Периодические плановые ремонты
Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание.
Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.
Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.
ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:
- продолжительности ремонтного цикла;
- продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности ремонтов;
- категорий ремонтной сложности (КРС);
- трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.
Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.
Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид
где К — это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);
С — средний ремонт;
М — малый ремонт;
О — осмотр;
1, 2, 3, . 6 — порядковый номер ремонта в цикле.
Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.
Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.
Рис. 1 Ремонтная единица
Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:
- слесарные;
- станочные;
- прочие (окрасочные, сварочные и др.).
Категория ремонтной сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются отдельно.
Категория ремонтной сложности универсального оборудования определяется по справочнику ППР.
КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:
где tiслес — норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;
tр.е.слес — норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;
m — типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.
Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:
- 23 часа для механической части оборудования;
- 11 часов для электрической части.
Система ППР включает техническое обслуживание и ремонт оборудования, проведение модернизации, организацию труда в ремонтном хозяйстве, организацию обеспечения и сбережения, а также учет запасных частей.
Техническое обслуживание предполагает устранение малых неполадок, осмотр состояния узлов и деталей, замену масел, регулирование отдельных механизмов.
Работы по проведению технического обслуживания используются в межремонтный период и регламентируются специальным графиком. Четкое выполнение в разрезе графика и в необходимых объемах технического обслуживания обеспечивает сокращение объемов ремонтных работ и снижение затрат на их проведение.
Разные виды ремонтов различаются между собой объемом выполняемых работ и разной трудоемкостью.
Система ППР может иметь свои отраслевые особенности. Такие отрасли как легка и текстильная, пищевая, полиграфическая имеют свою систему ППР, причем она утверждена высшим отраслевым органом (министерством, комитетом и т.д.).
Предприятия могут применять разновидности системы. Наибольшее применение получили следующие основные системы:
- послеосмотровых ремонтов (инспекционная);
- стандартных ремонтов (регламентированная);
- периодичных ремонтов;
- комплексная форма организации ремонтного обслуживания.
Система послеосмотровых ремонтов основывается на том, что сроки и содержание ремонта определяются посредством периодического осмотра оборудования (технической инспекцией), а не в зависимости от срока службы. Такая система широко используется на предприятиях автомобильной промышленности (ВАЗ, КамАЗ, КрАЗ).
Система стандартных ремонтов (регламентированная система) построена на принципе обязательной остановки оборудования для ремонта и обязательной замены отдельных деталей через фиксированный вид работы (независимо от их технического состояния и износа). Эту систему используют для оборудования, которое работает в постоянном режиме, когда наименьшая его остановка может привести ук большим производственным затратам или к аварии, которая угрожает жизни работников (котлы под давлением, турбины и т.д.).
Потребности в периодических ремонтах удовлетворяются через регламентированное количество отработанных оборудованием часов. Наиболее приемлемое использование такой системы возможно там, где проводится учет работы оборудования по времени. Составляющие элементы ремонтно-технического обслуживания оборудования изображены на рис. 2.
Рис. 2 Элементы ремонтно-технического обслуживания оборудования
Рис. 3 Организационная структура управления службы главного механика крупного промышленного предприятия (централизованная форма организации ремонтного облуживания оборудования)
Высокую экономическую эффективность показала комплексная система ремонтного обслуживания. Основные ее положения и содержание изложены в Типовом положении о комплексной форме организации ремонтного обслуживания машин и оборудования на предприятиях (Київ, НДИПіН, 1988).
Управление ремонтной службой может осуществляться как на централизованной основе, так и на децентрализованной.
Централизованная форма ремонтного обслуживания – это когда весь ремонтный персонал подчинен главному механику предприятия.
Децентрализованная форма – все виды ремонтных работ и обслуживание проводится силами цехового персонала.
На представленной организационной структуре, отдел главного механика является самостоятельной выделенной структурой и организует ремонтное обслуживание в соответствии с графиком.
На эффективность ремонтного обслуживания непосредственно влияют структура и методы управления ремонтным производством. Хотя совершенствованию организационного построения и функционирования системы сложного ремонтнообслуживающего комплекса до сих пор уделяется мало внимания. Около 70-80% машиностроительных предприятий используют децентрализованные или смешанные системы, тогда как эти системы имеют достаточно много недостатков. Главными их них следующие: не использование в полной мере преимуществ концентрации и специализации однородных ремонтных работ; неравномерно загружается ремонтный персонал в течении смены; нередко ремлнтные работники, подчиненны начальнику производственного цеха, используются не по назначению; часто не ведется учет фактических затрат на ремонт; отсутствует единая техническая политика в отрасле ремонта.
Рис. 4 Содержание материально-технической подготовки ремонта оборудования
В структуре ремонтной службы основным производственным подразделением является ремонтно-механический цех (РМЦ). В соответствии с характером производственных процессов, которые используются данным цехом, он относится к металлообрабатывающим. В его состав входят, как правило, основные, вспомогательные участки, отделения, а также служебно-бытовые помещения.
Основные участки: механический, слесарно-сбороный, заготовительный, сварочный, малярный, термический и других направлений. Вспомогательными отделениями являются инструментально-раздоочный склад (кладовая), склад металла, запасных частей, лакокрасочных материалов.
Общее управление РМЦ осуществляет начальник цеха, который непосредственно подчинен главному механику предприятия. Производственными участками руководят мастера.
В состав РМЦ входят цеховое техническое бюро, планово-экономическое бюро, бюро труда и заработной платы и некоторые другие подразделения.
РМЦ как сложная система ремонтного обслуживания оборудования, организует свою производственно-хозяйственную деятельность на основе хозрасчета.
С целью сокращения длительных простоев оборудования, а также затрат на ремонты могут проводиться конструкторско-технологическая, материальная и организационная подготовка ремонтных работ. Содержание материально-технической подготовки производства показано на рис. 4.
Контсрукторско-технологическая (техническая) подготовка предусматривает разработку чертежей на быстроизнашивающиеся детали, составление альбомов такого рода чертежей (особенно это относится к импортному оборудованию, на которые в общем, как правило, отсутствуют чертежи), а также разработку дефектных карточек, типовых технологических процессов разборки, ремонта и сборки станков.
Материальная подготовка состоит в своевременном получении и или изготовлении запасных узлов и деталей, которые заменяют изношенные, а также обеспечение инструментами, приспособлениями, материалами и покупными комплектующими изделиями.
На крупных предприятиях создают централизованную систему материально-технического обеспечения с использованием автоматизированных инфориационных систем управления, обеспечиающих надежную базу для организации всех видов ремонтнообслуживаемого оборудования.
Организационная подготовка позволяет:
- получать объективную информацию о потребности в услугах, связанных с ремонтом;
- четко разрешать вопросы об ответственности производственного и ремонтного персонала за целостность и работоспособность оборудования;
- планировать и выполнять ремонтные работы в соответствии с планом-графиком;
- своевременно выдавать задания бригадирам по ремонту оборудования и контролировать качество выолненных работ;
- стимулировать работников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием, к выполнению качественной и своевременной работы;
- нести материальную ответственность за неудовлетворительную эксплуатацию станков и оборудования.
К резервам повышения эффективности ремонтно-технического обслуживания относятся совершенствование организационной структуры и структуры управления данной функцией предприятия, а также совершенствование и оптимизация системы ППР на основе математических методов. На большинстве отечественных машиностроительных предприятиях функционируют отдельные слубы главного механика и главного энергетика. В зарубежных фирмах эти слубы объединены в единую электромеханическую службу. Организация единой ремонтной службы предприятия предполагает коренную перестройку и ее внутренних функциональных подразделений.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Система — периодический ремонт
Система периодических ремонтов позволяет планировать ремонты на длительное время и заблаговременно подготовлять их, сокращая простои оборудования. При этой системе ограничиваются возможности аварийного выхода из строя оборудования. [1]
Система периодических ремонтов предусматривает проведение мероприятий по техническому обслуживанию и плановых ремонтов каждого агрегата после того, как он отработал определенное количество часов. [2]
Система периодического ремонта предусматривает минимальные разборки деталей при ремонте, гарантирует ответственные детали от неожиданных поломок и порч и создает условия для экономии средств и материалов при ремонте. [3]
Система периодических ремонтов планирует ремонты на основе изучения изнсса деталей, узлов и всей машины в целом. Сроки выполнения ремонтов устанавливаются на основе изучения работы однотипных машин в разных условиях эксплуатации. Для группы машин и для каждой отдельной машины устанавливаются структура ремонтного цикла и межремонтный период. [4]
Система периодических ремонтов предполагает планирование определенных сроков остановки оборудования на ремонт и ориентировочный объем ремонтных работ. [5]
Нормативы системы периодических ремонтов следует устанавливать по видам и типам оборудования с учетом характера производства, определяющего в значительной степени условия эксплуатации и степень напряженности использования оборудования. Они служат для планирования ремонтов и определения нормального объема ремонтных работ на участке, в цехе, на заводе, требующегося для обеспечения нормального уровня технического состояния оборудования. [6]
При системе периодического ремонта заранее определяется степень интенсивности износа отдельных деталей паровоза в зависимости от времени их работы или выполненного пробега. Затем устанавливается срок службы, осмотра, исправления, проверки или очистки каждой ответственной детали или части паровоза. [7]
Средние нормативы системы периодических ремонтов регламентируются типовым положением по системе периодических ремонтов — Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий и отраслевыми положениями и инструкциями министерств. Нормативы, отвечающие конкретным условиям заводов, устанавливаются непосредственно на предприятиях. [8]
При применении системы периодических ремонтов плановый характер основной части ремонтных работ обеспечивается за счет того, что ремонты проводятся по годовому графику, в заранее известные сроки, вытекающие из установленных межремонтных периодов. [9]
На большинстве предприятий для основного технологического оборудования применяется система периодических ремонтов . Для особо трудоемкого в ремонте крупного, тяжелого оборудования и прецизионных станков, а также для машин и агрегатов, не имеющих постоянной равномерной загрузки, целесообразнее применять систему послеосмотровых ремонтов как дополнение к системе периодических ремонтов для оборудования, занятого на точных финишных операциях. Дифференцированный подход при планировании ремонтов и технического обслуживания оборудования позволит снизить трудовые и материальные затраты на его содержание и сконцентрировать внимание ремонтного персонала на обеспечении высокого уровня технического состояния станков и машин, имеющих наиболее важное значение для производства. [10]
Средние нормативы системы периодических ремонтов регламентируются типовым положением по системе периодических ремонтов — Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий и отраслевыми положениями и инструкциями министерств. Нормативы, отвечающие конкретным условиям заводов, устанавливаются непосредственно на предприятиях. [11]
В зависимости от осуществления подготовительных работ планирование ремонта оборудования может выполняться по системе периодического ремонта . В первом случае сроки ремонта и объем ремонтных работ определяются по данным, полученным при осмотрах машин. Планирование ремонта машин по системе после осмотрового ремонта затрудняет определение сроков выполнения ремонта и объема ремонтных работ. [12]
Возможность и допустимость применения такой формы оплаты вытекают из одного из основных положений системы периодических ремонтов , согласно которому при периодическом выполнении плановых ремонтов через определенное число отработанных оборудованием часов в условиях нормальной эксплуатации оборудования и при надлежащем качестве ремонтных работ объемы плановых ремонтов стабилизируются, их величина оказывается зависящей главным образом от группы ремонтосложности станка. [13]
Система ремонта и технического обслуживания в зависимости от характера и условий эксплуатации оборудования может функционировать в различных организационных формах: в виде послеос-мотровой системы, системы периодического ремонта или системы стандартного ремонта. Послеосмотровая система предполагает проведение по заранее разработанному графику осмотров оборудования, в ходе которых устанавливается его состояние и составляется ведомость дефектов. На основании данных осмотра определяются сроки и содержание предстоящего ремонта. Эта система применяется для некоторых видов оборудования, работающего в стабильных условиях. Система периодического ремонта предполагает планирование сроков и объемов ремонтных работ всех видов на основе развитой нормативной базы. Фактический объем работ корректируется относительно нормативного по результатам осмотра. Эта система наиболее распространена в машиностроении. Система стандартного ремонта предполагает планирование объема и содержания ремонтных работ на основе точно установленных нормативов и строгое соблюдение планов ремонта независимо от фактического состояния оборудования. [14]
На большинстве предприятий для основного технологического оборудования применяется система периодических ремонтов. Для особо трудоемкого в ремонте крупного, тяжелого оборудования и прецизионных станков, а также для машин и агрегатов, не имеющих постоянной равномерной загрузки, целесообразнее применять систему послеосмотровых ремонтов как дополнение к системе периодических ремонтов для оборудования, занятого на точных финишных операциях. Дифференцированный подход при планировании ремонтов и технического обслуживания оборудования позволит снизить трудовые и материальные затраты на его содержание и сконцентрировать внимание ремонтного персонала на обеспечении высокого уровня технического состояния станков и машин, имеющих наиболее важное значение для производства. [15]
Источник