- Ремонт и диагностика. Основные понятия и определения
- Современная диагностика автомобилей
- Классические способы диагностики авто
- Современная компьютерная диагностика
- Оборудование для диагностики
- Сканер
- Мотортестер
- Газоанализатор
- Дополнительное оборудование
- Топливные монометры
- Тестер утечек
- Стетоскоп технический
- Эндоскоп
- Зачем нужно проводить диагностику
Ремонт и диагностика. Основные понятия и определения
Ремонт, это ряд организационных, подготовительных и технических мероприятий направленных на восстановление исправности устройства, а также его ресурса.
Ремонт бывает текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт направлен на восстановление исправности, а средний и капитальный – на восстановление ресурса.
Человек, который собирается восстанавливать исправность устройства, назовем его мастер, должен ясно представлять себе как функционирует это устройство в исправном состоянии.
Перед началом ремонта мастер должен всесторонне обследовать устройство с целью установления его фактического состояния и выявления отличий от исправного. Очень важно четко зафиксировать эти отличия.
Следующий этап – диагностика. Диагностика – это комплекс измерительных и испытательных мероприятий, направленных на выявление неисправных блоков, узлов и элементов ремонтируемого устройства.
Любое электронное устройство может выполнять свои функции при условии:
-
- Это устройство получает извне все необходимое для его работы. Если это настольная лампа, то на неё нужно подать напряжение необходимой величины. Если это усилитель низкой частоты, то это напряжение от блока питания, входной звуковой сигнал и выходная нагрузка – динамик.
- Устройство само должно быть исправным.
При выполнении этих условий устройство выполняет свои функции в соответствии со своими техническими характеристиками. Признаком неисправности является отклонение от нормы функций, выполняемых устройством.
Перед началом ремонта необходимо четко зафиксировать эти отклонения, если нужно, уточнить технические характеристики по эксплуатационным документам и только после этого начинать ремонт.
Если мы сами не были свидетелями выхода устройства из строя, то нужно, по возможности, опросить других людей. Если видимых повреждений нет, проверяем все напряжения питания, начиная от розетки. Если в розетке норма, переходим к выходу блока питания. Перед этим нужно выяснить, например, по схеме, какие напряжения блок питания должен вырабатывать в исправном состоянии.
Причиной их отличия от нормы может быть как неисправность самого блока питания, так и повышенный отбор мощности неисправным устройством, подключенным к этому блоку питания. Проверяем методом исключения. Например, к блоку питания можно подключить другую нагрузку, эквивалентную проверяемому устройству. Если блок питания выдаст норму, значит, он исправен и переходим к устройству.
Само устройство также может быть исправно, а причиной отбора повышенной мощности от блока питания может быть замыкания или неисправность нагрузки устройства, например, межвитковое замыкание в звуковой колонке и т.д. Здесь тоже проще всего проверить, подключив заведомо исправную нагрузку. Если замена нагрузки на заведомо исправную не дала результата, переходим к ремонту самого устройства.
Перед разборкой устройство нужно полностью отключить от питания, отсоединив провода. При разборке запоминать или записывать порядок и внешний вид крепежа и отсоединяемых элементов. Когда появится доступ до элементов схемы, позаботиться о том, чтобы не получить удар током от заряженных конденсаторов высокого напряжения. Если устройство неисправно, они могут долго держать заряд. Например, конденсатор импульсного блока питания, связанный с сетью через диодный мост, заряжен до 310 Вольт. Не стоит разряжать его отверткой или пинцетом так как мощная искра является электромагнитным импульсом и может повредить высокочувствительные низковольтные элементы схемы. Лучше разрядить его через резистор порядка сотни Ом, искры почти не будет.
После разборки нужно внимательно осмотреть все элементы схемы на предмет их ненормального внешнего вида, потемнения, вздутия, трещин. Затем так же внимательно осматриваем места пайки, особенно тех деталей, которые габаритные и греются при работе. При необходимости кисточкой и пылесосом удаляем пыль. Если визуальный осмотр не дал результата, готовим устройство к включению.
Располагаем платы так, чтобы исключить замыкания при подаче питания. Готовим и анализируем принципиальную схему, делаем привязку схемы и платы. Составляем теоретический план измерений. Включаем устройство, измеряем постоянные напряжения основных элементов и сравниваем с нанесенными на схеме значениями. У неисправных элементов постоянные напряжения будут явно отличаться от указанных на схеме.
Рядом с элементами схемы, напряжения на которых явно отличаются от нормы, проверяем обвязку (вспомогательные элементы обеспечивающие режим работы основного элемента -резисторы, конденсаторы и т.д.). Далее внимательно осматриваем печатный монтаж, а также отключив питание, прозваниваем омметром проводники на предмет обрыва связей.
Если не выявлено повреждений в обвязке и монтаже, меняем основной элемент.
Это главные моменты диагностики и ремонта любого электронного устройства. Конечно, в такой короткой статье невозможно описать все подробности. Это лучше делать постепенно на практических уроках, чем мы и займемся в дальнейшем.
Затем следует замена неисправных блоков, узлов, элементов. После замены выполняют необходимые регулировки и испытания, сначала замененных блоков, узлов, элементов, а затем устройства в целом.
Источник
Современная диагностика автомобилей
В недавнем по историческим меркам прошлом, лет так 60 назад, если бы кто-то попросил в магазине книгу об «электронике автомобилей», она была бы очень маленькой, а книг об «электронной диагностике автомобилей» не было вообще. Но мы живем в другое время и без этих понятий и атрибутов автомобиль уже представить невозможно.
Первая электроника в автомобилях контролировала лишь управление двигателем. Но прогресс движется вперед. В современные модели автомобилей внедряют десятки подобных блоков управления. Эти системы могут управлять практически любым элементом транспортного средства:
- регулировать работу двигателя;
- контролировать тормозную систему;
- отвечать за климат-контроль и создавать комфортные условия в салоне;
- управлять коробкой передач.
Классические способы диагностики авто
Диагностика – это процесс нахождения причин неисправности по определенным признакам.
До того, как в автомобилях начали использовать сложные электронные блоки, электрические цепи автомобиля представляли собой довольно простые системы. Эти цепи получали питание от аккумуляторной батареи. Схема подключения была довольно простая: тумблер (кнопка) – реле – исполнительный механизм. Для того чтобы найти неисправность в такой цепи, автоэлектрику не нужно было обладать специальным оборудованием, достаточно иметь контрольную лампу, амперметр и вольтметр, чтобы отследить получение питания отдельных узлов. В случае нахождения неисправности, вышедший из строя узел менялся на новый. Даже в случае с неизвестными марками автомобилей, ремонтнику не приходилось много трудиться, по конструкции и принципу действия все автомобили были похожи.
Современная компьютерная диагностика
На современных автомобилях очень мало используется старый метод питания двумя уровнями, плюс либо масса. Сигнал по CAN-шинам передается с помощью сложных аналоговых и системы двоичных сигналов, он идет от датчиков к ЭБУ, далее к исполнительным механизмам. При этом контрольная лампа, как и очень многие другие традиционные методы, как, например, в случае со старыми автомобилями, мало чем помогут. А в некоторых случаях могут навредить, нанеся повреждения проводке.
Эти тенденции привели к необходимости создания принципиально нового диагностического оборудования и разработке новых компьютерных программ, которые бы обеспечили быстрый доступ к необходимой информации о ремонтируемом автомобиле.
Теперь при помощи компьютерной диагностики имеется прекрасная возможность проверять работу не только двигателя, но и тормозных систем автомобилей, климатической установки, приборной панели, мультимедийных систем и тому подобное.
С помощью компьютерной проверки водитель может максимально точно и быстро проанализировать состояние отдельных механизмов, которые находятся под управлением электроники. Такая комплексная диагностика позволяет удостовериться в том, что машина действительно исправна.
С другой стороны, компьютерная проверка помогает оценить состояние лишь тех систем, которые основаны на электронике. Однако важнейшая работа в автомобиле достается механизмам. Это означает, что ошибки в показаниях датчиков могут возникать из-за механических неисправностей. Поэтому не спешите менять электронику, если обнаружите, что какой-то прибор работает не так, как нужно. Вполне возможно, что причиной этому является вышедший из строя механизм.
Оборудование для диагностики
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.
Сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Пример из практики автосервиса «Желтый бокс»
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Зачем нужно проводить диагностику
Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:
- Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например:
- увеличенный расход топлива;
- замедление при нажатии на педаль газа;
- длительный (дольше обычного) прогрев;
- не запускается / плохо запускается;
- заметно потерял мощность;
- издает посторонние шумы и стуки;
- выпускает черный или белый выхлоп;
- работает неравномерно и др.
- После ДТП. Существует большая вероятность того, что рабочие компоненты авто имеют незаметные на первый взгляд повреждения, которые в любой момент могут создать вам проблемы.
- При покупке автомобиля б/у. Диагностику проводят с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, чтобы не купить «кота в мешке».
- Он заботится о своем автомобиле, о безопасной езде, и старается регулярно проходить плановое техническое обслуживание.
Источник