- Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа
- Решение 1. Склеивание
- Решение 2. Пайка
- Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня
- Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки
- Ремонт автомобильного пластика
- Ремонт автомобильного пластика свариванием
- Ремонт автомобильного пластика склеиванием
- Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа
Производители любят относительно дешевый, податливый и легкий пластик. И у автовладельцев есть причина его полюбить — детали из этого материала очень хорошо ремонтируются. А значит, нет необходимости регулярно разоряться на замену поврежденных деталей.
Прежде чем мы расскажем, как починить пластмассовые изделия, обратим внимание на некоторые их особенности. Сегодня производители используют различные виды пластиков, в том числе АБС-пластик, полипропилен, полиуретан, поливинилхлорид и другие. Все они обладают разными свойствами, поэтому перед началом ремонта нужно обязательно выяснить, с каким материалом вы имеете дело. Маркировка вам в помощь — она есть на любой детали. Пытаясь сварить две детали из разного пластика, вы впустую потратите время: соединение, например, полипропилена с АБС-пластиком будет непрочным, а значит, крайне недолговечным.
Вернемся к ремонту и расскажем, как починить пластмассовые детали с помощью клея и путем пайки. Перед нами — поврежденная запчасть. Приступим!
Решение 1. Склеивание
Такой способ ремонта довольно простой. Для него понадобится специальный клей, у нас — дихлорэтан, он наиболее доступный и прекрасно клеит АБС-пластик. Также будет нужна кисточка, лучше — синтетическая. Она удобна тем, что после первого использования склеенные затвердевшие волоски можно подрезать, а оставшуюся их часть нагреть, волоски распушатся, и кисть вам еще послужит.
Итак, берем кисть, смачиваем в дихлорэтане, наносим его на склеиваемые части или детали — сначала на одну, потом на другую. Состав лучше положить в два слоя, так как первый, предварительный, начнет активно разъедать пластик. Прикладываем части друг к другу, прижимаем и ждем. Сохнет дихлорэтан довольно долго, до шести часов. Проявив терпение, получаем целую деталь!
Решение 2. Пайка
По сути, сварить пластиковую деталь в месте повреждения можно двумя способами — используя фен и пластмассовый стержень либо паяльник и латунную или медную сетку. Но для начала расскажем об устройстве, с помощью которого мы будем проводить работы.
Обычно для пайки используют мощные большие фены (их еще называют техническими). Но работать ими неудобно: такие фены громоздкие, тяжелые и прогревают большую поверхность. Поэтому мы предпочли простую паяльную станцию с паяльником и легким компактным феном. Стоит она недорого, в районе 3000 рублей — цена может варьироваться в зависимости от комплектации. Входящий в набор припой, используемый для ремонта радиодеталей, нам не понадобится.
Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня
Снимаем фен со станции. Выставляем необходимую для пайки АБС-пластика температуру 300 °C. По ходу выполнения работ температуру стоит регулировать, если пластик будет плавиться слишком сильно или, наоборот, недостаточно.
Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.
Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки
Для выполнения этой работы мы поставили на паяльник плоскую насадку. Стандартным острым наконечником неудобно прижимать сетку. К слову о ней. Можно использовать латунную или медную сетку — крупную либо с мелкоячеистой структурой. Кусочек латунной сетки размером примерно 250х200 мм стоит около 250 рублей. Более крупная сетка обойдется дешевле, ее также можно использовать, но будьте готовы потратить больше времени.
Для начала выровняем и зафиксируем поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть. После этого прикладываем сетку и начинаем ее впаивать. У нас не очень мощный паяльник (около 45 Вт), поэтому мы выставляем максимальную температуру, чтобы процесс шел быстрее.
Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Подобным способом удобно соединять трещины, например на бампере. Работа легкая и относительно простая. Главное — следить, чтобы сетка была полностью впаяна. Когда все готово, даем пластику остыть. Проверяем. У нас получилось достаточно прочное соединение. Поверхность слегка гуляет, потому что мы не закрепили части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение, здесь можно припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.
Ремонт пластмассовых деталей — процесс кропотливый, но относительно простой и бюджетный. При этом можно выбрать наиболее удобный способ починки и, потратив некоторое время, не тратить лишние деньги.
Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на [email protected] .
Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.
Источник
Ремонт автомобильного пластика
Приветствую Вас на сайте kuzov.info!
В этой статье рассмотрим как осуществляется ремонт автомобильного пластика. Разберёмся, какие виды пластиков применяются при изготовлении автомобиля и какие способы ремонта можно применить для их восстановления.
В современном автомобиле пластик применяется достаточно широко. Чаще всего это бампера, тюнинговые обвесы, фальшь-радиаторные решётки. Также пластик на некоторых автомобилях применяют и при изготовлении некоторых панелей кузова, а бывает и внешней части кузова целиком. И, конечно же, пластик применяют в изготовлении элементов салона транспортного средства.
Существует более 50 видов пластика, которые используют в автомобилестроении. Каждый вид имеет свои характеристики и особенности в ремонте. Подробнее о видах автомобильного пластика можете прочитать в статье “Виды автомобильных пластиков”.
Бампера чаще других панелей кузова получают повреждения. Изначально их функция и сводится к восприятию и гашению удара. Сейчас сам пластиковый бампер больше выполняет декоративную роль.
Пластмассовые детали, в частности, бампера можно восстановить практически из любого повреждённого состояния. Стоит лишь учитывать рентабельность ремонта. Бампера получают такие повреждения, как деформации, трещины, разрывы, полный отрыв сегмента. Давайте рассмотрим методы, которые используют для восстановления.
Применяют нагрев, сваривание, склеивание, армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения.
Нагрев применяют для восстановления формы деформированной части бампера, выправления вмятин. При нагреве пластик становится более податливым и при лёгком воздействии принимает первоначальную форму.
Ремонт автомобильного пластика свариванием
Сваривание пластика происходит с помощью специального фена с насадкой и пластиковых прутков. Фен должен иметь регулировку температуры и силы выдуваемого горячего воздуха. Прутки – это, по сути, припой для сваривания пластика. Они должны быть того же состава, что и ремонтируемый пластик. Сваривают между собой части от расколовшейся детали, заваривают трещины. Если всю процедуру делать по технологии, то шов получается очень прочным и эластичным. Подробно о технологии сваривания можно прочитать здесь.
Стоит оговориться, что качественная сварка возможна только пластиков, являющихся термопластами. Это пластики, которые практически не меняют своих свойств при нагреве и последующем охлаждении. То есть при нагреве становятся мягкими, податливыми, а при охлаждении твердеют. Распространённые виды термопластиков имеют следующие названия и обозначения:
- полипропилен ( PP , PP / EPDM , TEO )
- полиэтилен ( PE , РЕ, PE-LD , PE-LLD )
- сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола ( ABS , ASA , АВС)
- полибутилентерефталат ( PBT , PBTP )
Тип пластика указывается с обратной стороны бампера.
Ремонтируемая деталь должна быть чистой, чтобы не было примесей, препятствующих свариванию частей детали.
Если деталь собирается и сваривается из нескольких частей, то нужно зафиксировать свариваемые сегменты. Это можно сделать при помощи струбцин, прихватить в нескольких местах паяльником, использовать липкую ленту.
Краску вокруг будущего шва нужно счистить. Если сваривается трещина, то её нужно засверлить на концах тоненьким сверлом. Это остановит дальнейшее распространение трещины. Шов нужно расшить буквой V. Если толщина пластика 5 мм и больше, то нужно сделать канавку под пруток для сварки и с лицевой и с тыльной стороны. Если же толщина пластика менее 5 мм, то нужно расшивать и сваривать с лицевой стороны детали.
Канавку под пруток можно делать гравером (бормашинкой) со специальной насадкой, также делают и паяльником. В случае с паяльником нужно не пережечь пластик иначе он теряет свои свойства.
Кончик прутка затачивается для удобства начального расположения в канавке, и под углом 45 градусов к поверхности шва начинаете его помещать в канавку шва, при этом воздействуя горячим воздухом фена с насадкой. Воздух должен в основном попадать на пруток. При надавливании на пруток и воздействии горячего воздуха он начнёт ложиться в канавку, формируя шов. Далее, шов с лицевой стороны шлифуется наждачной бумагой с крупным абразивом (p80, p100), так, чтобы шов был на одном уровне со всей поверхностью. Если пластик проваривается с обеих сторон, то на тыльной стороне шов можно не шлифовать, так соединение будет более прочным.
Ремонт автомобильного пластика склеиванием
Склеивание является распространённым методом ремонта автомобильного пластика. Если использовать зарекомендованные марки клеев и правильно применять технологию склеивания, то соединение получается очень надёжным. Кроме того, склеивать можно детали, которые плохо свариваются или не поддаются свариванию вообще.
Клеи для ремонта пластмассовых автомобильных деталей — это по большей части высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал. Чтобы добиться качественного соединения, нужно использовать двухкомпонентные составы. Таким образом, можно и склеить разрыв и заполнить клеящим составом неровности шва.
Для примера можно привести зарекомендовавшую себя технологию склеивания фирмы 3M , а также другую популярную технологию фирм HOSCH , POWERPLAST и их аналогов.
3M FPRM
FPRM — Flexible Parts Repair Material, переводится как ремонтный материал для эластичных деталей. Это ремонтный клей-шпатлёвка, который представляет собой двухкомпонентную смесь. Кроме склеивания им можно заполнять повреждения как обычной шпатлёвкой, после чего шлифовать. В комплект входит два тюбика, либо двойной картридж, при смешивании компонентов которых получается тот самый клей-шпатлёвка.
Перед применением нужно тщательно отмыть все загрязнения, разделать трещины и склеиваемые края под V‑образную форму. С лицевой стороны накладывается специальная алюминиевая лента 3М, которая предварительно зафиксирует склеиваемое место и не даст клею вытечь с обратной стороны. Перед склеиванием пластиков с обозначением РР, РР/ЕРDМ, ТРО на ремонтное место распыляется активатор адгезии. Для упрочнения шва с тыльной стороны дополнительно приклеивается стеклоканва 3М, имеющая клеевой слой. Те же процедуры нужно проделать и с лицевой стороны склеиваемой детали.
Клей легко наносится и не стекает с вертикальных поверхностей. Примерно через 20 минут происходит склеивание, а также готовность к обработке неровностей шлифованием. Склеенное место получается прочным и эластичным.
Клеевые наборы HOSCH , POWERPLAST , RapidFix …
Это двухкомпонентные клеи для профессионального использования. Составляющими клея являются два компонента, которые дополняют друг друга – порошок (мелкодисперсионный сварочный гранулят) и жидкий компонент.
Порошковый компонент
Мелкодисперсионный сварочный гранулят — это наполнитель, делающий клеевое соединение более прочным. Также, благодаря мелкодисперсному порошку можно сформировать недостающий элемент. Порошок состоит из оксидов кремния, кальция, алюминия и железа, а кроме этого в состав входят катализаторы, которые увеличивают скорость застывания клеевого состава и увеличивают адгезию.
Жидкий компонент
Жидкий компонент, который входит в состав клея, является высококонцентрированным цианкрилатным эфиром, который имеет отличное качество склеивания. Производители сократили время схватывания и увеличили силу склеивания за счет добавления усиливающих агентов (особых присадок).
Клеевой набор Powerplast
Применение
Клеевые составы данного типа имеют широкую область применения. Можно применять жидкий компонент клея отдельно от порошка, но при ремонте автомобильного пластика, в частности бамперов, чаще всего применяют оба компонента.
Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и обезжиренными. При необходимости восстановления крупных повреждений, таких как глубокие выбоины, трещины или отсутствие фрагментов детали, применяется порошковый компонент клея, которым заполняется углубление. Нужно учитывать, что порошок не должен возвышаться больше, чем на 2–3 мм над ремонтируемой поверхностью. При необходимости восстановления большого пространства, лучше это делать в несколько этапов, формируя слой за слоем.
После заполнения углубления порошком, его необходимо равномерно пропитать жидким компонентом.
При попадании жидкого компонента состава в порошок, мгновенно создается экзотермическая реакция, и состав начинает застывать. Уже через десять минут можно начинать шлифовать и шпаклевать склеенную поверхность.
Нужно учитывать, что при работе с данными клеевыми наборами нужно учитывать их токсичность и работать в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства защиты тела.
При правильном применении получается прочный и эластичный клеевой шов.
Из недостатков этих клеевых наборов стоит отметить неудобство применения на вертикальных поверхностях, так как порошковый компонент ссыпается до смешивания с жидким компонентом.
Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Армирование сеткой
Существует такой метод ремонта автомобильного пластика, в частности бамперов, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома. Место ремонта нужно предварительно подготовить. Нужно счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление, засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась, всё обезжирить. Далее вырезаете сетку по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра. Далее впаиваете сетку.
набор для ремонта пластика steinel с применением армирующей сетки
Сетка должна быть из нержавеющей стали, чтобы попадание влаги не вызывало коррозии. Также желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться. Для впаивания используют промышленный фен со специальной насадкой-утюжком или паяльник со специально расплющенным наконечником. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
Мастера кузовного ремонта часто применяют такую технологию. Но есть и её противники. Они считают, что такой ремонт не достаточно надёжен и, что ремонтировать повторно бампер, восстановленный по такой технологии сложнее, чем, к примеру, отремонтированный методом сваривания. Насчёт надёжности такого соединения можно сказать то, что данный метод имеет место быть в арсенале известной фирмы STEINEL (производитель термоинструментов). STEINEL производит и продаёт наборы для ремонта бамперов, в состав которых входит стальная сетка, прутки из пластика и фен со специальными насадками. Перед тем, как внедрять данную технологию, этот метод прошёл испытания. Таким образом, если всё делать правильно и соблюдать все рекомендации, то данный способ ремонта имеет право на существование. Но стоит согласиться, что если вдруг придётся ремонтировать бампер, восстановленный по такой технологии повторно, то при необходимости придётся выплавлять и вытаскивать сетку, чего не скажешь о бамперах, отремонтированных свариванием.
Применение специальных скоб при ремонте автомобильного пластика
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Производится разными известными производителями. Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы. Устройство состоит из генератора тока, на котором находятся регулятор режимов и индикаторов температуры, и рукоятки в которую вставляются скобы для дальнейшего нагрева и применения.
HotStapler
Регулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
Скобы для HotStappler’а
Скобы сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
Источник