Чем отличается ущерб от стоимости восстановительного ремонта

Чем отличается ущерб от стоимости восстановительного ремонта

Автоэкспертиза (оценка ущерба) автомобиля после ДТП (или по какой-либо другой причине), определяет две суммы. Это стоимость восстановительного ремонта и стоимость материального ущерба.

Стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля – это стоимость услуги по устранению этих повреждений (дефектов). Согласно ГК РФ – стоимость ремонта относится к реальному ущербу и представляет собой расходы, которые лицо произвело (или будет производить в дальнейшем) для восстановления транспортного средства, в необходимом для этого размере.

В стоимость восстановительного ремонта входит:

— затраты на запасные части и материалы, необходимые для ремонта;

— затраты на оплату работ по ремонту, окраске, разборке-сборке, включающие в себя стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

Расходы на ремонт автомобиля рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в данном конкретном регионе.

Стоимость материального ущербы включает в себя:

— затраты на материалы, необходимые для ремонта;

— расходы на оплату работ по ремонту;

— расходы на необходимые для восстановления автомобиля запасные части с учетом его износа;

Проще говоря, стоимость материального ущерба автомобиля – это стоимость его восстановительного ремонта, за минусом процента износа на необходимые запасные части.

Автоэксперт, при оценке ущерба автомобиля (проведении автоэкспертизы), в экспертном заключении всегда выводит две цифры: это стоимость восстановительного ремонта и стоимость материального ущерба.

Страховые компании при назначении выплат всегда опираются на сумму материального ущерба, за исключением случаев страхования автомобиля в рамках КАСКО без учета износа. Но такие полисы, выписывает крайне малое число страховщиков, и естественно за дополнительную плату. В рамках же Закона «Об ОСАГО», износ автомобиля учитывается в любом случае. Таким же образом, снижение стоимости ремонта автомобиля с учетом рассчитанного процента износа на запасные части, в судах на территории РФ, принимается «по умолчанию».

Источник

ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба

lipik / Shutterstock.com

28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).

Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением «У», не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.

Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).

По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение «У», ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.

Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.

С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).

Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).

Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением «У» законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.

По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).

Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.

В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.

Источник

Какие услуги независимой экспертизы заказывать после ДТП?

Первое. Стоимость восстановительного ремонта / размер материального ущерба.

Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба:

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.

В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ — часть стоимости ремонта, включающая:
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),

Т.е. разница состоит в том, что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.

Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.

Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП. Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.

Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»

В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.

Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля. Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.

Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.

Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.

Второе. Сумма утраты товарной стоимости (УТС).

Что же это такое?

УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ (УТС)
— представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствии дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Другими словами — Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений транспортного средства сопровождается изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) не представляется возможным. В результате выполнения ремонтных работ владельцу транспортного средству будут нанесены, так называемые, производные убытки в виде реального материального ущерба.

Ну, и совсем грубо — применение различных ремонтных воздействий к вашему автомобилю в процессе ремонта, приводит к тому, что при продаже своего ТС, Вы можете потерять некоторую часть суммы, в результате того что потенциальный покупатель усмотрел все-таки следы ремонта. Ведь как ни крути, но как бы хорошо не был выполнен ремонт, существуют методы определения наличия на автомобиле восстановленных и замененных деталей. Простой обыватель может этого и не заметить, но присутствие эксперта независимой экспертной организации при покупке Вашего автомобиля значительно уменьшает Ваши шансы выгодно продать автомобиль.

На расчет УТС не влияет в каком состоянии находится транспортное средство — в отремонтированном или в аварийном. Разница лишь в том, что при заказе расчета УТС автомобиля в отремонтированном состоянии Вам необходимо предоставить в экспертную компанию документы, подтверждающие фактические затраты на ремонт Вашего транспортного средства, либо предварительный заказ-наряд (что не очень хорошо), либо отчет независимой экспертной организации.

При заказе расчета стоимости УТС в аварийном состоянии, Вам придется заказать еще и расчет стоимости ремонта транспортного средства, т.к. эти данные являются основанием для расчета УТС.

Почему не желательно рассчитывать УТС по предварительному заказ-наряду автосервиса?
Это снижает Ваши шансы на получение УТС, т.к. предварительный заказ-наряд выдает организация, заинтересованная в стоимости ремонта Вашего автомобиля. Кроме того он не является подтверждением, произведенных Вами фактических расходов.

Часто задают вопрос: «Нужно ли заказывать расчет стоимости утраты товарной стоимости? Выплатят ли мне УТС?»
Ответ: При предъявлении претензии виновнику ДТП или при получении страхового возмещения в страховой компании — скорее всего, в выплате УТС Вам откажут. Но если Вы настроены решительно, при грамотном подходе в суде, существуют сто процентные шансы взыскать УТС с виновника или со страховой компании. Наши юристы имеют достаточный опыт взыскания утраты товарной стоимости по ОСАГО. Для полной уверенности можете ознакомиться с решением верховного суда РФ о взыскании УТС со СК.

УТС рассчитывается в случае, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
— устранение перекоса кузова АМТС;
— замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
— ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
— полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова АМТС и бамперов;
— полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается если:
— поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

Третье. Определение стоимости транспортного средства в до аварийном и в аварийном состоянии.

Необходимо, обычно, если восстановление Вашего транспортного средства экономически не целесообразно.

Что это значит? Рассмотрим два случая.

1) Вы связаны договорными отношениями со страховой компанией. Имеется ввиду КАСКО.

Согласно правилам страхования восстановление автомобиля считается экономически нецелесообразным, если стоимость ремонта данного ТС превышает определенный процент от страховой стоимости автомобиля. В разных страховых компаниях этот процент составляет от 70 до 80 %.
Если это произошло, чаще всего, у Вас два варианта получения страхового возмещения:

— Первый вариант. Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре). При этом заключается, так называемый абандон.

АБАНДОН (ABANDONMENT) — «(фр. abandon — отказ). В страховании имущества: добровольный отказ страхователя от прав собственности на утраченное или поврежденное имущество в пользу страховщика.

Т.е. Ваш автомобиль переходит в собственность страховой компании.

— Второй вариант выплаты. Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре), минус стоимость годных остатков (стоимости ТС в аварийном состоянии).
В данном случае Вам может понадобиться определить стоимость ТС в аварийном состоянии.

Здесь ситуация складывается немного иначе. При определении целесообразности восстановления рассматривается, во-первых — не стоимость ремонта, а размер ущерба. А во-вторых — не страховая стоимость автомобиля за вычетом износа, а его средняя рыночная стоимость.

Т.е. если ущерб транспортного средства превышает среднюю рыночную стоимость автомобиля — в большинстве случаев, выплачивают сумму, равную средней рыночной стоимости ТС в до аварийном состоянии, минус стоимость ТС в аварийном состоянии.

В этом случае, вам понадобятся услуги по определению стоимости ТС в до аварийном и аварийном состоянии.

Источник

Читайте также:  Ремонт перфоратора энергомаш 25140
Оцените статью