§ 41. Текущий ремонт автомобиля
— объективная необходимость, которая диктуется техническими и экономическими причинами. Они обусловлены тем, что производство транспортных средств, а также различные условия их эксплуатации не могут обеспечить одинаковые сроки службы деталей и сборочных единиц, составляющих изделие.
Экономически нецелесообразно прекращать эксплуатацию не только при выходе из строя отдельных деталей и сборочных единиц, но также и в случае ухудшения общего технического состояния транспортного средства или его основных агрегатов. Наиболее полное использование ресурса деталей может быть обеспечено только при условии проведения своевременных ремонтов. Основное назначение ремонта — восстановление работоспособности транспортного средства.
Один из видов ремонта — текущий ремонт автомобиля. Он выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных деталей.
Характерными работами текущего ремонта являются разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов. При текущем ремонте допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. У автомобиля при текущем ремонте могут заменяться отдельные узлы и агрегаты, требующие капитального ремонта.
Текущий ремонт способствует выполнению установочных норм пробега до капитального ремонта. Потребность в текущем ремонте устанавливается при контрольных осмотрах во время технического обслуживания, диагностики, а также по заявке водителя. Одновременно по ряду работ, в первую очередь связанных с безопасностью движения и трудоемких при устранении отказов, проводится плановый текущий ремонт. Частично он совмещается с операциями технического обслуживания. Планово-предупредительная система организации текущего ремонта как профилактическая мера обеспечивает своевременное устранение причин отказов, уменьшает стоимость работ и расход запасных частей, повышает безопасность использования автомобиля.
Текущий ремонт автомобиля производится на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также индивидуальными владельцами.
Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобилей, подразделяются на два вида: работы по съему и установке агрегатов и узлов, а также по разборке, устранению неисправностей и сборке снятых агрегатов и узлов.
Производственные участки, предназначенные для технического обслуживания и ремонта полнокомплектных автомобилей, считаются основными, участки, специализирующиеся по видам работ, например ремонту топливной аппаратуры, аккумуляторов и др., обеспечивающие работу основных участков, — вспомогательными.
На промышленных предприятиях существуют два метода текущего ремонта автомобилей — необезличенный и агрегатный.
При необезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному автомобилю. При этом автомобиль простаивает в течение всего времени ремонта его агрегатов. Агрегатный метод является таким обезличенным методом ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Снятые с автомобиля агрегаты, требующие ремонта, отправляют на специализированные авторемонтные заводы или вспомогательные производственные участки для восстановления. При агрегатном методе значительно сокращается время простоя в ремонте, повышается коэффициент технической готовности и тем самым увеличивается эффективность использования автотранспортных средств.
Текущий ремонт выполняется на универсальных или специальных постах. На посты возлагают выполнение всех работ по текущему ремонту одного или нескольких агрегатов, сборочных единиц и систем автомобиля. Рекомендуется специализировать производственные участки на выполнение определенных работ по агрегатам, электрооборудованию. Узкая специализация ремонтных предприятий позволяет применять наиболее производительные технологические процессы, улучшать качество и снижать себестоимость ремонтных работ.
При текущем ремонте на СТОА происходит следующее перемещение автомобиля. При въезде на станцию автомобиль проезжает в зону приемки, где приемщик проводит его проверку, оформляет наряд-заказ на ремонт. На крышу автомобиля устанавливают опознавательный знак на магнитной подставке, номер которого вписывают в наряд-заказ. Оформляя наряд-заказ, приемщик вписывает в него данные о владельце и автомобиле, перечисляет операции, которые необходимо выполнить, указывает их стоимость по единому прейскуранту.
Оформленный наряд-заказ на ремонт приемщик передает в диспетчерскую, расположенную рядом с участком приемки. Диспетчер направляет автомобиль в определенную зону ремонта и устанавливает дату и время выдачи автомобиля из ремонта, которые отмечаются в наряде-заказе. Затем диспетчер рассылает с помощью пневмопочты формы наряда-заказа в соответствующие подразделения станции: на склад, в расчетный отдел, начальнику производства. Одна из форм остается на автомобиле, который передается персоналом участка приемки в одну из бригад соответствующего участка.
Таким образом, как только автомобиль принят и взят на учет диспетчером, соответствующие подразделения станции получают об этом информацию.
Бригада, в которую поступил автомобиль, выполняет операции, указанные в наряде-заказе. Бригадир записывает в наряде-заказе табельные номера рабочих, проводящих ремонт, и они в нем расписываются за каждую операцию. Затем автомобиль по указанию диспетчера передается в другие бригады для выполнения других видов работ.
После завершения всех работ автомобиль поступает на участок выдачи, где проводится контроль работ, выполненных ремонтными бригадами. Проверенный автомобиль выдается владельцу или устанавливается на стоянку готовых автомобилей.
После завершения работ наряд-заказ, а также копии накладных на получение со склада запасных частей и материалов направляются в расчетный отдел. Обработанная в расчетном отделе документация поступает начальнику производства, который проверяет правильность проведения работ и оформления документации и передает документацию в кассу для оплаты работы владельцем автомобиля.
Источник
Система текущего ремонта автомобилей на атп и факторы, влияющие на ее эффективностьтекущий ремонт автомобилей
Поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии достигается в условиях АТП проведением ТО и ТР.
Текущий ремонт агрегата или автомобиля производят независимо от пробега по мере необходимости, которая выявляется в процессе работы или технического обслуживания, в процессе осмотра и диагностирования автомобиля. При текущем ремонте выполняют работы по восстановлению или замене деталей с частичной разборкой агрегатов на самом автомобиле или со снятием с автомобиля [27].
Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. Текущий ремонт должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до очередного ТО-2. Для сокращения времени простоя подвижного состава ТР выполняется преимущественно агрегатным методом, при котором производится замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, взятые из оборотного фонда. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля, приведенные в табл. 1, но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сборки и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля (табл. 2).
Текущий ремонт автомобилей выполняется на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания или базах централизованного технического обслуживания и ремонта. Для замены неисправных агрегатов и узлов на исправные на автотранспортных предприятиях создается оборотный фонд в соответствии с нормативами.
Базовые (корпусные) детали
Двигатель с картером сцепления в сборе
Головка цилиндров, коленчатый вал, маховик , распределительный вал, картер сцепления
Картер коробки передач
Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточный вал
Г идромеханическая передача
Картер механического редуктора
Корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный и промежуточный валы, турбинные и насосное колеса, реактор
Карданная передача Задний мост
Труба (трубы) карданного вала Картер заднего моста
Фланец вилка, вилка скользящая
Кожух полполуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора
Балка передней оси или поперечина
Поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан или диск
Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя
Вал сошки, червяк, рейка поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя
Кабина грузового и кузов легкового автомобиля
Каркас кабины или кузов
Дверь, крыло, облицовка радиатора , капот , крышка багажника
Кожух пола, шпангоуты, поперечины,балки
Платформа грузового автомобиля
Подъемное устройство платформы автомобиля самосвала
гидравлического подъемника, картер коробки отбора мощности
Корпус насоса коробки отбора мощности
Номенклатура составных частей подвижного состава, включаемая в оборотный фонд при агрегатном методе ремонта
Механизмы, узлы, приборы, детали
Двигатель и его системы
Масляный насос, масляный радиатор , бензонасос, карбюратор, топливный насос высокого давления, топливные фильтры, масляный фильтр тонкой очистки, масляный фильтр грубой очистки, указатель давления масла, глушитель, водяной насос, указатель температуры охлаждающей жидкости, радиатор, вентилятор, термостат, патрубки водяные
Ведомый и нажимной диски, подшипник выключения сцепления
Крышка коробки передач с механизмом переключения
Гидромеханическая коробка передач
Передний фрикцион, двойной фрикцион, реактор в сборе, центробежный регулятор в сборе, микропереключатель, большой и малый масляные насосы, клапан периферийный в сборе, редукционный клапан, главный золотник
Промежуточная опора с подшипником в сборе
Передняя ось и рулевое управление
Поперечная и продольная рулевые тяги в сборе, насос гидроусилителя, цилиндр силовой гидроусилителя, клапан управления, ступица передняя, подшипники поворотного кулака внутренний и наружный
Редуктор заднего моста, колесный редуктор
Передняя, задняя и дополнительная рессоры, амортизатор, пневморессоры, регулятор положения кузова
Основной объем работ по текущему ремонту автомобилей на АТП производится по потребности на постах в зоне ремонта и на производственных участках. Часть работ, технологически связанных с операциями ТО-1 и ТО-2, производится на линиях или постах обслуживания.
Технологический процесс ТР включает в себя разборочносборочные работы, выполняемые на автомобиле, и работы с отдельными агрегатами, узлами и деталями, выполняемые на соответствующих производственных участках. Разборочносборочные работы выполняются на универсальных или специализированных постах. Работы по ремонту деталей, узлов и агрегатов производятся, как правило, на специализированных производственных участках, оснащенных необходимым
технологическим оборудованием. Оборудование, применяемое при текущем ремонте автомобилей, можно разделить на; подъемнотранспортное, подъемно-смотровое, контрольно-диагностическое и регулировочное, сборочно-разборочное и ремонтное [31].
Каждый рабочий пост (рабочее место) согласно технологическим картам и техническим условиям оснащают универсальным, специальным и нестандартным оборудованием, инструментами и приспособлениями. Для примера типовое оснащение постов приведено в табл. 3 [27].
Инструмент постоянного пользования выдается рабочим через инструментально-раздаточные кладовые (ИРК). Общепринятой системой является выдача инструмента на руки рабочим по книжкам или заменяющим их карточкам в постоянное и по особым металлическим маркам во временное пользование. Особо сложный и дорогой инструмент, являющийся общим для нескольких рабочих и бригад, выдается во временное пользование. Неисправный инструмент сдается рабочими в ИРК.
Основной способ производства текущего ремонта автомобиля это замена неисправных деталей, узлов и механизмов непосредственно на автомобиле. Если же доступ к деталям затруднен или процесс ремонта вызывает сверхнормативный простой автомобиля в ремонте, то агрегат или узел с неисправными деталями заменяют, а снятый агрегат или узел с неисправными деталями ремонтируют на участках.
Рабочий пост, рабочее место
Рабочее место для ремонтных работ (непосредственно на автомобиле) при техническом обслуживании или ремонте автомобиля (в комплекте)
Специализированный пост по ремонту двигателя
непосредственно на автомобиле
Пост для ремонта коробки передач, снятой с автомобиля
Универсальное: Осмотровая канава или эстакада или подъемники. На осмотровых канавах устанавливают канавные подъемники для вывешивания передних и задних мостов.
Конвейер для перемещения автомобиля
Тележка ручная для перевозки агрегатов
Стеллажи для деталей
осмотровая канава Нестандартное:
Воронка для слива масла
Передвижной монтажный столик на уровне капота двигателя
Монтажный столик для комплектовочных работ
Пресс настольный (Ют)
Нестандартное: Стенды для ремонта и испытания коробок передач
Комплект съемников для разборочных работ
Приборы для контроля и регулировки отдельных узлов и механизмов
Ванночки для мойки деталей
Вертушки для нормалей
Прибор для проверки и правки шатунов
Съемник клапанных пружин
Приспособление для установки поршней
Ванночки для мойки деталей
Комплекты съемников (больших и малых)
Ванна для мойки деталей
Подставки под разбираемые детали и узлы
Комплекты гаечных и торцевых ключей
Механизированный: Электроили пневмогайковерты (реверсивные)
Комплекты гаечных ключей
Дрель для притирки клапанов
Дрель для шлифовки клапанных гнезд
Электроили пневмогайковерты (реверсивные)
Лентощуп с динамометром
Гаечные и торцовые ключи
Непосредственно на автомобиле детали ремонтируют в тех случаях, когда их снятие затруднено. При этом используют различные приспособления, например приспособление для растачивания отверстия кронштейна рессоры; электрошлифовальная машина с гибким валом для обработки сварочных швов при ремонте оперения, кабины, металлического кузова и разделки швов под сварку на раме автомобиля; пневматическая дрель для притирки клапанов [27].
Анализ литературных источников [21] говорит о том, что эффективность проведения ремонта определяется научно обоснованным количеством инструмента и оборудования, рационально построенным трудовым процессом и квалифицированным персоналом (табл.4).
Факторы, влияющие на эффективность проведения технического обслуживания и ремонта
Коэффициент весомости (0
Сумма рангов 1а
1. Уровень обеспеченности оборудованием и инструментом
2. Производительность применяемого оборудования и инструмента
3. Обеспеченность запасными частями и материалами
4. Степень использования рабочего времени поста
5. Среднесписочное количество автомобилей в парке
Источник