Что такое ремонт гидротрансформатора

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками + Видео

Общие характеристики

Гидродинамический трансформатор представляет собой узел герметично заваренный. Он передает вращательный момент от привода к коробке. Очевидно: гидротрансформатор заменяет сцепление. Давайте ознакомимся с принципом работы ГТ.

Коленчатый вал привода взаимодействует с насосным колесом, задача которого разогнать смесь, затем направить ее на турбину. Автоматическая коробка взаимодействует с турбиной. Поступившую жидкость нагнетает турбина, затем возвращает на насос. Перед насосом смесь поступает на лопасти реактора, задачей которых есть ускорение потока смеси и направление ее в сторону вращения.

По указанному циклу смесь ускоряется пока скорости вращения колес насоса и турбины не сравняются, после этого гидравлический трансформатор перестает преобразовывать крутящий момент, а реактор вращается свободно, не препятствуя потоку жидкости.

Разница в скоростях вращения насосного и турбинного колес определяет ускорение рабочей смеси, которая вращаясь, начинает нагреваться, уменьшается КПД гидродинамического трансформатора — большое количество энергии расходуется на нагревание. Во время выравнивания скоростей вращения колес нет необходимости передавать крутящий момент с помощью жидкости из-за больших потерь. Поэтому к конструкции ГТ инженерами было принято решение внедрить блокировку ГД (элементы, работа которых основывается на действии силы трения), соединяющую входной и выходной валы, чтоб крутящий момент передавался напрямую. На современных машинах блокировка имеет электронное управление, управляется отдельным клапаном. Конструкций блокировок множество, но смысл в них один — соединение валов для временного исключения из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионной смеси.

Читайте также:  Ремонт посадочного места подшипника кпп

Контроль работы гидротрансформатора осуществляется с использованием специального блока управления, который представляет собой автоматизированную систему, к ней поступают данные из датчиков, размещенных на гидравлическом трансформаторе и АКПП. В момент обнаружения неисправностей в работе указанных агрегатов электроника сигнализирует об ошибке. На отдельных моделях авто может полностью блокироваться работа гидротрансформатора — это приводит к отключению мотора при изменениях в работе АКПП. Множество поломок ГТ происходит со стороны механических элементов, поэтому при проведении диагностики затруднительно определить место возникновения неисправности, нужно разбирать поврежденный агрегат и выполнять визуальный осмотр, чтоб понять, почему ГТ перестал работать.

Рекомендуем посмотреть видео о ремонте ГТ автоматической коробки передач:

Устройство и принцип действия гидротрансформатора

Конструкция гидротрансформатора представлена двумя колесами: насосным и турбинным, а также статором (также широко применяется название «реактор») и специальным механизмом блокировки. Внутри всего агрегата находится масло, которое имеет возможность свободного перемещения по механизму, для максимального снижения трения деталей. Однако, во многих конструкциях есть свои исключения. Так, например, в трансмиссии трактора ДТ-175С связь двигателя и гидротрансформатора может обеспечиваться карданным валом. То же самое относится и к автобусу ЛиАЗ-677.

Насосное колесо имеет связь с двигателем и при вращении маховика перемещает масло по механизму, которое, в свою очередь, возникшем потоком заставляет вращаться турбину и колесо реактора. Турбина же, передает вращение на вал АКПП.

Связь насосного колеса и статора достигается применением обгонной муфты. Получается, что при возникновении большой разницы оборотов насоса и турбины, статор в автоматическом режиме самоблокируется и передает на насос еще больший объем масла. Таким образом, крутящий момент увеличивается в 3 раза, и автомобиль начинает движение с места.

Так как передача крутящего момента осуществляется без применения жесткой связи элементов, то исключается возможность возникновения ударных нагрузок на механизм. Это позволяет избежать рывков при движении, в связи с этим, достигается высокая плавность хода, по сравнению со сцеплением механической коробки переключения передач.

Однако, в данной конструкции имеется свой недостаток. Дело в том, что отсутствие жесткой связи элементов вызывает «проскальзывание» турбины, что, в свою очередь, влечет за собой нагрев смазочного вещества. Выделение тепла со стороны АКПП становится выше, чем у двигателя, что приводит к неизбежному повышенному расходу топлива. Тем не менее, на современных автомобилях эта проблема устраняется применением специального механизма блокировки, что повышает надежность работы гидротрансформатора.

Что ломается в гидротрансформаторе?

Раз есть сцепление внутри «бублика», значит, оно изнашивается — вечных фрикционных пар не бывает. К тому же продукты их износа загрязняют внутренности ГТД, поток горячей жидкости с абразивом «выедает» металл лопаток и других внутренних частей. Также потихоньку стареют, выходят из строя от перегрева или просто разрушаются уплотнения-сальники, а иногда выходят из строя подшипники или даже ломаются лопасти турбинных колес.

Продукты износа фрикционной накладки попадают и в саму АКПП, ведь охлаждение ГТД идет прокачкой масла через насос коробки и общий теплообменник. А в гидроблоке АКПП (о нем нужно рассказывать отдельно) есть еще много разных мест, где грязь может что-то забить или жидкость может проточить лишние отверстия, повредить соленоидные клапаны, замкнуть проводники…

В общем, со временем ГТД становится основным источником «грязи» в АКПП, которая обязательно выведет ее из строя. У некоторых АКПП проблема осложняется тем, что материал накладок «приклеен» к основе, и по мере износа в жидкость начинают попадать клеющие вещества, ускоряя процессы загрязнения в разы.

Таким образом, поживший «бублик» нужно менять или ремонтировать, пока он не сломал всю коробку передач. К слову, старые АКПП, у которых блокировка срабатывала редко, только на высших передачах или ее не имелось вовсе, имеют заметно большие интервал замены масла и ресурс.

А как узнать, что гидротрансформатор вышел из строя?

Если масло в АКПП быстро темнеет после замены, машина стала расходовать больше топлива, ощущаются рывки при равномерном движении или при торможении двигателем, то — скорее к мастеру проверять круглый железный «бублик». Не так уж дорог его ремонт, а неисправный, дел он может натворить очень много.

Признаки неисправности гидротрансформатора АКПП

Основные симптомы поломки гидротрансформатора АКПП следующие:

  • при включении передач слышен механический шум, который под нагрузкой исчезает: неисправность гидротрансформатора АКПП и упорных подшипников;
  • на скорости от 60 км/ч до 90 ощущается вибрация, вызванная неисправным механизмом блокировки: такие поломки гидротрансформатора АКПП обычно обусловлены тем, что продукты износа забивают масляный фильтр;
  • плохая динамика разгона ТС, которая сигнализирует о выходе из строя обгонной муфты.

Теперь вы знаете, как проверить гидротрансформатор АКПП, проблемы с функционированием которого могут значительно ухудшить комфорт и безопасность управления автомобилем.

Типичные неисправности гидроблока на примере разных АКПП

Основные причины неисправности гидроблока, требующие ремонта:

  • загрязнение каналов старым грязным маслом;
  • царапины на поверхности гидроплиты и золотников от металлической стружки;
  • ослабление пружин, износ уплотнителей, шариков, фильтров;
  • отказ соленоидов;
  • перегретые и грязные датчики;
  • сгоревшая электропроводка.

Главный загрязнитель масла АКПП и CVT — гидротрансформатор. Включение муфты блокировки в режиме проскальзывания ускоряет разгон, но при этом жидкость быстрее нагревается, а фрикцион больше сорит. Грязь осаждается на поверхности каналов и клапанов гидроблока, затрудняя их работу. Какие каналы забиваются чаще всего зависит от настроек компьютера и манеры вождения. Ремонт в виде промывки плиты и замены прокладок часто решает проблемы с переключениями передач.

Гидроблок попадает на серьёзный ремонт, если водитель не меняет масло в автоматической коробке на протяжении 100 000 км, постоянно буксует по снегу, подвергает машину испытаниям «Off-Road».

По тем же причинам отправляют Мехатроник DSG в ремонт:

  • каналы гидроблока забиваются грязью из корзины сцепления;
  • перегретые соленоиды теряют свои характеристики из-за чего компьютер бракует их, переводя коробку в аварийный режим.

На примере разных АКПП можно проследить схожесть причин появления неполадок гидроблока, требующих ремонта.

Коробка Jatco

RE4F03B. Несмотря на надёжность и неприхотливость коробки, гидроблок часто попадает в ремонт. Причина неполадок — забитые каналы, изношенные уплотнители, выработанные соленоиды. Если следить за чистотой масла и менять электромагнитные клапаны, не дожидаясь их смерти, то проблем с коробкой не возникнет.

JR507A устанавливается в автомобили Infinity, Nissan с двигателем от 2,5 до 5,6 л. Из-за разгонов мощных двигателей фрикцион ГДТ быстро съедается, засоряя масло. Происходит цепной процесс: загрязнение гидроплиты в АКПП, падение давления, сгорание фрикционов.

Бестселлер среди вариаторов — Jatco JF011E — установлен в:

  • Nissan Bluebira Syphy, Elgrad, Murano, Qashqai, Qazana, Sentra, Tiana, Tiida, X-Trail;
  • Mitsubishi CX, Delica, Lancer, Outlander;
  • Renault Megane, Koleos.

Автомат при правильной эксплуатации не вызывает проблем и ходит до 100 000 км без ремонта. От перегрева и выработки ресурса ломаются шаговые электродвигатели, регулирующие передаточное число вариатора. Также часто меняют комплект соленоидов.

Коробки BTR

BTR M741LE устанавливалась на 2,0 — 3,2 л двигатели SsangYong Rexton, Action, Korando. Гидроблок M741LE беспроблемный. При капитальном ремонте выполняют стандартную процедуру промывки и очистки каналов. В замене встречается редко.

BTR DSI-6 М11 с 2010 года встречается на SsangYong New Action, Rexton, Kyron. Гидроблок этой коробки сконструирован по подобию автомата Hyundai A6MF, а соленоиды заимствованы у Borg Warner и GM. По плановому ремонту в гидроблоке меняют прокладки и тонконастроенные электромагнитные клапаны, которые работают надёжно первые 100 000 км. Неисправность соленоидов диагностируется только через аппаратуру, а не коды ошибок.

АКПП U140/U241E

4-ступенчатые коробки передач Айсин U140Е/U241E устанавливаются в паре с двигателями 2,0 — 3,0 л в:

  • Lexus RX, ES250;
  • Toyota Caldina, Camry, Corolla, Highlander, Rav4.

Конструкция коробок надёжна и неприхотлива. АКПП проходит 100 000 км с одним ремонтом. Электрика не вызывает проблем и не требует дорогих замен. Обычно достаточно промывки гидроблока и соленоидов. Возрастные гидроплиты очищают от нагара и восстанавливают каналы золотников.

Семейство коробок 6Т

Американские АКПП GM 6T30Е/40Е/45Е с 2007 года устанавливаются в:

  • Opel Astra;
  • Chevrolet Captiva, Cruze, Lacetti, Aveo;
  • Buick Excelle, Lacross, Regal;
  • Saab 9’4x.

Ремонт ограничивается чисткой гидроблока и заменой комплекта соленоидов. При нехватке давления меняют уплотнители, изношенные втулки и кольца в пакетах фрикционов.

Особенности ремонта гидроблоков АКПП

Гидравлический блок — один из ключевых элементов автоматической трансмиссии. Узел имеет сложную конструкцию, состоящую из клапанов, соленоидов, датчиков, гидроаккумуляторов и системы каналов, обеспечивающих циркуляцию жидкости. Гидроблок получает управляющие сигналы от бортового компьютера. Передачи сменяются за счет подачи масла под высоким давлением в барабан сцепления. При этом также блокируется гидротрансформатор.

Гидроблоки АКПП достаточно надежны, но могут потребовать ремонта вследствие заводского брака, неправильной эксплуатации или исчерпания ресурса. Как правило, срок службы узла при нормальном использовании автомобиля составляет 15 лет и более. Основная причина отказов — загрязнение каналов. Другие распространенные неисправности:

  • загрязнение клапанов, плунжеров и других чувствительных элементов;
  • повреждение поверхностей каналов и других участков;
  • утечки масла;
  • износ расходных материалов — в первую очередь пружин, шариков, прокладок, фильтров, резиновых колец;
  • поломка соленоидов, управляющих гидравлическими переключениями и контролируемых компьютером;
  • неисправности датчиков, вызванные перегревом, сильным загрязнением и другими причинами;
  • обрывы электропроводки. Неисправная проводка гидроблока довольно сложна в ремонте и часто требует демонтажа АКПП.

В каких случаях гидротрансформатору АКПП требуется ремонт?

Существуют перечень типичных проблем, при наличии которых Вам не обойтись без посещения специализированной мастерской:

  1. Пробуксовка в начале движения. Дефект вызывается механическими повреждениями обгонной муфты.
  2. Отсутствие блокировки. Неисправность характеризуется увеличением оборотов двигателя при движении по трассе и перерасходом топлива. При этом в блоке памяти регистрируется ошибка проскальзывания муфты с соответствующим кодом.
  3. Резкое снижение скорости. Проблема чаще встречается в японских автомобилях. Обычно все дело в критической выработке шлицевого соединения ступицы колеса турбины.
  4. Остановка двигателя. Мотор глохнет при переключении селектора в режимы R и D. Неполадка чаще всего возникает в связи с заклиниванием поршня блокировки.

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками

Как правило, ресурс эксплуатации автоматической коробки передач идентичен сроку службы гидротрансформатора. Но бывают случаи, когда требуется ремонт или замена гидротрансформатора АКПП. Данный процесс не так сложен, как может показаться неопытному водителю, который не знает, как снять гидротрансформатор с АКПП.

Чтобы добраться до «внутренностей» интересующего нас механизма, необходимо разрезать его корпус, после чего проверить на наличие дефектов, оценить уровень изношенности и проверить исправность его элементов. Осуществив замену неисправных компонентов устройства (важно поставить новые уплотнительные кольца и сальник гидротрансформатора АКПП), требуется вернуть механизм в нормальное состояние. Для этого производится сварка корпуса, проверка его герметичности, прочности крепления деталей и соответствие стандартам теплового зазора. Завершается установка гидротрансформатора на АКПП проведением балансировочных работ.

Если в процессе диагностики выясняется, что никакие запасные части и оборудование для ремонта гидротрансформатора АКПП не могут восстановить адекватную работоспособность устройства, следует устанавливать новый механизм. В ряде случаев с финансовой точки зрения его покупка и монтаж даже предпочтительнее проведения ремонтных работ.

Источник

Оцените статью