Что такое ремонт объекта электросвязи

Техническое обслуживание и ремонт обьектов электросвязи ОАО «РЖД»

2.1. Основные термины и определения

Объект железнодорожной электросвязи (далее объект электросвязи) — оборудование электросвязи или его компоненты, которые можно рассматривать в отдельности. Объект электросвязи может состоять из технических средств, программных средств или их сочетания.

Объект технического обслуживания — любая составная часть объекта электросвязи, которая может подлежать техническому обслуживанию или ремонту.
Система технического обслуживания и ремонта техники — совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления требуемых функций объектов, входящих в эту систему.

Техническое обслуживание, ТО — комплекс операций и/или организационных действий, направленных на поддержание объекта в состоянии или возвращение объекта в состояние, в котором он способен выполнять требуемую функцию.

Технологическая карта на техническое обслуживание и ремонт — эксплуатационный документ, устанавливающий для определенного объекта технического обслуживания порядок и объем проведения регламентных работ технического обслуживания и ремонта, включая методики проверок, измерений и регулировок, необходимых для поддержания работоспособного состояния данного объекта.

Регламентированное техническое обслуживание — техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации (технологической карте) и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия или объекта в момент начала технического обслуживания.

Техническое обслуживание с периодическим контролем — техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия или объекта в момент начала технического обслуживания.

Неплановое техническое обслуживание — техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию. Техническое обслуживание, выполняемое не по установленному графику, а после получения информации о состоянии объекта.

Читайте также:  Ремонт дизельных двигателей казахстан

Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

Ремонт (объекта) — процесс перевода объекта из неисправного состояния в исправное состояние. К термину «ремонт» — под операцией ремонта в соответствии с ГОСТ 3.1109-82 понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания. При техническом обслуживании возможно проведение ремонтных работ по устранению скрытых или отложенных неисправностей объекта и, наоборот, во время ремонта могут выполняться операции, обычно относимые к техническому обслуживанию. Ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных едини.

Ремонтные подразделения ЦСС — подразделения Центральной станции связи — филиала ОАО «РЖД», занимающиеся ремонтом объектов электросвязи.

Метод технического обслуживания (ремонта) — совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).

Периодичность технического обслуживания (ремонта) — интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом — метод выполнения технического обслуживания персоналом, работающим на данном изделии, объекте, при использовании его по назначению.

Метод технического обслуживания специализированным персоналом — метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания.

Фирменный метод ремонта — метод выполнения ремонта предприятием-изготовителем [2].

Неплановый ремонт — ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения. Ремонт, необходимость в котором возникает после обнаружения отказа.

План-график — форма плана работ по техническому обслуживанию, объединяющая нормированный набор работ и время на их выполнения.

Плановый ремонт — ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной (технической) документации.

Эксплуатация — стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. В соответствии с положением о порядке учета, расследования и анализа случаев отказов в работе технических средств ОАО «РЖД» от 01.07.2008г. N 1384р п. 3.1.9. По хозяйству связи отказом являются неисправности, неправильное функционирование или порча устройств, средств, сооружений и систем железнодорожной технологической сети электросвязи, приведшее к перерыву предоставления подразделениям ОАО «РЖД» услуг электросвязи.

Внезапный отказ — отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта.

Аутсортинг — способ оптимизации деятельности филиалов за счет концентрации усилий на осуществлении основных видов деятельности и передачи выполнения отдельных видов работ (услуг) специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям) на договорной основе;

Резервирование — способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций.

2.2.Техническое обслуживание электрических кабелей связи

Организация технического обслуживания осуществляется Центральной станцией связи — филиала ОАО «РЖД» через дирекции связи — структурного подразделения ЦСС и региональные центры связи — структурного подразделения дирекции связи. Основным производственным подразделением, осуществляющим эксплуатацию междугородных кабельных линий, является кабельный участок. Основной нормативный документ — Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту объектов электросвязи ОАО «РЖД», утвержденная и введенная в действие от 30.04.2009 № 905р.

Вновь построенные или реконструированные линии автоматики, телемеханики и связи принимаются в постоянную эксплуатацию специальными комиссиями действующими в соответствии с прави­лами и инструкциями по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Техническое обслуживание линий, принятых в эксплуатацию, заключается в выполнении штатом РЦСрегламентированных нормативными документами мероприятий и технологических операций, направленных на обеспечение безотказной работы соответствующих устройств.

Согласно инструкциям при обслуживании кабель­ных линий проверяют состояние трассы кабеля, кабельных сооружений, кабельной арматуры (кабельных шкафов, боксов, плинтов, муфт различного назначения); выявлен­ные дефекты устраняют. Следят за тем, чтобы на трассе кабеля не производились не согласованные заранее земляные работы, устраня­ют повреждения, проводят мероприятия по защите кабеля от кор­розии и т. д. Более сложные и трудоемкие работы, которые не мо­жет выполнить персонал, проводящий текущее обслуживание, выполняют при капитальном ремонте кабельных линий. К работам, выполняемым при капитальном ремонте, относятся такие, как пере­кладка, углубление и замена кабелей, приведение электрических характеристик кабельных линий к нормам, замена и ремонт кабель­ных сооружений и т. п.

При обслуживании воздушных линий чистят и заменяют негод­ные изоляторы, вязки, временные соединения проводов, выправляют опоры, заменяют аварийные опоры, вырубают кусты под проводами, регулируют стрелы провеса проводов и др. Более сложные и трудоем­кие работы выполняют при среднем и капитальном ремонтах.

В обязанности эксплуатационного штата входит также прове­дение электрических измерений цепей воздушных и кабельных ли­ний, которые проводят периодически и после ремонтных работ. Все изменения на линиях в процессе их эксплуатации и ремонта обяза­тельно следует отразить в технической документации: в паспортах, схемах, планах трассы и протоколах электрических измерений.

Организация работ по техническому обслуживанию линий зави­сит от оснащенности участка устройствами связи, средствами передвижения, от квалификации эксплу­атационного штата и других факторов.

Наиболее часто повреждения кабеля возникают из-за проникно­вения в него влаги при нарушении герметичности оболочки из-за коррозии, нарушения правил прокладки, недоброкачественной пай­ки кабельных муфт и механических повреждений, вызванных сме­щениями грунта, или небрежными земляными работами на его трас­се. Для предохранения кабеля от проникновения в него влаги, при нарушении целостности оболочки кабельные линии содержат под постоянным избыточным давлением, что позволяет контролировать герметичность оболочки и определять место ее повреждения. Кроме этого, при незначительных повреждениях оболочки поток газа, вы­ходящего в месте ее повреждения, препятствует проникновению внутрь кабеля влаги, что повышает надежность кабельных линий.

Содержание кабеля под постоянным избыточным газовым давлением

Наиболее часто повреждения кабеля возникают из-за проникновения в него влаги при нарушении герметичности оболочки вследствие коррозии, механических повреждений, вызванных смещением грунта или небрежными его раскопками на трассах кабелей, а также вследствие нарушения правил прокладки кабеля и недоброкачественной пайки соединительных и разветвительных кабельных муфт.

При содержании кабеля под постоянным избыточным давлением кабельную линию делят на герметизированные участки, называ­емые газовыми секциями, длина которых для кабелей магистраль­ной связи, как правило, равна усилительному участку высокочас­тотных цепей. По концам газовой секции, а также на всех осветлениях от магистрального кабеля устанавливают газонепроницае­мые муфты. Внутри газовых секций создают избыточное газовое, давление.

Существует две системы содержания кабелей под избыточным давлением:с автоматическим и периодическим наполнением кабелей газом. На кабельных линиях дальней связи наибольшее рас­пространение получила система с автоматическим наполнением. В этой системе по концам газовой секции размещают автоматические установки УСКД, в которой в качестве газа используют сухой воз­дух.

Установка УСКД (рис. 1) обеспечивает автоматическую подачу в кабель сухого воздуха, контроль за расходом газа, пода­чу сигнала о нарушении герметичности и понижении давления в баллоне с газом.

Газ из баллона высокого давления (40 л, давление 15 МПа) (или oт компрессора с давлением 0,3…0,8 МПа) через осушительную камеру высокого давления 2 подается в редуктор 4 с обратным клапаном.

Обратный клапан необ­ходим для отключения баллона от установки при снижении давле­ния до 2 МПа. Затем газ подается в редуктор 5 низкого давления, на выходе которого устанавливается стабильное давление (49±2) кПа, поддерживаемое автоматически при расходе газа не более 3 л/мин. Далее газ проходит через осушительную камеру низкого давления 12, пневматический сигнализатор 6 и блок ротаметров 7. В блоке ротаметров после прохода через индикатор влажности 10 газ посту­пает в ротаметры 9 для контроля за расходом газа в каждом кабеле и через штуцера 8 – в кабели. Безопасность работы установки обеспечивается предохранительными клапанами. Герметичность кабе­ля фиксирует пневматический сигнализатор 6, а снижение давления в баллоне — электроконтактный манометр 3. Манометр 11 контролирует давление газа, подаваемого в кабель.

Эффективность содержания кабеля под избыточным давлением в значительной степени зависит от количества газа, помещающегося в кабеле (на единицу длины), а также от скорости распространения газа. При разгерметизации кабельной линии, т. е. появлении отверстия, струя выходящего через него газа предохраняет кабель от проникновения влаги. Чем больше отверстие, тем быстрее будет снижаться давление в районе повреждения, и поэтому чем больше запас газа (в кабеле) и чем быстрее он будет распространяться от источников подкачки до района повреждения, тем продолжительнее будет защитное действие избыточного давления.

Для осуществления непрерывного контроля за герметичностью оболочки кабеля, а также определения района повреждения используются методы учета расхода газа и манометрический.

Метод учета расхода газа основан на учете расхода газа, подаваемого в кабель с обоих концов участка для компенсации утечки, вызванной повреждением оболочки. Учитывая, что при установившемся режиме распределения давления в кабеле объем газа, подаваемого с обоих концов участка для компенсации утечки, обратно пропорционален расстоянию до места утечки, по расходу газа за единицу времени определяют район повреждения. При этом методе отпадает необходимость в специальных сигнальных жилах. Метод позволяет определять район повреждения, если на участке имеется только одно место утечки.

Манометрический метод основан на одновременном измерении манометрами давления в нескольких точках участка, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. По результатам измерений строят график распределения давления, характеризующийся двумя наклонными кривыми, расходящимися от места утечки газа. Пересечение этих кривых соответствует району утечки газа (рис. 2)

Точное определение места повреждения оболочки устанавлива­ют с помощью индикаторных газов. Для этого в ближайшую к гра­нице поврежденного участка муфту впаивают вентиль и снижают избыточное давление (открывают вентиль на 20—30 мин). В течение 5—10 мин вводят в кабель фреон под давлением 50—60 кПа. Для обеспечения движения газа вдоль кабеля нагнетают сухой воздух под давлением 50—90 кПа. Через 12 —15 ч после введения фреона начинают обследовать трассу, для чего предварительно через 1,5—2 м над кабелем устраивают шурфы диаметром 2 см и глубиной 25–30 см. Обследование производят течеискателем (прибор, реа­гирующий на присутствие фреона), беря пробу воздуха в шурфах. Максимальная концентрация газа будет непосредственно над местом повреждения кабеля.

При ремонте кабелей после определения на трассе кабель­ной линии места повреждения оболочки или муфты кабель или муфту откапывают и поднимают над поверхностью дна тран­шеи или котлована на высоту не менее 0,3 м. Для определения характера и размеров повреждения в оболочке кабеля или кор­пусе муфты делают разрезы — «окна».

При слабой влажности поясной бумажной изоляции в рай­оне повреждения сердечник кабеля просушивают и монтируют накладную муфту. Если влажность бумаги поясной изоляции велика, то прорезанием «окон» через 3—5 м в обе стороны от места повреждения определяют расстояние, на котором влага повредила сердечник. Поврежденный кабель на этой длине за­меняют (делают вставку).

Устранить понижение сопротивления изоляции жил кабеля в муфте сушкой сростка можно лишь в том случае, если влага из муфты не проникла в кабель. Если у обрезов оболочки в муфте поясная изоляция влажная, кабель считают поврежденным и для устранения повреждения необходима прокладка вставки. Если площадь повреждения оболочки (кабеля) мала и влага не полу­чила доступа к сердечнику, металлическую оболочку вокруг от­верстия обслуживают и запаивают, полиэтиленовую оболочку в месте повреждения заваривают прогревом через стеклоленту подмотки из четырех-пяти слоев полиэтиленовой ленты.

Чтобы устранить повреждение в муфте, необходимо предва­рительно полностью или частично ее демонтировать. Частичный демонтаж муфт выполняют также при уточнении расстояния до мест повреждения токоведущих жил и их изоляции, а также при отыскании мест негерметичности оболочки кабеля для впай­ки дополнительных вентилей.

Частичный демонтаж монтажного соединения на трассе ка­беля ограничивают получением доступа к поверхности гермети­зирующей муфты или к сростку жил. В первом случае необхо­димо снять с кабеля защитную муфту и освободить от заливоч­ной массы и гидроизолирующих покровов между разделками бронелент, поверхности оболочки и корпуса герметизирующей муфты; во втором, помимо указанных работ, в корпусе гермети­зирующей муфты вырезают «окно».

При выполнении «окна» в свинцовой муфте на расстоянии 10—15 мм от края пайки на конусах ножовочным полотном де­лают надпилы корпуса муфты на 3/4 его периметра. На верхней части муфты корпус между поперечными надрезами разрезают и отгибают, обнажая сросток.

При вскрытии «окна» в корпусе алюминиевой муфты, смон­тированной методом сварки энергией взрыва, перед выполнени­ем разрезов поверхность муфты облуживают оловянно-цинко­вым припоем в зонах шириной 20—30 мм, расположенных вдоль всей линии разреза корпуса. Корпус с алюминиевой муфты раз­резают так же, как и свинцовой, располагая поперечные надре­зы на расстоянии 10—15 мм от края опорной втулки в сторону центра муфты.

При вскрытии тройниковой свинцовой муфты дополнительный продольный разрез корпуса не делают, а распаивают существу­ющий. Поперечные надрезы конусов выполняют в одну сторону от продольного.

После окончания ремонтных работ корпуса муфт восстанав­ливают и изолируют.

Источник

Оцените статью