- Приложение. Гарантийные сроки
- Гарантийные дороги
- Гарантийная дорога
- Гарантийная дорога: что это значит
- Сроки гарантии, и на что она распространяется
- Какие дефекты на дороге являются гарантийным случаем
- Что делать в случае обнаружения дефектов
- Полезное видео
- Повышение долговечности дорожных асфальтобетонных
- Гарантийная дорога: что это значит
- Независимая экспертиза асфальтового покрытия
- Сроки гарантии, и на что она распространяется
- От чего зависит срок годности
- Какие дефекты на дороге являются гарантийным случаем
- Повышение долговечности дорожных асфальтобетонных
- Что делать в случае обнаружения дефектов
Приложение. Гарантийные сроки
ПРИЛОЖЕНИЕ
к типовым условиям
контрактов на выполнение
работ по строительству
(реконструкции),
капитальному ремонту и
ремонту автомобильных
дорог и искусственных
дорожных сооружений
1. Гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при строительстве, реконструкции, составляет не менее 8 лет.
2. Гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при капитальном ремонте и ремонте, составляет не менее 6 лет.
3. Гарантийный срок для обочин или ее частей, укрепленных материалом по типу проезжей части, принимается равным гарантийному сроку покрытия дорожной одежды. В иных случаях гарантийный срок для обочин или ее частей не регламентируется.
4. Гарантийный срок для покрытия из цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды принимается не менее 8 лет.
5. Гарантийный срок для нижнего слоя покрытия — не менее 5 лет.
6. Гарантийный срок для верхнего слоя покрытия и слоев износа из асфальтобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды принимается в зависимости от интенсивности движения, приведенной в таблице 1.
Прогнозируемая интенсивность движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут.
Гарантийные сроки для верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, не менее лет
7. Гарантийные сроки для поверхностных обработок, а также для защитных слоев и слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей представлены в таблице 2.
Гарантийные сроки, лет, в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут.
Однослойная поверхностная обработка с однократным распределением щебня
Однослойная поверхностная обработка с двойной россыпью щебня
Источник
Гарантийные дороги
На ремонт дорог, как и на любую другую услугу, действует гарантия. То есть организация, которая выполняет ремонтные работы, несет гарантийные обязательства по выполненным работам и обязана устранить дефекты дорожного покрытия, возникшие во время действия гарантии, за свой счет.
Срок гарантии должен быть прописан в условиях контракта. Как правило, на верхний слой гарантия составляет 4 года. На ямочный ремонт гарантия от 6 месяцев до 1 года. Действие гарантийного срока начинается с момента подписания акта приемки готового к эксплуатации объекта.
Если вы обнаружили ямы на дороге, которая ремонтировалась совсем недавно, смело пишите в администрацию муниципалитета с требованием привлечь подрядную организацию к выполнению своих гарантийных обязательств. Шаблон запроса вы можете скачать в разделе «Документы».
Стоит помнить, что не все дефекты, появившиеся на новой дороге, являются гарантийным случаем. Например, наличие сетки трещин на поверхности говорит о некачественном основании. Если в рамках ремонта на дороге менялось только покрытие, то подрядчик не несет обязательства по таким дефектам.
Гарантия распространяется и на разметку: краской – 6 месяцев, пластиком – 1 год.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Межрегиональное общественное движение «Убитые Дороги»
Источник
Гарантийная дорога
Плачевное положение дорог по-старому остается одной из более острых вопросов Российской Федерации. В этом году дороги оказались в перечне наихудших в мире, взяв 136 место из числа 144 участников. Об этом рассказывалось в докладе, приготовленном специалистами Всемирного экономического форума. Российская Федерация считается чуть ли не одним государством в мире, где ямы на дорогах узаконены. Согласно сведениям Росавтодора, 57,5% наших дорог никак не отвечают нормативам. Механическая надежность отечественных дорог в 5–7 раз менее, нежели в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе: технологические процессы и стандарты, применяемые для производства дорожной насыпи, были внедрены ещё в 1939 г., по этой причине износостойкость путевого полотна не отвечает нынешним перегрузкам.
Гарантийная дорога: что это значит
На восстановление дорог, равно как и на всякую иную услугу, действует гарантийное обеспечение. То есть предприятие, которое осуществляет ремонтные работы, несет гарантийные обязательства, согласно выполненным работам, и должно ликвидировать недостатки дорожного покрытия, образовавшиеся в период действия обязательства, за свой счет.
Уже после ремонтных работ дорог непременно выдается гарантийный паспорт в котором отражены характерные черты объекта, сроки и прогнозные указатели состояния, согласно годам действия обязанностей.
Сроки гарантии, и на что она распространяется
При проведении подрядчиком гарантийных работ, обязанностей по устранению дефектов, время исполнения работ с момента их выявления не должно быть выше 3 месяцев и может быть повышено при определенных погодно-климатических обстоятельствах.
В случае, если для ликвидации дефектов по технологическим процессам выполнения работ нужны конкретные погодные условия, период ликвидации дефектов вычисляется с момента наступления условий. При наступлении гарантийного случая сроки продлеваются на время равнозначное этапу эксплуатации недопустимого состояния.
Справка. При появлении дефектов, по соглашениям предоставления безопасности автомобильного движения, их предотвращение должно реализоваться в сроки, отмеченные ГОСТ Р 50597.
Сроки гарантии для разных случаев:
- Для земельного полотна и слоёв дорожной одежды при строительстве, перестройке и капитальном ремонте гарантия дается на 8 и 6 лет.
- Для края дороги либо ее элементов, укреплённых материалом, согласно типу проезжей части, берется равным сроку покрытия путевой одежды. В других вариантах гарантийный период для края дороги либо ее элементов никак не регламентируется.
- Гарантийный период для покрытия из цементобетона дается не менее, чем на 8 лет.
- Гарантийный срок для верхнего ряда покрытия и пластов износа из асфальтобетона при постройке, перестройке и капитальной починке утверждается в связи от насыщенности перемещения машин. Наименьший гарантийный период для нижнего пласта покрытия не меньше 5 лет.
- При починке покрытий автодорог пластами из асфальтобетона рекомендовано осуществлять гарантийный срок равнозначный 4 годам.
- При насыщенности течения автотранспортного потока (перемещения наиболее 15000 автомашин в сутки) рекомендовано допускать 2 года.
Какие дефекты на дороге являются гарантийным случаем
Для КЭАД и ТСОДД заказчик использует гарантийные обязательства, согласно типам недопустимых локальных дефектов, в том числе:
- по земельному полотну, системе водоотвода и основанию путевой одежды: пропасти, дождь, просадки, размывы, осыпание откосов, дефекты края дороги и разделительных полос, возвышение либо уменьшение уровня краев дороги и разделительной полосы над степенью проезжей составляющей, размывы кюветов и распад лотков, несоблюдение расположения люков, колодцев и дождеприемных решеток;
- по части асфальтобетонного покрытия: выбоины, расчески, ряби, сдвиги, просадки, проломы, выпотевание битума, трещины абсолютно всех разновидностей;
- в области цементобетонного покрытия: выбоины, облезание, накрашивание, сколы кромок и углов плит, уничтожения деформационных швов, формирование уступов более 3 миллиметров, утрата продольной устойчивости, трещины абсолютно всех разновидностей;
- в области неглубоких обработок тонким предохранительным слоем и слоем износа из литых эмульсионно-минеральных консистенций: несоблюдение сплошности пласта;
- в области путевых знаков: видоизменение расположения знака, несоблюдение целостности внешней поверхности;
- в области путевой разметки: изнашивание (распад) направлений и знаков разметки по участку;
- в области путевых обнесений: несоблюдение целостности установки, горизонтальное либо отвесное несоответствие ограждения от его предназначенного положения, коррозийные процессы;
- в области контрольных столбиков: несоблюдение целостности установки, перемена тона цвета, нарушение вертикальной разметки;
- по дорожным световозвращателям: несоблюдение единства внешней плоскости, сокращение их коэффициента.
Справка. Заказчик обладает возможностью увеличить либо сократить приведенный выше список указателей состояния и непозволительных локальных дефектов КЭАД и ТСОДД в связи с отличительными чертами области автомобильной дороги.
Стоит не забывать, что не все недостатки, возникшие на новой дороге, считаются гарантийным случаем. К примеру, наличие сетки трещин на поверхности свидетельствует о низкокачественной базе. В случае, если в рамках ремонтных работ на дороге менялось только лишь покрытие, подрядчик не несет ответственности по таким недостаткам.
Что делать в случае обнаружения дефектов
Согласно рассмотрению контрактов, в многочисленных случаях подрядчик без помощи других обнаруживает минусы произведенных работ в течение гарантийного периода. Предотвращение минусов, обнаруженных в гарантийный период, исполняется на основании ведомости повреждений, согласованной с заказчиком.
Применительно к областным дорогам работает другая процедура. К примеру, в случае, если в гарантийный период заказчиком установлено, то что произведенные подрядчиком работы — ненадлежащего качества, заказчик оформляет акт обнаруженных повреждений, в котором показывает дефект (замечание) и период ликвидации.
Справка. Гарантии предоставляются на весь масштаб произведенных работ и использованных материалов. В случае, если в промежуток гарантийной эксплуатации выявляются минусы произведенных подрядных работ, подрядчик бесплатно устраняет минусы в разумный период, определенный договором сторон.
Необходимо внести перемены в конкурсную документацию в доли возложения прямых обязанностей, согласно выявлению гарантийных повреждений не на подрядчика, а на заказчика.
Установить общие подходы, согласно контролированию заказчиком хода исполнения работ, предусмотрев вероятность участия в контроле соответствующим способом уполномоченных представителей общественности (на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах социального контролирования в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих общественный надзор).
В сформировавшихся условиях правительство предприняло ряд мер, сосредоточенных на усовершенствование свойства дорог. Росавтодор заявил о формировании единого электронного ресурса, включающего переводы тысяч иностранных нормативных и промышленных документов по дорожной постройке. В эту службу было выделено 9,9 миллиона руб. из государственного бюджета. Проводится деятельность по привлечению к постройке дорог зарубежных подрядчиков и т.д. Но этого мало, необходим комплексный систематический подход, однако его попросту нет.
Полезное видео
В этом видео рассказывается о гарантийном сроке на дороги:
Источник
Повышение долговечности дорожных асфальтобетонных
Плачевное положение дорог по-старому остается одной из более острых вопросов Российской Федерации. В этом году дороги оказались в перечне наихудших в мире, взяв 136 место из числа 144 участников. Об этом рассказывалось в докладе, приготовленном специалистами Всемирного экономического форума. Российская Федерация считается чуть ли не одним государством в мире, где ямы на дорогах узаконены. Согласно сведениям Росавтодора, 57,5% наших дорог никак не отвечают нормативам. Механическая надежность отечественных дорог в 5–7 раз менее, нежели в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе: технологические процессы и стандарты, применяемые для производства дорожной насыпи, были внедрены ещё в 1939 г., по этой причине износостойкость путевого полотна не отвечает нынешним перегрузкам.
Гарантийная дорога: что это значит
На восстановление дорог, равно как и на всякую иную услугу, действует гарантийное обеспечение. То есть предприятие, которое осуществляет ремонтные работы, несет гарантийные обязательства, согласно выполненным работам, и должно ликвидировать недостатки дорожного покрытия, образовавшиеся в период действия обязательства, за свой счет.
Уже после ремонтных работ дорог непременно выдается гарантийный паспорт в котором отражены характерные черты объекта, сроки и прогнозные указатели состояния, согласно годам действия обязанностей.
Независимая экспертиза асфальтового покрытия
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
3.7 / 5 ( 3 голоса )
Проведение экспертизы асфальтового покрытия представляет собой процедуру визуально-инструментального контроля качества дорожного полотна, в основе которого лежит метод разрушающего контроля − взятие проб (кернов) для испытаний в условиях лаборатории. Экспертиза асфальтового покрытия приобрела большую актуальность в настоящее время. Федеральные и муниципальные власти жестко стали контролировать средства, выделяемые из бюджета на строительство дорог, улиц, площадок. Вопросы благоустройства территорий теперь стали главными в отчетности, в тех заключениях, которые выдают независимая экспертная организация.
Проведение строительной экспертизы асфальтового покрытия могут осуществлять только те компании, которые владеют соответствующей лицензией и всем необходимым оборудованием. На данный момент они с целью оперативной работы по проведению обследования дорожного покрытия широко пользуются передвижными дорожными лабораториями, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование, предназначенное для проведения на месте экспертизы конструктивного слоя дорожного покрытия, определения ровности дорожной одежды, коэффициента сцепления и иных показателей.
Такая лаборатория имеет гироскопическую систему измерения геометрических параметров дороги, обеспечена установкой динамического нагружения, георадаром, установкой по отбору образцов керна, выталкивателем образцов асфальтобетона, бортовым компьютером с программным обеспечением, чтобы обрабатывать полученные результаты, и другим оборудованием. Ход экспертных работ дает возможность изучить все слои дорожного покрытия, дать оценку геометрическим параметрам и физическим показателям полотна.
В ходе экспертизы прорабатываются следующие вопросы:
- Выявляется степень нарушения конструкции дорожного покрытия заявленным данным исполнительной документации проекта и сметы:
- в определении толщины слоев дорожного покрытия;
- в определении уплотнения песчаной основы;
- в определении геометрических показателей.
- Проверяется качество используемых строительных материалов и степень их соответствия требованиям проекта.
- Оцениваются водоотводные устройства.
- Оцениваются основные параметры поперечного профиля дорог.
- Оценивается степень качества строительно-монтажных работ при наложении слоев дорожного покрытия.
- Анализируется смета на достоверное определение стоимости работ по проекту.
- Анализируются акты приемки произведенных работ, которые прилагаются к сметам, соответствие перечня, объема и стоимости проведенных строительных и монтажных работ проекту, смете, договорам и исполнительной документации, необходимым государственным требованиям, итогам натурных исследований.
Из чего состоит экспертиза асфальтового покрытия? Для процесса исследования экспертам потребуется несколько этапов:
- Этап визуального осмотра на присутствие продольных и поперечных трещин, выбоин.
- Этап проведения замеров при помощи 3-х метровой рейки неровностей покрытия асфальта, а также составления характеристики присутствующих уклонов и крутизны откосов насыпей и выемок.
- Этап взятия проб асфальтобетонного покрытия для того, чтобы измерить толщину слоев дорожной одежды, провести испытания образцов асфальта в условиях лаборатории. Определить, в какой степени они соответствуют требованиям, предъявляемым к определенному виду и марки смеси асфальтобетона.
Экспертизу асфальтового покрытия проводят при помощи современных методик, используя как традиционное, так и высокотехнологичное оборудование. Самый распространенный метод исследования дорожного покрытия – это процесс отбора проб или так именуемых кернов.
Специальным оборудованием экспертами высверливаются небольшие участки дороги. Высверливание производят на разной глубине и в нескольких местах. Затем замеряют толщину слоев, которые составляют асфальтовое покрытие.
Отборы проб асфальтового покрытия исследуют эксперты в лабораторных условиях, впоследствии выдавая заключения по соответствию смеси: коэффициента уплотнения требованиям СНиП; ГОСТ 9128-2009; толщины в миллиметрах, процессу водонасыщения в кернах в % -ГОСТ-9128-2009. Лабораторными испытаниями удается определить степень целостности керна в г./см.куб. и его составляющую суть.
С помощью неразрушительных методик и способа взятия проб путем высверливания можно достичь точных результатов. Такие данные дают возможность специалистам составить техническое заключение с подробным описанием состояния асфальтобетонного покрытия и составить прогнозы относительно срока эксплуатации дорожного покрытия.
Перед экспертами стоит и еще одна задача – определение необходимости ремонта дорожного покрытие. При выявлении нарушений, деформации, несоответствий с проектной документацией или же случаи разрушения, вызванные природной средой, эксперты дают оценку текущему состоянию покрытия. Им предстоит определить, какой ремонт понадобится дорожному полотну – ямочный или капитальный, и дать рекомендации для проведения работ согласно предписанию.
Экспертизы такого порядка очень важны, потому что лишь своевременное выявление проблем предотвращает разрушение дорожного полотна и нацеливает на своевременное проведение ремонта дорожного покрытия.
Опытом доказано, что оперативность технического надзора за строительством и ремонтом дорог, а также проведение своевременной экспертизы дорожного покрытия продлевается гарантийные сроки службы трассы на многие годы, снижая расходы на эксплуатацию и ремонтные работы.
Вы можете заказать проведение экспертизы в НП «Федерация Судебных Экспертов». Независимыми экспертами высочайшей квалификации проведение экспертизы асфальтового покрытия будет осуществлено в оптимальные сроки и на высшем уровне. Экспертами будет применено современное лабораторное оборудование, которое позволит провести исследовательские работы качественно, а вместе с тем выдать техническое заключение на степень соответствия или несоответствия произведенных работ нормативно правовым документам (ГОСТам и СНиПу) и условиям договора.
Стоимость экспертизы |
от 20 000 |
Выезд эксперта в праздничные и выходные дни | от 5 000 |
Подготовка дубликата заключения эксперта | от 2 000 |
Выезд эксперта за пределы МКАД | от 5 000 |
Сроки гарантии, и на что она распространяется
При проведении подрядчиком гарантийных работ, обязанностей по устранению дефектов, время исполнения работ с момента их выявления не должно быть выше 3 месяцев и может быть повышено при определенных погодно-климатических обстоятельствах.
В случае, если для ликвидации дефектов по технологическим процессам выполнения работ нужны конкретные погодные условия, период ликвидации дефектов вычисляется с момента наступления условий. При наступлении гарантийного случая сроки продлеваются на время равнозначное этапу эксплуатации недопустимого состояния.
Справка. При появлении дефектов, по соглашениям предоставления безопасности автомобильного движения, их предотвращение должно реализоваться в сроки, отмеченные ГОСТ Р 50597.
Сроки гарантии для разных случаев:
- Для земельного полотна и слоёв дорожной одежды при строительстве, перестройке и капитальном ремонте гарантия дается на 8 и 6 лет.
- Для края дороги либо ее элементов, укреплённых материалом, согласно типу проезжей части, берется равным сроку покрытия путевой одежды. В других вариантах гарантийный период для края дороги либо ее элементов никак не регламентируется.
- Гарантийный период для покрытия из цементобетона дается не менее, чем на 8 лет.
- Гарантийный срок для верхнего ряда покрытия и пластов износа из асфальтобетона при постройке, перестройке и капитальной починке утверждается в связи от насыщенности перемещения машин. Наименьший гарантийный период для нижнего пласта покрытия не меньше 5 лет.
- При починке покрытий автодорог пластами из асфальтобетона рекомендовано осуществлять гарантийный срок равнозначный 4 годам.
- При насыщенности течения автотранспортного потока (перемещения наиболее 15000 автомашин в сутки) рекомендовано допускать 2 года.
Читать по теме: Укладка тротуарной плитки своими руками (Пошаговая инструкция)
От чего зависит срок годности
Срок службы асфальтового покрытия зависит в первую очередь от соблюдения технологий при его укладке и использования качественных материалов. Гарантированный срок эксплуатации асфальта составляет около десяти лет. Однако в процессе эксплуатации под воздействием природных и техногенных факторов этот срок может уменьшаться. При плохих погодных условиях и интенсивной эксплуатации дорожного покрытия сроки службы асфальта могут сократиться до пяти лет даже при тщательном соблюдении всех технических требований к его укладке.
Какие дефекты на дороге являются гарантийным случаем
Для КЭАД и ТСОДД заказчик использует гарантийные обязательства, согласно типам недопустимых локальных дефектов, в том числе:
- по земельному полотну, системе водоотвода и основанию путевой одежды: пропасти, дождь, просадки, размывы, осыпание откосов, дефекты края дороги и разделительных полос, возвышение либо уменьшение уровня краев дороги и разделительной полосы над степенью проезжей составляющей, размывы кюветов и распад лотков, несоблюдение расположения люков, колодцев и дождеприемных решеток;
- по части асфальтобетонного покрытия: выбоины, расчески, ряби, сдвиги, просадки, проломы, выпотевание битума, трещины абсолютно всех разновидностей;
- в области цементобетонного покрытия: выбоины, облезание, накрашивание, сколы кромок и углов плит, уничтожения деформационных швов, формирование уступов более 3 миллиметров, утрата продольной устойчивости, трещины абсолютно всех разновидностей;
- в области неглубоких обработок тонким предохранительным слоем и слоем износа из литых эмульсионно-минеральных консистенций: несоблюдение сплошности пласта;
- в области путевых знаков: видоизменение расположения знака, несоблюдение целостности внешней поверхности;
- в области путевой разметки: изнашивание (распад) направлений и знаков разметки по участку;
- в области путевых обнесений: несоблюдение целостности установки, горизонтальное либо отвесное несоответствие ограждения от его предназначенного положения, коррозийные процессы;
- в области контрольных столбиков: несоблюдение целостности установки, перемена тона цвета, нарушение вертикальной разметки;
- по дорожным световозвращателям: несоблюдение единства внешней плоскости, сокращение их коэффициента.
Справка. Заказчик обладает возможностью увеличить либо сократить приведенный выше список указателей состояния и непозволительных локальных дефектов КЭАД и ТСОДД в связи с отличительными чертами области автомобильной дороги.
Стоит не забывать, что не все недостатки, возникшие на новой дороге, считаются гарантийным случаем. К примеру, наличие сетки трещин на поверхности свидетельствует о низкокачественной базе. В случае, если в рамках ремонтных работ на дороге менялось только лишь покрытие, подрядчик не несет ответственности по таким недостаткам.
Читать по теме: Самые длинные дороги в России
Повышение долговечности дорожных асфальтобетонных
Повышение долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий требует разработки взаимосогласованной комплексной системы технических документов, регламентирующих методы конструирования и требования к применяемым материалам.
Д.т.н. Руденский А.В. (ФГУП РосдорНИИ)
Продление сроков службы дорожных асфальтобетонных покрытий является одной из важнейших задач в области дорожного строительства.
Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорожных асфальтобетонных покрытий, обеспечивающему удобное и безопасное движение автотранспортных средств, регламентированы ГОСТ 50597-93. Эти требования основаны на том, что дорожное покрытие не должно иметь нарушений ровности, затрудняющих движение автотранспорта.
В настоящее время расчет дорожных конструкций, обеспечивающих заданный срок службы, осуществляется на основе определения условий потери прочности в упругой стадии материалами конструктивных слоев.
Однако, потеря прочности дорожного покрытия упругой стадии, проявляющаяся в образовании трещины, не является фактором, ухудшающим транспортно-эксплуатационное состояние дорожной одежды, т.к. не влияет на показатели скорости движения автотранспортных средств (расчетная скорость движения автомобилей устанавливается согласно СП 34.13330-12 в зависимости от категории дороги и типа местности).
Поскольку критерием срока службы дорожной конструкции является нарушение допустимого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, то, следовательно, расчет дорожной конструкции следует вести не только по критерию обеспечения прочности покрытия в упругой стадии, но и по критериям недопущения потери устойчивости покрытия в отношении образования необратимых деформаций, нарушающих ровность покрытия и, соответственно, снижающих скорость движения автотранспортных средств.
Необратимыми деформациями покрытия, нарушающими требуемые показатели ровности, являются деформации пластического характера (колеи, сдвиги, наплывы, гребенка и пр.), а также образование выбоин, возникающих вследствие недостаточной водостойкости асфальтобетона под воздействием циклических динамических нагрузок от движущегося автотранспорта (особенно в условиях увлажнения материала покрытия).
В настоящее время реальные сроки службы дорожных асфальтобетонных покрытий до момента необходимости проведения ремонтных работ составляют, как правило, 3-4 года, а нередко такая необходимость возникает и через 2 года.
Это связано с развитием в процессе эксплуатации на асфальтобетонных покрытиях таких видов повреждений или дефектов как трещины, выбоины, колеи, выкрашивания, которые существенно ухудшают транспортно-эксплуатационное состояние поверхности дорожных покрытий, ухудшают условия проезда автотранспорта, негативно влияют на безопасность дорожного движения.
Столь малые сроки службы дорожных покрытий совершенно не отвечают экономически оправданным срокам безремонтной эксплуатации конструкций. Необходимость ежегодного выделения значительных средств на проведение ремонтных работ существенно тормозит развитие сети новых дорог в стране.
Согласно ГОСТ 27.002-2015 критерием срока службы объекта является период от начала эксплуатации, в течение которого обеспечивается возможность использования объекта по назначению в соответствии с предъявляемыми требованиями, до достижения им предельно допустимого состояния, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически невыгодной или недопустимой по условиям безопасности \1,2\.
Обеспечение сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик дорожных покрытий в течение экономически оправданного срока службы, отвечающих требованиям ГОСТ 50597-93, достигается путем разработки системы технических требований к методам конструирования дорожных покрытий и применяемым материалам.
Отклонения от требований ГОСТ 50597-93 возникают в процессе эксплуатации вследствие развития на покрытии деформаций в виде колей, волн, сдвигов, гребенки, а также выбоин или выкрашиваний. Появление на покрытии деформаций нарушающих требования ГОСТ 50597-93 к ровности покрытия являются отказом, указывающим на момент завершения безремонтного срока службы покрытия.
Принципиальным недостатком действующей системы требований является то, что нормы проектирования, требования к асфальтобетону и, в частности, к применяемому битуму не представляют собой единой взаимосогласованной системы, а требуемые показатели не стыкуются между собой.
Несогласованность основных технических документов является одной из важных причин того, что сроки службы устраиваемых на их основе дорожных асфальтобетонных покрытий не соответствуют экономически оправданным показателям.
Это приводит к тому, что вместо ускоренного развития сети дорог в нашей стране значительную часть сил и средств, выделяемых на нужды дорожной отрасли, приходится расходовать на многократные ремонтные работы для поддержания сети дорог в удовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии.
В целях обеспечения большей эксплуатационной долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог необходимо совершенствование основных технических документов, определяющих правила производства работ, на основе разработки комплексной взаимосогласованной системы основных технических документов, таких как СП 218.046-01 , ГОСТ 9128-97, ГОСТ 22245-90, исходя из базовых требований к дорожным покрытиям, регламентированных ГОСТ 50597-93.
Совершенствование системы расчета и конструирования дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями
Основным техническим документом, регламентирующим правила расчета и конструирования дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями, является СП 218.046-01, который предусматривает проведение расчета слоя покрытия на прочность под действием транспортной нагрузки. При этом расчетным условием является потеря прочности в упругой стадии при многократном циклическом изгибе. Критерием потери прочности является образование трещины.
Однако образование трещины в слое покрытия само по себе не является критерием нарушения требований к транспортно-эксплуатационному состоянию, т.к. не приводит к нарушению ровности покрытия. Появление трещины может только способствовать развитию неровности в процессе дальнейшей эксплуатации.
Это означает, что методика расчета долговечности асфальтобетонного покрытия должна быть увязана с требованиями ГОСТ 50597-93 к транспортно-эксплуатационному состоянию покрытия.
Поэтому для расчета ожидаемого срока службы дорожного покрытия недостаточно проводить расчет только по критерию потери прочности в упругой стадии. Для расчета срока службы покрытия необходимо дополнить СП 218.046-01 проведением расчетов на образование неровностей, нарушающих требования ГОСТ 50597-93. Неровности на покрытии могут возникнуть либо в результате потери прочности слоя асфальтобетона в пластической стадии, либо недостаточной водостойкости асфальтобетона,
либо вследствие деформаций слоя основания.
Для проведения таких расчетов методика СП 218.046-01 должна быть существенно переработана, дополнена с учетом требований ГОСТ 50597-93 и увязана с системой требований к асфальтобетону, регламентированных ГОСТ 9128-97. Для решения этой задачи ГОСТ 9128-97 также должен быть существенно переработан, с тем, чтобы параметры физико-механических свойств асфальтобетона, предусмотренные в ГОСТ 9128-97 , были согласованы с параметрами свойств, используемыми в расчетах согласно СП 218.046-01.
Совершенствование системы требований к асфальтобетонам
В целях совершенствования системы технических требований к асфальтобетону с учетом реальных условий эксплуатации дорожных покрытий требуется кардинальная переработка ГОСТа на асфальтобетон, которая, как отмечалось ранее автором / 3 /, должна базироваться на учете следующих основных положений:
- Характеристики прочности и деформативности асфальтобетона, определяемые в соответствии с положениями действующего ГОСТа, не корреспондируются с расчетными характеристиками асфальтобетона, лежащими в основе расчета дорожной конструкции при её проектировании. Расчет дорожной конструкции опирается на характеристики модуля упругости асфальтобетона и прочности при кратковременном изгибе, тогда как ни тот, ни другой показатели согласно действующему ГОСТ на асфальтобетон не определяются. В результате при проектировании состава асфальтобетонной смеси для устройства покрытия и при контроле качества готового покрытия остается неизвестным, достигнуты ли при использовании разработанного состава асфальтобетона расчетные показатели, предусмотренные проектом, и положенные в основу проектного решения по конструкции дорожной одежды.
- Используемые согласно ГОСТ показатели прочности асфальтобетона определяются в режиме медленного сжатия (при скорости деформирования 3 мм\мин) при температуре 20оС и 50оС. Этот режим не соответствует реальному расчетному режиму деформирования асфальтобетона в дорожном покрытии в процессе эксплуатации. В частности, температура 20оС не является расчетной и не связана с каким-либо опасным периодом эксплуатации дорожного покрытия. Показатель расчетной прочности асфальтобетона опирается на значения прочности при кратковременном (или динамическом) режиме при температуре 0оС. Известно, что температурная зависимость показателей прочности асфальтобетона при медленном сжатии и кратковременном (динамическом) изгибе имеют принципиально различный характер и могут привести к принципиально различным выводам о требованиях, предъявляемых к асфальтобетону \ 2,3 \.
- Марка асфальтобетона согласно ГОСТ устанавливается на основе данных о марке применяемого щебня по дробимости, истираемости и морозостойкости. В то же время качество применяемого битума никак не учитывается при назначении марки асфальтобетона, хотя известно, что именно свойства и дозировка битума в наибольшей степени влияют на свойства асфальтобетона и его эксплуатационную долговечность.
- Дифференциация требований к асфальтобетону в зависимости от климатических условий района проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий должна базироваться на уточненном дорожно-климатическом районировании, учитывающем специфику работы асфальтобетонных покрытий и, в частности, влияние континентальности климата.
Указанные недостатки ГОСТ 9128-97 (то же относится и к ГОСТ 31015) не позволяют при проектировании асфальтобетонных смесей выявлять составы, наиболее полно отвечающие принятому в проекте конструктивному решению и климатическим условиям района расположения дороги, что и является одной из причин ускоренного развития повреждений дорожных покрытий в процессе последующей эксплуатации.
В свою очередь требования к асфальтобетонам должны быть согласованы с требованиями к дорожным битумным вяжущим, которые являются важнейшим компонентом асфальтобетонных смесей в значительной степени определяющими все основные свойства асфальтобетонов, как термопластичных материалов. Это требует совершенствования требований, предъявляемых к дорожным битумным вяжущим, в целях создания единой комплексной системы технических требований, опирающихся на требования ГОСТ 50597-93 к транспортно-эксплуатационному состоянию дорожных покрытий, методам расчета и конструирования дорожных покрытий и требования к асфальтобетонам.
Совершенствование системы требований к дорожным битумным вяжущим
Важным фактором необходимым, для того чтобы обеспечить экономически оптимальные сроки службы дорожных асфальтобетонных покрытий, является применение битумных вяжущих, отвечающих техническим требованиям, соответствующих современному уровню условий работы автомобильных дорог. Термин «битумные вяжущие» охватывает весь спектр органических вяжущих материалов, применяемых в дорожном строительстве, от «чистых» битумов до разнообразных модифицированных битумов, битумных или асфальтовых композиций \4\.
Основные требования, предъявляемые к дорожным битумным вяжущим, следующие:
1) Консистенция битумных вяжущих, которая должна отвечать требованиям климатических и эксплуатационных условий применения
4) Устойчивость в отношении старения
5) Сцепление с минеральными материалами
- Консистенция битумных вяжущих должна оцениваться в объективных физических параметрах (в частности, вязкостью), а не в условных единицах (как это традиционно используется в действующих ГОСТах), не имеющих прямой связи с вязкостью и не имеющих связи с реальным режимом работы битума в процессе эксплуатации дорожного покрытия.
- Однородность битумных вяжущих должна являться обязательной характеристикой при использовании любых модифицированных битумов, битумных или асфальтовых композиций
3.Теплоустойчивость битумных вяжущих должна обеспечивать требуемый комплекс прочностных и деформативных характеристик во всем диапазоне эксплуатационных температур. Если действующий ГОСТ 22245-90 допускает применение битума с температурой хрупкости –6оС (марка БН 60\90), а реальные зимние температуры поверхности покрытия во многих регионах страны достигают нередко -20оС – -30оС и ниже, то, очевидно, что такой битум не в состоянии обеспечить трещиностойкость асфальтобетонного покрытия.
Наряду с этим нормируемая ГОСТом температура размягчения битумов вязких марок допускается на уровне 35-51оС (в зависимости от марки). Это значит, что при нагреве асфальтобетона на поверхности дорожного покрытия в солнечные летние дни до 60оС и более, устойчивость такого покрытия к образованию пластических деформаций будет недостаточной и послужит причиной ускоренного образования колей, волн, сдвигов и других пластических деформаций в процессе эксплуатации.
4.Битум должен обладать необходимой стабильностью свойств во времени, т.е. устойчивостью к старению под воздействием технологических и эксплуатационных факторов.
Действующий ГОСТ 22245-90 нормирует большинство показателей без учета старения битума (за исключением показателя температуры размягчения), т.е. контролирует показатели битума, находящегося на складе, а не в реальных условиях эксплуатации.
Для обеспечения долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий необходимо контролировать те показатели битумных вяжущих, которыми они будут обладать в дорожном покрытии, т.е. после воздействия технологических и эксплуатационных факторов.
- Битумные вяжущие должны обладать высокими адгезионными свойствами, т.е. прочным сцеплением с минеральными материалами. Битум – это вяжущий материал, его основная функция – связывать в монолит минеральные материалы (щебень, песок, минеральный порошок), используемые при приготовлении асфальтобетона. Недостаточная адгезионная способность приводит к ускоренной дезинтеграции асфальтобетона в процессе эксплуатации, образованию выбоин, шелушению и износу поверхности, низкой водостойкости покрытия. К сожалению, действующий ГОСТ 22245-90 на вязкие дорожные битумы не предусматривает контроля адгезионных свойств битумов, хотя методика контроля адгезионных свойств битумов предусмотрена ГОСТ 11508-74.
- Решение задачи продления сроков службы дорожных асфальтобетонных покрытий требует разработки единой взаимосвязанной комплексной системы технических документов, регламентирующих как методику конструирования дорожных асфальтобетонных покрытий, так и требования асфальтобетону и применяемым битумным вяжущим, опираясь на общие базовые требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорожных покрытий.
- Для решения указанной задачи необходима переработка СП 218.046, ГОСТ 9128 и ГОСТ 31015, а также ГОСТ 22245 с целью обеспечения состояния дорожных асфальтобетонных покрытий в течение срока службы отвечающего требованиями ГОСТ 50597.
- Руденский А.В. – Обеспечение эксплуатационной надежности дорожных асфальтобетонных покрытий, М, Транспорт, 1975, с.63
- Руденский А.В. – Дорожные асфальтобетонные покрытия, М, Траснспорт, 1992, с.254
- Руденский А.В. – О необходимости существенной переработки ГОСТ на асфальтобетон, Труды Росдорнии, вып. 21\1, 2009, 244-250
- Руденская И.М., Руденский А.В. – Органические вяжущие для дорожного строительства, М, Инфра-М, 2010, с.258
Что делать в случае обнаружения дефектов
Согласно рассмотрению контрактов, в многочисленных случаях подрядчик без помощи других обнаруживает минусы произведенных работ в течение гарантийного периода. Предотвращение минусов, обнаруженных в гарантийный период, исполняется на основании ведомости повреждений, согласованной с заказчиком.
Применительно к областным дорогам работает другая процедура. К примеру, в случае, если в гарантийный период заказчиком установлено, то что произведенные подрядчиком работы — ненадлежащего качества, заказчик оформляет акт обнаруженных повреждений, в котором показывает дефект (замечание) и период ликвидации.
Справка. Гарантии предоставляются на весь масштаб произведенных работ и использованных материалов. В случае, если в промежуток гарантийной эксплуатации выявляются минусы произведенных подрядных работ, подрядчик бесплатно устраняет минусы в разумный период, определенный договором сторон.
Необходимо внести перемены в конкурсную документацию в доли возложения прямых обязанностей, согласно выявлению гарантийных повреждений не на подрядчика, а на заказчика.
Установить общие подходы, согласно контролированию заказчиком хода исполнения работ, предусмотрев вероятность участия в контроле соответствующим способом уполномоченных представителей общественности (на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах социального контролирования в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих общественный надзор).
В сформировавшихся условиях правительство предприняло ряд мер, сосредоточенных на усовершенствование свойства дорог. Росавтодор заявил о формировании единого электронного ресурса, включающего переводы тысяч иностранных нормативных и промышленных документов по дорожной постройке. В эту службу было выделено 9,9 миллиона руб. из государственного бюджета. Проводится деятельность по привлечению к постройке дорог зарубежных подрядчиков и т.д. Но этого мало, необходим комплексный систематический подход, однако его попросту нет.
Источник