- Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов
- § 105. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 1-го разряда
- § 106. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 2-го разряда
- § 107. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 3-го разряда
- § 108. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 4-го разряда
- § 109. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 5-го разряда
- § 110. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 6-го разряда
- Комментарии к профессии
- Кто такой слесарь-ремонтник и что он делает?
- Что это за профессия?
- Плюсы и минусы
- Обязанности
- Основные требования
- Личные качества
Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов
§ 105. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 1-го разряда
Характеристика работ. Разборка простых узлов дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, очистка и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: основные приемы выполнения несложных слесарных работ; назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, смазок, моющих веществ.
Примеры работ
1. Детали простые — опиливание заусенцев, резка заготовок ножовкой, рубка зубилом, прогонка резьбы.
2. Детали и узлы простые дорожно-строительных машин и тракторов — очистка и мойка.
3. Тракторы и машины дорожно-строительные — очистка от грязи перед разборкой.
§ 106. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 2-го разряда
Характеристика работ. Разборка дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов и подготовка их к ремонту. Разборка, ремонт, сборка простых соединений и узлов дорожно-строительных машин и тракторов с заменой отдельных частей и деталей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Выполнение крепежных работ при техническом осмотре и обслуживании. Слесарная обработка узлов и деталей по 12 — 14 квалитетам с применением приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту и монтажу под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: основные сведения об устройстве дорожно-строительных машин и тракторов; правила и последовательность разборки на узлы и подготовки к ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел, топлива; механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.
Примеры работ
1. Бензобаки, аккумуляторы, кабины, кожухи — установка на машины и крепление.
2. Диски, тормозные ленты и фрикционные накладки — устранение повреждений и заклепка.
3. Кронштейны, скобы, хомутики — изготовление.
4. Лебедки, муфты сцепления, мосты передние, тележки гусеничные, рулевое управление, механизмы реверсивные — снятие, разборка и подготовка к ремонту.
5. Мосты задние, двигатели, коробки передач — снятие.
6. Плафоны, фонари световые, свечи, стартеры — снятие и установка.
7. Фильтры масляные, насосы водяные, вентиляторы двигателей — снятие.
§ 107. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 3-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, сборка и регулировка узлов и агрегатов средней сложности с заменой отдельных частей и деталей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, агрегатов и приборов при техническом осмотре и обслуживании дорожно-строительных машин и тракторов. Разборка и подготовка к ремонту агрегатов, узлов и электрооборудования. Соединение и пайка проводов, изоляция их и замена поврежденных участков. Общая сборка средней сложности дорожно-строительных машин и тракторов на колесном ходу. Слесарная обработка узлов и деталей по 11 — 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов к ним под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей; технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки машин и прицепных механизмов; методы выявления и способы устранения дефектов в работе машин и отдельных агрегатов; сорта масел, применяемых для смазки узлов машин; устройство универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; электротехнические материалы и правила сращивания, пайки и изоляции проводов.
Примеры работ
1. Автогрейдеры, краны автомобильные и краны самоходные на пневмоколесном ходу — разборка на узлы и детали.
2. Вентиляторы, насосы водяные и масляные двигателей — ремонт и сборка.
3. Двигатели, коробки перемены передач, мосты задние — разборка и подготовка к ремонту.
4. Замки зажигания — ремонт, сборка, регулировка.
5. Клапаны — притирка.
6. Колеса ведущие и ведомые, гусеницы и цепи, ролики поддерживающие и опорные, тяги рулевые, колодки тормозные и ленты — ремонт и сборка.
7. Лебедки, мосты передние, бортовые передачи, механизмы подъема и отвала, рейки выноса отвала, балансиры, тормоза — ремонт, сборка и установка.
8. Трубопроводы — ремонт и устранение неисправностей.
9. Управление рулевое — замена, установка.
§ 108. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 4-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, сборка, стендовые испытания и регулировка сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов. Выявление и устранение дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов машин и тракторов. Слесарная обработка узлов и деталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений и специального инструмента. Общая сборка сложных дорожно-строительных машин, тракторов на гусеничном ходу, агрегатов электрооборудования и приборов. Выполнение сложных монтажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений.
Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых дорожно-строительных машин и тракторов; устройство двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначений; методы регулирования отдельных агрегатов и узлов машин; методику и режимы испытаний агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания узлов и агрегатов; электроприборы и электрооборудование дорожно-строительных машин и тракторов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений.
Примеры работ
1. Автогрейдеры и автокраны — ремонт и сборка муфт сцепления мультипликаторов, рулевых механизмов, механизмов подъема и поворота стрелы.
2. Бульдозеры, грейдеры, скреперы (самоходные) — испытание подъемных механизмов и устранение дефектов в их работе.
3. Втулки шатунов — подгонка по поршневым пальцам.
4. Гидроприводы дорожно-строительных машин — ремонт, сборка, испытание на стенде.
5. Двигатели внутреннего сгорания мощностью до 73 кВт (100 л.с.) — ремонт, полная сборка, регулировка узлов и механизмов, устранение дефектов газораспределения, шатунно-поршневой группы и других узлов двигателя.
6. Коробки передач тракторов — испытание на стенде.
7. Клапаны — регулировка зазоров.
8. Кольца поршневые — подгонка к поршням.
9. Механизмы газораспределения — сборка.
10. Механизмы планетарные поворотов тракторов — сборка и регулировка.
11. Подшипники коренные и шатунные — шабрение.
12. Управление рулевое, редукторы, задний мост, коробка передач, фрикционы — ремонт, сборка и регулировка.
13. Экскаваторы с ковшом вместимостью до 15 куб. м — регулировка пневматического или гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, смена напорного барабана, регулировка открывания днища ковша.
§ 109. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 5-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка и испытание на стендах и на шасси сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и мощных тракторов. Определение на слух и устранение неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и в работе сложных узлов и механизмов дорожно-строительных машин и тракторов. Проверка и испытание электрооборудования с применением специальной аппаратуры и приборов. Сложная слесарная обработка деталей по 6 — 7 квалитетам.
Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых мощных тракторов и сложных дорожно-строительных машин, технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; сложные электрические и монтажные схемы; причины износа сопряженных деталей, способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.
Примеры работ
1. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.
2. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 73.6 кВт (100 л.с.) — капитальный ремонт, полная сборка, регулировка и испытание.
3. Краны автомобильные и самоходные на пневмоколесном ходу — подготовка к испытанию после капитального ремонта и испытание.
4. Экскаваторы с ковшом вместимостью свыше 15 куб. м — регулировка пневматического и гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, регулирование открывания днища ковша.
§ 110. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 6-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, комплексные испытания и сдача в соответствии с техническими условиями сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик.
Должен знать: конструктивные особенности дорожно-строительных машин и тракторов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей.
Примеры работ
1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытание.
2. Образцы опытных, экспериментальных дорожно-строительных машин (автогрейдеров, асфальтоукладчиков, сложных дробильно-размольных и формовочных машин для железобетонных работ) — ремонт, наладка, испытание.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Источник
Кто такой слесарь-ремонтник и что он делает?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Всевозможные аппараты, большие агрегаты и маленькие приборы окружают людей во всех без исключения отраслях жизни. Техника настолько прочно вошла в нашу жизнь, что стоит ей сломаться, человек тут же лишается привычного ему комфорта. Для того чтобы все устройства работали бесперебойно, и нужен специалист по ремонту.
Что это за профессия?
Специальность слесарь-ремонтник уходит корнями в далекое прошлое. Она появилась в то время, когда человечество начало осваивать изготовление сложных механизмов: для их обслуживания и требовались слесари. В прежние времена эти мастера отвечали за сборку устройств, их пусконаладку, последующую техническую поддержку, а также ремонт при необходимости.
Свое название эта специальность получила от нескольких слов — немецкого «замочник» (schlosser) и французского «замена» (remonte). Это и неслучайно, ведь первые слесари делали ремонт сломанных замков. Первое упоминание об этих мастерах содержится в датских архивах, оно датировано 1463 г. В истории России самым известным слесарем-ремонтником считается Левша из произведения Николая Лескова. Он сумел не просто отремонтировать металлическую блоху, но еще и подковать ее.
По мере развития техники расширялся и функционал этих мастеров. Сегодня он уже не ограничивается починкой одних лишь замковых механизмов. В наши дни профессия разделилась на множество узких направлений, которые прямо зависят от того, с какими приборами работает мастер. Так, в ЕТКС обозначены специалист по ремонту машиностроительного, химического, а также горного оборудования, автослесарь, инструментальщик, слесарь НПО, сантехник и даже мастер широкого профиля. Можно выделить такое новое направление, как слесарь-сборщик. Эту позицию в соответствии с тарифно-квалификационным справочником относят к категории слесарей-ремонтников, но при этом функционально она немного отличается. Мастера в этой сфере отвечают скорее за сборку и наладку приборов и механизмов для последующего достижения эффективности оборудования. Ремонтом они занимаются в гораздо меньшей степени.
В любом случае, вне зависимости от направления специализации, профстандарт и должностные обязанности каждого мастера непременно включают в себя несколько типов слесарных работ:
сборку, наладку, а также ремонт и замену элементов, деталей и узлов;
шабрение и прочие работы.
В большинстве случаев этот специалист имеет дело со сталью и другими типами металлов. Хотя отдельные сферы предполагают использование пластмасс, древесины и некоторых других материалов. В своей работе они применяют преимущественно простые инструменты, такие как отвертка, молоток, пила, пассатижи и зубило. Технологичные станки и агрегаты ими не используются.
С развитием современных технологий позиция слесаря-ремонтника стала одной из самых востребованных. Почти на каждом предприятии – как производственном, так и коммерческом – имеется свой отдел, сотрудники которого занимаются проведением ремонтных работ различного типа:
текущих — когда необходимо оперативно заменить неисправную деталь;
профилактических — когда с заданной регулярностью осуществляется проверка функциональности и корректности работы всех производственных узлов и механизмов, при необходимости производится их пусконаладка и последующая доводка до рабочего состояния;
капитальных — когда заменяются изношенные и поломанные системы для повышения их эффективности и производительности.
Таким образом, главная задача слесаря-ремонтника сводится к тому, чтобы своевременно выявить все поломки, корректно устранить их, восстановить сломанные/изношенные элементы, отрегулировать и притереть между собой, а также защитить от коррозионных процессов. При этом качество и быстрота проведения таких действий во многом определяет КПД всего предприятия в целом.
Плюсы и минусы
Технический прогресс не стоит на месте, механизмы постоянно совершенствуются. Поэтому главное преимущество мастеров слесарей-ремонтников заключается в том, что они всегда востребованы на рынке услуг. Дипломированный мастер по ремонту приборов с опытом в любых социально-экономических условиях сможет найти для себя работу. А если он обладает большим опытом работы и высокой квалификацией, может претендовать на неплохую зарплату.
Реалии профессии таковы, что ремонтнику в своей деятельности приходится применять множество самых различных инструментов. Неслучайно представителей этой профессии можно назвать специалистами широкого профиля, как говорится, на все руки. Специфика деятельности развивает в нём умение разбираться в любых механизмах, устройствах и приборах. Это большой плюс, поскольку такие навыки зачастую становятся источником дополнительного заработка — техника имеется в каждом доме и в любом офисе, поэтому опытные ремонтники подрабатывают в свободное от основной занятости время.
Минусы специальности связаны с ее ненормированным трудовым днем. Техника выходит из строя не по часам, поэтому слесарям приходится проводить ремонтные работы в вечерние и ночные часы, выходные и праздничные дни. А если поломка масштабная и задерживает производственный процесс, то мастер вынужден работать буквально сутками напролёт, напрочь забывая о перерыве на обед и ночном сне.
Условия, в которых работает ремонтник никак нельзя отнести к комфортным. Профессиональная деятельность предполагает обилие грязи в самом прямом смысле слова.
Эта профессия требует максимального внимания, сосредоточенности и скрупулезности. Это монотонный труд, который способны выдержать отнюдь не все. Согласитесь, не каждый сможет, не испытывая внутреннего раздражения, многократно собирать и снова разбирать один и тот же прибор в попытке установить причину поломки. Только тот человек, кто предрасположен к монотонной работе и разбирается в ней, способен на этот труд. Люди нетерпеливые в этой профессии вряд ли добьются заметных успехов.
Обязанности
Полный перечень обязанностей слесаря по ремонту зависит от его квалификации и направления профессиональной деятельности. В самом общем виде в его трудовые функции входит:
проведение ремонтных работ;
сборка-разборка, а также наладка приборов и производственных узлов;
монтаж и демонтаж, регулировка и починка узлов, агрегатов и другого оборудования, а также их сдача после проведения ремонтных работ;
слесарная обработка механизмов;
изготовление сложных устройств для проведения монтажа и восстановления;
проведение такелажных работ с использованием подъёмно-транспортных агрегатов и специализированных приспособлений;
своевременное выявление и оперативное устранение любых изъянов рабочих механизмов в ходе их использования, составление и подача дефектной ведомости;
испытание восстановленного оборудования под нагрузкой, выверка точности его функционирования.
Слесарь по ремонту имеет право:
давать подчиненным ему работникам поручения в пределах круга его должностных функций;
держать под контролем выполнение выданных заданий подчиненными ему работниками;
запрашивать документы и другие материалы, имеющие отношение к сфере его работы;
осуществлять взаимодействие со смежными подразделениями фирмы по любым вопросам, входящим в перечень профессиональных обязанностей;
принимать участие в разработке проектов развития компании в части, касающейся работы отдела;
предлагать начальству на рассмотрение любые предложения по оптимизации работы в рамках своих компетенций;
сообщать руководителю предприятия о любых установленных нарушениях в связи с выполняемыми профессиональными задачами.
В соответствии с российским законодательством слесарь по ремонту несет ответственность, в некоторых случаях даже уголовную. Причинами могут стать:
невыполнение либо ненадлежащее исполнение распоряжений и указаний непосредственного начальника;
невыполнение либо ненадлежащее исполнение делегированных ему задач;
использование служебных полномочий в корыстных целях;
недостоверные данные в ходе выполнения делегированных работ;
непринятие своевременных мер реагирования в случае выявления нарушений стандартов противопожарной безопасности, техники безопасности и прочих норм, приведших к угрозе деятельности фирмы и его сотрудников.
Основные требования
Личные качества
Законом не регламентируются демографические ограничения по данной позиции. Однако, как показывает практика, для женщин такая профессия чересчур тяжела, поэтому слесарями-ремонтниками в подавляющем большинстве служат мужчины. Однако есть ряд медицинских противопоказаний. К ним относят:
патологии опорно-двигательного аппарата;
болезни сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;
предрасположенность к аллергическим заболеваниям;
Претенденты на позицию слесаря-ремонтникам должны обладать определенным набором личных характеристик:
Источник