Часы не заводятся ремонт

Ремонт механических часов

Разборка наручных часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс; 11 и 12 — полеты входная и выходная; 21 — триб секундного колеса; 31 — колесо барабанное; 41 — пружина заводного рычага;
2 —ролик двойной; 13 — спираль; 22 — стрелка секундная; 32 — собачка; 42 и 43 — колеса переводные;
3 — ось баланса; 14 — колодка спирали; 23 — колесо промежуточное; 33 — пружина собачки; 44 — колесо вексельное;
4 — камень сквозной; 15 и 16 — штифты регулировочного градусника; 24 — триб промежуточного колеса; 34 — муфта кулачковая; 45 — триб вексельного колеса;
5 и 6 — камни накладной и импульсный; 17 — колесо анкерное; 25 — колесо центральное; 35 — колесо заводное; 46 — колесо часовое;
7 — копье; 18 — камень сквозной; 26 — триб центрального колеса; 36 — триб заводной; 47 — стрелка часовая;
8 — штифты ограничительные; 19 — триб анкерного колеса; 27 — барабан; 37 — вал заводной; 48 — стрелка минутная;
9 — вилка анкерная; 20 — колесо секундное; 28 — пружина заводная; 38 — рычаг переводной; 49 — триб минутной стрелки (минутник)
10 — ось анкерной вилки; 29 — вал барабана; 39 — пружина переводного рычага (фиксатор);
30 — накладка мечевидная; 40 —рычаг заводной;
Разборка проводится в следующей последовательности:
  1. Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
  2. Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
  3. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
  4. Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
  5. Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
  6. Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
  7. Снять анкерный’мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
  8. Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
  9. Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.
Читайте также:  Ремонт бензопилы карвер 241

Чистка

Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.

Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.

Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.

Сборка

Сборка часов производится в обратной последовательности.

Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение

Неисправность Причина Устранение
При заводе часы потрескивают Причиной может быть поломка или износ заводного колеса. В обоих случаях колесо следует заменить
Заводное колесо может быть перекошено Чтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить.
В ось заводного колеса могла попасть грязь. В этом случае деталь надо промыть.
Туго переводятся стрелки Заводской дефект Заменить переводное колесо
Механизм не переключается с перевода стрелок на завод Надо проверить, не прижат ли заводной рычаг переводным В этом случае отогните рычаг
Надо проверить, не ослабла ли пружина заводного рычага Пружину придется заменить
Механизм завода выключается самопроизвольно Фиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из паза Отогните пружину вниз.
Заводной вал вращается рывками Из-за того, что погнут, Выпрямить или заменить его
Пружина не держится в заведенном состоянии Сломана пружина собачки Заменить пружину собачки
Отвернулся винт собачки Затянуть винт собачки
Пружина туго заводится Нет смазки Смазать заводное колесо
Часы не заводятся Заводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка. Заменить пружину
При заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срывается Пружина лопнула в пределах 2-3 первых витков Заменить пружину
Минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблата Погнута ось центрального колеса Выпрямить или заменить ось центрального колеса
Механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелок Неисправен фрикционный узел Заменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом)
При переводе стрелок слышится треск Зубья вексельного колеса сломаны или погнуты Следует его выпрямить или заменить
При заводе пружины стрелки быстро вращаются Сломалось одно из колес в основной колесной системе Осмотрите ее и замените сломанное колесо.
Колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за друга Проверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль.
Сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечности Замените пружину
Часы спешат и при этом слышится дополнительный стук Заводная пружина слишком сильная Ее следует заменить
Полностью заведенные часы останавливаются раньше времени Пружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества масла Промойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой. Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить.
Часы идут вяло Следует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она.
Часы заводятся с трудом Отсутствие масла в точке соприкосновения пружины и барабана. Смажьте пружину.
При ходе часов слышен звон спирали Она периодически задевает близко расположенные детали. Устранить задевание
Календарь срабатывает неправильно Диск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнут Диск лучше заменить
Диск с трудом вращается из-за попавшей стружки или пыли очистить механизм от стружки и пыли
не затянуты винты крепления диска закрепить винты
слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора.
Часовое колесо зажато циферблатом его необходимо прогнуть.
Циферблат качается Плохое закрепление в платине или из-за сломанной ножки циферблата Надо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат.
Циферблат сместился от центрального положения Отогните ножки циферблата и установите его по центру.
Стрелки соприкасаются друг с другом Установите их правильно
Механизм качается в корпусе Затяните винты крепления
Заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелок Следует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычаг В этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты.
Часы останавливаются без видимых причин Проверить сцепление минутника с ведущим колесом. Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел
Может быть сломан или погнут зуб часового колеса заменить часовое колесо
Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки. Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт.
Часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозией Ее можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их.
Погнуты или срезаны зубья барабана Надо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться, грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой.
Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку. Восстановить зазор
Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль. В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована.
Читайте также:  Рено мастер ремонт двигателя дизель

Удачи в ремонте!

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008

Источник

Неисправности механических часов: как определить и устранить

  1. Понятие неисправности часов
  2. Неисправности механических часов, ведущие к их остановке
  3. Не менее серьезные поломки механических часов
  4. Правила завода механических часов, которые предотвратят появление неисправностей

Неисправности механических часов дают о себе знать независимо от того, насколько тщательно владелец ухаживал за аксессуаром. Но в случае правильной эксплуатации и качественного механизма первые поломки появятся очень нескоро – через пять, десять или более лет. Однако если не обслуживать часы, то с проблемами придется столкнуться гораздо раньше.

Не всегда владельцы правильно понимают, что такое неисправность, относя в эту категорию события из сферы обслуживания механизма. В нашей статье мы расскажем, какие бывают поломки часов, какие действия должны быть предприняты мастером и как правильно обращаться с механикой, чтобы продлить срок службы.

Понятие неисправности часов

Чаще всего люди обращаются к мастеру, когда их часы перестают работать либо начинают неточно показывать время. И почти никто не думает о том, что устройству нужна профилактика, то есть, регулярная чистка, смазка, точная настройка, даже если механизм абсолютно исправен.

Вот некоторые признаки, которые не говорят о том, что часы неисправны:

В электронном или кварцевом устройстве может разрядиться батарейка. Ее нетрудно заменить самостоятельно дома. Либо обратитесь в мастерскую и попросите установить долгосрочный элемент питания.

Поверхность самих часов либо браслета со временем изнашивается. На моделях с позолотой это особенно заметно, за год-два носки в покрытии появляются просветы. В таком случае часы пора отдать на реставрацию.

Нарушается точность хода, с превышением параметров, оговоренных в технической документации. Но это еще не означает, что требуется замена деталей или узлов. Бывает достаточно провести необходимое профилактическое обслуживание.

А вот что считается неисправностями механических часов:

износ комплектующих, узлов и отдельных элементов;

попадание внутрь механизма инородных предметов;

поломка деталей, к примеру, пружины или механизма завода.

Устранить неисправности можно следующим образом:

заменить вышедшие из строя детали;

отремонтировать неисправные элементы;

почистить (от пыли, микро-загрязнений, песка и проч.).

Чтобы устранить появившиеся в механических часах неисправности, можно обратиться к мастеру, а можно попробовать сделать это и дома (тут на ваше усмотрение, но не факт, что результат будет хорошим, ведь вместо нормального инструмента придется использовать то, что есть под руками). Конечно, если часы еще на гарантии, то ремонт должен делать производитель в своей мастерской.

Кстати, имейте в виду, что в таком случае лучше не срывать пломбы (в надежде починить самостоятельно), потому что по гарантии вас потом уже не обслужат.

Далеко не всегда неисправности механических часов видны просто «на глаз». Часто для их обнаружения необходим современный технический инструментарий. В мастерской, в процессе чистки, настройки и регулировки механизма специалист выполнит и необходимые меры профилактики для предупреждения возможных поломок.

Неисправности механических часов, ведущие к их остановке

Механические часы – это тончайшее сложное устройство с множеством мелких деталей. И, разумеется, иногда в них происходят поломки. Конечно, неисправностью не считается остановка часов, которые забыли завести.

Почему часы вдруг остановились, точно может сказать лишь мастер, когда заглянет внутрь корпуса и внимательно все изучит. Большой популярностью сегодня пользуются модели, снабженные автоподзаводом. Самая частая поломка в них – выход из строя маятниковой системы (которая должна давать на пружину импульс, достаточный для нормальной работы устройства).

Производители часов довольно часто заявляют завышенные сроки службы своих изделий, а в действительности механизм изнашивается чуть ли не вдвое быстрее, что и является самой распространенной причиной его остановки. Например, сравнительно недорогие японские или немецкие устройства отлично работают примерно лет 10-20, а после в механических часах начинают появляться неисправности. Какие-то из них легко устранимы, стоит лишь поменять одну деталь, но иногда невредимым остается лишь корпус, а все остальное приходится ремонтировать.

Причиной неисправности механических часов может стать неправильная их эксплуатация. Имеется в виду ношение во вредных условиях, провоцирующих появление коррозии. Если корпус уже немного изношен, он становится негерметичным и пропускает внутрь пар, воду и т.д. От этого не застрахованы даже довольно качественные устройства, потому что резиновые уплотнители тоже изнашиваются, чему в немалой степени способствует появившаяся внутри ржавчина. В достаточно сырых климатических условиях такое случается уже через 5-10 лет носки. Не забывайте, что вместе с водой в корпус попадают и разные загрязнения, пыль, микрочастицы и проч. В результате часы сначала дают сбои в работе, а в какой-то момент просто останавливаются. При вскрытии выясняется, что механизм поразила коррозия.

Как не допустить таких плачевных ситуаций? Отдавать часы в мастерскую на профилактику примерно один раз в 5-7 лет. Там механизм (в том числе и уплотнитель) почистят, заменят изношенные детали. Обычные часы можно спокойно доверить любому мастеру, а если вы обладатель дорогого брендового экземпляра, то лучше несите его в фирменный салон обслуживания.

Если все таки в механических часах обнаружены явные неисправности, не пытайтесь делать что-то сами. Постарайтесь найти для этого хорошего специалиста. Недешевые качественные устройства лучше не ремонтировать в мелких кустарных мастерских. Так что еще в момент покупки уточните адреса рекомендуемых сервисных центров на случай, если это вам понадобится. К примеру, большая часть магазинов, продающих фирменные швейцарские часы, являются официальными дистрибьюторами производителей, поставляющих им свою продукцию. Это означает, что гарантийное и послегарантийное обслуживание берет на себя компания-продавец и каждый клиент может рассчитывать тут на высокий уровень сервиса.

Не менее серьезные поломки механических часов

Случается, что в момент завода слышны пощелкивания. Такое бывает, если заводное колесо износилось или вовсе сломано. Тогда его придется сменить. Если заводное колесо просто немного перекосилось, затянув винты, его можно выровнять. Согнутый или перекошенный заводной вал тоже необходимо менять. Загрязненную ось заводного колеса достаточно просто промыть.

Бывает, что при переводе очень туго двигаются стрелки. Как правило, причина такой неисправности механических часов – заводской брак переводного колеса. Тогда оно подлежит замене.

Иногда заводной рычаг оказывается прижатым переводным, и это не дает менять режим с перевода стрелок на завод. Значит, нужно просто отогнуть рычаг. Такая же неполадка бывает из-за ослабленной пружины заводного рычага. В подобных случаях ее меняют.

Случается, что фиксирующая часть пружины переводного рычага выскакивает из паза, и тогда часы начинают сами заводиться. Нужно просто отогнуть книзу эту пружину.

Еще одна неисправность механических часов – быстрая остановка после полного завода. Это бывает из-за лишнего масла в механизме. Пружина просто проскальзывает в барабане. Его следует промыть бензином, а саму пружину тщательно вытереть папиросной бумагой. Бывает, что причина в стертой головке пружины, тогда придется поставить новую.

Если замечаете в часах слабый ход, посмотрите, нет ли заломов на пружине и достаточно ли смазки.

Если при заводе приходится прилагать слишком большие усилия, это может означать, что между барабаном и пружиной нет масла, то есть, пружина требует смазки.

Слышно, как позвякивает спираль в процессе работы часов? Значит, она цепляет детали, находящиеся рядом.

Календарь неверно показывает дату? Проверьте, не погнулся ли его диск. Если да, придется менять (он будет клинить на платине, что и приводит к сбою в работе). Возможно, в диск попала пыль, стружка, иной мусор – тогда надо почистить. Или ослабли винты, удерживающие диск (поджать). Либо на штифтах толкателя и фиксатора совсем нет масла (или, наоборот, оно в избытке).

Встречаются неполадки механических часов, связанные с циферблатом. К примеру, он прижимает часовое колесо (тогда нужно отогнуть его от колеса). Если циферблат слабо закреплен в платине либо у него сломалась ножка, он будет качаться. В этом случае следует хорошо поджать винты крепления циферблата. Если это не устранит проблему, его придется менять.

Иногда циферблат как бы сдвигается в сторону и стоит не ровно по центру корпуса. Это легко можно исправить, отогнув сначала ножки циферблата.

Может сломаться переводной рычаг (фиксатор) или его пружина, и тогда заводной ключ не будет фиксироваться в нужных режимах (для завода часов или переведения стрелок). Сломанный рычаг подлежит замене, а в целом следует лишь лучше поджать винты.

Одна из распространенных неполадок механических часов — внезапная остановка. Вот что в таком случае следует проверить:

Хорошо ли сцеплен минутник с ведущим колесом. Если слабо, то снимаете минутник с обода колеса, пинцетом фиксируете колесо, а отверткой отжимаете фрикционные лепестки в направлении центра. Если эти действия не помогли, то весь узел придется заменить.

Не сломан ли (не погнут ли) зуб на часовом колесе. Если да, оно подлежит замене.

Часы могут остановиться из-за загрязнений, скопившихся в колесной системе, либо случайно попавшего внутрь винта (или его обломка). От пыли и мусора механизм нужно почистить и промыть.

Если причина остановки – коррозия, то сильно пораженные детали следует поменять, а там, где коррозии немного, попытаться ее удалить.

Слабый неравномерный ход в часах или вовсе остановка бывает из-за слишком маленького зазора, к примеру, между штифтами и анкерной вилкой или иными деталями.

Бывает, что всего за несколько минут часы «уходят» вперед на целый час. Причина – что-то не так с регулятором хода. Спираль может зацепиться за колонку либо штифты. Как исправлять? Освободить ветки спирали, придать ей правильное положение, если погнулась – выровнять.

Правила завода механических часов, которые предотвратят появление неисправностей

Тут в первую очередь есть смысл уточнить терминологию:

Переводная головка – головка, которой переводят стрелки и даты в календаре.

Заводная головка – головка, которой часы заводят.

Можно говорить «головка», можно «коронка» – это на усмотрение каждого.

Сразу важное правило: в тот момент, когда в часах включается автоматическая система изменения даты (дня недели) в календаре, вручную менять эти данные нельзя. В инструкции это время обычно точно прописано.Чаще всего – с 22.00 до 3.00.

Причиной неисправностей в механических часах может быть неправильный завод. Тут нужно знать нюансы. Устройство большинства механических часов таково, что пружина там заводится примерно на 20-30 оборотов, и это получается практически до упора. Идеально — если вы научитесь чувствовать пружину и все-таки заводить чуть-чуть не до конца, не докручивая один два оборота (это предотвратит ее порчу).

Есть швейцарские производители, выпускающие устройства высшего класса, в которых упор и вовсе не предусмотрен. Там на пружине стоит специальная защита.

Для завода лучше выбрать одно постоянное время и придерживаться его. В инструкции обычно прописано, рассчитан один завод на сутки или, например, на 3-4 дня.

Устройства с автоподзаводом ручного завода не требуют. Они исправно работают, если вы носите их на руке не меньше 8 часов в течение суток. Сбои случаются, лишь если человек совсем мало двигается, к примеру, у него сидячая работа. Тогда можно посоветовать помещать часы в бокс для автоподзавода. Остановка при соблюдении условий эксплуатации означает, что механизм требует профилактики. Как снова запустить остановившиеся часы с автоподзаводом? Просто взять их в руку и несколько раз не очень сильно встряхнуть. Это запустит ротор автоподзавода. Останется лишь надеть часы на запястье. Имейте в виду, что устройства бывают разные. Одни можно слегка подзавести вручную двумя-тремя вращениями головки, а для других это недопустимо и может стать причиной неисправности механических часов. Внимательно читайте инструкцию и действуйте в соответствии с ее предписаниями.

Источник

Оцените статью