Боевая машина десантная бмд 1 руководство по войсковому ремонту
Боевые машины десантные
Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /
Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. — 672 с.: ил.
Для повышения огневой мощи, подвижности на поле боя и усиления защищенности подразделений и частей ВДВ в начале 60-х гг. возникла необходимость в создании специальной авиадесантной боевой машины — БМД. Требовалось создать машину позволявшую десантникам вести боевые действия в условиях применения обычного и ядерного оружия, способную заменить авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57, приспособленную к десантированию как посадочным, так и отдельно от боевого расчета парашютным способом. Такая машина рассматривалась как конструктивная разновидность Б МП, хотя ее концепция была другой.
В составе подразделений и частей ВДВ тактического звена БМД должна была способствовать уничтожению пунктов управления и средств ядерного нападения противника, удержанию рубежей и объектов на путях его выдвижения, захвату переправ через водные преграды, проходов и перевалов в горах, нарушению работы тыла противника.
Главным требованием при создании БМД было обеспечение переброски машин самолетами Ан-12 военно-транспортной авиации и вертолетами Ми-6. Вертолет Ми-6 имел максимальную грузоподъемность 12 т, размеры грузовой кабины позволяли перевозить груз шириной 2,6 м и высотой 2,2 м. Самолет Ан-12 имел грузоподъемность 15 т, допустимую ширину и высоту груза соответственно 2,6 и 2,0 м. При десантировании парашютным способом масса машины не должна была превышать 8 т. Ограничения по величине боевой массы машины отразились на ее защищенности. Броневая защита лобовой части корпуса и башни предусматривалась от пуль калибра 12,7 мм. Вооружение БМД предполагалось иметь таким же, как у БМП, поскольку десантная машина рассматривалась как ее разновидность.
В соответствии с заявкой начальника танковых войск маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова и во исполнение решения ГКОТ СССР от 15 мая 1964 г. конструкторскими бюро ВгТЗ и ММЗ были разработаны аванпроекты авиадесантной боевой машины, предназначенной для повышения огневой мощи и мобильности подразделений и частей ВДВ.
Разработка аванпроектов производилась в соответствии с тактико-техническими требованиями, направленными заводам 18 апреля 1964 г. Согласно ТТТ боевая машина ВДВ по уровню огневой мощи, подвижности и броневой защиты лобовой части корпуса и башни должна была быть на уровне БМП при жестком ограничении ее размеров и боевой массы.
Размеры БМД были заданы из условий обеспечения свободной вытяжки машины парашютной системой через грузовой люк серийного самолета Ан-12, а величина боевой массы — из условий сохранения устойчивости полета самолета в момент отделения от него машины при десантировании парашютным способом.
На объединенном заседании членов секции № 7 НТС ГКОТ СССР и представителей ГБТУ и ВДВ, состоявшемся 25 декабря 1964 г., были представлены к рассмотрению семь вариантов боевой машины ВДВ, из которых три были разработаны конструкторским бюро ВгТЗ (главный конструктор завода И.В. Гавалов) и четыре – конструкторским бюро ММЗ (главный конструктор завода Н.А. Астров).
Командир боевой машины десантной БМД-1 указывает пулеметчику сектор обстрела.
Рассмотрение выполненных аванпроектов выявило два направления в решении поставленной задачи. Первое направление, принятое КБ ММЗ, предусматривало использование в конструкции машины узлов и агрегатов, находившихся в серийном производстве гусеничных (АТ-П, ГМТ, АСУ-57) и колесных (ГАЗ-47, БРДМ) машин. При этом во всех проектах использовался карбюраторный двигатель ГАЗ-41 мощностью 103 кВт (140 л.с.) и применялась схема общей компоновки с передним расположением МТО и кормовым размещением совмещенного десантно-боевого отделения.
Во втором направлении, принятом КБ ВгТЗ, выбор конструкции узлов и агрегатов БМД имел подчиненное значение при реализации заданных ТТТ.
Полигонно-войсковые испытания БМД «Объект 915.
В шести из семи представленных аванпроектов комплекс вооружения был аналогичен комплексу вооружения БМП «Объект 765». После рассмотрения аванпроектов дальнейшая разработка БМД была поручена КБ ВгТЗ с рекомендацией использовать материалы аванпроектов, представленных КБ ММЗ.
Конструкторским бюро ВгТЗ было представлено два компоновочных решения, различавшихся расположением механика-водителя во вращающейся башне или в носовой части корпуса. Оба варианта имели переднее размещение трех из семи членов экипажа и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. В обоих вариантах применялись дизель УТД-20 и специально спроектированная трансмиссия.
В первом варианте отделение управления находилось в башне, благодаря чему механик-водитель имел обзор с высшей точки машины и мог управлять машиной не только при ее движении вперед, но и назад со скоростью переднего хода. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир машины). В броневом корпусе были размещены пять десантников: трое – в носовой части и двое – за башней по бортам.
Оригинальность схемы общей компоновки заключалась в том, что четырем членам экипажа, включая наводчика-оператора, предоставлялась возможность активно вести наблюдение и огонь в направлении атаки. Трое десантников, расположенных в ряд в носовой части корпуса, могли вести стрельбу из пулеметных установок. Прицелы для стрельбы из пулеметов были совмещены с перископическими смотровыми приборами. Для скрытного выхода десантников из машины за башней на наклонной плоскости крыши корпуса имелся широкий кормовой люк.
На БМД применялась пневматическая подвеска, обеспечивавшая плавность хода машины, а также регулируемый с места механика-водителя клиренс машины. Это техническое решение позволило упростить подготовку машины к авиадесантированию парашютным способом. Парашютная или парашютно-реактивная система крепилась не к платформе, а непосредственно к корпусу машины и укладывалась на нее сверху. Машина въезжала по трапу в самолет, где уже была установлена амортизационная платформа. Въезд машины в самолет и на платформу производился на максимальном клиренсе, после чего, машина опускалась днищем на платформу и крепилась к ней. После поджатия опорных катков ходовой части машины амортизационные устройства подкладывалась под гусеницы.
Второй представленный КБ ВгТЗ вариант машины отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа — стрелок. Оба они имели установки 7,62 мм пулемета ПКТ. В средней части корпуса находилась башня, унифицированная с башней, применяемой на БМП «Объект 765», В ней размещался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины было расположено еще три сиденья для десантников, которые имели возможность вести огонь из личного оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.
Технический анализ обоих вариантов показал, что, несмотря на преимущества первого варианта, он влечет за собой увеличение массы на 200-300 кг и поэтому предпочтение было отдано второму варианту.
В 1964 г. был изготовлен макет боевой машины десантной, получившей обозначение «Объект 915». Эскизно-технический проект БМД был представлен на рассмотрение НТС ГКОТ 25 августа 1965 г. В нем был реализован ряд новых технических решений. Корпус машины был выполнен из более прочного алюминиевого сплава марки АБТ-101 вместо сплава Д-20, примененного ранее в опытном легком танке «Объект 906». Масса броневого корпуса БМД «Объект 915» составила 1,5 т вместо 2,0 т для равноценного по пулестойкости стального корпуса.
Выбор дизеля УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.) объяснялся тем, что в то время он был единственным двигателем, который по своему размеру по высоте обеспечивал удобный выход десанта на корму машины. Модификация двигателя УТД-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.) по своим конструктивным данным обеспечивала требуемую надежность работы.
Для движения на плаву в машине была предусмотрена установка двух водометов с гидравлической системой управления заслонками, которая являлась составляющей частью общей гидросистемы, включавшей в себя механизм регулирования клиренса и механизмы натяжения гусениц. Применение водометов в качестве водоходного движителя вместо гусеничного движителя было обусловлено не только увеличением максимальной скорости на плаву, но прежде всего, более уверенным выходом на берег, лучшей проходимостью по мелководью и маневренностью на воде. Впервые жидкостная эжекционная система охлаждения была выполнена с обеспечением слива из эжекционного короба попавшей в него воды. В БМД «Объект 915» поток отработавших газов был направлен не вверх, как в других машинах с эжекционными системами, а вниз за корму на гусеницы, что исключало попадание выхлопных газов в зону расположения экипажа при любом направлении ветра. Кроме того, выбранное направление потока газов сбивало пыль, поднимаемую гусеницами. Эжектор был встроен в корпус машины, являясь его неотъемлемой частью, благодаря чему была получена экономия массы БМД. В агрегатах и узлах трансмиссии и ходовой части были широко использованы магниевые и алюминиевые сплавы в литых и прессованных деталях.
Первые проработки колесной боевой машины для воздушно-десантных войск начались в марте-апреле 1963 г. на Горьковском автозаводе. Проект ТТТ на разработку машины предусматривал использование в качестве базы бронированную разведывательно-дозорную машину БРДМ-2 с возможностью ее десантирования парашютным способом. Машине было присвоено заводское обозначение ГАЗ-41Д. В СКБ КЭО ГАЗ под руководством В.А. Дедкова были выполнены эскизные проработки, показавшие, что обеспечение требуемых ТТХ машины при заданной максимальной массе десантируемой машины (6 т) невозможно. После этого создание боевой машины для ВДВ на базе БРДМ-2 было прекращено.
Макет боевой машины десантной был разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1964 г. под руководством главного конструктора завода И.В. Гавалова и в том же году был изготовлен на заводе. Это была гусеничная плавающая полностью бронированная машина, приспособленная для авиадесантировапия парашютным способом отдельно от боевого расчета и позволявшая боевому расчету из 7 человек после приземления занять свои места в машине и вести бой на земле без спешивания.
Схема общей компоновки машины предусматривала расположение рабочего места механика-водителя в двухместной башне и размещение МТО в кормовой части корпуса. Сиденье механика-водителя было расположено справа от орудия на специальной вращающейся платформе.
Макет боевой машины десантной.
Это компоновочное решение обеспечивало круговой обзор механику-водителю при движении, однако создавало непривычные условия, связанные с управлением движением машины из вращающейся башни. В тоже время размещение механика-водителя в башне позволило расположить трех пулеметчиков в носовой части корпуса. У моторной перегородки со стороны левого и правого бортов находились сиденья для двух десантников. Спешивание десанта осуществлялось через люк-лаз, размещенный в наклонном кормовом листе боевого отделения над крышей МТО.
Боевая машина десантная «Объект 915» (первый опытный образец).
БМД «Объект 915» на полигонно-войсковых испытаниях.
БМД «Объект 915» во время преодоления водной преграды.
Боевая машина десантная «Объект 915».
На макете была предусмотрена установка 73-мм гладкоствольного орудия ТКБ-04, одного спаренного с орудием и трех пулеметов ПКТ и ПК в носовой части корпуса, пусковой установки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, из которых 27 выстрелов находились в механизме заряжания в кормовой нише башни. Кроме того, в боекомплект машины входили 4000 патронов к пулеметам и 2 ПТУР. Корпус машины изготавливался из броневого алюминиевого сплава, а башня — из стальных броневых листов. Нос корпуса и лоб башни обеспечивали защиту от 12,7-мм бронебойных пуль, борт корпуса — от 7,62-мм пуль.
На машине устанавливался четырехтактный шестицилиндровый дизель УТД-20А мощностью 184 кВт (250 л.с.). В блоке с двигателем была смонтирована механическая трансмиссия, состоявшая из двухдискового главного фрикциона сухого трения, трехступенчатой коробки передач, двух бортовых фрикционов и двух планетарных соосных бортовых редукторов. Для управления механизмом поворота использовалось рулевое устройство. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось с помощью передаточного шестеренчатого механизма.
В ходовой части применялись независимая регулируемая пневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусениц, система изменения клиренса с 450 до 100 мм, 12 опорных катков с дисками из алюминиевого сплава, 6 поддерживающих катков и гусеницы с ОМШ.
Специальная гидравлическая система позволяла изменять количество рабочей жидкости во всех пневморессорах и, тем самым, регулировать клиренс и общую высоту машины, а при десантировании парашютным способом или движении на плаву — поднимать опорные катки вверх, исключая их повреждение при приземлении или уменьшая сопротивление движению на воде.
Для движения на плаву использовались два водомета с подводным расположением патрубков выброса воды. Запас плавучести (60%) позволял дополнительно перевозить груз до 2 т. Машина оснащалась автоматическими системами ПАЗ и ППО, а также ТДА. При рассмотрении комиссией макетов БМД предпочтение было отдано БМД с размещением механика-водителя в носовой части корпуса. Работы по другому варианту БМД были прекращены.
Боевая машина десантная «Объект 915» представляла собой плавающую гусеничную машину, десантируемую парашютным или посадочным способами с самолетов типа Ан-12. Она была разработана в 1965 г. конструкторским бюро ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова и в этом же году на заводе были изготовлены два опытных образца. По результатам испытаний в сентябре-октябре 1966 г. БМД «Объект 915» была доработана и после успешно проведенных полигонно-войсковых испытаний была рекомендована для принятия на вооружение. Приказом министра обороны СССР от 22 мая 1969 г. машина была принята на вооружение под маркой БМД-1.
БМД имела схему общей компоновки с кормовым расположением МТО и передним размещением части экипажа машины. Башня с вооружением была унифицирована с башней боевой машины пехоты «Объект 765», что сократило время на разработку машины и внедрение ее в производство.
Боевой расчет состоял из семи человек. В носовой части корпуса в центре отделения управления было оборудовано рабочее место механика-водителя, слева от него размещался командир десанта (он же командир машины), справа — десантник, который, как и командир, мог вести прицельную стрельбу из курсового пулемета. Горизонтальный сектор обстрела из каждого курсового пулемета составлял 20°. В одноместной вращающейся башне слева от орудия находился наводчик-оператор. В бортах корпуса и в крышке кормового люка десанта
имелись амбразуры с шаровыми установками для ведения огня из личного оружия тремя десантниками, располагавшимися за боевым отделением. Выход их из машины производился через кормовой люк и продольный проем над крышей МТО. Кормовой проход использовался также для укладки парашютов перед погрузкой в самолет Ан-12. Для экипажа имелось четыре посадочных люка на крыше корпуса и один люк на крыше башни.
Оружие БМД состояло из 73-мм гладкоствольного орудия 2А28 «Гром», пусковой установки ПТРК «Малютка», спаренного с орудием и двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ. Внутри машины были оборудованы укладки для 5 автоматов АКМС, ручного пулемета РПК и ручного гранатомета РПГ-7Д, являвшихся личным оружием экипажа машины.
Боекомплект состоял из 40 выстрелов к орудию, трех управляемых ракет к ПТРК и 4000 патронов к пулеметам. Заряжание орудия производилось вручную из механизированной боеукладки. Прицельный комплекс БМП «Объект 765» и БМД «Объект 915» был унифицирован.
Боевая машина десантная «Объект 915» (предсерийный образец).
Боевая масса — 7,2 т; боевой расчет — 7 чел.; оружие: орудие — 73-мм гладкоствольное, 3 пулемета — 7,62 мм, пусковая установка для ПТУР; броневая защита — противопульная; мощность дизеля — 176 кВт (240 л.с.); максимальная скорость: по шоссе — 61 км/ч, на плаву — 10 км/ч.
Боевая машина десантная «Объект 915».
Продольный разрез БМД «Объект 915»
Компоновочная схема БМД «Объект 915»:
1 — сиденье механика-водителя; 2 — 7,62-мм пулемет, спаренный с орудием; 3 — сиденье пулеметчика; 4,5 и 11 — сиденья стрелков; 6, 10 — топливные баки; 7 — радиатор системы охлаждения двигателя; 8 — водомет; 9 — силовой блок; 12 — сиденье наводчика-оператора; 13 — сиденье командира; 14 — установка 7,62-мм курсового пулемета; 15 — радиостанция.
Корпус машины был изготовлен из алюминиевого сплава АБТ-101, нетребовавшего термообработки после аргоно-дуговой сварки, что облегчало ремонт в полевых условиях. Кроме того, этот сплав имел высокую коррозионную стойкость. Башня изготовлялась из броневой стали.
На машине устанавливался шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель 5Д-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.), представлявший собой модификацию двигателя УТД-20. Емкость топливных баков 280 л обеспечивала запас хода по шоссе до 500 км. Двигатель и механическая трансмиссия, за исключением планетарных бортовых редукторов, были объединены в силовой блок. В состав трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион сухого трения стали по фрикционному материалу КФ-2, четырехступенчатая простая коробка передач с синхронизатором на высших передачах, два бортовых фрикциона сухого трения сталь по стали и два соосных бортовых редуктора. Приводы управления агрегатами трансмиссии были механическими непосредственного действия.
Ходовая часть состояла из десяти узлов пневматической подвески и гусеничного движителя с гидравлическими механизмами натяжения гусениц. Пневматическая подвеска выполняла функции упругого элемента для смягчения толчков и ударов, амортизатора для гашения колебаний при движении машины, исполнительного силового цилиндра для изменения клиренса от 100 до 450 мм и механизма подъема и удержания опорных катков при подготовке машины к десантированию парашютным способом и при движении на плаву. Гусеничный движитель имел 8 одинарных поддерживающих катков с наружной амортизацией, 10 опорных катков с наружной амортизацией и две гусеницы с ОМШ. Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов. Волноотражательный щит устанавливался в рабочее положение ручным приводом изнутри машины.
Боевая машина десантная БМД-1, разработанная и созданная в нашей стране, являлась первой в мире машиной данного типа.
Основные боевые и технические характеристики опытных БМП И БМД
Источник