- Как отремонтировать ИБП. Часть 1
- Итак, ИБП не работает вообще
- Проверка деталей ИБП
- Проблемы с переключающими реле
- Как выполнять техническое обслуживание ИБП?
- Содержание
- Что такое техническое обслуживание ИБП и для чего оно необходимо?
- Виды технического обслуживания ИБП
- Техническое обслуживание ИБП в гарантийный период
- Техническое обслуживание ИБП после гарантийного периода
- Виды работ, входящих в техническое обслуживание ИБП
- Визуальный осмотр
- Очитка от пыли
- Проверка работы аккумуляторов
- Проверка журнала событий
- Проверка температурного режима и качества воздуха
- Проверка режимов работы
- Выполнение контрольных измерений
- Проверка системы индикации и сигнализации
- Техническое обслуживание ИБП в режиме сервисного байпаса
Как отремонтировать ИБП. Часть 1
Сегодня мы поговорим о помощи первому другу компьютеров – источнику бесперебойного питания.
Источник бесперебойного питания (ИБП) предназначен для защиты и аварийного питания компьютеров.
Это такой себе «спасатель». Но иногда самому «спасателю» требуется помощь. Ведь ИБП, как и любая техника, может ломаться!
Мы рассмотрим в этой статье лишь самые простые неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.
Они не потребуют больших усилий для своего устранения. Сложные случаи оставим профессионалам.
Итак, ИБП не работает вообще
Сильноточные детали – это, прежде всего, транзисторы инвертора. Чаще всего в инверторах применяются мощные полевые транзисторы (ПТ), сопротивление открытого канала которых составляет величину в сотые и тысячные доли Ома.
Это очень небольшое сопротивление, но через транзисторы могут протекать токи в десятки ампер. Поэтому они установлены на радиаторах (или на одном общем радиаторе).
Если транзистор (или другая деталь) сильно греется, то маркировка, выполненная чаще всего белой краской, темнеет. При этом темнеет и припой в месте пайки. Если деталь вплотную прилегает к плате, то в месте соприкосновения потемнеет и сама плата.
Иногда вокруг выводов сильноточных деталей возникают характерные кольцеобразные трещины. Контакт в таких местах между выводом и печатной платой обладает повышенным сопротивлением, что приводит к еще большему нагреву.
Все плохие и подозрительные пайки следует тщательно пропаять!
Проверка деталей ИБП
После внешнего осмотра необходимо проверить тестером транзисторы инвертора. Для этого надо ознакомиться со статьей «Что такое полевой транзистор и как его проверить?»
Если транзисторы окажутся неисправными, их необходимо заменить такими же или аналогичными.
Далее следует проверить предохранитель. В ИБП обычно имеется минимум два предохранителя. Первый (к которому есть доступ снаружи) – по сети 220 В. Он имеет номинал в несколько ампер, который зависит от мощности ИБП. Чем мощнее ИБП, тем больше номинал.
Чаще всего он расположен в специальном гнезде, в непосредственной близости от разъема сетевого шнура. Извлечь его можно с помощью отвертки с узким лезвием. Часто держатель предохранителя имеет гнездо для еще одного предохранителя (запасного) и сам предохранитель. Так что сгоревший предохранитель можно оперативно заменить.
Второй предохранитель установлен на плате по цепи +12 В, в плюсовой шине аккумулятора. Он рассчитан на гораздо больший ток (30 – 40 А и больше). Дело в том, что при исчезновении напряжения начинает работать инвертор, и аккумулятор должен отдать большой ток.
Например, при активной мощности 250 Вт нагрузки, подключенной к ИБП, аккумулятор должен отдать ток 250:12 = 21 А. И это без учета потерь в инверторе!
Обычно это предохранитель имеет номинал 30 или 40 А. В более мощных ИБП их может быть два, при этом они устанавливаются параллельно. Такие предохранители используются в автомобилях, поэтому их можно при необходимости найти на авторынке.
Отметим, что предохранители в большинстве своем не выходят из строя «просто так». Поэтому, перед тем, как менять их, необходимо удостовериться в исправности других деталей – выпрямительных диодов, тех же транзисторов инвертора.
Иногда перегорание предохранителей может быть вызвано межвитковым замыканием в трансформаторе, но, к счастью, такое случается редко.
Проблемы с переключающими реле
Переключение ИБП в режим работы от аккумулятора осуществляется чаще всего посредством электромеханических реле. Используются реле постоянного тока с катушкой на 12 или 24 В и мощными контактами. Иногда контактная группа одного из реле выходит из строя.
Проявляться это может тем, что бесперебойник не включается вообще или не переключается на аккумуляторы при исчезновении сетевого напряжения. При подозрении на такую неисправность следует выпаять реле и проверить сопротивление замыкающего контакта тестером.
Как правило, такое реле имеет один переключающий контакт.
При подаче напряжения на катушку контакты 1 — 3 размыкаются, а контакты 2 — 3 — замыкаются.
Сопротивление разомкнутого контакта должно быть бесконечно большим, а замкнутого – иметь сопротивление порядка десятых долей Ома.
Если же оно равно нескольким Омам (или десяткам Ом), такое реле подлежит замене.
В заключение отметим, что при подаче питания на катушку должен быть слышен четкий щелчок. Если он не слышен или слышны какие-то «шорохи», имеет место механическая неисправность, и реле однозначно надо менять.
Скажем также, что электромагнитное реле – чаще всего штука надежная и долговечная.
Обычные (не герконовые) реле имеют ресурс не менее 100 000 срабатываний, чего с лихвой хватает на все время работы ИБП.
Во второй части мы продолжим знакомиться с простейшими неисправностями бесперебойников.
Источник
Как выполнять техническое обслуживание ИБП?
ИБП является сложным и дорогостоящим электротехническим оборудованием, которому требуется периодическое обслуживание. Пренебрежение этим правилом может повлечь за собой серьезные проблемы для установленной системы электропитания: от сбоя в рабочих процессах до полного выхода её из строя.
В нашей статье мы подробно ответим на вопрос, зачем требуется выполнять техническое обслуживание ИБП, а также подробно расскажем о том, какие работы в него входят.
Содержание
Что такое техническое обслуживание ИБП и для чего оно необходимо?
Техническое обслуживание ИБП представляет собой комплекс работ, которые регулярно выполняются для того, чтобы поддерживать устройство в исправном состоянии и своевременно выявлять его возможные неисправности. Регулярное выполнение технического обслуживания ИБП позволяет предотвратить дорогостоящий ремонт изделия.
Каждый производитель ИБП определяет свой регламент обслуживания устройства и устанавливает его периодичность: как правило, оно проводится не реже одного раза в год. Есть производители, которые обязывают заказчиков регулярно проходить техобслуживание ИБП для сохранения гарантии. По результатам таких мероприятий за счет производителя выполняется своевременная замена вышедших из строя узлов.
Виды технического обслуживания ИБП
В зависимости от срока эксплуатации ИБП условно можно выделить два вида технического обслуживания:
Техническое обслуживание ИБП в гарантийный период
Информацию о правилах проведения технического обслуживания ИБП в гарантийный период можно прочитать в инструкции по эксплантации к изделию. Обычно в данный период накладываются ограничения на выполнение определенных видов работ, например, запрещается вскрытие опломбированных частей корпуса устройства и разрешается проводить только проверку и осмотр изделия, а также при необходимости чистить от пыли его вентиляционные отверстия.
Например, для ИБП «Штиль» рекомендуется проводить техническое обслуживание не реже одного раза в полгода. В гарантийный период пользователю, кроме проверки крепления подключенных кабелей и осмотра корпуса изделия на предмет отсутствия механических повреждений, коррозии и загрязнений, разрешается самостоятельно проверять соответствие индикации режимам работы устройства и при обнаружении засорений очищать поверхность ИБП и его вентиляционных отверстий от пыли. При возникновении неисправностей или ошибок в работе ИБП отправляется в сервисный центр завода-изготовителя, где инженеры выполняют необходимые технические работы.
О том, как выполняется ремонт источников бесперебойного питания производства «Штиль» можно прочитать в нашей статье «Ремонт источников бесперебойного питания».
Техническое обслуживание ИБП после гарантийного периода
По истечении гарантийного срока ИБП пользователь может провести его техническое обслуживание следующим образом:
- самостоятельно, если он обладает достаточными для этого знаниями и умениями;
- с помощью стороннего специалиста, который имеет для этого достаточно опыта;
- с помощью сервисного центра (например, пользователи ИБП производства «Штиль» по истечении гарантийного срока могут за свой счет отправить изделие в сервисный центр завода-изготовителя для прохождения технического обслуживания, где будет проведен полный комплекс необходимых работ).
Виды работ, входящих в техническое обслуживание ИБП
В периодическое техническое обслуживание ИБП входят несколько видов работ, о которых мы подробно расскажем ниже.
Визуальный осмотр
Техническое обслуживание ИБП обязательно должно начинаться с его визуального осмотра, благодаря которому можно определить состояние устройства: наличие пыли на его поверхности, механических повреждений основного блока, повреждений изоляции кабельных линий и др.
Очитка от пыли
Для обеспечения необходимого режима охлаждения ИБП требуется его периодическая очистка от пыли. Не будет лишним выполнять проверку работоспособности самих вентиляторов.
Пыль не только препятствует нормальному охлаждению устройства, из-за того, что пыль включает микроскопические частицы сажи и металлов при попадании в силовой модуль ИБП она может замкнуть токоведущие элементы, что приведет к короткому замыканию и выходу из строя основных узлов устройства.
Чтобы предотвратить загрязнение внутренних узлов ИБП необходимо поддерживать чистоту в помещении, особенно там, где присутствует повышенная запыленность.
Проверка работы аккумуляторов
Аккумуляторная батарея в составе ИБП имеет свойство постепенного снижения рабочих параметров. На деградацию аккумуляторов влияют множество факторов, в том числе и температура окружающей среды. Поэтому необходимо периодически проверять состояние батарей ИБП, чтобы своевременно выполнять их замену. Как правило, отслеживать их работу можно во внутреннем меню настроек ИБП.
Например, во всех моделях ИБП «Штиль» есть специальный функционал, который позволяет протестировать работу аккумуляторов: определять фактическое время автономной работы системы при реальной нагрузке и другие параметры батарей. Тест предполагает 10-секундное принудительное питание нагрузки от аккумуляторов, за счет чего оценивается их общее состояние: уровень заряда, температура, время автономии и др.
Проверка журнала событий
Практически все модели современных ИБП имеют во внутреннем меню журнал событий, в котором хранится вся информация о возникавших авариях и ошибках (например, связанных с включением/выключением устройства, переключением в разные режимы работы и другими параметрами работы).
Проверка и анализ журнала позволит своевременно выявить проблемы в работе ИБП, а также заранее принять необходимые меры, чтобы избежать серьезных неисправностей в будущем.
Проверка температурного режима и качества воздуха
Если ИБП установлен в помещении загородного дома без центрального отопления, важно проверять температурный режим и влажность. Как известно, приемлемая температура в помещении для ИБП составляет 25° С. Её повышение или понижение будет влиять на аккумуляторные батареи источника бесперебойного питания не в лучшую сторону, ускоряя их износ.
Нельзя забывать о влажности помещения: она должна составлять не более 80% без конденсата. Также важно отслеживать возможные протечки от работы кондиционера или от труб ХВС и ГВС, если они проходят рядом с ИБП, так как в этом случае есть риск попадания воды внутрь устройства.
При использовании ИБП на предприятиях, кроме проверки температуры и влажности помещения, необходимо также отслеживать качество воздуха: при его ухудшении токопроводящая пыль внутри устройства будет накапливаться гораздо быстрее, что может вызвать короткое замыкание.
Проверка режимов работы
Как правило, каждая модель ИБП имеет несколько режимов работы: сетевой (online), автономный (battery mode), ECO и байпас (bypass). При выполнении данной проверки необходимо определить корректность перехода ИБП в каждый из этих режимов, между режимами, а также возвращение изделия в прежнее состояние. Каждое переключение должно сопровождаться соответствующей индикацией на корпусе устройства.
Выполнение контрольных измерений
При выполнении техобслуживания ИБП также важно измерить входящие и исходящие параметры устройства во всех режимах его работы (в автономии, в ECO/байпас и при работе от сети), а именно: напряжение и частоту, рабочую температуру и ток.
Важно понять, насколько точно ИБП отображает все эти параметры. Выявление отклонений и их устранение путем калибровки позволит избежать ложных или неправильных срабатываний во время работы устройства в будущем.
Проверка системы индикации и сигнализации
Данная процедура необходима для того, чтобы выявить некорректную работу кнопок панели управления, светодиодной индикации, ЖК-дисплея, а также звуковой сигнализации ИБП.
Техническое обслуживание ИБП в режиме сервисного байпаса
Как правило, в однофазных и трехфазных ИБП с большой выходной мощностью, применяемых для автономного электроснабжения критичных к питанию нагрузок, например, телекоммуникационной техники, систем связи или торгового оборудования, предусмотрен сервисный байпас, который служит для проведения технического обслуживания или ремонта ИБП без обесточивания ответственных электроприборов.
За счет данного функционала пользователем вручную (с помощью специальной кнопки или механического рубильника на корпусе) выполняется безразрывное переключение нагрузки на питание от входной сети в обход электронной схемы ИБП. В зависимости от модели устройства могут иметь встроенный сервисный байпас и/или возможность подключения внешнего байпаса в виде отдельного блока (модуля или шкафа).
При проведении технического обслуживания ИБП с использованием встроенного сервисного байпаса будет накладываться ряд ограничений, так как при переключении устройства в данный режим работы некоторые элементы ИБП будут оставаться под напряжением. Поэтому в основном можно будет осуществлять только визуальный осмотр внутренних компонентов устройства и их продувку от пыли, следуя инструкции по эксплуатации к ИБП и соблюдая правила технической безопасности.
При наличии внешнего блока можно осуществлять техническое обслуживание ИБП без ограничений, так как такой сервисный байпас позволяет полностью обесточить источник питания без отключения нагрузки. Например, российский производитель ГК «Штиль» выпускает широкую номенклатуру модулей и шкафов внешнего байпаса, которые совместно используются с однофазными и трехфазными ИБП различной мощности. Более подробно о них можно узнать в разделе «Модули и шкафы внешнего байпаса».
Источник