Что такое сто по ремонту грузовых машин

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.

ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.

Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей

Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.

Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.

Периодичность планового технического обслуживания

Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:

• Ежедневное обслуживание (ЕО);

Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:

• ЕО – каждый день (раз в сутки);

• ТО-1 – не менее 4000 км;

• ТО-2 – не менее 16 000 км.

Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.

Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.

Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.

Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» — такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.

Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.

Читайте также:  Мастерская по ремонту машин автомобилей

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.

Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.

Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.

Второе ТО. При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.

Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.

Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.

Источник

Что такое сто по ремонту грузовых машин

История СТО (станций технического обслуживания) автомобилей начинается в 1908 году, в США, когда Генри Форд начал выпуск серийных автомобилей с индексом «Т». Перед гениальным автопромышленником стояла цель сделать автомобиль массовым, и Форд впервые в истории применяет сборку автомобиля на конвейере. Массовое производство автомобиля повлекло создание системного подхода к налаживанию технического обслуживания и ремонта большого количества автомобилей. Так, первым в мире Форд создаёт фирменную систему технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сегодня существуют автосервисы как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Цель данного обзора — рассмотреть вопросы устройства и организации автосервисов для грузового (коммерческого) автотранспорта.

Важно: завод-производитель Штальберг имеет собственный конструкторский и проектировочный отдел. Наша команда опытных специалистов готова спроектировать, произвести и построить качественный грузовой автосервис «под ключ» быстровозводимого типа из металлоконструкций с ограждениями из сэндвич панелей. Вы будете приятно удивлены выгодными ценами и высоким уровнем сервисного обслуживания в нашей компании.

Размерность грузового автосервиса с учетом габаритов машин

При строительстве здания автосервиса для коммерческого автотранспорта возникает в первую очередь вопрос, какого размера должно быть здание? Рассмотрим отдельные факторы, от которых зависит размер здания СТО.

1. Размеры авто и их количество

Размер здания СТО зависит от того, на ремонт каких марок автомобилей будет ориентирован сервис и какое количество авто одновременно будет находится на ремонте. От этого будет зависеть площадь здания автосервиса. Габариты автомобилей по маркам очень разнятся и находятся в следующих интервалах:

Тип автомобиля Размеры (ширина/длина/высота), мм.
Две оси 2500 / 5870…7820 / 2935. 3850
Три оси 2500 / 6600…10330 / 2935…4000
Четыре оси 2550 / 8765…10060 / 2798…3200

Двухосный грузовой автомобиль

Трехосный грузовой автомобиль

Четырехосный грузовой автомобиль

В соответствии со СНиП II-93-74, автомобили в зависимости от их размеров подразделяются на категории в соответствии с табл. 1

Категория автомобилей с соотношениями длины и ширины, отличающимися от приведённых в таблице, определяется по одному из размеров, имеющему большее значение.

Подавляющее число грузовых автомобилей относится к категории не выше III, то есть к группе I и II

Далее нужно рассчитать, сколько потребуется для полноценного и комфортного обслуживания грузовика. Для этого, согласно категории грузового авто и также по СНиП II-93-74, определяем расстояния между автомобилями, а также между транспортом и конструкциями здания в помещениях для технического обслуживания и ремонта (Табл. 2):

Категории автомобилей Размеры автомобилей, м
Длина Ширина
I До 6 включительно До 2 включительно
II от 6 до 8 От 2 до 2.5
III от 8 до 11 От 2.5 до 2.8
IV от 11 свыше 2,8

Примечания: 1. Расстояния между автомобилями, а также автомобилями и стеной на постах механизированной мойки и диагностики принимаются в зависимости от вида и габаритов оборудования этих постов.

2. При необходимости регулярного прохода людей между стеной и постом технического обслуживания и ремонта автомобилей расстояния, указанные в поз.1-а и 1-б табл.8, должны увеличиваться на 0,6 м.

Попутно важно решить вопрос по высоте здания автосервиса. Она должна обеспечивать возможность подъёма кабины седельного тягача или кузова грузовика. Как правило, поднятая кабина — это не более 5 метров, а кузов – 6 метров:

Плюс над поднятыми элементами автомобиля должно быть пространство не менее 200 мм.

2. Проезды и развороты

Если СТО состоит из нескольких зданий, либо по соседству есть другие здания, то нужно предусмотреть ещё такой немаловажный аспект, как радиусы разворотов и размеры проездов. Эти факторы будут ограничивать размеры СТО снаружи и определять границы, за которые наше СТО не должно выходить.

Радиусы разворота (поворота), нужно предусмотреть не менее 9 метров. Такой радиус могут обеспечить проезды шириной не менее 6,5 метров, как указано на схеме ниже:

Для разворота седельного тягача с заездом в здание автосервиса комфортное расстояние проезда должно быть 25 метров:

Т.е. расположение здания СТО на участке нужно спланировать так, чтобы хватило места и для проезда, и как можно больше места пришлось под само здание.

3. Диагностические стенды

В зависимости от того какое количество постов и стендов планируется использовать на СТО, необходимо предусмотреть и место под их размещение.

  • шиномонтажные стенды;
  • стенды для определения сход-развала;
  • станки для клёпки тормозных колодок;
  • стенды для проверки электрооборудования;
  • посты для покрасочных работ;
  • станки для расточки тормозных барабанов;
  • гидравлические прессы и много другое.

Под всё это оборудование требуется отдельное место и подход к планированию площади здесь сугубо индивидуальный и зависит от решения заказчика.

4. Ремонтно-смотровая канава или подъёмник

На самом деле одни работы удобнее и быстрее проводить на канаве, другие на подъёмнике. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.

Техническое обслуживание, при котором принципиально тратить как можно меньше времени на установку, лучше делать на канаве. Крупный же агрегатный ремонт обычно выполняют на подъемнике, когда не приходится опускать громоздкие и тяжёлые запчасти и агрегаты в канаву.

Канаву желательно оборудовать таким образом, чтобы механикам не приходилось то и дело подниматься на поверхность. Она должна быть оснащена всем необходимым: системами раздачи эксплуатационных жидкостей, системой сбора и раздачи масла, выводом отработанных материалов, воздухом, светом. Воспользоваться такой рекомендацией могут лишь крупные сервисы с большим оборотом. Маленьким же компаниям придется выбирать. Главный аргумент против канавы — ее более высокая цена. Построить правильную канаву, удобную и безопасную для работы, с встроенной разводкой, в соответствии со всеми СНИПами, — дело довольно сложное и дорогостоящее. Строительство канавы требует тщательного проектирования и постоянного контроля на всех его этапах. Другой момент — канава ещё больше, чем стационарный подъемник, требует планирования пространства цеха. Её наличие в значительной степени усложняет маневрирование грузового транспорта в цеху. Но канава очень хороша, если спланировать сквозной проезд. И если есть возможность построить канаву и оснастить её всем необходимым оборудованием, то её наличие ощутимо ускоряет обслуживание автомобилей.

Вместо канавы можно использовать стационарные подъёмники. Альтернативой и яме, и подъёмнику являются мобильные подкатные колонны.

Главное преимущество подкатных колонн в их мобильности. Их гораздо удобнее подвести под машину, чем маневрировать на огромном грузовике в помещении цеха. Ещё плюс в том, что колонны подкатного типа позволяют обслуживать машины вне цеха (например, на площадке перед СТО). В любом случае, каждый из вариантов имеет право на жизнь.

В случае с канавой необходимо учесть несколько параметров и в т.ч. уровень залегания грунтовых вод. По ГОСТу он не должен быть менее 2,5 м от уровня почвы. Иначе строить канаву нельзя.

Габариты универсальной канавы следующие:

  • 100 см в ширину
  • 670 см в длину;
  • 180 см – до уровня колёс автомобиля (это может быть выше уровня пола СТО)

ПЛАН РЕМОНТНО-СМОТРОВОЙ КАНАВЫ

Также при планировании ямы предусматривают устройство колёсоотбойника, чтобы избежать сваливание автомобиля в яму и пространство для свободного подхода к ступенькам лестницы для спуска в канаву. При этом учитывают длину автомобиля, площадку перед ступеньками, длину пролёта со ступеньками (1750 мм по ГОСТ) и минимальное расстояние до стены спереди автомобиля.

5. Подсобные помещения

В зависимости от многофункциональности и пропускной способности СТО, режима работы и проч., необходимо запланировать следующие помещения:

  • административное помещение (офис);
  • комната отдыха и/или кухня;
  • раздевалка;
  • с/у;
  • душ;

В зависимости от возможностей заказчика размеры этих помещений могут быть разными, но минимальный уровень комфорта для нормальной работы обязательно нужно обеспечить.

Итак, выше перечислены основные факторы, которые нужно принять во внимание при предварительно проектировании грузового автосервиса. Но есть и другие, которые могут повлиять на решение заказчика относительно размеров здания СТО посредством своей стоимости. В первую очередь это бетонная плита основания и стены здания.

Бетонное покрытие напольного основания

Тяжёлый грузовик-самосвал или седельный тягач имеют большую нагрузку на ось. Поэтому напольное основание автосервиса должно быть соответствующим.

Как правило, чем мощнее автомобиль, тем он тяжелее. И чтобы уменьшить давление на дорожное покрытие, производители коммерческого автотранспорта проектируют дополнительную колёсную ось. Вес автомобиля распределяется на все оси, оставаясь в рамках допустимых нагрузок на дорожное покрытие. Тем не менее при проектировании основания здания СТО, нужно учесть максимально возможный вес обслуживаемых марок автомобилей и, исходя из него, спланировать толщину основания. В подавляющем большинстве случаев толщины бетонной плиты в 200 — 250 мм вполне достаточно. Имея величину толщины и площадь, несложно посчитать общий объём бетона на устройство плиты основания. Далее в расчёт добавляем текущую рыночную стоимость бетона и сумма готова.

Внешние ограждения здания

Поскольку на СТО наверняка будут проводиться работы, сопровождающиеся высокой температурой (газо-электросварка, резка металла и проч.), то при обшивке стен здания СТО требуется применение негорючих материалов. В данном случае речь идёт о сэндвич-панелях с минеральной ватой:

Стеновые панели МВП-С (минерало-ватная панель стеновая)

Кровельные панели МВП-К (минераловатная панель кровельная)

Данный материал не горюч и обеспечивает хорошую теплоизоляцию. Оптимальная толщина панелей для Москвы и Московской области для стен — 100 мм, для потолка — 120 мм.

Размеры СТО и огнестойкость здания

От размеров здания зависит тот показатель, какой степени огнестойкости здание должно быть. Для понимания этого вопроса снова обратимся к СНиПу.

Степень огнестойкости зданий гаражей, площадь этажа в них между противопожарными стенами и количество этажей в таких зданиях, согласно СНиП II-93-74, должны приниматься по следующей таблице:

Автомобили и конструкции здания, между которыми устанавливается расстояние Расстояния в м при категории автомобилей
I II и III IV
1. Автомобили на постах технического обслуживания и ремонта и конструкции здания:
а) продольная сторона автомобиля и стена:
на постах технического обслуживания и ремонта для работ без снятия шин и тормозных барабанов 1,2 1,6 2
на постах технического обслуживания и ремонта для работ со снятием шин и тормозных барабанов 1,5 1,8 2,5
б) торцовая сторона автомобиля и стена 1,2 1,5 2
в) автомобиль и колонна 0,7 1 1
г) автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста 1,5 1,5 2
2. Автомобили на постах технического обслуживания и ремонта:
а) продольные стороны автомобилей:
на постах технического обслуживания и ремонта для работ без снятия шин и тормозных барабанов 1,6 2 2,5
на постах технического обслуживания и ремонта для работ со снятием шин и тормозных барабанов 2,2 2,5 4
б) торцовые стороны автомобилей 1,2 1,5 2
Степень огнестойкости зданий гаражей Допускаемое количество этажей Площадь этажа в м 2 между противопожарными стенами зданий гаражей
II 9 10400
(для многоэтажных 5200)
III 1 3500
IV 1 2000
V 1 1200

С практической точки зрения, это означает, что чем больше по размерам здание СТО, тем более высокая степень огнестойкости у этого здания должна быть. А это подразумевает увеличение затрат при строительстве на материалы с более высоким пределом огнестойкости.

Размеры ворот для грузовых авто

Размеры ворот вытекают из габаритов коммерческого транспорта, которые были приведены в начале данного обзора. Для седельного тягача европейского производства или грузовика самосвала, вполне достаточно будет ворот размером 4,5 м — высоты и 4 м — ширины. Это вытекает из того, что высота грузовиков доходит до 4 метров, а ширина с учётом зеркал заднего вида составляет 3 метра.

При всём при этом, если ворота подъёмно-секционные, то для размещения механизма подъёма ворот над ними понадобится наличие 1,2 метра свободного пространства до потолка. Другими словами, внутри здания до потолка или его конструкций, должно быть 4,5+1,2 = 5,7 метра. Эта высота практически совпадает с высотой поднятого кузова грузовика, которая как указано выше, составляет 6 метров.

Также нужно учесть, что в соответствии со СНиП II-93-74, ворота в зданиях по обслуживанию автомобилей грузового типа должны приниматься типовыми с учетом следующих условий: высота ворот должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля, проезжающего через ворота; ширина ворот — превышать наибольшую ширину автомобиля на размеры, приведенные в таблице ниже.

Условия проезда автомобилей через ворота и категории автомобилей Размер превышения наибольшей ширины автомобиля, м
Проезд перпендикулярно к плоскости ворот автомобилей
I категории 0,7
II и III категорий 1
IV категории 1,2
Проезд под углом к плоскости ворот автомобилей
I категории 1
II и III категорий 1,5
IV категории 2

Иными словами, для проезда в ворота еврофуры вполне достаточно ворот шириной 4 метра (2,5+1,5 метра) и высотой 4,5 метра.

Источник

Читайте также:  Полный ремонт легковых автомобилей
Оцените статью