- Ремонт турбин: как определить причину поломки и куда можно обратиться за услугами мастера
- Признаки поломки турбокомпрессора
- Диагностика неисправностей турбин дизельных и бензиновых двигателей
- Порядок действий при ремонте
- Куда можно обратиться, чтобы отремонтировать турбину автомобиля
- Можно ли самостоятельно отремонтировать турбину: в поисках секретов автомастерства
- Основные признаки неисправности турбины
- Причины поломки турбокомпрессора
- Самостоятельный ремонт турбины vs заводской
- Где могут провести диагностику и ремонт турбокомпрессора
Ремонт турбин: как определить причину поломки и куда можно обратиться за услугами мастера
Владельцы машин с турбированным двигателем порой ошибочно полагают, что ремонт турбокомпрессора — простая задача, которая сводится только к чистке и замене расходников. В действительности все намного сложнее. Если вы хотите, чтобы после восстановления турбина прослужила долго, в первую очередь необходимо найти и устранить причину неисправности, а не только ее следствие. В противном случае турбокомпрессор очень скоро сломается снова. Цель этой статьи — предостеречь автолюбителей от ошибок и рассказать о том, как делают ремонт турбин профессионалы.
Признаки поломки турбокомпрессора
Турбина редко выходит из строя мгновенно, если не считать таких экстраординарных случаев, как ДТП или грубые погрешности в эксплуатации. Чаще она «предупреждает» о неисправности за некоторое время до того, как сломается окончательно. Важно вовремя заметить эти сигналы — тогда есть шанс обойтись ремонтом и не прибегать к полной замене устройства, а значит, сэкономить приличную сумму. Внимательному автовладельцу не составит труда определить, что с турбиной двигателя что-то не в порядке, по следующим «симптомам»:
Падение мощности мотора. Особенно сильно это ощущается на подъеме в гору. Данный признак говорит о снижении давления наддуваемого воздуха. А вот почему так происходит, без диагностики сказать вряд ли возможно.
Странные звуки при работе двигателя — свист, скрежет и другие нехарактерные шумы. Причины их также разнообразны. Свист в турбине указывает на утечку воздуха на выходе из компрессора, а скрежет появляется при трении деталей или попадании посторонних предметов.
Дым из выхлопной трубы. В зависимости от его цвета можно предположить причину неисправности. Синий выхлоп свидетельствует о сгорании масла в цилиндрах двигателя, куда оно попадает с нагнетаемым воздухом. Чаще всего этот признак появляется при разгоне мотора и может пропадать при работе на постоянных оборотах. Черный дым сигнализирует об утечке воздуха в системе нагнетания или в интеркулере, а также, возможно, о неполадках в управлении. Белый цвет выхлопных газов может быть признаком засорения канала маслослива.
Увеличившийся расход масла. Этот «симптом» свидетельствует о засорении впускного канала или трубопровода маслослива.
Если вы заметили один или несколько из вышеперечисленных признаков, не стоит затягивать и дожидаться поломки турбины либо, что еще хуже, всего двигателя. Самое правильное решение — обратиться в технический центр, где мастера произведут диагностику и выяснят точные причины неисправности.
Можно ли самому отремонтировать турбину? Даже если у вас есть базовые навыки в автомеханике, а устройство турбокомпрессора на первый взгляд кажется вам достаточно простым, специалисты не рекомендуют выполнять ремонт самостоятельно. В «гаражных» условиях, не имея ни оборудования, ни специального опыта, невозможно провести полноценную диагностику и сложный ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей. К тому же могут потребоваться сопутствующие мероприятия. Но об этом речь пойдет ниже.
Диагностика неисправностей турбин дизельных и бензиновых двигателей
Правильный ремонт турбин двигателей всегда начинается с поиска причин неисправности. Максимум, что можно сделать в условиях гаража, — это осмотреть турбокомпрессор на предмет видимых повреждений и износа. Возможности профессиональных технических центров гораздо шире. Здесь проведут всестороннюю компьютерную диагностику не только турбины, но и самого автомобиля. Дело в том, что поломка турбокомпрессора часто возникает не изолированно, а сопровождается неполадками в системе впуска и выпуска, проблемами с элементами управления. Если их вовремя не выявить и не устранить, в скором времени турбина может вновь выйти из строя. И тогда уже, возможно, потребуется замена устройства, а это примерно на 70% дороже, чем ремонт.
Диагностику рекомендуется проводить в том же техцентре, где вы решили отремонтировать турбину двигателя. Причем желательно приступить к проверке до демонтажа турбокомпрессора с автомобиля — на случай, если окажется, что нужно перепрограммировать электронные блоки.
Диагностика проводится в условиях абсолютной чистоты — важно не допустить попадания внутрь турбокомпрессора посторонних частиц. Мастер осматривает турбину на двигателе: не снимая ее с посадочного места, можно определить осевой и радиальный люфты, проверить наддув. Затем после демонтажа выполняется более детальный анализ.
В рамках диагностики турбокомпрессора производят следующие действия:
- Внешний осмотр на предмет выявления видимых повреждений и дефектов, изношенных деталей. На этой стадии определяют состояние вала, подшипников, проверяют герметичность систем впуска и выпуска, охлаждения воздуха.
- Исследование внутренних элементов турбины: снимают «холодную» и «горячую» улитки, разбирают картридж.
- Отбраковка неисправных запчастей, которые требуется заменить.
- Очистка деталей турбины. Эта операция осуществляется в несколько этапов. Основную грязь удаляют в моечной машине с помощью специальных активных растворов. Затем детали турбины подвергают пескоструйной обработке, чтобы убрать налет и ржавчину. После этого в ультразвуковой ванне очищают патрубки от остатков масла.
- Повторный осмотр. На этом этапе можно увидеть не замеченные ранее дефекты, выбраковать неисправные детали.
Помимо диагностики самой турбины, как мы уже сказали, мастер исследует состояние электронных и механических элементов управления. Дополнительные мероприятия могут включать проверку:
- системы EGR (Exhaust Gas Recirculation — рециркуляция выхлопных газов) и ее датчиков;
- блока ECU (Electronic Control Unit), отвечающего за управление двигателем;
- ECCS (Electronic Concentrated Engine Control System) — электронного комплекса, управляющего всеми параметрами работы двигателя;
- системы курсовой стабилизации VSA (Vehicle Stability Assistant).
Кроме этого, мастера проверят выхлопную систему, катализатор, калибровочную пружину клапана ЕГР и другие элементы.
Как часто нужно проводить диагностику турбины? Производители обещают, что она прослужит столько же, сколько и сам двигатель. Но на практике турбокомпрессор нередко выходит из строя гораздо раньше, потому что в процессе эксплуатации подвергается очень большим нагрузкам. Поэтому специалисты рекомендуют проверять работоспособность устройства примерно через каждые 60 000 км пробега. Лучше вовремя заметить неисправность и отделаться небольшим ремонтом, чем дожидаться поломки и тратить десятки тысяч на новую турбину.
Порядок действий при ремонте
Ремонтные работы зависят от того, какие проблемы были обнаружены при диагностике. Возможно, будет достаточно восстановления или замены изношенных деталей турбокомпрессора — если окажется, что причина неисправности именно в них. Но не исключено, что потребуются дополнительные действия: удаление катализатора (в бензиновом моторе) или сажевого фильтра (при ремонте турбины дизельного двигателя), глушение клапана EGR и так далее. А иногда для устранения неисправности нужно только отрегулировать впускную или выпускную систему.
Ремонт турбин дизельных двигателей требует применения высокоточного профессионального оборудования — балансировочных, добалансировочных, разгонных стендов, специальных измерительных приборов и инструментов. Сам процесс в общем случае включает в себя такую последовательность действий:
- По результатам диагностики составляют дефектную ведомость. Неисправные запчасти восстанавливают или, если это невозможно, заменяют новыми.
- Выполняют балансировку вала турбины на стенде.
- К валу присоединяют колесо компрессора и балансируют повторно.
- Осуществляют балансировку центрального элемента турбины — картриджа — на разгонном стенде.
- К картриджу присоединяют «холодную» и «горячую» улитки.
- Настраивают актуатор (клапан, предназначенный для сброса повышенного давления выхлопных газов) и регулируют геометрию турбины.
- Устанавливают турбокомпрессор на двигатель, выполняют тестовый запуск.
По той же технологии производится и ремонт бензиновых турбин.
Могут потребоваться и сопутствующие работы, например:
Отключение EGR. Система рециркуляции выхлопных газов, предназначенная для снижения выбросов оксида азота в атмосферу, имеет ограниченный ресурс работы. По мере его исчерпания EGR начинает приносить больше вреда, чем пользы. Менять систему слишком сложно, к тому же новые оригинальные детали стоят дорого. Самый разумный выход из ситуации — удалить EGR. Причем механического глушения клапана недостаточно — необходимо программное отключение.
Удаление катализатора (при ремонте турбины бензинового двигателя). Это устройство тоже выполняет экологическую функцию. В начале эксплуатации катализатор уменьшает уровень вредных выбросов. Но постепенно он загрязняется и начинает мешать работе мотора: падает мощность, увеличивается расход топлива, появляются сообщения об ошибках. Даже если потратить крупную сумму на установку новой комплектующей (при условии, что оригинальную деталь вообще удастся найти), она вряд ли прослужит долго. Поэтому автовладельцы часто делают выбор в пользу удаления катализатора. При этом требуется также перепрограммировать лямбда-зонды (датчики кислорода), чтобы убрать сообщение об ошибке.
Отключение сажевого фильтра. Он выполняет ту же функцию, что и катализатор, но устанавливается на дизельных двигателях. Сажевый фильтр со временем засоряется и становится источником неприятностей, в том числе возможной поломки турбины из-за перегрева. Решение проблемы — удаление сажевика одновременно с программным отключением.
Ремонт турбины, как было сказано выше, обходится на 70% дешевле замены устройства и, таким образом, позволяет сэкономить десятки тысяч рублей. Но это верно лишь в том случае, если он производится по всем правилам и сопровождается обязательной комплексной диагностикой. Такую ответственную работу, как ремонт турбокомпрессора, стоит доверять только профессионалам, а не случайным людям.
Куда можно обратиться, чтобы отремонтировать турбину автомобиля
Как выбрать технический центр по ремонту турбокомпрессоров, рассказывает Игорь Николаевич Снетков, генеральный директор компании «Ремонт турбин 24»:
«Поломка турбины часто оказывается следствием неисправностей в самом автомобиле, поэтому ремонт не будет эффективным без комплексной диагностики. Помимо самого турбокомпрессора, нужно проверять впускную и выпускную системы, двигатель, электронику. В обычных автомастерских этого не делают. Чтобы отремонтировать турбину с диагностикой, демонтажем и установкой, обращайтесь в технический центр полного цикла — такой как «Ремонт турбин 24».
Мы работаем уже больше десяти лет и за это время научились решать все проблемы, связанные с турбокомпрессорами, выполнять ремонтные работы любой сложности. У нас есть современное оборудование, необходимое для диагностики, чистки, ремонта и настройки турбин. Турбокомпрессоры и запчасти к ним поставляются напрямую от производителей. На нашем складе площадью 500 м 2 найдется все нужное для быстрого и качественного ремонта турбины вашего автомобиля.
На ремонтные работы мы предоставляем гарантию сроком 12 месяцев. В подарок клиент получает комплексную диагностику всего автомобиля.
Также мы оказываем смежные услуги — можем выполнить чип-тюнинг, вырезать катализатор или сажевый фильтр, отключить EGR, вихревые заслонки».
P. S. Компания «Ремонт турбин 24» работает с любыми видами техники. Ремонтирует и поставляет турбокомпрессоры Garret, Holset, BorgWarner, IHI, Caterpillar для автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Opel, Skoda, Nissan, Mitsubishi, Toyota и других популярных марок.
Источник
Можно ли самостоятельно отремонтировать турбину: в поисках секретов автомастерства
В интернете можно найти немало видеороликов о том, как отремонтировать турбину своими руками. Их можно условно разделить на две группы: ремонт турбин в гаражных условиях и профессиональное восстановление турбокомпрессора в автомастерской. Самостоятельный ремонт турбины можно провести, если функции агрегата серьезно не нарушены, но это правильнее называть профилактикой.
Прежде чем ответить на вопрос, можно ли самому отремонтировать турбину с соблюдением всех правил и без дальнейших негативных последствий, необходимо разобраться в двух вещах: что сигнализирует о неисправности турбокомпрессора и какие существуют причины возникновения поломки.
Основные признаки неисправности турбины
Иногда турбина ломается при попадании посторонних твердых частиц в колесо компрессора или при постоянном недостатке масла. Но эти случаи скорее исключения из правил. Обычно турбина выходит из строя постепенно. Определить, что турбокомпрессор стал работать некорректно, можно по нескольким признакам:
- Цвет выхлопных газов. При неисправности они приобретают черный, белый или сине-сизый цвет.
- Потеря мощности и динамики. Автомобиль начинает плохо разгоняться или двигаться рывками при плавном наборе скорости. При подъеме двигателю не хватает тяги, и он начинает «захлебываться».
- Посторонние звуки. При работе двигателя слышны свист, скрежет, отчетливые хлопки, глухой гул или любой другой шум.
- Высокая температура двигателя при любом режиме работы.
- Повышенный расход топлива и/или масла.
- Подтеки масла на турбине. Они сопровождаются характерным запахом.
При обнаружении признаков неисправности турбины лучше временно прекратить использовать автомобиль. Дальнейшая эксплуатация может привести к полному выходу агрегата из строя. В этом случае выполнить ремонт турбины на дизеле или бензине своими руками будет почти невозможно. Лучше сразу попытаться установить причину поломки и определить дальнейший план действий: чинить самостоятельно или отдать в сервис.
Причины поломки турбокомпрессора
Диагностика состояния турбины может проводиться в двух направлениях: обнаружение видимых причин и поиск тех, что скрыты от глаз. К источникам поломки, которые можно выявить визуально, относятся:
- Засорение сливного маслопровода. В этом случае отработанные газы окрашиваются в белый цвет.
- Разгерметизация турбины. Часть масла при этом попадает в камеру сгорания двигателя, окрашивая выхлоп в сине-сизый цвет.
- Проблемы с воздушной магистралью. Может быть засорен воздушный фильтр или канал подачи воздуха в турбокомпрессор. Иногда происходит разгерметизация соединений между турбиной и воздушным фильтром. В этом случае повышается расход топлива, а выхлопные газы приобретают черный цвет.
- Разгерметизация патрубков. Это может увеличить расход масла — появляются характерный запах и подтеки.
- Механические повреждения. В этом случае может измениться геометрия лопастей рабочего колеса, появляются трещины в корпусе, изменяется зазор роторной части. Обо всем этом будут свидетельствовать посторонние звуки при работе турбокомпрессора.
Однако простой осмотр турбины, даже после ее демонтажа, может ничего не выявить или дать не полную картину, поскольку часть неисправностей не связана с внешней поломкой. Скрытые причины выхода из строя турбокомпрессора могут относиться к неполадкам электронных систем автомобиля:
- системы управления двигателем (ECU и ECCS);
- системы рециркуляции отработавших газов (EGR);
- к неисправности датчиков.
Если видимые причины можно обнаружить без специальной техники (частично — на установленном турбокомпрессоре, а частично — после демонтажа и разборки), то скрытые выявляются посредством компьютерной диагностики всех систем автомобиля на диагностическом стенде и балансировочном станке. Во втором случае без соответствующего оборудования не обойтись — ремонт турбины своими руками осуществить не получится.
Самостоятельный ремонт турбины vs заводской
Ранее уже упоминалось, что ремонт турбины в гаражных условиях обычно подразумевает только некоторые профилактические работы. Например, очистку всех узлов и замену расходников на новые из ремкомплекта. Однако даже в этом случае потребуются специальные химические средства, моющая машина высокого давления, ультразвуковая ванна и пескоструйная камера. Кроме того, после чистки роторной части (картриджа) и перед сборкой турбины необходима ее балансировка на специальном станке, чтобы убедиться, что ось компрессора не имеет искривлений. Ротор вращается с большой скоростью, и если пропустить этот этап, то уже через несколько тысяч километров потребуется замена: из строя выйдет либо колесо компрессора, либо колесо самой турбины.
Собранный турбокомпрессор перед установкой должен быть протестирован на специализированном стенде при рабочих температурах и оборотах. То есть нужно воссоздать такие условия, как если бы турбина находилась на своем штатном месте. Эта операция позволяет восстановить все характеристики агрегата, указанные в техническом паспорте. При ремонте турбины дизельного или бензинового двигателя своими руками добиться такого результата невозможно физически.
После данного теста необходима электронная и механическая диагностика регулировочного клапана (актуатора), который еще называют вестгейтом. Он уменьшает избыточное давление газов, тем самым защищая турбокомпрессор от работы на максимально высоких оборотах. Регулировку актуатора можно выполнить своими руками, если речь идет об агрегате без электронной «начинки». Но в большинстве современных автомобилей вестгейт управляется контроллерами, которые невозможно настроить и запрограммировать в гаражных условиях.
Полноценный ремонт турбины с соблюдением всех правил выполнить самостоятельно невозможно. Даже если автолюбитель имеет представление о принципах и механизме работы турбокомпрессора, может его демонтировать, заменить расходные детали и смонтировать обратно, — этого будет недостаточно. Для точной настройки и калибровки турбины потребуются специальные стенды и балансировочные станки, которыми располагают даже не все профессиональные мастерские. Кроме того, в гаражных условиях можно выявить не все причины поломки турбокомпрессора.
Где могут провести диагностику и ремонт турбокомпрессора
Если владелец автомобиля принимает решение не рисковать и не проводить ремонт турбины самому, а доверить это специалистам, ему остается только понять, в какой именно сервис обратиться. Прежде всего нужно убедиться, что мастерская занимается ремонтом турбокомпрессоров — такую услугу предоставляют не везде. Более подробно о том, где лучше проводить ремонт турбины, мы попросили рассказать Игоря Николаевича Снеткова, генерального директора компании «Ремонт турбин 24» :
«Если с поломкой турбины обратиться в ближайшее гаражное СТО, то там в лучшем случае демонтируют турбокомпрессор, а затем отправят его в специализированную ремонтную организацию. В худшем — заменят износившиеся детали и установят турбину обратно без настройки и выяснения истинной причины неисправности.
Если же воспользоваться услугами узкоспециализированной организации, работники которой сами занимаются ремонтом турбин, подобных проблем можно избежать. Главное — убедиться, что выбранная вами компания действительно располагает нужным оборудованием: стендами для настройки и калибровочными станками. Без них полноценный ремонт произвести невозможно. Стоит также уточнить, дает ли мастерская гарантию на свою работу и на каких условиях — гарантия должна быть минимум на год.
В своем техническом центре мы предоставляем услуги по ремонту турбин полного цикла. Помимо замены изношенных деталей, проводим полную диагностику впускной и выпускной систем автомобиля, чтобы обнаружить причину выхода турбокомпрессора из строя. Особое внимание мы уделяем воздушной системе и системе подачи масла: все соединения и патрубки проверяются на герметичность, промываются от нагара и сажи.
Благодаря современным диагностическим стендам и калибровочным столам в компании «Ремонт турбин 24» осуществляют тонкую настройку турбин всех производителей. Мы работаем как с легковыми автомобилями любых марок, так и с грузовым и судоходным транспортом. Обслуживаем не только жителей Москвы и области: автовладельцы из регионов могут прислать агрегат на ремонт через транспортную компанию».
Источник