Нормативы технического обслуживания и пробега до капитального ремонта
Пробег автомобиля до КР и периодичность ТО-1 и ТО-2 определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию эксплуатации – k1, модификацию подвижного состава и организацию его работы – k2,, климатические условия – k3,, т. е:
· пробег автомобиля до КР
,
,
.
Коэффициент k1 учитывает категорию условий эксплуатации и рассчитывается для второй и третьей категории k1=0,88.
Коэффициент k2 для легкового автомобиля и автобуса составляет k2=1,0.
Для центрального района РФ коэффициент k3=1,0, для пробега до КР и периодичности ТО.
Нормы пробега до КР и периодичность ТО
Норматив | Нормативное значение | Скорректированное значение |
Пробег до КР, км | ||
Периодичность ТО-1, км | ||
Периодичность ТО-2, км |
Нормы трудоемкости работ.Трудоемкость работ по ТО-1, ЕО, ТО-2 и ТР определяются с помощью коэффициентов, корректирующих пробег (k1, k2, k3) и, кроме того, учитывающихвозраст подвижного состава — k4 и размер АТП – k5 т. е.:
,
,
,
.
Коэффициент k1 рассчитывается для второй и третьей категории эксплуатации и равен k1=0,88. Коэффициенты k2=k3=1,0.
Для возрастной структуры составляющей 0,5-0,75 от пробега до капитального ремонта коэффициент k4 принимает значение k4=1,4 для автобуса и k4=1,0 для легкового автомобиля.
При числе автомобилей в АТП до 100 коэффициент k5=1,15.
Нормативы трудоемкости работ
Норматив | Нормативное значение | Скорректированное значение |
Трудоемкость ЕО | ||
Трудоемкость ТО-1 | ||
Трудоемкость ТО-2 | ||
Трудоемкость ТР |
Расчет цикловой производственной программы предприятия по обслуживанию и ремонту
Под производственной программой АТП понимается количество и трудоёмкость работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) подвижного состава, приходящиеся на определённый период времени: год, квартал, месяц, сутки, смену. Объем работ по текущему ремонту, выполняемому не в плановом порядке, а по потребности, определяется только трудоёмкостью операций.
Поскольку возрастная структура подвижного состава принята как 0,5-0,75, количество единиц подвижного состава, не прошедшего и прошедшего капитальный ремонт равно
, где
Lкр – пробег до капитального ремонта,
Lмр – межремонтный пробег
ωн и ωст – доля новых и старых автомобилей в парке
;
.
Соответственно цикловой пробег равен
для автомобиля_________
для автомобиля________
Источник
Корректирование пробега до КР
Пробег автомобиля до капитального ремонта рассчитывается по формуле:
где Lкр Н — нормативный пробег базового автомобиля для l категории эксплуатации в км. Подбирается по табл. 2.3 «нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов до капитального ремонта» из Положения [1].
к1 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации
к2 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы.
к3 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий.
Данные о модификациях подвижного состава сведем в таблицу 4.
Марка а/м | Модификация и организация работы | Пробег до КР (к2) |
ЗИЛ-5301 | Базовый автомобиль | |
ЗИЛ-СААЗ-445410 | Самосвал на плече свыше 5км | 0,85 |
ГАЗ-3308 | Базовый автомобиль | |
МАЗ-6501 | Самосвал на плече свыше 5км | 0,85 |
Данные для корректировки пробега до КР сведем в таблицу 5
Марка а/м | Нормативный пробег Lкр н , км | к1 | к2 | к3 |
ЗИЛ-5301 | 0,8 | |||
ЗИЛ-СААЗ-445410 | 0,8 | 0,85 | ||
ГАЗ-3308 | 0,8 | |||
МАЗ-6501 | 0,8 | 0,85 |
Коэффициенты корректирования принимаются из Положения [1] табл. 2.1,2.8,2.9,2.10.
Корректированный пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле 5:
ЗИЛ-5301: Lкр=300000*0,8*1*1=240000 км;
ЗИЛ-СААЗ-445410: Lкр=300000*0,8*0,85*1=204000 км;
ГАЗ-3308: Lкр=200000*0,8*1*1=160000 км;
МАЗ-6501: Lкр=320000*0,8*0,85*1=217600 км.
После определения расчетной величины пробега до КР проверяем его кратность с периодичностью ТО-1 по формуле:
; (6)
ЗИЛ-5301: ;
ЗИЛ-СААЗ-445410: ;
ГАЗ-3308: ;
МАЗ-6501: .
Скорректируем пробег до КР по кратности (Lкр=n3*L1) с последующим округление до целых сотен км:
ЗИЛ-5301: Lкр=100*2400=240000 км; ГАЗ-3308:Lкр=67*2400=160800 км;
ЗИЛ-СААЗ-445410: Lкр=85*2400=204000 км; МАЗ-6501:Lкр=91*2400=218400 км.
КР полнокомплектного подвижного состава следует максимально ограничивать вплоть до полного исключения, за счет замены агрегатов и узлов, требующих КР на исправные, взятые из оборотного фонда.
Автомобили данного АТП не подвергаются КР, значит пробег до капитального ремонта равен цикловому пробегу и равен пробегу до списания.
Скорректированные пробеги до КР приведены в таблице 6
Марка а/м | Lкр=Lц=Lс, км |
ЗИЛ-5301 | |
ЗИЛ-СААЗ-445410 | |
ГАЗ-3308 | |
МАЗ-6501 |
Цикловая программа АТП
Программа по ТО за цикл эксплуатации определяется отношением циклового пробега к периоду обслуживания. Расчет ведется на один списочный автомобиль.
Программа по ТО-2 определяется по формуле:
; (7)
ЗИЛ-5301: ;
ЗИЛ-СААЗ-445410: ;
МАЗ-6501 :
ГАЗ-3308: .
; (8)
ЗИЛ-5301: ;
ЗИЛ-СААЗ-445410: ;
МАЗ-6501: ;
ГАЗ-3308: .
Формула (8) учитывает то обстоятельство, что при выполнении ТО-2 производятся в полном объеме все мероприятия, предусмотренные ТО-1.
; (9)
ЗИЛ-5301: ; ГАЗ-3308:
;
ЗИЛ-СААЗ-445410: ; МАЗ-6501:
.
Число воздействий на парк автомобилей за цикл сведем в таблицу 7:
Источник
ПРИМЕРЫ ВЫБОРА И КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Пример 1.
На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренном климатическом районе, работает 140 автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, имеющих пробег с начала эксплуатации от 160 до 200 тыс. км. Автомобили работают в пригородной зоне на дорогах с щебёночным покрытием, на холмистой местности.
Требуется определить нормы пробега до и после капитального ремонта, периодичности и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта.
1 Дорожные условия эксплуатации относятся к III категории (см. табл. 2.7).
2. Норма пробега до капитального ремонта L1определяется исходя из нормы пробега базового автомобиля ЗИЛ-130 (см. табл.2.3) с учетом результирующего коэффициента К:
L1 = 300K = 300×0,8×0,85×1,0 = 204 тыс. км.
После КР норма пробега автомобиля должна составлять не менее 80 % от пробега до капитального ремонта, т.е.
L2 = 204×0,8 = 163 тыс. км.
3. Периодичность технического обслуживания принимается с учетом данных табл. 2.1, 2.8, 2.10 для:
ТО-1. 3000×0,8×1,0 = 2400 км;
ТО-2. 12000×0,8×1,0 = 9600 км.
4. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для базового автомобиля ЗИЛ-130 (см. табл. 2.2) с учетом результирующего коэффициента К:
для технического обслуживания
К2 = 1,15 (см. табл. 2.9); К5 = 1,05 (см. табл. 2.12);
для текущего ремонта
К1 = 1,2 (см. табл. 2.9); К2 = 1,15 (см. табл. 2.9); К3 = 1,0 (см. табл. 2.10); К4 = 1,2 (см. табл. 2.11 — соотношение фактического и нормативного пробегов до первого КР составляет 160/204 ¸ 200/204 = 0,78 ¸ 0,98);
К5 = 1,05 (см. табл. 2.12);
ЕО. 0,45×1,20 = 0,54 чел-ч;
ТО-1. 2,5×1,20 = 3,0 чел-ч;
ТО-2. 10,6×1,20 = 12,7 чел-ч;
ТР. 4,0×1,72 = 6,9 чел-ч.
Пример 2.
На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренно-холодном районе, работает 350 автомобилей ЗИЛ-130, имеющих пробег с начала эксплуатации 100 тыс. км. Автомобили работают с одним прицепом на естественных грунтовых дорогах в сельской местности.
Требуется определить норму пробега до КР, периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта.
1. Дорожные условия эксплуатации относятся к V категории (см. табл. 2.7).
2. Норма пробега до капитального ремонта L1 определяется исходя из нормы пробега для I категории условий эксплуатации (см. табл. 2.3) с учетом результирующего коэффициента корректирования К:
L1 = 300К = 300×0,6×1,0×0,9 = 162 тыс. км.
3. Периодичность технического обслуживания может быть принята с учетом данных табл. 2.1, 2.8 и 2.10 для:
ТО-1. 3000×0,6×0,9 = 1600 км;
ТО-2. 12000×0,6×0,9 = 6400 км.
Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для эталонных условий эксплуатации (см. табл. 2.2) и результирующего коэффициента корректирования К:
для технического обслуживания
для текущего ремонта
ЕО. 0,45×0,85 = 0,4 чел-ч;
ТО-1. 2,5×0,85 = 2,1 чел-ч;
ТО-2. 10,6×0,85 = 9,0 чел ч;
ТР. 4,0×1,27 = 5,0 чел ч.
Таблица12.1.
Категория условий эксплуатации | Пробег, тыс. км | Результирующий коэффициент К | Пробег, приведенные к I категории условий эксплуатации в умеренно холодном климатическом районе, тыс. км |
II | 0,9×1,0×(0,9×0,9) = 0,73 | ||
III | 0,8×1,0×(0,9×0,9) = 0,65 | ||
Итого | — |
Пример 3.
Автобус ПАЗ-672 имеет пробег с начала эксплуатации 265 тыс. км при работе в различных условиях эксплуатации в районе умеренно-холодного климата и с высокой агрессивностью окружающей среды: во II категории условий эксплуатации — 155 тыс. км; а в III категории — 110 тыс. км.
Требуется определить пробег автобуса, приведенный к I категории условий эксплуатации.
Результирующий коэффициент корректирования для пробега до капитального ремонта
а приведенные пробеги даются в табл. 12.1.
Сравнение полученного пробега с нормативным (см. табл. 2.3) показывает, что автобус в данных условиях эксплуатации выполнил норму пробега до капитального ремонта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ КОМПЛЕКСА Д-2, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНОГО (ДИАГНОСТИЧЕСКОГО) ОБОРУДОВАНИЯ *
* Комплекс Д-1 выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы и автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».
1. Проверить состояние шин и давление воздуха в них.
2. Проверить двигатель на наличие стуков и шумов, проверить герметичность трубопроводов.
3. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
4. Проверить радиальный и осевой зазоры в шкворневых соединениях управляемых колес, люфт рулевого колеса и состояние узлов рулевого привода.
5. Проверить биение карданного вала.
6. Проверить внешнее состояние, уровень шума и герметичность коробки передач и главной передачи и определить суммарный люфт трансмиссии на каждой передаче.
7. Проверить внешнее состояние и работоспособность аккумуляторной батареи, стартера, генератора, реле-регулятора.
8. Проверить внешнее состояние и работоспособность системы зажигания: прерывателя-распределителя, проводов высокого напряжения, свечей и катушки зажигания.
9. Отрегулировать систему, холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО в отработавших газах в допустимом диапазоне минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
10. Проверить угол опережения подачи топлива дизеля.
11. Проверить внешнее состояние и работоспособность форсунок и топливного насоса высокого давления.
12. Определить потери мощности в трансмиссии (после прогрева двигателя и трансмиссии работой под нагрузкой до рабочей температуры).
13. Определить мощность на ведущих колесах автомобиля и расход топлива под нагрузкой. При необходимости проверить состояние цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
Источник