Из практики «костоправа»
ИЗ ПРАКТИКИ «КОСТОПРАВА»
Кузов автомобиля при авариях страдает первым.
Что надо иметь в виду, решая вопрос о ремонте?
Кузов, как известно, самая трудоемкая в изготовлении и дорогая часть автомобиля. Именно он прежде всего страдает при авариях машины, даже, на первый взгляд, незначительных, вынуждая владельца затрачивать большие суммы на ее восстановление. Заметим: даже мастерски владея приемами вождения, никто из нас от этих бед не застрахован. Поэтому каждому полезно знать, что происходит с кузовом в результате аварии, на что следует обращать особое внимание и т. д. Это поможет выйти из трудной житейской ситуации с минимальными потерями.
Несущий (чаще всего — цельнометаллический) кузов объединяет в себе и силовые функции рамы, и защитные — собственно кузова. Основной его материал — стальной лист толщиной 0,6–2 мм. Несущие элементы — стойки, лонжероны, поперечины, пороги и другие — коробчатой конструкции. Вместе с наружными и внутренними панелями они-то и обеспечивают необходимую жесткость.
При всем многообразии марок автомобилей в строении их кузовов немало общего: различные крылья, лонжероны, стойки, брызговики и т. д. вполне традиционны, как и их назначение. На рис. 1 показана принципиальная схема расположения силовых элементов, а в таблице — важнейшие контрольные параметры деталей кузовов ВАЗов.
Кузов деформируется не только при аварии. Губят его и энергичная езда по неровной дороге, для которой автомобиль, строго говоря, не предназначен, а также перегрузка машины, коррозия, усталость материала силовых деталей и панелей.
Это справедливо и для зарубежных автомобилей, не говоря о наших. И здесь в «передовиках» продукция от АЗЛК, хотя и другим заводам следует отдать должное! Как «гниют» машины ВАЗа, особенно VAZ 2101. 2107, давно известно. Но появление в свое время «сорок первого» лишило их сомнительной пальмы первенства. По моим, жестянщика, наблюдениям, кузов этой машины сочетает в себе низкую прочность и жесткость с плохой окраской, никудышными антикоррозионной обработкой и антигравийной защитой днища и арок колес. К нам в ремонт постоянно приходят машины с одними и теми же дефектами. Это усталостные трещины в зоне передней подвески и заваливание упорных чашек передних стоек внутрь.
Конструкция кузовов переднеприводных ВАЗов (о «десятой» серии говорить пока рано) имеет свои особенности. Передок у них — это хорошо известно и бывавшим в авариях автовладельцам — прочный и жесткий. Но. слабоват салон! Даже двухдверная «восьмерка» не исключение. Вот почему превышать паспортную грузоподъемность этих машин — 425 кг — очень опасно.
. Итак — авария. Мы, ремонтники, делим их на три категории: погнута лишь одна деталь; деформировано несколько деталей, но значительного перекоса кузова нет; сильно перекошен весь кузов.
Сами деформации зависят от множества факторов: скорости и направления движения каждого из участников ДТП, модели автомобиля, его нагрузки, состояния и т. д. Доверьте ее осмотр специалисту. Но будьте начеку: недобросовестный мастер может умышленно завысить сложность работ. Бывает, настолько, что его провокационное предложение выкупить машину за бесценок вы воспримете как спасение! Полезно показать машину нескольким жестянщикам и сравнить их заключения.
Каким частям автомобиля в ДТП достается больше всего, свидетельствует рис. 2. Все логично: чаще всего бьют передок и корму. Реже — левый борт: водитель себя бережет, да и ощущение габарита здесь лучше (опрокидывание и некоторые другие последствия аварий тут не рассматриваются).
Чтобы оценить степень повреждения кузова, жестянщики применяют простые, но надежные приемы, о которых полезно знать и автолюбителю.
Прежде всего — обстоятельный, вдумчивый осмотр. По величине и равномерности зазоров между деталями можно сделать предварительные выводы о том, что пережил кузов. Скажем, изменение зазоров переднего крыла «Жигулей» предполагает его смещение и возможную деформацию. Но крыло связано с другими деталями — передней панелью с капотом, брызговиком лонжерона, стойкой передней двери, которые при ударе тоже могли погнуться. К тому же металл, даже покореженный, по-прежнему упруг, вследствие чего детали «натянуты». (Если при ремонте разрезать связи между ними, то детали сместятся относительно друг друга.)
При ударе в переднюю или заднюю часть автомобиля, как правило, перекашиваются проемы дверей, а то и складка на крыше появляется — возле средней стойки: «лишнему» металлу нужно куда-то деться. В таких случаях лучше всего ремонтировать машину на специальном стенде для правки кузовов.
Если изменились зазоры между деталями оперения, не подвергшимися непосредственному удару, значит, погнуты или сдвинуты внутренние силовые элементы, к которым эти детали крепятся. Здесь потребуются точные измерения геометрии кузова.
Как правило, сильный удар сопровождается местными складками, вспучиваниями, «заломами» силовых элементов, расслоениями сварных швов. Даже не зная о существовании такой науки, как «сопромат», опытный мастер-жестянщик точно укажет, где следует искать наибольшую деформацию — в местах изгибов лонжерона. Разумеется, сваренные с ним плоские детали в этих местах тоже погнутся.
О геометрии кузова после аварии говорит положение ветрового и заднего стекол в проемах. Если между резинкой и кузовом появились щели, а тем паче стекло одним краем выскочило из посадочного места, перекос очевиден.
Признаки деформации обнаруживаются не только вблизи места удара. В отличие от многих иномарок, где в угоду пассивной безопасности предусмотрены зоны поглощения энергии удара, оберегающие салон, лонжероны наших автомобилей запросто прогибают моторный щит, переднюю часть пола, перекашивают стойку передней двери и крышу, корежа в конечном счете весь кузов. При ударе передний лонжерон обычно поднимается, тем самым вызывая продольную закрутку кузова. Поэтому при осмотре битой машины углубленно изучают и состояние удаленных от места удара уголков, а при малейших сомнениях даже демонтируют обшивку салона в зоне возможных деформаций.
Иначе выглядят последствия удара сбоку. Боковые зоны кузова весьма податливы и последствия таких аварий крайне опасны. Силовая схема похожа здесь на перевернутое «Т» (см. рис. 1) — продольный лонжерон пола (порог) соединен с центральной стойкой крыши. Удар бампера другой машины в эту зону приходится выше порога, отчего стойка прогибается и смещается внутрь кузова. Верхняя ее точка опускается — и так как жесткость полотна крыши невелика, стойка, связанная с порогом, тянет крышу вниз — в средней части появляется характерный провал.
Возможен такой удар, когда и порог прогибается внутрь, собирая пол в складки. Передняя и задняя части автомобиля стягиваются навстречу друг другу, и битая сторона оказывается короче небитой. Наконец, удар может быть такой силы, что деформация пола и крыши доходит до противоположной стороны, отчего внешняя стойка выпирает наружу. Восстановление такого кузова — самая сложная и дорогостоящая работа.
Отдельный разговор о фаркопе! Говорят, что он защищает задок от удара сзади. Увы, все гораздо сложнее. Во многих случаях, когда можно было обойтись «малой кровью», заменив лишь заднюю панель, сцепные устройства сыграли с владельцами злую шутку, передав удар аж в зону тоннеля заднего моста! Стоимость ремонта кузова после этого резко возрастает. В моей практике был случай, когда «девятку» с фаркопом ударила сзади другая такая же, но без фаркопа, а той досталось от наехавшей «Волги». Сильней всего пострадала первая — «спасибо» сцепному устройству!
РУЛЕТКОЙ ПРОВЕРЯЯ ГЛАЗ
Изучая деформацию кузова, важно тщательно измерить проемы. Кстати, обычная рулетка дает приемлемую точность. Измеряем моторный отсек и багажник — на уровне капота и крышки багажника, как показано на рис. 3, а проемы дверей — по рис. 4. Если есть пятая дверь, ее проем контролируем по четырем направлениям (рис. 5). Требуемые размеры и допуски приведены в таблице. Кстати, если для вашей машины найти такие данные не удалось, не огорчайтесь: размеры можно снять с другой такой же, желательно новой и не побывавшей в аварии.
Не менее важен контроль базовых точек кузова — по расстояниям между колесами. Чтобы исключить ошибки, следует помнить о возможной деформации колесных дисков или рычагов подвески. В то же время нельзя забывать и о другом: если для правильной установки передних колес штатных способов регулировки не хватает, это может быть признаком серьезных перекосов.
Теперь кое-что о самом ремонте. Допустим, восстанавливать кузов нет смысла — и вы решили купить новый. Имейте в виду: в магазины иной раз попадают экземпляры, изготовленные кустарно, из ремонтных деталей. Выдают их сварочные точки. Характерный след заводской контактной сварки — круглая, хорошо знакомая вмятинка. А полуавтомат кустаря в месте сварки оставляет шишечку. «Самодельный» кузов по всем показателям хуже заводского.
Если направление деформации в момент удара точно определено, то часто форму детали можно восстановить, вытягивая ее в направлении, противоположном удару. Однако достичь приемлемой жесткости детали удается, только полностью убрав складки. Добиться этого в коробчатых конструкциях непросто, а нагревать силовую деталь до пластичного состояния порядочный мастер не станет, чтобы ее не ослабить, а посему заменит новой. Обходные пути в виде различных накладок, вставок и т. п. пусть и обеспечивают жесткость, но утяжеляют машину, да и для сохранения антикоррозионной стойкости не всегда приемлемы.
Независимо от способа ремонта жестянщик должен вернуть кузову первоначальную геометрию, одновременно разгрузив те силовые элементы, которые поглощали энергию удара, и восстановив несущую способность кузова. К сожалению, качество штамповки деталей, попадающих в магазины, часто такое, что устранить некоторые дефекты и «золотому» мастеру-жестянщику не под силу.
В заключение несколько слов о крыше. Говорят, при ее деформации кузов для восстановления непригоден. Это не так. Крыша — всего лишь деталь. Никто же не выбрасывает кузов из-за деформированного порога или лонжерона. Их меняют. Между тем ошибка при установке лонжерона сказывается на устойчивости и управляемости машины, а не очень тщательно отремонтированная крыша чаще всего ни на что, кроме внешнего вида (реже — плотности прилегания дверей и т. п.), не влияет.
По-настоящему оценить качество ремонта битого кузова можно, лишь сев за руль, хотя не исключен скрытый брак, который проявится нескоро. Поэтому, если случится беда, обращайтесь только к мастерам-жестянщикам, в квалификации которых вы вполне уверены.
Источник
Боковой удар ВАЗ 2104 Ремонт кузова производился на улице и без стапеля, и без споттера А Вам СЛАБО
Показать панель управления
- Видео полной растяжке кузова за 2 дня опубликовано 28 мая 2021 года .Ремонт записан в 1997 году.
Комментарии • 0
Пахнет разводом сняли целую машину потом разбили показали все наоборот сначоло убитую потом целую где сам ремонт
Очень интересно научиться этой технологии. Готов приехать на обучение
Александр, на такой же вопрос я ответил Артему Леваняну в видео. Кузовной ремонт. Ремонт перевертышей .. прочитайте пожалуйста. С уважением Александр.
У меня четверка, ударина только в левую сторону, деформация один в один, думал найду для себя ответы в этом видео, как,что, с чего начинать, смогу ли дома с помощу гидравлического домкрата подровнять, да нет, не понятно ничего
Вы не сможете сделать. Сейчас я показываю краткий обзор этой технологии (в дальнейшем уроки). Но если бы сразу показал растяжку, то Вы поняли что не готовы к этой работе. При ударе ушло днище и поперечины, стянуло с битой стороны задний и передний лонжероны. Надо не только вытянуть порог, но и лонжероны растянуть притом из салона, применялось спец приспособление (молодые (лет тридцать в глаза его не видели) Тогда и днище встанет на место. Применил в первые 8 часов три домкрата по 10 т и две мощные стяжки ОДНОВРЕМЕННО И клубок начал развязываться И остальные три дня просто доводил до параметров Нужен опыт именно такой техники ремонта.
интересно. у кого эта машина теперь. у меня тоже такая машина. 1995 года
это просто. невероятно. После такого обычно авто отправляют в утиль. А в 97 такие вещи проворачивали.
Похоже помеха справа.
Перекресток, оба хотели проскочить на желтый. У пассажира был сломан таз.
Работа может и класс, а вот где поэтапность всего?
Все ответы в описании .
Да, в СССР знатно этому учили, Класс-работа!
где показано как тянули стойку пол ?
Прочитайте описание, там все сказано.
😂а номера уже в новой серии
Очередной (ныне действующий) стандарт номерных знаков в России ввели в 1994 году. На новых номерах буквенное обозначение региона заменили цифровым — каждому региону был присвоен двузначный (в исключительных случаях — трехзначный) код.
Я просто поражён что такой работой.
Покажите технологию Учитель .
Просто асы. Да были люди в наше время не то что нынешнее племя.
В 97 году было доступно железо, причем очень хорошего качества. Да и в 80х если хорошо поискать проблем не было.
В кузовном с 89 года.
Так как я в 80 х годах работал в Спец автоцентре ВАЗа, то могу сказать, что детали были центре все оригинальные, но они могли обслуживать только 25 процентов нуждающихся в ремонте. Все детали в центре стоили по гос.цене. . Пример крыло 06 за 15 р а на толчке до 70 р а замена на центре вместе с работой 69 рублей. Только попытайтесь попасть в центр только по большому блату или за хорошую взятку. Так переварить полностью гнилой кузов по гос.цене стоило 2,500 т.р и Вы были счастливый человек. А новый кузов с завода стоил 1250 т.р. Вы как Герой СССР могли его получить а за взятку я думаю более 2- х 3- х т.р. О ЗАМЕНЕ. Я профессионал, участвовавший в конкурсах профессионального мастерства и мог заменить любую деталь. Но меня просили сохранить заводскую сборку, так как точечную заводскую сварку подделать НЕВРОЗМОЖНО ни тогда, ни сейчас. Я даже на ощупь с закрытыми глазами определю завод. робот. полуавтомат или ручная точечная сварка Поэтому меня просили новые машины делать без замен, если я еще гарантирую. что толщина шпатлевки не превысит 0,5 мм не сплошной а участками от 5 до 7 на кв м. В данный момент 04 модель 1996 года выпуска к кому бы Вы поехали на ремонт — это ваш выбор. Мой клиент приехал ко мне и через 3 года продал и претензий ему не предъявили.
Отличная работа! Четверка как новая👍👍👍
Наверно, рихтовать старые тазы — одно удовольствие: никаких элементов из высокопрочных металлов, все тянется легко. Конечно, можно обойтись без замены. Но все равно, после деформации металл во многих местах растянут, его структура деформировалась. Интересно, сколько этот Таз потом проездил, насколько сильной была ржавчина в местах повреждений?
Сколько Тазики могут ездить, если Вы знаете как делать?. В 1992 г. делал тоже боковой удар ТОЙОТУ в гараже у клиента. Машина была приобретена заводом в Японии по бартеру. Приобрели целый эшелон 7 летних б/у . Рабочии сами сопровождали и охраняли. Это я к тому что ни о каких разборах кузовов, донорах запасных частей в магазинах в те времена и речи не шло. В Москву ездили за компьютерным подбором краски. Пришлось устранять перекос, выправлять и крышу, и двери. и крылья. Мы как-то потерялись и я удивился, когда он нашёл меня в 2011 г. Я удивился, что он приехал на этой машине, что-то в жизни не сложилось. В аварии он не попадал, я это понял и по краске. Приехал, чтобы я ему переварил арки, пороги. Я посмотрел и сказал, что этой машине 30 лет и она не стоит сколько стоит эта работа. Со временем я узнал, что он смог купить новую машину. Значит что-то наладилось.
Антон.В отличии от Вас я профессионал не «гаражный».Работал в крупном спец.автоцентре, где соблюдались нормативы и качество работ проверял инженер по качеству, он решал отдать в молярный цех или вернуть обратно. И вы оставались за этот период, если были нарушены тех.условия, без зарплаты. О Тазике, для Вас 1997 г., когда производились работы, с высоты 2020 г., авто 1996 г может быть и древним и изношенным. О ржевчине и растяжении В данный момент я заканчиваю боковой удар ЛОГАН 2010 года родственнику. Он обратился в мастерскую предложили с донара вырезать четверть за 160 т.р. Я посмотрел вот там донар уже умер. А у него хорошо обработанный кузов . Я только 4 литра обезжиривателя истратил. Все вытянул, добавил где надо усиливающии ‘КОСЫНКИ». Покрасим, заново обработаем кузов и вопрос закроем.
Александр, ради Ленина, серпа и молота. Прошу наконец-то поделиться технологией, которой Вы пользуетесь. Прошу от лица всех достопочтенных пользователей ютуба.
@Кузовной ремонт в СССР. Без замен. Александр . Уже 8 месяцев прошло. Неужели не настало время, показать. Или вам жалко научить.
@Константин Роговой Костя. Нельзя за урок, который по времени 10-20 мин. объяснить. Меня обучали два месяца видно успешно т.к.. принимали учеником на 6 месяцев. С начало дали 10 дней, чтобы я только наблюдал, как работают опытные профессионалы и мне делали инструменты по оригиналам и только на 11 день, начали давать простейшие задания, где я понял что нет требуемого результата, объяснили закон ТРЕХ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ, как делать НЕЛЬЗЯ. В своих пробных работах я их все нарушил, хотя 10 дней смотрел и вроде бы что-то понимал.
@Кузовной ремонт в СССР. Без замен. Александр . Александр, позвольте задать вопрос. По Вашему мнению ориентировочно через какой промежуток времени может выйти видеоролик с уроком №1? Спрашиваю, поскольку это для меня довольно актуальный вопрос. Я стою перед выбором покупать новые детали оперения или же ожидать Вашу технологию по ремонту, которая весьма долгожданна и важна для меня.
Надо смонтировать еще три видео с перевертышами, где не менял ни одной детали и один боковой на встречном направлении. И только тогда, ссылаясь на разные моменты во всех видео, можно начать показывая, как правильно выправлять тиксталитавым молотком без контакта лиц. поверхности. Как устранять сложнейшие перекосы перевертыша в гараже клиента, которые все мастерские стапельного типа в городе отказались . Начну как меня учили — Урок №1. Урок№ 2. и.т.д..
Источник