Безопасность труда при ремонтных работах на судах
Ремонтные работы на судах организуются и проводятся в соответствии с положением о ремонте судов и правилами техники безопасности. В период эксплуатации все ремонтные работы на судне, связанные с применением открытого огня или возможным нарушением водонепроницаемости корпуса, могут производиться только с письменного разрешения капитана, по представлению и под личным руководством старшего механика независимо от места проведения ремонтных работ.
Все рабочие в зависимости от характера выполняемой работы должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и спецодеждой.
Перед началом работ старший (главный) механик, возглавляющий единую техническую службу на судне, лично инструктирует руководителей работ на отдельных участках обобъемеремонта, особенностях и безопасных методах работы. Он знакомит также лиц, не принадлежащих к экипажу,но работающих на судне под руководством судовой администрации, с их конкретным заданием и правилами техники безопасности.
Перед началом ремонтных работ на судне его конструктивные узлы и механизмы, а также помещения, в которых будут работать, должны отвечать требованиям безопасности труда. Оборудование отключается от источников электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха. Принимаются меры против случайного открытия запорных устройств и вывешивают предупредительные знаки или таблички, соответствующие ОСТ 31.0013–88. Ремонтным работам в картере главного двигателя должны предшествовать тщательная вентиляция картера и блокирование валоповоротного устройства. На пультах управления двигателем, клапане пусковой магистрали, валоповоротном устройстве вывешиваются таблички, запрещающие включение механизмов.
Места, где будут проводиться ремонтные работы, необходимо освободитьот посторонних предметов, хорошо осветить и обеспечить проходы (не менее 0,7…0,8 м). Люки, горловины и другие отверстия в палубах должны быть надежно задраены и закрыты. Если часть из них необходимо держать открытыми, то ставят надежное леерное ограждение высотой не менее 1 м. В этих местах надо вывесить таблички с надписью «Воспрещается проход».
Снятое оборудование необходимо надежно закрепить. Взамен снятых ограждений, трапов и площадок устанавливают надежные леерные ограждения. Входные люки в судовые помещения, где ведутся работы при снятых трапах, должны быть ограждены, а проходы к ним — закрыты и надлежащим образом освещены. В местах установки временных ограждений надо вывесить таблички «Проход опасен». По окончании работ все трапы, ограждения и поручни должны быть немедленно установлены на места.
Снятые или поднятые плиты настила машинно-котельного отделения и других судовых помещений запрещается ставить на ребро без надежного их закрепления.
Все рабочие места, расположенные на высоте более 1 м, должны быть оборудованы рештованиями и мостиками с надежными ограждениями, высотой не менее 1 м. Не допускается работа на незакрепленных трапах или лестницах, а также использование случайных предметов (досок, ящиков и т.п.). При работах на высоте не рекомендуется располагаться на рештованиях одновременно в двух уровнях на одной вертикали. Необходимо также принимать меры, исключающие возможность падения вниз инструментов и различных деталей. При работах, связанных о отлетанием ржавчины, старой краски и т.д., необходимо пользоваться предохранительными очками.
Необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. Не допускается разведение открытогоогня и курение в помещениях, где ведутся окрасочные работы, а также в хранилищах топлива, обтирочного материала и в малярных. Использованный обтирочный материал должен быть сложен в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. После работы он должен быть вынесен с судна и уничтожен.
Источник
НПАОП 35.1-7.24-78. Безопасность труда при строительстве и ремонте судов. Основные положения (2756)
РАЗРАБОТАН ордена Трудового Красного Знамени Центральным научно-исследовательским институтом технологии судостроения (ЦНИИТС)
Директор И. М. Савченко Начальник отделения А. В. Гневко Начальник лаборатории Ю. С. Корюкаев
Руководитель темы и
ответственный исполнитель Н. Л. Петраковский
ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом стандартизации (ЦНИИ ЛОТ)
Директор Б. В. Подсевалов
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом стандартизации Министерства
Начальник отдела Е. П. Похвалов СОГЛАСОВАН с ЦК отраслевого профсоюза
УТВЕРЖДЕН Главным управлением Министерства по научно-исследовательским работам
Начальник ГУНИР Г. Г. Пуляевский
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным указанием Министерства № 32/716-0241 от 17.04.78 г.
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕИ РЕМОНТЕ СУДОВ
Утвержден Министерством Срок введения установлен 17 апреля 1978 г. Срок введения установлен
с 1 июля 1979 г.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по безопасности труда при строительстве и ремонте судов* на предприятиях Министерства.
* Под термином «суда» в настоящем стандарте подразумевается любое плавсредство, строящееся на судостроительных верфях
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Требования к зданиям, сооружениям, производственным и бытовым помещениям, площадкам, территории и акватории предприятия
1.1.1. Промышленные здания и сооружения, производственные и бытовые помещения, их инженерное оборудование (отопление, вентиляция, энергоснабжение и т. п.) должны отвечать требованиям действующих строительных и противопожарных норм и правил, утвержденных Госстроем и МВД СССР, и нормативной документации Минздрава СССР по санитарному содержанию помещений, территории и оборудования производственных предприятий.
1.1.2. Состав специальных бытовых помещений и устройств в цехах судостроительных и судоремонтных предприятий должен отвечать требованиям СНИП II-92—76 в зависимости от группы производственного процесса и состава работающих.
1.1.3. Естественное и искусственное освещение в помещениях предприятий, искусственное освещение на их территории должно удовлетворять требованиям строительных норм и правил и разработанным на их основе «Нормам искусственного освещения для предприятий отрасли» № 74-38-126—76.
1.1.4. Автомобильные и железные дороги, тротуары и пешеходные дорожки на территории предприятия должны отвечать требованиям санитарных норм и правил по их устройству и содержанию.
1.1.5. Территорию предприятия следует постоянно содержать в порядке и систематически очищать от отходов производства, грязи, льда и снега. Пешеходные дорожки, проходы, рабочие площадки при обледенении должны посыпаться песком.
1.1.6. Ремонтируемые участки дорог предприятий должны быть оборудованы соответствующими ограждениями, знаками, обеспечивающими безопасность движения как в дневное, так и в ночное время, и указателями направления объезда.
1.1.7. На территории предприятия должны выполняться требования «Типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий», утвержденных Главным управлением пожарной охраны МВД СССР в 1975 г.
1.1.8. Подъезды и подходы к пожарным водоемам, резервуарам и гидрантам должны быть постоянно свободными.
1.1.9. Достроенные набережные, а также другие места на территории предприятия, где возможно падение людей в воду, должны быть снабжены спасательными средствами и инструкциями по их применению. Устройство причалов должно гарантировать безопасность посадки и высадки людей при любом уровне воды.
1.1.10. Акватория предприятия должна быть защищена от ледохода, сильных волнений, течений и наносов. Защитные сооружения должны находиться в исправном состоянии.
1.1.11. Акватория предприятия и котлованы плавучих доков не менее двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться водолазному обследованию.
1.2. Требования к организации производственных процессов
1.2.1. При организации и проведении производственных процессов должны выполняться требования безопасности, изложенные в стандартах, конструкторской и технологической документации, нормативной документации по технике безопасности, пожарной безопасности и промсанитарии.
1.2.2. Организация производственных процессов должна соответствовать требованиям санитарных норм и правил в отношении соблюдения режимов труда и отдыха.
1.2.3. На основе действующих правил по безопасному ведению работ и с учетом местных условий и особенностей производства администрация предприятия обязана разрабатывать инструкции по технике безопасности для каждой профессии, своевременно корректировать их в случае изменения технологического процесса или применения новых материалов, оснастки, оборудования и т. п.,
инструктировать по ним рабочих и обеспечивать постоянный контроль за их выполнением.
1.2.4. При внедрении новых технологических процессов или изменении существующих, внедрении новых материалов, технологического оборудования, оснастки, инструмента следует до начала их применения разработать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда. Эти мероприятия должны быть согласованы со службами техники безопасности предприятия.
1.2.5. На каждом предприятии должен быть разработан и согласован со службами техники безопасности перечень работ повышенной опасности, для выполнения которых выдается наряд-допуск. В наряде-допуске должны быть указаны меры безопасности при выполнении этих работ.
1.2.6. Организация работ повышенной опасности (гидравлические и воздушные испытания, опробование механизмов, продувка емкостей, погрузка и выгрузка крупногабаритных конструкций) должна предусматривать проведение их при минимальном количестве одновременно работающих в помещении судна или цехе людей.
1.2.7. Вредные вещества, загрязняющие воздух, и сточные воды должны по мере возможности быть обезврежены в местах их образования путем удаления, уничтожения, нейтрализации или другими эффективными способами.
1.2.8. Не допускается загрязнять акваторию выбросами за борт трюмных вод, нефтепродуктов, мусора, краски, изоляционных материалов и других отходов из строящихся и ремонтируемых судов.
1.2.9. Запрещается сбрасывать с судна (или секций) отходы производства, материал, инструмент, приспособления. Они должны опускаться способом, исключающим самопроизвольное падение.
1.2.10. Вырезы, люки, горловины на открытых палубах и в помещениях должны быть закрыты или иметь ограждения. По бортам судна и со стороны открытых частей секций должны быть установлены ограждения высотой не менее 1,2 м, состоящие из поручня, одного промежуточного элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм.
1.2.11. Рабочие места, расположенные выше 1,5 м от уровня земли или сплошного перекрытия, должны быть оборудованы ограждениями, аналогичными указанным в п. 1.2.10.
1.2.12. Для передвижения по набору палуб, платформ, днищевым секциям должны устанавливаться деревянные щиты с соответствующими ограждениями к ним.
1.2.13. Вентиляция помещений строящихся, ремонтируемых и модернизируемых судов должна осуществляться в соответствии с требованиями ОСТ5.5325—78.
1.2.14. Запрещается вентиляция помещений судна и создание микроклимата в них путем подачи кислорода из баллонов и других емкостей.
1.2.15. Для пожарных насосов, аварийного освещения, пожарной и охранной сигнализации, а также вентиляции, применяющейся при работах в замкнутых и труднодоступных помещениях и работах, связанных с применением взрывоопасных и горючих газов или легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть предусмотрены резервные независимые источники питания с автоматическим вводом в действие.
1.2.16. Организация и проведение производственных процессов должны обеспечивать уровни вредных производственных веществ (паров, пыли, газов) в воздухе рабочей зоны, уровни шума, вибрации и всех видов излучений в помещениях и на рабочих местах не выше предельно допустимых значений, предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий и нормативной документацией Минздрава СССР. Микроклимат в помещениях и на рабочих местах должен соответствовать санитарным нормам Минздрава СССР.
1.2.17. Концентрация паров и пыли пожаро- и взрывоопасных веществ в воздухе рабочих помещений не должна превышать предельно допустимой, установленной строительными и противопожарными нормами и правилами в зависимости от категории производств.
1.2.18. Содержание в воздухе производственных помещений вредных примесей должно систематически контролироваться. Порядок и сроки проведения контрольных замеров устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами пожарного и санитарного надзора предприятия.
1.2.19. При проведении работ по анализу воздушной среды в помещениях необходимо применять средства индивидуальной защиты органов дыхания, а применяемое электроборудование должно быть взрывозащищенного исполнения.
1.2.20. При невозможности обеспечения допустимого уровня вредных производственных факторов общецеховыми средствами производственный персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
1.2.21. При проведении работ, в процессе которых возможно образование взрывоопасных смесей в воздухе, должно применяться электрооборудование во взрывозащищенном исполнении, как стационарное, так и переносное. До начала работ следует отключить общее и местное освещение помещения (отсека), не имеющее взрывозащищенного исполнения, обесточить кабели и электропровода, проходящие транзитом через данное помещение, обеспечить надежную работу дежурного и аварийного освещения
в коридорах, проходах и других помещениях, примыкающих к данному.
Указанные мероприятия должны проводиться также в период сушки после проведения окрасочных, изолировочных и тому подобных работ. Пылесборники (фильтровальные коробки), соединенные с помещением, должны быть расположены на открытом воздухе и снабжены устройствами для устранения опасности взрыва. Запрещается использовать оборудование, обувь, инструмент, которые могут вызвать искрение.
Ответственный руководитель взрывоопасных работ обязан обеспечить безопасное проведение взрывоопасных работ и бесперебойную работу вентиляционного оборудования.
1.2.22. Если в помещении судна или цеха проводились окрасочные, облицовочные, изолировочные, сварочные и иные работы с применением защитных газов, токсичных или взрывоопасных растворителей, последующие работы могут быть разрешены только после получения результатов анализа воздушной среды помещения на содержание взрывоопасных и вредных паров и газов-.
1.2.23. До начала работ в судовых помещениях (трюмах, цистернах, угольных ямах и т. п.), в которых содержались нефть, продукты растительного происхождения, уголь (или имеются остатки этих продуктов), необходимо очистить их по технологии, принятой на предприятии и утвержденной в соответствующем порядке. Проведение дальнейших работ может быть разрешено только после получения результатов анализа воздушной среды на содержание взрывоопасных и вредных паров и газов.
1.2.24. При организации и проведении производственных процессов, связанных с движением, перемешиванием или распылением легковоспламеняющихся жидкостей, движением горючих паров и газов, переработкой и перегрузкой сыпучих и мелкодисперсных материалов, трением синтетических материалов, и других операций, при которых возможно образование статического электричества, должны предусматриваться меры по защите от него:
— отвод зарядов путем заземления оборудования и коммуникаций, а также обеспечения постоянного электрического контакта тела человека с заземлением;
— отвод зарядов в результате уменьшения удельных объемных и поверхностных сопротивлений;
— нейтрализация зарядов путем использования радиоизотопных, индукционных и других нейтрализаторов.
1.2.25. Для снижения интенсивности возникновения зарядов статического электричества всюду, где это не требуется по технологии производства, должно быть исключено разбрызгивание, дробление, распыление веществ; скорость движения материалов
в аппаратах и магистралях не должна превышать значений, предусмотренных проектом.
1.2.26. Для предотвращения опасных искровых разрядов, которые возникают вследствие накопления на теле человека зарядов статического электричества при контактном или индуктивном воздействии наэлектризованного материала или деталей одежды, электризующихся при трении друг о друга, во взрывоопасных производствах необходим отвод зарядов в землю. Основной способ выполнения этого — обеспечение электропроводности обуви и пола.
1.2.27. Обдувка сжатым воздухом людей, а также секций, оборудования, изделий, рабочих мест запрещается.
1.2.28. Вносить газовые баллоны в помещение судна запрещается.
1.2.29. К работе с оборудованием, оснасткой, приспособлениями и инструментом должны допускаться только лица, изучившие их устройство и правила безопасной эксплуатации.
1.2.30. При работе с инструментом должны быть предусмотрены меры, исключающие травмирование окружающих частицами металла и пыли, при использовании инструмента с искрообразованием — меры пожарной безопасности.
1.2.31. При выполнении работ, требующих согласованности в действиях нескольких рабочих, производственный персонал должен быть обучен совместным действиям, а работа должна производиться под руководством ответственного лица.
1.2.32. К испытаниям конструкций, механизмов, оборудования, систем трубопроводов не должны привлекаться лица, не достигшие 18-летнего возраста.
1.2.33. Руководитель работ должен распределять обязанности среди рабочих с учетом их квалификации. Квалификация рабочих должна соответствовать сложности выполняемых операций согласно тарифно-квалификационному справочнику.
1.2.34. Руководитель работ перед их началом должен знакомить рабочих с особенностями этих работ и безопасными методами их выполнения.
Источник