Что такое капитальный ремонт бульдозера
Основные положения по техническому обслуживанию и ремонту бульдозеров, скреперов, грейдеров
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание включает в себя осмотр, мойку, уборку, крепежные работы, контроль и регулирование, выявление и устранение неисправностей, смазывание сборочных единиц, заправку систем.
По периодичности и объемам работ техническое обслуживание подразделяют на следующие виды: ежесменное обслуживание (ЕО), плановое техническое обслуживание (ТО), сезонное техническое обслуживание СО.
Периодичность технического обслуживания указывают в инструкциях по эксплуатации.
Для бульдозеров и прицепных скреперов на базе гусеничных и колесных тракторов, а также самоходных скреперов проводят следующие плановые технические обслуживания: ЕО — через 8. 10 ч работы; ТО-1 — через каждый 100. 125 ч; ТО-2\- через каждый 500 ч; ТО-3 —
через каждые 1000 ч. У полу прицепного грейдера предусмотрено только ЕО, ТО-1 через 500 ч и ТО-2 через 1000 ч работы.
Отклонение от установленной периодичности технических обслуживаний допускается не более 10%.
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности машины и восстановлению ресурса машины или ее составной части. Ресурс машины — это наработка ее от начала эксплуатации до предельного состояния, т.е. состояния, при котором дальнейшее применение машины по назначению недопустимо или нецелесообразно.
Проводят два вида планового ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт (Т) выполняют для обеспечения работоспособности машины путем замены или восстановления отдельных сборочных единиц и деталей.
При текущем ремонте машины разбирают только составные части, требующие ремонта, устраняют неисправности и заменяют отдельные сборочные единицы и детали новыми или заранее отремонтированными. Частично разбирают двигатель с системами для замены быстроизнашиваемых деталей, очистки от нагара и накипи, регулируют топливную аппаратуру, гидропривод и электрооборудование, регулируют элементы силовой передачи, заменяют диски муфты сцепления. При необходимости правят и заваривают детали металлоконструкции, кабин и капотов. Текущий ремонт по времени совмещают с ТО-3.
Капитальный ремонт (К) выполняют для обеспечения исправности и полного ресурса машины с заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые.
При капитальном ремонте машины разбирают полностью, все механизмы восстанавливают в соответствии с техническими условиями на ремонт, изношенные заменяют новыми или заранее отремонтированными. После сборки отдельные сборочные единицы подвергают стендовым испытаниям, а всю машину — испытаниям на холостом ходу и под нагрузкой.
Сроки проведения ремонта определяют по заводской документации и директивным нормам. Периодичность проведения текущих ремонтов бульдозеров, скреперов и грейдеров составляет 1000 ч, а для машин на базе тракторов она совпадает с ТО-3, поэтому их проводят одновременно.
Ресурс до капитального ремонта составляет 6000. 8000 ч.
Текущий и капитальный ремонты целесообразно производить агрегатным методом, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными. Преимущество агрегатного метода заключается в том, что им можно ремонтировать машины как в условиях эксплуатации, так и на ремонтных заводах. При этом значительно сокращается простой машины. Оборотный фонд создается из сборочных единиц, получаемых от заводов-изготовителей машин, а также из отремонтированных заранее.
Текущий ремонт выполняют на месте работы машины или на ремонтно-эксплуатационных базах; капитальный, как правило, — на специализированных ремонтных заводах.
Техническое диагностирование является составной частью планового технического обслуживания и ремонта. К задачам диагностирования относятся проверка исправности и работоспособности машины в целом или ее составных частей; поиск дефектов, нарушивших исправность машины; сбор основных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказной работы машины в межконт-рольный период.
Контрольные вопросы
1. Какие операции включает в себя эксплуатация машин? 2. С какой целью проводят обкатку машин? 3. Расскажите о правилах транспортирования машин по железной дороге. 4. Что представляют способы подготовки машины к хранению. 5. Назовите виды технического обслуживания и ремонтов машин. 6. С какой периодичностью выполняют плановое ТО? 7. В чем заключается основная цель технического диагностирования машин?
Источник
Ремонт и обслуживание бульдозеров
Специализированная техника, к которой относятся и бульдозеры, широко используется в коммунальном хозяйстве, строительной сфере и горнодобывающей отрасли. Эти машины созданы для больших нагрузок, но каждая их деталь имеет свой срок эксплуатации. Своевременное устранение неисправностей бульдозера и профилактические мероприятия по обслуживанию ведущих узлов позволяют не только избежать убытков из-за простоя, но и обеспечивают бесперебойное функционирование машин даже в самых сложных технических условиях.
Причины неисправностей
Отказы и изменения технического состояния основных узлов делятся на три вида:
- конструктивные;
- эксплуатационные;
- технологические.
Поломки могут быть внезапными, постоянными и релаксационными. Они возникают самостоятельно или являются следствием неисправностей соседнего узла.
Чаще всего причиной преждевременного износа и поломки частей ходовой становятся сложные условия, в которых приходится эксплуатировать машину.
- Бульдозеры используют для резки и толкания грунта. Частая смена режимов влияет на работу ходовой части.
- Неравномерные характеристики грунта приводят к абразивному износу узлов машины. Деталям приходится взаимодействовать с горными породами, функционировать в условиях заболоченной местности. Абразивная среда – причина пластической деформации и сколов металла.
- Перепад температур и влажности негативно влияют на состояние смазочных материалов.
- Эксплуатация в запыленных условиях – причина повышенного износа соединительных элементов.
Виды ремонтных работ
В зависимости от степени поломки и износа деталей различают три вида ремонта:
- Аварийный, который проводят при внезапной поломке техники.
- Плановый ремонт для обеспечения рабочего состояния бульдозера и продления его срока эксплуатации. Он предполагает гарантийную замену деталей для поддержания рабочего состояния машины. При плановом ремонте частично разбирают основные узлы, проводят диагностику их состояния, проверяют смазку. Эти мероприятия включают также профилактику электрооборудования и топливной системы.
- Капитальный ремонт и обслуживание бульдозеров – восстановление полного ресурса техники, замена мелких и основных ее деталей. Проводится при полной разборке машины с последующим испытанием замененных единиц на стендах. После сборки бульдозер проверяют сначала на холостом ходу, а затем под нагрузкой. И только после этого исправленную технику допускают к использованию.
Типы бульдозеров
Этот вид спецтехники классифицируют по нескольким параметрам.
- По назначению: общая и специальная. Первую используют для землеройно-планировочных и строительных работ. Вторую – для подземных и подводных разработок.
- По типу ходовой: гусеничная, используемая в условиях бездорожья, и колесная для более легких дорожных условий.
- По конструкции рабочего оборудования: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно оси машины с возможностью небольшого покачивания в поперечной плоскости. С поворотным отвалом, угол которого меняется в обе стороны от нулевого положения. Универсальная с шарнирно-сочлененным отвалом. Погрузчики.
- По механизму подъемного привода: гидравлическая, электромеханическая и механическая.
Наиболее частые поломки
Независимо от того, какая техника используется при работе, гусеничная или колесная, на первом месте среди неисправностей – выход из строя ходовой.
- Внешние элементы (катки, звенья гусеницы) ломаются при выемке грунта с частым изменением размера абразивных частиц.
- Внутренние детали (втулки, пальцы звеньев, оси катков) выходят из строя при работе на гребне холма.
- Работа поперек склона увеличивает нагрузку на внутренние и внешние элементы ходовой.
- Катки и их оси, находящиеся в передней части бульдозера, испытывают нагрузку на спуске.
- Катки и их оси, находящиеся в задней части машины, выходят из строя при работе на подъеме или при рыхлении грунта.
На втором месте стоит поломка гидравлической системы, отвечающей за функциональность отвала.
Как проводят ремонт
Независимо от вида ремонтных работ (аварийный, плановый или капитальный) необходимо придерживаться определенной последовательности.
- Диагностика машины с целью выявления повреждений.
- При износе частей ходовой – частичный разбор узлов с заменой башмака гусеницы, цепей, полотна, направляющего колеса, натяжителя.
- Проверка системы управления и устранение недостатков ее функционирования. Профилактика или замена поддерживающих и опорных катков, ремонт поворотных и бортовых редукторов.
- Обслуживание гидравлических систем. Восстановление цилиндров, пусконаладочные работы, ремонт насосов и гидромоторов.
- Проверка топливной системы.
Бульдозер Т170 ЧТЗ
Техника от Челябинского тракторного завода считается самой востребованной среди отечественных специальных машин. Модель Т170 выпускали с 1988 по 2002 год. За 14 лет механизаторы успели изучить все плюсы и минусы машины.
Принципы обслуживания этой модели прописаны в руководстве по ремонту бульдозера. Оно затрагивает диагностику и работу со всеми системами машины, но особое внимание механизаторы уделяют ремонту ходовой части. Слабое место у Т170 – фрикционные муфты сухого трения и гидравлика с ее неустойчивыми к перепаду температур шлангами. Благодаря тому, что эта модель разработана на базе проверенного временем трактора Т130, проблем с ремонтом не возникает. Всегда можно найти запчасти, а в инструкции пошагово прописаны этапы устранения неисправностей.
Техника ЧЕТРА
Техника ОАО «Промтрактор» входит в число самых востребованных машин, задействованных в отечественном производстве. Популярными моделями считаются бульдозер на гусеничном ходу ЧЕТРА Т11 и Б11. Эти рабочие лошадки тоже не вечны. Наиболее частые проблемы у ЧЕТРА связаны с гидравликой, которая тянет за собой сбой в функционировании трансмиссии. Серьезные поломки возникают через 2-3 тыс. моточасов. Полный перечень работ по устранению неисправностей указан в руководстве по эксплуатации.
Чаще всего гидравлические узлы выходят из строя из-за редкой замены фильтров и масла. Профилактически это делают через 250 и 500 моточасов соответственно. Если отвал перестал подниматься, необходимо проверить уровень масла в гидробаке. Одной из причин отказа отвала от работы может быть зависание перепускного клапана. В этом случае его необходимо разобрать и промыть.
Медленное поднятие отвала или его зависание может быть связано с попаданием воздуха в гидроцилиндр или утечкой масла. В первом случае необходимо проверить силу натяжения креплений и шланги. Во втором – отремонтировать или поменять гидронасос. Состояние гидравлической системы также напрямую зависит от соблюдения допустимых нагрузок на систему.
Caterpillar (CAT)
Гидравлика считается слабым местом и у бульдозеров Caterpillar (CAT). Алгоритм устранения неисправностей аналогичен работам с ЧЕТРА и ЧТЗ. Еще одна проблема, с которой сталкиваются машинисты CAT – поломка гусениц.
Хотя в Caterpillar и применяют метод быстрого охлаждения беговой дорожки для закалки металла с повышенной стойкостью к абразивному износу, ходовая часть считается одним из слабых мест этой техники. Именно поэтому при необходимости замены частей гусеницы следует использовать только оригинальные детали. На них средний срок эксплуатации техники составляет 4-5 тыс. моточасов на твердых породах и до 18 тыс. часов на мягких. Комплектующие для ремонта ходовой Caterpillar производит та же ЧЕТРА, но срок эксплуатации запчастей гораздо меньше оригинала.
Источник
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ БУЛЬДОЗЕРА
Основные сведения о системе технического обслуживания и ремонта машин
В процессе эксплуатации дорожно-строительной машины наступает момент, когда машина в силу изменения ее технического состояния требует приостановки использования по назначению для выполнения необходимых операций технического обслуживания или ремонта.
Техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособ-ности или исправности дорожно-строительных машин при использовании их по назначению, хране-нии и транспортировки.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности дорожно-строительных машин и восстановлению их ресурсов или ресурсов составных частей.
Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния составных частей и машин в целом для установления необходимости их технического обслуживания или ремонта, а также для прогнозирования технического состояния.
Техническое обслуживание при использовании дорожно-строительных машин разделяют на еже-сменное (ЕО), сезонное (СО) и периодическое техническое обслуживание (ТО). Последнее включает в себя первое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3) технические обслуживания.
По объему работ ремонт разделяют на текущий (ТР) и капитальный (КР). При текущем ремонте восстанавливают работоспособность машин путем замены и (или) восстановления их отдельных составных частей. При капитальном ремонте восстанавливают исправность и полный или близкий к полному ресурс машин заменой или восстановлением большого количества их составных частей, включая базовые.
Система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин включает в себя планирование, организацию и технологию работ, ресурсное обеспечение, подбор исполнителей работ. Планирование необходимо проводить с целью определения объемов работ, количества и состав звеньев исполнителей работ, потребности в оборудовании и ремонтно-эксплуатационных материалах, разработки графиков проведения технического обслуживания и ремонта машин. С организационными мероприятиями связаны выбор места проведения технического обслуживания и ремонта, оснащение рабочих мест приспособлениями и инструментом для выполнения рациональ-ных трудовых приемов, распределение работ между исполнителями, учет выполненных работ. Технология производства технического обслуживания и ремонта машин – это взаимосвязь методов и способов выполнения процессов и операций, входящих в состав отдельных видов работ, последо-вательности совершения трудовых приемов, а также применяемых материалов и средств оснащения рабочих мест с целью качественного проведения технического обслуживания и ремонта.
Нормативно-техническая документация по системе технического обслуживания и ремонта машин
При техническом обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин руководствуются стандартами, утвержденными в установленном порядке, правилами, типовыми инструкциями, руководствами по эксплуатации машин и сборочных единиц. Основополагающими, относящихся к системе технического обслуживания и ремонта машин, являются следующие группы стандартов:
*ГОСТ 18322 – 78; *ГОСТ 2.601 – 95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы»;
*ГОСТ 2.602 – 95 «ЕСКД. Ремонтные документы»; *ГОСТ 24408 – 80 «Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования».
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин
В рыночных условиях могут быть использованы три принципа технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин. Первый принцип предусматривает плановое выполнение мероприятий системы технического обслуживания и ремонта. Главная ого цель – предупреждение чрезмерного изнашивания машин. Второй принцип регламентирует сроки и содержание видов технического обслуживания и ремонта в зависимости от наработки сборочных единиц и составных частей. Согласно третьему принципу работы (ремонтно-обслуживающие воздействия) проводятся по потребности после случайного отказа; этот метод в большей степени применим по мере приближе-ния машины к списанию, когда внезапные отказы становятся частыми.
Источник