Что допускается при производстве ремонта неисправной цистерны

2.11. Согласованы постановлением первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» от 13.08.2018 N 23/46 | ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

2.11. Требования охраны труда при ремонте цистерны

2.11. Требования охраны труда при ремонте цистерны

2.11.1. Ремонт котла цистерны и его элементов должен производиться в соответствии с требованиями пунктов 2.7.1 и 2.7.2 настоящих Правил и с оформлением руководителем работ наряда-допуска на проведение работ повышенной опасности.

2.11.2. Работа внутри котла цистерны допускается только с применением спецодежды, спецобуви, страховочных систем и средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее — СИЗОД). Для защиты органов дыхания при работе в котле цистерны работники должны применять шланговый дыхательный прибор, противогаз с активной подачей воздуха.

2.11.3. Работы наверху котла цистерны должны производиться с передвижных (стационарных) площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном системами обеспечения безопасности работ на высоте, с использованием страховочной привязи с соединительно-амортизирующей подсистемой и страховочным канатом.

2.11.4. При проведении работ внутри котла цистерны следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 2.20.3 настоящих Правил.

2.11.5. При дефектоскопии котла цистерны с подъемом на него работа должна производиться двумя работниками: один работает с датчиком на котле цистерны, применяя страховочные системы, другой снимает показания с прибора на земле.

Читайте также:  Договор по капитальному ремонту тепловых сетей

2.11.6. При выполнении сварочных работ внутри емкостей сварщик должен пользоваться резиновыми диэлектрическими перчатками, галошами, шлемом-маской (маской сварщика с принудительной подачей воздуха), системой страховки (страховочной привязью с соединительно-амортизирующей подсистемой и страховочным канатом). Запрещается пользоваться металлическими щитками. При работе лежа необходимо использовать резиновый ковер.

2.11.7. Производство сварочных и других огневых работ, связанных с ремонтом котлов цистерн, разрешается только при наличии акта формы ВУ-19 с подписями лиц, производивших подготовку цистерны к ремонту. Для цистерн обязательна справка о дегазации котла.

Перед проведением сварочных и других огневых работ, связанных с ремонтом котлов цистерн, руководитель смены обязан при помощи переносного газоанализатора убедиться в отсутствии опасной газовоздушной смеси внутри котла цистерны.

2.11.8. При производстве сварочных работ внутри котла цистерны крышка колпака и клапан сливного прибора должны быть открыты, должна быть обеспечена приточная вентиляция с достаточным обменом воздуха или применяться специальные приспособления в виде шланговых дыхательных приборов, обеспечивающих подачу чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

В зимнее время подаваемый воздух должен быть подогрет до плюс 18 — 22 °C.

2.11.9. Спуск в котел цистерны сварщиком должен осуществляться при наличии систем обеспечения безопасности работ на высоте и с прикрепленным к страховочной привязи страховочным канатом. Второй конец каната должен находиться в руках сигналиста — одного из наблюдающих работников (их должно быть не менее двух), который должен безотлучно находиться у колпака цистерны и уметь подавать и принимать при помощи каната передаваемые сварщиком сигналы.

2.11.10. Одновременное производство сварочных и других работ снаружи и внутри котла запрещается.

2.11.11. Запрещается зажигать газосварочную горелку внутри котла. Горелка должна быть зажжена вне котла и подана сварщику работником, находящимся у колпака цистерны.

2.11.12. Приступая к ремонту сливных приборов, необходимо убедиться в надежном креплении всех деталей и узлов цистерны.

При производстве сварочных работ по ремонту сливных приборов в котле цистерны клапан сливного прибора и крышка колпака цистерны должны быть открыты.

2.11.13. При обварке шайб валиков крышек загрузочных люков и при ремонте пояса цистерны сварщик, слесарь по ремонту подвижного состава должны пользоваться страховочными системами.

2.11.14. В местах установки сварочных агрегатов территория должна быть очищена от мусора, горючих материалов и нефтепродуктов. Места, загрязненные нефтепродуктами, должны быть засыпаны слоем песка или земли толщиной не менее 50 мм.

2.11.15. По окончании огневых и сварочных работ место их проведения должно быть тщательно проверено и очищено от раскаленных огарков, окалины, тлеющих предметов, а при необходимости полито водой.

Источник

Вагонник.РФ

воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Порядок безопасного ведения работ с вагонами, груженными опасными грузами при техническом обслуживании и текущем ремонте

Общие положения

Перед проведением технического обслуживания поезда дежурный (диспетчер) станции должен сообщить оператору ПТО (мастеру смены) номера вагонов с опасными грузами.
В случае неисправности вагона с опасным грузом составляется акт о техническом состоянии вагона, в котором указывают: вид неисправности, причина ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также возможность дальнейшего следования.
В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа.
Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном железнодорожной администрацией.
Работникам вагонного хозяйства запрещается устранять неисправности на котлах цистерн газовых, кислотных, с химическими и другими веществами, которые следуют или должны следовать в сопровождении проводника.
Устранение неисправности на котле производится специальной аварийной группой.
Предъявляемые к техническому осмотру под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть в порожнем состоянии, исправны и очищены от ранее перевозимых грузов.
Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов. Начало погрузки опасных грузов в порожние вагоны и контейнеры разрешается производить не позднее 24 часов с момента окончания технического обслуживания. Техническое обслуживание подвижного состава (платформы, полувагоны, контейнеровозы), используемого для размещения контейнеров с опасными грузами (в том числе при перегрузке), осуществляется на общих основаниях.
Результаты осмотра записываются в журнале формы ВУ-14 с указанием наименования груза, под перевозку которого этот вагон или контейнер предназначается.
Технический осмотр и определение пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно — тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, производится работниками вагонного хозяйства железных дорог по заявке грузоотправителя, подаваемой начальнику станции письменно или регистрируемой телефонограммой.
Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Запрещается подача технической готовности вагонам, у которых:

  • для вагонов-цистерн, если до их планового ремонта и/или технического освидетельствования котла и арматуры осталось менее 30 суток или остаток межремонтного ресурса составляет менее 1500 км пробега;
  • для остальных типов вагонов, если до наступления сроков планового вида ремонта осталось менее 15 суток.

При техническом обслуживании, кроме осмотра и ремонта ходовых частей, автотормозного и автосцепного оборудования, особое внимание уделять исправности котла цистерны и запорной арматуры, целостности кузова крытого вагона и контейнеров.
Работникам вагонного хозяйства запрещается устранять неисправности на котлах цистерн предназначенных для перевозки сжиженных и растворимых под давлением газов в следующих случаях:
1) при утечке газа через предохранительный клапан:

  • из-под фланца предохранительного клапана;
  • через резиновое уплотнение крышки клапана;
  • из-за износа пружин.

2) при утечке газа через угловой вентиль цистерны:

  • через контактное соединение пары седло-клапан;
  • из-под фланца углового вентиля;
  • через сальниковое уплотнение углового вентиля.

3) при утечке газа через контрольный вентиль:

  • через резьбовое соединение контрольного вентиля;
  • через сальниковое уплотнение контрольного вентиля.

4) при утечке газа из-под фланца крышки люка цистерны;
5) при утечке газа через пробитый корпус цистерны;
6) при утечке газа через сварное соединение корпуса цистерны;
7) в случаях воспламенения газа в результате перечисленных аварийных утечек;
8) обрыв или ослабление стяжных хомутов цистерны.

Текущий отцепочный ремонт вагонов

Текущий отцепочный ремонт вагонов с опасными грузами производится на отдельных специализированных путях, оснащенных средствами механизации для подъема вагонов, замены колесных пар, автосцепного оборудования, имеющих средства пожаротушения.
Работой по ремонту руководит мастер участка или освобожденный бригадир. В случаях, когда вагон или цистерна сопровождается либо должна сопровождаться проводником грузоотправителя, ремонт производится в присутствии проводника.
Ремонт ходовых частей, тормозного и автосцепного оборудования цистерн, груженых сжиженными газами, должен проводиться с особой осторожностью.
При производстве ремонта неисправных цистерн ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • производить удары по котлу;
  • пользоваться дающим искру инструментом и находиться вблизи цистерн с огнем (факел, жаровня, керосиновый и свечной фонарь);
  • производить под цистерной сварочные работы;
  • при необходимости исправления тележек с применением огня, сварки и ударов, тележки должны выкатываться из-под цистерны на расстояние не ближе 100 м от котла;
  • перед началом ремонта убедиться в отсутствии утечки газа из котла цистерны, при обнаружении утечки газа ремонт не производить.

Источник

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ» (вместе с «ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»)
Наименование документ РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ» (вместе с «ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»)
Вид документа инструкция, распоряжение
Принявший орган минтранс рф
Номер документа АН-25-Р
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 08.06.2007
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

2.4. Технические указания по ремонту специализированных цистерн

Основы организации ремонта и технического обслуживания цистерн.

Характерной особенностью организации технического обслуживания и ремонта специальных цистерн является то, что их парк весьма специализированный, многотиповой, охватывает более 40 видов цистерн разного назначения и предназначен для перевозки различных по физико-химическим свойствам грузов более чем 300 наименований.

Основной узел цистерн всех типов — котел. Технология его ремонта имеет многие отличительные особенности, связанные с материалом стенок (углеродистые, нержавеющие или двухслойные стали, алюминий, неметаллические материалы, а также различные покрытия), наличием избыточного давления газовой среды груза в котле при транспортировке или погрузке-выгрузке, что определено требованиями Госгортехнадзора. При определенном рабочем давлении газовой среды в цистерне ее котел должен соответствовать «Правилам устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением», определяющим требования к устройству, изготовлению и монтажу, ремонту и эксплуатации цистерн, работающих под давлением газа более 0,07 МПа, перевозящих сжиженные газы, давление паров которых при температуре до 50 °C превышает 0,07 МПа, а также котлов цистерн для хранения, перевозки грузов без давления, но опорожняемых под давлением газа более 0,07 МПа. Каждая такая цистерна при ремонте должна иметь паспорт установленной формы, в котором ведут отметки о ремонте в соответствии с указанными Правилами.

Специализированные цистерны промышленного транспорта, являясь собственностью одного предприятия, по условиям перевозок обслуживают сложную производственную транспортно-технологическую систему: производство — промышленный транспорт отправителя — МПС -промышленный транспорт грузополучателя — потребление груза и должны удовлетворять требованиям подразделений, составляющих эту систему. В этих условиях рациональная организация технического обслуживания и ремонта цистерн затруднена и не позволяет своевременно выявить и устранить неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

Все неисправности цистерны можно разделить на две группы. Первая группа неисправностей, относящихся к ходовой части, автотормозу, автосцепным устройствам и раме платформы, охватывает присущие вагонам всех типов неисправности названных узлов. Вторая группа охватывает специфические неисправности, присущие только цистерне, котлу, сливоналивным устройствам, креплению котла к раме, системам обогрева, устройствам аэрации, теплоизоляции, предохранительной и запорной арматуре, крышкам лазовых и загрузочных люков, лестницам и помостам, защитным кожухам теплоизоляции и теневой защиты, внутренним покрытиям котла и др.

Во второй группе неисправностей наиболее трудоемкими в ремонте и ответственными являются неисправности котла цистерны, особенно внутренних устройств, защитных покрытий и его обечайки с днищами. В процессе эксплуатации в котлах цистерн могут обнаруживаться различные дефекты. Наиболее характерными являются: трещины, коррозионные разрушения, вмятины, вырывы отдельных участков в местах приварки к котлу различных обустройств, нарушения целостности внутренних покрытий котла и плакирующего (нержавеющего) слоя двухслойных сталей. Трещины могут быть сквозные и односторонние с внутренней или внешней стороны котла. Особое внимание следует уделять сквозным трещинам стенок котла, уходящим под лапы его крепления к раме или под усиливающие накладки вокруг горловины котла. Коррозионные разрушения котлов чаще всего наблюдаются с внутренней стороны в районе сварных швов или по линии разделения газожидкой среды в котле в виде точечных поражений металла с расстоянием между очагами до 50 мм и поражения всей внутренней поверхности котла или его части. Вмятины, вырывы образуются при механических воздействиях на котел в аварийных ситуациях или нарушении правил эксплуатации цистерны.

При сдаче железнодорожных цистерн в ремонт и выдаче их из ремонта следует руководствоваться нормативно-технической документацией по этому вопросу, действующей в соответствующей отрасли.

Нормативно-техническая документация по сдаче и выдаче из ремонта цистерн должна разрабатываться на основе ГОСТ 19504-74 «Система технологического обслуживания и ремонта техники. Порядок сдачи в ремонт и приемки из ремонта. Общие требования» и соответствовать его основным требованиям.

Цистерны, сдаваемые в ремонт и принимаемые из ремонта, должны соответствовать конструкции завода-изготовителя с учетом комплектности ремонтируемой цистерны, принятой в отрасли, а также чертежам модернизации узлов и деталей, согласованным с заводом-изготовителем и МПС. Руководящим материалом при ремонте являются рабочие чертежи завода-изготовителя, ремонтные чертежи отрасли, разработанные и утвержденные в установленном порядке, технические условия на изготовление, а также на ремонт цистерн. При ремонте цистерн, регистрируемых в органах Госгортехнадзора, следует руководствоваться также «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

Сдачу цистерн в ремонт производит предприятие, эксплуатирующее ее, — заказчик, приемку в ремонт — предприятие — исполнитель ремонта. Цистерны, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены от остатков груза, грязи, а внутренние поверхности и полости котла продегазированы и пропарены, а также проверены на взрывобезопасность по существующим нормам.

В ремонт цистерна должна сдаваться в комплектности и техническом состоянии, допускающем и обеспечивающем безопасность движения от заказчика до исполнителя ремонта без нарушений правил эксплуатации подвижного состава МПС.

Цистерны принимаются в ремонт на основании акта на сдачу в ремонт цистерны, составляемого с учетом заключения представителя — исполнителя ремонтов (осмотрщика), а также при наличии паспорта на вагон-цистерну, наряда (договора) вышестоящей организации заказчика на ремонт, справки о дегазации цистерны. Приемка в ремонт ходовой части и других узлов цистерны, ремонтируемых и принимаемых в ремонт по документации МПС, осуществляется с учетом требований МПС к ремонту соответствующих узлов.

Цистерны и их составные части, выпускаемые из ремонта, должны соответствовать технической документации на ремонт, утвержденной в установленном порядке, в том числе рабочим чертежам и техническим условиям на изготовление и модернизацию завода-изготовителя, а также «Нормам для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденным МПС.

Условием приемки цистерн из ремонта является наличие ремонтного паспорта, акта на выдачу цистерны из ремонта и паспорта предприятия-изготовителя с отметками о проведенном ремонте.

Техническое освидетельствование котлов цистерн, работающих под давлением.

Цистерны, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора СССР, за исключением цистерн, перевозящих среды с давлением до 0,07 МПа и опорожняемых под давлением более 0,7 МПа.

Цистерны, находящиеся в эксплуатации, подлежат техническому освидетельствованию на заводе-наполнителе или на наполнительной станции. Железнодорожные цистерны для пропан-бутана могут быть освидетельствованы на специальных ремонтных базах, организованных владельцем цистерн. Техническое освидетельствование цистерн, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, а цистерн, не регистрируемых в органах Гостехнадзора, — лицо, назначенное приказом администрации предприятия, на котором будет производиться техническое освидетельствование. Установлены следующие сроки технического освидетельствования цистерн:

внутренний осмотр и гидравлическое испытание цистерн для сжиженных газов, вызывающих коррозию металлов, — не реже одного раза в два года;

внутренний осмотр и гидравлическое испытание железнодорожных цистерн для пропан-бутана — не реже одного раза в шесть лет;

внутренний осмотр и гидравлическое испытание цистерн, изолированных на основе вакуума (для криогенных жидкостей), — не реже одного раза в 10 лет;

внутренний осмотр и гидравлическое испытание всех остальных цистерн — не реже одного раза в 4 года.

Техническое освидетельствование производят для выявления дефектов в элементах котла и проверки плотности и герметичности.

При гидравлическом испытании используют воду или другие некоррозионные, неядовитые, невзрывные и непожароопасные, невязкие жидкости. Если по каким-либо причинам невозможно провести гидравлическое испытание, допускается пневматическое испытание на то же пробное давление, что и при гидравлическом. При испытании соблюдают меры предосторожности: вентиль на наполнительном трубопроводе от источника давления и манометры устанавливают в удалении от котла; люди во время испытания котла давлением должны находиться в безопасном месте, осмотр котла на предмет выявления негерметичности производят только при рабочем давлении; обстукивание сосуда под давлением при пневматическом испытании запрещается.

При осмотре котла применяют светильники напряжением не выше 12 В, а при взрывоопасных средах — во взрывоопасном исполнении. При внутреннем осмотре котла обращают внимание на выявление возможных дефектов: трещин, надрывов, отдулин, коррозии на стенках, а также в сварных швах.

Гидравлическое испытание котлов, работающих под давлением при температуре до 200 °C, производят пробным давлением в соответствии с таблицей 2.10.

Таблица 2.10. Величины пробных давлений при гидравлическом испытании котлов

Рабочее давление P, МПа Пробное давление P, МПа
0,5 1,5 P, но не менее 0,2 МПа
0,5 1,25 P, но не менее +3 МПа

Под пробным давлением котел должен находиться не менее 5 мин. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание при отсутствии признаков разрыва, течи и потения в швах, а при пневматическом испытании — пропуска газа, видимых остаточных деформаций после испытания. Котел, не выдержавший испытаний или имеющий дефекты, вызывающие сомнения в его прочности, к дальнейшей эксплуатации не допускается.

Предприятия — владельцы котлов производят внутренний осмотр котлов, зарегистрированных и не зарегистрированных в местном органе Госгортехнадзора, не реже чем два года, а котлов, работающих со средой, вызывающей коррозию стенок, — не реже чем через 12 месяцев; гидравлическое испытание котлов, не регистрируемых в органах Госгортехнадзора, в сроки, установленные для регистрируемых котлов; систематическое наблюдение за котлами в рабочих условиях; досрочное техническое освидетельствование котлов, не регистрируемых в органах Госгортехнадзора.

Техническое освидетельствование нерегистрируемых котлов (внутренний осмотр и гидравлическое испытание) производит лицо, осуществляющее надзор за котлами на предприятии в присутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов. Продление сроков технического освидетельствования нерегистрируемых котлов может разрешить главный инженер предприятия более чем на три месяца. Срок обследования условий эксплуатации котлов устанавливают местные органы Госгортехнадзора с таким расчетом, чтобы каждый котел осматривать не реже одного раза в год.

Ремонт котлов, не имеющих защитных покрытий.

При проведении ремонта котлов все работы по условиям охраны труда и техники безопасности следует разделить на два вида: работы по устранению неисправностей внутри котла и снаружи. Исходя из этого разделения работ, выбирают технологию соответствующего ремонта, особенно при проведении сварочных работ по устранению трещин. Возможны три варианта устранения трещин в основном металле котла в зависимости от их размера: приварка снаружи котла накладки площадью не более 0,1 кв. м, вварка прямоугольной (с закреплением углов радиусом не менее 50 мм) или овальной вставки шириной не менее 100 — 150 мм; разделка и заварка не более двух трещин длиной менее 500 мм на площади 1 кв. м.

Трещины в продольных и кольцевых швах котла независимо от их длины заваривают, если ширина стыка в ее разделанном и подготовленном под сварку виде составляет не более 1 мм, что может обеспечиваться стяжкой сопрягаемых кромок с помощью технологических струбцин (привариваемых к основному металлу котла и после заварки трещин срезаемых с ремонтом мест их приварки).

В случае обнаружения непригодности отдельных частей днища или продольных листов обечайки котла вследствие коррозионного износа металла по толщине свыше допустимого рабочим чертежом или другой нормативно-технической документацией (ГОСТ, ТУ и т.п.), а также в местах пробоин размером более 0,2 кв. м допускается вварка вместо дефектных мест вставки из целого металлопроката размером не менее 350 x 350 мм с соблюдением геометрии заменяемой части котла. На обечайке котла или днища допускается не более четырех вставок.

Трещины броневого листа котла в районе поддона под сливное устройство ремонтируют по трем вариантам. Если трещина находится до места вварки поддона на расстоянии не менее 600 мм, ее можно заваривать без установки усиливающих накладок. Если она распространена на длину до 500 мм от места вварки поддона, ее заваривают с постановкой усиливающей накладки с наружной стороны листа. Если трещина длиной 600 мм переходит с броневого листа на поддон, ее заваривают с постановкой усиливающей накладки с наружной стороны листа. В районе уклона котла, обеспечивающего слив груза от торцов к поддону, ставят только наружные накладки. Усиливающие накладки должны перекрывать трещины не менее чем на 50 мм с каждой стороны и иметь закругления по углам радиусом не менее 50 мм. Толщина накладок должна быть не менее 6% толщины листа, но не более 10 мм. При приварке накладок на двухслойных листах сварной шов должен быть коррозионностойким. Внутри котла должна быть поставлена накладка из материала коррозионностойкого слоя, к которому она приваривается, а снаружи — накладка из материала основного слоя двухслойного металла. Если трещины броневого листа уходят под лапу крепления котла к раме, то лапа должна быть срезана, а после заварки трещины и контроля качества ее сварки лапу приваривают вновь.

Ремонт трещин в цилиндрической части котла, ее горловины, патрубках и других пустотелых деталях, ввариваемых в котел, осуществляется по технологии аналогично ремонту обечайки котла с теми же допускаемыми нормами разделки трещин под сварку и постановку усиливающих накладок. Если трещины переходят с названных деталей через швы приварки на обечайку котла, то заварку трещин выполняют в следующей последовательности: разделывают внутри и снаружи трещину в котле и детали, а также пересекаемый трещиной сварной шов на расстояние не менее 50 мм в обе стороны от трещины, заваривают трещины в котле, детали и разделку сварного шва. В случае необходимости выполняют внутреннюю разделку трещины детали из-за ее малых размеров. Допускается разделка и заварка трещин снаружи, но в этом случае следует ставить изнутри на время сварки формирующую сварной шов подкладку, например из меди. Если трещина не сквозная (на толщину до 1/3 стенки котла), ее края заваривают сверлом диаметром 6 — 8 мм и разделывают до «здорового» металла с углом наклона каждой стенки со стороны трещины 30° и радиусами закруглений 2 — 3 мм. Трещины в стенке котла глубиной более 1/3 толщины детали ремонтируют как сквозные.

Перед сваркой дефектные места котла на расстоянии от шва до 100 мм очищают до металлического блеска и обезжиривают бензином или растворителем.

В разветвленных трещинах, если расстояние между ними более 50 мм, разделывается каждое ответвление. При меньшем расстоянии дефектные места вырезаются полностью с помощью механической, воздушно-дуговой или плазменной резки с обработкой кромок точилом; в случае алюминиевых листов для этого используют пневматическое зубило или фрезу.

Разделку дефектных мест на двухслойном металле со стороны плакирующего слоя производят согласно рис. 6. Кромки участков с удаленными дефектами подготавливают с двух сторон под углом 30° и притуплением: на сталях 2 — 3 мм, на алюминии — 4 — 6 мм. Такую же подготовку из вставок, изготовленных взамен удаленного дефектного участка. Вставки должны быть той же толщины, геометрической формы и из той же марки металла, что и ремонтируемая часть котла, а устанавливаться должны с зазором между притупленными кромками и смещением поверхностей листа до 1 мм.

Сквозные дефекты на котлах из сталей, в том числе и двухслойных, вначале заваривают снаружи с формирующей подкладкой изнутри, а потом после удаления подкладки и подготовки поверхности — с внутренней стороны.

Для выявления трещин и других дефектов поверхности котлов используют магнитопорошковую, цветную и ультразвуковую дефектоскопию. Кроме этих методов обнаружения трещин, можно использовать метод меловой (керосиновой) пробы. Очищенную до металлического блеска механическом способом и наждачной бумагой контролируемую поверхность протравливают 14%-ным раствором серной кислоты, после чего ее обильно смачивают керосином и выдерживают в таком состоянии в течение 20 — 25 мин., затем насухо протирают ветошью и покрывают меловой краской. Когда краска высохнет, на ее поверхности в местах расположения трещин становятся видными следы керосина, повторяющие контуры трещин. Следует иметь в виду, что в результате «зализывания» металла в процессе его очистки трещины малого раскрытия могут стать закрытыми и этим способом до конца не обнаружатся.

Глубину трещин определяют также поэтапным пробным сверлением в местах ожидаемой максимальной глубины трещины. Дно отверстия зашлифовывают, травят и осматривают. Эти операции повторяют до тех пор, пока не исчезнут полностью следы трещины на дне отверстия.

Более удобным являются неразрушающие методы контроля толщины стенок котла с помощью ультразвуковых или радиационных толщиномеров. Отечественный ультразвуковой малогабаритный переносной толщиномер «Кварц-6» обеспечивает контроль толщины стенок котла при одностороннем подступе к нему, при этом не требуется специальной обработки поверхности, контроль возможен при грубо обработанной или поврежденной коррозии поверхности. Предел измеряемых толщин 2 — 50 мм, погрешность измерения при толщине стенки 2 — 10 составляет +/- 0,15 мм. Из зарубежных образцов заслуживает внимания толщиномер ДМ-1 фирмы «Крауткремер» (ФРГ) для толщин 1,1 — 200 мм, погрешность измерения +/- 0,1 мм при температуре окружающей среды от -10 до +40 °C.

Ремонт котлов из двухслойных сталей.

Для перевозки различных кислот, химических и других агрессивных веществ, а также жидких и порошкообразных грузов, требующих сохранности их нормативной чистоты, широко используют цистерны с котлами из двухслойных сталей 09Г2С + 12Х18Н10Т и 20К + 10Х17Н13М2Т (ГОСТ 10885-85). Стали 12Х18Н10Т и 10Х17Н13М2Т составляют плакирующий (коррозионностойкий) слой двухслойных сталей. При эксплуатации и в процессе ремонта таких котлов обнаруживаются следующие неисправности, присущие только им: расслоение двухслойного металла, вспучивание коррозионностойкого слоя, коррозия сварных швов. В имеющейся в настоящее время технической литературе по ремонту вагонов вопросы ремонта котлов из двухслойной стали практически не освещены.

В соответствии с опытом изготовления и ремонта оборудования из двухслойного металлопроката заводов «Пензхиммаш» (г. Пенза), «Уралхиммаш» (г. Екатеринбург), «Азовмаш» (г. Мариуполь) и др. в практике ремонта сложилась определенная технология устранения названных неисправностей при условии применения соответствующих присадочных материалов и режимов сварки, а также соблюдения требований технических условий, ГОСТов на свариваемые и сварочные материалы. Исправление отслоений разрешается производить только на деталях котла или на котле в собранном виде. Отслоения, обнаруженные в листах или плоских заготовках (до гибки, варки, штамповки), ремонту не подлежат и бракуются в установленном порядке.

При отсутствии коррозионностойкого слоя на детали или стенке (днище) котла допускается его наплавка. Площадь наплавки должна составлять не более 5% площади детали. Если деталь (днище, обечайка) состоит из нескольких частей, сваренных между собой, то площадь наплавки определяется для каждой части отдельно. Если площадь участка с отсутствующим плакирующим слоем стенки или днища котла составляет 5%, то этот участок удаляют из котла и заменяют вставкой размером не менее 350 x 350 мм. Конструктивные элементы наплавки показаны на рис. 7. Наплавку осуществляют в два слоя, толщина каждого из них не менее 2 мм.

Отслоения на днищах и обечайке с выходом на кромку исправляют путем наложения закрепляющей наплавки шириной 15 мм вдоль кромки, при этом длина отслоения по кромке должна составлять не более 400 мм (рис. 8). Отслоения на днищах и обечайке, не выходящие на кромку (отслоение с замкнутым контуром), допускаются к дальнейшей работе без исправления. Таким же образом допускаются и отслоения, примыкающие к сварным швам, но не выходящие на кромку. Площадь отслоений во всех указанных случаях не должна превышать 3% площади детали.

Для определения целостности плакирующего слоя его подвергают пневмоиспытанию сжатым воздухом. Для этой цели в плакирующем слое сверлят отверстие диаметром 5 мм. Над ним приваривают штуцер для подключения к нему шланга, через который подается сжатый воздух в полость отслоения между плакирующим и основным слоем двухслойного металла (рис. 9). При испытании поверхность плакирующего слоя покрывают мыльным раствором. В случае обнаружения пропусков воздуха дефектный участок плакирующего слоя удаляют до основного металла, после чего наплавляют коррозионностойкий слой по способу, описанному выше в настоящем разделе. После наплавки повторно проверяют целостность плакирующего слоя. Если пневмоиспытания показали удовлетворительный результат, штуцер срезают, а отверстие заваривают в два слоя.

Отслоения, имеющие комбинированные участки (без плакирующего слоя и с плакирующим слоем), исправляют путем наплавки и наложения закрепляющей наплавки (в случае выхода отслоения на кромку). Общая площадь исправлений должна составлять не более 5% площади детали.

К выполнению работ по исправлению отслоений плакирующего слоя двухслойного металлопроката допускаются сварщики, прошедшие соответствующее обучение и имеющие удостоверение на право сварки конструкции из этого материала с учетом, в случае необходимости, правил Госгортехнадзора.

При исправлении отслоений плакирующего слоя необходимо использовать однопостовые и многопостовые источники сварочного тока, предназначенные для ручной сварки и оснащенные приборами для контроля величины сварочного тока.

Наплавку поверхности, а также закрепляющую наплавку делают в два слоя: первый слой — переходной, второй — облицовочный (коррозионностойкий).

Валики при наплавке должны быть ровными, плотными и взаимно перекрывать друг друга на ширину не менее 5 — 6 мм. После выполнения переходного слоя поверхность наплавки зачищают от шлака и брызг. Наплавку облицовочного слоя можно проводить только после остывания места сварки до температуры не более 100 °C. Если марка стали плакирующего слоя 12Х18Н10Т, то для первого слоя (переходного) применяют электроды типа Э0Х24Н12Г3СТ марки ЭНТУ-3 на проволоке ЭП87, для второго слоя (плакирующего) — электроды типа Э08Х20Н9Г2Б марки ЦЛ-11. Если марка стали плакирующего слоя 10Х17Н13М2Т, то для первого слоя применяют электроды типа Э08Х24Н12Г3СТ марки ЭНТУ-3 на проволоке ЭП87, а для второго слоя -типа Э09Х19Н10Г2М2Б марки СП-28.

Качество мест наплавки контролируют на всех этапах проведения ремонтных работ следующими методами: внешним осмотром; проверкой исходного металла и варочных материалов; проверкой режимов сварки; испытанием образцов на склонность к межкристаллитной коррозии (МКК) по ГОСТ 6032-85; травлением мест сварки. При выполнении сварочных операций обязательному контролю и приемке ОТК подлежит переходной слой наплавки, подготовленный под наложение коррозионностойкого слоя. Контролю внешним осмотром подвергаются 100% поверхности мест исправления отслоений плакирующего слоя. Трещины, наплывы, подрезы, поря и свищи в наплавленном металле не допускаются. Внешний осмотр для выявления трещин проводят с помощью лупы с трех- и пятикратным увеличением. Для каждого слоя наплавки в местах, где отсутствует плакирующий слой, каждый сварщик сваривает по одному образцу-свидетелю — контрольной пластине. Размер пластины 350 x 120 мм. Для образца-свидетеля берут пластину двухслойной стали той же марки и толщины, что и исправляемая сталь. Из контрольной пластины изготовляют три образца для испытания на стойкость против межкристаллитной коррозии по ГОСТ 6032-85. В случае неудовлетворительных результатов коррозионных испытаний проводят повторные испытания на удвоенном количестве образцов. Результаты повторных испытаний являются окончательными.

При проведении на котлах ремонтных работ по замене отдельных участков котла путем вварки вставок из двухслойных сталей выполненные сварные швы подлежат контролю рентгенотелевизионным или рентгенографическим методом. В случае обнаружения недопустимых дефектов они должны быть удалены вырубкой пневматическим зубилом, выточкой шлифмашинкой, выплавкой электродами типа УОНИ-13/33 со стороны углеродистого слоя и типа ЦЛ-11, ЦТ-15 со стороны нержавеющего слоя или угольными электродами.

При применении выплавки или воздушнодуговой строжки место разделки должно быть зачищено шлифмашинкой до чистого металла. Удалять дефекты можно как с наружной, так и с внутренней стороны котла. В процессе их удаления оставшуюся часть металла шва следует контролировать рентгенографическим методом для полного удаления дефектов.

С целью получения минимальной деформации стенок котла в районе ремонта рекомендуется применять разделки, не превышающие ширину основного шва.

При ремонте дефектов сварных швов применяют электроды марок: ЭНТУ-3М для переходного шва, ЦЛ-11, ЦТ-15 для облицовочного шва, УОНИ-13/55 для углеродистого шва. Для сварки переходного слоя двухслойных сталей применяют также электроды марки ЭЛ-981/15 диаметром 4 — 5 мм.

Режимы сварки при ремонте дефектов сварных швов двухслойных сталей при разных электродах рекомендуется применять следующие (таблица 2.11).

ЭНТУ, ЭЛ-981/15 ЦЛ-11, ЦТ-15 УОНИ-13/55
диаметр, мм сила тока, А диаметр, мм сила тока, А диаметр, мм сила тока, А
4 120 — 140 4 110 — 130 4 130 — 160
5 150 — 180 5 140 — 116 5 170 — 20

При выполнении сварочных работ в обязательном порядке должны соблюдаться технологическая последовательность наложения слоев, зачистки шлака после сварки и прочие операции согласно основному технологическому процессу ремонта сваркой котла данной цистерны.

Вырубку и заварку как с наружной, так и с внутренней стороны котла с применением «просвечивания» следует рассматривать как ремонт в соответствии с ОСТ 92-1114-71.

Для обнаружения выхода углеродистого металла на поверхность плакирующего слоя после всех ремонтов котла сваркой применяют травление ремонтируемых участков специальным раствором. Длительность травления и состав раствора устанавливают в технологической документации.

Устранение расслоений двухслойных сталей в котле с помощью электрозаклепок.

Ремонт отслоений в стенках котла из двухслойных сталей может быть осуществлен с использованием электрозаклепок путем засверловки плакирующего слоя и заварки засверловок. Этот метод ремонта допускается для отдельных отслоений, расположенных вне кромки или сварного шва площадью не более 2500 кв. см с расстоянием между отдельными отслоениями не менее 700 мм, а также отслоений, выходящих на кромку, суммарной длиной выхода не более 15% общей длины кромок данной детали. Заготовки (элементы изделий), у которых размеры отслоений превышают хотя бы одну из указанных величин, этим методом не ремонтируют. В котлах, работающих под давлением при температуре груза от -40 до +150 °C, допускается не ремонтировать не выходящие на кромки элемента и к сварным швам отслоения площадью до 7 кв. см, находящиеся на расстоянии не менее 100 мм друг от друга, и площадью до 30 кв. см, находящиеся на расстоянии не менее 500 мм друг от друга, при длине и ширине отслоения не более 60 мм. В обоих случаях границы зоны отслоения устанавливают ультразвуковым контролем. Границы обнаруженных отслоений должны быть обозначены краской (мелом) на детали со стороны плакирующего слоя.

При ремонте электрозаклепками отслоений, выходящих на кромку, необходимо дополнительно производить закрепляющую наплавку плакирующего слоя отслоившейся кромки на ширину не менее 15 мм. При этом если заготовка с обнаруженным отслоением должна подвергаться гибке (штамповке, вальцовке), то наплавку вдоль кромки производят перед гибкой. После гибки проводят повторный ультразвуковой контроль и окончательный ремонт. Замкнутые отслоения ремонтируют после выполнения операций, связанных с пластической деформацией (штамповкой, вальцовкой), а если такие операции отсутствуют, то непосредственно после обнаружения отслоения.

Разделку кромок под электрозаклепки производят сверлом 2301-003МН5808-65. Отверстия обрабатывают зенковкой 2353-0003МН724-60 (рис. 10).

Для ограничения распространения отслоения вдоль его контуров ставят электрозаклепки с шагом 50 — 60 мм. Центры электрозаклепок должны находиться вне контура отслоения на расстоянии 30 — 40 мм от границы отслоения. На всей площади внутри контура электрозаклепок, ограничивающих распространение отслоения, ставят электрозаклепки в шахматном порядке с шагом не более 60 мм. Если отслоение, выходящее на кромку, имеет ширину до 15 мм вдоль кромки, ремонт производят закрепляющей наплавкой; при этом от границы отслоения в сторону «здорового» металла должен быть удален плакирующий слой на ширину не менее 8 мм (рис. 11).

Подготовленные к сварочным операциям места отслоений плакирующего слоя должны отвечать следующим требованиям: поверхности, подготовленные к сварке, должны быть ровными, без выбоин, вырывов и подрезов плакирующего слоя, зачищены до металлического блеска; следы окалины, шлака, влаги, масла и других загрязнений не допускаются;

отслоившийся плакирующий слой должен плотно прилегать к основному слою стали и в местах отслоений, выходящих к сварным швам заготовки; зазор между основным и плакирующим слоем не должен превышать 0,1 мм;

поверхность плакирующего слоя вокруг мест сварки должна быть покрыта раствором мела, исключающего прилипание брызг расплавленного металла при сварке.

Заварку электрозаклепок производят в два слоя: переходный (со стороны основного металла) и коррозионностойкий (плакирующий). Электроды, режимы и технология сварки аналогичны применяемым при ремонте наплавкой отсутствующего плакирующего слоя. После выполнения электрозаклепок их зачищают наждачным кругом. Внешний вид и высота усиления злектрозаклепок и закрепляющей наплавки должны соответствовать действующим нормам на сварные швы. Сварные швы должны быть ровными, с плавными очертаниями и равномерным усилением. Трещины, наплывы, подрезы, поры и свищи в наплавленном металле не допускаются.

Качество отремонтированных мест отслоений плакирующего слоя контролируют внешним осмотром и местным травлением сварных точек и швов в течение 4 ч для выявления выхода углеродистого металла на поверхность плакирующего слоя.

Места с отслоениями, которые не могут быть отремонтированы путем приварки плакирующего слоя к основному металлу с использованием электрозаклепок, разрешается удалять и вваривать вставку из того же двухслойного или однородного нержавеющего металла, габаритные размеры которой должны быть не менее 350 x 350 мм. При толщине листов не менее 8 мм под ручную электродуговую сварку необходимо выполнять V-образную разделку кромок и сварку осуществлять в три прохода (рис. 12): первый проход — электродами ЭНТУ-3, второй — УОНИ-13/55, третий — ЦЛ-11 (для стали Х18Н10T) или СЛ-28 (для стали Х17Н13М2Т). Выполненные сварные швы необходимо подвергать местному травлению в течение 4 ч.

После всех ремонтов котлы подвергаются травлению с целью очистки внутренней поверхности котлов спеццистерн из двухслойной стали. Затем на внутренней поверхности котлов выявляют раковины. Раковины и другие поверхностные дефекты на нержавеющем слое двухслойных листов глубиной более 0,2 мм исправляют с помощью сварки.

Все недопустимые поверхностные дефекты подлежат ремонту наплавкой в два слоя по всей его поверхности. Сварочные материалы и режимы наплавки указаны в таблице 2.12.

Таблица 2.12. Сварочные материалы и режимы плавки при ремонте плакирующего слоя двухслойных сталей

Сталь плакирующего слоя Номер слоя Электроды Сила тока, А
тип марка диаметр
12Х1810Т 1-й Э08Х24Н12Г3СТ ЭНТУ-3 3 70 — 90
4 120 — 140
3 70 — 90
12Х1810Т 2-й Э08Х20Н9Г2Б ЦЛ-11 4 110 — 130

После выполнения каждого слоя необходимо тщательно зачищать наплавленную поверхность.

Отремонтированные участки затачивают заподлицо с основным металлом шлифомашинкой и подвергают повторному местному травлению в течение 4 ч.

Ремонт гуммированных котлов цистерн.

В процессе эксплуатации гуммированных котлов цистерн, перевозящих соляную, фтористоводную и другие кислоты или их смеси, могут обнаружиться дефекты защитного покрытия в виде отставания покрытий, пузырей, расслоения обкладки, трещин, изъявлений от выпавших из покрытия различных включений и т.п. (рис. 13). Поврежденное место защитного покрытия вырубают или вырезают до металла. Края на срезе делают на острую фаску. Металлическую поверхность зачищают и обезжиривают. Изготовляют заплату с остросрезанными на утонение краями с учетом перекрытия заплатой дефектного места на 1 — 0,20 мм. Ее изготовляют из вулканизированной резины 1976 (ТУ 38.1051082-76) толщиной 3 мм с приклеенным 88-Н (ТУ 38.1051061-76) под слоем сырой резины 829 (или 2566) толщиной 1,5 мм. Заплату накладывают на подготовленную поверхность металла, а затем перекрывают в один слой графитовой плиткой на замазке «Армазит», которую накладывают с перекрытием ею стыка не менее чем на 40 мм по обе его стороны при любых размерах заплат.

В случае необходимости загуммировать весь котел. Технологический процесс включает следующие операции: подготовка поверхности, нанесение клея на поверхность, обкладка поверхности защитным покрытием, вулканизация защитного покрытия, состоящего из резины и эбонитов, контроль качества защитного покрытия. Схема технологического процесса (рис. 49) соответствует технологическому регламенту «Гуммирование химической аппаратуры» ГР-1-48-80. Подготовка поверхности котла для нанесения гуммировочного покрытия заключается в удалении механическим путем с поврежденного участка защитного слоя, обезжиривания, дробеструирования поверхности, обеспыливания волосяной кистью, промывке поверхности бензином, протирке сухой ветошью и сушке на воздухе 25 — 30 мин.

Дробеструирование заключается в струйной обработке поверхности дробью чугунной колотой (размер 1,5 мм, ГОСТ 11964-66) с использованием пескоструйных аппаратов и сжатого воздуха (давление не менее 0,4 МПа) до полного удаления ржавчины и других загрязнений и получения шероховатой, губчатой поверхности с целью улучшения адгезии гуммировочных материалов к металлу. Незначительные участки поверхности допускается зачищать с помощью металлических щеток до шероховатости на ощупь (поверхности серого цвета без металлического блеска).

Не позднее чем через 8 ч после дробеструирования на поверхность кистью наносят в три слоя клей 2572 КУ 38.105758-24 (раствор резиновой смеси и бензина Бр-1 «Галоша» ГОСТ 443-76 в соотношении по массе 1:12 для первого слоя и 1:8 для второго и третьего). Первый и второй слои сушат 40 — 60 мин., третий — до проверки на «отлип» (не липнет к пальцу). По окончании сушки третьего слоя на все угловые сварочные швы накладывают однослойные шпонки, а на плоские сварочные швы и другие неровности — однослойные полоски из подслойного эбонита 1751 толщиной 1,5 мм (ТУ 38.1051082-76). Шпонки и полоски должны полностью перекрывать швы и неровности (рис. 14). Швы, полоски, шпонки и неровности одновременно (в ходе нанесения третьего слоя клея) промазывают клеем 2572 концентрации 1:8, сушат 35 — 40 мин., затем шпонки и полоски накладывают на швы и неровности фасками кверху и прикатывают зубчатым роликом от середины к краям.

Подготовленную поверхность обкладывают защитным покрытием с помощью сдублированных пластин, из листов резины и эбонита, приготовленных по следующей технологии. Каландрованные листы резины и эбонита раскладывают на дублировочных столах. Поверхности листов промывают бензином и просушивают в течение не менее 40 мин. Затем дважды равномерно промазывают чистым клеем 2572: первый раз концентрацией 1:12, второй — 1:8 через 60 мин. и сушат до проверки на «отлип». После этого листы резины и эбонита совмещают поверхностями, покрытыми клеем, и прикатывают широким роликом от центра к периферии листов так, чтобы не менее 1/3 ролика захватывало уже прокатанную поверхность. Пузыри, образующиеся во время проката на поверхности листа, необходимо проколоть смоченной в клее иглой, а затем тщательно прокатать место прокола, затерев его клеем соответствующей марки. Дублирование производится при температуре окружающего воздуха не ниже 18 °C и не выше 30 °C. Из сдублированных пластин раскраивают заготовки, края заготовок со стороны эбонита срезают на фаску шириной 14 — 16 мм.

Заготовку со стороны эбонита протирают бензином и сушат до испарения бензина в течение не менее 30 мин., промазывают клеем 2572 концентрации 1:8, сушат 35 — 40 мин., накрывают сверху чистой тканью (отбеленной, бязью), накладывают стороной с тканью на поверхность котла с клеем и выравнивают; с одного конца ткань осторожно вытаскивают, одновременно прижимая руками к металлу освобождающийся от ткани другой конец заготовки. Прикатку производят роликом от середины к краям заготовки. Швы заготовок делают внахлестку с перекрытием 50 — 80 мм, не допуская перекрытия подслойным эбонитом основного резинового слоя и формируя их на расстоянии не менее 100 м от сварных швов. Для усиления швов, покрытий на них дополнительно наклеивают однослойные ленты шириной 30 — 40 мм из материала верхнего слоя на клее 2572 концентрации 1:8. Края лент срезают на фаски, ленты накладывают фасками кверху после просушки на них клея в течение 35 — 40 мин. и прокатывают роликом.

Вулканизация гуммированной резинами и эбонитами поверхности производится не реже чем через сутки после окончания обкладки, под давлением пара 0,005 — 0,06 МПа при 100 — 135 °C. Продолжительность вулканизации составляет 38 +/- 2 ч при 112 — 120 °C и 32 +/- 2 ч при 127 — 135 °C.

Гуммировочные отделения относятся к взрывопожароопасным категориям «А» в соответствии с СНиП П-М.2-72, что требует соблюдения соответствующих правил охраны труда и техники безопасности при проведении гуммировочных работ, на которые должны быть разработаны и утверждены на предприятии технологические карты.

Контроль качества ремонта цистерн.

В процессе производства ремонта и по его окончании цистерна в целом и ее узлы в отдельности должны быть подвергнуты контролю и испытаниям согласно требованиям технических условий на изготовление и ремонт определенного типа цистерны.

При ремонте детали и узлы, изготовляемые вновь или с частичным ремонтом, подвергаются внешнему осмотру, контролю размеров, качества сборки, сварки и окраски. После ремонта фланцевые соединения котла должны подвергаться пневматическим испытаниям, а сам котел — гидравлическим. Все вновь выполненные сварные швы котла подвергаются внешнему осмотру и измерениям согласно ГОСТ 3242-79, механическим испытаниям на статическое растяжение и изгиб по ГОСТ 6996-66, а его сварные швы, кроме того, должны подвергаться просвечиванию рентгеновскими или гамма-лучами для выявления скрытых дефектов согласно ГОСТ 7512-82.

Контроль качества швов сварных соединений просвечиванием необходимо производить в следующем объеме: для цистерн, подведомственных Госгортехнадзору, в зависимости от свойств груза и условий его перевозки, в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»; для цистерн, не подведомственных Госгортехнадзору, в объеме, установленном заводом-изготовителем, но не менее 10% от общей длины всех выполненных при ремонте котла сварных швов, включая места их пересечения (места просвечивания сварных швов устанавливает ОТК); сварные швы приварки поддона под сливное устройство — не менее 100%.

Сварные швы, на которых при просвечивании будут обнаружены недопустимые дефекты, подлежат дополнительному просвечиванию на длине, равной просвечиваемому участку этого соединения до полного выявления границ дефектного участка. Если при дополнительном просвечивании будут также обнаружены недопустимые дефекты, то просвечиваются весь шов и сомнительные участки других выполненных при ремонте швов.

Дефектные участки стыковых сварных швов, выявленные при просвечивании, должны быть удалены механическим путем (вырубкой), огневой или воздушной электродуговой выплавкой, вновь сварены и просвечены.

Кроме контроля качества сварных швов и основного металла после ремонта просвечиванием рентгеновскими или гамма-лучами, возможно применение других методов контроля, например ультразвуковой дефектоскопии, магнитопорошкового метода.

Ультразвуковая дефектоскопия позволяет выявлять дефекты (непровары, трещины с малым раскрытием, расслоения металла и т.п.), которые не могут быть обнаружены рентгено- или гаммапросвечиванием.

Методы ультразвуковой дефектоскопии сварных швов устанавливаются ГОСТ 14782-76 «Швы сварных соединений. Методы ультразвуковой дефектоскопии»; методы контроля этим способом металлопроката — ГОСТ 12503-75 «Сталь. Методы ультразвуковой дефектоскопии»; контроль сплошности поверхности металла проводят магнитопорошковым — ГОСТ 21105-75; капиллярным — ГОСТ 18442-82; контроль сплошности металла и сварных швов по сечению выполняется акустическими — ГОСТ 20415-82 или радиационными методами — ГОСТ 7512-82.

После ремонта котел подвергается внутреннему осмотру, при котором его стенки проверяют как с внутренней, так и с наружной стороны. При осмотре обращают внимание на возможные дефекты, полученные при ремонте, транспортировке, хранении или монтаже котла цистерны; расслоение, плены металла, смещение кромок свариваемых элементов, трещины, вмятины, коррозионные повреждения, в сварных соединениях — непровары и пористость, выходящие на поверхность, кратеры, свищи, подрезы в местах перехода от шва к основному металлу, наплывы и т.п. В котлах, изготовленных из двухслойных металлов, возможны повреждения защитного слоя, особенно в зоне сварных швов, загибов и обортовок.

При осмотре котла обращают внимание на наличие и надежность креплений люков и крышек, отсутствие повреждений и износа его элементов.

Гидравлическое испытание котла должно производиться после приварки всех принадлежащих котлу деталей, наружного осмотра и контроля сварных соединений. Допускается приварку лап котла и его кронштейнов производить после гидравлического испытания, при этом места приварки должны проверяться керосином. К гидравлическим испытаниям котел после ремонта предъявляют с установленной на нем штатной арматурой. Допускается устанавливать технологическую, но при этом штатная арматура должна быть подвергнута аналогичным испытаниям на испытательном стенде.

Для гидравлического испытания применяют воду с температурой не ниже 5 °C. Давление измеряют по двум проверенным манометрам, один из которых контрольный. Повышение давления и его снижение осуществляют постепенно. Пробное давление при гидравлическом испытании зависит от рабочего (P). Для котлов с рабочим давлением не более 0,5 МПа (5 кГс/кв. см) пробное давление принимают равным 1,5 P, но не менее 0,2 МПа, а для котлов с рабочим давлением более 0,5 МПа — пробное давление принимают равным 1,25 P, но не менее P + 0,3 МПа. Время выдержки котла под пробным давлением не менее 10 мин. После снижения пробного давления до рабочего производят тщательный осмотр сварных швов и прилегающих к ним участков. Котел считают выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружено признаков разрыва, течи, слезок и потения в сварных соединениях и на основном металле; видимых остаточных деформаций.

Если проведение гидравлических испытаний невозможно, то допускается замена гидравлического испытания пневматическим испытанием воздухом или инертным газом на такое же пробное давление. Замена допускается только при положительных результатах тщательного внутреннего осмотра котла.

Для проведения пневматического испытания администрацией предприятия должны быть приняты специальные меры безопасности в зависимости от местных условий, имея в виду в случае разрыва котла тяжелые последствия при пневматических испытаниях, чем при гидравлических.

Учитывая возможность образования при гидроиспытании воздушной подушки, проверка в районе верхних и кольцевых швов котла должна производиться обмыливанием.

После гидравлического испытания внутренние стенки котла должны быть просушены.

Обнаруженные при гидравлическом испытании дефектные места должны быть исправлены, подвергнуты контролю путем повторного гидравлического испытания. Исправление дефекта путем наложения второго шва или подчеканки не допускается.

Как правило, гидравлические испытания должны производиться с полностью открытой внутренней и наружной поверхностью стенок котла, демонтированной теплоизоляцией, снятыми опорами, удаленной гуммировкой и других защитных покрытий. Необходимость выполнения в полном или частичном объеме этих работ определяется для цистерн, не подведомственных Госгортехнадзору, комиссией, утвержденной главным инженером предприятия, а для цистерн, подведомственных Госгортехнадзору, — его инспектором.

Объем работ по открытию стенок котла определяется в зависимости от его технического состояния по результатам предыдущих гидроиспытаний с учетом продолжительности работы котла в эксплуатации со времени его изготовления и последнего освидетельствования с удалением защитных покрытий, а также с учетом выполненных ремонтов.

В частности, теплоизоляцию и другие виды защиты частично или полностью удаляют, если обнаружены повреждения защитного покрытия, которые могут привести к дефектам в металле стенок котла (трещины в гуммированном или другом покрытии, следы просачивания рабочей среды через изоляцию и др.), а также с наружной и внутренней стороны котла вокруг мест его ремонта сваркой или механическим способом.

В цистернах для порошкообразных грузов, котлы которых оборудованы внутри откосами, перед гидравлическим испытанием сварные швы приварки откосов, а также герметичность люка на откосе проверяются на плотность пневматическим давлением 0,05 МПа с обмыливанием сварных соединений.

Сварные швы усиливающего кольца горловины люка котла должны быть испытаны на плотность давлением 0,3 МПа путем подачи сжатого воздуха в контрольное отверстие кольца и обмыливанием проверяемых швов.

До установки на котле предохранительно-впускная арматура (клапаны, вентили и т.п.) должна быть испытана в соответствии с требованиями чертежей и ее параметров.

На цистернах, оборудованных электрообогревом, монтаж электрооборудования и электропроводки должен удовлетворять действующим электротехническим правилам: «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

Перед монтажом электропроводов необходимо проверить их изоляцию и целостность токопроводящих жил мегомметром 1000 В. Сопротивление изоляции при этом должно быть не менее 100 МОм.

Сопротивление изоляции электрооборудования на каждом участке электрической цепи замеряется при отсоединенных электронагревателях и переключателях, при этом минимальное сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. При обнаружении сопротивления изоляции проводника ниже 0,5 МОм — последний заменить.

Сопротивление изоляции каждого электронагревателя должно быть не ниже 0,5 МОм, если оно меньше, электронагреватель необходимо просушить в сушильном шкафу при температуре 200 — 220 °C до достижения требуемого значения сопротивления изоляции. Допускается сушка током на месте установки нагревателей путем подключения их на напряжение 127 В или на рабочее напряжение, соединяя последовательно по два нагревателя.

После монтажа электрооборудования необходимо проверить:

— сопротивление изоляции электрооборудования мегомметром типа М1101 напряжением 1000 В при 120 оборотах рукоятки в минуту, которое не должно быть ниже 0,5 МОм для каждого участка цепи по ГОСТ 23706-79;

— омметром или контрольной лампой накаливания напряжением до 6 в заземление металлоконструкций, несущих электрооборудование, сопротивление которого не должно превышать 4 Ом по ГОСТ 23706-79;

— электрообогрев заземленной цистерны включением на 10 мин., при этом потребляемая мощность в начале и в конце прогрева не должна отличаться от проектной более чем на 10%; после окончания обогрева необходимо проверить целостность плавки вставок предохранителей;

— изоляция катушек и всех токоведущих частей термореле после ремонта проверяется на диэлектрическую прочность переменным током частотой 50 Гц, напряжением до 2000 В в течение 1 мин.

Полностью собранная цистерна после ремонта подвергается следующим контрольным проверкам.

Все разъемные соединения котла и его коммуникаций проверяются на плотность в собранной вагон-цистерне пневматическим давлением, равным рабочему, с обмыливанием проверяемых соединений.

Воздух подается через патрубки наливных устройств с применением технологических крышек или через штуцеры присоединения газопроводящей арматуры. Одновременно обмыливаются швы приварки деталей и сборочных единиц к котлу, выполненные после гидравлического испытания.

Полностью собранная и принятая ОТК вагон-цистерна должна вписываться в предназначенный для нее габарит согласно ГОСТ 9238-73 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм для линий со скоростью движения поездов не свыше 160 км/ч».

Вагон-цистерна должна быть взвешена на вагонных весах с точностью до 30 кг с нанесением фактического веса тары, округленного до 10 кг.

На цистерне должны быть выполнены знаки и надписи согласно чертежам завода-изготовителя, разработанным в соответствии с требованиями альбома МПС «Знаки и надписи на вагонах железных дорог РФ».

Рис. 1. Узел соединения рычагов и крышки (не приводится)

Рис. 2. Рычажная система механизма разгрузки (не приводится)

Рис. 3. Шаблон для замера перехода длинного рычага через «мертвую точку» (не приводится)

Рис. 4. Магнитная головка для натяжения струны при измерении перехода рычагов через «мертвую точку» (не приводится)

Рис. 5. Пресс гидравлический для правки уширений хребтовых балок (не приводится)

Рис. 6. Схема разделки дефектных мест в двухслойном листе (не приводится)

Рис. 7. Схема наплавки коррозионностойкого слоя при его отсутствии (не приводится)

Рис. 8. Отслоения, выходящие на кромку детали (не приводится)

Рис. 9. Приварка штуцера для пневмоиспытаний плакирующего слоя (не приводится)

Рис. 10. Схема расположения электрозаклепок при ремонте двухслойных сетей (не приводится)

Рис. 11. Схема ремонтируемого участка при выходе расслоя на кромку детали (не приводится)

Рис. 12. Схема выполнения сварных швов при вварке двухслойной вставки (не приводится)

Рис. 13. Схема технологического процесса гуммирования котлов цистерн

Рис. 14. Схема укладки шпонок и полосок на неровности поверхности котла (не приводится)

Источник

Оцените статью