Что такое плановый деповской ремонт вагонов

12.5.1 Виды ремонта и технического обслуживания вагонов

Работа производственной базы вагонного хозяйства организуется на основе планово-предупредительной системы ремонта вагонов. Эта система устанавливает определенную периодичность и вид ремонта в зависимости от типа вагона и даты его постройки. Кроме плановых ремонтов устанавливается также несколько видов технического обслуживания.

Для грузовых вагонов установлены следующие виды ремонта:

  • капитальный — производится на специализированных ВРЗ и для отдельных типов вагонов в вагонных депо. Основные типы грузовых вагонов проходят капитальный ремонт один раз в десять лет, полувагоны — один раз в семь лет;
  • деповской ремонт грузовых вагонов производится в вагонном депо после пробега 160000 км.

Техническое обслуживание грузовых вагонов включает в себя технический осмотр и текущий ремонт (безотцепочный и отцепочный). Текущий ремонт не является плановым видом ремонта и выполняется в зависимости от технического состояния.

Технологический процесс предусматривает следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов:

  • ТО — техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;
  • ТР-1 — текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;
  • ТР-2 — текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
  • Текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).
Читайте также:  Сро при ремонте скважин

Для пассажирских вагонов установлены следующие виды ремонта:

  • КР-1 — капитальный ремонт первого объема; первый КР-1 производится через 6 лет после постройки, а также после КР-2 и КВР; второй и третий КР-1 выполняются через 5 лет;
  • КР-2 — капитальный ремонт второго объема; выполняется через 20 лет после постройки;
  • КВР — капитально-восстановительный ремонт; выполняется для сильно поврежденных вагонов не ранее чем через 20 лет после постройки;
  • ДР — деповской ремонт; выполняется через каждые 300000 км пробега, но не чаще, чем один раз в год; если такой пробег достигнут менее, чем за год, то проводится техническое обслуживание в объеме ТО-3. Если пробег в 300000 км не достигается за 2 года, то по истечении этого срока производится деповской ремонт.

Для пассажирских вагонов установлены следующие виды технического обслуживания:

  • ТО-1 — выполняется перед отправлением в рейс в пунктах формирования и оборота, а также в пути следования;
  • ТО-2 — выполняется перед началом летних и зимних перевозок;
  • ТО-3 — единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через 6 месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования.

Кроме перечисленных видов ТО может также производиться текущий ремонт (ТР) с отцепкой вагона от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота.

Для рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) устанавливаются свои сроки ремонта и технического обслуживания.

Капитальный ремонт 5-вагонных секций БМЗ выполняется один раз через 16 лет после постройки со вскрытием кузова. Деповской ремонт РПС производится через 2,5 года после постройки, а затем через каждые 1,5 года.

В период эксплуатации рефрижераторной секции выполняются следующие виды планового технического обслуживания вагонного и бытового оборудования:

  • ежедневное ТО;
  • ТО-1 — после выгрузки груза;
  • ТО-2 — один раз в три месяца;
  • ТО-3 — при наступлении отопительного сезона;
  • ТО-4 — после окончания отопительного сезона.

Специальное оборудование РПС (дизель, холодильная установка, электрооборудование) подвергается особым видам ТО. Для дизеля, например, предусмотрено ежедневное техническое обслуживание, ТО через каждые 100, 200 и 600 моточасов и другие.

Для АРВ, кроме того, предусматривается укрупненное техническое обслуживание УТО-1 и УТО-2.

Источник

Что такое плановый деповской ремонт вагонов

(Баку, 22 — 23 ноября 2007 года)

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с принятием нового Положения. —
См. протокол СЖТ СНГ от 17 октября 2012 года N 57
_____________________________________________________________________

Утверждено
на сорок седьмом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
22-23 ноября 2007 года

Приложение N 10

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящее Положение устанавливает систему технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов государств — участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии, допущенных к эксплуатации на путях общего пользования в международном сообщении, и является обязательным для применения работниками всех государств, причастными к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов.

1.2. Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов устанавливается в целях обеспечения устойчивой работы вагонного парка совместного использования, поддержания его технического состояния, повышения эксплуатационной надежности и распространяется на грузовые вагоны, допущенные в международном сообщении, включая вагоны с продленным сроком службы.

1.3. Продление срока службы осуществляется в соответствии с Положением о продлении сроков службы грузовых и рефрижераторных вагонов государств — участников Соглашений о совместном использовании грузовых и рефрижераторных вагонов в международном сообщении, утвержденным Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (Протокол заседания комиссии от 16-18 мая 2006 года, г.Мариуполь).

2. Виды технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, их назначение

2.1. Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта:

техническое обслуживание — ТО;

текущий отцепочный ремонт — ТР-1;

текущий отцепочный ремонт — ТР-2;

деповской ремонт — ДР;

капитальный ремонт — КР;

капитальный ремонт с продлением срока полезного использования — КРП.

2.2. Техническое обслуживание вагона (ТО) — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.

2.3. Текущий отцепочный ремонт вагона (ТР) — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, переводом вагона в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.

По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется:

— текущий ремонт вагона (ТР-1) — ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, подачей на специализированные пути и переводом в нерабочий парк;

— текущий ремонт вагона (ТР-2) — ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.

2.4. Деповской ремонт вагона (ДР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей.

2.5. Капитальный ремонт вагона (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

2.6. Капитальный ремонт с продлением срока полезного использования (КРП) — контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые и назначением нового срока службы.

2.7. Текущий отцепочный ремонт (ТР-1 и ТР-2) являются неплановыми видами ремонта, постановка на который осуществляется без предварительного назначения. Каждый случай отцепки грузового вагона в ТР-2 подлежит расследованию установленным порядком.

2.8. Деповской (ДР) и капитальный ремонт (КР) являются плановыми, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

2.9. Капитальный ремонте продлением срока полезного использования (КРП) является неплановым (без предварительного назначения) и осуществляется по техническим условиям, согласованным установленным порядком.

2.10. Неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожные пути общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря.

2.11. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.

3. Нормативы периодичности проведения плановых видов ремонта

3.1. Нормативы периодичности производства плановых видов ремонта для грузовых вагонов приведены в таблицах 1-3.

3.2. Нормативы периодичности производства капитальных ремонтов установлены по критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона от постройки (капитального ремонта) до момента подачи вагона в первый или последующий капитальные ремонты и приведены в таблице 1.

3.3. Нормативы периодичности производства деповских ремонтов установлены:

— по комбинированному критерию, учитывающему фактически выполненный объем работ и календарную продолжительность использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый или последующий плановые ремонты;

— по единичному критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый или последующий плановые ремонты.

3.4. Комбинированный критерий применяется для вагонов восьмизначной нумерации, используемых для перевозки грузов по путям общего пользования, свойственных их моделям и конструктивным особенностям, зарегистрированных установленным порядком в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов ИВЦ ЖА и переведенных по решению железнодорожной администрации на систему технического обслуживания и ремонта с учетом фактически выполненного объема работ. Нормативы периодичности приведены в таблице 2.

3.5. Для остальных вагонов применяется критерий календарной продолжительности межремонтного периода. Нормативы периодичности приведены в таблице 3.

3.6. Подача под погрузку вагонов с любым выработанным межремонтным нормативом не допускается.

3.7. При истечении межремонтных нормативов груженого вагона в пути следования разрешается, при безусловном обеспечении безопасности движения, проследование вагона к месту выгрузки, но при этом норматив межремонтного пробега не должен быть превышен более чем на 10 тыс.километров, а календарный — не более чем на 1 месяц. При невозможности обеспечения данных условий вагон подлежит перегрузке и выводу в плановый ремонт.

3.8. Вагоны с истекшим сроком капитального ремонта или нормативным сроком службы разрешается использовать для перевозки грузов до истечения межремонтного норматива от последнего планового ремонта.

3.9. Вагоны-зерновозы, используемые для перевозки гранулированных удобрений и перенумерованные в парк минераловозов, подаются в плановые виды ремонта по нормативам ремонта вагонов минераловозов. Нормативный срок службы для таких вагонов установлен 26 лет.

3.10. Вагоны-зерновозы, используемые для перевозки цемента и перенумерованные в парк цементовозов, подаются в плановые виды ремонта по нормативам ремонта вагонов хоппер-цементовозов. Нормативный срок службы для таких вагонов установлен 26 лет.

3.11. Плановые виды ремонта грузовых вагонов с продленным сроком службы производятся по структурной схеме и межремонтным нормативам, установленным для данного типа вагонов в период нормативного срока службы. Вагонам после производства КРП, выполненного по утвержденным Техническим условиям, первый деповской ремонт производится по нормативам вновь изготовленных однотипных вагонов.

3.11. Тележки грузовых вагонов колеи 1435 мм, находящиеся в эксплуатации на приграничных дорогах и паромных переправах, подвергаются ремонту по требованиям деповского ремонта один раз в три года, а находящиеся в запасе — по указанию соответствующих органов управления вагонным хозяйством железнодорожных администраций.

3.12. Железнодорожные администрации вправе устанавливать отличную периодичность плановых видов ремонта грузовых вагонов (включая вагоны резидентов) при условии, что ее численные значения нормативов пробега или календарного срока не превышают приведенных в таблицах 1-3.

Таблица 1

Нормативы периодичности проведения капитального ремонта грузовых вагонов

Источник

Деповской ремонт грузовых вагонов

Деповской ремонт грузовых вагонов предназначен для поддержания вагонов в исправном состоянии между капитальными ремонтами.

При деповском ремонте выполняются все работы, связанные с обеспечением безопасности движения поездов и сохранностью перевозимых грузов. Работы по деповскому ремонту должны производиться в соответствии с типовыми технологическими, разработанными в соответствии с требованиями нормативной документации.

Деповской ремонт является плановым, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Для выполнения деповского ремонта присвоен условный номер «697» для клеймения ответственных узлов и деталей грузовых вагонов.

Ремонт вагонов производится согласно требованиям «Грузовые вагоны железных дорог . Руководство по деповскому ремонту» по истечении межремонтных нормативов (календарного срока в месяцах или пробега в километрах).

Перед постановкой на ремонт вагоны должны быть очищены от остатков перевозимых грузов. На каждую цистерну (любого типа назначения), независимо от рода собственности, депо должно иметь о пропарке, промывке, дегазации, очистке и нейтрализации котлов цистерн (снаружи и внутри).

До постановки в ремонт каждый вагон осматривается мастером совместно с приемщиком. Объем работ отражается в дефектной ведомости ремонтных работ .

Ремонт вагонов производится по способу непосредственного ремонта деталей и узлов на вагоне или замены неисправных узлов и деталей отремонтированными или новыми соответствующего типа, отвечающими техническим требованиям и характеристикам данной модели вагона.

Ремонт узлов и деталей сваркой производится в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

При выпуске из ремонта все ответственные узлы вагона — колесные пары, детали тележек, автосцепное устройство, тормозное оборудование, отремонтированные детали рам кузовов и котлов цистерн — должны иметь соответствующие клейма, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания. На шкворневых балках рам вагонов, надрессорных балках, боковинах тележек и колесных парах проверяются также коды государства-собственника.

Детали вагонов испытываются на растяжение и подвергаются неразрушающему контролю в соответствии с требованиями нормативных документов.

Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемое при ремонте вагонов, должны соответствовать требованиям соответствующих инструкций, а новые — стандартам, техническим условиям и сертификатам на их изготовление.

Детали вагонов прочно закрепляются, крепежные изделия должны соответствовать рабочим чертежам; неисправные, пораженные коррозией заменяют. Шплинты ставятся только новые, угол между разведенными концами должен составлять не менее 90°.

При деповском ремонте запрещается:

  • заменять предусмотренные конструкцией заклепочные и болтовые соединения на сварочные;
  • производить подчеканку, обварку по периметру и подтягивание заклепок;
  • ставить простые гайки вместо корончатых;
  • забивать шурупы вместо их завертывания;
  • прожигать отверстия в деревянных и металлических деталях;
  • оставлять или ставить вновь болты и гайки, имеющие изношенную, сорванную резьбу или забитые грани, а также ставить болты, не соответствующие конструкторской документации;
  • оставлять незагрунтованными места прилегания снимаемых для ремонта или замены деталей и узлов на кузове, раме и тележке вагона;
  • применять материалы, не соответствующие указанным в конструкторской документации требованиям.

Поступивший в ремонт полувагон устанавливается на ставлюги. Снятое с вагона автосцепное устройство подается в контрольный пункт автосцепки, выкаченные тележки — в тележечный цех, колесные пары — в колесно-роликовый цех, снятые тормозные приборы — в автоконтрольный пункт.

Слесари и электросварщики производят ремонт рамы и кузова вагона. Слесари по ремонту тормозного оборудования производят ремонт автоматических тормозов.

Ремонт кузова

Вертикальный прогиб верхней обвязки по всей длине вагона более 50 мм устраняют правкой.

Неисправные торцовые двери и их детали восстанавливают или заменяют новыми или отремонтированными.

Вмятины и изгибы верхних листов поперечных балок более 30 мм устраняют правкой или варкой новых частей.

Трещины и изломы в деталях порога торцевых дверей длиной до 150 мм каждый заваривают с постановкой накладок.

На торцовых дверях после ремонта:

  • зазор в местах прилегания боковых обвязок к угловым стойкам в закрытом положении двери должен быть не более 10 мм;
  • разность диагоналей створки допускается не более 7 мм;
  • местные зазоры между нижней обвязкой и порогом допускается не более 6 мм на длине 500 мм.

Детали запорного механизма, имеющие износ, ремонтируют наплавкой.

Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют.

Выпуклость и прогиб крышек допускается не более 25 мм.

Ремонт рам

Балки рам вагонов, имеющие трещины, изломы и протертости в местах постановки поглощающих аппаратов ремонтируют в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».

Не допускается прогиб продольных, боковых и хребтовых балок в горизонтальной и вертикальной плоскостях более чем на 50 мм на всю длину балки, для промежуточных, шкворневых и концевых балок вагонов — не более чем на 20 мм, а также прогиб конца концевой балки, при котором нарушено соединение ее с угловой стойкой.

Балки рамы, поврежденные коррозией от 15 до 30 % поперечного сечения, ремонтируют сваркой.

Скользуны очищаются от грязи и осматриваются. Изломанные скользуны заменяются.

Пятники очищают от грязи и осматривают. Пятник, имеющий трещины, износ опорной поверхности более 3 мм или упорной поверхности по диаметру более 3 мм и более 2 мм на сторону снимают с вагона и заменяют на новый или отремонтированный. Ремонт пятника способом приварки колец и пластин запрещается. Ослабшие заклепки крепления пятника срезаются и заменяются на новые. Не допускается крепление пятника болтами.

Ремонт автосцепного устройства

Съемные детали автосцепного устройства снимают с вагона и направляют в контрольный пункт автосцепки, где производят ремонт в соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».

Несъемные детали проверяют и ремонтируют на вагонах.

Неразрушающий контроль деталей автосцепного устройства производится феррозондовым и магнитопорошковым методами в соответствии с руководящими документами.

Все сварочные и наплавочные работы при ремонте автосцепного устройства выполняются в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».

После ремонта и проверки клеймению подлежат: замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник, валик подъемника, тяговый хомут, валик, клин тягового хомута, ударная розетка, балочка центрирующего прибора, маятниковые подвески, упорная плита, корпус поглощающего аппарата, корпус автосцепки, вкладыш и поддерживающая плита центрирующего прибора.

Поглощающие аппараты класса ТО к установке на цистерны для перевозки опасных грузов выпуска не допускаются. Они должны быть заменены аппаратами повышенной энергоемкости не ниже класса Т1.

Ремонт тормозного оборудования

При деповском ремонте с вагона демонтируются: главная и магистральная части воздухораспределителя, сетчато-войлочный фильтр и сетки, авторежимы, запасный резервуар, концевые и разобщительные краны, соединительные рукава, регуляторы тормозных рычажных передач, вся тормозная рычажная передача, включая съемные детали стояночного и ручного тормоза.

Все снятое тормозное оборудование должно быть направлено для осмотра, ремонта и испытания.

Корпус тормозного цилиндра не должен иметь трещин и отколов.

При деповском ремонте шплинты в узлах трения, фильтры, пылеулавливающие сетки тормозных приборов, валики тормозной рычажной передачи ставятся только новые. Ремонт тормозного оборудования производится согласно требованиям «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов» .

Ремонт тележек, колесных пар, буксового узла

Ремонт 2-осных тележек грузовых вагонов производят в соответствии с требованиями следующих руководящих документов: «Ремонт тележек грузовых вагонов» , «Ремонт тележек грузовых вагонов с установкой износостойких элементов в узлах трения» .

Контроль технического состояния узлов тележек производится после постановки вагонов на ремонтные позиции, при этом проверяется:

  • наличие износов и дефектов колесных пар;
  • положение деталей пружинно-фрикционного комплекта;
  • состояние деталей тормозной рычажной передачи;
  • зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.

После выкатки тележек проверяют состояние узла пятник-подпятник.

Проверяют срок службы литых деталей тележек.

После обмывки тележек колесные пары передаются на ремонт в колесный цех. Детали тележек подвергаются неразрушающему контролю согласно «Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов», после чего производится дефектация узлов и измерение шаблонами деталей тележек и нанесение клейм.

Ремонт и освидетельствование колесных пар производится в соответствии с «Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар» . При этом допускаемый размер толщины обода колесных пар для вагонов с установленным межремонтным нормативом 160 тыс. и 210 тыс. км или 2 и 3 года при выпуске вагонов из ремонта должен быть не менее 35 мм.

Неразрушающий контроль колесных пар производится согласно требованиям «Руководства по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» , « Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля», «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» .

Ремонт буксового узла с роликовыми подшипниками производится согласно требованиям «Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту буксовых узлов с роликовыми подшипниками» .

Проверка и приемка вагонов после ремонта

Узлы вагона, оборудование, детали и приборы, подвергающиеся испытаниям и проверкам, принимают в процессе ремонта мастера, бригадиры соответствующих цехов и отделений и контролируются в депо приемщиком вагонов. На каждый отремонтированный вагон составляют уведомление .

Окраска, нанесение знаков и надписей

Подготовку поверхностей вагонов, нанесение лакокрасочных покрытий производится в соответствии с требованиями «Инструкции по окраске грузовых вагонов».

Металлические части рамы и кузова в местах пораженных коррозией и с поврежденной окраской перед нанесением лакокрасочных покрытий очищают от отслоившихся ржавчины и окалины, от загрязнений и окрашивают в один слой под цвет старой краски.

Полная окраска вагонов при деповском ремонте не производится.

Гарантии на отремонтированные вагоны

Вагонное депо, производившее деповской ремонт вагонов, несет ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов при соблюдении правил эксплуатации вагонов.

Источник

Оцените статью