Что нужно для ремонта топливной аппаратуры

Как отремонтировать топливную аппаратуру: виды и принципы

Принцип работы дизельных двигателей состоит в том, что подача топлива в цилиндры мотора производится с помощью впрыска (аналогично инжекторам). Однако на этом сходство заканчивается. Воспламенение топливной смеси происходит без свечей зажигания благодаря высокой температуре (700 — 800°С) в рабочей камере.

Такая температура достигается за счет более высокой степени сжатия в цилиндрах дизеля (19 — 24) по сравнению с бензиновыми двигателями (9 — 11). Топливо также впрыскивается в цилиндры под высоким давлением (100 — 150 кг/см²).

Для этого топливные насосы изготавливают с минимальными зазорами между корпусом и подающими плунжерами, что делает их весьма чувствительными к износу или загрязнениям. Поэтому обслуживание и ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей имеет свою специфику. Расскажем о ней подробнее.

Состав топливной системы дизельного двигателя

Система питания дизеля состоит из двух контуров: низкого и высокого давления. Состав контура низкого давления:

  • Бензобак с расположенным в нем подкачивающим насосом. Последний применяется при значительной протяженности топливопроводов.
  • Фильтр-сепаратор, предназначенный для отделения крупных частиц грязи.
  • Топливный фильтр тонкой очистки.
  • Маршевый подогреватель солярки, который устанавливается по соседству с фильтрующими устройствами.
  • Предпусковой подогреватель топлива, включаемый от кнопки перед запуском двигателя.
  • Первая (низконапорная) ступень топливного насоса высокого давления (ТНВД).
  • Низконапорные топливопроводы.

Контур высокого давления включает в себя:

  • Вторую (высоконапорную) ступень насоса, снабженную электромагнитным клапаном отключения подачи топлива, служащим для остановки двигателя.
  • Гидравлический аккумулятор высокого давления, выполненный в виде топливной рампы, включающей в себя регулятор давления и клапан дозирования топлива (система Common Rail).
  • Форсунки для впрыска топлива в цилиндры.
  • Топливопроводы высокого давления.
  • Электрические свечи накаливания с блоком управления, задающим время их включения.
  • Электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
Читайте также:  Jetbalance jb 454 ремонт

Неисправности системы с описанием внешних признаков

В таблице приведены наиболее распространенные неисправности системы питания дизельного двигателя с указанием видимых проявлений.

Неисправность Внешние симптомы
Загрязнение фильтра Падение мощности, глохнет двигатель
Не работает привод ТНВД Заглох двигатель
Износ или неисправность насоса Затрудненный пуск, провалы при разгоне, увеличенный расход топлива
Недостаточная величина высокого давления Провалы в разгоне
Увеличенное давление впрыска Большой расход топлива
Смещен угол опережения впрыска Затрудненный пуск, глохнет двигатель
Ранний впрыск топлива Жесткая работа двигателя
Поздний впрыск топлива Черный дым из выхлопной трубы
Износ форсунок Затрудненный пуск, черный дым из выпускной системы
Нестабильная работа свечей накаливания Трудности запуска
Пригорание клапанов Черный дым из выпускной трубы
Низкая компрессия Затрудненный пуск, увеличенный расход солярки
Износ регулятора оборотов коленвала «плавают» холостые обороты
Загрязнение воздушного фильтра Провалы в разгоне
Негерметичность уплотнительных шайб под форсунками «Плавают» холостые
Подсос воздуха между фильтром и насосом
Забита вентиляция картера

Диагностическое оборудование

Приведенная выше таблица еще не является основанием для отправки компонента, попавшего под подозрение, на диагностику, а тем более в ремонт. Эти предварительные диагнозы можно принимать во внимание только в отношении старых дизельных двигателей, не имеющих электронной системы управления.

При возникновении проблем у двигателя, оснащенного ЭБУ, в первую очередь необходимо выполнить диагностику неисправности топливной системы с помощью диагностического сканера, подключаемого к разъему K-line блока.

Только после определения кода ошибки, привязанного к неисправному элементу, стоит направляться на станцию технического обслуживания (СТО), чтобы приступить к ремонту системы питания дизельного двигателя.

После проведения диагностического тестирования специалисты вынесут окончательный диагноз, — какой из элементов системы питания повинен в некорректной работе дизеля. В противном случае, по вашей просьбе, опираясь на ваши предположения, отремонтируют не тот узел, и проблемы останутся с вами.

Выбирая СТО, следует обратить внимание на уровень ее оснащения диагностическим оборудованием. Лидером в области изготовления испытательных и ремонтных стендов для проверки топливной аппаратуры является фирма Bosch, выпускающая линейку оборудования EPS.

Широкими возможностями для проверки ТНВД всех видов обладает стенд EPS 815 под управлением компьютерной системы. С помощью настольного прибора EPS 205 тестируют форсунки различных видов и производителей, используя при этом различные адаптеры. Известны также диагностические комплексы фирм Delphi, DENSO и Hartridge.

Что проверяется

Используя многочисленные функции диагностических комплексов и приборов, можно проверить множество технических параметров и характеристик топливных компонентов и определить основные неисправности системы питания. Комплекты оборудования фирмы Bosch выполняют следующие тесты и действия:

  • диагностику контура низкого давления (комплект Diesel Set 1);
  • удаление воздуха из системы Common Rail (Diesel Set 2);
  • диагностику линий высокого давления (Diesel Set 3.1).
  • этот же комплекс проверяет: почему не заводится двигатель при работающем стартере или глохнет работающий двигатель, находит причины внезапного снижения мощности при отсутствии каких-либо кодов неисправности.

С помощью ручного прибора EPS:

  • проверяют и регулируют давление открытия форсунок;
  • анализируют факел распыла;
  • «дребезг» форсунок;
  • измеряют утечки в распылителях.

На стенде Delphi YDT278 проверяют все компоненты топливной системы дизельного двигателя, включая насос и форсунки, даже не снимая их с машины. Подключив устройство YDT410, контролируют работоспособность регулятора давления системы Common Rail. Если прибор повышает давление до требуемого, значит, штатный регулятор неисправен. В противном случае источником неисправности является насос.

Содержание ремонтных работ

После диагностического тестирования и выявления неисправного узла принимают решение о дальнейших действиях. В принципе почти любой компонент топливной системы можно отремонтировать, предварительно определив — «стоит ли овчинка выделки».

Работы выполняются в специализированных центрах по обслуживанию дизельных автомобилей, имеющих необходимое оборудование для ремонта. Как восстанавливают изношенные агрегаты?

Основные действия при ремонте ТНВД на СТО:

  1. разборка и очистка узла с промывкой деталей в топливе;
  2. дефектовка устройства;
  3. предварительная и чистовая притирка отверстий;
  4. хромирование плунжеров для увеличения их диаметра;
  5. притирка плунжеров с помощью пасты ГОИ;
  6. сортировка плунжеров по группам с разницей диаметров не более 2 мкм;
  7. подбор плунжерных пар таким образом, чтобы плунжер входил в отверстие не более чем на две десятых своей длины;
  8. притирка на доводочном станке с пастой ГОИ;
  9. сборка насоса;
  10. замена резиновых уплотнителей (колец, манжет, сальников);
  11. стендовая настройка работы.

Ремонт форсунок или насос-форсунок включает в себя:

  • разборку с промывкой деталей в топливе;
  • очистку поверхности от нагара;
  • замену распылителя;
  • замену вышедших из строя деталей (уплотнительные шайбы, пружина, игла, промежуточный толкатель);
  • настройка работы форсунок.

Некоторые советы по ремонту топливной аппаратуры

  • Как выяснить — подсасывается или нет в топливную систему воздух? Отсоедините шланг от топливного фильтра и погрузите его в емкость с топливом. Если двигатель заработает лучше, ищите местонахождение негерметичности.
  • Осенью, с наступлением холодов, слейте остаток летнего топлива и заправьтесь зимней соляркой, иначе в системе образуются кристаллы парафина, что потребует дорогой операции по депарафинизации содержимого топливного бака.
  • Если недавно автомобилист пересел на дизель с бензинового автомобиля, не крутите по привычке двигатель до 3500 оборотов. При такой нагрузке его ресурс уменьшается, поскольку детали изнашиваются значительно быстрее. Старайтесь не превышать обороты свыше 3-х тысяч.
  • Периодически сливайте воду из фильтра-отстойника. Запуск двигателя, особенно в зимнее время, благодаря этой мере, станет более успешным.
  • Не допускайте длительной езды с полупустым топливным баком, в результате чего на его стенках выделяется конденсат, образуются окислы, попадающие в топливо.

Как говорят медики — болезнь легче предупредить, чем лечить. То же самое можно сказать и в отношении ремонта топливной системы дизельных двигателей.

Своевременные профилактические работы: замена фильтров, слив конденсата, регулярная промывка топливного бака, проверка на диагностическом оборудовании помогут вам увеличить ресурс всех компонентов топливной системы и сэкономить на дорогостоящем ремонте.

Источник

Комплектация сервисного участка по ремонту топливной аппаратуры дизельных двигателей

Времена, когда дизельный двигатель вызывал ассоциации только с большегрузами или тракторами, уже прошли. На сегодняшний день любой значимый производитель автомашин в своём арсенале имеет продукцию, оснащённую дизельными двигателями – перечислить все марки с такими двигателями будет сложно, так как их очень много. Обращает на себя внимание тот факт, что даже на российских заводах был запущен запуск дизельных легковых автомобилей ГАЗ-30221 м ВАЗ-210445.

Несомненно, дизельный двигатель – это надежный агрегат, экономичный и долговечный, к тому же современные двигатели соответствуют требованиям экологической безопасности. Однако и с дизелем могу возникнуть проблемы, чаще всего это износ поршневой группы, неисправность топливной аппаратуры, забивание пылью воздушного фильтра. Стоит заметить, что самыми сложными в большинстве случаев являются проблемы с топливной аппаратурой – поэтому лучше не ждать момента, когда «болезни» топливной аппаратуры начнут себя проявлять, например, потерей тяги, «живой» соляркой из глушителя либо чрезмерной прожорливостью. Чтобы избежать этого, достаточно раз в год проводить диагностику насоса и форсунок – для восстановления своих параметров, утраченных от долгой работы.

Большей части компаний, имеющих собственный парк техники, ремонт её обходится в приличную сумму. И в связи с этим обычно и появляется мысль об организации собственного топливного участка. В этой статье мы рассмотрим особенности оснащения дизельного топливного участка, в том числе такие важные моменты, как необходимое оборудование и предъявляемые к оборудованию и помещению требования.

Первое, на что нужно обратить внимание и изучить особенно обстоятельно перед тем, как заниматься оснащением участка, специализирующегося на ремонте дизельной топливной аппаратуры, – это требования, предъявляемые к помещениям, в которых будут проводиться ремонтные работы.

Требования к помещениям, в которых расположен участок по ремонту дизельной топливной аппаратуры:

Ремонтный участок необходимо расположить в хорошо освещённом отапливаемом и изолированном помещении, площадь которого не должна быть меньше 30 м 2 .

Помещение должно оснащаться общей приточно-вытяжной вентиляцией, при этом если технологическая жидкость –это дизтопливо с температурой вспышки паров ниже 61 0 С, то над рабочими местами проведения испытаний необходимо установить местные вытяжные зонты, мойки и регулировки дизельной аппаратуры.

В холодные периоды года температура воздуха в помещении ремонтного участка не должна быть менее 18 0 С.

Для облицовки стен и пола необходимо использовать только материалы, не способные впитывать дизельное топливо либо его пары.

В помещении необходимо предусмотреть централизованный или местный подвод сжатого воздуха (давление не должно быть ниже 0,4 МПа).

Помещение необходимо оборудовать надежным контуром заземления для аппаратуры. Сопротивление заземляющих проводов не должно превышать 5,0 Ом.

Показатели сопротивления изоляции электроцепей не должны быть ниже 1,0 Ом.

После того, как решены все вопросы с помещением, можно переходить непосредственно к выбору оборудования. Для этого необходимо учитывать такие моменты, как специфика предполагаемой деятельности, объёмы ремонтных работ. Так например, не все автосервисы берутся за проведение и диагностики, и ремонта двигателя и топливной аппаратуры – некоторые занимаются только ремонтом топливной аппаратуры.

Итак, обратимся к необходимому для организации хорошего ремонтного участка оборудованию. Самое дорогостоящее оборудование на участке – это стенды для регулировки топливных насосов высокого давления, однако они просто незаменимы для автосервиса, выполняющего полный комплекс работ. Безусловно, сегодня выбор стенда не проблема, так как их выпускается достаточно много, однако разница в стоимости может быть в несколько десятков раз. Поэтому в первую очередь мы расскажем об общих принципах выбора такого оборудования.

Цена на стенд зависит от мощности и компании-производителя. Увеличение мощности способствует обеспечению стабильной частоты вращения вала, следовательно, более высокую точность регулировки. Тем не менее, для большей части ТНВД грузовых и легковых авто достаточно 5-6 кВт, а диапазон вращения вала – 50-3000 об/мин.

Возможности стендов:

  • измерение производительности насосных секций (величина и равномерность подачи топлива секциями);
  • измерение частоты вращения вала ТНВД при начале действия регулятора;
  • изменение частоты вращения вала ТНВД при прекращении подачи топлива;
  • измерение давления при открытии нагнетательных клапанов;
  • измерение угла начала нагнетания и конца топливной подачи по повороту вала ТНВД;
  • чередование подачи секциями NYDL;
  • измерение угла действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании);
  • поддержание заданной температуры;
  • определение параметров муфты опережения впрыска.

Неплохо себя зарекомендовали дорогие стенды от известных производителей, так как они могут обеспечить максимальную степень производительности регулировочных работ, весьма удобны в эксплуатации – всё это, безусловно, позволяет существенно сократить трудозатраты. Однако покупка таких стендов экономически будет оправдана только при больших объемах диагностических и ремонтно-регулировочных работ. Что касается технических показателей, то в этом плане, несомненно, лидерами являются стенды производства BOSCH, модификации EPS 815, которые оснащаются электронными системами для измерения количества подаваемого топлива, а вся информация отображается на дисплее ПК. Двигатели постоянного тока (прямой привод) позволяют устранить влияние трансмиссии, обеспечить стабильность приводного вала. Но для многих существенным недостатком является их высокая стоимость. Таким образом, наиболее оптимальным вариантом может стать отечественный стенд КИ-15711 (ДД-1) (Калужская область) – образцовая модель в плане приемлемого соотношения цены и качества.

Начало производства стендов ДД-1002, ДД-1005 – новых серий – было обусловлено применением в России стандартов, которые содержали требования к Евро-1 и Евро-2. Их отличие от своих аналогов заключается не только в мощности привода, но и более высоком уровне технических характеристикам, в том числе изменением в системе измерения производительности насосных секций. Например, в стенде ТНВД ДД-102 оно осуществляется на безмензурочном мерном блоке с использованием электроники – данные выводятся непосредственно на монитор компьютера, так же, как и у стенда ТНВД EPS 815 (BOSCH).

Стенд ДД-005 оснащён усовершенствованной системой измерения (в мерном блоке форсунки расположены фронтально). Кроме того, предусмотрена автономная система термостабилизации топлива, система циркуляционной смазки для ТНВД, также имеется встроенная система пневмокоррекции для ТНВД (есть корректоры по наддуву).

Стоит заметить, что говорить сегодня о ремонте топливной аппаратуры только автомобилей отечественного производства не совсем актуально. Однако регулировка импортных насосов на стендах ДД-1 просто невозможна без использования дополнительного оборудования. Для проведения диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска (электронное управление) используется специальная приставка модификации ДД-3800. Она обеспечивает имитацию работы электронного блока управления и поддержку обратной связи с ТНВД. Приставка используется исключительно для насосов вроде Bosch VE (индуктивный и потенциометрический датчик (резистивный) положения клапана-золотника (дозатора).

Проведение диагностики ТНВД рядного типа дизельной системы впрыска (электронное управление) осуществляется с использованием приставки модификации ДД-3810 и устройства ДД-3820 – «Блок питания рядных насосов», позволяющего с высокой точностью выставлять любое значение рейки дозатора, а также измерить производительность насоса на разных рабочих режимах.

В данной системе ТНВД рядного типа управление осуществляется бортовым компьютером в отличие от более ранних систем, где это делал механический регулятор. Если регулировка ТНВД осуществляется на испытательном стенде, то за функцию управления отвечает ДД-3820 – управление осуществляется непосредственно контроллером ДД-3810, также измеряющий сигнал обратной связи, поступающий от ТНВД. Таким образом, в комплекс оборудования для диагностики ТНВД рядного типа входит блок питания ДД-3820, контроллер ДД-3810 и набор переходных кабелей для разных видов ТНВД рядного типа.

Не менее важным для ремонта ТВНД является наличие специального инструмента, предназначенного непосредственно для сборки и разборки ТНВД. Мы предлагаем несколько видов такого инструмента: ДД-3300 – это набор для обслуживания ТНВД КАМАЗ, ДД-3400 – это набор для обслуживания ТНВД типа 6ТН, УТН-5, 4ТН, ЛСТН, дизелей типа ЯМЗ-238, набор ДД-3700 – это комплекс для работы с ТНВД типа BOSCH VE.

Не самое последнее устройство в автомастерской – это дымомер, с помощью которого проверяется соответствие регулировок дизеля экологическим нормативам и требованиям. Работа прибора заключается в просвечивании контролируемого газа. Дымность измеряется в единицах коэффициента ослабления и коэффициента поглощения (измеряется в м -1 ). Неплохо показали себя портативные дымомеры: 01 МП (без выхода на принтер), 01 МП 01 (с выходом на печатающее устройство). Эти модификации дымомеров опережают свои аналоги по качеству и критерию соответствия цены и качества.

Для испытания цилиндропоршневой группы дизеля используют дизельный компрессометр, несложный, однако важный прибор. Без компрессометра диагностика дизеля просто невозможна. Рассмотрим такое отечественное оборудование, как ДД-4200, ДД-4210 (это индикаторы пневмоплотности цилиндров). Такие устройства используются для сервисного обслуживания ДВС, также обнаружения неисправностей.

Работоспособность отдельных цилиндров ДВС контролируется индикатором за счёт регистрации максимального давления сжатия (то есть компрессии) при режиме стартерного пуска.

Модификации отличаются наличием фальш-форсунок, предназначенных для измерения компрессии в разных моделях машин. ДД-4200 используют для дизелей отечественного производства, модификация ДД-4210 предназначена для дизелей импортного производства и оснащёна 14-ю различными фальш-форсунками, с которыми можно работать практически со всеми импортными двигателями.

Для оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы используют прибор АГЦ, модификаций ДД-4100, ДД-4120 (это анализатор герметичности цилиндров). При испытании дизеля на АГЦ-2 осуществляется измерение следующих показателей:

Р-1 – это показатель полного вакуума в цилиндре.

Р-2 – это показатель остаточного вакуума в цилиндре.

Измерения этих параметров производятся через форсуночные отверстия во время вращения двигателя стартером (около 3-4 сек.). Степень износа гильзы цилиндра определяют по показателю полного вакуума в цилиндре Р1. По показателям остаточного вакуума (то есть Р2) определяют степень износа поршневых, закоксовку поршневых колец, определяется поломка колец либо перегородок в кольцевой канавке поршня. Эти модификации были разработаны соответственно для российских и импортных дизельных двигателей.

Рассмотрим особенности оборудования, позволяющего проводить диагностику топливной аппаратуры. В частности, для испытания и регулировки дизельных форсунок нужно использовать только специальные устройства и приборы. ООО ТК «РусТехника» предлагает Вам использовать прибор ДД-2110, предназначенный для работы почти со всеми видами дизельных форсунок, также он позволяет измерить давление в момент начала впрыска, а также качество распыления топлива. Для определения герметичности запорного конуса смотрят на носик распылителя: если капли топлива появляются на носике распылителя, гидроплотность определяется по направляющей цилиндрической части и запорному конусу.

Кроме того, для экспресс-оценки, то есть без снятия форсунок с дизеля, используют механотестер ДД-4500 – кроме форсунок, оценивается состояние плунжерных пар, также нагнетательных клапанов ТНВД. Высоко оценивается такой прибор для диагностики технического состояния плунжерных пар, как ДД-2115 (ПО-9691). Плунжерные пары при этом могут быть снятыми с ТНВД либо приобретёнными для замены. Это связано с тем, что на современном рынке имеется достаточно много восстановленных плунжерных пар, среди которых определённый процент брака.

В заключение заметим, что в любом автосервисе необходимо иметь хорошую специализированную литературу. Среди таких книг к наиболее полным и содержательным пособиям по дизелям можно отнести издания фирмы «Autodata» и руководства, предлагаемые компанией «РусТехника»:

  • руководство по ремонту и регулировке ТНВД КАМАЗ
  • руководство по ремонту и регулировке ТНВД отечественного производства;
  • руководство по ремонту и регулировке ТНВД BOSCH VE, Diesel Data ‘2002 (указаны регулировочные сведения по диз. моделям выпуска 1988-2002 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей (3 том, модели 1990-93 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей (4 том, модели 1994-97гг.), системы управления дизельными двигателями (5 том, 1996-2000 гг).
  • сервисно-информационное программное обеспечение ESI (tronic).

Итак, для подведения общего итога сведём весь комплекс необходимого оборудования в таблицу с указанием ценовых категорий:

Перечень оборудования, которое потребуется для оснащения участка по ремонту дизельной-топливной аппаратуры

Источник

Оцените статью