Что за фонд капитального ремонта общего имущества мкд

Как и кем формируется фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов? Что выбрать: некоммерческую организацию (НО, НКО) или банк?

Ремонт многоквартирного дома в РФ – это обязательное мероприятие для любого жилого помещения с множеством отдельных квартир.

Годы идут, что-то изнашивается, ломается, теряет форму и былой внешний вид. Жильцам хочется жить в чистом и отремонтированном доме, и для достижения этого эффекта нужен далеко не плановый текущий ремонт.

Капитальный ремонт представляет собой гораздо более глобальное вмешательство ввиду того, что обязан затрагивать как внешний вид, так и внутреннее устройство дома.

Правда не все жильцы разбираются в вопросах того, откуда финансируются данные работы. Кто формирует денежный фонд капитального ремонта многоквартирных домов города? Подробнее узнаем в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что он из себя представляет?

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в России создается в каждом многоквартирном доме, и это не новость.

Читайте также:  Механизмы для ремонта кровли

Но не каждый жилец многоквартирного дома догадывается о том, что представляет собой фонд капитального ремонта.

Разъяснение дает статья 170 Жилищного кодекса нашей страны. Фонд капитального ремонта для отдельно взятого многоэтажного дома – это совокупная финансовая масса, которая складывается из нескольких составляющих, о которых мы поговорим в отдельном пункте.

Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – это счет, на котором лежат денежные средства. Доступ к средствам имеют представители ТСЖ или ЖСК, а также государственные органы, но только после разрешения жильцов и предоставления плана сметы.

Фонд капитального ремонта жилых домов находится под четким контролем, как со стороны управляющей организации, так и государства.

Поэтому, если жильцы сомневаются в том, что их денежные средства расходуются неправомерно, именно эти органы могут отчитаться вам о всех тратах.

Какие фонды существуют?

Деление на федеральный и региональный фонд позволило гражданам существенно облегчить бремя сборов денежных средств на капремонт. Давайте разберемся, почему.

Федеральные

Федеральный фонд капитального ремонта – это полностью государственная структура. Фонд наполняется посредством финансов из бюджета нашей страны.

Как правило, на счет этого фонда отправляются финансы, которые призваны участвовать в программе по капремонту многоквартирных домов.

Из этого фонда выборочно финансируются годовые планы отдельно взятых городов по проведению капитального ремонта.

Региональные

Региональный фонд (некоммерческая организация — фонд капитального ремонта) формируется посредством бюджета субъекта и призван функционировать в соответствии с областными и краевыми программами капремонта многоквартирных домов.

В совокупности, два вышеуказанных фонда – это прямое доказательство действия федеральных программ, как на государственном, так и на местном уровне.

Разница между коммерческими и некоммерческими операторами

В момент сдачи дома перед жильцами встает вопрос, где именно создавать фонд многоквартирного дома. Существует множество кредитных организаций, а никаких четких рекомендаций в Жилищном кодексе нет.

По данному вопросу мы можем дать вам несколько практических советов.

Управляющая компания не имеет права помогать вам создавать фонд денежных средств на капремонт. На это уполномочены только ТСЖ или ЖСК.

Поэтому, если вас обслуживает управляющая компания, жильцам придется самостоятельно решать данную проблему.

Но не спешите доверять ТСЖ и ЖСК. Как правило, эти организации обслуживают сразу несколько домов и вполне возможно, что они создали один общий фонд сразу на несколько построек.

Для кого то эта ситуация может показаться выгодной, к примеру, для тех же сотрудников управляющих организаций, ведь в общей массе денежный средств, что-то можно без проблем положить себе в карман. Но для вас, как для жильцов только что сданного дома, такое положение вещей губительно.

На ваши деньги будут ремонтироваться более старые дома и по прошествии времени далеко не факт, что когда вам понадобится капремонт, на счете будет достаточно средств. Поэтому создавайте отдельный от остальных фонд.

Далее встает выбор, создавать его в коммерческой организации (накопительный счет в банке), или же использовать услуги регионального оператора (НКО фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов) по вопросам капремонта.

В банковском счете есть ряд плюсов. Во-первых, к вашей сумме набегают проценты, что конечно не так то много, с учетом инфляции, но все же, за несколько лет до капремонта вы можете получить в награду неплохую сумму начисленных процентов.

Кроме того, в банке всегда можно взять кредит по сниженной процентной ставке, если вам не будет хватать денежных средств на капремонт.

В банке есть четкая система расчетов, и вы всегда сможете проверить, когда представитель управляющей организации мог воспользоваться счетом, в каком размере и в каких целях.

Также с банковского счета деньги могут сниматься не только на нужды капительного ремонта. К примеру, если на общем собрании жильцами будет установлено, что они хотят дополнительную детскую площадку, покраску стен в новый цвет и так далее, денежные средства на все эти пожелания можно снять со счета капремонта.

С региональным представителем все немного сложнее. Он выдает денежные средства непосредственно государственному органу только после предоставления сметы и плана, в котором говорится о том, что в ближайшее время запланирован капремонт отдельного дома.

Однако, именно он осуществляет процедуру передачи денежных средств государственному органу и знакомится со сметой. При необходимости – выявляет ошибки и недочеты.

Как формируется фонд?

Фонд на капремонт МКД пополняется не сам собой. В этом участвует определенный круг лиц, который заинтересован в проведении ремонтных работ.

Статья 169 Жилищного кодекса рассказывает нам о том, кто делает взносы в данный фонд, а также про то, как формируются денежные средства в данной структуре.

Первыми и обязательными плательщиками являются лица, проживающие в многоквартирном доме и являющиеся собственниками. Взносы на капитальный ремонт жилья они выплачивают каждый месяц (о том, отменят или нет взносы и сборы в фонд капитального ремонта многоквартирных домов, читайте тут, о том, нужно ли платить взносы за капитальный ремонт, если не заключен договор с региональным оператором, узнайте здесь).

Величина взносов с каждой отдельной квартиры индивидуальна, ведь рассчитывается она в зависимости от общего метража.

Второй категорией граждан, которые также помогают формировать фонд капремонта дома, являются неплательщики. Как правило, к злостным неплательщикам закон в статье 155 Жилищного кодекса применяет пени, которые растут из месяца в месяц.

В конце концов, суд обязывает неплательщика единоразово погасить задолженность, а также может применить и иные санкции. Денежные средства, взысканные с избытком с неплательщика, также попадают в фонд капитального ремонта.

Третий денежный поток формируется из субсидий и дотаций органа местного самоуправления, который может помочь денежными средства в рамках одной из региональных программ (региональный или федеральный фонд содействия капитальному ремонту).

Собственники, желающие побыстрее начать капитальный ремонт, но за не имением средств вынужденные ждать, также могут внести дополнительную лепту путем взятия кредита или же доложив свои собственные средства.

О том, как происходит формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, узнайте тут.

Как контролируются его действия?

Действия по наполнению фонда на капремонт, а также по трате денежных средств, контролирует ряд инстанций.

В первую очередь, контролем должны заниматься органы ТСЖ и ЖСК. Но так как не всегда процент доверия к данным организациям велик, жильцы не спешат к представителям управляющих компаний за разъяснениями о тратах.

Контроль за средствами несут сами организации, в которых расположены фонды – это банки или региональные операторы. Они не могут отдавать деньги из фонда непонятно кому и без выяснения цели.

Поэтому коммерческие и некоммерческие организации следят за тем, чтобы допуск к фонду имели только установленные законом лица.

Местное самоуправление также контролирует расходы с фонда капремонта. Именно органами местного самоуправления составляется смета работ совместно с управляющей компанией и именно итоговую сумму по смете банки выдают государственным органам.

Но, к сожалению, иногда стоимость услуг и работ по смете сильно завышается, что может привести к растрате денежных средств не по основным целям ремонта.

Еще одной инстанцией, способной добиться справедливости, является суд, но туда с исковым заявлением обращаются лишь в самых крайних случаях.

Как показывает судебная практика, наиболее велик процент по обвинениям государственных органов и организаций в растрате.

Проведение капительного ремонта – обязанность не только отдельных организаций. Сами жильцы должны также знать и понимать, что и откуда берется.

Только в этом случае, можно говорить о том, что капитальный ремонт пройдет отлично.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник

Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 170 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Информация об изменениях:

Статья 170 дополнена частью 1.1 с 26 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 60-ФЗ

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П положение части 4 статьи 170, определяющее перечень вопросов, решения по которым должны быть приняты общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в этом доме аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, признано не противоречащим Конституции РФ

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 20 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 20 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 20 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П положение части 7 статьи 170 о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признано не противоречащим Конституции РФ

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 434-ФЗ

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Источник

Оцените статью