зависимости от категории про­изводств.

1.2.18. Содержание в воздухе производственных помещений вредных примесей должно систематически контролироваться. По­рядок и сроки проведения контрольных замеров устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами пожар­ного и санитарного надзора предприятия.

1.2.19. При проведении работ по анализу воздушной среды в помещениях необходимо применять средства индивидуальной защиты органов дыхания, а применяемое электроборудование должно быть взрывозащищенного исполнения.

1.2.20. При невозможности обеспечения допустимого уровня вредных производственных факторов общецеховыми средствами производственный персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

1.2.21. При проведении работ, в процессе которых возможно образование взрывоопасных смесей в воздухе, должно приме­няться электрооборудование во взрывозащищенном исполнении, как стационарное, так и переносное. До начала работ следует отключить общее и местное освещение помещения (отсека), не имеющее взрывозащищенного исполнения, обесточить кабели и электропровода, проходящие транзитом через данное помещение, обеспечить надежную работу дежурного и аварийного освещения

Читайте также:  Ремонт принтера hp deskjet 3070a

в коридорах, проходах и других помещениях, примыкающих к данному.

Указанные мероприятия должны проводиться также в период сушки после проведения окрасочных, изолировочных и тому по­добных работ. Пылесборники (фильтровальные коробки), соеди­ненные с помещением, должны быть расположены на открытом воздухе и снабжены устройствами для устранения опасности взрыва. Запрещается использовать оборудование, обувь, инстру­мент, которые могут вызвать искрение.

Ответственный руководитель взрывоопасных работ обязан обеспечить безопасное проведение взрывоопасных работ и бес­перебойную работу вентиляционного оборудования.

1.2.22. Если в помещении судна или цеха проводились окра­сочные, облицовочные, изолировочные, сварочные и иные работы с применением защитных газов, токсичных или взрывоопасных растворителей, последующие работы могут быть разрешены только после получения результатов анализа воздушной среды помещения на содержание взрывоопасных и вредных паров и газов-.

1.2.23. До начала работ в судовых помещениях (трюмах, цистернах, угольных ямах и т. п.), в которых содержались нефть, продукты растительного происхождения, уголь (или имеются остатки этих продуктов), необходимо очистить их по технологии, принятой на предприятии и утвержденной в соответствующем по­рядке. Проведение дальнейших работ может быть разрешено только после получения результатов анализа воздушной среды на содержание взрывоопасных и вредных паров и газов.

1.2.24. При организации и проведении производственных про­цессов, связанных с движением, перемешиванием или распыле­нием легковоспламеняющихся жидкостей, движением горючих паров и газов, переработкой и перегрузкой сыпучих и мелкодис­персных материалов, трением синтетических материалов, и других операций, при которых возможно образование статического элек­тричества, должны предусматриваться меры по защите от него:

— отвод зарядов путем заземления оборудования и коммуни­каций, а также обеспечения постоянного электрического контакта тела человека с заземлением;

— отвод зарядов в результате уменьшения удельных объем­ных и поверхностных сопротивлений;

— нейтрализация зарядов путем использования радиоизотоп­ных, индукционных и других нейтрализаторов.

1.2.25. Для снижения интенсивности возникновения зарядов статического электричества всюду, где это не требуется по техно­логии производства, должно быть исключено разбрызгивание, дробление, распыление веществ; скорость движения материалов

в аппаратах и магистралях не должна превышать значений, предусмотренных проектом.

1.2.26. Для предотвращения опасных искровых разрядов, ко­торые возникают вследствие накопления на теле человека зарядов статического электричества при контактном или индуктивном воздействии наэлектризованного материала или деталей одежды, электризующихся при трении друг о друга, во взрывоопасных производствах необходим отвод зарядов в землю. Основной спо­соб выполнения этого — обеспечение электропроводности обуви и пола.

1.2.27. Обдувка сжатым воздухом людей, а также секций, обо­рудования, изделий, рабочих мест запрещается.

1.2.28. Вносить газовые баллоны в помещение судна запре­щается.

1.2.29. К работе с оборудованием, оснасткой, приспособления­ми и инструментом должны допускаться только лица, изучившие их устройство и правила безопасной эксплуатации.

1.2.30. При работе с инструментом должны быть предусмотрены меры, исключающие травмирование окружающих частицами ме­талла и пыли, при использовании инструмента с искрообразованием — меры пожарной безопасности.

1.2.31. При выполнении работ, требующих согласованности в действиях нескольких рабочих, производственный персонал дол­жен быть обучен совместным действиям, а работа должна про­изводиться под руководством ответственного лица.

1.2.32. К испытаниям конструкций, механизмов, оборудования, систем трубопроводов не должны привлекаться лица, не достиг­шие 18-летнего возраста.

1.2.33. Руководитель работ должен распределять обязанности среди рабочих с учетом их квалификации. Квалификация рабочих должна соответствовать сложности выполняемых операций соглас­но тарифно-квалификационному справочнику.

1.2.34. Руководитель работ перед их началом должен знако­мить рабочих с особенностями этих работ и безопасными метода­ми их выполнения.

Источник

Оцените статью