Боевая машина десантная бмд 1 руководство по войсковому ремонту

Боевая машина десантная бмд 1 руководство по войсковому ремонту

Боевые машины десантные

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. — 672 с.: ил.

Для повышения огневой мощи, подвижности на поле боя и усиления защищенности подразделений и частей ВДВ в нача­ле 60-х гг. возникла необходимость в создании специальной авиадесантной боевой машины — БМД. Требовалось создать ма­шину позволявшую десантникам вести боевые действия в усло­виях применения обычного и ядерного оружия, способную за­менить авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57, приспособленную к десантированию как посадочным, так и отдельно от боевого расчета парашютным способом. Такая машина рассматривалась как конструктивная разновидность Б МП, хотя ее концепция была другой.

В составе подразделений и частей ВДВ тактического звена БМД должна была способствовать уничтожению пунктов упра­вления и средств ядерного нападения противника, удержанию рубежей и объектов на путях его выдвижения, захвату переправ через водные преграды, проходов и перевалов в горах, наруше­нию работы тыла противника.

Главным требованием при создании БМД было обеспечение переброски машин самолетами Ан-12 военно-транспортной авиации и вертолетами Ми-6. Вертолет Ми-6 имел максималь­ную грузоподъемность 12 т, размеры грузовой кабины позволяли перевозить груз шириной 2,6 м и высотой 2,2 м. Самолет Ан-12 имел грузоподъемность 15 т, допустимую ширину и высоту груза соответственно 2,6 и 2,0 м. При десантировании парашютным способом масса машины не должна была превышать 8 т. Ограни­чения по величине боевой массы машины отразились на ее защи­щенности. Броневая защита лобовой части корпуса и башни пре­дусматривалась от пуль калибра 12,7 мм. Вооружение БМД пред­полагалось иметь таким же, как у БМП, поскольку десантная ма­шина рассматривалась как ее разновидность.

В соответствии с заявкой начальника танковых войск мар­шала бронетанковых войск П.П. Полубоярова и во исполнение решения ГКОТ СССР от 15 мая 1964 г. конструкторскими бю­ро ВгТЗ и ММЗ были разработаны аванпроекты авиадесантной боевой машины, предназначенной для повышения огневой мо­щи и мобильности подразделений и частей ВДВ.

Разработка аванпроектов производилась в соответствии с тактико-техническими требованиями, направленными заво­дам 18 апреля 1964 г. Согласно ТТТ боевая машина ВДВ по уровню огневой мощи, подвижности и броневой защиты лобо­вой части корпуса и башни должна была быть на уровне БМП при жестком ограничении ее размеров и боевой массы.

Размеры БМД были заданы из условий обеспечения свобод­ной вытяжки машины парашютной системой через грузовой люк серийного самолета Ан-12, а величина боевой массы — из условий сохранения устойчивости полета самолета в момент отделения от него машины при десантировании парашютным способом.

На объединенном заседании членов секции № 7 НТС ГКОТ СССР и представителей ГБТУ и ВДВ, состоявшемся 25 декаб­ря 1964 г., были представлены к рассмотрению семь вариантов боевой машины ВДВ, из которых три были разработаны конст­рукторским бюро ВгТЗ (главный конструктор завода И.В. Гавалов) и четыре – конструкторским бюро ММЗ (главный конст­руктор завода Н.А. Астров).

Командир боевой машины десантной БМД-1 указывает пулеметчику сектор обстрела.

Рассмотрение выполненных аванпроектов выявило два на­правления в решении поставленной задачи. Первое направле­ние, принятое КБ ММЗ, предусматривало использование в кон­струкции машины узлов и агрегатов, находившихся в серийном производстве гусеничных (АТ-П, ГМТ, АСУ-57) и колесных (ГАЗ-47, БРДМ) машин. При этом во всех проектах использо­вался карбюраторный двигатель ГАЗ-41 мощностью 103 кВт (140 л.с.) и применялась схема общей компоновки с передним расположением МТО и кормовым размещением совмещенного десантно-боевого отделения.

Во втором направлении, принятом КБ ВгТЗ, выбор конст­рукции узлов и агрегатов БМД имел подчиненное значение при реализации заданных ТТТ.

Полигонно-войсковые испытания БМД «Объект 915.

В шести из семи представленных аванпроектов комплекс вооружения был аналогичен комплексу вооружения БМП «Объект 765». После рассмотрения аванпроектов дальнейшая разработка БМД была поручена КБ ВгТЗ с рекомендацией ис­пользовать материалы аванпроектов, представленных КБ ММЗ.

Конструкторским бюро ВгТЗ было представлено два компо­новочных решения, различавшихся расположением механика-водителя во вращающейся башне или в носовой части корпуса. Оба варианта имели переднее размещение трех из семи членов экипажа и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. В обоих вариантах применялись дизель УТД-20 и специально спроектированная трансмиссия.

В первом варианте отделение управления находилось в баш­не, благодаря чему механик-водитель имел обзор с высшей точ­ки машины и мог управлять машиной не только при ее движе­нии вперед, но и назад со скоростью переднего хода. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же коман­дир машины). В броневом корпусе были размещены пять де­сантников: трое – в носовой части и двое – за башней по бортам.

Читайте также:  Ремонт двигателя легкового автомобиля курсовая

Оригинальность схемы общей компоновки заключалась в том, что четырем членам экипажа, включая наводчика-оператора, предоставлялась возможность активно вести наблюдение и огонь в направлении атаки. Трое десантников, расположенных в ряд в носовой части корпуса, могли вести стрельбу из пуле­метных установок. Прицелы для стрельбы из пулеметов были совмещены с перископическими смотровыми приборами. Для скрытного выхода десантников из машины за башней на наклонной плоскости крыши корпуса имелся широкий кормо­вой люк.

На БМД применялась пневматическая подвеска, обеспечи­вавшая плавность хода машины, а также регулируемый с места механика-водителя клиренс машины. Это техническое решение позволило упростить подготовку машины к авиадесантирова­нию парашютным способом. Парашютная или парашютно-реа­ктивная система крепилась не к платформе, а непосредственно к корпусу машины и укладывалась на нее сверху. Машина въез­жала по трапу в самолет, где уже была установлена амортизаци­онная платформа. Въезд машины в самолет и на платформу производился на максимальном клиренсе, после чего, машина опускалась днищем на платформу и крепилась к ней. После поджатия опорных катков ходовой части машины амортизаци­онные устройства подкладывалась под гусеницы.

Второй представленный КБ ВгТЗ вариант машины отличал­ся тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа — стрелок. Оба они имели установки 7,62 мм пулемета ПКТ. В средней части корпуса находилась башня, унифицированная с башней, применяемой на БМП «Объект 765», В ней размещал­ся наводчик-оператор. За башней в корпусе машины было рас­положено еще три сиденья для десантников, которые имели воз­можность вести огонь из личного оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.

Технический анализ обоих вариантов показал, что, несмотря на преимущества первого варианта, он влечет за собой увеличе­ние массы на 200-300 кг и поэтому предпочтение было отдано второму варианту.

В 1964 г. был изготовлен макет боевой машины десантной, получившей обозначение «Объект 915». Эскизно-технический проект БМД был представлен на рассмотрение НТС ГКОТ 25 августа 1965 г. В нем был реализован ряд новых технических ре­шений. Корпус машины был выполнен из более прочного алю­миниевого сплава марки АБТ-101 вместо сплава Д-20, приме­ненного ранее в опытном легком танке «Объект 906». Масса броневого корпуса БМД «Объект 915» составила 1,5 т вместо 2,0 т для равноценного по пулестойкости стального корпуса.

Выбор дизеля УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.) объяс­нялся тем, что в то время он был единственным двигателем, ко­торый по своему размеру по высоте обеспечивал удобный вы­ход десанта на корму машины. Модификация двигателя УТД-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.) по своим конструктив­ным данным обеспечивала требуемую надежность работы.

Для движения на плаву в машине была предусмотрена уста­новка двух водометов с гидравлической системой управления заслонками, которая являлась составляющей частью общей гидросистемы, включавшей в себя механизм регулирования клиренса и механизмы натяжения гусениц. Применение водо­метов в качестве водоходного движителя вместо гусеничного движителя было обусловлено не только увеличением макси­мальной скорости на плаву, но прежде всего, более уверенным выходом на берег, лучшей проходимостью по мелководью и ма­невренностью на воде. Впервые жидкостная эжекционная сис­тема охлаждения была выполнена с обеспечением слива из эжекционного короба попавшей в него воды. В БМД «Объект 915» поток отработавших газов был направлен не вверх, как в других машинах с эжекционными системами, а вниз за корму на гусеницы, что исключало попадание выхлопных газов в зону расположения экипажа при любом направлении ветра. Кроме того, выбранное направление потока газов сбивало пыль, под­нимаемую гусеницами. Эжектор был встроен в корпус машины, являясь его неотъемлемой частью, благодаря чему была получе­на экономия массы БМД. В агрегатах и узлах трансмиссии и хо­довой части были широко использованы магниевые и алюмини­евые сплавы в литых и прессованных деталях.

Первые проработки колесной боевой машины для воздуш­но-десантных войск начались в марте-апреле 1963 г. на Горьков­ском автозаводе. Проект ТТТ на разработку машины предусма­тривал использование в качестве базы бронированную разведы­вательно-дозорную машину БРДМ-2 с возможностью ее десан­тирования парашютным способом. Машине было присвоено за­водское обозначение ГАЗ-41Д. В СКБ КЭО ГАЗ под руководст­вом В.А. Дедкова были выполнены эскизные проработки, пока­завшие, что обеспечение требуемых ТТХ машины при заданной максимальной массе десантируемой машины (6 т) невозможно. После этого создание боевой машины для ВДВ на базе БРДМ-2 было прекращено.

Читайте также:  Договор ремонт техники автомобиль

Макет боевой машины десантной был разработан конструк­торским бюро Волгоградского тракторного завода в 1964 г. под руководством главного конструктора завода И.В. Гавалова и в том же году был изготовлен на заводе. Это была гусеничная плавающая полностью бронированная машина, приспособлен­ная для авиадесантировапия парашютным способом отдельно от боевого расчета и позволявшая боевому расчету из 7 человек после приземления занять свои места в машине и вести бой на земле без спешивания.

Схема общей компоновки машины предусматривала распо­ложение рабочего места механика-водителя в двухместной баш­не и размещение МТО в кормовой части корпуса. Сиденье ме­ханика-водителя было расположено справа от орудия на специ­альной вращающейся платформе.

Макет боевой машины десантной.

Это компоновочное решение обеспечивало круговой обзор механику-водителю при движении, однако создавало непривычные условия, связанные с управлением движением машины из вращающейся башни. В тоже время размещение механика-водителя в башне позволило расположить трех пулеметчиков в носовой части корпуса. У моторной перегородки со стороны левого и правого бортов находились сиденья для двух десантни­ков. Спешивание десанта осуществлялось через люк-лаз, разме­щенный в наклонном кормовом листе боевого отделения над крышей МТО.

Боевая машина десантная «Объект 915» (первый опытный образец).

БМД «Объект 915» на полигонно-войсковых испытаниях.

БМД «Объект 915» во время преодоления водной преграды.

Боевая машина десантная «Объект 915».

На макете была предусмотрена установка 73-мм гладкост­вольного орудия ТКБ-04, одного спаренного с орудием и трех пулеметов ПКТ и ПК в носовой части корпуса, пусковой уста­новки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, из ко­торых 27 выстрелов находились в механизме заряжания в кор­мовой нише башни. Кроме того, в боекомплект машины входи­ли 4000 патронов к пулеметам и 2 ПТУР. Корпус машины изго­тавливался из броневого алюминиевого сплава, а башня — из стальных броневых листов. Нос корпуса и лоб башни обеспечи­вали защиту от 12,7-мм бронебойных пуль, борт корпуса — от 7,62-мм пуль.

На машине устанавливался четырехтактный шестицилинд­ровый дизель УТД-20А мощностью 184 кВт (250 л.с.). В блоке с двигателем была смонтирована механическая трансмиссия, состоявшая из двухдискового главного фрикциона сухого тре­ния, трехступенчатой коробки передач, двух бортовых фрикци­онов и двух планетарных соосных бортовых редукторов. Для управления механизмом поворота использовалось рулевое устройство. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось с помощью передаточного шестеренча­того механизма.

В ходовой части применялись независимая регулируемая пневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяже­ния гусениц, система изменения клиренса с 450 до 100 мм, 12 опорных катков с дисками из алюминиевого сплава, 6 поддер­живающих катков и гусеницы с ОМШ.

Специальная гидравлическая система позволяла изменять количество рабочей жидкости во всех пневморессорах и, тем са­мым, регулировать клиренс и общую высоту машины, а при де­сантировании парашютным способом или движении на плаву — поднимать опорные катки вверх, исключая их повреждение при приземлении или уменьшая сопротивление движению на воде.

Для движения на плаву использовались два водомета с под­водным расположением патрубков выброса воды. Запас плаву­чести (60%) позволял дополнительно перевозить груз до 2 т. Машина оснащалась автоматическими системами ПАЗ и ППО, а также ТДА. При рассмотрении комиссией макетов БМД предпочтение было отдано БМД с размещением механика-водителя в носо­вой части корпуса. Работы по другому варианту БМД были пре­кращены.

Боевая машина десантная «Объект 915» представляла со­бой плавающую гусеничную машину, десантируемую парашют­ным или посадочным способами с самолетов типа Ан-12. Она была разработана в 1965 г. конструкторским бюро ВгТЗ под ру­ководством И.В. Гавалова и в этом же году на заводе были изго­товлены два опытных образца. По результатам испытаний в сентябре-октябре 1966 г. БМД «Объект 915» была доработа­на и после успешно проведенных полигонно-войсковых испы­таний была рекомендована для принятия на вооружение. При­казом министра обороны СССР от 22 мая 1969 г. машина была принята на вооружение под маркой БМД-1.

Читайте также:  Ремонт авто машин с выездом

БМД имела схему общей компоновки с кормовым располо­жением МТО и передним размещением части экипажа машины. Башня с вооружением была унифицирована с башней боевой машины пехоты «Объект 765», что сократило время на разра­ботку машины и внедрение ее в производство.

Боевой расчет состоял из семи человек. В носовой части корпуса в центре отделения управления было оборудовано ра­бочее место механика-водителя, слева от него размещался ко­мандир десанта (он же командир машины), справа — десант­ник, который, как и командир, мог вести прицельную стрельбу из курсового пулемета. Горизонтальный сектор обстрела из ка­ждого курсового пулемета составлял 20°. В одноместной вра­щающейся башне слева от орудия находился наводчик-опера­тор. В бортах корпуса и в крышке кормового люка десанта

имелись амбразуры с шаровыми установками для ведения ог­ня из личного оружия тремя десантниками, располагавшими­ся за боевым отделением. Выход их из машины производился через кормовой люк и продольный проем над крышей МТО. Кормовой проход использовался также для укладки парашю­тов перед погрузкой в самолет Ан-12. Для экипажа имелось четыре посадочных люка на крыше корпуса и один люк на крыше башни.

Оружие БМД состояло из 73-мм гладкоствольного орудия 2А28 «Гром», пусковой установки ПТРК «Малютка», спаренно­го с орудием и двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ. Внутри машины были оборудованы укладки для 5 автоматов АКМС, ручного пулемета РПК и ручного гранатомета РПГ-7Д, являв­шихся личным оружием экипажа машины.

Боекомплект состоял из 40 выстрелов к орудию, трех управ­ляемых ракет к ПТРК и 4000 патронов к пулеметам. Заряжание орудия производилось вручную из механизированной боеукладки. Прицельный комплекс БМП «Объект 765» и БМД «Объект 915» был унифицирован.

Боевая машина десантная «Объект 915» (предсерийный образец).

Боевая масса — 7,2 т; боевой расчет — 7 чел.; оружие: орудие — 73-мм гладкоствольное, 3 пулемета — 7,62 мм, пусковая установка для ПТУР; броневая защита — противопульная; мощность дизеля — 176 кВт (240 л.с.); максимальная скорость: по шоссе — 61 км/ч, на плаву — 10 км/ч.

Боевая машина десантная «Объект 915».

Продольный разрез БМД «Объект 915»

Компоновочная схема БМД «Объект 915»:

1 — сиденье механика-водителя; 2 — 7,62-мм пулемет, спаренный с орудием; 3 — сиденье пулеметчика; 4,5 и 11 — сиденья стрелков; 6, 10 — топливные баки; 7 — радиатор системы охлаждения двигателя; 8 — водомет; 9 — силовой блок; 12 — сиденье наводчика-оператора; 13 — сиденье командира; 14 — установка 7,62-мм курсового пулемета; 15 — радиостанция.

Корпус машины был изготовлен из алюминиевого сплава АБТ-101, нетребовавшего термообработки после аргоно-дуговой сварки, что облегчало ремонт в полевых условиях. Кроме того, этот сплав имел высокую коррозионную стойкость. Башня изготовлялась из броневой стали.

На машине устанавливался шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель 5Д-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.), представлявший собой модификацию двигателя УТД-20. Ем­кость топливных баков 280 л обеспечивала запас хода по шоссе до 500 км. Двигатель и механическая трансмиссия, за исключе­нием планетарных бортовых редукторов, были объединены в силовой блок. В состав трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион сухого трения стали по фрикционному ма­териалу КФ-2, четырехступенчатая простая коробка передач с синхронизатором на высших передачах, два бортовых фрик­циона сухого трения сталь по стали и два соосных бортовых ре­дуктора. Приводы управления агрегатами трансмиссии были механическими непосредственного действия.

Ходовая часть состояла из десяти узлов пневматической подвески и гусеничного движителя с гидравлическими меха­низмами натяжения гусениц. Пневматическая подвеска выпол­няла функции упругого элемента для смягчения толчков и уда­ров, амортизатора для гашения колебаний при движении маши­ны, исполнительного силового цилиндра для изменения кли­ренса от 100 до 450 мм и механизма подъема и удержания опор­ных катков при подготовке машины к десантированию пара­шютным способом и при движении на плаву. Гусеничный дви­житель имел 8 одинарных поддерживающих катков с наружной амортизацией, 10 опорных катков с наружной амортизацией и две гусеницы с ОМШ. Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов. Волноотражательный щит устанав­ливался в рабочее положение ручным приводом изнутри маши­ны.

Боевая машина десантная БМД-1, разработанная и создан­ная в нашей стране, являлась первой в мире машиной данного типа.

Основные боевые и технические характеристики опытных БМП И БМД

Источник

Оцените статью