Что такое гарантийный ремонт локомотива

Локомотивы переводят на пожизненную гарантию

Производителей стимулируют к качеству

«Мы переходим на новый инструмент – поставку локомотивов на условиях контракта жизненного цикла, включающего в себя первоначальную поставку, проведение технического обслуживания и ремонта локомотивов. Безусловным плюсом такого подхода является централизация и фиксация непрерывной ответственности за локомотив в одном договоре», – подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский на девятом Международном симпозиуме «Элтранс-2017», который прошёл в Санкт-Петербурге на прошлой неделе.

Сейчас при закупке локомотивов ответственность фрагментируется по нескольким контрактам. «Нам приходится постоянно решать вопросы и устранять разногласия, возникающие между сервисными компаниями, заводами-изготовителями и локомотиворемонтными заводами, в то время как все эти организации входят в состав одного холдинга и теоретически могли бы объединить свои усилия с тем, чтобы ОАО «РЖД» как заказчик за свои деньги получало бы необходимый парк исправных локомотивов», – пояснил Олег Валинский.

Компания закупает локомотивы производства машиностроительных заводов двух холдингов – ЗАО «Трансмашхолдинг» и АО «Группа Синара». У каждого поставщика есть собственные сервисные компании «ЛокоТех-Сервис» и «СТМ-Сервис». Сейчас при закупке локомотивов РЖД заключают несколько контрактов с разными контрагентами. Это договор поставки с поставщиком – ТМХ или «Синара», договор на проведение заводских ремонтов с ремонтными заводами (заводы «Желдорреммаш») и договор на сервисное обслуживание с «ЛокоТех-Сервисом» или «СТМ-Сервисом».
«Перед нами несут ответственность три разных центра – производители тягового подвижного состава, сервисные компании и АО «Желдорреммаш» и прочие заводы по капитальному ремонту локомотивов», – уточнил заместитель начальника Дирекции тяги Николай Михальчук. По его словам, дирекция заинтересована в том, чтобы поставщик сопровождал локомотив на протяжении всего жизненного цикла.

Читайте также:  Грунт для ремонта дорог

Контракт жизненного цикла подразумевает, что поставщик будет нести ответственность, то есть обеспечивать все виды ремонта на всех этапах обслуживания и ремонта локомотивов на протяжении всего их срока эксплуатации.
«Ещё одно преимущество контракта жизненного цикла – гарантированное устранение всех выявляемых конструктивных недостатков непосредственно производителем локомотива за свой счёт независимо от срока, прошедшего с начала эксплуатации локомотива», – уточнил Олег Валинский. Кроме того, контракт жизненного цикла позволяет внести в него гарантию достижения заявленных энергетических эффектов. При расчётах за текущее сервисное обслуживание это позволит учитывать не только коэффициент технической готовности, но и фактические показатели энергоэффективности тягового подвижного состава. «До 2025 года дирекции необходимо снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов на 6,9% и топлива на 1,6% к уровню 2017 года. Поэтому в долгосрочной программе развития заложены показатели по повышению эффективности использования локомотива, то есть коэффициент полезного действия, мощности, которые нам важны. Потому что более 40% расходов Дирекции тяги – это электроэнергия и топливо. Чтобы достичь этих показателей, производитель должен будет выпустить локомотив, созданный с применением новых конструкционных материалов и технологий. То есть контракт позволит стимулировать производителя к этому», – пояснил Николай Михальчук.

Сейчас среди поставщиков объявлен пилотный конкурс на поставку 10 локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания в период жизненного цикла. Предполагается, что первые машины, закупленные таким образом, поступят на Московскую и Октябрьскую дороги.

Справка «Гудка»
С 2003 по 2016 год компанией было закуплено 5567 новых локомотивов, план на 2017 год – 459 машин. При этом пиковые годовые объёмы закупки доходили до 804 локомотивов (2013 год).

Источник

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТАВОК ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВОВ ОАО «РЖД» СТОРОННИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

2. Виды технического обслуживания и ремонта локомотивов, их назначение и периодичность

2. Виды технического обслуживания и ремонта локомотивов, их назначение и периодичность

Читайте также:  Ремонт по русски 2008

2.1. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» предусматривает следующие виды планового технического обслуживания и ремонта:

техническое обслуживание ТО-1;

техническое обслуживание ТО-2;

техническое обслуживание ТО-3;

техническое обслуживание ТО-4;

техническое обслуживание ТО-5а;

техническое обслуживание ТО-5б;

техническое обслуживание ТО-5в;

техническое обслуживание ТО-5г;

текущий ремонт ТР-1;

текущий ремонт ТР-2;

текущий ремонт ТР-3;

средний ремонт СР;

капитальный ремонт КР.

2.2. Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности локомотива*.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3 является периодическим и предназначено для контроля технического состояния узлов и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации. Постановка локомотивов на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5а, ТО-5б, ТО-5в, ТО-5г планируется по необходимости.

Примечание: определения, помеченные звездочкой (*), приводятся на основании определений, указанных в ОСТ 32.109-97 «Тяговый подвижной состав (ТПС). Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения».

2.3. При производстве технического обслуживания ТО-1, а также при производстве технического обслуживания ТО-2 (в пределах установленных норм продолжительности) локомотивы учитываются в эксплуатируемом парке. Локомотивы, поставленные на остальные виды технического обслуживания и на ремонт, исключаются из эксплуатируемого парка и учитываются как неисправные.

2.4. Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях. Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Основные требования к организации и проведению технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 локомотивов установлены Инструкцией по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации, утвержденной МПС России 27 сентября 1999 г. N ЦТ-685.

2.5. Техническое обслуживание ТО-3 выполняется, как правило, в локомотивном депо приписки локомотива.

2.6. Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колесных пар в пределах, установленных Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм, утвержденной МПС России 14 июня 1995 г. N ЦТ-329. При техническом обслуживании ТО-4 выполняется обточка бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива. На техническое обслуживание ТО-4 локомотив зачисляется в случае, если не производится иных операций по техническому обслуживанию и ремонту локомотива, кроме обточки бандажей колесных пар.

Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1 или ТР-2, локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.

2.7. Техническое обслуживание ТО-5а проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги. Техническое обслуживание ТО-5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии. Техническое обслуживание ТО-5в проводится с целью подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после передислокации. Техническое обслуживание ТО-5г проводится с целью подготовки локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной дороги).

2.8. Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса локомотива*.

2.9. Текущий ремонт локомотива — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива и состоящий в замене и восстановлении отдельных узлов и систем*.

Текущий ремонт ТР-1 выполняется, как правило, в локомотивных депо приписки локомотивов. Текущий ремонт ТР-2 выполняется, как правило, в специализированных локомотивных депо железных дорог приписки локомотивов. Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо железных дорог (базовых локомотивных депо).

2.10. Средний ремонт локомотива (СР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива*.

Средний ремонт локомотивов выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.

2.11. Капитальный ремонт локомотива (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному*. Капитальный ремонт локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.

2.12. Объемы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

2.13. Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов приведены в таблицах П.1 — П.3.

Периодичность технического обслуживания ТО-2 исчисляется временем нахождения локомотива в эксплуатируемом парке.

Периодичность технического обслуживания ТО-3 и планового ремонта для локомотивов, указанных в таблицах П.1 и П.2, исчисляется линейным пробегом локомотива.

Периодичность технического обслуживания ТО-3, текущего и среднего ремонта для локомотивов, указанных в таблице 3, исчисляется временем нахождения локомотива в эксплуатируемом парке. Периодичность капитального ремонта для локомотивов, указанных в таблице 3, исчисляется полным календарным временем от постройки или предыдущего ремонта, при котором заменяется электрическая проводка и изоляция электрических машин.

Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического
обслуживания и ремонта электровозов

2.14. Дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий (профиля и плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке обращения, протяженности участка обращения, среднесуточного пробега локомотивов и др.) устанавливаются с отклонением не более 20% от средних для ОАО «РЖД» норм.

2.15. Для локомотивов, использующихся для вождения пассажирских (в том числе пригородных) поездов, периодичность ТО-2 не должна превышать 48 ч. Локомотивам, использующимся для вождения скоростных пассажирских поездов, техническое обслуживание ТО-2 необходимо производить каждый раз перед выдачей под поезд.

2.16. Текущий ремонт ТР-1 магистральных локомотивов, использующихся в грузовом и пассажирском движении, необходимо производить не реже одного раза в шесть месяцев (если техническое обслуживание ТО-3 не производится — не реже одного раза в три месяца), текущий ремонт ТР-2 — не реже одного раза в два года, текущий ремонт ТР-3 — не реже одного раза в четыре года, средний ремонт — не реже одного раза в 8 лет, капитальный ремонт — не реже одного раза в 16 лет.

Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического
обслуживания и ремонта тепловозов магистральных серий,
использующихся в грузовом и пассажирском движении

2.17. Техническое обслуживание и ремонт магистральных локомотивов, использующихся в грузовом и пассажирском движении со среднесуточным пробегом менее 300 км, допускается производить в соответствии с нормами периодичности, указанными в таблице 3 для магистральных локомотивов, использующихся на маневровой работе, в хозяйственном, вывозном и передаточном движении.

2.18. Локомотивы, на которые распространяются гарантийные обязательства изготовителя после постройки или капитального ремонта (модернизации) с продлением срока службы, должны проходить техническое обслуживание и ремонт в соответствии с эксплуатационной документацией, сопровождающей конкретный локомотив.

Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности
технического обслуживания и ремонта магистральных
локомотивов, использующихся в маневровой работе,
в хозяйственном, вывозном и передаточном
движении, а также маневровых тепловозов

2.19. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов железной дороги устанавливается начальником железной дороги по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства.

Начальник железной дороги устанавливает дифференцированные нормы периодичности технического обслуживания и ремонта для отдельных локомотивных депо или групп локомотивов, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений и работников железной дороги при организации технического обслуживания и ремонта локомотивов.

2.20. Вице-президентом ОАО «РЖД», в непосредственном ведении которого находится локомотивное хозяйство, как исключение, на срок не более одного года может устанавливаться для отдельных локомотивных депо или групп локомотивов система технического обслуживания и ремонта, отличающаяся от системы, указанной в пунктах 2.1 — 2.19 настоящего Положения. По истечении указанного срока начальником железной дороги в Департамент локомотивного хозяйства должен предоставляться анализ результатов эксплуатации для принятия решения о продолжении опыта применения выбранной системы технического обслуживания и ремонта, прекращении опыта или распространении его на другие группы локомотивов (локомотивные депо, железные дороги).

2.21. Независимо от периодичности технического обслуживания и ремонта параметры бандажей колесных пар должны измеряться не реже одного раза в 30 суток.

Источник

Гарантированное качество

Проект сервисного обслуживания техники ОАО «РЖД» доказал свою успешность

Все усилия работников компании направлены на повышение качества гарантийного обслуживания локомотивов

Фирменный сервисный центр ТМХ был создан в рамках реализации Стратегических направлений научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года. В марте прошлого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин утвердил концепцию выделения сервисного обслуживания. В августе 2010 года вице-президентом компании Алексеем Воротилкиным был подписан контракт на техническое обслуживание магистральных грузовых электровозов серии 2ЭС5К («Ермак», новый электровоз) и ВЛ85 (выпускался на входящем в состав ТМХ Новочеркасском заводе в советские годы), работающих на Восточном полигоне ОАО «РЖД». Таким образом, в рамках сервисного договора был утверждён документ между отечественным производителем и эксплуатирующей организацией, и подобная идеология на железнодорожном транспорте была применена в России впервые.

«Мы проанализировали аналогичный опыт в данной области западных стран и взяли из него лучшее, что с учётом специфики локомотиворемонтного комплекса в России позволило выйти на высокие показатели, – отметил Алексей Воротилкин. – За год нам удалось создать модель взаимодействия между производителем техники, потребителем и предприятием, выполняющим ремонты. Модель стала существенным стимулом для повышения эффективности всего локомотиворемонтного комплекса холдинга. Мы будем вносить определённые корректировки, что уже с уверенностью позволит расширить её на сети железных дорог».

Пилотный проект по обслуживанию локомотивов был успешно реализован на Восточно-Сибирской железной дороге на базе ремонтных локомотивных депо Вихоревка (Братское) и Нижнеудинск. На фирменный сервис были переданы локомотивы серии «Ермак» и ВЛ85 в количестве 127 и 53 соответственно.

По итогам совместной работы в 2010 году в целом рост коэффициента технической готовности к эксплуатации составил в среднем 7,6%, среднее количество высвобожденного времени – около 7,5 тыс. часов. Среднее количество локомотивов, дополнительно готовых к эксплуатации, составило 10,4 единицы. По словам генерального директора ООО «ТМХ-Сервис» Валерия Гриненко, к таким результатам удалось прийти за счёт оперативного обеспечения запчастями и материалами и контроля качества выполнения работ со стороны сервисной компании.

«Все усилия компании направлены на повышение качества гарантийного обслуживания локомотивов, поставляемых ТМХ, – отметил он. – Для решения задачи заключены договоры с основными производителями локомотивов и оборудования («Лугансктепловоз», БМЗ, Коломенский завод, «Пензадизельмаш») на обслуживание, а также на поставку запасных частей для нужд гарантийного ремонта. Закупочная деятельность ТМХС осуществляется через собственное структурное подразделение, которое аккумулирует потребности филиалов и принимает решение о способе закупки».

По результатам реализации пилотного проекта ОАО «РЖД» было принято решение о передаче с апреля 2011 года на сервисное обслуживание «второго объёма» локомотивного парка в количестве 1236 локомотивов. Сервисная компания организовала пять новых филиалов. На данный момент фирменное техническое обслуживание локомотивы ОАО «РЖД» проходят в 18 ремонтных локомотивных депо.

Специалистами ТМХС обслуживаются машины различных серий: грузовые электровозы ВЛ85, ВЛ65, новые грузовые магистральные Э5К, 3ЭС, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, новые пассажирские электровозы ЭП1, ЭП1П, ЭП10, ЭП2К, а также грузовые магистральные тепловозы 2ТЭ116, 2ТЭ116У, пассажирские 2М62(у), (Д)М62, 3М62у, ТЭП70, ТЭП70бс и маневровые ТЭМ18ДМ, ТЭМ18Д.
«За счёт увеличения коэффициента технической готовности локомотивов, находящихся на сервисном обслуживании ТМХС, только за период с апреля по август 2011 года удалось ежемесячно высвободить для ОАО «РЖД» свыше 80 локомотивов», – сообщил Валерий Гриненко.

В рамках контракта между ЗАО «Трансмашхолдинг» и АО «Улан-Баторская железная дорога» на поставку локомотивов ООО «ТМХ-Сервис» открыло фирменный сервисный центр на территории Республики Монголия, где гарантийное обслуживание проходят тепловозы 2ТЭ116УМ и ТЭМ18ДМ.

Сервисная система отрабатывается во взаимодействии ОАО «Желдорреммаш» с Дирекцией по ремонту тягового состава ОАО «РЖД» в целях органичного дополнения работы предприятий обеих сторон.

Специалисты ТМХС отлаживают с заводами-производителями вопросы устранения системных отказов оборудования, что позволяет оперативно вносить изменения в конструкцию локомотива. Тот же подход применяется и во взаимодействии с ОАО «Желдорреммаш»: при капитальном ремонте ТМХС не только контролирует технологический процесс, но и вносит предложения по проведению дополнительных работ по повышению надёжности оборудования, в том числе его модернизации.

По словам начальника Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» Александра Лубягова, работа ТМХС направлена на доведение технических показателей локомотивов до требований технических условий и, соответственно, снижение количества отказов. Кроме того, за счёт сервиса сокращено время устранения возникающих отказов. В 2011–2012 годах на сервисное обслуживание планируется передать порядка 5 тыс. единиц локомотивов.

Как пояснил генеральный директор ОАО «Желдорреммаш» Алексей Тишаев, компания активно сотрудничает с ТМХС в части ремонта узлов и агрегатов. В I полугодии 2011 года в локомотивных депо, на базе которых открыты филиалы сервисной компании – Братский и Нижнеудинский, – уменьшено время нахождения локомотивов на плановых видах ремонта, снижено время устранения неисправностей при заходах локомотивов на неплановый ремонт. Введены в эксплуатацию длительно простаивающие локомотивы ТЭП70.

Сервисной компанией заключены договоры на ремонт колёсных пар и организован ремонт турбокомпрессоров ТК-30. На сегодняшний день достигнуто существенное увеличение фактического КТГ по отношению к договорному коэффициенту.
«Определённо можно говорить о потенциале к дальнейшему совершенствованию в организации оперативного взаимодействия между заводами – филиалами ОАО «Желдорреммаш» и филиалами ТМХС. При сокращении сроков решения текущих вопросов в части согласования и подписания спецификаций на поставку запасных частей получить весьма ощутимый экономический эффект становится весьма возможным», – отметил Алексей Тишаев.

По словам Валерия Гриненко, повышение КТГ и надёжности локомотивов будет достигаться за счёт соблюдения и совершенствования технологии обслуживания и ремонта, а также оптимизации системы материально-технического обеспечения ремонтных площадок ОАО «РЖД». Сервисной компанией налажены поставки запчастей и оборудования крупнейших отечественных производителей и производителей стран СНГ. Ведутся переговоры с ведущими западными компаниями, такими как Alstom, Bombardier.

На данный момент депо, где ремонт осуществляется в рамках проекта ТМХС, недостаточно оснащены для полноценного выполнения всех видов ТР, в связи с чем ОАО «РЖД» приняло решение о дооснащении депо в целях повышения качества обслуживания. «В сервисной компании внедрена система ключевых показателей эффективности, направленная на стимулирование персонала на повышение качества сервисного обслуживания. В перспективе, когда станет возможным влиять на качество работы ремонтного персонала ОАО «РЖД», система будет распространена и на данных работников», – добавил Валерий Гриненко.

Филиальная сеть ТМХС в дальнейшем будет расширяться.

В настоящий момент рассматривается вопрос по передаче приписного парка депо на сервисное обслуживание. Для реализации задачи прорабатывается необходимость содержания серий локомотивов в предполагаемых депо со сроком службы более 30 лет или с истекшим сроком службы, анализируется возможность передислокации серий локомотивов с истекшим сроком службы в другие депо и/или их замены на другие серии.

После предварительного анализа будет принято решение, какие депо будут переданы на 100-процентный сервис. Результаты реализации проекта позволят принять решение о дальнейшем его тиражировании.

В рамках реализации проекта по передаче всего парка депо на сервис запланированы мероприятия по оптимизации численности ремонтного персонала и передачи части их функций в сервисную компанию. Суть этих мероприятий состоит в разделении зоны ответственности и делегировании сервисной компании ряда функций.
«Данная работа в любом случае потребует провести мероприятия по анализу и оптимизации численности ремонтного персонала, по нормированию трудозатрат, пересмотру норм расхода материалов и запасных частей, что впоследствии должно привести к снижению затрат ОАО «РЖД» на содержание локомотивного хозяйства», – отметил Валерий Гриненко.

Справка «Гудка»

    При оптимизации численности ремонтного персонала депо предполагается передача в сервисную компанию следующих функций: оперативное планирование и контроль постановки локомотивов на сервисное обслуживание; организация гарантийного и сервисного обслуживания локомотивов; материально-техническое обеспечение; формирование и контроль исполнения сетевых производственных графиков; ввод информации по проведённому сервисному обслуживанию в электронные системы ОАО «РЖД»; ведение электронных паспортов локомотивов, технологическое обеспечение ремонтов и обслуживания; расследование случаев отказов и неплановых ремонтов с разработкой мер по их предупреждению и внесению изменений в конструкцию локомотива заводами-изготовителями.

Источник

Оцените статью