- Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
- Капитальный ремонт трансформаторов: периодичность и особенности. Техническое обслуживание трансформаторов
- Основные виды ремонтных работ
- Дополнительные ремонтные работы
- Устройство и назначение агрегатов
- Основные технические характеристики
- Какие бывают обмотки на трансформаторе
- Принцип работы устройства
- Процедуры при техобслуживании
- Текущий ремонт с сухим охлаждением
- Текущий ремонт с масляным охлаждением
- Капитальный ремонт
- Глубокий капитальный ремонт
Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
С помощью среднего ремонта предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвращают его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизмов и аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений.
Средний ремонт выполняют по утвержденным планам силами ремонтно-ревизионных участков при участии персонала тяговых подстанций. На проведение его составляют программу и график работ с указанием всех операций, времени и условий разгерметизации трансформаторов. В состав среднего ремонта, кроме работ указанных в п. 4.2, входит:
— замена или ремонт дефектных комплектующих узлов (маслоохладителей, вводов, резиновых уплотнений, регуляторов напряжения и др.);
— проверка релейных защит и схем автоматики управления трансформатора;
— внутренний осмотр и очистка расширителя;
— очистка и покраска бака трансформатора;
— ревизия азотной или пленочной защиты масла;
— подсушка или сушка изоляции (при необходимости).
Разгерметизация активной части трансформатора при среднем ремонте производится при необходимости по результатам испытаний и измерений, указанных в п. 4.3. Эти же испытания и измерения проводят после среднего ремонта, если имела место разгерметизация.
При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку и установку новой обмотки силового трансформатора.
Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капитальных ремонтах электрооборудование модернизируют, т.е. совершенствуют конструкцию,
улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность. Основная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к техническим характеристикам современных, более совершенных электрических аппаратов. Затраты времени, средств, труда и материалов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые достигаются после его переделки.
Капитальный ремонт трансформатора выполняют в специализированных мастерских или, в порядке исключения, на месте его установки. Предварительно на трансформатор, требующий капитального ремонта, составляют дефектную ведомость и проектно-сметную документацию, утверждаемую установленным порядком.
Показателями для вывода трансформаторов в капитальный ремонт являются:
— развивающееся повреждение, выявленное по результатам хроматографического
анализа, испытаний и измерений, неустранимое при среднем ремонте;
— аварийное повреждение, вызвавшее необходимость ремонта или замены обмоток
из-за нарушения электродинамической стойкости, виткового замыкания и т. д.
При капитальном ремонте выполняют следующие работы.
При вскрытии трансформатора и осмотре сердечника отсоединяют ошиновку (провода), сливают масло в промытую и просушенную тару; отсоединяют и снимают краном расширитель, выхлопную трубу, затем газовое реле. Проверяют отсутствие масла в радиаторах, ослабляют фланцы, удаляют болты и с помощью подъемного крана перемещают радиаторы на место, подготовленное для очистки и ремонта.
Открывают люк на крышке трансформатора и, опустившись в бак, отсоединяют отводы от вводов низкого и высокого напряжения и штанги переключателей напряжения от приводов. Застропив крышку краном, удаляют болты, снимают ее с трансформатора и укладывают на подготовленные брусья.
Подъем выемной части можно выполнять только в том случае, если температура ее не более чем на 5° С ниже окружающей среды. При низкой температуре бак трансформатора устанав-
ливают в помещении. В этом случае сердечник можно поднимать лишь после того, как сойдет роса по всей высоте бака, т. е. примерно через 25—35 ч. Во избежание повреждений обмоток сердечник трансформатора поднимают медленно и тщательно следят за тем, чтобы не сломать деревянные детали, крепления переключателя и отводов. Подтянутую над баком выемную часть тщательно промывают сухим трансформаторным маслом из шланга, а затем кистью. После стекания остатков масла сердечник устанавливают на шпальную клетку и тщательно осматривают.
Рис. 4.11. Расклиновка обмоток: 1—дополнительный деревянный клин; 2 — вспомогательный клин; 3 — деревянный брусок |
При осмотре особое внимание обращают на характер шлама, покрывающего выемную часть, на наружное состояние изоляции, ее цвет, упругость или хрупкость и механическую прочность. Например, если вырезанные из нескольких мест полоски электрокартона, ломаются при тупом угле сгиба, то изоляция плохая и подлежит замене. Проверяют плотность закрепления прокладок, уравнительной и ярмовой изоляции. Ослабление витков обмотки устраняют путем ее подпрессовки и расклиновки (рис. 4.11). Подпрессовывают обмотки также подтяжкой шпилек прессовочных колец, после чего резьбу шпилек и гаек накернивают по окружности в трех местах, чтобы исключить самоотворачивание.
В местах выпучивания отдельных витков накладывают бандаж из киперной ленты, а повреждение витковой изоляции устраняют наложением лакоткани. Проверяют крепление переключателей и отводов, правильность расположения изоляционных прокладок ярмовой изоляции, осматривают изоляционные цилиндры, деревянные детали, крепления отводов переключателей.
Мегаомметром измеряют изоляцию стяжных шпилек и обмоток и результаты сравнивают с предыдущими замерами. Поврежденные изолирующие втулки заменяют. После ревизии и ремонта вторично промывают выемную часть трансформатора сухим маслом.
При ремонте переключателя напряжения сначала его снимают с трансформатора, очищают от шлама, разбирают и зачищают контактные поверхности стеклянной бумагой. При значительных выгораниях поврежденные детали заменяют. Замеряют контактное давление, исходя из среднего арифметического трех измерений. При этом разброс значений не должен превышать 10 % от среднего. Замер давления производят в момент отрыва контакта, о чем судят либо по показаниям сигнальной лампы, либо по освобождению предварительно проложенного между контактами щупа или полоски бумаги толщиной не более 0,1 мм. Величина давления контактов должна соответствовать паспортным данным.
После проверки состояния контактов проверяют работу привода переключателя и приступают к снятию круговой диаграммы переключающего устройства. Обычно применяют метод сигнальных ламп.
Устанавливают переключатель на место и проверяют все соединения и пайку, а также состояние демпферных соединений выводов с изолятором. Мостом постоянного тока замеряют сопротивление контактов постоянному току во всех положениях переключателя РПН, при этом разброс значений не должен превышать 2 %, а положение привода переключателя должно соответствовать действительному положению контактов переключателя.
Ремонт бака трансформатора сводится к его очистке и завариванию трещин. Внутреннюю часть бака тщательно очищают, промывают 15—20 % раствором каустической соды и просушивают постепенным и равномерным нагревом паяльной лампы.
Места течи масла заваривают газосваркой. Качество сварных швов во многом зависит от чистоты бака, так как при попадании частиц масла при сварке образуются раковины. Кроме того, при сварочных работах соблюдают правила пожарной безопасности во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.
После сварки внутреннюю часть бака протирают салфетками без ворса, а затем промывают чистым сухим маслом. Присохшую грязь с крышки и наружных частей бака удаляют скребками, металлическими щетками и ветошью, смоченными в масле, затем сухой ветошью.
По окончании сварки бак полностью собранного трансформатора в течение 1-2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расширителе. На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, герметически закрывают.
Свисающие из зазоров или вдавленные внутрь, выкрошенные или разбухшие прокладки необходимо заменить. Их изготавливают из специальной маслобензостойкой или маслоупорной резины толщиной 8 мм марки С-90 или С-14. Для этого резину размещают непосредственно на крышке, фланце и т.п. или на шаблоне. С помощью специального приспособления для резки вырезают по разметке прокладку и отверстия под болты.
Ремонт неисправных вводов выполняют при необходимести замены поврежденного и отбракованного изолятора, который при этом отсоединяют от вывода обмотки и снимают крышки. Перед установкой такого же нового изолятора основание его фланца и место установки на крышке трансформатора тщательно зачищают. Предварительно изолятор тщательно осматривают, выявляя возможные дефекты и проводя электрические испытания. Прокладку под фланец изготовляют из пластичной маслоупорной резины марки С-90.
Непосредственно перед установкой прокладку с обеих сторон, а также крышку трансформатора под фланцем и фланец изолятора покрывают тонким слоем бакелитового лака или клея БФ-4. После установки прокладки болты фланца изолятора равномерно подтягивают. Армировка и крепление не должны допускать скопления влаги.
При опускании выемной части с помощью крана после ревизии ее поднимают над баком с соблюдением тех же предосторожностей, что и при выемке. Тщательно протирают салфеткой опорные планки магнитопровода, закрепляют гайки, крепящие эти планки в трех местах и опускают выемную часть в бак. Сердечник во время опускания и установки удерживают от касания стенок бака. Мегаомметром проверяют исправность заземления, то есть наличие цепи между магнитопроводом, прессующими консолями и баком. Затем устанавливают крышку бака с вводами, после чего электромонтер с переносной лампой на 12 В опускается в бак трансформатора через люк и присоединяет отводы к вводам и штанги переключателя напряжения к приводу. После проверки присоединения снимают термосигнализатор, проверяют его, заменяют прокладку и гильзу, промывают штуцер, устанавливают обратно на место и подключают.
Расширитель, выхлопную трубу и газовое реле очищают от грязи, расширитель промывают сухим маслом, очищают от пыли медную сетку дыхательной трубки, промывают маслоуказательную трубку. Кран на маслопроводе от бака к расширителю проверяют и при необходимости ремонтируют. Затем расширитель и газовое реле поднимают на крышку бака, устанавливают новые прокладки, их фланцы, затягивают болты и подключают провода газового реле. Выхлопную трубу и заглушки протирают, проверяют их целостность, поднимают на крышку бака и устанавливают на новую прокладку, сохранив правильное положение колена трубы.
При ремонте радиаторов очищают их от пыли, грязи и потеков масла, обнаруженные трещины заваривают. Если повреждения радиаторов устранить сваркой не удается, то разрешается с помощью заплат заглушить не более четырех труб. При необходимости каждый радиатор испытывается давлением аналогично испытанию трансформатора. Затем радиаторы промывают чистым сухим маслом с помощью центрифуги или фильтр-пресса, при этой операции должен быть открыт один из фланцев. При обнаружении течи масла в радиаторном кране его снимают, перебирают и меняют сальниковую набивку из асбестового шнура, ставят на место новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, подготавливают новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, после чего отремонтированные радиаторы навешивают на болты фланцев и затягивают прокладки болтами.
Заполнение трансформатора маслом выполняют после проверки закрепления всех уплотнений трансформатора. Для этого к нижнему крану (фланцу) бака подключают шланг вагона масляного хозяйства, убеждаются, что все краны находятся в открытом положении, и включают насос. По мере заливки масла воздушные пробки в радиаторах, расширителе, выхлопной трубе и т.п. устраняют. Воздух из трансформатора должен свободно удаляться через дыхательное отверстие расширителя. Заливку прекращают, когда уровень масла достигнет примерно середины расширителя. Перекрывают кран трансформатора и отключают шланг вагона масляного хозяйства. Для заливки применяют свежее сухое масло, удовлетворяющее требованиям указанного заводом ГОСТа. Температура заливаемого в бак масла не должна превышать температуру сердечника более чем на 10° С. После заливки масла трансформатор протирают сухими салфетками. Отбор пробы масла можно брать через 10 ч после окончания его заливки.
После капитального ремонта обязательно проводят испытания трансформатора в полном объеме и оформляют протокол испытаний.
Источник
Капитальный ремонт трансформаторов: периодичность и особенности. Техническое обслуживание трансформаторов
Сложное оборудование, вроде силовых трансформаторов, периодически нуждается в техническом обслуживании, мелком и капитальном ремонте. Таким образом обеспечивается продолжительный срок работы каждого такого устройства. График выполнения работ с определенным трансформатором четко прописывается, а отклонения от него возможны только в случае неожиданных поломок, аварий или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Электроустановка со временем непременно теряет свои первоначальные свойства. По этой причине даже качественно сделанное устройство нуждается в капитальном ремонте. Трансформаторы проверяются согласно плану, составленному техническим руководителем.
Основные виды ремонтных работ
Силовое оборудование может чиниться разными способами. Масштабы работ зависят от текущей ситуации и наличия плановой необходимости. Некоторые габаритные устройства высокой мощности вроде моделей на 1600, 2500 или 6300 кВА подразумевают присутствие высококвалифицированного ремонтного персонала.
Основные виды работ включают в себя перечисленные ниже:
- Техническое обслуживание. Проводится строго по графику, разработанному руководством. Все процедуры проводятся без отключения самого устройство, которое продолжает работать на полную мощность.
- Текущий ремонт силового трансформатора. В данном случае оборудование временно отключается. Последовательность таких процедур носит чисто профилактический характер.
- Капитальный ремонт трансформаторов. Сотрудники выполняют устранение возникших поломок, которые произошли в ходе функционирования устройства. Кроме того, данный вид работ проводится при устаревании или износе систем. Реконструирование таких трансформаторов совершается примерно через 10-15 лет их непрерывного функционирования.
Дополнительные ремонтные работы
Порой сотрудникам приходится выполнять некоторые промежуточные варианты обслуживания. В качестве примера можно привести межремонтные и послеремонтные испытания трансформаторов. Агрегаты мощностью от 110 кВ проходят первое капитальное обслуживание через 12 лет после того, как их запустили. Другие трансформаторы чинятся по мере необходимости в зависимости от их состояния. В ходе эксплуатации допускается проведение дополнительных ремонтных работ.
Гораздо чаще обслуживаются масляные модели. К примеру, периодичность ремонта трансформаторов с системой охлаждения ТСЗН или ТСЗМ составляет один раз в год при том условии, что в составе их конструкций имеются регулировочные элементы РПН. Если же таких деталей не содержится, то данный срок удлиняется до двух лет. Все остальные установки обслуживаются, как правило, один раз в четыре года. Межремонтные испытания должны следовать рекомендациям проекта производства работ. Особые условия могут предполагаться только для аппаратов, находящихся в особых местах с повышенным загрязнением.
Устройство и назначение агрегатов
Трансформаторы служат для преобразования переменного электрического тока определенной частоты и напряжения в электрический ток с той же частотой, но другим напряжением. В основе каждого аппарата лежит открытое Фарадеем явление электромагнитной индукции. Если говорить о назначении и устройстве трансформатора, то он применяется чуть ли не во всех схемах питания электроприборов, а также передает энергию на большие расстояния. Оборудование способно создавать напряжение в 220, 380 или 660 В, что повсеместно используется как на бытовом, так и на промышленном уровне.
Устройство, в целом, может разнится в зависимости от конкретного типа агрегата: импульсного, токового или силового. Последние наиболее распространены и чаще всего встречаются в различных местах. Простейший вариант назначения и устройства трансформатора предполагает наличие одной фазы. В составе такого аппарата можно обнаружить металлический сердечник и пару обмоток, каждая из которых является самостоятельным изолированным проводом. Трансформатор подключается к источнику переменного тока. Подсоединение происходит при помощи первичной обмотки, а другая — вторичная — используется для запитывания потребителя.
Основные технические характеристики
Рабочие параметры агрегата будут рассмотрены на примере модели трансформатора ТМГ. Аббревиатура побуквенно расшифровывается как трехфазный, с масляным и воздушным охлаждением и герметичным исполнением. Технические характеристики трансформатора в данном случае выражаются в следующих параметрах:
- величина номинального ВН;
- показатель мощности;
- величина номинального НН;
- климатическое исполнение в соответствии со стандартами ГОСТ;
- тип соединения обмоток устройства.
Среди прочих параметров аппарата можно выделить потери в кВт для холостого хода и короткого замыкания, напряжение при КЗ и ток холостого хода в процентах. Данный параметры определяются только после проведения приемо-сдаточных испытаний, которые являются обязательными перед запуском устройства на постоянную работу. Кроме того, из технических характеристик трансформаторов также стоит упомянуть и габаритно-весовые. Показатели могут сильно различаться в зависимости от выдаваемой агрегатом мощности.
Какие бывают обмотки на трансформаторе
В качестве основных вариантов принято называть винтовые, непрерывно-катушечные и цилиндрические. Последние выполняются из прямоугольного или круглого провода. Все перечисленные типы обмоток трансформатора подразделяются также по второстепенным признакам вроде числа ходов или слоев, по наличию транспозиций и параллельных ветвей.
Самый простой и дешевый вариант на сегодня — цилиндрическая обмотка. Сечение витка должно при этом составлять не менее 5 квадратных миллиметров. Нижний предел тока обмотки в медном проводи при наименьшей плотности будет составлять от 15 до 18 А. Производители при изготовлении трансформаторов руководствуются следующими критериями при выборе подходящего варианта:
- током нагрузки на один стержень и мощностью обмоток на нем;
- номинальным напряжением;
- поперечным сечением витка обмотки;
- потерями при коротком замыкании.
Принцип работы устройства
Проведение каких-либо технических работ может зависеть также от определенного вида агрегатов. Чем проще конструкция, тем меньше требуется ее обслуживать, а сам процесс при этом в некоторой степени облегчается. Возможные типы проведения работ зависят от ряда технических параметров трансформатора: числа обмоток и количества фаз.
Через подключенное устройство непрерывно протекает преобразуемый ток. Магнитный поток при этом пронизывает все обмотки и индуцирует в них ЭДС. Существует и холостой режим работы. В данном случае вторичная обмотка лишена какой-либо нагрузки. Этот пример в целом иллюстрирует работу простого однофазного трансформатора.
Процедуры при техобслуживании
Регламентирующие документы описывают следующие действия, выполняемые сотрудниками:
- чистка баков и изоляторов;
- внешний осмотр аппарата на предмет наличия каких-либо неисправностей и повреждений корпуса;
- испытание с измерением основных показателей в действии;
- чистка отложений грязи в расширителях;
- осмотр фильтров термосифонного типа и замена в них сорбента в случае необходимости;
- отбор проб внутренней жидкости в трансформаторах с масляным охлаждением;
- оценка состояния труб циркуляции, сварных швов, уплотнителей и предохранителей;
- доливка при необходимости дополнительного масла.
Кроме того, техническое обслуживание трансформаторов может включать и некоторые другие процедуры, если так распорядится глава руководящего отдела.
Текущий ремонт с сухим охлаждением
В данном случае предполагается наличие литой системы изоляции. Текущий ремонт производится в соответствии с регламентом, однако число пунктов может разнится в зависимости от условий эксплуатации или места работы трансформатора. Обычно перечень включает в себя перечисленные ниже процедуры:
- Проверка системы охлаждения один раз в полгода. Проверяется функциональность контроллера температуры, а также качество крутящихся на постоянной основе вентиляторов.
- Проводится чистка от грязи. Необходимо повторять раз в полгода или квартал. Делается чаще, если к этому располагает окружающая среда.
- Проверка корпуса на наличие трещин и повреждений. Устранение таковых при необходимости.
- Проверка целостности изоляционной и защитной систем. Замена в случае неисправностей. Проводится ежегодно.
- Осмотр качества фиксации обмотки. Также аналогичная проверка проводится при техосмотре. При отсутствии надлежащего качества делается полная перемотка трансформаторов.
Текущий ремонт с масляным охлаждением
Сложность в целом зависит от особенностей конструкции и эксплуатационных условий. Среди общих процедур при проведении текущего ремонта силовых трансформаторов такого типа следует отметить следующие:
- Осмотр корпуса на внешние дефекты.
- Очищение устройства от загрязнений.
- Замер уровня сопротивления на изоляции обмоток.
- Устранение мелких неисправностей системы охлаждения, арматуры и навесных узлов.
- Затягивание креплений в том случае, если они были ослаблены.
- Доливка масла и устранение течей.
Весь процесс проводится только на месте монтажа трансформатора без его транспортировки.
Капитальный ремонт
В данный вид осуществляемых работ включаются все описанные выше. Также при капитальном ремонте трансформаторов проверяются и устраняются любые неисправности с обмотками, переключателями и сердечником. Особое внимание обращается на места вывода и контакта проводов с переключателем напряжения. Помимо всего прочего, устанавливается текущее качество масляного бака, расширителей и трубопроводов.
В российских компаниях принято временами проводить так называемый глубокий капитальный ремонт. Отличается от описанного он в том числе и тем, что предполагает вскрытие масляного бака. Стоит отметить, что данная процедура достаточно трудна и поручается только высококвалифицированным и подготовленным сотрудникам.
Глубокий капитальный ремонт
Оборудование предварительно отключается от сети. Перечень последовательных действий при капитальном ремонте трансформаторов включает в себя:
- открытие корпуса устройства;
- небольшое поднятие активной части;
- отсоединение обмоток от магнитопривода;
- перемотка катушек по инструкции;
- восстановление или замена главной изоляции;
- настройка работы магнитной системы.
Кроме того, в ходе работ заменяются или восстанавливаются все насосы для масла, запирающая арматура, вводы и отводы, охладители, переключатели и вентиляторы.
Источник