- Все о профессии помощник машиниста
- Описание профессии
- Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
- Обязанности помощника машиниста электровоза
- Условия работы помощником машиниста электровоза
- Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
- Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
- Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
- Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности
- Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
- Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда
- Где выучиться на машиниста электропоезда
- Сколько получают помощники машиниста электропоезда
- Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда
Все о профессии помощник машиниста
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства. Среди большого количества железнодорожных специальностей многие из них выбирают профессию помощник машиниста.
Описание профессии
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.
С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Таким образом, помощник машиниста является не только специалистом, решающим технические вопросы локомотива, но и полноценным дублёром машиниста.
Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.
- Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
- Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
- Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
- Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.
Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Поэтому при выборе данной специальности необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», учитывая не только плюсы, но и минусы профессии.
Источник
Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.
Обязанности помощника машиниста электровоза
По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.
Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:
техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
сцепка и расцепка локомотива;
помощь машинисту в маневровых работах;
наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.
Условия работы помощником машиниста электровоза
Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.
Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.
Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.
Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.
Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:
- электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);
тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).
Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:
- быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;
пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;
пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);
иметь допуск по электробезопасности V группы.
Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.
Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).
Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
У данной профессии есть свои плюсы:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;
ранний выход на пенсию;
льготы при путешествиях по железной дороге.
А вот минусы гораздо более существенны:
- низкий уровень заработной платы;
отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);
вредные и тяжелые условия труда;
напряженный график работы, постоянные переработки;
высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).
Источник
Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности
Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
Электропоезд (или в простонародье — электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда
В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.
По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.
Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.
Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;
Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;
Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.
Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.
Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.
Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.
Что должен знать помощник машиниста электропоезда:
слесарное дело и основы электротехники;
правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;
правила сцепки/расцепки вагонов;
путевые знаки и сигналы на железной дороге;
инструкцию по движению поездов (ИДП);
инструкцию по сигнализации (ИПС);
график движения поездов по маршруту следования.
Где выучиться на машиниста электропоезда
В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.
Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.
Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:
пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);
пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;
пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.
На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.
Сколько получают помощники машиниста электропоезда
Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.
Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда
У работы помощника машиниста электропоезда есть свои преимущества:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
полный социальный пакет, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и ранний выход на пенсию (55 лет);
востребованность на рынке труда.
Минусы, однако, существенно перекрывают плюсы:
невысокая заработная плата;
отсутствие карьерного роста;
напряженный график работы;
вред для здоровья;
производственные риски (несчастные случаи, ДТП).
Источник