Замена подшипника компрессора кондиционера Чери Тиго
Компрессор является важной составляющей кондиционера Чери Тиго.
Сегодня, в зависимости от конструкции нагнетающего элемента, компрессоры разделяются на несколько разных видов:
- Поршневые.
- Аксиально-поршневые.
- Аксиально поршневые с качающейся косой шайбой.
- Роторные.
- Спиральные или улиточные.
Выбор определенного типа зависит от особенности модели автомобиля и производителя, однако все они продолжают использоваться.
Компрессор Чери Тиго является важной деталью, состоящей из насоса и электромагнитной муфты. Последняя дополняется шкивом, по которому происходит передача вращения.
При работе двигателя шкив вращается, не приводя в действие остальную систему кондиционирования. Если же в процессе эксплуатации автомобиля включается кондиционер, то ситуация меняется.
При включении кондиционера начинается намагничивание муфты, в результате чего происходит передача вращения на насос. Фреон начинает циркулировать по системе кондиционирования, что позволяет охлаждать воздух перед его закачкой в салон Чери Тиго.
Проблемы с компрессором могут возникнуть по разным причинам, в частности, речь может идти о таких проблемах :
Среди причин, которые ведут к появлению проблем в работе компрессора Чери Тиго или отключают его, можно выделить такие факторы :
- Чрезмерно высокое или низкое давление в контуре хладагента, что можно определить по срабатывающему датчику.
- Отсутствие поступающего сигнала с датчика оборотов двигателя.
- Включение экономного режима работы двигателя.
- Снижение температуры воздуха вне салона до значения ниже 3 градусов.
- Падение напряжения в сети ниже 9,5 В.
- Чрезмерный разогрев охлаждающей жидкости.
- Неисправности регулирующего клапана.
- Проблемы с блоками управления или датчиками.
Устранять неполадки следует максимально быстро после их обнаружения . Это позволит не только сделать езду на Чери Тиго более комфортной, но и минимизирует возможность возникновения более серьезных поломок.
В нашем случае именно подшипник компрессора кондиционера послужил причиной того, что вся система перестала нормально функционировать. Соответственно, придется проводить его замену.
Проводим замену подшипника компрессора кондиционера Чери Тиго – особенности работ и возможные сложности
Прежде всего необходимо найти причину возникшей неполадки. В данном случае, речь идет о подшипнике. Однако в этой модели, как и у многих других, на компрессоре кондиционера несколько подшипников, и найти вышедший из строя быстро не всегда возможно.
В общем, проводим частичную разборку авто, чтобы добраться до компрессора кондиционера Чери Тиго, после чего выполняем такие действия:
- Проверяем как вращаются ролики, просто проворачивая их рукой.
- Промежуточный ролик, на котором крутится ремень, когда кондиционер отключен, издает странные звуки и вращается плохо.
- Значит проблема в подшипнике именно этого конструктивного элемента.
- Попробуем провести замену подшипника не сливая фреон.
- Для этого снимаем боковую защиту.
- Это необходимо для того, чтобы извлечь шкив.
- Ключом на 13 откручиваем гайку, расположенную по центру шкива Чери Тиго.
- Предварительно пришлось обработать поверхностиWD-40, поскольку все было покрыто ржавчиной.
- Также необходимо снять небольшой фланец.
- Это потребуется для дальнейшего проведения ремонта.
- Используем специальный съемник.
- Болт с широкой резьбой вкручивается на место родного болта.
- А оставшаяся часть просто выпрессовывает необходимую деталь.
- Одним ключом держим гайку, а вторым вкручиваем болт, что и позволяет получить необходимый результат.
- Видно, как постепенно увеличивается пространство между шайбой, которая притягивает электромагнит, и шкивом.
- Продолжаем откручивать пока не слезет полностью шайба со шкива Чери Тиго.
- Видно шпонку, на которой все и сидело.
- Перед обратной установкой надо будет тщательно смазать поверхности .
- Это позволит препятствовать образованию ржавчины, а значит в следующий раз все будет проще снять.
- Вот там, едва заметны два ушка стопорного кольца.
- Хорошо, что у Чери Тиго патрубки резиновые.
- Это позволит открутить 4 болта крепления компрессора и немного наклонить его.
- Таким образом снять стопорное кольцо будет значительно проще.
- С помощью специального съемника снимаем шкив вместе с подшипником.
- Вот так выглядит сам компрессор без шкива.
- Снимать его полностью вовсе нет необходимости.
- А вот и электромагнитная часть, которая притягивает шайбу.
- На подшипнике есть заводское кернение.
- Выпрессовывание проводим сверху в низ.
- Для этого можно использовать гидравлический пресс или тиски при его отсутствии.
- После чего на его место впрессовываем новый подшипник шкива компрессора кондиционера Чери Тиго.
- Смазываем посадочное место.
- После чего проводим сборку автомобиля в обратном порядке.
Весь процесс замены подшипника на шкиве компрессора кондиционера Чери Тиго обычно занимает немногим более 1 часа времени. В некоторых случаях процесс может растянуться на несколько часов.
После замены подшипника работоспособность узла была восстановлена.
В целом – проблемы с подшипниками довольно распространенные. Однако устраняются они достаточно быстро и легко, в отличии от некоторых других видов неполадок.
Источник
мануал чери тигго
Рис. 12.1. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, обогрева и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 – заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и к дефлекторам панели приборов; 3 – дефлекторы панели приборов; 4 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и к воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 – радиатор отопителя; 7 – салонный воздушный фильтр; 8 – заслонка системы рециркуляции; 9 – короб воздухопритока; 10 – воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 –крыльчатка вентилятора; 12 – электродвигатель вентилятора; 13 – испаритель кондиционера; 14 – дренажное отверстие для слива конденсата; 15 – заслонка регулятора температуры; 16 – корпус блока системы отопления и кондиционирования.
Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер–осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя; 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан.
Система отопления (кондиционирования) и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), вентилятор и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).
Примечание.
Систему кондиционирования воздуха устанавливают на часть выпуска автомобилей.
Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухонагнетатель, расположенный перед ветровым стеклом. Воздух из воздухонагнетателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува ветрового стекла, боковые и центральные сопла, а также через нижние сопла корпуса отопителя.
Управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функции обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, а также обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.
Для очистки подаваемого в салон воздуха от содержащейся в уличном воздухе пыли в блоке отопителя установлен фильтр. Замена бумажного элемента фильтра описана в разд. 4 «Техническое обслуживание», (см. Замена салонного фильтра системы отопления и кондиционирования).
На автомобиле установлен отопитель жидкостного типа. Он объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке.
Основные узлы отопителя (рис.12.1): – теплообменник отопителя 6 (радиатор), предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости; – вентилятор 11 с электрическим приводом 12 (воздухонагнетатель), обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера; – заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон, от изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника; – заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.
На рис. 1.7 показана панель блока управления отоплением (кондиционированием) и вентиляцией салона автомобиля, установленная на консоли панели приборов.
Переключатель 18 (см. рис. 1.7) интенсивности подачи воздуха в салон работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя.
Регулятор 16 распределения потоков воздуха и регулятор 27 температуры управляют заслонками отопителя с помощью тросовых приводов.
Системой кондиционирования воздуха управляют посредством органов управления, расположенных на панели, общей с отопителем.
На автомобиле Chery Tiggo установлена система кондиционирования компрессорного типа (рис. 12.2).
Компрессор установлен на двигателе с помощью специального кронштейна крепления и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов.
Компрессор аксиально-поршневого типа переменной производительности. Вал компрессора установлен в алюминиевом корпусе на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. В компрессоре семь поршней с тефлоновыми уплотнительными кольцами. Клапаны лепесткового типа. Регулятор производительности встроен в корпус компрессора.
Шкив привода установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент от шкива к валу компрессора передается через фрикционную муфту с электромагнитным приводом. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе и создает давление, необходимое для перетекания хладагента через отверстие терморегулирующего клапана.
Полезный совет.
Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник (см. Замена подшипника шкива привода). В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то, возможно: – произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора; – вышел из строя датчик давления в системе; – нарушена электросхема управления; – сгорела катушка электромагнитной муфты; – блок управления двигателем по какой–либо причине заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор.
Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит, компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае, возможно, компрессор только делает вид, что работает, а на самом деле он ничего не перекачивает.
Установить истину сможет только опытный специалист при наличии контрольно–диагностического оборудования. Если вашему компрессору поставили диагноз «отсутствие компрессии», то вы должны быть уверены, что неисправность выявил хороший специалист. Если возникли сомнения, можно провести диагностику повторно и удостовериться, что затраты на приобретение и замену компрессора действительно неизбежны.
Точную причину неисправности можно определить лишь в результате полной диагностики в сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
В некоторых вариантах исполнения компрессора на крышке 8 (см. рис. 12.4) блока лепестковых клапанов может быть установлен клапан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при отказе датчика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается, и часть хладагента выбрасывается на улицу.
Как правило, после этого аварийный клапан не обладает достаточной герметичностью.
Поэтому после устранения причин, вызвавших рост давления и сброс хладагента, клапан подлежит обязательной замене.
Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для увеличения жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые с фланцами для подсоединения трубок.
По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление.
В конденсоре конденсируются пары сжатого компрессором хладагента и выделяющееся при этом тепло отводится в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.
Полезный совет.
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.
Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–28 бар.
Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.
После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.
Ресивер-осушитель установлен в моторном отсеке с правой стороны. Корпус ресивера неразборный, изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы крепятся к корпусу ресивера с помощью фланцевых соединений. Внутри корпуса находятся фильтрующий элемент и полость, заполненная гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
Примечание.
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если система находилась в открытом состоянии (были сняты какие-то узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресиверосушитель подлежит замене. Без этого после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера. Приобретая новый ресивер, убедитесь в том, что соединительные патрубки плотно закрыты технологическими заглушками. Ресивер, хранившийся без заглушек, для использования не пригоден, даже если он совершенно новый.
Терморегулирующий клапан блочного типа расположен под капотом возле моторного щита. Имеет фланцевые соединения. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации не регулируется.
Испаритель расположен в общем корпусе с отопителем салона. Изготовлен из плоских алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
На испарителе закреплен датчик электронного термостата. Он контролирует температуру поверхности испарителя и при ее снижении ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора кондиционера – происходит оттаивание испарителя.
Примечание.
При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.
Конденсат через дренажную трубку сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды. Это является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя, оседают частицы дорожной грязи и пыли.
Этот слой является прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Чтобы максимально уменьшить риск возникновения этой проблемы, необходимо при покупке автомобиля провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами и регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, следует обратиться в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров, для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.
Рис. 12.3. Конструкция шланга гибкой вставки: 1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на отдельных участках, имеют гибкие вставки (рис. 12.3) из синтетических материалов.
В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.
На трубопроводах также расположены два сервисных клапана и для подсоединения диагностического и заправочного оборудования.
Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы H и L линий высокого и низкого давления соответственно.
Примечание.
Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны высокого А и низкого Б давления.
В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
Для выворачивания и заворачивания золотников используется специальный ключ.
Предупреждение.
Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться, и произойдет утечка хладагента из системы!
Датчик давления комбинированного типа установлен на участке трубопровода высокого давления в моторном отсеке. Он принудительно отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы (не более 1,7 бар) и аварийном повышении давления в системе (не менее 28 бар) с целью защиты компрессора от перегрузок. При давлении 18 бар датчик включает цепь питания вентилятора 6 радиатора системы охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера (см. рис. 12.2).
Примечание.
Датчик установлен на трубопроводе с помощью резьбового штуцера с запирающим клапаном, поэтому при замене или проверке датчик можно отвернуть, не нарушая герметичности системы.
Предупреждения.
Уплотнительное кольцо А на резьбовом штуцере трубопровода при замене датчика следует заменить новым и перед наворачиванием датчика смазать маслом для системы кондиционирования.
Проверьте состояние поверхности уплотнения на корпусе датчика. Поверхность должна быть чистой и гладкой.
При наличии следов коррозии датчик придется заменить.
Хладагент. Система заправлена хладагентом R134a. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.
Полезный совет.
Тип рекомендуемого масла указан на табличке, наклеенной на корпус компрессора.
Предупреждение.
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением.
Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.
Примечания.
В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях применяется метод ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.
Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.
В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на поверхность элементов системы.
Во время осмотра системы, под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника краситель начинает светиться (флюоресцировать)
и места утечки хладагента становятся видны. Следует отметить, что краситель не оказывает никакого отрицательного воздействия на систему.
Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только когда возникнет утечка.
После ремонта автокондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы соответствующим хладагентом (R134a). Объем заправки автокондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения качественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;
– двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;
– высокоточные (цена деления д5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.
Замена фильтра поступающего в салон воздуха – регламентная работа технического обслуживания, она описана в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. Замена салонного фильтра системы отопления и кондиционирования).
Источник