- Бухгалтерский учет ремонта запасных частей
- Как списать запчасти и материалы, приобретенные за наличный расчет водителем в командировке по авансовому отчету, на расходы общества, при этом не ставить их на приход по каждому наименованию? Если организация приобретает также запчасти по безналичному расчету (склад отсутствует, запчасти сразу идут в расход — устанавливаются на машину), как правильно их списать? Можно ли их не ставить на приход по каждому наименованию?
- Как проводится учет автозапчастей
- Где юрлицу брать запчасти
- Бухучет запасных частей для авто
- Отражение приобретенных запчастей
- Учет запчастей, поступивших от разборки
- Учет запчастей, оставшихся после ремонта
- Учет отпуска запасных частей
- Окончательное списание запчастей
Бухгалтерский учет ремонта запасных частей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как списать запчасти и материалы, приобретенные за наличный расчет водителем в командировке по авансовому отчету, на расходы общества, при этом не ставить их на приход по каждому наименованию? Если организация приобретает также запчасти по безналичному расчету (склад отсутствует, запчасти сразу идут в расход — устанавливаются на машину), как правильно их списать? Можно ли их не ставить на приход по каждому наименованию?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вне зависимости от способов приобретения и оплаты запчастей, топлива, масел и т.п. материальных ценностей учет должен строиться таким образом, чтобы обеспечить полную и достоверную информацию об их поступлении и списании.
Обоснование вывода:
С 2021 года организациям (за исключением организаций бюджетной сферы) в обязательном порядке следовало перейти к применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — ФСБУ 5/2019).
Так, в силу п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.
По нашему мнению, запасные части к автомобилям, используемым в основной деятельности организации, топливо к ним, масла и прочие аналогичные активы не предназначены для управленческих нужд организации. Поэтому такие материальные ценности являются запасами в понимании ФСБУ 5/2019 (подп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). Следовательно, в настоящее время применение положений ФСБУ 5/2019 в отношении подобных активов обязательно.
Для признания актива в бухгалтерском учете в качестве запасов его стоимость не имеет значения. Пунктом 5 ФСБУ 5/2019 предусмотрены два условия признания запасов:
— затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией;
— определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.
Мы считаем, что в отношении названных в вопросе активов условия, перечисленные в п. 5 ФСБУ 5/2019, выполняются. В этой связи запчасти к автомобилю, топливо, масла и т.п. подлежат признанию в учете.
Запасы по общему правилу признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов включаются, в частности, фактические затраты на их приобретение.
На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы». Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется в том числе и по отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Принятие к учету материалов отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 71, 76 и т.д.
Мы придерживаемся мнения, что вне зависимости от способа приобретения запчастей, ГСМ и т.п. (подотчетным лицом или по договору с другой организацией) организации следует организовать их учет таким образом, чтобы в учете формировалась достоверная и полная информация о поступлении и списании материалов (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Таким образом, как при приобретении запчастей, ГСМ, масел и пр. аналогичных материалов подотчетным лицом — водителем, так и при приобретении запасных частей до договорам с другими юридическими лицами и оплатой их в безналичной форме организации необходимо отразить их поступление в общеустановленном порядке по дебету счета 10.
Документами, которыми будет отражено поступление материалов, в анализируемом случае будут авансовый отчет, чек ККТ, приходный ордер формы N М-4 (или разработанный самостоятельно). На основании приходных ордеров заполняются карточки учета материалов формы N М-17 (форма может быть разработана организацией и самостоятельно).
При использовании материалов по назначению они списываются на основании соответствующих первичных документов (пп. 41, 43 ФСБУ 5/2019). Такими документами могут быть, в частности, требование-накладная формы N М-11, акт расхода, или иные первичные учетные документы, разработанные организацией самостоятельно. Выбытие материалов отражается в карточках учета материалов.
Фактический расход материалов отражается по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).
Иного порядка бухгалтерского учета материалов мы не видим. При этом наличие и/или отсутствие места хранения запчастей и иных материалов (склада), на наш взгляд, также не влияет на порядок учета.
Данный порядок позволит обеспечить полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
В части налогообложения прибыли отмечаем.
В налоговом учете расходы в виде стоимости ГСМ могут быть учтены в составе материальных расходов по подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта по подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154). Расходы же на приобретение запасных частей учитываются в составе материальных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.
При этом глава 25 НК РФ не содержит конкретного перечня расходов на содержание транспорта и требований о нормировании таких расходов (смотрите письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, а также материал: Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли)).
Признаются указанные расходы в целях налогообложения прибыли также при наличии соответствующих первичных документов: авансовых отчетов, чеков ККТ, актов на списание материалов и т.п. (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет запасов;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Путевой лист: кому и зачем нужен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
22 марта 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как проводится учет автозапчастей
Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.
Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.
Где юрлицу брать запчасти
Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:
- ФЗ №44 – для казенных учреждений;
- ФЗ №223 – для автономных организаций;
- За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.
Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ
В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).
ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.
Бухучет запасных частей для авто
Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:
- приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
- могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
- могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.
ВАЖНО! Образец ведомости учета расходных материалов и запчастей от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему.
Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:
- Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
- Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
- Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.
Отражение приобретенных запчастей
Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:
- Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
- Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:
- дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
- дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
- дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.
Учет запчастей, поступивших от разборки
Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».
Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:
- дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
- дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).
ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.
ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:
- дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.
Учет запчастей, оставшихся после ремонта
Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:
- если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
- если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
- в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.
Учет отпуска запасных частей
Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:
- учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
- средняя себестоимость запчастей;
- метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.
Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».
ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:
- такой же, какой она была при поступлении;
- средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
- такой, какая была у первого поступившего редуктора.
- дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.
Окончательное списание запчастей
Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.
ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:
- дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
- дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
- дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.
Источник