Часы для шахмат ремонт

Текст книги «Ремонт часов»

Автор книги: Василий Трояновский

Жанры:

Справочники

Хобби и ремесла

Текущая страница: 15 (всего у книги 19 страниц)

§ 22. Настольные часы

Отечественная промышленность выпускает настольные часы с механизмами различного типа. Они выпускаются без боя и с боем.

Настольные часы типов НЧ-9 и НЧ-11 выпускают в настольных деревянных корпусах. В часах установлен механизм типа будильника Б-6 без узла подачи сигнала. Такой же механизм применяют в шахматных часах. В первых выпусках эти часы имели ось баланса, установленную в стальных центровых винтах.

В часах более позднего выпуска ось баланса имеет камневые опоры.

Дефекты, наблюдающиеся в этих часах, аналогичны дефектам, встречающимся в будильниках типа Б-6 (износ цапфы оси баланса и центровых винтов, а также опор осей и самих цапф, поломка пружины хода, износ импульсных штифтов, палетных штифтов и др.).

Корпус часов типа НЧ-4 изготовлен из органического стекла с металлической подставкой или выполнен из чугуна (художественное литье).

В этих часах устанавливают механизм от карманных часов типа К-43 с некоторой его переделкой. В механизме боковой завод и перевод стрелок головкой изменены: выведены в сторону задней крышки, как в будильниках. В остальном механизм не отличается от часов К-43.

В последнее время в зависимости от оформления эти часы выпускают под индексами ЧБН-131, ЧБН-132, ЧБН-133. Часы НЧ-2 имеют механизм с недельным заводом пружины хода. В часах использован механизм типа АВР, имеющий анкерный палетный спуск. Заводка пружины хода и перевод стрелок производят ободком, обрамляющим циферблат. Для перевода стрелок ободок оттягивается на себя. С внутренней стороны ободок имеет зубья.

Читайте также:  Ремонт пресс ножниц линдеманн

Корпуса этого типа часов изготовляют преимущественно из органического стекла различного цвета.

Общий вид механизма этих часов со стороны мостов показан на фиг. 196, где видны барабан пружины хода, регулятор хода с мостом, мост главной передачи и платина.

Фиг. 196. Общий вид механизма часов НЧ-2.

На фиг. 197, а показан механизм часов без корпуса со снятым регулятором хода. Виден мост анкерной вилки, спусковое колесо и анкерная вилка; механизм со стороны циферблата (фиг. 197, б) показан без часового колеса. Регулятор хода, анкерный спуск, главная передача, двигатель не имеют принципиальных отличий от рассмотренных выше наручных и карманных часов с анкерным спуском.

Фиг. 197. Механизм часов НЧ-2 без корпуса.

Отличительными элементами их кинематики является завод и перевод стрелок. В механизме могут иметь место повреждения спуска, регулятора хода, передачи, пружины хода, устройства завода и перевода стрелок.

Все повреждения не носят особого характера. Поэтому часовой мастер может их легко выявить и устранить.

Часы настольные с боем выпускают двух типов: типа ЧБН-222 до 225 и НЧБ-2. Конструктивно они выполнены различно.

Часы ЧБН выпускают в оформлениях, известных как каминные. Они отбивают часы и получасы.

Общий вид механизма показан на фиг. 198.

Механизм часов имеет обособленные пружины хода и боя, помещенные в барабанах. Длительность хода часов от одной полной заводки пружины составляет около 200 час. Часы имеют приставной анкерный ход с балансом, показанный на фиг. 199.

Этот же механизм применяется в часах настенных с боем типа ЧМС.

Основные особенности данного механизма рассматриваются в разделе настенных часов.

В часах источником звука являются металлические стержни, закрепленные в массивной металлической колодке.

Кинематическая схема механизма показана на фиг. 200.

Фиг. 200. Кинематическая схема механизма часов ЧБН.

На схеме указано число зубьев каждого колеса. Справа находится механизм хода, слева – боя. Действие механизма хода с приставным анкерным спуском не требует особого описания. На минутной оси механизма хода закреплен кулачок 1 с двумя выступами.

Первый выступ – короткий – включает бой получасов, второй – длинный – включает бой часов.

На трубке 3 часового колеса жестко посажена улитка 2, имеющая 12 выступов с радиусами, возрастающими от центра улитки. Выступов улитки может касаться и лежать на них штифт 4 гребенки 5. Гребенка может находиться в зацеплении со штифтом 6 кулачка 7. Кулачок, вращаясь, за один свой оборот, переводит гребенку на один зуб (гребенка поднимается). В момент подачи сигнала рычаг 8, поднятый выступом кулачка 1, одновременно поднимает вверх рычаг 9, который своим выступом освобождает штифт 13 колеса 12. Направления перемещения рычагов указаны стрелками.

Колесная передача будет двигаться, пока колесо 12 не сделает полоборота и штифт 13 не упрется в выступ 11 рычага 8.

Штифт 13 является тормозным. При подаче сигнала боя получасов рычаг 9 поднимается настолько, что допускает падение гребенки только до первого зуба, после чего рычаг, соскочив с кулачка 1, пропускает штифт 13; система колес приходит в движение.

Кулачок 7 со штифтом 6 поднимает гребенку на один зуб кверху и занимает положение, показанное на схеме.

Во время движения колес боя поворачивается также звездочка 10, приводящая в движение молоточки 15 и 16, которые, падая, ударяют по звуковоспроизводящим стержням. При бое часов происходят аналогичные действия, что и при бое получасовом, за исключением того, что рычаг 9 поднимается несколько выше, так, что гребенка 17 получает возможность перемещаться вниз до тех пор, пока ее штифт 4 не ляжет на соответствующий уступ улитки. Каждый уступ улитки удален от ее центра на различную длину, что соответствует числу отбиваемых часов.

Вслед за падением гребенки кулачок 7 получает вращение и своим штифтом поднимает гребенку с каждым ударом на один зуб. Чтобы гребенка не падала обратно в перерыве между ударами, ее поддерживает рычаг 9, входя на это время своим выступом между зубьев. Перед каждым боем примерно за 4–5 мин. происходит так называемая «повестка», т. е. подготовка механизма к бою, которая заключается в повороте колес от упора на рычаге 9 до упора на рычаге 8.

Для того чтобы бой не был слишком частым, применяется воздушный тормоз в виде ветрянки 14. Положение кулачка 1 и стрелок согласовано. На схеме показано положение системы рычагов до начала боя.

На фиг. 201, а показан отдельно рычаг 8 (фиг. 200), взаимодействующий с кулачком 1; на фиг. 201, б и в показаны соответственно рычаг 9 (фиг. 200) и гребенка со втулками.

Фиг. 201. Рычаги включения боя часов ЧБН.

Фиг. 202. Отдельные детали часов ЧБН.

В рычаге 8 иногда наблюдается неплотная расчеканка втулки, за счет чего нарушается относительное положение плеч.

В рычаге 9 может быть нарушено положение отгибов. В гребенке чаще всего нарушается действие пружины с задерживающим пальцем.

На фиг. 202, а-е показаны соответственно минутник с кулачком, часовое колесо с улиткой, колесо со звездочками, подъемный кулачок со штифтом, вал одинарного и двойного ударов.

На фиг. 203 показано закрепление звуковых стержней в колодке. Стержни имеют разную длину. Стержни плотно завинчивают удерживающими винтами в колодку, с тем чтобы получить чистоту звучания.

Фиг. 203. Звуковые стержни часов ЧБН.

В часах, поступающих в ремонт, могут иметь место самые различные повреждения, выявление которых должно производиться путем тщательного осмотра и проверкой действия всех узлов.

Другим типом настольных часов являются часы типа НЧБ-2.

Эти часы также имеют пружинный привод как для хода, так и для боя. Пружины заключены в барабан. Приставной анкерный ход располагается на передней платине механизма в отличие от размещения приставного хода на задней платине в часах ЧБН. Такое размещение приставного хода осложняет его осмотр и проверку. Эти часы воспроизводят бой только одним ударом. Они отбивают часы и получасы.

Часы типа НЧБ-3 имеют сдвоенный удар при воспроизведении боя. В первом типе звуковые стержни расположены вертикально, во втором – горизонтально.

Часы обоих типов имеют систему боя с улиткой и гребенкой.

Принципиально эти механизмы не отличаются от рассмотренных часов типа ЧБН, они имеют несколько иное расположение деталей. Если в часах типа ЧБН пружины хода и боя заводят со стороны циферблата, то в часах типа НЧБ – со стороны задней платины, для чего в корпус открывается задняя крышка.

Наиболее частыми дефектами часов НЧБ можно отметить высыхание масла в барабанах пружин хода и боя, разработку отверстий опор в платинах для цапф осей и самих цапф осей, износ цапф оси баланса, плохое соединение стрелок с их втулками и т. д.

В часах типа НЧБ-2 рычажная система подъема молотка выполнена из тонких длинных проволок, в результате чего усложняется воспроизведение боя. В этих же часах доступ к стрелкам со стороны циферблата полностью исключен и требуется снять механизм, чтобы исправить положение стрелок.

§ 23. Настенные часы

Часы настенные, выпускаемые отечественной часовой промышленностью, имеют гиревой или пружинный привод. Их делают с боем или без него. В часах со звуковым оповещением могут отмечаться часы и получасы или с кукушкой. Настенные часы в качестве регулятора хода могут иметь маятник или баланс (так называемые часы с приставным ходом). Маятниковые регуляторы применяют в часах-ходиках, в часах МЧ, ЧМС (с боем), 12 ЧГ (с боем) и в часах с кукушкой. Приставной ход применяется в часах типа СЧС. Часы-ходики, 12 ЧГ и «Кукушка» имеют гиревой привод, часы МЧ и ЧМС, а также отдельные типы ходиков имеют пружинный привод.

Механизм настенных часов от самых простых до наиболее сложных имеет две платины самой различной конфигурации, изготовляемые обычно из латуни. Платины служат основанием для монтажа механизма и фактически между ними и заключен весь механизм. Платины устанавливаются, как правило, в вертикальном положении. Между собой платины скрепляют стойками цилиндрической формы с уступами на концах. Стойки могут быть закреплены в передней плати не расклепкой. Противоположные концы стоек имеют уступы, на которые надевается задняя платина, и резьбу для крепления.

Наиболее простым типом настенных часов являются часы-ходики. Общая кинематическая схема механизма часов ходиков показана на фиг. 204.

Фиг. 204. Кинематическая схема часов ходиков.

Маятник подвешен на качалке и вилкой соединен со спусковой скобой.

Спусковое колесо 1 своим трибом 2 входит в зацепление с промежуточным колесом 3, последнее трибом 4 зацепляется с центральным колесом, несущим блочок 5 со звездочкой, удерживающей цепь с гирей; колеса 6–9 представляют собой стрелочную передачу.

Цепное колесо неподвижно насаживается на ось, на которую также насаживается свободно блок, закрепленный штифтом или проволочным кольцом. В торцовой части блочек имеет храповое колесо. Храповое колесо совместно с собачкой допускает вращение оси только в одном направлении. Храповое устройство обеспечивает взаимодействие блочка с цепным колесом. Храповое колесо составляет одно целое с блочком и во время хода часов своими зубьями упирается в собачку и при ее помощи ведет за собой цепное колесо. В момент поднятия гири храповое колесо с блочком вращаются в обратном направлении, не увлекая за собой цепное колесо. Собачка свободно скользит по зубьям храпового колеса. При подъеме гири вращательное движение цепного колеса прекращается и даже может иметь место его обратное вращение. Механизм при этом останавливается и может быть вызвано обратное перемещение стрелок, если маятник не будет остановлен. Спуск в часах-ходиках, как это можно видеть из схемы, скобочный.

Разборка и сборка механизма часов ходиков не представляет сложности, и останавливаться на этом нет необходимости. В механизме могут иметь место следующие дефекты: задевание одного колеса за другое и колес за платину, неисправность качалки маятника, расшатанная вилка и слабое закрепление в валике спусковой скобы, нарушение формы скобы, широкая петля вилки, изношенность цапф осей и разработка гнезд в платинах, деформация звеньев цепи, износ шарнира собачки, износ самой собачки или зубьев храпового колеса, слабое закрепление минутника на оси или трубке, износ колец качалки (стерлись), погнуты отдельные зубья в каком-либо из колес, выработка на импульсных поверхностях спусковой скобы, поломка цапф осей.

При ремонте часов, имеющих простую спусковую скобу, иногда возникает необходимость произвести замену скобы. В этом случае из листового металла вырезают пластинку с небольшим конусом, которую устанавливают и закрепляют а паз валика спусковой скобы узкой стороной на выходное плечо. Плечам придают соответствующую форму. Для часов-ходиков скоба охватывает два с половиной шага ходового колеса.

Звук от ударов зубьев ходового колеса о плечи якоря должен быть ритмичным, при колебании якоря в обе стороны. Для всех типов маятниковых часов это является обязательным условием.

Если маятник при движении делает боковые движения, «вихляет», необходимо сжать крючок стержня маятника или выправить и раздвинуть качалку.

Разница суточного хода часов ходиков порядка ±10 мин. регулируется поднятием или опусканием линзы маятника. Маятник часов-ходиков совершает 140 качаний в минуту.

Подсчетом числа качаний и сверкой с точно идущими часами можно ускорить процесс регулировки их суточного хода. Увеличение числа колебаний указывает, что часы спешат, и наоборот.

Чистку деталей производят так же, как и в других типах часов.

Собранный после ремонта механизм должен давать ритмичные удары спуска. Неисправность крючка стержня маятника и качалки вызывает волнообразные движения маятника. Маятник должен колебаться в одной плоскости. Если колебания маятника сопровождаются скрипом, необходимо смазать качалку.

Несколько сложнее ходиков механические настенные часы с пружинным приводом.

Часы типа МЧ имеют семисуточный завод пружины хода. Общий вид механизма часов МЧ со стороны стрелок и противоположной стороны показан соответственно на фиг. 205, а и б.

Фиг. 205. Общий вид механизма МЧ.

Зубчатая передача и пружина хода расположены между двумя платинами. Задняя платина устанавливается на колонки, закрепленные на передней платине расклепкой. Закрепляется платина гайками (в отдельных типах часов старых конструкций и часов неотечественного производства в колонках сделаны отверстия и задняя платина закрепляется штифтами). Кинематическая схема механизма часов показана на фиг. 206, а. На схеме указано число зубьев каждого колеса. Приведенная длина съемного маятника равна 320 мм.

Маятник совершает 105 колебаний в минуту. Период колебания маятника составляет 1,143 сек. Механизм имеет несвободный (анкерный) скобочный спуск, показанный на фиг. 206, б.

Фиг. 206. Кинематическая схема МЧ.

Вилка маятника закрепляется пружинной шайбой фрикционно на втулке, посаженной запрессовкой на скобочный вал, как показано на фиг. 207.

Фиг. 207. Спусковая скоба с вилкой часов МЧ.

Разрез механизма по осям показан на фиг. 208.

Фиг. 208. Разрез механизма по осям МЧ.

Пружина хода помещается в механизме без барабана. Цапфы осей в платинах не имеют камневых опор. Пружина хода внешним концом закрепляется за выступ выреза задней платины, внутренним – за выступ валика заводного колеса.

Момент, развиваемый пружиной хода при полном заводе, составляет 7,5 кгсм и после 8 суток работы 3,5 кгсм.

Барабанное колесо снабжено храповым устройством. На заводном валу колесо закреплено фрикционно с помощью плоской дисковой пружины.

Основными неисправностями механизма могут быть обрыв пружины хода, поломка подвесной пружины маятника, разработка опор для цапф осей в платинах, изношенность цапф, износ скобы спуска, поломка зубьев и цапф осей.

Платины механизма изготовлены из тонкого металла. Усилие, развиваемое пружиной хода и передаваемое зубчатой пере дачей, довольно значительно.

Передаваемое усилие вызывает разработку опорных отверстий в платинах и износ цапф осей. В механизме применяют цевочные трибы, которые также сильно подвергаются износу.

Слабым местом механизма является его центральная ось.

Перевод стрелок производится от руки непосредственно за стрелку. Стрелки закреплены гайкой, навинчивающейся на внешний конец центральной оси. При переводе стрелок гайка затягивается и вызывает поломку оси в нарезанной ее части.

Устранение описанных выше дефектов не требует каких-либо разъяснений.

Настенные часы с боем типа ЧМС имеют двухнедельный завод. В механизме две пружины, из которых одна – пружина хода, вторая – боя. Пружины установлены в барабанах. Общий вид механизма часов показан на фиг. 209.

Фиг. 209. Общий вид механизма ЧМС.

Механизм размещают между двумя платинами у прямоугольной формы. Платины соединяют колонками 2. На передней платине под циферблатом находится рычажная система боевого устройства, стрелочная передача и храповые устройства пружин хода и боя. Справа находится храповое колесо 10 пружины хода и стопорная собачка 9. Слева расположено храповое колесо и собачка пружины боя. На минутной оси 8 находится улитка 7, управляющая рычагами боя. Улитка приводит в движение подъемный рычаг 6, жестко связанный с рычагом 5. Гребенка 4 с пружиной взаимодействует со счетным рычагом 3.

На фиг. 210, а условно показан в разрезе по осям механизм часов, а на фиг. 210, б и в механизм боя. Часовой механизм имеет спуск, аналогичный часам МЧ.

Фиг. 210. Условный разрез по осям механизма ЧМС.

Механизм часов ЧМС совершенно аналогичен часам настольным с боем типа ЧБН. Отличительной особенностью является переход от главной передачи к регулятору хода.

Приступая к разборке механизма, необходимо прежде всего спустить как пружину хода, так и пружину боя.

Пружины хода и боя имеют различную силу (пружина боя сильнее) и по внешнему виду почти не отличаются одна от другой. Барабан, крышка барабана, храповые колеса, заводные валы также одинаковы, однако их не следует путать, и если нет заводской пометки, то надо ее нанести. Детали ходового механизма рекомендуется отмечать буквой X.

Чтобы легче вынимать крышки барабанов они имеют квадратные отверстия. При сборке барабана после чистки крышку необходимо поставить в положение, которое она занимала до разборки. Для этого необходимо перед разборкой сделать пометку. Такие детали механизмов, как платины, барабан и их крышки, линзы, покрываются прозрачным лаком, предохраняющим их от окисления (потемнения).

В целях сохранения лакового покрытия платин и деталей их нельзя чистить жесткой щеткой, мелом, спиртом и другими растворителями лаков, а также производить чистку наждачной бумагой. Промывку загрязненных деталей, покрытых лаком, необходимо производить в бензине «Калоша» Для этого детали кладут в бензин на 1–2 часа, после чего протирают мягкой тканью, а зубья очищают щеткой.

Восстановление покрытия производят следующим образом.

Сначала деталь очищают от старого покрытия мелкой наждачной бумагой, затем ее слегка подогревают и покрывают прозрачным цапон-лаком. Лак наносят тонким слоем плоской кистью по направлению рисок очистки. Все отверстия после покрытия лаком тщательно очищают деревянной палочкой.

В рассматриваемых механизмах, имеющих сильные пружины хода и боя, значительному износу подвергаются отверстия опор в платинах, цапфы осей и др., иногда имеют место нарушения согласованности показаний часов с подачей звуковых сигналов.

Механизм хода (фиг. 210, а) состоит из барабана 1, добавочного колеса 3, центрального колеса 4, промежуточного колеса 7, спускового колеса 8, скобы 9, вилки 6, подвеса 5, пружины 10 подвеса, платин 2 и стрелочной передачи 11.

Механизм боя (фиг. 210, б и в) состоит из барабана 1, добавочного колеса 2, подъемного колеса 3, несущего на своей оси подъемные звездочки, первого стопорного колеса 4, второго стопорного колеса 5, ветрянки 6 системы рычагов, в том числе рычага спускного, гребенки, улитки и др.

В некоторых типах часов, как 12 ЧГ («Кукушка»), и отдельных типах часов неотечественного производства устройство боя не имеет гребенки и улитки. Управление подачей сигналов выполняется системой рычагов, колес со штифтами и счетным кругом.

Кинематическая схема механизма боя со счетным кругом показана на фиг. 211.

Фиг. 211. Кинематическая схема устройства боя со счетным кругом.

Минутный триб 1 имеет два штифта 2, взаимодействующих с подъемным рычагом 3, который жестко связан с рычагом замыкания 4 и сидит с ним на одной оси.

Рычаг замыкания, действуя на штифт 5 рычага отмыкания 6, который опирается на кулачок 9, своим выступом удерживает штифт 7 колеса 8, удерживая всю колесную систему.

Разборку механизма часов с боем производят в такой последовательности:

• сначала снимают пружинный подвес, стрелки, циферблат, затем спускают заводные пружины, снимают молотки боя, снимают рычат включения боя;

• если механизм с гребенкой, снимают гребенку и часовое колесо с улиткой, после этого снимают стрелочную передачу, отвинчивают гайки колонок и снимают заднюю платину, вынимают колеса часового механизма и механизма боя.

После разборки производят полную проверку состояния деталей, уточняют необходимость замени деталей или их исправления.

Детали, подлежащие исправлению, проходят соответствующие операции, после чего все детали подвергаются чистке.

Сборку механизма лучше производить на специальной подставке.

Переднюю платину кладут на подставку. В соответствующие опоры устанавливают цапфы осей барабанов и колес передач. После установки всех колес и валиков осторожно накладывают заднюю платину,

В первую очередь в свои отверстия задней платины должны войти более длинные оси. Все оси должны входить соответственно на свои места, пока заднюю платину не установят на колонки. При посадке механизм рекомендуется слегка наклонять.

Когда заднюю платину установят на колонки, необходимо завернуть гайки колонок, противоположных по диагонали, с тем чтобы платина не сдвигалась со своего места и цапфы осей не выскакивали из гнезд.

Заднюю платину слегка прижимают левой рукой, а правой при помощи пинцета вводят в отверстия цапфы всех коротких осей. После этого довинчивают предварительно установленные гайки и ставят остальные, затем при помощи пинцета и чурочки производят проверку правильности действия зубчатых зацеплений в механизмах хода и боя. Проверяется правильность действия механизмов хода и боя.

Для механизмов, имеющих устройство боя с гребенкой, до начала его действия штифт первого стопорного колеса упирается в выступ второго рычага замыкания. Гребенка укороченным зубом упирается в торец первого рычага замыкания. Второе стопорное колесо находится в положении, при котором его штифт располагается на противоположной стороне второго рычага отмыкания.

В часах «Кукушка» рычаг замыкания, перемещаясь по плоскостям счетного диска, плотно прижимается к последнему, с тем чтобы дверка выхода «Кукушки» не играла при отсчете сигнала.

Работа механизма боя любых часов состоит из двух этапов: подготовки к подаче сигнала и воспроизведения сигнала. Подготовка протекает следующим образом! За 3–4 мин. до начала боя один из штифтов поднимает рычаг отмыкания. Одновременно поднимаясь, рычаг замыкания освобождает штифт стопорного колеса. Колесная система приходит в движение.

В часах без гребенки штифт второго стопорного колеса задержит рычаг отмыкания. Второе стопорное колесо успевает сделать примерно половину оборота. Одновременно с подъемом рычага замыкания поднимается рычаг отсчета, и на этом подготовка заканчивается. Затем плечо рычага отмыкания упадет со штифта минутника. Штифт стопорного колеса освобождается.

Узел боя будет работать, пока рычаг отсчета не упадет в следующий вырез счетного круга. Количество отбиваемых ударов зависит от расстояния между двумя вырезами.

Счетный круг, как и счетное колесо, имеет по окружности 11 различных по длине промежутков. Удары производятся при взаимодействии колена узла боя со штифтом (со звездочками); при этом молоточки отводятся с последующим падением на звуковоспроизводящий стержень или пружину.

Приступая к ремонту настенных часов с боем и без боя, прежде всего снимают маятник, с тем чтобы не повредить пружину подвеса.

К неполадкам боя часов можно отнести следующие дефекты.

Часы бьют непрерывно, не останавливаясь. Это указывает на то, что механизм боя собран неправильно. Механизм боя не отбивает получасы или часы.

Часы бьют раньше или позже, не совпадая с показаниями стрелок. Необходимо переставить вексельное колесо на некоторое количество зубьев вперед или назад. Отрегулировать подгибкой подъемник.

Наблюдается дребезжащий бой вследствие соприкосновения звукоизлучателей с корпусом или другими деталями. Недостаточный отход ударных молоточков.

Быстрый ход вследствие плохой работы ветрянки (слабо закреплена на оси или мала по размеру).

Медленный бой наблюдается, когда погнута какая-либо цапфа, плохая смазка, чрезмерно сильна пружинка у молоточка или его рычаг слишком длинен, неправильный зазор между молоточком и тонфедером.

Остановка боя имеет место при повреждении (обрыв) пружины боя, заедании одной из цапф, стирании колес, плохой регулировке подъемников и рычагов замыкания.

Слабый звук боя возникает, когда молоток далеко отстоит от тонфедера или плохо закреплен, надломился у основания, покрыт коррозией.

Источник

Оцените статью