Что такое ремонт деталей тепловоза

Глава I. Основы организации и технологии ремонта тепловозов

§ 1. Организация ремонта

Характеристика различных видов ремонта тепловозов

Для обеспечения устойчивой работы тепловозы периодически должны проходить плановый ремонт и осмотр. Правилами и инструкциями предусмотрена постановка тепловозов в ремонт после определённого пробега или времени работы (табл. 1). Нормы межремонтных пробегов устанавливаются и изменяются Министерством путей сообщения.


Таблица 1. Нормы пробегов тепловозов, дизельных поездов между ремонтами и осмотрами

Нормы пробегов тепловозов между малыми и большими периодическими и подъёмочными ремонтами для отдельных депо устанавливаются начальником дороги. Для тепловозов, содержащихся в хорошем и отличном состоянии, начальнику депо разрешается увеличить пробег между периодическими ремонтами до 20% нормы. Увеличение пробега между периодическими ремонтами свыше 20% для отдельных тепловозов разрешается (по представлению начальника депо) начальником службы локомотивного хозяйства. Увеличение пробега между текущими видами ремонта в целом по депо разрешается начальником дороги, а по дороге — Министерством путей сообщения.

Контрольно-технический осмотр тепловозов, производимый по инструкции ЦТ/1601 и Правилам текущего ремонта, предусматривает проверку состояния и креплений коренных и шатунных подшипников, блока цилиндров с картером и картера с рамой тепловоза. При этом проверяются зазоры у клапанов и подача смазки жиклёрами (на работающем двигателе), осевой разбег и радиальные зазоры ротора турбовоздуходувки, свободный выбег ротора, качество распыла топлива форсунками на стенде; промывается масляная ванна регулятора (без его снятия); очищаются фильтры топливной, масляной и воздушной систем.

Читайте также:  Датчик уровня подвески прадо 120 ремонт

Все доступные части электрических машин очищают и продувают сжатым воздухом, проверяют состояние коллекторов, щёткодержателей, изоляторов, осматривают межкатушечные соединения (в доступных местах) тяговых электродвигателей, очищают контакты контакторов и реле, проверяют уровень и плотность электролита, а также напряжение каждого элемента аккумуляторной батареи.

Тщательной проверке подвергают колёсные пары, рессорное подвешивание, буксы, их подбивку и осевые упоры, песочницы и их трубы. Проверяют выход штоков тормозных цилиндров, состояние рычажной тормозной передачи и подвесок тормозных колодок, плотность воздушных магистралей.

Перечисленные работы выполняются слесарями комплексных бригад совместно с прикреплёнными тепловозными бригадами.

Малый периодический ремонт имеет своей главной задачей проверку состояния и регулирование агрегатов тепловоза, осмотр и очистку электрических машин, электроаппаратуры, а также устранение всех неисправностей. Двигатель подвергается контрольной проверке на реостате с регулированием тепловых параметров и частично электрических аппаратов.

При большом периодическом ремонте производятся все работы в объёме малого периодического ремонта и дополнительно — ремонт поршневой группы, турбовоздуходувки, цилиндровых крышек двигателя, компрессора и масляных секций холодильника.

При подъёмочном ремонте, помимо работ, выполняемых во время большого периодического ремонта, производится выкатка тележек с колёсными парами и тяговыми электродвигателями из-под тепловоза; колёсные пары подвергают обыкновенному освидетельствованию с обточкой бандажей, а тяговые электродвигатели — ревизии; осматривают и ремонтируют генератор и двухмашинный агрегат, регулируют электроаппаратуру. Ремонтируют также секции и привод холодильника, масляный насос и его привод. Аккумуляторную батарею снимают с тепловоза для ремонта и зарядки.

Заводской ремонт предусматривает съёмку и разборку двигателя, электрических машин, вспомогательного оборудования, капота или кузова для ремонта. У двигателя производится замена цилиндровых втулок, поршней, обработка шеек коленчатого вала с заменой всех подшипников. У электрических машин, проходящих заводской ремонт, заменяют подшипники. Заменяется электропроводка и кабели. Изоляция электрических машин и провода заменяются в зависимости и от их состояния и от пробега тепловоза.

Принципы организации ремонта тепловозов в депо и на заводах

Правильная организация ремонта локомотивов имеет большое значение для сбережения народнохозяйственных средств, так как расходы на ремонт составляют значительную часть всех расходов, связанных с эксплуатацией локомотивов. Чем меньше простой в ремонте, время перемещения в ремонт и из ремонта, тем меньшее количество тепловозов будет находиться в инвентарном парке. Нормы простоя тепловозов в ремонте приведены в табл. 2.


Таблица 2. Нормы простоев тепловозов и дизельных поездов в ремонтах и контрольно-техническом осмотре

Простой в ремонте влияет не только на количество приписных тепловозов, но и на степень использования площадей основных цехов депо и заводов. Чем больше простой тепловозов, тем больше стойл потребуется для ремонта одного и того же количества тепловозов, что видно из формулы

где Ф — фронт ремонта тепловозов;

А — месячный выпуск тепловозов из ремонта;

Б — простой в ремонте в рабочих днях;

С — число рабочих дней в месяце.

Снижение простоя в ремонте способствует увеличению выпуска тепловозов из ремонта без расширения производственных площадей депо и заводов, что создаёт условия для экономии капитальных вложений на постройку новых цехов и предприятий.

Простой тепловозов сокращается, если заранее известен объём работ, которые нужно произвести на тепловозах, если осуществляется предварительная заготовка узлов и деталей, сосредоточенных в кладовых, и существует планирование ремонта и чёткий контроль за ходом его.

Известное влияние на продолжительность ремонта оказывает сокращение многосерийности и организация производственного кооперирования между депо, тепловозоремонтными заводами и мастерскими, а также заводами, изготовляющими запасные части.

Существенно сокращает простой тепловозов в ремонте применение агрегатно-узлового метода, при котором отдельные машины и узлы ремонтируются заранее и устанавливаются на тепловозы вместо изношенных и подлежащих ремонту. Так, заранее отремонтированные тележки, колёсные пары, тяговые электродвигатели, узлы двигателя, секции холодильника, электрическая и топливная аппаратура, аккумуляторные батареи дают возможность выпускать тепловозы из ремонта ранее установленных сроков. Поэтому необходимо в депо и на заводах иметь переходящие комплекты оборудования тепловозов, списки которых в зависимости от программы ремонта и типа предприятия устанавливаются МПС.

Наоборот, снятие, ремонт и постановка обратно машин и отдельных узлов тепловозов в период их простоя, как правило, увеличивает время нахождения в ремонте и, следовательно, требует увеличенных рабочих площадей и вызывает перерасход средств. Поэтому агрегатно-узловой метод ремонта должен применяться как в депо, производящих крупные виды ремонта, так и на заводах.

Оборотный фонд агрегатов подсчитывается по формуле

где Xa — количество агрегатов оборотного фонда;

ta — продолжительность ремонта агрегата в календарных днях (с момента разборки до испытания и приёмки из ремонта);

tm — время на транспортировку снятого агрегата до ремонтного предприятия и обратно в календарных днях;

tp — продолжительность нахождения в ремонте базового узла (рама тепловоза, рама тележки и т. п.) в календарных днях;

К — количество одноимённых агрегатов на одном тепловозе;

N — годовая программа ремонта тепловозов.

В связи с различными объёмами и программами текущего и заводского ремонта тепловозов имеет место и различная организация ремонта.

Основы организации текущего ремонта. Важнейшая роль в деле обеспечения исправного содержания, а также своевременного и качественного текущего ремонта тепловозного парка и дизельных поездов принадлежит комплексным бригадам цехов периодического и подъёмочного ремонта.

Комплексные бригады периодического ремонта создаются во всех основных депо, производящих ремонт тепловозов. Подъёмочный и большой периодический ремонт тепловозов, приписанных к маломощным депо, производится в ближайшем наиболее оснащённом в технологическом отношении депо.

В депо со значительным годовым пробегом тепловозов или ремонтирующих тепловозы других депо в зависимости от серии тепловозов организуется несколько комплексных бригад.

В целях полной загрузки слесарей комплексных бригад в депо с небольшим годовым пробегом тепловозов, не производящих подъёмочный ремонт, сосредоточивается большой периодический ремонт тепловозов, поступающих из других маломощных депо, или комплексные бригады загружаются работами по ремонту технологического запаса деталей.

В отдельных случаях в тепловозном депо с небольшим объёмом работы подъёмочный ремонт тепловозов выполняется комплексной бригадой периодического ремонта.

В состав комплексной бригады входят слесаря всех специальностей, необходимых для выполнения слесарных работ по периодическому и подъёмочному ремонту тепловозов и дизельных поездов, за исключением слесарей специализированных групп, которые входят в состав заготовительного цеха.

Комплексные бригады в соответствии с графиком технологического процесса в зависимости от ремонтируемых узлов подразделяются на группы: поршневую, валовую, холодильную, электромашинную, электроаппаратную и экипажную.

В зависимости от местных условий и серий ремонтируемых тепловозов (или дизельных поездов) возможно иное подразделение комплексных бригад на группы, однако во всех случаях такое подразделение комплексных бригад должно соответствовать графикам технологического процесса подъёмочного и периодического ремонта, утверждённым для данного депо.

Мастер, сохраняя, как правило, внутрибригадную специализацию, при необходимости имеет право переставить слесарей одной группы в другую.

Численный состав каждой комплексной бригады устанавливается начальником депо, исходя из следующих условий:

1) обеспечения расстановки слесарей по всем группам работ согласно графику технологического процесса и выпуска тепловозов или дизельных поездов в установленные сроки простоя;

2) полной загрузки работой всех слесарей бригады.

К каждой комплексной бригаде периодического ремонта прикрепляется не более 30 тепловозов одной и той же серии. Бригада должна обеспечить выпуск из подъёмочного ремонта в течение месяца не менее четырёх односекционных или трёх двухсекционных тепловозов.

В депо, где месячная программа ремонта тепловозов одной серии не достаточна для загрузки комплексной бригады, допускается ремонт тепловозов другой серии.

За каждой комплексной бригадой периодического и подъёмочного ремонта закрепляются отдельные стойла, а для подъёмочного ремонта выделяется также место для размещения переходящих тележек, тяговых электродвигателей и колёсных пар.

Комплексная бригада обеспечивается необходимыми приспособлениями и инструментом. Количество приспособлении и инструментов общебригадного пользования устанавливается начальником депо в зависимости от вида ремонта и числа слесарей. Каждый слесарь комплексной бригады снабжается набором личного инструмента.

Мастер комплексной бригады является непосредственным руководителем бригады. Главная задача его — правильная организация работы слесарей, а также контроль за качеством производимых бригадой работ и содержанием инвентаря, инструмента и приспособлений. В распоряжении мастера находится определённое количество метизов и в том числе болтов, гаек, шайб, шплинтов, шпилек и прокладок.

Работа комплексной бригады организуется таким образом, чтобы не было обезлички при ремонте. Разборка и сборка отдельных узлов заканчиваются теми слесарями, которые их начинали, и контролируются бригадиром и мастером.

В тепловозных депо, производящих подъёмочный или периодический ремонт, организуется заготовительный цех, на который возлагаются работы по ремонту деталей и узлов тепловозов, а также изготовление новых деталей с тем, чтобы неисправные части заменялись заранее отремонтированными.

В составе заготовительного цеха тепловозных депо и депо дизельных поездов обычно организуются три бригады: двигателей внутреннего сгорания, точной аппаратуры и электромашинная, производящая также ремонт экипажа, кроме того имеются механическое, кузнечное, сварочное и др. вспомогательные отделения.

Каждая бригада состоит из групп. Так, в бригаду двигателей внутреннего сгорания входят группы: крупных узлов, турбин и редукторов, секций холодильника и компрессора, а также всех фильтров. Бригада по ремонту точной аппаратуры состоит из групп: топливной аппаратуры, измерительных приборов и скоростемеров.

Бригада по ремонту электрических машин и экипажа организуется в депо, производящих подъёмочный ремонт. Эта бригада включает в себя четыре группы, производящие ремонт: 1) электромашин и вентиляторов тяговых электрод- двигателей; 2) электроаппаратуры и мелких электродвигателей; 3) экипажной части; 4) аккумуляторных батарей.

Ремонтные бригады комплектуются из слесарей со средним разрядом не ниже 5-го.

Снятые с тепловоза для ремонта детали транспортируются непосредственно в соответствующие отделения заготовительного цеха. Одновременно с передачей деталей мастера цехов передают заказ в бюро заказов. Бюро заказов руководит работой оборотной кладовой, следит за наличием неснижаемого запаса материалов и запасных частей и составляет месячные заявки на материалы и запасные части.

Структура заготовительного цеха для каждого депо утверждается начальником службы локомотивного хозяйства в зависимости от объёма работы, серии тепловоза и местных условий. На фиг. 1 в качестве примера представлена структура заготовительного цеха депо Уральск Оренбургской ж. д., несколько отличающаяся от описанной выше.

На каждый тепловоз ведётся технический паспорт, который хранится в производственно-техническом отделе депо. В паспорт заносятся размеры важнейших частей и регистрируются сроки ремонта. Обмер частей производится после ремонта (перед сборкой). При последующем предварительном заказе эти записи являются исходными данными.

Необходимость восстановления или замены изношенных деталей для каждого вида ремонта устанавливается Правилами ремонта тепловозов. Ремонт выполняется по графикам технологического процесса.

Графики текущего ремонта составляются по типовым графикам МПС в соответствии с местными условиями каждого депо и утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства. В зависимости от состояния тепловоза в депо составляются графики на каждый тепловоз, что даёт возможность сократить срок простоя в ремонте по сравнению с типовыми графиками.


Фиг. 1. Структура заготовительного цеха депо Уральск Оренбургской ж д

Основы организации заводского ремонта. Заводской ремонт производится на тепловозоремонтных заводах или в мастерских. В основе организации технологического процесса ремонта тепловозов на заводах лежит разделение всех работ на ремонтно-комплектовочные и монтажные. Для выполнения ремонтно-комплектовочных работ на заводах предусматриваются специальные цехи и отделения, в которых выполняются работы по станочной обработке, слесарные и по сборке деталей в узлы.

В комплектовочных цехах производится комплектование следующих машин и узлов тепловозов: двигателей, тележек, генераторов, двухмашинных агрегатов, тяговых электродвигателей, колёсных пар, узлов тормоза, электрических аппаратов, аккумуляторных батарей и пр.

В тепловозосборочном цехе выполняются работы по монтажу готовых машин, агрегатов и узлов, полученных от комплектовочных цехов, а также ремонт кузовов, капотов, рам двигателей, рам тепловозов, арматуры освещения.

Слесарносборочные работы в тепловозосборочном цехе выполняются комплексными бригадами.

Основы планирования ремонта тепловозов

Основанием для постановки в ремонт служит установленная между плановыми ремонтами величина пробега тепловозов (или календарный срок службы), а также техническое состояние их.

Осмотр всего наличного парка тепловозов производится ежегодно комиссией под председательством заместителя начальника службы локомотивного хозяйства дороги или одного из работников службы. В состав комиссии входят: начальник депо или его заместитель, мастер цеха периодических ремонтов и старший машинист того тепловоза, который осматривается.

План текущего ремонта тепловозов составляется локомотивной службой дороги на основании преподанных МПС технологических процессов, норм пробега и утверждается начальником дороги или его заместителем.

Планы всех видов текущего ремонта с указанием номеров тепловозов, времени их постановки и выпуска вручаются мастерам комплексных бригад не позже чем за три дня до начала месяца при подъёмочном ремонте и за два дня при периодическом ремонте. Если подъёмочный ремонт тепловозов производится для депо других дорог, план ремонта утверждается Главным управлением локомотивного хозяйства МПС.

В соответствии с установленными сроками (обычно в конце I полугодия) дорога высылает в МПС предварительные планы-заявки заводского ремонта на будущий год. После получения этих заявок составляется предварительный план по сети дорог, который (после комиссионного осмотра) корректируется с учётом фактического состояния парка и пробега отдельных тепловозов и только после этого представляется руководству МПС для окончательного утверждения. Изменение плана после утверждения производится только руководством МПС.

Утверждённый руководством МПС план доводится до сведения ремонтных заводов, которые в течение 10 дней высылают службе локомотивного хозяйства дороги проект договора с указанием в нём количества тепловозов, подлежащих заводскому ремонту, согласно годовому плану Министерства путей сообщения. Служба локомотивного хозяйства в свою очередь обязана подписать договор и вернуть один экземпляр на завод в течение 10 дней с момента получения его от завода.

За 20 дней до наступления каждого квартала служба локомотивного хозяйства направляет своего представителя для согласования с заводом графика подачи тепловозов в заводской ремонт. В графике указывается список тепловозов па сериям и номерам и сроки подачи их на завод, а также сроки постановки и выпуска из ремонта и другие данные.

Одновременно с этим заводу направляются описи ремонта, даются сведения о конструктивных особенностях тепловоза и сообщается о тех изменениях и переделках, какие должны быть сделаны в порядке его модернизации.

Опись ремонта тепловозов, подлежащих заводскому ремонту, составляется при периодических ремонтах. График выпуска тепловозов из ремонта составляется заводом на основе утверждённого плана и согласовывается с дорогой.

Календарный план подачи и выпуска тепловозов из ремонта обязателен для обеих сторон. Заменять тепловозы, включённые в график, можно только по взаимному согласованию между заводом и локомотивной службой.

Если тепловоз благодаря хорошему уходу за ним не нуждается в предусмотренном планом ремонте, то составляется акт о техническом состоянии тепловоза после осмотра его комиссией. В акте указывается срок, на который можно продлить работу локомотива до следующего планового ремонта.

Тепловозы, требующие по своему состоянию заводского ремонта, но не выполнившие установленного пробега, направляются на завод только с разрешения Главного управления локомотивного хозяйства МПС. Разрешение на отправку тепловоза на завод МПС выдаёт на основе материалов о техническом состоянии тепловоза, представленных дорогой.

Постановка в ремонт и выпуск тепловозов из ремонта

В депо на каждый тепловоз ведётся книга ремонта. Запись в книгу при малом и большом периодическом ремонте осуществляется старшим машинистом за одни-двое суток до постановки тепловоза в ремонт. Если имеется необходимость в дополнительном ремонте, то запись в книге делает машинист, ставящий тепловоз в ремонт.

Окончательная запись при малом и большом периодическом ремонте после личного осмотра тепловоза утверждается заместителем начальника депо. Предварительная запись подъёмочного ремонта производится старшим машинистом совместно с мастером цеха и приурочивается к последнему малому периодическому ремонту, предшествующему подъёмке.

Окончательный объём ремонта определяется после разборки узлов тепловоза по их фактическому состоянию с учётом допусков и требований, предусмотренных Правилами ремонта. Окончательно установленный объём работ оформляется технической описью и утверждается заместителем начальника депо. На тепловозы, направляемые для ремонта в другие депо, составляются описи, которые высылаются в эти депо не позднее 25-го числа предыдущего месяца.

По окончании ремонта тепловоз принимается по акту от мастера комплексной бригады старшим машинистом и приёмщиком МПС. Периодическую контрольную проверку тепловозов, вышедших из периодического ремонта, осуществляет начальник депо или его заместитель.

Тепловоз, прошедший подъёмочный ремонт, принимается от мастера комплексной бригады начальником депо или его заместителем вместе со старшим машинистом и приёмщиком МПС.

При выпуске из большого периодического и подъёмочного ремонта двигатель-генераторная установка подвергается испытаниям на нагрузочном реостате, а при подъёмочном — дополнительно испытывается и электроходовая часть во время пробной езды (резервом или с поездом) на расстоянии одного-двух перегонов.

Тепловозы, подлежащие заводскому ремонту, могут следовать на завод как в рабочем, так и в нерабочем состоянии. Порядок отправки устанавливается договором, заключённым между заводоуправлением и службой локомотивного хозяйства. Сопровождающая бригада или проводник обязаны смазывать трущиеся части и следить за сохранностью тепловоза.

Тепловозы, пересылаемые в нерабочем состоянии, при одиночном следовании включаются в поезд или отправляются отдельными сплотками до пяти в каждой, не считая ведущего.

Ответственным за подготовку и отправку тепловоза на завод является начальник депо, к которому приписан тепловоз. С тепловозом, отправляемым в заводской ремонт, высылаются: паспорт, опись ремонта, регистрационный журнал на воздушные резервуары, инвентарная книга, инвентарь и инструмент, приписанные к тепловозу.

По прибытии на завод или в мастерские тепловоз принимают от сопровождающей бригады или проводника, о чём составляется акт приёмки.

Если при осмотре будут обнаружены недостающие, повреждённые, замороженные или подменённые части, инструмент, инвентарь, то составляется акт, подписываемый представителем завода и инспектором-приёмщиком МПС. Акт направляется в локомотивную службу дороги для принятия мер и финансовых расчётов.

Выявленные в процессе ремонта неисправности тепловоза, не вошедшие в техническую опись и не предусмотренные характеристикой ремонта, устраняются согласно дополнительной описи, которая составляется инспектором бюро описи ремонта, утверждается начальником или главным инженером завода и согласовывается с инспектором-приёмщиком МПС.

При ремонте или смене частей с ненормальным износом или повреждением на каждую сменяемую или ремонтируемую часть составляется акт, подписываемый представителем завода и инспектором-приёмщиком МПС. Акты составляются в трёх экземплярах: один направляется в депо приписки, второй — в локомотивную службу дороги для финансовых расчётов, третий остаётся на заводе.

После ремонта тепловоз должен пройти испытания, во время которых проверяется:

1) работа двигатель-генераторной установки и вспомогательных агрегатов при разных числах оборотов, различной нагрузке и продолжительности. Предварительно двигатель-генератор испытывается на стенде, о чём составляется акт;

2) регулировка агрегатов;?

3) состояние экипажной части тепловоза и работа тяговых электродвигателей путём обкатки с поездом.

Испытания сопровождаются соответствующими записями в картах и внутризаводском паспорте, в которых делается заключение о результатах испытаний. После всех испытаний и устранения отдельных неполадок, обнаруженных в поездке, тепловоз окрашивается, укомплектовывается инвентарём и инструментами по установленным нормам.

Каждый отремонтированный тепловоз должен иметь следующую техническую документацию: 1) ведомость инвентаря, инструмента и запасных частей; 2) протоколы испытания тепловоза; 3) формуляры двигателя; 4) технический паспорт; 5) протоколы испытания генератора; 6) протоколы испытания тяговых электродвигателей; 7) свидетельство о гидравлическом испытании главного и вспомогательного воздушных резервуаров; 8) акт об окончательной приёмке тепловоза.

После оформления сдачи тепловоза последний должен быть подготовлен к отправке в депо приписки, за что отвечает начальник производственного отдела завода.

Если тепловоз следует в нерабочем состоянии, то топливо, масло, вода должны быть слиты, а части, подверженные коррозии, смазаны антикоррозийными покрытиями. Тепловоз, отправляемый в нерабочем состоянии, сопровождается проводником, а отправляемый в рабочем состоянии, — бригадой, участвующей в приёмке тепловоза.

Отправка принятого из ремонта тепловоза в нерабочем состоянии должна быть произведена в течение двух дней после его приёмки и в течение одного дня, если тепловоз отправляется в рабочем состоянии.

Датой отправки считается дата выдачи тепловоза на станцию отправления.

Сроком окончания ремонта считается дата подписания сдаточного акта инспектором-приёмщиком МПС.

Контроль за качеством ремонта

Контроль за качеством ремонта в депо осуществляется освобождёнными бригадирами, мастерами, начальниками цехов, начальником депо, его заместителем по ремонту и главным инженером депо, а на заводах — отделом технического контроля, администрацией цехов и инспекторами-приёмщиками МПС. Контроль осуществляется в процессе производства.

При разборке узлов тепловоза должны соблюдаться правила обращения с деталями и инструментом. Нельзя резать гайки и болты газовой горелкой или срубать их зубилом.

Детали надо предохранять от забоин, зарубин, соприкосновения с оголёнными сварочными проводами. Необходимо помнить, что эти и другие повреждения могут послужить в дальнейшем причиной образования трещин в деталях и, как следствие, вызвать преждевременную замену их. Запрещается наносить различные знаки острыми предметами на буксах, колёсных парах, рессорных подвесках, серьгах, балансирах, крышках и вкладышах моторно-осевых подшипников, шатунах и шатунных болтах. Клейма на деталях следует ставить в местах, предусмотренных чертежами и инструкциями МПС.

Отремонтированные и вновь изготовленные узлы и машины проходят испытания на стендах по программам и техническим условиям, утверждённым МПС. Инспектора-приёмщики МПС, а также работники ОТК в процессе ремонта тепловоза принимают отдельные узлы и машины, перечень которых утверждается МПС или предусматривается правилами ремонта.

Во время текущего ремонта обязательно испытываются следующие узлы и детали: плунжерные пары и секции топливного насоса в сборе, распылители и форсунки в сборе, топливоподкачивающие, масляные и водяные насосы, поршневые кольца, роторы турбовоздуходувок, реле масляного давления, предохранительные и регулирующие клапаны, секции холодильника, редуктор вентилятора, клапаны компрессора, колеса вентиляторов холодильника и тяговых электродвигателей, регулятор давления воздуха, электрические реле, контакторы и электропневматические клапаны, тяговые электродвигатели и якоря (после сушки и пропитки), аккумуляторные батареи, манометры, дистанционные термометры, воздухораспределители, краны машиниста, скоростемеры, рессоры, двухзвенные цепи, концевые краны и рукава.

При заводском ремонте перед постановкой на тепловоз в сборе испытываются: двигатели и генераторы, тяговые двигатели с колёсными парами, компрессоры и вспомогательные машины.

Без клейма ОТК, а для узлов, подлежащих приёмке, — без клейма инспектора-приёмщика МПС, запрещается сдавать детали, узлы и машины в кладовую или ставить на тепловоз.

Сварочные работы, не предусмотренные правилами ремонта, могут выполняться только с разрешения ОТК и инспектора-приёмщика МПС в случае, если исправляемая деталь подлежит приёмке ими.

Инспектор-приёмщик МПС обязан периодически проверять качество литья, поковок, изготовляемых заводом, а также качество материала с точки зрения соответствия ГОСТ и техническим условиям.

Перечень деталей тепловозов и дизельных поездов, подлежащих магнитному контролю, приведён в табл. 3. Магнитный контроль позволяет своевременно выявить трещины у деталей.


Таблица 3. Перечень деталей тепловозов и дизельных поездов, подлежащих магнитному контролю

Применение ультразвуковых дефектоскопов позволяет обнаруживать трещины, не выходящие на поверхность деталей, или возникающие в сопряжении, например, у осей колёсных пар, у которых трещины образуются в подступичной части.

Для проверки качества изоляции и сопротивления проводников электрических машин широко применяется электрический контроль, позволяющий найти повреждённые или ослабленные по изоляции места. Подробности испытания электрических машин изложены в § 23.

Некоторые сведения по ремонту тепловозов в США

В США каждая дорога по-своему организует ремонт тепловозов: централизованной плановой системы ремонта нет. Некоторые дороги предпочитают производить периодический ремонт магистральных тепловозов после определённого пробега, другие — по истечении определённого времени работы. Ассоциацией локомотиворемонтников предусматривается ежемесячный лёгкий текущий ремонт, через два года расширенный текущий ремонт и тяжёлый ремонт через шесть лет. Ремонтные работы, выполняемые в течение двухгодичного периода, указываются в специальных таблицах.

Следовательно, имеются два основных вида ремонта: текущий и тяжёлый. Ниже приводится несколько примеров организации ремонта на дорогах США.

Ремонт тепловозов на ж. д. Фриско. Периодический осмотр и ремонт тепловозов на ж. д. Фриско производится через 8, 16, 48 и 96 тыс. км пробега. Кроме этого, предусмотрен вид ремонта, связанный с выкаткой тележек из-под тепловоза. В данном случае ремонт тележек и тяговых электродвигателей делается через 140 ООО км для грузовых и 147 000 км для пассажирских тепловозов. У тяговых электродвигателей при этом виде ремонта производится очистка остова и якоря, шлифовка коллектора с проверкой биения, которое допускается до 0,025 мм. На петушках очищают старую краску и вновь покрывают почти сухой изоляционной эмалью. Состояние подшипников тяговых электродвигателей проверяется на звук при числе оборотов 200, 1 000 и 1 800 об/мин. Если подшипники признаются негодными к дальнейшей работе, то тяговый электродвигатель, имеющий общий пробег более 640 000 кму отправляется для капитального ремонта в центральные мастерские. При меньшем пробеге производится замена подшипников в депо.

Одновременно с ремонтом тяговых электродвигателей производится замена колёсных пар и ремонт тележек. Для уменьшения простоя под тепловоз подкатывают отремонтированные тележки с колёсными парами и тяговыми электродвигателями. Для этого имеются запасные тележки с колёсными парами различного диаметра. В депо с небольшим объёмом ремонта предусматривается одна запасная тележка.

Тяговые электродвигатели направляются в центральные мастерские в капитальный ремонт после 960 000 км пробега грузовых и пассажирских тепловозов и 6 лет работы маневровых локомотивов. Пробег тяговых электродвигателей пассажирских локомотивов стремятся довести до 1,2 млн. км. Увеличение пробега до капитального ремонта пассажирских тепловозов лимитируют подшипники, а грузовых тепловозов — состояние изоляции.

Главные генераторы подвергаются капитальному ремонту: на грузовых тепловозах — через 1,6 млн. км, на пассажирских — через 2,4 млн. км, на маневровых — через 12 лет.

В промежутке между капитальными ремонтами главные генераторы проходят тот же вид ремонта как и тяговые электродвигатели. Биение коллекторов у генераторов допускается до 0,08 мм.

Для поддержания генераторов в чистом состоянии применяется фильтр, установленный на всасывающей линии вентилятора.

Ремонт тепловозов на ж. д. Миссури-Тихоокеанская. Железная дорога Миссури-Тихоокеанская имеет главные тепловозные мастерские на узловой станции, от которой расходятся пути шести направлений. Раньше в этих мастерских производился капитальный ремонт паровозов. При реконструкции мастерских были снесены два веерных депо, засыпана канава поворотного круга и перенесено несколько небольших зданий. Старое здание сборочного цеха расширено для производства текущего ремонта на семи путях. Для этого вида ремонта — пути приподняты на 900 мм над уровнем пола. Кроме того, оборудованы платформы на уровне 2,3 м от пола. Платформы обнесены решёткой.

Все трубопроводы для подачи воздуха, воды и смазки проходят под настилом высокой платформы. Площадь, находящаяся под платформами, освещается люминесцентными лампами.

Под тремя ремонтными и одним запасным путём оборудована опускная канава грузоподъёмностью 100 т, которая подаёт на запасной путь собранные тепловозные тележки. По соседству с этим путём находится колёсно-токарный цех, имеющий станок для обточки колёс без снятия тяговых электродвигателей. Колёсно-токарные работы выполняются для всей дороги. В цехе ремонта имеется вентиляция, действующая автоматически: при работе двигателей вентиляция включается, а с прекращением работы — выключается.

Ремонт тепловозов на ж. д. Санта-Фе. На этой дороге, идущей от Чикаго до побережья Калифорнии, где тепловозы начали вводиться в эксплуатацию с 1940 г., в настоящее время имеется около 1 500 секций. На дороге есть несколько ремонтных пунктов, которые производят текущий и тяжёлый ремонт. Остальные пункты являются просто «пунктами обслуживания».

Примером депо, производящим ремонт тепловозов, является депо Берстоу, где ремонтируются 540 секций. Здесь осуществляются различные виды ремонта, включая смену деталей двигателей и электрооборудования. При депо имеется экипировочное устройство на два пути длиной по 90 м, на которых размещаются два четырёхсекционных тепловоза мощностью по 5 400 л. с. Помимо заправки тепловозов топливом, здесь же производится обмывка кузова и экипажной части.

Для осмотра и ремонта тепловозов в депо оборудовано шесть стойл с двумя рабочими площадками. Верхняя площадка приподнята над полом на высоту кабины тепловоза, т. е. около 2 м. Сам пол опущен по сравнению с головками рельсов на 0,76 м. Верхние площадки имеют разную ширину — 2,7 и 4,5 м, что объясняется различным расстоянием между осями смотровых канав — 6,1 и 8 м. Ширина верхних площадок, идущих вдоль боковых стен здания, равна 2,3 м.

По сторонам площадок предусмотрено передвижное и регулируемое по высоте предохранительное ограждение из стоек и цепей. Продольные площадки соединяются с поперечной бетонной платформой шириной 5,5 м, которая идёт по всей ширине здания тупикового типа. Смотровые канавы в здании выполнены из бетона, причём у канав оборудованы фундаменты для установки домкратов.

Своеобразное расположение верхних площадок, пониженный уровень пола и глубокие канавы дают возможность производить осмотр тяговых электродвигателей, тележек, зубчатой передачи на уровне пониженного пола и в смотровой канаве, а осмотр и необходимый ремонт двигателя, а также электрооборудования, размещённого в кабине и машинном отделении, — на верхнем уровне. Подвоз необходимых деталей, материалов и инструмента из кладовых осуществляется на обоих рабочих уровнях с помощью электротележек. На фиг. 2 представлено стойло с опущенным полом и площадками на уровне пола тепловоза.


Фиг. 2. Стойло для осмотра тепловозов с опущенным полом и площадками на уровне пола тепловоза

В депо производится смена неисправных тяговых электродвигателей и колёсных пар, причём в этом случае тележки выкатываются целиком при помощи поперечной вспомогательной тележки, как это представлено на фиг. 3. В качестве подъёмных средств используются мостовой кран грузоподъёмностью 10 т пролётом 13 м и гидравлические домкраты.


Фиг. 3. Выкатка тележек из-под тепловоза на опускной канаве

Бывший котельный цех приспособлен для ремонта двигателей внутреннего сгорания и тяговых электродвигателей. Сеть существующих стойл котельного цеха и три пути без канав отведены для ремонта двигателей внутреннего сгорания. Две из этих канав покрыты настилом, и в этой части здания размещены резервуары для выщелачивания деталей двигателей.

Вдоль существующего кранового пути построено новое здание для ремонта тяговых электродвигателей, поступающих из других депо дороги.

Рядом с котельным цехом вновь построено здание для чистки фильтров двигателей и других мелких деталей. В этом помещении О смонтирован мостовой кран грузоподъёмностью 1 т.

В цехе двигателей производится ремонт двигателей внутреннего сгорания, после которого двигатели испытываются в течение 4 час. На фиг. 4 представлен процесс сборки двигателя.


Фиг. 4. Сборка двигателя на передвижном стенде

В электромашинном цехе осуществляется перемотка генераторов и тяговых электродвигателей, проходящих пропитку после ремонта. В этом цехе имеются станки для динамической балансировки якорей, бандажировочные станки, станки для продороживания коллекторов и ванны для их пайки. Катушки проходят вакуумнонагнетательную пропитку. Сдаточные испытания электрических машин осуществляются на стендах.

Как депо, так и мастерские сами не изготовляют запасные части, а получают их со складов заводов-изготовителей. Дорожные склады держат месячный запас деталей, причём дорогостоящие части, как, например, коленчатые валы, имеются только на складах заводов-изготовителей, снабжающих мастерские дороги по территориальному расположению.

Подводя итог всему сказанному о ремонте тепловозов в США, можно придти к следующим выводам:

1. Тепловозы ставятся в ремонт в зависимости от проделанной ими работы, измеряемой пробегом в километрах или временем работы.

2. Существуют два основных вида ремонта: текущий и тяжёлый.

3. При всех видах ремонта широко используется агрегатный метод.

4. Тяжёлый (капитальный) ремонт двигателей и машин электрооборудования делается в специальных мастерских, которые на каждой дороге имеются в единичном числе. В этих же мастерских в отдельных помещениях иногда производится и текущий ремонт тепловозов.

5. Новые детали дороги получают преимущественно от заводов-изготовителей. Мастерские производят детали в исключительных случаях.

6. Для удобства работ, связанных с осмотром и ремонтом тепловозов, в депо предусматриваются канавы с опущенным полом и площадками на уровне пола тепловоза.

7. Депо и мастерские оборудованы необходимыми подъёмно-транспортными средствами и имеют небольшой станочный парк.

Источник

Оцените статью