- Глава XI. Ремонт и реставрация мебели
- § 42. Виды ремонта и реставрации мебели
- GardenWeb
- Виды ремонта и обновления мебели
- Что такое реставрация мебели?
- Идеи реставрации мебели
- Реставраторы мебели
- Этапы реставрации мебели
- Что значит реставрация?
- Ориентировочная цена реставрации
- Восстановление лакокрасочного покрытия
- Восстановление декоративного покрытия
- Фотма обратой связи
- Новости Мастерской Елены Жилиной
Глава XI. Ремонт и реставрация мебели
§ 42. Виды ремонта и реставрации мебели
Под ремонтом мебели понимают приведение пришедших в негодность изделий в годное состояние или исправление изъянов (дефектов) мебели. С Согласия заказчика при ремонте возможны изменения конструкции и основных размеров изделий мебели.
Причинами непригодности мебели к эксплуатации и возникновения дефектов являются нарушения правил ее хранения, транспортирования и эксплуатации, длительные сроки эксплуатации, поражение древесины домовыми насекомыми-вредителями.
При хранении мебели в сырых помещениях, в помещениях с повышенной температурой и малой относительной влажностью воздуха и от установки мебели в непосредственной близости от отопительных и нагревательных приборов повреждаются отделочные покрытия, отслаивается шпон, изделия разбухают, расклеиваются шиповые соединения, растрескивается и коробится древесина.
Небрежные транспортирование и эксплуатация мебели могут привести к образованию вмятин, царапин, сколов, потертостей, изломов деталей.
При длительной эксплуатации стареют клеевые и отделочные материалы, что вызывает ослабление клеевых соединений, разрушение и изменение цвета лаковой пленки, износ (истирание) древесины в местах соприкосновения подвижных элементов.
Наконец, при длительной эксплуатации изделия мебели могут быть повреждены насекомыми-вредителями.
Под реставрацией мебели понимают восстановление в первоначальном виде изделий, пострадавших от времени, механических повреждений. Причиной реставрации может быть также порча изделий при ремонте.
Вид ремонта и реставрации выбирают в зависимости от степени повреждения изделий (табл. 31).
Таблица 31. Виды ремонта и реставрации мебели
Оклейка поверхностей изделий сукном, кожей, дерматином и другими материалами должна быть выполнена без складок, морщин, волнистости, с равномерным обрезом кромок и плотным прилеганием к оклеиваемой поверхности. Детали, у которых отношение ширины к толщине составляет более 2:1, облицовывают шпоном с двух сторон. Лицевые кромки шириной более 8 мм под прозрачную отделку облицовывают шпоном или синтетическими материалами. Необлицованные лицевые кромки шириной до 8 мм должны быть имитированы под цвет изделия. Торцы столярных плит под облицовку шпоном заделывают вставными рейками из массива на клею. Разрешается облицовывать полуторцы шпоном после предварительной пропитки и клеевым раствором. Кромки древесностружечных плит в местах ввертывания шурупов должны быть упрочнены. Не разрешается соединять лицевые элементы мебели гвоздями и сквозными нагелями.
В одном изделии мебели по согласованию с заказчиком допускаются различные виды отделки. Имитационная отделка должна имитировать текстуру, цвет и тон отделываемой поверхности.
После ремонта качество изделия может быть выше первоначального, например при отделке изделия полиэфирным лаком вместо спиртового.
Реставрация изделия должна быть выполнена в соответствии с первоначальным видом реставрируемого изделия. После реставрации качество изделия должно соответствовать первоначальному. Поэтому перед реставрацией необходимо прежде всего установить по чертежам, фотографиям или реставрируемому изделию его первоначальный вид. Если этого установить нельзя, изделие подлежит не реставрации, а ремонту.
Переходи в Вулкан Платинум, официальный сайт, которого, поможет освоится в многообразии автоматов
Источник
GardenWeb
Виды ремонта и обновления мебели
Ремонт мебели по объему выполняемых работ можно условно подразделить на мелкий, средний и крупный.
К мелкому ремонту, выполняемому на дому у заказчика, относятся: укрепление шиповых соединений без разборки мебели; укрепление или замена крепежной и лицевой фурнитуры (стяжек, полкодержателей, замков, футорок и др.); установка ходовых полозков, зеркал, стекол, паек и т.п.; устранение мелких дефектов деталей из массива и облицовки — заколов, трещин, вмятин, царапин и т.п.; освежение и восстановление глянца лакированной и полированной поверхности мебели; ремонт и перетяжка мягкой мебели.
Средний ремонт кроме вышеперечисленных включает в себя работы по изготовлению частично или полностью отдельных деталей и узлов ремонтируемой мебели; замену поломанных ножек, раскладок, пилястр, облицовки и т.д.; выполнение заново отделки поверхности; ремонт мягкой мебели с укреплением каркаса, заменой пружин, настилочных и облицовочных материалов.
При крупном ремонте наряду с восстановительными работами обновляют устаревшие формы, изменяют конструкцию изделий по желанию заказчика.
Средний и крупный ремонт требует применения станочного оборудования, соблюдения правил техники безопасности (при отделке), поэтому обычно выполняется на предприятиях, которые могут быть специализированными, полуспециализированными и универсальными.
Специализированные предприятия производят ремонт отдельных видов мебели: корпусной, мягкой, кухонной, решетчатой; полуспециализированные — корпусной и кухонной, мягкой и решетчатой. Универсальные предприятия, состоящие из специализированных участков или цехов, выполняют все виды ремонтных работ.
В результате ремонта мебели должны быть обеспечены: прочность и долговечность конструкции, отсутствие видимых дефектов на внешних и внутренних поверхностях, высокие декоративные и эксплуатационные качества отделочных покрытий.
Наряду с ремонтом старой мебели может быть произведено, по желанию заказчика, ее обновление, заключающееся в изменении конструкции, формы, габаритов, декоративных элементов и отделки.
Старая мебель, удобная, добротная, изготовленная из натуральных экологически чистых материалов, но громоздкая и тяжелая, не удовлетворяет требованиям жизни в условиях современных квартир. Она занимает много места в жилых помещениях, выступающие карнизы и цоколи не позволяют ставить вещи вплотную, что сокращает свободное пространство и создает неудобства при уборке помещения. Вместе с тем такая мебель, реконструированная и обновленная, может легко вписаться в современный интерьер, а сохранившиеся декоративные элементы старины могут придать этому интерьеру особый колорит и индивидуальность.
Для выполнения такой работы должен быть привлечен художник-конструктор по мебели, учитывающий наряду с эстетическими требования комфортности, рациональности конструкции, экономного использования материалов. При реконструкции старых изделий следует стремиться к тому, чтобы мебель была разборной, что дает возможность механизировать технологические операции, а также облегчить транспортирование изделий.
Конструктивное обновление и ремонт мебели имеют большое народнохозяйственное значение, так как способствуют значительному сохранению материальных ценностей и особенно лесоматериалов.
Реконструкции и обновлению может подвергаться мебель 20—50-х годов, в формах которой проявляется смешение различных стилей, невысокий вкус; она нерациональна по конструкции, громоздка. Хотя эта мебель со временем также станет памятником культуры, большое количество таких предметов гарантирует их сохранность для истории. Мебель более раннего периода, а также современную авторскую мебель не следует обновлять, а только реставрировать.
Конструкцию мебели обновляют чаще всего при ремонте громоздких предметов: шкафов для платья и белья, книжных шкафов, сервантов, буфетов, кроватей, диванов, кресел.
Трехстворчатые шкафы для платья и белья устаревшей рамочной или щитовой конструкции с громоздким колпаком, пилястрами, тяжелыми наружными ящиками в нижней части, фигурными ножками, имеющие обычно повреждения на фасадных поверхностях в виде отслоившейся облицовки, заколов, вмятин, переделывают, заменяя колпак плоским щитом, сломанные ножки — устойчивым плинтусом, удаляя ящики, что делает шкаф более низким. Из деталей шкафа изготовляют комбинированные шкафы современной конструкции или вешалки для прихожей.
Старомодный трехстворчатый книжный шкаф (рис. 1, а) с дверцами филенчатого типа в процессе ремонта может быть модернизирован. В первом варианте (рис. 1, б) книжный шкаф превращен в комбинированный, многофункциональный; колпак заменен плоским щитом, скамейка — ножками. Во втором варианте (рис. 1, в) нижняя часть шкафа обрезана, шкаф поставлен на высокую скамейку, колпак заменен плоским щитом, стекла украшены металлической пайкой. Шкаф может быть использован в качестве книжного или горки. Из нижней части шкафа в этом случае можно изготовить тумбу для постельного белья и др.
Тяжелый громоздкий сервант (рис. 2, а) с повреждениями на фасадных и горизонтальных поверхностях, пилястрах, раскладках, ножках можно разделить на две части и получить легкие изящные подсервантники (рис. 2, б, в).
В мягкой мебели (рис. 3, а) обычно обновляют подлокотники, заменяя тяжелые и громоздкие более легкими щитовой конструкции (рис. 3, б) или кутаными (рис. 3, в), украшенными пуговицами, строчкой и др.
Источник
Что такое реставрация мебели?
Обычно слово реставрация ассоциируется с восстановлением пострадавших от времени вещей. Идея реставрации — сделать так, что бы стало, как было. Если сделать лучше, это модернизация, переделка, дизайнерское решение, творчество. Что угодно, только не реставрация.
Идеи реставрации мебели
Идеи реставрации современной и антикварной мебели разные. Современная — синоним новая, только, что сделанная. Современная мебель «под старину», с имитацией червоточины и патины, всё рано сияет первозданностью и безупречностью массового производства. Благородное старение её противопоказано. Даже авторская, сделанная в единичных экземплярах, несёт на себе отпечаток конвейера. Оптические свойства современных лаков, крепёж, фурнитура, стандартная толщина досок и шпона, адаптированные под ЧПУ орнаменты. Как ни скрывай, эти признаки просто кричат о конвейерном производстве «эксклюзивных раритетов». Задача реставрации современной мебели — сделать её «как было» то есть, новой, будто она только что из магазина.
Идеи реставрации антикварной мебели совсем в другом. Цель — уберечь то, что осталось. Сохраняя в первозданности бытовые вещи XVIII или XIX веков, мы, по существу, сохраняем вкусы и технологии того времени, той страны, или региона, в которой эта вещь была произведена.
Что бы понять, для чего это надо, проследим развитие производства определённой модели. Талантливый мастер создал шедевр. (Буль, Тонет, Макинтош, Жакоб, Чиппендйл). Шедевр понравился, его начали тиражировать менее талантливые, но более предприимчивые коллеги. Постепенно самые трудные, не технологичные операции упрощаются. Так, резьба становится менее объёмной, маркетри изготавливается из меньшего количества пород дерева, золочение подменяется краской. Вещь вроде бы и та, и не та. С каждой новой копией идея размывается, художественный замысел уходит. И уже не понятно, что красивого в этих безвкусных цветах, кривых ногах. Но, если мы обратимся к первоисточнику, то есть, к образцу, с которого начали делаться копии, можем увидеть, что цветы были задуманы как шикарный ламбрекен, а кривая нога задумывалась автором как лапа хищного зверя, готовящегося к прыжку.
Итак. Реставрация старинных вещей — это сохранение первоисточников. Поэтому. Ни чего не удаляем, ни чего не добавляем от себя. Естественно, вещь при такой реставрации не вполне будет отвечать современным бытовым потребностям. Но это уже другая тема.
Реставраторы мебели
Просто реставраторов не бывает. Реставратор по металлу, стеклу, тканям и живописи — разные специальности. Где этому учат? Откуда реставратор знает, как было? Те, кто закончил технический ВУЗ, помнят, что один семестр, а то и целый курс обучения были посвящены истории развития отрасли. Назывался такой курс «Введение в специальность». Технологи стекольных производств изучали историю стекольного дела, будущие инженеры по обработке цветных металлов — этапы развития литейного производства. Мебельщики, прежде, чем начать изучать современное производство, вкратце знакомились с историей своего ремесла. Отдельная дисциплина охватывающая историю стилей, старые способы декорирования была и в вузе, который закончила я.
То же относится старым ПТУ и современным колледжам. Любая специальность начинается с изучения истории её развития. В колледже, в отличии от вуза, главный упор делается на приобретение учащимся профессиональных столярных навыков.
Образование — наше всё. Либо высшее, связанное с технологией либо профессионально-техническое. Может быть искусствовед знает, как должна выглядеть кабриоль, но грамотно вырезать её из массива ореха ему вряд ли удастся. Тут надо обладать другими знаниями. Как и на каком станке обработать заготовку, прочитать чертёж, разметить, заточить стамески, и так далее.
Несостоявшиеся юристы, экономисты, менеджеры, даже журналисты и артисты пытаются сейчас заняться реставрацией. Некоторые заканчивают краткосрочные (1-2 месяца) курсы реставраторов, получают красивую бумажку под названием «диплом» и начинают творить. Другим словом не назовёшь.
Отсутствие специального образования можно компенсировать опытом работы на столярном производстве. Но это скорее исключение, чем правило. Есть «самородки», но они встречаются так же редко как и самородки в природе. 15 лет в нашей мастерской работает великолепный мастер, имеющий не профильное образование, но настолько талантливый, что сам придумывает сложнейшие технологии восстановления уникальных предметов.
Первое условие работы реставратором — умение обращаться с материалом. Навыки, доведённые до автоматизма, знание и неукоснительное соблюдение технологии. Второе — оборудованная мастерская. Третье — наличие аутентичных материалов. Если не соблюдено, хотя бы одно из этих условий, реставрации не получится.
Этапы реставрации мебели
Этапы реставрации вытекают из самого процесса. Первый этап — это изучение объекта. Звучит высокопарно. На практике беглого взгляда реставратора (образование +опыт) достаточно, что бы он идентифицировал объект. По форме, размеру, орнаменту, материалу, мастер определяет стиль, возраст, а, следовательно технологию изготовления и применяемые при производстве материалы. Если беглого взгляда недостаточно, можно посмотреть на следы инструмента. Задняя стенка и ящики расскажут, с помощью чего и какого инструмента их делали. Струга — древний инструмент, оставляет углубления. Пила, рубанок — инструмент ручной и следы от них говорят о том, что вещь изготавливалась в маленькой кустарной мастерской. В идентификации участвуют гвозди, петли, замки, стёкла, вид шпона, способы вязки ящиков и так далее. Каждому историческому периоду соответствуют свои технологии. Реставратор читает вещь как открытую книгу.
Второй этап реставрации составление плана работ. Здесь так же все и просто и сложно одновременно. Нарабатывайте опыт, а качество и быстрота придут сами.В нашей мастерской за два с половиной десятка лет отреставрировано сотни стульев, десятка два секретеров, масса письменных и обеденных столов, не считая буфетов, шкафов и кресел самых разных времён и народов. План работ уже готов практически на любой предмет мебели.
Третий этап реставрации — подбор необходимых материалов. Если мастерская работает непрерывно, значит там всё есть. Просто реставратор берёт то, что нужно.
Четвёртый этап реставрации мебели непосредственно реставрация. Решается подбором кадров.
Пятый этап пост реставрационное сопровождение. Кто-то называет это гарантийным сроком. У нас это сопровождение. Антикварные вещи болезненно реагируют на вмешательство. Поэтому, первые месяца два, три после реставрации, за ними необходимо понаблюдать. Если ни каких нежелательных изменений в этот период не произошло, значит, и не произойдёт в будущем.
Что значит реставрация?
Реставрация научная и бытовая — вещи далеко друг от друга лежащие. Всё, что было написано выше, относилось к научной реставрации, а теперь поговорим о бытовой и реставрации «своими руками».
По утверждению Википедии, РЕСТАВРАЦИЯ — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.
С Википедией не поспоришь. Хотя вряд ли человек, набирающий в поисковике фразу «Реставрация мебели», желает получить возможность открыть новые, неизвестные ранее свойства своих старых стульев, облезлого буфета или провалившегося дивана.
На бытовом уровне реставрация делится на три вида. Косметическая, выполняемая на дому у заказчика. Устранение царапин, пятен, замена ткани. Это уход за мебелью. Второй вид бытовой реставрации — текущий ремонт. Склейка, полировка, перетяжка, замена лака. На дому такое вряд ли возможно, но в гараже, на даче вполне допустимо. Третий вид. Капитальный ремонт. Собственно, реставрация. Выполняется в оборудованной реставрационной мастерской квалифицированными мастером.
Косметическую реставрацию можно назвать уходом за мебелью. Для её производства необходим минимальный запас современных средств, набор восковых карандашей, тонировки и баллончик безареольного лака. Учить такой реставрации не надо. Достаточно прочитать инструкции к воску, лаку или тонировкам.
Перетянуть и склеить стулья, это текущий ремонт. Такой же как регулировка дверок, установка полок. Необходим минимальный набор инструмента, который есть в каждом доме. Научится реставрировать свою старую мебель на бытовом уровне можно бесплатно, просмотрев десятка два видео в интернете.
Совет
Не тратьте деньги на кратковременные столярные курсы. Кроме приятного времяпровождения они ни чего не дают.
Реставрации мебели научиться можно. Способы, правила и приёмы широко известны. Все они публикуются и в печати и даже в Интернете. На нашем сайте можно найти несколько интересных книг о реставрации мебели. Если теоретических знаний покажется мало, на наших практических занятиях можно восполнить этот недостаток.
Будем рады видеть Вас в нашей мастерской.
C уважением, Елена Жилина.
Ориентировочная цена реставрации
Цена, тыс. руб. | |
Стул | 5 — 20 |
Кресло | 10 — 30 |
Диван | 30 — 60 |
Стол | 10 — 40 |
Буфет | 30 — 80 |
Шкаф | 30 — 80 |
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Восстановление декоративного покрытия
Отделка | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Фотма обратой связи
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
Новости Мастерской Елены Жилиной
17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом
15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская
01.07.20 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который был учрежден 75 лет назад 1 июля 1945 г.
13.12.19 В мастерской прошло занятие для студентов Школы «Детали» на тему «Основы реставрации предметов Декоративно-прикладного искусства»
Источник