- Почему нельзя делать ремонт после смерти человека в течение года: приметы и суеверия
- Что можно и нельзя делать родственникам умершего сразу после похорон
- Почему нельзя делать ремонт в течение года после похорон
- Что еще нельзя делать в течение года после похорон
- Что можно после смерти близкого?
- Можно ли носить кольцо после смерти мужа?
- Можно ли делать ремонт после смерти близкого человека?
- Можно ли после смерти близкого смотреть телевизор?
- Можно ли крестить человека после смерти?
- Можно ли крестить ребенка после смерти близкого?
- Можно ли будет встретиться с близким после смерти?
- Можно ли стричься после смерти родственников?
- Можно ли слушать музыку после смерти близкого?
- Можно ли убираться после смерти близкого?
- Можно ли православному завещать органы после смерти?
- Можно ли мыть полы после смерти человека?
- Можно ли сжигать тело после смерти?
Почему нельзя делать ремонт после смерти человека в течение года: приметы и суеверия
Что можно и нельзя делать родственникам умершего сразу после похорон
После смерти родного человека принято устраивать поминальные обеды. Основных таких всего четыре: в день похорон, на 9 день после смерти, на 40 день и через год.
За первый стол родственники умершего не садятся — поминают его друзья, соседи, знакомые и коллеги. На 9 день, наоборот, поминают в узком семейном кругу. Через 40 дней после смерти поминальный обед собирает за столом как родственников, так и других знакомых умершего человека.
По народным суевериям в доме нельзя проводить перестановку и мебели и даже делать генеральную уборку в течение первой недели после похорон человека. После можно прибраться, но вымывать полы и стирать ничего нельзя до 40-го дня. Серьезный же ремонт затевать в народе не советуют в течение года после смерти человека.
Почему нельзя делать ремонт в течение года после похорон
Запрет на проведение ремонта в доме в течение года после смерти человека носит больше социальный характер: пока семья в трауре, а длится он минимум один год, нежелательно предпринимать никаких серьезных действий и стремиться к скорым переменам.
Народные суеверия гласят, что полностью успокаивается душа на небесах именно через год после смерти человека. Потому лишние действия родственников могут помешать ей найти покой в мире ином. В течение некоторого времени обстановка, в которой жил человек, и его личные вещи, могут служить напоминанием родным о его существовании. Ремонт означает, что семья старается побыстрей избавиться от памяти об умершем, а это не совсем красиво выглядит со стороны.
Некоторые люди спешат сделать ремонт именно из-за того, что обстановка напоминает об умершем. Они хотят избавиться не от воспоминаний, а от боли после потери близкого человека. Относиться к такому общество научилось с пониманием, но ранее, чем через 40 дней после похорон, беспокоить душу умершего, которая еще может находиться в родных стенах, все же не рекомендуется.
Что еще нельзя делать в течение года после похорон
Год после похорон семье умершего дается для скорби и траура. Сильно оплакивать умерших запрещено, ведь таким образом родственники не дают душе уйти и найти свое место на небесах. Но и полностью забывать человека, веселиться после его кончины и вести мирские дела как ни в чем не бывало будет плохой приметой.
Траур в течение года — это больше гражданская традиция, нежели церковная. Церковь вовсе не требует от семьи умершего выполнения правил. Важно лишь вспоминать усопшего, молиться о его душе, не забывать заказывать поминальные службы в определенные, предназначенные для этого даты.
Но народные традиции в православии крепко вплелись в церковные, а потому траурный год требует от родственников умершего ведения определенного образа жизни. В течение года после смерти родного человека запрещено:
- участвовать в праздничных мероприятиях и народных гуляньях;
- жениться или выходить замуж, венчаться, крестить детей;
- посещать торжественные праздничные службы в храмах, например, в честь Пасхи ли Рождества Христова;
- красить яйца на Пасху в красный цвет, если праздник выпал на время траура.
Не рекомендуется кардинально менять свою жизнь, переезжать, делать крупные финансовые вложения, например, покупать новое жилье. Траур посвящен памяти об усопшем и молитвам о его душе. Духовные дела в этот период должны быть на первом месте, а мирские играть второстепенную роль.
Источник
Что можно после смерти близкого?
Когда уходят близкий человек, многих из нас накрывает волна скорби и даже страха. Мы начинаем теряться даже в бытовых и сиюминутных вопросах, словно боясь нарушить неуместным шумом благоговейную тишину. Всплывают и кажутся значительными традиции особого времени похорон, граничащие с суевериями и язычеством. Самые простые вопросы кажутся вдруг сложными и не имеющими однозначного ответа: можно ли смотреть телевизор, слушать музыку, мыть полы, делать ремонт? Многие из этих вопросов задают в церкви священникам. Поэтому “Фома” заранее обратился к опытным клирикам за разъяснениями по самым частым вопросам о том, что все-таки можно делать после смерти близкого.
Можно ли носить кольцо после смерти мужа?
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, г. Москва
Если вы недавно потеряли мужа и кольцо вам бесконечно дорого, вы не можете с ним расстаться, то знайте, что христиане не суеверны: кольцо можно носить столько, сколько считаете нужным, причем как на правой, так и на левой руке. Не бойтесь, в этом нет греха. Снимать кольцо, переодевать его на левую руку — не более чем традиция.
Если ж прошло уже много лет, боль от потери стихла, то я бы задал на этот вопрос свой вопрос: ради какого смысла, ради чего носить кольцо после смерти мужа? Ради верности усопшему? Хорошо быть вдовой, но ради чего? Какого-то служения? Например, игуменья Бородинского монастыря потеряла мужа в этом сражении, вырастила сына, но и он умер в юности. И со временем она основала на Бородинском поле женский монастырь. Она сохранила верность своему мужу через подвиг служения другим людям, в том числе и раненым, оставшимся на этом поле, вдовам погибших.
Можно носить, наверное, кольцо, только нужно ли? Если это память об усопшем, наверное, это хорошо. Но если это будет препятствием в дальнейшей жизни, то зачем? Прошел год или более после смерти мужа, и женщина хочет повторно выйти замуж. Нет ничего плохого или зазорного в этом. Но это кольцо, честно говоря, отпугивает тех потенциальных ухажеров, кто-то из которых мог бы стать достойным мужем этой женщины.
Можно носить кольцо на пальце, на цепочке на шее или повесить там, где иконочки, на память. Но главное, чтобы в этом был смысл, чтобы это кольцо давало утешение, вдохновение и не мешало дальше жить. Потому что жизнь не заканчивается смертью. Смерть — это часть жизни и не надо ставить бетонную стену “на этом моя жизнь закончилась”.
Это для нас важны предметы, оставшиеся от усопшего как воспоминание. Но если мы действительно живем мыслью о том, что наше Отечество там, где Господь наш, нам не так важно носить кольца или что-то на память. Здесь, на земле, это может быть важно, но дальше — нет. Господь отвечает законникам в Евангелии: “В Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж”.
Можно ли делать ремонт после смерти близкого человека?
Иерей Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Смерть близкого человека — это в первую очередь трагедия. До сорокового дня продолжается время траура, поминок, скорби, а дальше можно действовать так, как будет получаться.
Если мы только что потеряли дорогого человека, то бежать клеить обои или красить потолок, конечно, нелепо. Мы должны отдать честь покойному, его оплакать, проводить.
При этом, конечно, важно понимать, что такое смерть. На самом деле смерть — это рождение в вечность. И в таком смысле этот день страшный, конечно, и от того, тем более печальный, но и торжественный очень, потому что подводится итог земной жизни. Человек идет к Богу, чтобы, дав Ему отчет о своей земной жизни, оказаться в вечности.
Мы боимся и плачем, тоскуем от смерти, потому что человеку не свойственна смерть. Человек был богоподобен, то есть бессмертен, но совершив грех, человек утратил это богоподобное свойство: состояние гармоничного соединения с Богом исказилось и в мир пришла смерть. Поэтому прежде всего мы должны отдать последнюю честь усопшему, умершему.
Часто бывает, что смерть наступает в результате длительной болезни. И тогда жизнь семьи, пространства дома, квартиры изменяется: появляются лекарства, медицинские приспособления, возможно, кровать специальная, уже не откроешь окно с легкостью, воздух нельзя охладить или прогревать долго. Это все связано с немощами человека из-за длительной болезни. Но ничто не мешает нам сделать ремонт в комнате, где долго болел дорогой нам человек, где он жил. Это вполне естественная потребность. И нарушение мистической связи с близким не произойдет от этого. Время от времени мы обновляем пространство своего жилища, квартиры. Бывает, что протекают потолки или что-то разрушается с годами, изнашивается. И если раньше здесь жили пожилые люди, которые болели, умирали, то теперь разместятся, возможно, дети.
Я уверен, что умершие, любя своих близких, видя их из вечной жизни, конечно, будут рады, что там, где прошла большая или меньшая часть их земного бытия, будет продолжаться жизнь, кто-то будет счастлив.
Но в первые дни после смерти нам в некотором смысле не до того, не до ремонта. Мы трудимся, чтобы тело достойным образом принять, обрядить, подготовить к погребению по христианскому обычаю, устроить поминки. Важно и побыть в какой-то тишине, чтобы осознать то, что произошло. Есть церковное памятование об особых днях, связанных с церковной традицией — третий, девятый и сороковой. Об этом пишет святитель Макарий Александрийский. Это особые дни для души человеческой, которая оставила тело человеческое. До 40го дня мы стараемся прочитать Псалтирь. Обычно собираемся такими группами, чтобы каждый, прочитывая по кафизме (их 20) или по нескольку псалмов в день, участвовал в общем чтении. И если мы найдем человек 40-50, то может получаться, что при чтении каждым нескольких псалмов (часть кафизмы) Псалтирь будет прочитываться вся ежедневно.
Мне кажется, что время до сорокового дня — это минимальный срок, когда ты можешь прийти в себя после смерти близкого человека. Разобрать вещи усопшего, раздать, разложить хотя бы. А дальше, конечно, жизнь продолжается и потребностям ее надо будет следовать.
Можно ли после смерти близкого смотреть телевизор?
Протоиерей Роман Бацман, настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки Войно-Ясенецкого Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, г. Москва
Раз вы задаете такой вопрос, видимо, уже чувствуете некоторую несовместимость этих событий: просмотра передач по телевизору и переживание потери человека. Смерть близкого предполагает переживания за него, молитву, что несовместимо с какими-то развлечениями или даже отвлечениями. Поэтому некоторое время дается людям, чтобы они проявили заботу о своем усопшем: отпевание, поминки, 9 день, 40 день. В этот период после смерти люди собираются, чтобы вместе молиться за упокой, стараясь не отвлекаться на второстепенные вещи. Хотя необходимое ежедневное — ходить на работу, на учебу — от чего никуда не денешься и даже, само собой разумеется, мы продолжаем совершать. А те вещи, которые отвлекают человека или развлекают, не являются такими первостепенными, лучше на некоторое время отложить. Тогда можно сосредоточеннее читать Псалтирь, как это положено в церкви. Серьезнее и ответственнее участвовать в богослужениях — не просто ходить в храм, а стараться участвовать в таинствах, исповедоваться перед причастием. Тогда будет польза и самим людям, и усопшим, за кого они переживают. Не зря существует традиция траура, которая в некотором смысле схожа с тридацией поста, подразумевает некоторые ограничения.
Конечно, через какое-то время мы возвращаемся в жизнь со всей полнотой, тем более что по телевизору можно найти и какие-то хорошие передачи, а не только пустые и бессмысленные, которых, к сожалению, сейчас становится все больше.
В любом случае, даже в этот период, если посмотреть какую-то проповедь или передачу о православном празднике, который в это время празднует Церковь, то большого греха не будет, даже польза некоторая может быть.
Можно ли крестить человека после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Крестить того, кто умер, после его смерти нельзя. Другое дело, что обращение к теме смерти, столкновение с ней, многих людей приводит к покаянию, некрещеные начинают задумываться о своей душе.
Причин откладывать крещение, к которому готовились, из-за смерти близкого, нет. Если есть вера во Христа, то не стоит тянуть с крещением даже в эти дни скорби по усопшему. Конечно, если человек только что решил креститься, после смерти близкого, то спешить с этим не нужно: стоит подготовиться, пройти огласительные беседы в храме.
Можно ли крестить ребенка после смерти близкого?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.
Конечно, можно крестить ребенка после смерти близкого. Такие сомнения относятся к разряду суеверий. В некоторых храмах ежедневно происходят и крестины, и отпевания, и не стоит смущаться на эту тему. Другое дело, что очень часто настрой семьи носит печальный характер, потому что они расстались со своим близким недавно. Именно поэтому люди хотят перенести крещение младенца, чтобы радость от этого события не была омрачена печалью об ушедшем родственнике.
Но мы должны помнить, что смерть христианина — это скорее успение, это больше похоже на сон, в отличие от вечной разлуки, которая была в язычестве. Христиане преставляются Отцу с радостью, оттенки которой есть и в чине отпевания. К сожалению, не все сегодня слышат эти оттенки, не все переносят их на свою жизнь и жизнь усопшего. Плакать на похоронах христианина не принято, потому что это не языческий траур от невыразимой печали. Христианин идет на встречу с Богом.
Обратите внимание и задумайтесь, почему именно отпевания совершаются не в темных облачениях, а в светлых. Мы поем “со святыми упокой”, мы провожаем человека в вечную жизнь.
Отпевание и крещение имеют много общего: трехкратное погружение в воду символизирует три дня, которые Христос провел во гробе до воскресения. Во время крещения младенец соединяется со смертью, и с воскресением Христовым. Так и человек, умирая, рождается в новую жизнь, в вечность.
Можно ли будет встретиться с близким после смерти?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва
Мы верим, что после смерти встреча с близкими возможна. Представление о загробной жизни у нас есть только теоретическое. Мы не знаем, как там будет на самом деле, будет ли встреча близких после смерти, хотя рассуждать можно долго на эту тему.
По опыту служения в больничном храме знаю, что, когда ребенок умирает, мамы уже не спрашивают ничего. В этом шоковом состоянии им не до разговоров. Через некоторое время они могут прийти, мы сможем помолиться вместе, но в сам момент смерти ребенка мамы замыкаются на своем горе.
Очевидно совершенно, что после смерти все мы окажемся в том месте, где царствует Любовь. Но Любовь может царствовать только тогда, когда есть объект любви. Не может человек любить “абстрактно”, ему необходим тот, кого он любит. Конечно, главный объект нашей любви — это Христос. Но и близких своих мы тоже любим. Некоторые так привязываются к животным, что не представляют своей жизни без кота или собаки. Не знаю на счет конкретного кота, но любовь, которую человек переживает в жизни, конечно же будет с ним и там, после смерти. Ради этого человек и был создан, чтобы в любви блаженствовать. Если человек сознательно от этой любви не отгораживается, сознательно ее не отгоняет, тогда, мы надеемся, что будем там утешены.
Можно ли стричься после смерти родственников?
Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, г. Москва
Православный христианин может стричься после смерти родственников, это не грех. Никаких ограничений нет, только суеверий много. Единственное, что свадьбу, конечно, сразу после похорон не играют. Время траура нужно для самих, вступающих в брак. Если умер близкий человек, то торжество будет отложено просто потому, что не до этого молодым. Нужно время для скорби об усопшем, хотя бы до 40 дней, когда особая молитва совершается о нем, решается посмертная участь и ему нужна помощь близких и любящих его. А что касается рядовых бытовых вещей – подстричься или помыться. Убраться или постирать, — то они не имеют значения для души усопшего.
Можно ли слушать музыку после смерти близкого?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст”, г. Липецк
Верующий человек, похоронивший близкого, испытывает потребность в молитве за новопреставленного. И хорошо, когда это не только заказанная в храме панихида — выполненная традиция, но и частная молитва. Мы можем читать Псалтирь дома, молиться своими словами. Естественно, что на самое первое время после смерти эта потребность в молитве становится более насущной, чем многие другие дела. И человек молящийся сам чувствует, какие занятия противоречат этой молитве, а какие не противоречат. Если мы ощущаем, что какое-то светское музыкальное произведение или даже слишком веселое праздное общение, или еще какое-то время препровождение с этой молитвой входит в диссонанс, то логично будет от этого отказаться. Но не потому, что мы ограничены какими-то канонами, законами или запретами, а потому что мы сами этот диссонанс ощущаем и следуем зову своего сердца. Но может быть и такая музыка, которая не помешает этой молитве, а наоборот поможет отвлечься от суеты, созданию молитвенного настроя. И это тоже не определяется какими-то правилами, а скорее интуицией, внутренним чутьем самого человека.
Можно ли убираться после смерти близкого?
Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила села Ширингуши Краснослободской епархии, республика Мордовия
К сожалению, существует масса предрассудков и суеверий в теме похорон и отношении к смерти. Это в большинстве случаев не имеет ничего общего с верой во Христа. Вдумайтесь, какая связь между Евангелием и поверьем о том, что “если вынести мусор или убраться, пока покойник в доме, то умрут остальные члены семьи” или “вымыть пол после выноса тела кровным родственникам запрещено”?
Конечно, можно убраться после смерти близкого. Мало того, вещи покойного в чистом и надлежащем виде можно пожертвовать тем, кто в них нуждается и просить их молитв о новопреставленном.
Самое главное, на чем стоит сконцентрироваться после смерти родного человека, это молитва о нем и наши добрые дела в молитвенную память о его душе. В это время мы можем стать ближе к Богу, можем понять духовные законы и глубину жизни в Церкви. Если отложить бытовую суету и задуматься о самом главном, то можно найти время для прихода в храм и беседы со священником. Личное общение в храме и разъяснение всех недоумений значительно эффективнее поиску в интернете ответов на многочисленные вопросы.
Можно ли православному завещать органы после смерти?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.
Православный человек может завещать органы после своей смерти, но только по собственному желанию. В Социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано достаточно четко: изъятие органов для посмертного донорства может являться только результатом добровольного волеизъявления, милосердия человека, который именно таким образом составил завещание.
С церковной точки зрения, так называемая презумпция изъятия органов неприемлема. Мы должны уважать богоданную свободу, которая есть у человека. Донорство не может быть и членовредительством, не должно наносить вред здоровью человека — это тоже позиция Церкви. Что же касается посмертного донорства, то оно может быть оформлено в завещании (существует специальная форма для этого), зафиксировано самим человеком при жизни.
Можно ли мыть полы после смерти человека?
Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Поливаново, г. Москва
Впервые слышу о таком. Хотя знаю, что существует масса суеверий и предрассудков вокруг смерти. Но развивая идею о том, что мыть полы после смерти человека нельзя, можно перестать мыться, причесываться, переодеваться, стирать и прочее. Надеюсь, очевидна абсурдность такого хода мыслей.
После смерти близкого стоит в первую очередь подумать о себе. О том, что смерть ожидает каждого, меня в том числе. Если мы правильно принимаем смерть человека, не как повод для горя и траура, а как окно возможностей, то мы задумаемся о смысле жизни и своей судьбе в вечности, о том, чем я сейчас могу помочь новопреставленному. Тогда мы понимаем, что самое главное сейчас наше дело — это молитва. Причем этот труд будет полезен и мне в том числе. Можно в это время взять Псалтырь и начать ее читать. Это особенно важно в первые 40 дней после смерти близкого вам человека.
Можно ли сжигать тело после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Да, тело после смерти кремировать (сжигать) можно, но Церковь не рекомендует это делать. Бог воскресит всех: и погибших на фронте от разрыва бомбы, и утонувших, и зарытых в вечную мерзлоту в сталинских лагерях. Воскресение будет всеобщим. И то, как именно родные похоронили тело человека, на воскресение влиять не сможет.
Церковь не рекомендует кремировать потому, что кремация причиняет боль не ушедшему, а живым, ибо это образ отчаяния. А погребение усопшего, когда тело предают земле, — это евангельский образ зерна, которое затем прорастет – в час воскресения. “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю”. (Ин 12:24-28).
В православной традиции тело умершего христианина воспринимается как святыня. Причиной тому не только вера в Воскресение, но и тот факт, что чин отпевания складывается в II-III веках, в эпоху гонений, когда каждый христианин был в той или иной степени исповедником, а многие оканчивали жизнь мученически. Первых христиан шантажировали, убеждая поклониться языческим богам: вы верите в воскресение, а мы вас сожжем и пепел развеем! И еще в те времена был дан ответ: Бог Воскресения — Творец. Поэтому можно не беспокоиться о судьбе своей плоти. Бог властен над стихиями, картину грядущих событий евангелист Иоанн Богослов описывает так: “Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Откр 20:13). В более позднее время христиан не волновала судьба тела после их смерти. Святая Моника, мать блаженного Августина, жившая в IV веке, умерла вдали от родины. Друзья спрашивали ее перед смертью, “неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города. Ничто не далеко от Бога, — ответила она, — и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить”.
В наше время во время отпевания вы слышим, что тело усопшего именуется мощами, подобно престолу его кадят с четырех сторон и обращаются к Богу с молитвой о причислении усопшего к лику Небесной Церкви: “Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче” (подробнее об этом можно прочитать у епископа Афанасия (Сахарова) в книге “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”). К сожалению, в наши дни во время отпеваний мы чаще молимся о прощении грехов, нежели прославляем. И пусть далеко не все усопшие являют пример жизни во Христе, мы по-прежнему просим Бога, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин 3:16), отворить для них врата Его Царствия.
Источник