Ремонтные и монтажные приспособления
Высококачественный ремонт и техническое обслуживание оборудования возможны только при своевременном и достаточном их обеспечении всеми необходимыми средствами, к которым относятся ремонтные инструменты, оборудование, приспособления и материалы, а также организационная оснастка.
Приспособлением называют устройство, обеспечивающее быстрое и надежное крепление обрабатываемой детали, позволяющее механизировать отдельные операции (например, сборка или разборка машины). При ремонте и монтаже используют следующие приспособления. Для удержания обрабатываемых предметов в необходимом положении применяются тиски стульевые и параллельные. Стульевые тиски (рис. 5.15, а)применяются для грубых слесарных работ, они просты и прочны в работе.
а -стульевые тиски; б — параллельные тиски; в — прижим; г — шлифовальный хомут;
д — трещоточная скоба с трещоткой;
е — струбцина скобообразная; ж — струбцина
параллельная; з — съемник трехлапый; и — съемник двухлапый;
к — съемник универсальный.
Рис. 5.15. Ремонтные приспособления
Параллельные тиски (рис. 5.15, б)применяют для точных работ, выполняемых без нанесения резких ударов. Чтобы при сильном зажатии в тисках не повредить поверхности детали, употребляют вставные губки, изготовляемые из латуни, листовой меди, алюминия и других нетвердых металлов. Для закрепления цилиндрических деталей, заготовок и труб применяют прижимы (рис. 5.15, в).
К числу приспособлений для удерживания инструмента принадлежат клуппы, леркодержатели, ножовочные станки, ручные дрели, скобы трещоточные (рис. 5.15, д), резцовые хомуты, шлифовальные хомуты (рис. 5.15, г).
Струбцины (рис. 5.15, е, ж) применяются для закрепления деталей.
Двух-, трехлапные и универсальные съемники (рис. 5.15, з, и, к,)применяются для спрессовьдвания с валов шкивов, зубчатых колес, звездочек, полумуфт, подшипников качения и других деталей. Съемники бывают механического, гидравлического и пневматического действия.
Трубогибы применяются для гнутья труб в холодном и горячем состоянии. Различают ручные трубогибы (рис. 5.16) и с приводом механического или гидравлического действия.
Рис. 5.16. Приспособление для ручного гнутья труб (одноручьевой станок)
Для выемки букс вентилей, гнезд клапанов, гильз и тому подобных плотно насаженных или запрессованных деталей применяют специальное приспособление, изображенное на рис. 5.17. Через опору и укрепленную на ней гайку 2 проходит винт 1, имеющий ленточную резьбу. К винту прикреплена рейка 3 с поводками 4 и двумя зубчатыми планками 5, перемещающимися вдоль поводков. Поводки имеют внутренний 6 и наружный 7 выступы. В зависимости от диаметра букс поводки вместе с зубчатыми планками можно раздвигать или сдвигать. Для выемки буксы приспособление устанавливают на фланец вентиля, поводки опускают внутрь, раздвигают по диаметру буксы и вывинчивают винт, который тянет поводки и с ними буксу.
Прибор для проточки гнезд вентилей на месте применяется в целях устранения трудоемких операций по снятию с места, переноске в мастерскую для проточки и последующей установки на место вентилей и клапанов (рис. 5.18). На самоцентрующем трехкулачном патроне 1 креплены две металлические стойки 8 с бугелем 7, имеющим ленточную резьбу в отверстии 6. Проточку производят при помощи валика-борштанги 9, в нижней части которого укреплен резец 11, а в верхней установлена рукоятка для вращения при проточке. Поступательное и возвратное движение валика-борштанги осуществляется при помощи пустотелого винта 5 с наружной ленточной резьбой, ввернутого в центре бугеля и закрепленного на валике между заточкой 2 и стопорным кольцом 4. В центре патрона плотно насажена бронзовая втулка 10 с внутренним отверстием, равным диаметру валика-борштанги. Подача резца (опускание и поднятие валика-борштанги) производится ключом, который накладывается на квадрат 3 верхней части пустотелого винта 5.
Прибор укрепляют на корпусе вентиля при помощи кулачно-самоцентрирующего патрона. Применение этого прибора значительно сокращает расход рабочей силы и освобождает токарные станки для других работ. Протачивать гнезда вентилей на месте можно и с помощью электродрели.
Рис. 5.17. Приспособление для выемки букс | Рис. 5.18. Прибор для проточки гнезд вентилей |
Приспособление для вырезки прокладок (рис. 5.19) состоит из конического хвостовика 3, который закрепляют в патроне сверлильного станка, двух направляющих стержней 1 для перемещения двух пар стопорных колец 2, служащих для фиксирования двух дисковых ножей 5 (А и В) и настройки приспособления на определенные внутренний и наружный диаметры вырезаемой прокладки. Ножи в определенном положении закрепляют стопорными кольцами 2 с помощью винтов 4. Упор 6 служит для фиксирования заготовки. При вырезке прокладки приспособление опускают на заготовку прокладки и фиксируют ее упором 6. За счет вращения приспособления вокруг оси хвостовика 3 нож А вырезает наружную сторону прокладки, а нож В — внутреннюю. При разметке заготовки диаметр внутреннего отверстия вырезаемой прокладки должен быть немного больше внутреннего отверстия трубы, так как при сжатии прокладки (например, при сборке фланцевого соединения) ее внутренний диаметр уменьшается.
1 — направляющий стержень; 2 — стопорные кольца; 3 — конический хвостовик;
4 — фиксирующие винты; 5 — дисковый нож (А и В -наружный и внутренний ножи);
Рис. 5.19. Приспособление для вырезки прокладок
Ремонтные материалы
Материалы, применяемые для ремонта должны обладать высокой механической прочностью и химической стойкостью, а также обеспечивать плотность соединений после ремонта. Они должны быть недорогими, доступными для использования в условиях ремонтно-механических мастерских предприятия. Кроме того, ремонтные материалы не должны оказывать вредного действия на продукт, взаимодействовать с воздухом, водой, моющими и дезинфицирующими растворами. Материалы с сильным запахом (керосин и др.) разрешается использовать только вне помещения производственных участков.
При ремонте используют основные и вспомогательные материалы.
Основные материалы.Основные материалы применяют для изготовления деталей при ремонте оборудования. Большее распространение получили следующие материалы: сталь марок Х18Н9Т, Х17, Х25Т и др.; алюминий марок А000, Al, А2, A3; не содержащая олова бронза (алюминиевая, марганцовистая); пластмассы (полипропилен, винипласт, волокнит и др.).
Вспомогательные материалы. К вспомогательным относятся материалы, применяемые при выполнении ремонтных операций: прокладочные и набивочные материалы, химикаты для мойки деталей (сода и др.), обтирочные материалы (ветошь, марля и др.), шлифовальная шкурка, припои, электроды, смазочные масла, лаки и краски.
Прокладочные материалы. Они служат для уплотнения фланцевых соединений трубопроводов, деталей арматуры и аппаратуры. Применяют следующие прокладочные материалы:
пищевая резина — для изготовления прокладок пастеризаторов, охладителей, смотровых и осветительных окон и люков. Ее выпускают в виде листов, шнуров круглого, квадратного, прямоугольного, трапецеидального и фигурного профиля, а также колец и манжет;
бумага и картон — для устранения просачивания смазочных масел, например, в редукторах;
асбест — для изоляции паропроводов и др., т. е. в соединениях, работающих при высоких температурах. Асбест выпускают в виде листов, пучков волокон, шнуров, лент, крошки;
паронит — для прокладок во фланцевых соединениях трубопроводов, в паровых котлах и др., т. е. в оборудовании, работающем при высоких давлениях и температурах. При температуре до 185° С вместо паронита применяют клингерит (смесь асбеста с графитом, суриком, каучуком и окисью железа). Для лучшего уплотнения клиигеритовые прокладки перед установкой смазывают консистентной смазкой, белилами, жидким стеклом или свинцовым суриком. Свинцовый сурик является ядовитым веществом, поэтому работа с ним требует особой осторожности;
стальная, латунная или алюминиевая фольга — для изготовления прокладок в подшипниках скольжения;
войлок и технический фетр — для изготовления уплотнений в сальниках для защиты их от попадания воды и продукта.
Прокладочные материалы выбирают в зависимости от условий работы уплотняемого соединения: среды (вода, рассол, пар, аммиак, воздух и др.) и параметров работы (давление, температура).
Набивочные материалы. Эти материалы в основном применяют для уплотнения арматуры трубопроводов общего назначения и сальников. Выпускают набивки в виде шнуров круглого и квадратного сечения, сплетенных из хлопчатобумажной нити, льняной, пеньковой или джутовой пряжи и из асбестовой нити. Набивки могут быть сухие и пропитанные, что указывается в их марках, например: ХБС — хлопчатобумажная сухая, ХБП — хлопчатобумажная пропитанная, ПС — пеньковая сухая и т. д.
Лаки. Их используют при ремонте оборудования для пропитки изоляционных материалов, образования защитной пленки на деталях и склеивания изоляционных материалов. В зависимости от химического состава лаки делятся на масляные, битумные, асфальтовые, смоляные и кремнийорганические.
Краски. В основном применяют масляные и эмалевые краски. Масляные краски получают путем растирания сухих красок — пигментов — на маслах или олифах до густотертой пастообразной консистенции. В качестве грунта перед окраской металла и дерева используют железный и свинцовый сурик. Водостойкие покрытия металла производят свинцовыми и цинковыми белилами. Эмалевые краски состоят из смеси красителей с масляными лаками. После высыхания эмалевой краски получается твердое глянцевое покрытие, похожее на эмаль.
Для сварки применяют следующие материалы: для ацетилено-кислородной сварки и резки металлов — карбид, кислород в баллонах, ацетилен в баллонах; для прочих видов газовой сварки — аргон технический, углекислый газ и др.; для резки металлов — пропанбутан. Для электродуговой сварки электроды поступают в готовом виде.
Источник
Без каких инструментов не обойтись при проведении кузовного ремонта?
Работы по восстановлению кузовов автомобилей осуществляют как в автосервисах, так и в домашних и гаражных условиях своими руками. Для этого требуются инструменты для кузовного ремонта автомобилей, которые рассмотрены в приведенной статье.
Обустройство помещения
Если одиночные ремонтные работы можно производить в бытовых условиях обычного гаража, то для регулярного осуществления кузовного ремонта следует превратить его в специализированное помещение. Прежде всего, следует оборудовать гараж смотровой ямой либо эстакадой в зависимости от особенностей помещения. Для создания эстакады можно использовать пиломатериалы.
Также для обеспечения возможности работы в гараже на протяжении всего года следует оборудовать его отоплением, к тому же потребуется утепление.
Нагревать помещение потребуется лишь на срок осуществления кузовных работ, а не постоянно, поэтому лучшим вариантом отопительного оборудования для такого гаража является тепловая пушка.
Это устройство обеспечивает интенсивный нагрев, который требуется для покраски.
Для подключения тепловой пушки потребуется сеть. К тому же при кузовном ремонте используют как пневмо-, так и электроинструменты, которые требуют источника питания, следовательно, необходимо провести сеть в гараж. Наконец, желательно создать места в виде ям под крупногабаритные инструменты, такие как компрессор и сварочный аппарат.
Классификации оборудования
Существует несколько классификаций инструментов для кузовного ремонта. Так, по назначению их подразделяют на такие системы:
- сварочные;
- компрессоры;
- шлифовальные;
- рихтовочные;
- инструменты чистовой доводки;
- измерительные системы.
По этапам кузовных работ, к которым относятся выправление вмятин, удаление коррозии, покраска и подготовка к ней, инструменты подразделяют на соответствующие категории. Помимо этого рассматриваемая классификация включает группу дополнительных материалов.
По принципу функционирования оборудования для кузовного ремонта его классифицируют на ручные и автоматические инструменты. Модели второго подтипа по источнику питания подразделяют на пневмо- и электроинструменты. К первым относят, например, шлифовальные машины, в то время как краскораспылитель — это пневмоинструмент.
Сварка
Сварочные аппараты также подразделяют на несколько типов, каждый из которых имеет определенные особенности функционирования и осуществления работ. При этом они обеспечивают различное качество сварных швов. Следовательно, выбирать сварочный аппарат для осуществления кузовных работ своими руками нужно на основе требований к их качеству и навыков исполнителя.
Так, агрегаты переменного тока подходят для восстановления крупных неисправностей вроде сварки рамы, однако такие инструменты не используют для устранения мелких дефектов.
При кузовном ремонте своими руками обычно используют вольфрамовый электрод либо углекислотный полуавтомат.
Компрессоры
Эти устройства также различаются по конструкции. Встречаются поршневые и диафрагменные модели компрессоров, а объем ресивера может быть от 20 до 50 л. Рассматриваемый инструмент для кузовного ремонта желательно оснастить маслоотделительным фильтром. Компрессоры обеспечивают воздухом пневмоинструмент. Также для покрасочных работ потребуется приобрести и сам пневмоинструмент, представленный покрасочным пистолетом.
Рассмотренные инструменты для кузовного ремонта являются наиболее крупногабаритными, поэтому вышеупомянутые ямы в гараже оборудуют именно под них.
Рихтовка
Приспособления для ремонта вмятин и дефектов кузова отличается разнообразием. Рихтовочные инструменты представлены:
- молотками;
- ложками;
- наковальнями;
- блоками насечки.
Наиболее оптимальными вариантами рихтовочных молотков считают двусторонние инструменты со сторонами различной формы. От прочих молотков рихтовочные отличаются массой и материалами. Для обеспечения возможности правки вмятин различных размеров и форм следует приобрести набор рихтовочных молотков.
Рихтовочные молотки при кузовном ремонте своими руками применяют в комплекте с наковальней либо с различными блоками, предназначенными для смягчения ударов.
Еще один инструмент для кузовного ремонта автомобилей, относящийся к рихтовочным, представлен ложкой. Она предназначена для правки плоских бугорков небольших размеров путем распределения удара молотка по площади. Причем с данным инструментом можно использовать обычный молоток, однако острые складки нужно обработать рихтовочным молотком перед применением ложки.
Для правки вмятин в труднодоступных местах предназначен инструмент для кузовного ремонта, называемый фигурным стержнем. Он представляет собой инструмент длиной от 30 см до 1 м с наконечником в виде зубила или пробойника. Принцип применения близок к технологии использования названных инструментов.
Наковальни, предназначенные для кузовных работ, отличаются по форме от обычных. Встречаются варианты в виде пятки, куриного яйца, большого пальца. Различные наковальни применяют для правки в зависимости от формы вмятин, поэтому для осуществления кузовных работ своими руками желательно иметь несколько вариантов данных приспособлений.
Блоки насечки являются вспомогательными инструментами для кузовных работ. Они служат для определения мест применения силы и поддержки металла при осуществлении правки. Для этого рассматриваемые приспособления размещают с обратной стороны обрабатываемого фрагмента кузова. После нанесения ударов по нему на блоке насечки остаются следы.
Шлифовка и полировка
Оборудование, предназначенное для зачистки, к которому относится наждачная бумага, шлифовальные и полировочные машины, называют инструментами чистовой доводки.
Что касается наждачной бумаги, при кузовных работах для правки и зачистки рабочих поверхностей наиболее часто применяют варианты зернистостью Р120 — Р500.
Для зачистки листового металла и обработки шпатлевки применяют кузовные напильники, которые отличаются наличием держателя изогнутой формы с изменяемой геометрией, что обеспечивает возможность правки труднодоступных мест.
Электроинструменты, представленные шлифовальными машинами, служат для правки крупных неровностей, а также для удаления лакокрасочного материала и грунтовки.
Прочие приспособления
- Измерительные приборы представлены как механическими, так и электронными вариантами.
- К расходным материалам для кузовных работ относят наждачную бумагу, грунтовку и наполнитель. Их применяют на этапе покраски.
- Для нанесения лакокрасочного материала используют пневмоинструмент, представленные краскораспылителями.
- Группа материалов для удаления коррозии включает: преобразователи ржавчины, щетки, антикоррозийные мастики, наждачную бумагу, растворители, ветошь, грунт
- К материалам для подготовки к покраске относят: растворители, абразивные материалы, шлифовальные машины, ветошь, шпаклевочные растворы, грунт.
- Материалы для покраски: базовые эмали, лаки, пневмоинструмент в виде краскораспылителей.
- Дополнительные материалы: разъемы для монтажных работ, шпатели, клей-герметик, маскирующие малярные ленты.
Источник