- Что нужно для ремонта мтз
- Техническое обслуживание и ремонт тракторов
- 1 Общие сведения
- 1.1 Техническое облуживание
- 2 Текущий и капитальный ремонт
- 2.1 Устранение неисправностей КПП
- 2.2 Устройство и ремонт КПП МТЗ 80-82 (видео)
- 2.3 Ремонт дизеля
- 2.4 Восстановление работоспособности электрооборудования
- Обслуживание тракторов МТЗ
- Периодичность технического обслуживания тракторов МТЗ 80 и МТЗ 82
- Регламент ТО-1
- Регламент ТО-2
- Регламент ТО-3
- Сезонное техобслуживание
Что нужно для ремонта мтз
Универсально-пропашные тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 относятся к лучшим отечественным тракторам. С каждым годом конструкция их совершенствуется, улучшается качество, повышаются экономичность, надежность и ремонтопригодность. Они получили широкое признание механизаторов.
Вместе с тем велики еще простои тракторов из-за отказов и неисправностей, возникновение которых зачастую обусловлено низкой культурой эксплуатации машин, неудовлетворительным качеством ремонта.
Основным справочным материалом при проведении ремонта для трактористов и слесарей-ремонтников служит инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, изданная заводам и заготовителем. Несмотря на информативность инструкции, содержащиеся в ней данные о конструкции, ремонте, пр и меняемом инструменте, съемниках, приспособлениях, контрольно-измерительных приборах, об основных правилах и последовательности разборки-сборки трактора оказываются недостаточными. В результате трактор и его составные части даже опытные механизаторы нередко разбирают наугад. Из-за отсутствия данных по дефектации многие пригодные к работе детали заменяют, что приводит к удорожанию ремонта.
Настоящее пособие может оказать практическую помощь механизаторам, слесарям-ремонтникам мастерских колхозов и совхозов, арендаторам. В нем содержатся сведения о причинах возникновения неисправностей и методах их устранения, показываются правильные приемы выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ при текущем ремонте тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.
Следуем учесть, что заводы-изготовители постоянно совершенствуют продукцию с целью повышения надежности ее и лучшей приспособленности к обслуживанию. Поэтому конструкция некоторых деталей, представленных на рисунках, может отличаться от конструкции деталей реального трактора, находящегося у потребителей.
Пособие подготовлен о сотрудниками ГОСНИТИ Ф. Н. Пуховицким и С. В. Петровым (составители), О. М. Копыловым, Е. Ж. Сапожниковым.
Источник
Техническое обслуживание и ремонт тракторов
Трактора с успехом на протяжении более полувека используются в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве, лесхозах. На постсоветском пространстве самым распространенным из них являются трактора МТЗ-80 и МТЗ-82, производителем которых выступает Минский тракторный завод. Повышенный спрос вызван не только высокой мощностью, функционалом и производительностью, но и долговечностью устройств.
Однако и эти машины иногда выходят из строя, требуют проведения ремонта. Несложные задачи по восстановлению работоспособности данных тракторов можно решить собственноручно.
1 Общие сведения
Техническое обслуживание и ремонт тракторов – обязательные процедуры, с которыми приходиться сталкиваться каждому владельцу универсально-пропашной колесной техники. Прежде чем приступить к практической части необходимо ознакомиться с устройством, основными узлами МТЗ-80 и МТЗ-82. На данные модели производитель устанавливает 4-цилиндровые дизельные моторы серии 4Ч11-12,5, выпускаемые Минским заводом. Двигатели имеют полураздельные камеры сгорания жидкостного охлаждения, выполненные в поршне.
Части ДВС оснащались предпусковым подогревателем. Рабочий объем силовой установки составляет 4,75 л, а номинальная мощность – 80 л.с. Мотор запускается электростартером. Трансмиссия механическая с 22 передачами (18 вперед и 4 назад). Муфта сцепления однодисковая, сухая, замкнутая. 9-ступенчатая КПП укомплектована понижающим редуктором. Задний мост обладает дифференциалом с функцией блокировки.
Для тракторов характерны: жесткая подвеска задних колес, полужесткая подвеска со сбалансированным мостом передних колес, дисковые тормозные механизмы, ГУР МТЗ. Гидравлика включает: приводимый в действие от двигателя насос НШ-32, гидроцилиндр управления навесным плугом, золотниково-клапанный гидрораспределить. Модель МТЗ-80 обладают задним приводом и малой кабиной. МТЗ-82 – полноприводная машина.
к меню ↑
1.1 Техническое облуживание
Техобслуживание тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 имеет планово-предупредительный характер. Оно производится с целью поддержания техники в работоспособном, исправном состоянии, повышения экономичности, безотказности, продления срока работы. Для машин установлена система технических обслуживаний. Она включает 3 номерных и периодических ТО, маркирующихся под №1,2 и 3. В качестве дополнительных ТО осуществляются сезонные операции.
- первое ТО проводится каждые 60 ч эксплуатации;
- второе – каждые 240 ч работы;
- третье – каждые 960 ч функционирования.
В перерывах между сменами производится ежемесячное техническое обслуживание, составляющее 10 ч работы. В данном случае проводят следующие действия:
-
- Проверяют на отсутствие протекания масла, топлива, электролита и воды.
- Доливают в бак дизеля и пускового двигателя профильтрованное топливо.
- Измеряют в картере уровень масла, проверяют в радиаторе уровень воды.
- Сливают из ресивера конденсат.
- Проверяют степень засоренности воздухоочистителя.
Номерные ТО предусматривают выше указанные этапы и специфические. Сезонные требуются при переходах к осеннее-зимнему периоду с весеннее-летнего и наоборот.
2 Текущий и капитальный ремонт
Текущий ремонт МТЗ-80 своими руками и его «последователя» МТЗ-82 предусматривает, прежде всего, снятие неисправных узлов и деталей с последующей их заменой на отремонтированные либо новые.
Отсоединение заднего моста трактора Беларус
При проведении данной процедуры следует руководствоваться следующими принципами:
- разборка трактора или его сборочной единицы осуществляется в пределах необходимых для выявления причины неисправности и ее устранения;
- необходимо снимать агрегат только в том случае, когда устранить неисправность другим способом не удается.
У моделей МТЗ-80, МТЗ-82 детали и узлы смонтированы на остове полурамном, состоящем из передней полурамы. Последняя служит для установки ДВС. Разборка тракторов начинается с рассоединения остова, снятия агрегатов. Демонтаж требует использования: ручной или электрической тали, крана-балки и других приспособлений. При проведении ремонта тракторов обращайте особое внимание на последовательность сборки с последующей регулировкой деталей, узлов и приводов. Если текущий ремонт возможно производить в домашних условиях, (как на открытом воздухе, так и в специальном помещении), то для проведения капитального ремонта придется обратиться в специализированный центр, обладающий для этого контрольно-измерительными приборами и оборудованием.
Дефектацию рабочих элементов осуществляют после промывки, чтобы обнаружить наличие износов, трещин, сколы, царапины на их поверхностях. После осмотра изношенных деталей проверяют их размеры, формы, для чего используют измерительный инструмент. Для установки возможности проведения ремонта проверяют взаимодействие агрегата с сопряженной с ней деталью, чаще путем замены. Замена имеет место, когда размеры детали в результате износа нарушают работоспособность механизма.
Конструкция тракторов позволяет некоторые детали заменить без предварительного демонтажа, а именно: воздухоочиститель, генератор, центробежный маслоочиститель, стартер, топливный насос, механизм гидрораспределителя, вал отбора мощности, промежуточная опора карданного вала, компрессор, раздаточная коробка.
к меню ↑
2.1 Устранение неисправностей КПП
Для ремонта коробки передач, разъедините остов машины. Трактор раскатывают по плоскостям по схеме: корпус сцепления — КПП МТЗ-80/82 – задний мост. Установите неподвижную подставку домкрата под задний мост, подвижные размещают под корпус сцепления и коробку передач. Затем разъединяют, раскатывают остов, снимают коробку.
В случае, если неисправности были обнаружены при включении-выключении первой передачи, заднего хода, тогда необходимо снять боковую крышку и вилку переключения. Последняя деталь требует замены при зазоре более 1,5 мм. Определяют размер зазора поочередным присоединением вилки в пазы скользящих кареток. Блок шестерен меняют, когда ширина паза превышает 10,8 мм.
Когда возникают посторонние шумы в КПП, замечен чрезмерный нагрев корпуса, это свидетельствует о заклинивании или разрушении подшипников вала. Чтобы устранить проблему, слейте масло из коробки передач МТЗ. Проверните монтажным ломиком все валы, доступные для проверки. Воздействовать на них нужно в радиальном и осевом направлениях. Обоймы подшипников в своих гнездах не должны проворачиваться. Если обнаружено: перемещение валов, износ подшипников, КПП снимают с трактора, разбирают с заменой неисправных подшипников.
Ремонт КПП может быть вызван стуками, которые исчезают во время переключения на следующую передачу. В этом случае неполадки возникают в зубьях шестерен. Проверьте степень износа путем «поддомкрачивания» одного из ведущих колес, прокручивания ее и осмотра зубьев видимых шестерен. Если дефект виден не вооруженным глазом, детали заменяют.
к меню ↑
2.2 Устройство и ремонт КПП МТЗ 80-82 (видео)
к меню ↑
2.3 Ремонт дизеля
ДВС снимают в сборе с трактора при выявлении в блоке цилиндров трещин, стуках шатунных либо коренных подшипников. Сперва проверку на работоспособность проходят шейки коленвала и шатунные подшипники. Необходимо снять поддон картера, масляный насос, маслопроводы, крышки шатунов. Измерьте диаметр шеек коленвала в 2 плоскостях – перпендикулярной и параллельной к продольной оси шатуна. При уменьшении/увеличении диаметра коленчатый вал снимают и отдают на перешлифовку.
Для выяснения, стоит ли производить замену шатунных подшипников двигателя МТЗ-80, МТЗ-82, замеряют размер отверстия подшипника шатуна. При этом, крышка его должна быть затянута. Расчетный зазор варьируется от 0,05 до 0,12 мм, а превышение допустимого зазора ограничивается 0,3 мм.
Двигатель Д 242 после капремонта
На тракторах МТЗ-80 ремонту двигателя уделят особое внимание. Если уровень масла повышается в картере дизеля, значит, в результате образования трещин нарушена герметичность уплотнений гильзы. Возможно в блок цилиндра проникала из системы охлаждения вода. Высокий показатель давления или пониженное значение указывает на неисправности с масляным насосом, разрегулировку, износ перепускного и сливного клапанов, неисправности клапана термостата. Проверьте давление масла, при показателе ниже 0,08 МПа следует остановить двигатель, подрегулировать сливной клапан, промыть детали фильтра.
к меню ↑
2.4 Восстановление работоспособности электрооборудования
Ремонт электрооборудования осуществляют при неисправностях генератора и стартера. Генератор проверяют включением потребителей электроэнергии, установкой частоты вращения коленвала соответствующей номинальной. После подключения к вольтамперметру и плавному увеличению тока до 30 А, замерьте напряжение (допустимое значение не меньше 12,5 В). Отличие напряжения генератора от номинального вызывает необходимость замены детали.
Предварительно проверьте основные элементы на неисправность контрольной лампой. Снимите заднюю крышку и ИУ, освободите выводы катушки с болтов панели. По окончанию данных действий приступайте к проверке на отсутствие замыкания между корпусом генератора и обмотками электрооборудования трактора. Дефекты в изоляции и диодах ведут к замене.
Установка АКБ на МТЗ над задним мостом
Стартер исследуют с помощью КИ-1093, переносного прибора. Снимите провод с аккумуляторной батареи, ведущий к стартеру, наденьте на вывод «+» вольтамперметр, соединенный с КИ-1093. Включите высшую передачу. После того, как убедились, что топливо не поступает, включите стартер на 7-10 сек. для наблюдения за показаниями измерительных инструментов.
Маленький показатель напряжения говорит о разряженности либо неисправности АБ, окислении зажимов. Повышенное значение тока, которое потребляет стартер, свидетельствует о межвитковом замыкании обмоток якоря. Если вы заметили вращение якоря во время проверки, неисправность ищите в сцепляющем механизме. Во всех указанных случаях целесообразно стартер заменить на новый.
Источник
Обслуживание тракторов МТЗ
Для поддержания тракторов МТЗ в исправном состоянии разработан регламент систематического технического обслуживания машин. Это мероприятия планово-предупредительного характера, направленные на повышение уровня безотказности и долговечности работы техники.
Периодичность технического обслуживания тракторов МТЗ 80 и МТЗ 82
Для самоходных машин предусмотрен трехмерный график обслуживания. Его еще называют номерным:
- ТО-1 – через каждые 60 часов работы;
- ТО-2 – через каждые 240 часов работы;
- ТО-3 – через каждые 960 часов работы.
Каждый вид обслуживания тракторов предполагает определенный перечень работ, в результате которых проверяется функционирование основных узлов и устраняются неисправности.
Кроме номерных ТО проводят ежесменное техническое обслуживание. Для тракторов МТЗ 80 и МТЗ 82 это делают через каждые 10 часов работы. При этом проверяют:
- работу топливной системы: отсутствие подтекания масла, топлива, воды или электролита;
- уровень топлива: при необходимости долив в баки дизеля и пусковой системы;
- уровень масла в картере двигателя. Проверяют минимум через 20 минут после остановки машины;
- уровень воды в радиаторе, особенно при больших нагрузках на технику;
- степень загрязненности воздухоочистителя.
Также во время ежесменного технического обслуживания тракторов МТЗ 80 и 82 обязательно сливают конденсат из ресивера пневмосистемы.
Регламент ТО-1
Любой номерной вид технического обслуживания начинают с проверки машины, как при ежесменном контроле.
- очистка трактора от грязи;
- проверка уровня масла в топливном насосе;
- проверка натяжения ремня вентилятора;
- контроль состояния шин;
- тестирование работы тормозной системы и рулевого управления;
- слив отстоя из фильтра грубой очистки;
- смазка всех подшипников.
При каждом втором ТО-1, после каждых 120 часов работы, измеряют уровень масла в поддоне воздухоочистителя дизеля. Также на этом этапе необходимо очищать ротор масляного фильтра и смазывать подшипники шарниров карданных валов ведущего моста.
Регламент ТО-2
Работы начинают с ежесменного обслуживания машины, а также с регламента для ТО-1. Далее переходят непосредственно к обслуживанию техники:
- меняют масло в картере дизеля, в поддоне воздухоочистителя и в топливном насосе. Если в работе используется масло с содержанием серы менее 0,5%, то его меняют на этапе ТО на 480 часах;
- сливают отстой из фильтра тонкой очистки и баков;
- промывают фильтр воздухоочистителя пускового двигателя и регулятора давления пневмосистемы;
- проверяют уровень рабочих жидкостей в трансмиссионной системе, в баке гидросистемы, редукторе пускового двигателя, ГУР;
- смазывают втулки поворотных цапф и ступицы педали сцепления;
- проверяют функциональность тормозной системы, ход рулевого колеса, работу педали сцепления;
- контролируют герметичность впускного трубопровода мотора и воздухоочистителя;
- проверяют клеммы и вентиляционные отверстия аккумулятора, а также уровень электролита;
- диагностируют работу блока отопления и охлаждения кабины;
- измеряют состояние крепления ступиц задних колес, лонжеронов, промежуточной опоры карданной передачи.
При каждом втором ТО-2 (на 480 часах) делают замеры зазоров между клапанами и коромыслами дизеля, а также очищают центральную трубу воздухоочистителя.
Регламент ТО-3
Третье техническое обслуживание тракторов МТЗ 80 и 82 проводится через каждые 960 часов работы машин. Начинают его с процедур по ТО-2, затем переходят к более сложным работам:
- стендовой диагностике топливного насоса;
- проверке форсунок на давление на впрыске и на распыл дизеля;
- регулировке зазора между клапанами и коромыслами;
- регулировке реле-регулятора;
- регулировке зазора между контактами запальной свечи;
- промыванию всех фильтров;
- замене фильтров тонкой очистки, воздухоочистителя пускового двигателя;
- проверке гайки червяка ГУР;
- замеру осевого зазора подшипников ступиц передних колес неведущего моста с одновременной их смазкой;
- смазке всех подвижных механизмов;
- очистке сетки маслозаливной горловины;
- сливу масла при его утечке в кожух гидроаккумулятора.
При каждом втором ТО-3 контролируют состояние контактов реле. Проверяют пневмопереходники и компрессор пневмосистемы. Смазывают вал тахоспидометра. При каждом третьем ТО-3 диагностируют состояние коллектора и щеток стартера, ГУР, а также проводят полную промывку системы охлаждения дизеля и смазывают ступицы передних колес.
Сезонное техобслуживание
Проводится перед сменой сезонов во время подготовки машин к летней кампании и перед зимой. Осенне-зимняя проверка предполагает:
- замену масла и смазок на зимний тип;
- очистку фильтра горловины топливного бака;
- очистку самого топливного бака от летнего дизеля;
- очистку фильтра-отстойника и карбюратора;
- доведение плотности электролита до зимних параметров;
- перевод винта реле-регулятора в зимнее положение;
- промывку ресивера пневмосистемы;
- заполнение зимним топливом дизельной системы;
- залив зимней охлаждающей жидкости;
- проверку и обслуживание системы отопления кабины.
При весенне-летнем сезонном ТО:
- убирают все защитные утеплительные чехлы;
- выполняют операции по регламенту очередного ТО;
- меняют рабочие жидкости и смазку на летний тип;
- доводят плотность электролита до летних норм;
- переводят винт реле-регулятора в положение «Лето».
Источник