Что является временем окончания капитального среднего ремонта для трансформаторов

Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов

С помощью среднего ремонта предупреждают опасность чрезмерного износа наибо­лее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвра­щают его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизмов и аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений.

Средний ремонт выполняют по утвержденным планам силами ремонтно-ревизионных участков при участии персонала тяговых подстанций. На проведение его составляют про­грамму и график работ с указанием всех операций, времени и условий разгерметизации трансформаторов. В состав среднего ремонта, кроме работ указанных в п. 4.2, входит:

— замена или ремонт дефектных комплектующих узлов (маслоохладителей, вводов, резиновых уплотнений, регуляторов напряжения и др.);

— проверка релейных защит и схем автоматики управления трансформатора;

— внутренний осмотр и очистка расширителя;

— очистка и покраска бака трансформатора;

— ревизия азотной или пленочной защиты масла;

— подсушка или сушка изоляции (при необходимости).

Разгерметизация активной части трансформатора при среднем ремонте производится при необходимости по результатам испытаний и измерений, указанных в п. 4.3. Эти же испы­тания и измерения проводят после среднего ремонта, если имела место разгерметизация.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные час­ти и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемот­ку и установку новой обмотки силового трансформатора.

Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капиталь­ных ремонтах электрооборудование модернизируют, т.е. совершенствуют конструкцию,

улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность. Ос­новная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструк­тивно несовершенного электрооборудования к техническим характеристикам современных, более совершенных электрических аппаратов. Затраты времени, средств, труда и материа­лов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые достигаются после его переделки.

Капитальный ремонт трансформатора выполняют в специализированных мастерс­ких или, в порядке исключения, на месте его установки. Предварительно на трансформа­тор, требующий капитального ремонта, составляют дефектную ведомость и проектно-сметную документацию, утверждаемую установленным порядком.

Показателями для вывода трансформаторов в капитальный ремонт являются:

— развивающееся повреждение, выявленное по результатам хроматографического
анализа, испытаний и измерений, неустранимое при среднем ремонте;

— аварийное повреждение, вызвавшее необходимость ремонта или замены обмоток
из-за нарушения электродинамической стойкости, виткового замыкания и т. д.

При капитальном ремонте выполняют следующие работы.

При вскрытии трансформатора и осмотре сердечника отсоединяют ошиновку (провода), сливают масло в промытую и просушенную тару; от­соединяют и снимают краном расширитель, выхлопную трубу, затем газовое реле. Прове­ряют отсутствие масла в радиаторах, ослабляют фланцы, удаляют болты и с помощью подъем­ного крана перемещают радиаторы на место, подготовленное для очистки и ремонта.

Открывают люк на крышке трансформатора и, опустившись в бак, отсоединяют от­воды от вводов низкого и высокого напряжения и штанги переключателей напряжения от приводов. Застропив крышку краном, удаляют болты, снимают ее с трансформатора и укладывают на подготовленные брусья.

Подъем выемной части можно выполнять только в том случае, если температура ее не более чем на 5° С ниже окружающей среды. При низкой температуре бак трансформатора устанав-

ливают в помещении. В этом случае сердечник можно поднимать лишь после того, как сойдет роса по всей высоте бака, т. е. примерно через 25—35 ч. Во избежание поврежде­ний обмоток сердечник трансформатора поднимают мед­ленно и тщательно следят за тем, чтобы не сломать дере­вянные детали, крепления переключателя и отводов. Под­тянутую над баком выемную часть тщательно промывают сухим трансформаторным маслом из шланга, а затем кис­тью. После стекания остатков масла сердечник устанавли­вают на шпальную клетку и тщательно осматривают.

Рис. 4.11. Расклиновка обмоток: 1—дополнительный деревянный клин; 2 — вспомогательный клин; 3 — деревянный брусок

При осмотре особое внимание обращают на харак­тер шлама, покрывающего выемную часть, на наруж­ное состояние изоляции, ее цвет, упругость или хруп­кость и механическую прочность. Например, если вы­резанные из нескольких мест полоски электрокартона, ломаются при тупом угле сгиба, то изоляция плохая и подлежит замене. Проверяют плотность закрепления прокладок, уравнительной и ярмовой изоляции. Ослаб­ление витков обмотки устраняют путем ее подпрессовки и расклиновки (рис. 4.11). Подпрессовывают обмот­ки также подтяжкой шпилек прессовочных колец, пос­ле чего резьбу шпилек и гаек накернивают по окружно­сти в трех местах, чтобы исключить самоотворачивание.

В местах выпучивания отдельных витков накладывают бандаж из киперной ленты, а повреждение витковой изоляции устраняют наложением лакоткани. Проверяют крепле­ние переключателей и отводов, правильность расположения изоляционных прокладок ярмовой изоляции, осматривают изоляционные цилиндры, деревянные детали, крепления отводов переключателей.

Мегаомметром измеряют изоляцию стяжных шпилек и обмоток и результаты сравни­вают с предыдущими замерами. Поврежденные изолирующие втулки заменяют. После ре­визии и ремонта вторично промывают выемную часть трансформатора сухим маслом.

При ремонте переключателя напряжения сначала его снимают с трансформатора, очищают от шлама, разбирают и зачищают контактные поверхности стеклянной бумагой. При значительных выгораниях поврежденные детали заменяют. За­меряют контактное давление, исходя из среднего арифметического трех измерений. При этом разброс значений не должен превышать 10 % от среднего. Замер давления произво­дят в момент отрыва контакта, о чем судят либо по показаниям сигнальной лампы, либо по освобождению предварительно проложенного между контактами щупа или полоски бумаги толщиной не более 0,1 мм. Величина давления контактов должна соответство­вать паспортным данным.

После проверки состояния контактов проверяют работу привода переключателя и приступают к снятию круговой диаграммы переключающего устройства. Обычно приме­няют метод сигнальных ламп.

Устанавливают переключатель на место и проверяют все соединения и пайку, а так­же состояние демпферных соединений выводов с изолятором. Мостом постоянного тока замеряют сопротивление контактов постоянному току во всех положениях переключателя РПН, при этом разброс значений не должен превышать 2 %, а положение привода переклю­чателя должно соответствовать действительному положению контактов переключателя.

Ремонт бака трансформатора сводится к его очистке и завариванию трещин. Внутреннюю часть бака тщательно очищают, промывают 15—20 % раствором ка­устической соды и просушивают постепенным и равномерным нагревом паяльной лампы.

Места течи масла заваривают газосваркой. Качество сварных швов во многом зави­сит от чистоты бака, так как при попадании частиц масла при сварке образуются ракови­ны. Кроме того, при сварочных работах соблюдают правила пожарной безопасности во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.

После сварки внутреннюю часть бака протирают салфетками без ворса, а затем промы­вают чистым сухим маслом. Присохшую грязь с крышки и наружных частей бака удаляют скребками, металлическими щетками и ветошью, смоченными в масле, затем сухой ветошью.

По окончании сварки бак полностью собранного трансформатора в течение 1-2 ч ис­пытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расши­рителе. На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, герметичес­ки закрывают.

Свисающие из зазоров или вдавленные внутрь, выкрошенные или разбухшие про­кладки необходимо заменить. Их изготавливают из специальной маслобензостойкой или маслоупорной резины толщиной 8 мм марки С-90 или С-14. Для этого резину размещают непосредственно на крышке, фланце и т.п. или на шаблоне. С помощью специального при­способления для резки вырезают по разметке прокладку и отверстия под болты.

Ремонт неисправных вводов выполняют при необходимести замены поврежден­ного и отбракованного изолятора, который при этом отсоединяют от вывода обмот­ки и снимают крышки. Перед установкой такого же нового изолятора основание его фланца и место установки на крышке трансформатора тщательно зачищают. Предва­рительно изолятор тщательно осматривают, выявляя возможные дефекты и проводя электрические испытания. Прокладку под фланец изготовляют из пластичной маслоупорной резины марки С-90.

Непосредственно перед установкой прокладку с обеих сторон, а также крышку трансформатора под фланцем и фланец изолятора покрыва­ют тонким слоем бакелитового лака или клея БФ-4. После установки прокладки бол­ты фланца изолятора равномерно подтягивают. Армировка и крепление не должны допускать скопления влаги.

При опускании выемной части с помощью крана после ревизии ее поднимают над баком с соблюдением тех же предосторожностей, что и при выемке. Тща­тельно протирают салфеткой опорные планки магнитопровода, закрепляют гайки, крепя­щие эти планки в трех местах и опускают выемную часть в бак. Сердечник во время опус­кания и установки удерживают от касания стенок бака. Мегаомметром проверяют исправ­ность заземления, то есть наличие цепи между магнитопроводом, прессующими консоля­ми и баком. Затем устанавливают крышку бака с вводами, после чего электромонтер с переносной лампой на 12 В опускается в бак трансформатора через люк и присоединяет отводы к вводам и штанги переключателя напряжения к приводу. После проверки присое­динения снимают термосигнализатор, проверяют его, заменяют прокладку и гильзу, про­мывают штуцер, устанавливают обратно на место и подключают.

Расширитель, выхлопную трубу и газовое реле очищают от грязи, расширитель про­мывают сухим маслом, очищают от пыли медную сетку дыхательной трубки, промывают маслоуказательную трубку. Кран на маслопроводе от бака к расширителю проверяют и при необходимости ремонтируют. Затем расширитель и газовое реле поднимают на крыш­ку бака, устанавливают новые прокладки, их фланцы, затягивают болты и подключают провода газового реле. Выхлопную трубу и заглушки протирают, проверяют их целост­ность, поднимают на крышку бака и устанавливают на новую прокладку, сохранив пра­вильное положение колена трубы.

При ремонте радиаторов очищают их от пыли, грязи и потеков масла, обнаруженные трещины заваривают. Если повреждения радиаторов устранить сваркой не удается, то разрешается с помощью заплат заглушить не более четырех труб. При необхо­димости каждый радиатор испытывается давлением аналогично испытанию трансформа­тора. Затем радиаторы промывают чистым сухим маслом с помощью центрифуги или фильтр-пресса, при этой операции должен быть открыт один из фланцев. При обнаруже­нии течи масла в радиаторном кране его снимают, перебирают и меняют сальниковую набивку из асбестового шнура, ставят на место новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, подготавливают новые прокладки, проверяют состояние про­бок для выпуска воздуха, после чего отремонтированные радиаторы навешивают на бол­ты фланцев и затягивают прокладки болтами.

Заполнение трансформатора маслом выполняют после проверки закрепления всех уплотнений трансформатора. Для этого к нижнему крану (фланцу) бака подключают шланг вагона масляного хозяйства, убеждаются, что все краны на­ходятся в открытом положении, и включают насос. По мере заливки масла воздушные пробки в радиаторах, расширителе, выхлопной трубе и т.п. устраняют. Воздух из трансформатора должен свободно удаляться через дыхательное отверстие расшири­теля. Заливку прекращают, когда уровень масла достигнет примерно середины рас­ширителя. Перекрывают кран трансформатора и отключают шланг вагона масляно­го хозяйства. Для заливки применяют свежее сухое масло, удовлетворяющее требова­ниям указанного заводом ГОСТа. Температура заливаемого в бак масла не должна превышать температуру сердечника более чем на 10° С. После заливки масла транс­форматор протирают сухими салфетками. Отбор пробы масла можно брать через 10 ч после окончания его заливки.

После капитального ремонта обязательно проводят испытания трансформатора в полном объеме и оформляют протокол испытаний.

Источник

Капитальный ремонт трансформаторов: периодичность и особенности. Техническое обслуживание трансформаторов

Сложное оборудование, вроде силовых трансформаторов, периодически нуждается в техническом обслуживании, мелком и капитальном ремонте. Таким образом обеспечивается продолжительный срок работы каждого такого устройства. График выполнения работ с определенным трансформатором четко прописывается, а отклонения от него возможны только в случае неожиданных поломок, аварий или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Электроустановка со временем непременно теряет свои первоначальные свойства. По этой причине даже качественно сделанное устройство нуждается в капитальном ремонте. Трансформаторы проверяются согласно плану, составленному техническим руководителем.

Основные виды ремонтных работ

Силовое оборудование может чиниться разными способами. Масштабы работ зависят от текущей ситуации и наличия плановой необходимости. Некоторые габаритные устройства высокой мощности вроде моделей на 1600, 2500 или 6300 кВА подразумевают присутствие высококвалифицированного ремонтного персонала.

Основные виды работ включают в себя перечисленные ниже:

  1. Техническое обслуживание. Проводится строго по графику, разработанному руководством. Все процедуры проводятся без отключения самого устройство, которое продолжает работать на полную мощность.
  2. Текущий ремонт силового трансформатора. В данном случае оборудование временно отключается. Последовательность таких процедур носит чисто профилактический характер.
  3. Капитальный ремонт трансформаторов. Сотрудники выполняют устранение возникших поломок, которые произошли в ходе функционирования устройства. Кроме того, данный вид работ проводится при устаревании или износе систем. Реконструирование таких трансформаторов совершается примерно через 10-15 лет их непрерывного функционирования.

Дополнительные ремонтные работы

Порой сотрудникам приходится выполнять некоторые промежуточные варианты обслуживания. В качестве примера можно привести межремонтные и послеремонтные испытания трансформаторов. Агрегаты мощностью от 110 кВ проходят первое капитальное обслуживание через 12 лет после того, как их запустили. Другие трансформаторы чинятся по мере необходимости в зависимости от их состояния. В ходе эксплуатации допускается проведение дополнительных ремонтных работ.

Гораздо чаще обслуживаются масляные модели. К примеру, периодичность ремонта трансформаторов с системой охлаждения ТСЗН или ТСЗМ составляет один раз в год при том условии, что в составе их конструкций имеются регулировочные элементы РПН. Если же таких деталей не содержится, то данный срок удлиняется до двух лет. Все остальные установки обслуживаются, как правило, один раз в четыре года. Межремонтные испытания должны следовать рекомендациям проекта производства работ. Особые условия могут предполагаться только для аппаратов, находящихся в особых местах с повышенным загрязнением.

Устройство и назначение агрегатов

Трансформаторы служат для преобразования переменного электрического тока определенной частоты и напряжения в электрический ток с той же частотой, но другим напряжением. В основе каждого аппарата лежит открытое Фарадеем явление электромагнитной индукции. Если говорить о назначении и устройстве трансформатора, то он применяется чуть ли не во всех схемах питания электроприборов, а также передает энергию на большие расстояния. Оборудование способно создавать напряжение в 220, 380 или 660 В, что повсеместно используется как на бытовом, так и на промышленном уровне.

Устройство, в целом, может разнится в зависимости от конкретного типа агрегата: импульсного, токового или силового. Последние наиболее распространены и чаще всего встречаются в различных местах. Простейший вариант назначения и устройства трансформатора предполагает наличие одной фазы. В составе такого аппарата можно обнаружить металлический сердечник и пару обмоток, каждая из которых является самостоятельным изолированным проводом. Трансформатор подключается к источнику переменного тока. Подсоединение происходит при помощи первичной обмотки, а другая — вторичная — используется для запитывания потребителя.

Основные технические характеристики

Рабочие параметры агрегата будут рассмотрены на примере модели трансформатора ТМГ. Аббревиатура побуквенно расшифровывается как трехфазный, с масляным и воздушным охлаждением и герметичным исполнением. Технические характеристики трансформатора в данном случае выражаются в следующих параметрах:

  • величина номинального ВН;
  • показатель мощности;
  • величина номинального НН;
  • климатическое исполнение в соответствии со стандартами ГОСТ;
  • тип соединения обмоток устройства.

Среди прочих параметров аппарата можно выделить потери в кВт для холостого хода и короткого замыкания, напряжение при КЗ и ток холостого хода в процентах. Данный параметры определяются только после проведения приемо-сдаточных испытаний, которые являются обязательными перед запуском устройства на постоянную работу. Кроме того, из технических характеристик трансформаторов также стоит упомянуть и габаритно-весовые. Показатели могут сильно различаться в зависимости от выдаваемой агрегатом мощности.

Какие бывают обмотки на трансформаторе

В качестве основных вариантов принято называть винтовые, непрерывно-катушечные и цилиндрические. Последние выполняются из прямоугольного или круглого провода. Все перечисленные типы обмоток трансформатора подразделяются также по второстепенным признакам вроде числа ходов или слоев, по наличию транспозиций и параллельных ветвей.

Самый простой и дешевый вариант на сегодня — цилиндрическая обмотка. Сечение витка должно при этом составлять не менее 5 квадратных миллиметров. Нижний предел тока обмотки в медном проводи при наименьшей плотности будет составлять от 15 до 18 А. Производители при изготовлении трансформаторов руководствуются следующими критериями при выборе подходящего варианта:

  • током нагрузки на один стержень и мощностью обмоток на нем;
  • номинальным напряжением;
  • поперечным сечением витка обмотки;
  • потерями при коротком замыкании.

Принцип работы устройства

Проведение каких-либо технических работ может зависеть также от определенного вида агрегатов. Чем проще конструкция, тем меньше требуется ее обслуживать, а сам процесс при этом в некоторой степени облегчается. Возможные типы проведения работ зависят от ряда технических параметров трансформатора: числа обмоток и количества фаз.

Через подключенное устройство непрерывно протекает преобразуемый ток. Магнитный поток при этом пронизывает все обмотки и индуцирует в них ЭДС. Существует и холостой режим работы. В данном случае вторичная обмотка лишена какой-либо нагрузки. Этот пример в целом иллюстрирует работу простого однофазного трансформатора.

Процедуры при техобслуживании

Регламентирующие документы описывают следующие действия, выполняемые сотрудниками:

  • чистка баков и изоляторов;
  • внешний осмотр аппарата на предмет наличия каких-либо неисправностей и повреждений корпуса;
  • испытание с измерением основных показателей в действии;
  • чистка отложений грязи в расширителях;
  • осмотр фильтров термосифонного типа и замена в них сорбента в случае необходимости;
  • отбор проб внутренней жидкости в трансформаторах с масляным охлаждением;
  • оценка состояния труб циркуляции, сварных швов, уплотнителей и предохранителей;
  • доливка при необходимости дополнительного масла.

Кроме того, техническое обслуживание трансформаторов может включать и некоторые другие процедуры, если так распорядится глава руководящего отдела.

Текущий ремонт с сухим охлаждением

В данном случае предполагается наличие литой системы изоляции. Текущий ремонт производится в соответствии с регламентом, однако число пунктов может разнится в зависимости от условий эксплуатации или места работы трансформатора. Обычно перечень включает в себя перечисленные ниже процедуры:

  1. Проверка системы охлаждения один раз в полгода. Проверяется функциональность контроллера температуры, а также качество крутящихся на постоянной основе вентиляторов.
  2. Проводится чистка от грязи. Необходимо повторять раз в полгода или квартал. Делается чаще, если к этому располагает окружающая среда.
  3. Проверка корпуса на наличие трещин и повреждений. Устранение таковых при необходимости.
  4. Проверка целостности изоляционной и защитной систем. Замена в случае неисправностей. Проводится ежегодно.
  5. Осмотр качества фиксации обмотки. Также аналогичная проверка проводится при техосмотре. При отсутствии надлежащего качества делается полная перемотка трансформаторов.

Текущий ремонт с масляным охлаждением

Сложность в целом зависит от особенностей конструкции и эксплуатационных условий. Среди общих процедур при проведении текущего ремонта силовых трансформаторов такого типа следует отметить следующие:

  1. Осмотр корпуса на внешние дефекты.
  2. Очищение устройства от загрязнений.
  3. Замер уровня сопротивления на изоляции обмоток.
  4. Устранение мелких неисправностей системы охлаждения, арматуры и навесных узлов.
  5. Затягивание креплений в том случае, если они были ослаблены.
  6. Доливка масла и устранение течей.

Весь процесс проводится только на месте монтажа трансформатора без его транспортировки.

Капитальный ремонт

В данный вид осуществляемых работ включаются все описанные выше. Также при капитальном ремонте трансформаторов проверяются и устраняются любые неисправности с обмотками, переключателями и сердечником. Особое внимание обращается на места вывода и контакта проводов с переключателем напряжения. Помимо всего прочего, устанавливается текущее качество масляного бака, расширителей и трубопроводов.

В российских компаниях принято временами проводить так называемый глубокий капитальный ремонт. Отличается от описанного он в том числе и тем, что предполагает вскрытие масляного бака. Стоит отметить, что данная процедура достаточно трудна и поручается только высококвалифицированным и подготовленным сотрудникам.

Глубокий капитальный ремонт

Оборудование предварительно отключается от сети. Перечень последовательных действий при капитальном ремонте трансформаторов включает в себя:

  • открытие корпуса устройства;
  • небольшое поднятие активной части;
  • отсоединение обмоток от магнитопривода;
  • перемотка катушек по инструкции;
  • восстановление или замена главной изоляции;
  • настройка работы магнитной системы.

Кроме того, в ходе работ заменяются или восстанавливаются все насосы для масла, запирающая арматура, вводы и отводы, охладители, переключатели и вентиляторы.

Источник

Читайте также:  Ремонт телевизоров вагоноремонтная 10
Оцените статью