- Ремонт по КАСКО
- Как получить направление?
- Каков срок ремонта по закону?
- Где лучше отремонтировать авто?
- Главные особенности ремонта по КАСКО
- При франшизе
- Гарантийного автомобиля
- Как нужно принимать машину после починки?
- Что делать если ремонт оказался некачественным?
- Какие могут быть причины отказа?
- Что если отказали?
- Неустойка за нарушение сроков
- Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
- Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Ремонт по КАСКО
Законодательство предусматривает ряд страховых случаев, когда ремонт по КАСКО подлежит возмещению со стороны страховой компании. В то же время конкретные обстоятельства оговариваются договором между страхователем и страховщиком. Правильное оформление соглашения и знание алгоритма действий позволит избежать лишних проблем.
Как получить направление?
Одним из вариантов компенсации ущерба страхователя является проведение ремонтных работ. В договоре КАСКО могут предусматриваться такие варианты:
- направление на ремонт страховой компанией (СК);
- выбор страхователем СТО для проведения ремонта;
- ремонт по гарантии официального дилера.
Страховщик может указать в соглашении любой вариант. При определении места ремонта самой СК страхователь обычно не может выбирать СТО.
Для получения компенсации по КАСКО в форме ремонта поврежденного транспортного средства (ТС) страхователю необходимо получить направление на ремонт. Для его получения потребуются следующие действия:
- Информирование СК о наступлении страхового случая. Чаще всего договором предусматривается сообщение о происшествии в течение 4-5 дней.
- Подача заявления на страховую выплату. К заявлению необходимо приложить:
- оригинал полиса КАСКО;
- документ, подтверждающий происшествие от ГИБДД (справка по форме Ф-154, протокол и т.п.);
- ПТС;
- удостоверение личности страхователя;
- удостоверение водителя;
- документ, подтверждающий прохождение техосмотра.
- После подачи заявления и рассмотрения представленных документов СК выдает направление на ремонт.
Законодательно не установлена специальная форма направления. Она устанавливается страховщиком, но в документе обязательно отражается следующее:
- номер полиса КАСКО;
- полная информация о ТС, в т.ч. марка, номера и дата выпуска;
- информация о страхователе (владельце ТС);
- информация о СТО, куда направляется автомобиль: наименование, адрес, контактный телефон;
- страховая сумма;
- франшиза (при ее наличии);
- перечень неполадок, подлежащих устранению, намечаемые виды и сроки проведения ремонтных работ.
Последний пункт документа заполняется специалистом СТО, после проведения обследования ТС. Экземпляр направления на ремонт обязательно выдается страхователю. В соответствии с ч.2 ст.313 ГК РФ направление должно быть выдано в течение 7 суток с момента подачи заявления и предоставления необходимых документов.
Каков срок ремонта по закону?
Закон №4015-1 от 27.11.92 (в редакции 2018 г) регламентирует правила обеспечения добровольного страхования, которые должны отражаться в договоре. В отношении сроков проведения ремонта ТС по направлению СК законодательство не устанавливает жестких рамок, ограничиваясь понятием «разумный срок».
Для устранения разногласий максимальные сроки необходимо указывать в договоре КАСКО. В зависимости от сложности работ они, как правило, устанавливаются в пределах 14-45 дней. Для мелкого ремонта требуется несколько дней, но для устранения серьезных повреждений потребуется 1-1,5 месяца.
Нельзя сказать, что данный вопрос совсем не регулируется. Приказом Минпрома РФ от 01.11.92 №43 устанавливаются нормативы проведения отдельных видов ремонтных работ:
- Капремонт двигателя – 2 суток.
- Лакокрасочное покрытие корпуса поверх старого слоя – 10 суток.
- Покраска с удалением старого покрытия – 15 суток.
- Сварочные и жестяные работы повышенной трудности – 30 суток.
- Сварочные, жестяные и лакокрасочные работы по корпусу – 35 суток.
- Полный капремонт автомобиля повышенной сложности – 50 суток.
При внесении сроков ремонта в договор следует учитывать приведенные нормативы. Обычно учитываются и уважительные причины продления продолжительности ремонта. Среди них выделяется необходимость заказа оригинальных деталей производителей и отсутствие согласия в оценке стоимости работ между исполнителем и СК, что требует дополнительных независимых экспертиз.
Где лучше отремонтировать авто?
Главная альтернатива в вопросе, где ремонтировать автомобиль по КАСКО, связана с 2-мя вариантами – официальный или неофициальный дилер. В первом случае, имеется в виду сервисное обслуживание, проводимое по договору, заключенному на длительный срок.
Официальный дилер обеспечивает проведение работ высококвалифицированными специалистами; выдачу гарантии минимум на 1 год; ремонт на высокотехнологичном оборудовании и установку оригинальных запчастей; заказ недостающих деталей у производителя ТС. Основные минусы: повышенная стоимость (на 20-30% выше, чем у неофициального дилера); риск наличия мошеннических схем; затягивание сроков ремонта (иногда более 2-х месяцев).
Услугами неофициального дилера лучше пользоваться при необходимости ремонта ТС с возрастом более 3-х лет. Стоимость ремонта будет заметно ниже. В то же время, частные СТО обеспечивают достаточно высокое качество работ.
Главные особенности ремонта по КАСКО
Условия проведения ремонта автомобиля по КАСКО должны быть четко оговорены в договоре аренды. При оформлении соглашения стороны руководствуются гл 48 ГК РФ и Законом № 3015-1, которые регламентируют обязанности сторон и ответственность страховщика. Порядок проведения ремонтных работ имеет свои особенности в зависимости от определенных обстоятельств.
При франшизе
Договор КАСКО с франшизой отличается разделением автоответственности между страхователем и страховщиком. Любой ущерб, причиненный автомобилю, в пределах определенной суммы (франшизы) не оплачивается СК, а выплаты начинаются только при повреждениях, стоимость которых выше. Такое автострахование обходится значительно дешевле обычного КАСКО.
Компенсация в форме ремонта ТС предусматривается и в случае договора с франшизой. Возможны 2 варианта:
- условная франшиза. Ремонт, оцененный до суммы, указанной в договоре, оплачивается самим автовладельцем. При ущербе, превышающем эту сумму, ремонт полностью оплачивается СК;
- безусловная франшиза. Компенсация за ремонт производится за вычетом франшизы. Естественно, что этот вид КАСКО более выгоден страховщику.
Для получения направления на ремонт автомобиля, застрахованного с франшизой, его необходимо представить для проведения экспертизы. Эксперт должен дать заключение о размере повреждения, что и дает основание для расчета суммы выплаты. При несогласии с ним страхователь имеет право провести собственную, независимую экспертизу. Если ее результаты не признаются СК, то решение вопроса передается в суд.
Гарантийного автомобиля
ТС, находящееся на гарантии, может ремонтироваться только у официального дилера. Это условие обязан учитывать страховщик при заключении договора. Дело в том, что при проведении любого ремонта на иной СТО, автовладелец теряет право гарантийного обслуживания в сервисном центре.
Ремонт по КАСКО гарантийного автомобиля должен производиться только на СТО, которая является официальным дилером сервисного центра. При заключении договора по КАСКО страхователь должен представить договор гарантийного обслуживания, и условие обязательного ремонта у официального дилера вносится в соглашение.
Как нужно принимать машину после починки?
Владелец автомобиля должен обязательно присутствовать при сдаче ТС на СТО и внимательно проверить качество работ при его возврате. Это поможет избежать последующих проблем, т.к. доказать виновность исполнителя работ через некоторое время будет достаточно сложно, и потребует дорогостоящих, специальных экспертиз.
Сдача автомобиля на ремонт производится на основании акта. В нем указываются следующие нюансы:
- Полный перечень неисправностей и повреждений, которые должны быть устранены.
- Список деталей, требующих замены.
- Перечень неисправностей, которые не устраняются на данном СТО.
- Указание скрытых дефектов, которые ранее не обнаруживались, а выявлены работниками СТО.
- Замечания и пожелания автовладельца по проведению ремонтных работ.
После ремонта, автомобиль принимается по акту приема-передачи. Страхователь должен получить, помимо этого акта, такие документы:
- акты выполненных работ;
- квитанция об уплате со стороны страховщика;
- заказ-наряд на проведение работ;
- документы, подтверждающие стоимость установленных деталей;
- гарантийный талон.
Перед подписанием акта необходимо все тщательно проверить. Желательно привлечь специалиста. Качество ремонта рекомендуется проверить путем тестирования.
Что делать если ремонт оказался некачественным?
За качество ремонтных работ несет полную ответственность СК, а не СТО-исполнитель. Это обстоятельство подтверждено Постановлением ВС РФ от 27.06.2013 №20. Исходя из этого, все претензии страхователь должен предъявлять страховщику.
При обнаружении некачественного ремонта автовладельцу следует действовать в следующем порядке:
- Проведение независимой экспертизы и получение заключения о допущенных нарушениях и неустраненных повреждениях. Экспертизу может проводить только аттестованный специалист, включенный в соответствующий Госреестр. Правила ее проведения утверждены ЦБ РФ от 19.09.2014 №433-П.
- Составление претензии. Это обязательный шаг досудебного решения вопроса. Она составляется автовладельцем и направляется в адрес СК. Претензия должна содержать изложение сути проблемы, доказательства допущенных нарушений и предложения по решению проблемы. Документ может оформляться в течение 2-х лет после проведения ремонта.
- Обращение в суд при отрицательной реакции СК или ее отсутствии.
При некачественном ремонте автовладелец может потребовать такие компенсации:
- бесплатное устранение недостатков;
- проведение повторного ремонта за счет СК;
- денежная компенсация на проведение дополнительных работ страхователем.
Суд на основании представленных доказательств часто встает на сторону истца. Он может присудить полную или частичную денежную компенсацию, в т.ч. морального ущерба. Кроме того, виновная сторона оплатит все понесенные расходы.
Какие могут быть причины отказа?
Законодательство РФ строго охраняет права страхователей, ограничивая СК в вольном трактовании отказа в компенсации ущерба. Однако в ряде случаев отказ признается справедливым. Основные причины законного отказа:
- Повреждение автомобиля в момент, когда водитель находился под действием алкоголя или наркотиков.
- Угоны, совершенные при подтвержденной халатности водителя (например, оставлены ключи зажигания).
- Небольшие повреждения покрытий деталей, не влияющие на их работоспособность.
- Отсутствие водительского удостоверения.
- Передвижение по экстремальной местности (например, лед).
- Самопроизвольное движение автомобиля при неиспользовании ручного тормоза.
- Проведение самостоятельных изменений конструкции без внесения в ПТС.
- Совершение намеренных действий для получения компенсаций.
Что если отказали?
При отказе в проведении ремонта, несмотря на наличии соответствующего пункта в договоре, страхователь действует аналогично проведению некачественного ремонта. При нежелании СК исполнять свои обязательства, автовладельцу следует взять у страховщика письменный отказ, где изложены его причины. Если они справедливы, то придется смириться с решением. При нарушениях со стороны СК оформляется и направляется претензия, в которой излагается несогласие с действием компании и требования выплат. Прикладываются необходимые документы. Окончательное решение принимает суд.
Неустойка за нарушение сроков
Сроки направления поврежденного ТС на ремонт и его проведения должны оговариваться в договоре страхования (ст.943 ГК РФ). Если СК срывает оговоренные сроки или СТО не торопится приступить к ремонту, то страхователь совершает такие шаги:
- оформление претензии и направление ее СК. В ней излагается требование к СК по направлению ТС на ремонт или замене СТО, затягивающей его проведение;
- проведение ремонта на СТО по своему усмотрению. Обязательно оформляются все документы, доказывающие его проведение и стоимость оказанных услуг;
- подача искового заявления в суд.
Законодательство РФ предусматривает неустойку за нарушение сроков ремонта. За каждый день просрочки назначается неустойка 1-1,5% от стоимости ремонтных работ. Кроме того, суд может наложить штраф в размере до 50% от страховой суммы за неисполнение обязательств по договору.
Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
Денежная компенсация вместо восстановления ТС возможна только в том случае, если такое действие предусмотрено договором. Для получения выплаты необходимо своевременно подать СК соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие наступление страхового случая. Сумма выплаты определяется на основании экспертного заключения.
Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Как правило, право выбора формы компенсации остается за страховщиком. Если он решил направить автомобиль на ремонт, то оспорить такое решение очень сложно. Реально отказаться от проведения ремонтных работ можно в следующих случаях:
- Нарушение сроков ремонта. В этом случае суд может решить о денежной компенсации ущерба.
- Утрата товарной стоимости, т.е. невозможность восстановления первоначального вида ТС. Такая возможность распространяется на автомобиль не старше 5 (импортные) и 3 (отечественные) лет с пробегом не более 100 и 50 тыс. км, соответственно. В этом варианте необходимо проведение независимой экспертизы. На основании экспертного заключения подается заявление на имя страховщика.
Отказаться автовладельцу от ремонта ТС только на основании соответствующего пункта договора или по решению суда.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Ремонт по КАСКО считается одним из самых распространенных вариантов компенсации ущерба, нанесенного ТС. При правильном подходе, он вполне устраивает и страхователя, и страховщика. Правила и условия его проведения должны оговариваться в договоре страхования. При наличии разногласия сторон вначале проводится досудебное разбирательство, а при необходимости последнее слово остается за судом.
Источник