- Права потребителя на гарантийный ремонт
- Что делать и куда обращаться, если вещь сломалась на гарантии
- Бесплатная консультация юриста!
- Законодательство
- Тонкости взаимодействия покупателя с продавцом
- Виды товаров и гарантии поставщика
- О сроках обращения
- Кому направляется претензия
- Технически сложные — это какие
- Когда производитель имеет право отказать потребителю
- Инструкция для потребителя
- Как действовать, если поставщик признал дефект
- Сколько продлится ремонт
- Порядок действий при отказе признать гарантийный случай
- Обращение в суд
- Проведение ремонта самостоятельно
- Возможные трудности
Права потребителя на гарантийный ремонт
Если товар вышел из строя, возникла неисправность (дефект) не эксплуатационного характера, в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребители вправе обратиться к продавцу (изготовителю, уполномоченную организацию или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием об устранении недостатков товара.
Гарантийный ремонт — это обязанность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по безвозмездному устранению обнаруженных в товаре недостатков в течение гарантийного срока, установленного на товар.
До принятия товара для проведения гарантийного ремонта продавец, в случае необходимости, имеет право провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков – независимую экспертизу за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества и независимой экспертизы товара. При несогласии с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В том случае, когда проверкой качества или независимой экспертизой выявлены дефекты производственного характера, если приобретенный товар является товаром длительного пользования и он принят для проведения гарантийного ремонта, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребители имеют право требовать безвозмездного предоставления на период ремонта подменный товар (товар, обладающий этими же потребительскими свойствами).
При обращении к продавцу (изготовителю) для проведения гарантийного ремонта необходимо предъявить обращение в письменном виде в двух экземплярах, один – для продавца (изготовителя), другой — для потребителя. При этом необходимо, чтобы продавец (изготовитель) сделал отметку о принятии товара на экземпляре потребителя. В обращении следует заявить требование о безвозмездном предоставлении на период ремонта подменного товара (товар, обладающий этими же потребительскими свойствами).
Из анализа поступающих в адрес Роспотребнадзора обращений видно, что не все потребители информированы о праве требования безвозмездного предоставления на период ремонта подменного товара.
Продавец обязан в трехдневный срок обеспечить потребителю доставку подменного товара за свой счет.
Однако следует иметь ввиду, что не на все товары длительного пользования распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.
К таким товарам относятся:
— автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
— электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами);
— электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
— гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
При передаче товара на гарантийный ремонт внимательно изучите документ, который при приеме товара оформил продавец. Важно максимально подробно описать состояние товара.
Законодательством не предусмотрена определенная форма документов, сопровождающих прием и возврат товара.
Однако при выдаче товара продавец (изготовитель) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о даче передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
За сохранность сданного для гарантийного ремонта товара и за вред, причиненный Вашей собственности, продавец несет имущественную ответственность согласно гражданскому законодательству.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. А при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или его составной части, на которые установлен гарантийный срок, на новые комплектующие или составные части изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на основное изделие (его части).
Необходимо обратить внимание потребителей на то, что недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. При этом длительность этого минимального срока Законом не определена, установлен лишь максимальный срок устранения недостатков товара – он составляет сорок пять дней. За нарушение этого срока продавец (изготовитель) несет ответственность. Однако продавец (изготовитель) может отвечать и за нарушение более короткого срока устранения недостатков товара, если этот срок определен в письменной форме соглашением сторон.
В заключении хочется пожелать всем потребителям в полной мере пользоваться правами, предоставленными действующим законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, а также быть более внимательными при использовании своего права на гарантийный ремонт.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г. Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67 Источник Что делать и куда обращаться, если вещь сломалась на гарантииБесплатная консультация юриста!Предметы длительного пользования, как правило, обеспечиваются со стороны продавца (изготовителя) гарантией. Таковая прописывается в договоре или специальном чеке. Однако, несмотря на наличие документации, права потребителя при поломке товара на гарантии производитель соблюдать не спешит. Взаимоотношения покупателя и продавца обусловлены множеством тонкостей и правил. Большая часть норм содержится в федеральном законе № 2300-1 от 07.02.1992. [file] Скачать для просмотра и печати: ЗаконодательствоГражданам необходимо разбираться в юридических тонкостях, чтобы настоять на замене сломавшегося предмета. Права потребителя при гарантийном ремонте состоят в возможности получить:
[warning]Внимание: в нормативных актах указано, какие товары подлежат обеспечению временной заменой на случай ремонта, а какие поставщик не обязан возмещать.[/warning] Обычный человек не всегда знает, что законодательство Российской Федерации защищает его права. В правовое поле введены нормы, опираясь на которые, покупатель может справиться с недобросовестным поставщиком. Таковые прописаны в федеральном законе № 2300-1. А именно:
[warning]Внимание: недобросовестные производители используют незнание закона потребителями с целью снятия бремени дополнительных расходов. Поэтому людям следует инициативно требовать соблюдения своих прав.[/warning] Тонкости взаимодействия покупателя с продавцомЕсть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Дело в том, что большие фирмы напрямую используют законодательные нормы в свою пользу. Дело гражданина — выявить хитрость на стадии приобретения дорогостоящего имущества. Основные моменты следующие:
Поэтому при вложении серьезных средств необходимо тщательно читать бумаги: договора, гарантийные талоны и тому подобное. Виды товаров и гарантии поставщика
В правовом поле продаваемые вещи разделены на определенные группы. Они таковы:
Как правило, обычные покупки не подлежат ремонту. Их в случае выявления дефектов меняют. Другая история со сложным имуществом. Законодатель выделил предметы, состоящие из множества сложных элементов. Зачастую производятся составные части разными предприятиями. Ввиду этого технически сложные товары не подлежат замене или возврату:
[warning]Внимание: сложные, с технической точки зрения, товары можно только отремонтировать при первичном обнаружении дефекта.[/warning] О сроках обращенияЗаконодатель установил периоды, когда покупатель может предъявить требования по поводу дефектов. Соблюдение сроков приводит к осуществлению ремонтных работ за счет изготовителя. Так, в статье 19 закона приведены такие периоды:
Кому направляется претензияЗакон дал право гражданину выбирать адресата претензий. Последние могут быть направлены:
[advice]Подсказка: претензия подается в письменной форме с описанием выявленного дефекта.[/advice] Технически сложные — это какиеПравительством РФ утвержден реестр товаров, отнесенных к технически сложным (№ 924 от 10.11.11). Так, в нормативном акте перечислены такие предметы:
Другим постановлением Правительство утвердило список предметов, которые не подлежат временной замене по гарантии. К таковым, в частности, отнесены:
[important]Важно: если требование на исправление дефекта направляется потребителем после окончания срока гарантии, то последний обязан доказать производственный брак.[/important] Когда производитель имеет право отказать потребителюВ правовом поле описаны негарантийные случаи. Таковые будут признаны, если поломка произошла по следующим причинам:
[warning]Внимание: в спорных ситуациях негарантийная ситуация определяется экспертом. Оплачивает работу последнего виновный.[/warning] Инструкция для потребителяЧеловек при обращении к продавцу сталкивается с двумя различными по сути ситуациями:
Из этого следует, что необходимо составить две альтернативных инструкции действий. Таковые приведены ниже. Как действовать, если поставщик признал дефектТакая ситуация наиболее благоприятна для покупателя. Однако все равно следует соблюсти формальности. Предстоит сделать следующее:
Важно: принимающая сторона должна подтвердить, что вещь:
Сколько продлится ремонтЗаконодатель предусмотрел, что производителю потребуется определенное время для исправления дефекта. Таковое может быть:
[advice]Подсказка: по соглашению сторон (письменному) срок проведения работ может быть продлен. Закон не ограничивает договаривающихся контрагентов.[/advice] Если же продавец не справился с ситуацией и затянул срок без согласования, то с него взимается неустойка. Она составляет 1% в сутки от стоимости товара. Порядок действий при отказе признать гарантийный случайНачинается взаимодействие с тех же шагов, что описаны выше. Необходимо явиться в магазин и передать письменную претензию. Если представитель фирмы не согласен ее принять, то человеку придется заказать экспертизу товара. Бывают ситуации, когда сам поставщик обращается к специалисту. [advice]Подсказка: необходимо сохранять все документы, накапливающиеся за время взаимодействия с поставщиком.[/advice] Обращение в судПеред написанием иска нужно направить в магазин еще одно требование с предложение провести экспертную оценку за счет поставщика. Результаты могут быть такими:
В исковом заявлении подробно описывается ход взаимодействия с продавцами. Также следует приложить копии всех сохраненных бумаг, начиная с чека и паспорта товара, заканчивая ответом на требование провести экспертизу. [warning]Внимание: также к иску прикладывают договор с экспертом на проведение оценки дефекта и платежные документы.[/warning] В случае принятия судом положительного решения следует выполнить такие действия:
Остальное сделают госслужащие. Недобросовестный поставщик выплатит человеку потерянные напрасно средства. Проведение ремонта самостоятельноАльтернативный способ исправления дефекта — обращение к специалисту-ремонтнику. Естественно, услуги последнего платные. Их можно предъявить к оплате недобросовестному продавцу. Но для этого следует соблюсти формальности. Они таковы:
[important]Важно: представителя фирмы следует уведомить в письменной форме о том, что исправления будут производиться своими силами.[/important] Возможные трудности
Источник |