- Минстрой РФ уточнил, что не собирается поднимать плату за капремонт
- Может ли управляющая компания поднять взнос за капремонт?
- – Я живу в Ростове-на-Дону, в 2-этажном доме, построенном еще до революции. Ремонт в квартире делаем своими силами по мере необходимости, и мы ни разу не обращались за помощью в управляющую компанию «Свой дом». Исправно оплачиваем все коммунальные платежи. За январь этого года (2018) пришел счет с повышением сбора за капитальный ремонт жилых помещений на 25,84% выше 2017 года. Имела ли право управляющая компания повышать сбор?
- Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
- Отвечает директор ГК «Аметист» Андрей Толочко:
- Отвечает адвокат национальной юридической службы «Амулекс» Дмитрий Томко:
- Отвечает эксперт в теме ЖКХ, основатель онлайн-системы «Домсканер», председатель совета многоквартирного дома Константин Орлов:
- Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
- Капремонт опять готовит удар по нашим кошелькам
- Правительство хочет переложить рост цен на стройматериалы на россиян
Минстрой РФ уточнил, что не собирается поднимать плату за капремонт
Ведомство предлагает скорректировать систему капремонта жилья в России для повышения устойчивости региональных фондов. Предполагается разрешить менять цены уже заключённых контрактов по капитальному ремонту в пределах 25%. Это не подразумевает повышения взносов для жителей домов .
Ранее мы писали, что так как цены на строительные материалы растут, то Минстрой РФ разработал законопроект, которым планирует разрешить региональным операторам повышать стоимость контрактов на капремонт до 25%. При этом говорилось, что и плата для жителей будет расти. Ведомство советовало регионам провести с населением разъяснительную работу.
В такой редакции инициативу не поддержали в Госдуме и в Совете Федерации РФ. Первый замглавы комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов отметил, что комитет против идеи повышения цен на капремонт. Но регионы могут получить на это право, если жители домов дадут согласие.
Сенатор Анатолий Широков считает, «. что идти по пути увеличения сборов с граждан и их дополнительного обременения контрпродуктивно, особенно в условиях снижения доходов населения в условиях пандемии коронавируса». Необходимо разобраться в причинах роста цен на стройматериалы: «Нужно выяснять характер этого ценообразования, понять, почему это происходит».
Минстрой РФ в пресс-релизе отметил, что предлагает разрешить повышать цены контракта по капитальному ремонту до 25% при условии, что необходимость такого изменения подтверждена экспертизой. Но это предложение касается только стоимости контрактов, а не взносов жителей домов за капитальный ремонт. Размеры этих взносов вправе индексировать только регионы.
Следите за новостями в сфере капитального ремонта в нашей специальной рубрике. Узнайте, как складывается судебная практика по капремонту и на что можно расходовать деньги со спецсчёта. Также читайте, чем похожи и чем различаются спецсчёт и спецдепозит.
Источник
Может ли управляющая компания поднять взнос за капремонт?
– Я живу в Ростове-на-Дону, в 2-этажном доме, построенном еще до революции. Ремонт в квартире делаем своими силами по мере необходимости, и мы ни разу не обращались за помощью в управляющую компанию «Свой дом». Исправно оплачиваем все коммунальные платежи. За январь этого года (2018) пришел счет с повышением сбора за капитальный ремонт жилых помещений на 25,84% выше 2017 года. Имела ли право управляющая компания повышать сбор?
Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, Вам необходимо получить от управляющей компании разъяснение, в связи с чем было произведено увеличение сбора за капитальный ремонт, да еще так значительно.
Следует отметить, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливает нормативно-правовой акт субъекта РФ, на территории которого расположен Ваш дом, однако может быть изменен по решению общего собрания жильцов дома, о чем проводится соответствующее голосование.
В случае, если основания для увеличения являются требования закона (нормативного правового акта) или собрания собственников, то они правомерны. В случае, если таковые основания отсутствуют, эту сумму можно оспорить.
Отвечает директор ГК «Аметист» Андрей Толочко:
В настоящее время собственники квартир самостоятельно решают, каким способом формировать фонд капитального ремонта. На выбор предлагается два способа накопления средств: на специальном счете или на счете Фонда модернизации (регионального оператора). Во втором случае за повышение стоимости отвечает региональный оператор. Управляющая компания не имеет к этому отношения. Для того чтобы оформить спецсчет, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании. В таком случае средства аккумулируются на спецсчете дома, владельцем которого может быть управляющая компании. При этом минимальный ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт устанавливают органы власти.
Если собственники хотят приблизить дату проведения капитального ремонта дома, они на общем собрании могут принять решение об увеличении размера взноса. Предположим, минимальный размер взноса, установленный региональным правительством, составляет 5,5 рубля. Владельцы жилья устанавливают дополнительную выплату в 1 рубль. Таким образом, считаем: 5,5 + 1 = 6,5 рубля. 6,5 рубля – это та сумма, которая будет отображаться в платежной квитанции. Управляющая компания может повысить сбор за капитальный ремонт, если есть соответствующее постановление правительства об увеличении минимального размера взноса либо же если есть решение собственников. В остальных случаях действия управляющей компании не правомерны, и УК может быть оштрафована на 250 тысяч рублей, в соответствии со ст. 14.1.3 ч. 2 Жилищного кодекса.
Отвечает адвокат национальной юридической службы «Амулекс» Дмитрий Томко:
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Это взнос составляет часть оплаты за услуги ЖКХ. Поэтому уклонение от его уплаты влечет за собой принудительное взыскание начисленной суммы.
Тот же Жилищный кодекс (пункт 8.2 статьи 13) наделяет органы государственной власти полномочиями устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В Вашем случае минимальный размер взноса на капремонт в 2018 году установлен постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2017 № 914 и составляет 7,17 рубля за 1 кв. метр. С учетом положений постановления Правительства Ростовской области от 05.12.2016 № 811, с прошлого года минимальный размер взноса не изменился.
Однако эту установленную минимальную величину можно повысить общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация в данной ситуации выступает только агентом по сбору платежей и перечисления их соответствующим получателям. Она не имеет права самовольно изменять суммы взносов на капремонт. Так что Вам лучше уточнить в управляющей организации причины увеличения сумм взносов на капремонт либо самостоятельно проверить информацию на сайте dom.gosuslugi.ru.
В случае если управляющая организация откажется пояснить правовые основания увеличения взносов на капремонт и если информация об основаниях увеличения размера взносов отсутствует, Вы вправе обратиться с жалобой в орган государственного жилищного надзора – государственную жилищную инспекцию. Туда можно пожаловаться на некорректное начисление сумм взносов за капремонт. Государственная жилищная инспекция обязана провести внеплановую проверку по Вашему заявлению и дать мотивированный ответ в 30-дневный срок.
Отвечает эксперт в теме ЖКХ, основатель онлайн-системы «Домсканер», председатель совета многоквартирного дома Константин Орлов:
В таком случае необходимо писать заявление в Государственную жилищную инспекцию с требованием провести проверку правомерности увеличения начислений от управляющей компании. В течение 30 дней инспекция ответит на Ваше заявление. Если окажется, что управляющая компания завысила счет безосновательно, то 50% от суммы завышения будет удержано в пользу собственников. Остальные средства должны быть возвращены. Повысить сумму на капитальный ремонт в принципе нельзя – эта сумма зафиксирована.
Капитальный ремонт оплачивается согласно тарифу, утвержденному правительством региона. Сам тариф может быть проиндексирован на небольшую сумму, но, как правило, в районе инфляции – около 10 копеек. Примерно на эту сумму повышается сбор на капремонт ежегодно. Если размер взноса на капитальный ремонт Вас не устраивает, его можно понизить. Взнос не может опускаться ниже минимального размера, установленного в регионе. На практике в 99% домов установлен минимальный тариф на капитальный ремонт.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Источник
Капремонт опять готовит удар по нашим кошелькам
Правительство хочет переложить рост цен на стройматериалы на россиян
Министерство строительства РФ предложило повысить плату за капитальный ремонт жилья в связи с ростом цен на строительные материалы. Об этом на заседании совета по вопросам жилищного строительства при Совете федерации заявил замглавы ведомства Максим Егоров.
«Сейчас значительно подорожали некоторые строительные материалы, поэтому мы предлагаем без дополнительных конкурсов и аукционов производить удорожание контрактов по капитальному ремонту до 25%. Мы считаем, что это поддержит фонды капремонта», — цитирует Егорова агентство «Интерфакс».
По словам чиновника, сейчас ситуация с капремонтом «действительно тяжелая», потому что в некоторых регионах «ни разу» не поднималась плата за него, стоимость же стройматериалов постоянно растет. Поэтому с населением необходимо провести «разъяснительную работу», чтобы люди понимали, почему им увеличат сборы.
В качестве примера Егоров привел Липецкую область, где плата за капитальный ремонт была увеличена почти в два раза за два года, но людям объяснили, зачем это необходимо.
«Наполняемость фонда капремонта начала расти, улучшилось контрактование и качество работ. Не было недовольных, что произошло повышение платы», — сказал Егоров.
Еще в марте Минстрой разработал поправки к федеральному закону № 44 «О госзакупках», в соответствии с которыми предлагается менять цену госконтракта в случае изменения стоимости стройматериалов более чем на 5%. При этом цена и срок исполнения контракта могут быть изменены до 30%.
В 2020 году капремонт был проведен примерно в 47 тыс. многоквартирных домах. Всего было выполнено работ на 179 млрд. рублей. Минстрой заверял, что пандемия не повлияла на собираемость взносов для капремонта, она составляла 92−93% к уровню предыдущего года.
Несмотря на то, что ведомство жалуется на нехватку денег, в октябре 2020 года сенатор Аркадий Чернецкий сообщил, что на региональных и спецсчетах копятся многомиллиардные излишки на капремонт жилых домов. На 1 октября 2020 года остались около 270 миллиардов рублей. Он заявил, что эта проблема свидетельствует о неэффективном управлении ресурсами, в результате чего происходит обесценивание денежных средств.
Эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова полагает, что людям трудно будет платить по счетам с учетом резкого скачка тарифа на капремонт. Вместо этого можно было бы эффективней расходовать уже имеющиеся средства.
— В Москве несколько лет подряд происходили ежегодные повышения размера взноса собственников на капитальный ремонт. Начали мы с 15 рублей за квадратный метр, сейчас это уже 19 с лишним рублей. Что касается других регионов, логично было бы, если бы там делали ежегодные повышения тарифа по уровню инфляции. Тогда сегодня не стоял бы вопрос о том, что нужно увеличивать взносы на 25%. Большинству людей будет тяжело потянуть такое увеличение оплаты. Поэтому эта мера оправдана только в том случае, если регионы увеличат социальную поддержку граждан.
«СП»: — Если денег не хватает, почему на спецсчетах и в региональных фондах остаются невостребованными миллиарды рублей?
— Расходование этих средств определяется региональными программами проведения капремонта, и его досрочное проведение возможно только для собственников, которые уже определились с накоплением средств на спецсчетах. Что касается средств на спецсчетах, их накопление часто объясняется тем, что для проведения работ в каждом доме не собраны необходимые суммы. Например, на замену лифтов нужно 15 миллионов рублей, а собрано только 10 миллионов.
Конечно, подход к региональным программам должен быть более гибким. Сейчас есть план капремонта, и власти ему следуют, даже если деньги уже собраны. Хотя логично было бы не ждать, пока подойдут плановые сроки. Это способствовало бы и улучшению состояния жилья, и рациональному расходованию средств. Но для этого нужна вдумчивая аналитическая работа, которая, как мне кажется, никем не проводится.
«СП»: — Есть ли вообще необходимость в повышении взносов?
— Во многих регионах взносы на капремонт не адекватны и не отвечают потребностям. У экспертов есть серьезные опасения, что без бюджетных вливаний региональные программы по капремонту окажутся не реализованными, потому что на них просто не хватит денег. Если изначально размер взноса был сформирован на уровне 7 рублей за квадратный метр, невозможно что-то накопить и серьезно отремонтировать дом.
Но еще раз повторю, что при наличии уже собранных средств в фондах капитальных ремонтов к их расходованию нужно подходить более рационально. Длительное хранение только их обесценивает. Если бы необходимые работы были выполнены два года назад, то сегодня не стоял бы вопрос о том, что нужно увеличивать размеры взноса на 25% из-за роста цен на стройматериалы.
Председатель Союза жилищных организаций Москвы, член Комитета по ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин считает, что возможное повышение тарифов на капремонт — это попытка властей собрать с населения больше денег и поддержать строительных монополистов. Проблему ремонта домов это не решит, зато нагрузку на население увеличит.
— Замминистра привел в пример Липецкую область, но в этом году тариф там вырос на полтора рубля. Нужно сравнивать изначальную базу, а не заниматься статистической игрой. У нас основные плательщики — крупные города-миллионники, и там тарифы намного выше. Чиновники лучше бы упомянули Москву, где тариф составляет 19,5 рубля за квадратный метр, Санкт-Петербург или Новосибирск.
С моей точки зрения, нет необходимости повышать тарифы на капитальный ремонт. Минстрой всегда был и остается рупором хорошо организованного строительного лобби, которое тесно связано с руководством регионов. Строительная отрасль испытала удар пандемических ограничений, рост цен на стройматериалы, недостаток рабочих рук, и эти проблемы до сих пор не решены.
Думаю, сейчас они пытаются со всех кубышек собрать денег. А так как 90% средств на капремонт формируется на счетах региональных операторов, эти деньги находятся под контролем местных администраций. Они делают все, чтобы деньги из этих фондов были размещены в пользу строительных монополий. Увеличение тарифа позволяет им больше тратить и больше финансировать эти компании.
Хотя качество ремонта, который они выполняют, это уже притча во языцех. Откройте любой форум и почитайте, как паршиво делают этот капремонт. Это профанация, халтура и разбазаривание денежных средств. Но так как в остальных отраслях деньги собирать трудно, они собирают их в государственно контролируемые фонды, и оттуда тратят под контролем региональных элит.
Вот чем занимается Минстрой. Такие федеральные собираемые фонды, как налоговый или медицинский региональным элитам не подконтрольны. Это контроль федерального центра и там средства распределяются на государственные задачи. А вот все, что связано с ЖКХ, с капремонтом — это подкормка местных элит, чтобы они в условиях пандемии чувствовали себя комфортно и устойчиво. Поэтому я отношусь к этой инициативе, как к попытке забрать больше денег из подконтрольных фондов.
«СП»: — Некоторые эксперты говорят о том, что нынешние тарифы на капремонт не покрывают всех потребностей. Может, где-то повышение обосновано?
— Конечно, не покрывают. Но ни 7 рублей, ни 19 не решат проблему капремонта по той простой причине, что сам подход общего котла по усредненному тарифу неверный. Это фискальный тупик. Он нужен только для того, чтобы собрать деньги и распределить среди своих.
Во всем мире, в той же Европе, идут по давно проверенному способу, когда сами собственники на собрании определяют, что им ремонтировать. Есть только требования жилищного надзора, который дает предписания, а как их выполнять жильцы решают сами. Это очень эффективная трата денежных средств, и эти деньги не уходят в центр, где потом разворовываются. При нашем походе хоть в 50 рублей тариф установи, эти деньги украдут.
Посмотрите, что происходит в Москве — собирают деньги в новых домах и отдают их на ремонт старых в центральном округе. Там люди все равно недовольны качеством ремонта, а когда состарятся новые дома, денег на них уже не останется. Это обычное разбазаривание через централизацию сбора средств.
Неправильно облагать всех налогом, независимо от состояния дома. Нужно выявить дома, которые в ремонте нуждаются, провести собрание, если людям не хватает денег на ремонт, дать им субсидию, как это делается во всем мире.
Там человеку дают деньги на ремонт, и потом он их 15−30 лет возвращает. У нас же сначала собирают деньги, а потом обещают починить через 30 лет. Но через 30 лет не будет ни этого правительства, ни этих министров. Помните, как Горбачев с Рыжковым обещали к 2000 году каждой советской семье отдельную квартиру? Оба, кстати, еще живы, только вот квартир нет. То же самое будет и с этим капитальным ремонтом.
Источник