DBW 160 (2016) DBW 230 (2020) DBW 300 DBW 350
1 Жидкостный подогреватель Инструкция по ремонту DBW 160 (2016) DBW 230 (2020) DBW 300 DBW / 2008 Id. Nr B_Ru 1
2 Оглавление Оглавление Введение Содержание и цели Действие данного руководства Значение выделенного текста Дополнительно применяемая документация Техника безопасности Общая техника безопасности Европейские законодательные предписания по монтажу Предложения по усовершенствованию и модификации Общее описание Воздушный нагнетатель Мотор Топливный насос Подогрев форсунки Теплообменник Камера сгорания Блок управления Датчик пламени Катушка зажигания и электроды зажигания Температурный ограничитель / температурный предохранитель Регулирующий термостат Термостат вентилятора Циркуляционный насосы Описание функционирования Общая информация Функционирование Включение Процесс отопления Выключение Аварийное отключение Технические данные Поиск и устранение неисправностей Общая информация Общие признаки неисправностей Поиск неисправностей быстрая диагностика Признаки неисправностей
3 5.4.1 Подогреватель не запускается после включения Подогреватель повторно отключается по неисправности через прибл. 30с после включения Подогреватель начинает работать только после нескольких попыток запуска Подогреватель сам отключается во время работы Подогреватель коптит (черный дым) Подогреватель дымит (белым дымом) Подогреватель не выключается Проверка функционирования Общие замечания Регулировки Регулировка содержания СО 2 в выхлопе Проверка отдельных узлов и деталей Сопротивления датчика пламени Проверка и регулировка электродов зажигания Проверка катушки зажигания Проверка топливного насоса Проверка мотора нагнетателя Проверка магнитного клапана Проверка подогрева форсунки Схемы подключения Общая информация Сервисные работы Общая информация Работы на подогревателе Работы на транспортном средстве Пробный запуск подогревателя Сервисные работы Поворот головки горелки Визуальный контроль и инструкции по монтажу Подключение к контуру охлаждающей жидкости транспортного средства Подключение к топливной системе транспортного средства Обеспечение воздухом для горения Отвод выхлопных газов Монтаж и демонтаж Подогреватель: демонтаж и монтаж Замена температурного ограничителя Замена регулирующего термостата Замена термостата вентилятора
4 8.7.5 Замена температурного предохранителя Замена головки горелки Замена катушки зажигания Замена датчика пламени Замена камеры сгорания Ввод в эксплуатацию Удаление воздуха из жидкостного контура Удаление воздуха из системы снабжения топливом Ремонт Общая информация Работы с узлами в разобранном состоянии Проведение модификаций Разборка и сборка Замена температурного ограничителя Замена регулирующего термостата Замена термостата вентилятора Замена температурного предохранителя Замена блока управления Замена головки горелки Замена мотора нагнетателя Замена форсунки Замена подогревателя форсунки Замена катушки зажигания Замена датчика пламени Замена электродов зажигания Замена топливного насоса Замена магнитного клапана Замена камеры сгорания Термостат подогревателя форсунки Замена теплообменника Замена держателя форсунки Замена нагнетателя воздуха для горения Упаковка / складирование / транспортировка Общая информация Приложение A Периодическое обслуживание подогревателя
5 1 Введение 1.1 Содержание и цели Настоящее руководство по ремонту предназначено для поддержки обученного персонала в ремонте подогревателей DBW 160/230/300/350 (DBW 2016/2020/300/350). Подогреватель разрешается эксплуатировать только с топливом (дизель), указанным на заводской табличке и при электроснабжении, приведенным там же. 1.2 Действие данного руководства Руководство действительно для подогревателей, указанных на титульном листе. По существу подогреватели различаются своими техническими характеристиками (см. раздел 4). 1.3 Значение выделенного текста Выделенный текст ОСТОРОЖНО, ВНИМАНИЕ и, в настоящем руководстве имеет следующие значения: ОСТОРОЖНО Эта надпись применяется, если несоблюдение или неточное соблюдение инструкций или методик может привести к травмам или смертельным случаям. ВНИМАНИЕ Эта надпись применяется, если несоблюдение или неточное соблюдение инструкций или методик может привести к повреждению узлов и деталей. Эта надпись применяется, если необходимо обратить внимание на ту или иную особенность. 1.4 Дополнительно применяемая документация Настоящее руководство содержит всю необходимую информацию и инструкции относительно ремонта жидкостных подогревателей DBW 160/230/300/350. Применение дополнительной документации обычно не требуется. В случае необходимости дополнительно могут использоваться инструкции по монтажу и эксплуатации. 1.5 Техника безопасности В целом необходимо обращать внимание на общие предписания по предотвращению несчастных случаев и действующие инструкции по технике безопасности. Свыше условий предписаний превышающих «Общие условия техники безопасности» указаны ниже. Правила техники безопасности, связанные со спецификой ремонта подогревателей, приведены ниже, в отдельных главах или разделах, или в форме выделенного текста Общая техника безопасности Для подогревателей DBW 160/230/300/350 существует отобрение типа согласно директивы ЕС 72/245/ЕЭС (электромагнитная совместимость) и 2001/56/ЕС (отопление) с номером одобрения ЕС: e1*2001/56*0006xx При монтаже в первую очередь необходимо соблюдать инструкции главы IV директивы 2001/56/ЕС. ВНИМАНИЕ Несоблюдение указаний Инструкции по установке приводит к недействительности гарантии со стороны фирм Webasto и Spheros. То же относится к ремонту подогревателей, выполненному лицами, не имеющими соответствующего сертификата Webasto- Spheros или не с применением оригинальных запасных частей. Прекращение действия «Общей омологации» подогревателя и связанное с этим «Общего разрешения на эксплуатацию» транспортного средства ведет к тем же последствиям. Год первого ввода в эксплуатацию должен быть отмечен на заводской табличке подогревателя путем стирания всех дат, кроме года установки. Подогреватели предназначены для подогрева двигателя и салона транспортного средства. В случае применения подогревателя в транспортных средствах, не подпадающих под «Положения о допуске транспортных средств к движению» (StVZO) частично необходимо придерживаться регионально действующих предписаний. Подогреватель может устанавливаться только в транспортных средствах или независимых системах отопления с минимальным объемом охлаждающей жидкости в контуре 10л. 5
6 Подогреватель не разрешается монтировать в кабине водителя или в салоне транспортного средства. Если все же подогреватель должен быть смонтирован в таком помещении, то ящик для монтажа должен быть герметично отделен от салона. Ящик должен достаточно проветриваться снаружи, чтобы максимальная температура внутри него не превышала 85 0 С. При превышении температуры могут возникнуть неисправности в работе. ОСТОРОЖНО Учитывая опасность отравления или удушья, ни в коем случае нельзя включать подогреватель, даже посредством программируемого таймера, в закрытых помещениях, в том числе гаражах или мастерских, не имеющих вытяжки. На бензоколонках и автозаправках подогреватель следует выключать из-за опасности взрыва. ВНИМАНИЕ Подогреватель следует выключать из-за опасности взрыва там, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных или зерновых складов и т. п.) Из-за опасности возникновения пожара подогреватель нельзя использовать вблизи горючих материалов, таких как, например сухая трава, листва, картон, бумага и т. п. Температура окружающей среды в районе блока управления не должна превышать С (температура хранения), например при окрасочных работах на транспортном средстве. Превышение этой температуры может вызвать повреждение электроники. При проверке уровня охлаждающей жидкости следуйте указаниям производителя транспортного средства. В контуре охлаждающей жидкости подогревателя должно содержаться минимум 10% антифриза фабричного производства. Присадки в охлаждающем контуре не должны быть агрессивны к металлам, пластмассам и резине, а также образовывать отложения. Давление открытия в охлаждающей системе транспортного средства (обычно указывается на крышке радиатора) должно составлять от 0,4 до 2 бар (действительно также для отдельного контура обогрева). 1.6 Европейские законодательные предписания по монтажу При монтаже в первую очередь необходимо соблюдать инструкции главы VII директивы R122 ЕЭК. Предписания данной директивы обязательны в действующей области директив ЕЭК и должны приниматься соблюдаться в странах, в которых нет специальных предписаний! (Выдержка из директивы ЕЭК R122 раздела VII) 7.1 Индикация текущего режима работы (включенное и выключенное состояние) должна легко распознаваться и находиться в области видимости пользователя. Предписания по монтажу в транспортное средство Область применения Согласно параграфу подогреватели, работающие на принципе сгорания топлива должны монтироваться согласно предписаниям параграфа Для транспортных средств класса 0 с подогревателями, работающими на жидком топливе исходят из того, что они соответствуют предписаниям параграфа Расположение подогревателя Детали кузова и другие узлы вблизи подогревателя должны быть защищены от чрезмерного нагрева и возможного загрязнения топливом и маслом Подогреватель не должен, даже при перегреве, стать причиной пожара. Это предписание действительно в качестве выполненного, если при монтаже соблюдены соответствующие зазоры до всех частей и обеспечена достаточная вентиляция или применялись огнестойкие материалы или тепловые экраны Для ТС классов М2 и М3 — подогреватель не должен располагаться в салоне ТС. Размещение в салоне допустимо, только при условии расположения подогревателя в действительно герметичном ящике, который соответствует предписаниям параграфа Названная в приложении 7 параграфа 1.4 табличка или ее дубликат должны быть расположены таким образом, чтобы они были легко считываемы, если подогреватель смонтирован на ТС. 6
7 Место монтажа подогревателя должно выбираться таким образом, чтобы как можно более снизить опасность травмирования людей или повреждения окружающих предметов Подача топлива Топливные заправочные горловины не должны находиться в салоне ТС и должны быть оснащены плотно закрывающейся крышкой, которая предотвращает утечку топлива Для подогревателей, работающих на жидком топливе, у которых топливоснабжение производится раздельно от снабжения топливом самого ТС, вид топлива и заправочная горловина должны быть разборчиво обозначены На заправочной горловине должно быть размещено указание, что перед заправкой топливом подогреватель должен быть отключен. Кроме того соответствующее указание должно присутствовать в инструкции по эксплуатации производителя ТС Система отвода выхлопных газов Система отвода выхлопных газов должна быть расположена таким образом, чтобы выхлопные газы не могли попасть внутрь салона ТС через вентиляционные отверстия, входные отверстия горячего воздуха или окна Забор воздуха для горения Воздух для горения не должен забираться из салона ТС Заборное отверстие воздуха для горения должно быть расположено таким образом, чтобы исключить блокировку мусором и т.п Забор горячего воздуха Снабжение горячим воздухом может производиться из свежего воздуха или рециркулированного воздуха и должно осуществляться из чистой области, которая не должна быть загрязнена выхлопными газами двигателя, подогревателя или другими источниками транспортного средства Входное отверстие должно быть защищено решеткой или другим подходящим образом Выход горячего воздуха Воздуховоды горячего воздуха должны быть так расположены или защищены в ТС, чтобы при касании их не было опасности получить травму или повреждение Выход воздуха должен быть так расположен или защищен, чтобы не блокироваться мусором и т. п Автоматическое управление подогревателем При выходе из строя двигателя ТС подогреватель должен автоматически отключаться и подача топлива прекращаться в течение 5 секунд. Если система управления активирована вручную, то система отопления может функционировать далее. ВНИМАНИЕ Несоблюдение указаний Инструкции по установке и содержащихся в ней инструкций приводит к недействительности гарантии со стороны фирм Webasto и Spheros. То же относится к ремонту подогревателей, выполненному лицами, не имеющими соответствующего сертификата Webasto- Spheros или с применением неоригинальных запасных частей. Прекращение действия «Общей омологации» подогревателя и связанное с этим «Общего разрешения на эксплуатацию» транспортного средства ведет к тем же последствиям. Инструкции по монтажу отдельных топливных баков для снабжения топливом подогревателей: для автобусов недопустим монтаж в салоне или кабине водителя ни в каком транспортном средстве заправочная топливная горловина не может находиться внутри салона или кабины водителя топливный бак должен быть снабжен или крышкой с вентиляцией или должен вентилироваться другим образом (вентиляционная магистраль) Необходимо применять только топливные крышки, соответствующие DIN Предложения по усовершенствованию и модификации Все предложения и замечания по настоящему Руководству, а также по модернизации подогревателей Spheros-Webasto просьба направлять в Представительство «Webasto АГ» в России ООО «Вебасто Рус»: Москва, Алтайская ул., 19, стр. 1А, тел. +7 (095) , факс +7 (095) , 7
8 2 Общее описание Подогреватели DBW 160, 230, 300 и 350 в сочетании с штатной системой отопления транспортных средств служат для: обогрева салона транспортного средства, оттаивания стекол, предварительного прогрева двигателя водяного охлаждения. Подогреватель работает независимо от двигателя транспортного средства и подключается к системе охлаждения двигателя, системе топливоснабжения и электрической системе транспортного средства. Подогреватель работает согласно принципу теплообмена, в прерывистом режиме и управляется температурным датчиком. В целом подогреватель состоит из: нагнетателя воздуха для горения, топливного насоса, теплообменника, камеры сгорания, катушки зажигания и электродов зажигания. В зависимости от варианта исполнения подогревателя он может быть оборудован подогревателем форсунки. Для управления и контроля применяются: блок управления, датчик пламени, расположенные в подогревателе. В зависимости от варианта исполнения подогревателя блок управления может быть расположен сзади сбоку или сверху. В зависимости от варианта исполнения подогревателя температурный ограничитель, температурный предохранитель, термостат вентилятора, монтируются на подогревателе. Дополнительно в транспортном средстве монтируются циркуляционный насос. 8
9 1. Головка горелки 2. Катушка зажигания 3. Выход охлаждающей жидкости 4. Регулирующий термостат 5. Температурный предохранитель 6. Температурный ограничитель 7. Термостат вентилятора 8. Теплообменник 9. Выход выхлопных газов 10. Блок управления Подогреватель DBW 160 9
10 1. Головка горелки 2. Катушка зажигания 3. Вход охлаждающей жидкости 4. Температурный предохранитель* 5. Регулирующий термостат* 6. Температурный ограничитель* 7. Выход охлаждающей жидкости 8. Теплообменник 9. Топливная обратная магистраль 10. Топливная подающая магистраль 11. Выход выхлопных газов 12. Блок управления * для смонтированных узлов, соответствующих варианту исполнения подогревателя Подогреватель DBW 230, DBW 300 и DBW
11 2.1 Воздушный нагнетатель Вентилятор нагнетает необходимый для горения воздух через заборное отверстие в камеру сгорания. В подогревателях применяются следующие виды вентиляторов: DBW 160 вентилятор с боковым каналом DBW 230/300 DBW 350 вентилятор радиальный вентилятор двухступенчатый радиальный 2.2 Мотор Мотор через муфту приводит в движение нагнетатель воздуха для горения, а через зубчатую передачу — топливный насос. 2.3 Топливный насос Топливный насос (одноступенчатый шестеренчатый насос) подает горючее от топливного бака к подогревателю, повышает его давление до 10 бар (DBW160 11,5 бар) и распыляет топливо через форсунку. Магнитный клапан управляет подачей топлива к форсунке. 11
12 2.3.1 Подогрев форсунки С помощью подогрева форсунки производится нагрев подающегося к форсунке топлива. При крайне низких температурах могут возникать функциональные нарушения в работе. При температуре меньше 0 0 С термостат включает нагревательный патрон в держателе форсунки. Время нагрева зависит от отраженной теплоты в камере сгорания и отключается при температуре +8 0 С термостата. Если подогреватель не оснащен подогревом форсунки, то можно провести его дооснащение. Необходимые детали смотри в каталоге запасных частей. 2.4 Теплообменник В теплообменнике произведенное за счет сгорания топлива тепло передается в контур охлаждающей жидкости. DBW 160 Нагревательный патрон Держатель форсунки Термостат до DBW 230 (2020).32 до DBW Нагревательный патрон Термостат Держатель форсунки c DBW 230 (2020).33 с DBW с DBW
13 2.5 Камера сгорания Воздушно-топливная смесь распределяется в камере сгорания и там сжигается. При этом нагревается теплообменник. DBW Датчик пламени Датчиком пламени контролируется во время всего процесса горения состояние пламени. Датчик пламени представляет собой фоторезистор в варианте не сенсорики, или фототранзистор в варианте сенсорика, которые реагируют на светосилу пламени. Сигнал передается в блок управления и там обрабатывается. Электроды зажигания до DBW 230 (2020) Блок управления с Блок управления является центральным узлом и обеспечивает функционирование подогревателя и контроль процесса горения. до DBW DBW 230(2020).33 DBW DBW без укороченной жаровой трубы DBW Датчик пламени Датчик пламени для блока управления Катушка зажигания и электроды зажигания В катушке зажигания производится высокое напряжение для воспламенения топливновоздушной смеси. Воспламение происходит за счет образования высоковольтной искры между электродами зажигания. Блок управления
14 2.9 Температурный ограничитель / температурный предохранитель Температурный ограничитель Температурный ограничитель (биметаллический) защищает подогреватель от недопустимо высоких рабочих температур. Температурный ограничитель срабатывает при температуре выше С или С и отключает подогреватель. Температурный ограничитель возвратного типа или самовозвращающийся. Температурный предохранитель Температурный предохранитель защищает подогреватель от недопустимо высоких рабочих температур. В температурном предохранителе находится плавкий предохранитель, который срабатывает при превышении допустимой температуры и отключает подогреватель. Вместо температурного предохранителя подогреватель может оснащаться температурным ограничителем. Внешний регулирующий термостат Управление работой подогревателя может производиться внешнеустановленным регулирующим термостатом. Регулирующий термостат берет на себя управление подогревателем после достижения рабочей температуры. Путем чередующихся включений / выключений подогревателя температура охлаждающей жидкости поддерживается на постоянном уровне. Термостат замыкается при 71 ± 2 0 С и размыкается при 78 ± 2 0 С, альтернативно при 62 ± 2 0 С и размыкается при 70 ± 2 0 С. У подогревателей с экономичным режимом (режим сохранения тепла) может быть установлен термостат, который замыкается при 35 ± 2 0 С и размыкается при 42 ± 2 0 С. Температурный предохранитель Возвратная кнопка Температурный ограничитель размыкается при 107 ± 5 0 С включается (вручную) при 30 0 С включается (автоматически) при 0 0 С 2.10 Регулирующий термостат Регулирующий термостат Регулирующий термостат берет на себя управление подогревателем после достижения рабочей температуры. Путем чередующихся включений / выключений подогревателя температура охлаждающей жидкости поддерживается на постоянном уровне. Термостат замыкается при 63 ± 5 0 С и размыкается при 70 ± 3 0 С. Регулирующий термостат на подогревателе 14
15 Рекомендуется DBW 160 для Внешний регулирующий термостат 2.11 Термостат вентилятора Термостат вентилятора включает штатный вентилятор транспортного средства, или если температура охлаждающей жидкости находится между 30 0 С и 40 0 С. Термостат замыкается при 40 ± 3 0 С и размыкается при 30 ± 5 0 С. Рекомендуется для DBW 230, 300 и 350 Рекомендуется для DBW 230, 300 и 350 Термостат вентилятора на подогревателе Рекомендуется для DBW 230, 300 и 350 Термостат вентилятора в контуре охлаждающей жидкости 2.12 Циркуляционный насосы Устанавливаемый отдельно циркуляционный насос обеспечивает движение охлаждающей жидкости в контуре транспортного средства и подогревателя. Насос включается блоком управления и работает в течение всего времени работы подогревателя. Подогреватели могут функционировать с циркуляционными насосами U4810 (только DBW 160), U4814, U4851, U4854, U4855 или U4856. (замена для U4851) Рекомендуется для DBW 230, 300 и
16 (замена для U4852) Рекомендуется для DBW 230, 300 и 350 Рекомендуется для DBW 230, 300 и
17 3 Описание функционирования 3.1 Общая информация Оснащенный распылительной форсункой высокого давления подогреватель работает в прерывистом режиме. Управление производится термостатическим способом (с блоком управления 1553). 3.2 Функционирование Включение и выключение подогревателя осуществляется в зависимости от его комплектации выключателем (вкл./выкл.) или таймером. Для контроля работы монтируется отдельно или встроена в таймер индикаторная лампочка. По желанию, подогреватель может оснащаться для экстремально низких температур подогревателем держателя форсунки и нагревательным патроном. Процесс функционирования см. на рис Включение При включении загорается светодиодный индикатор. Запускаются нагнетатель воздуха, топливный насос и циркуляционный насос. Примерно через 15с открывается магнитный клапан, топливо через форсунку впрыскивается в камеру сгорания и воспламеняется одновременно появляющейся высоковольтной искрой. Блок управления отключает катушку зажигания по сигналу датчика пламени при успешном образовании пламени. Если процесс горения не начинается, см. п Процесс отопления После достижения рабочей температуры процесс управления на себя принимает регулирующий термостат. Путем попеременного включения и выключения горелки температура теплоносителя (охлаждающей жидкости) поддерживается на примерно постоянном уровне. Если температура поднимается выше верхней точки переключения, магнитный клапан перекрывает подачу топлива, в результате чего пламя гаснет. Начинается процесс продувки, во время которой нагнетатель воздуха продолжает работать, спустя прибл. 150с автоматически отключается. Циркуляционный насос продолжает работать в режиме регулировочной паузы, индикаторная лапочка режима работы продолжает гореть. Когда температура опустится ниже нижней точки переключения, подогреватель снова начнёт работать Выключение С выключением подогревателя прекращается процесс горения. Гаснет индикаторная лампочка и начинается процесс продувки. Циркуляционный насос и нагнетатель воздуха выключаются прибл. через 150с. Повторное включение подогревателя во время продувки допустимо Аварийное отключение Для подогревателей с блоком управления 1553 Аварийное отключение происходит если в течение прибл. 30с после включения подогревателя не начинается процесс горения если во время режима отопления подача топлива прерывается более чем на 10с при перегреве подогревателя и срабатывании температурного предохранителя или температурного ограничителя. После чего необходимо заменить температурный предохранитель на аналогичный (обращайте внимание на цвет предохранителя), или вернуть в первоначальное положение кнопку температурного ограничителя (после охлаждения ниже 60 0 С). при падении напряжения на 10-15с ниже порога переключения. После устранения неисправности производится снятие аварийной блокировки путем выключения и повторного включения подогревателя. 17
18 A контроль включения 1 включение B циркуляционный насос 2 прокачка C нагнетатель воздуха для горения 3 запуск D катушка зажигания 4 период безопасности E магнитный клапан 5 рабочий режим F датчик пламени 6 начало регулировочной паузы G регулирующий термостат 7 продувка 8 окончание регулировочной паузы 9 выключение 10 — отключение Рис. 301 Диаграмма функционирования (с блоком управления 1553) 18
19 4 Технические данные В общем и целом, приведенные значения не являются граничными, под техническими данными для подогревателей принимают значения с обычной точностью ± 10% при температуре окружающей среды С и номинальным напряжением электроснабжения. Электрические узлы и детали: Блок управления, мотор для нагнетателя воздуха, циркуляционный насос, магнитный клапан, магнитный, катушка зажигания, нагревательный патрон, подогрев держателя форсунки и таймер рассчитаны на напряжение 12В или 24В. Температурный ограничитель, датчик пламени, температурные датчики и переключатели не зависят от напряжения бортовой сети. Размещение циркуляционного насоса по отношению к подогревателю должно производиться соответственно сопротивлению охлаждающей жидкости. Топливо Подогреватель может эксплуатироваться только на топливе, указанном на заводской табличке. Для эксплуатации подходит обычное дизельное топливо, соответствующее DIN EN 590. По нормам DIN EN 590 к дизельному топливу допускается добавление до 5% биодизеля. При температурах ниже 0 0 С необходимо применять зимнее дизельное топливо. Использование фильтровальных добавок и присадок допустимо. Информации об отрицательном воздействии нет. ВНИМАНИЕ При заборе топлива из бака транспортного средства действуют инструкции производителя ТС по подмешиванию. Подогреватель DBW 160 DBW 230 DBW 300 DBW 350 Номер допуска ЕЭК согласно R Номер допуска ЕЭК согласно R Конструктивный тип Тепловая мощность квт (ккал/ч) 16 (13800) Распылительная форсунка высокого давления 23,3 (20000) 30 (26000) Топливо Дизельное DIN (30000) Расход топлива кг/ч 1,9 2,5 3,3 3,7 Номинальное напряжение В — 12 или Рабочее напряжение В / Номинальная потребляемая мощность (без циркуляционного насоса) Вт Допустимая температура окружающей среды при работе 0 С (подогреватель, блок управления и циркуляционный насос) Допустимая температура окружающей среды при хранении 0 С (подогреватель, блок управления и циркуляционный насос) 100 (12В) 90 (24В) 110 (12В) 110 (24В) (12В) 130 (24В).62: 100 (24В) 170 (24В) Допустимое рабочее давление бар 0,4 2,0 Объем теплообменника л 1,1 2,4 Минимальный объем жидкостного контура теплоносителя л Содержание СО 2 в выхлопе при номинальном напряжении об. % 10,0 10,5 ± 0,5 Содержание СО в выхлопе об. % макс. 0,2 19
20 Сажевое число по Бахараху об. % 21 5 Поиск и устранение неисправностей 5.1 Общая информация ВНИМАНИЕ Поиск неисправностей и их устранение предполагают наличие точных знаний о конструкции и принципе действия отдельных компонентов подогревателя, а проведение таких работ разрешается только обученному персоналу. Если возникают сомнения, можно воспользоваться описанием функциональных связей компонентов в разд. 2 и 3. ВНИМАНИЕ Распознание неисправностей ограничивается, как правило, определением того, какие компоненты вышли из строя. Нижеследующие причины неисправностей не упоминаются Неисправности электрики потому, что подогреватели необходимо всегда проверять на наличие этих причин, или, соответственно, нужно быть уверенным, что неисправность произошла не по одной из них. коррозия штекера плохой электрический контакт деформация в результате усадки штекера коррозия проводов и предохранителей коррозия клемм аккумулятора После устранения каждой неисправности, сборки и установки подогревателя на автомобиль (если его демонтировали) необходимо проверить правильность функционирования подогревателя. 5.2 Общие признаки неисправностей В таблице на рис. 501 приведен перечень наиболее вероятных причин неисправности и соответствующих способов устранения. Возможные причины Индикатор включения не горит, подогреватель не работает Предохранитель F2 перегорел Предохранитель F3 перегорел Подогревательная функция в порядке, но не горит индикаторная лампочка Неисправности в жидкостном контуре Подогреватель переключается на меньшую мощность, т. к. подсоединенные теплообменники отдают недостаточно тепла. Отсутствует напряжение питания, Сгорели или неисправны предохранители, Неисправность проводки к контактам разъема А блока управления. Короткое замыкание циркуляционного насоса или в проводке к подогревателю. Короткое замыкание в проводке к подогревателю/мотору/подогреву форсунки (если имеется в наличии) Неисправна индикаторная лампочка или либо проводка к нему нарушена или замкнута накоротко Возможные причины Расход жидкости слишком мал, т. к.: в подогревателе, теплообменниках или других компонентах системы имеется воздух, загрязнены, дросселированы, закрыты краны (регуляторы расхода), в системе (на фильтре или в сужениях) имеются загрязнения, недостаточна производительность циркуляционного насоса (воздух в корпусе насоса), изменено направление вращения насоса — проверить цвета кабелей (черный + / коричневый -), жидкость в контуре замерзает (недостаточное содержание антифриза / плохая теплоизоляция), слишком велико сопротивление системы (особенно при сильном морозе), неисправен циркуляционный насос. 21
22 Примерная формула расчёта расхода насоса Теплообменник отдаёт слишком мало тепла (в воздух/охлаждающую жидкость), т. к.: в подсоединенных теплообменниках и других участках системы находится воздух, загрязнены внутренние/наружные теплоотдающие поверхности, недостаточен приток воздуха к теплоотдающим поверхностям или его отток от них, вентилятор: недостаточная производительность / изменено направление вращения / слишком велико сопротивление, слишком большое содержание антифриза, слишком малы размеры подсоединенных теплообменников. Расход (л/ч) = тепловой поток (квт) согласно заводской табличке х 860 разность температур t в (К) или ( 0 С) между входом и выходом жидкости в подогревателе (можно измерить накладным термометром) Неисправности в системе топливоподачи Отсутствует подача топлива в подогреватель Неисправности при горении Значение CO 2 невозможно отрегулировать. Горение неравномерное. Возможная причина пуст топливный бак, топливные магистрали изогнуты, закупорены, забиты или негерметичны, парафиновые отложения или замерзшие включения воды в топливном фильтре или топливных магистралях, закрыто вентиляционное отверстие в топливном баке, перепутаны топливные магистрали, загрязнен топливный фильтр. Возможная причина воздух в подводящей топливной магистрали (магистраль негерметична), загрязнен или негерметичен топливный фильтр, негерметично подключение к топливной системе (высота всасывания, разряжение в баке). Обратите внимание на указания по подключению. неисправен топливный насос (давление насоса), затрудненный забор воздуха, пережата обратная топливная магистраль, загрязнена сетка в насосе, неисправна форсунка, дросселированы или перекрыты магистрали подвода воздуха для горения и отвода выхлопных газов. слишком мала скорость вращения мотора нагнетателя. Рис. 501 Общие признаки неисправностей 22
23 5.3 Поиск неисправностей быстрая диагностика Тип подогревателя: все подогреватели Картина неисправности Проверить, при необходимости отремонтировать, заменить Электроснабжение Предохранители Электропроводка и соединения Выключатель Температурный предохранитель или ограничитель Регулирующий термостат Датчик пламени Блок управления Электроды зажигания Катушка зажигания, кабель к ней Привод (мотор) Снабжение топливом Топливный насос Топливный магнитный клапан Форсунка Циркуляционный насос Воздух для горения Отвод выхлопных газов Система отопления После включения не запускается Контроль включения выключается через прибл. 25с Нагнетатель вентилятора не работает Нагнетатель вентилятора нет прокачки Нагнетатель вентилятора нет продувки Циркуляционный насос не работает Искра зажигания не образуется Горение не начинается Горение прекращается через прибл. 25с Горение не прекращается Горение происходит с белым дымом Горение происходит с черным дымом Подогреватель — перегревается 23
24 5.4 Признаки неисправностей Подогреватель не запускается после включения НЕТ Есть ли напряжение на клеммах В1, В2 и В4? Неисправны предохранителя F2/F3? оба Проходит ли ток через регулирующий термостат? Проходит ли ток через регулирующий термостат после охлаждения контура? Регулирующий термостат неисправен. Заменить. ДА Заменить предохранители включить подогреватель. Предохранители сгорели повторно? и Неисправна электропроводка. Температура в жидкостном контуре была слишком высокая. Найти и устранить короткое замыкание. Слишком напряжение? 25 5.4.2 Подогреватель повторно отключается по неисправности через прибл. 30с после включения НЕТ Замкнут ли температурный предохранитель F1? Сработал ли температурный ограничитель? Слышно ли звук (механический) работы катушки зажигания через 20с или 12с? Есть ли напряжение на клеммах С8 и С5? Проверьте проводку от блока управления. Неисправна? Аналогична ли ситуация с новой катушкой зажигания? Неисправна катушка зажигания. Замените ее. ДА Устраните причину срабатывания ограничителя, например нехватку антифриза. Замените температурный предохранитель или верните в первоначальное состояние температурный ограничитель. Слышен ли звук горения? Сопротивление / напряжение датчика пламени без света >100кОм? Неисправен управления. Замените его. Распыляется топливо форсунку? блок ли через Устраните разрыв. Открывает ли магнитный клапан в подогревателе в случае высокорасположенн ого топливного бака, штатный магнитный клапан в прямой и обр. магистралях? Неисправен изолятор электродов зажигания. Неисправен датчик пламени. Замените его. Неисправна катушка магнитного клапана. Нет Есть ли проход через магнитный клапан? Неисправен магнитный клапан. Замените его. Есть ли напряжение на магнитном клапане? Проверьте проводку. Да Правильно ли выставлены зазоры в электродах зажигания? Выставьте зазоры для электродов зажигания. Прокачивает насос топливо? ли Есть ли топливо в баке? Заполните бак. Засорена форсунка. Замените ее. Герметичны топливные магистрали? ли Затяните соединения, замените прокладки. Не загрязнены ли привалочная поверхность поршня или вентиляционное отверстие? Демонтируйте топливный насос. В порядке ли привод насоса? Да Неисправен датчик пламени. Замените его. Сопротивление/ напряжение датчика пламени при освещенности 50лк 26 5.4.3 Подогреватель начинает работать только после нескольких попыток запуска ДА НЕТ Появляется ли дым из выхлопной трубы при Нет неудачных попытках запуска? См. п Снижается уровень топлива при простое в работе подогревателя. Проверьте герметичность прямой и обратной топливных магистралей. Негерметичность установлена? Неисправен топливный Замените Засорен регулировки давления. насос. его. клапан Нет Герметизируйте неисправность. Не пробивает ли высоковольтную искру на высоковольтных проводах? Не пробивает ли высоковольтную искру на изоляторах электродов зажигания? Неисправна катушка зажигания. Замените ее. Неисправна высоковольтная проводка. Неисправны электроды зажигания. Замените их Подогреватель сам отключается во время работы НЕТ Работает ли подогреватель после повторного включения? Реагирует ли подогреватель вообще на какие-либо действия? См. п ДА Топливная магистраль от бака была не заполнена топливом длительное время. Подогреватель отключается по неисправности через прибл. 30с. См. п
27 5.4.5 Подогреватель коптит (черный дым) НЕТ Не загрязнены ли магистрали забора воздуха для горения или отвода выхлопных газов? Нет Газопроводы теплообменника сильно загрязнены? Есть ли разряжение или избыточное давление на заборе воздуха для горения, также возможно при движении? Скорость вращения вентилятора нагнетателя слишком маленькая. (См. главу 6). ДА Очистите их, при необходимости измените условия монтажа (см. главу 8). Нет Очистите согласно инструкции. Неисправен завихритель (у DBW160)? Негерметичны крышка/насадка нагнетателя? Нет Подогреватель коптит только при запуске? Оставьте подогреватель поработать. Отрегулирован ли забор воздуха для горения? Есть ли места заужения или дросселирования в обратной топливной магистрали? Подводящая топливная магистраль негерметична или нагревается (образование пузырьков)? Применяется соответствующее инструкции эксплуатации топливо? по Проверьте давление топлива на насосе (см. главу 6). Давлении насоса слишком высокое? Выполните указания инструкции по эксплуатации. Напряжение на моторе под нагрузкой между 10В и 20В? Негерметично седло магнитного клапана? (Седло повреждено, заедает якорь). Можно ли установить допустимые параметры горения (см. главу 4). Из-за повышенного давления топлива производительность форсунки слишком высокая. Слишком большое расстояние между крыльчаткой нагнетателя и корпусом, или слишком маленькая скорость вращения мотора (см. главу 6). Произведите регулировку главу 6). (см. Зарядите аккумулятор: электропроводка или подверглась коррозии или у нее недостаточное сечение; Неисправен мотор нагнетателя. Нет Замените форсунку. Проверьте седло клапана. При необходимости замените мелкие детали магнитного клапана. Подогреватель коптит и дальше, после произведенных установок? Распыл происходит равномерно? Прочистите или замените форсунку. 27
28 5.4.6 Подогреватель дымит (белым дымом) НЕТ Подогреватель дымит более 20с? Дымит ли подогреватель во время работы (также прерывисто)? Дымит ли подогреватель после выключения? ДА Уже были успешные попытки запуска? Правильно ли выставлены зазоры для электродов зажигания (см. главу6)? Правильно выставьте зазоры электродов зажигания. (см. главу 6). Не закрывается седло магнитного клапана? Скопившееся масло в камере сгорания должно сначала испариться или сгореть. Подогре-ль дымит и дальше? Замените форсунку. Слишком мала производительность форсунки? Замените ее. Подогреватель все еще дымит? Проверьте седло магнитного клапана и при необходимости замените мелкие детали его конструкции. Откройте подогреватель и вытащите камеру сгорания. Видны ли в ней отложения кокса? Замените форсунку. Очистите сгорания. камеру Подогреватель не выключается НЕТ Протекает ли ток через выключатель или комби-таймер в выключенном состоянии? Выходят ли выхлопные газы после выключения? Работает ли подогреватель после выключения дольше 180с? ДА Выключатель комби-таймер неисправны. Замените их. или Неисправен управления. Замените его. блок Размыкается регулирующий термостат достижении переключения? ли при точки Неисправен регулирующий термостат. Замените его. Пропадает ли + напряжения на магнитном клапане после выключения? Неисправен управления. Замените его. блок Закрывается ли магнитный клапан? Неисправен магнитный клапан. Замените его. 28
29 6 Проверка функционирования 6.1 Общие замечания В этом разделе описаны проверка и регулировка подогревателя, как установленного на автомобиле, так и снятого с него, для определения его работоспособности. ОСТОРОЖНО Подогреватель нельзя запускать в закрытых помещениях, в том числе гаражах и мастерских, если в них нет вытяжки. Из-за опасности возникновения пожара нельзя включать подогреватель с откинутой головкой горелки. 6.2 Регулировки СО2 (об. %) Напряжение, В Регулировка содержания СО 2 в выхлопе Изменение установленного на заводе уровня СО 2 в выхлопных газах допустимо и производится вращением регулировочного кольца. Измерение уровня СО 2 в выхлопных газах и при необходимости регулировка количества подаваемого для горения воздуха производится: после ремонта горелки при неравномерном горении в рамках проверки функционирования после замены редуктора после замены форсунки. Процесс регулировки измерьте входящее на подогреватель напряжение дайте подогревателю поработать прибл. 5мин. измерьте уровень СО 2 и сажевое число и сравните с соответствующей диаграммой. Значение CO 2 на высоте 500м над уровнем моря DBW 160 (форсунка 0,3г ч) DBW 230(2020) (.33) DBW 300 / DBW 350 Давление топливного насоса 10бар СО2 (об. %) Напряжение, В Значение CO 2 на высоте 500м над уровнем моря DBW 160 (форсунка 0,4г ч) Давление топливного насоса 11,5бар (0,4 г ч) Давление топливного насоса 10бар (0,3 г ч) 29
30 СО2 (об. %) Напряжение, В Значение CO 2 на высоте 500м над уровнем моря DBW 230(2020) (.32) DBW 300 / DBW 350 (.15) Давление топливного насоса 10бар Патрубок на заборе может вращаться на Регулировочный винт Уровень СО 2 в выхлопных газах зависит от топлива (вязкость) и геодезической высоты (0,1% на 100м). Если уровень СО 2 не может быть отрегулирован надлежащим образом, как было описано: проверьте головку горелки со стороны забора воздуха на наличие повреждений и при необходимости замените проверьте давление топливного насоса и при необходимости замените насос замените форсунку измерьте скорость вращения мотора нагнетателя проверьте правильность установки кабельных уплотнений. 6.3 Проверка отдельных узлов и деталей Сопротивления датчика пламени Очистите при наличии загрязнений стеклянную часть датчика пламени и смотровое окно пластины (см. рис.). При повреждении или недостижении заданных значений датчиком пламени замените его Проверка, датчик пламени с блоком управления 1553 подключите омметр к датчику пламени хорошо затемните датчик пламени. Для этого натяните кусок черного изолирующего шланга и стяните его на концах. через прибл. 20с сопротивление должно вырасти до > 100кОм светом спички на расстоянии прибл. 1см осветите датчик пламени. При этом сопротивление должно снизиться до прибл. 300Ом. ослабить стопорный винт (см. рис.) и вращением регулировочного кольца со стопорным винтом установить необходимое значение затянуть стопорный винт с моментом 1,0 + 0,5Нм и зафиксировать лаком. 30
31 Электроды зажигания Смотровое окошко Проверка и регулировка электродов зажигания Изоляторы электродов зажигания не должны иметь повреждений. Неисправные электроды или электроды с расстоянием вне допуска должны быть отрегулированы или заменены. Электроды могут быть отрегулированы с помощью шаблона. Для этого передняя кромка шаблона одевается на форсунку, а острия электродов размещаются в обоих вырезах. Проверка проверить изоляторы на наличие повреждений ВНИМАНИЕ Чтобы не ухудшить распыление топлива, во время измерения зазоров электродов не касайтесь отверстия форсунки. установить зазоры по шаблону согласно рис. и проверить состояние электродов. Регулировка Датчик пламени Установите зазоры электродов и проверьте шаблоном согласно рис Проверка катушки зажигания ОСТОРОЖНО Высокое напряжение! На электродах зажигания появляется напряжение до 8000В. ВНИМАНИЕ Не включать катушку зажигания без подключенных электродов зажигания. Проверка Подключите постоянное напряжение «+» на черном проводе, и «-» на коричневом проводе. — подайте постоянное напряжение 12В или 24В — заданное состояние: проскакивание искры на электродах зажигания Проверка топливного насоса Проверка топливного насоса производится в собранном состоянии. Допустима регулировка давления. Для проверки необходим измерительный прибор. Данный прибор (диапазон измерений 0 15бар) может быть заказан у компании Spheros. ВНИМАНИЕ Демонтируйте катушку зажигания. Проверка — демонтируйте катушку зажигания (см ), — демонтируйте форсунку, — вверните измерительный прибор, — закройте датчик пламени, — включите подогреватель, 31
32 — через прибл. 15с появится давление на насосе (см. диаграмму), — выключите подогреватель, — выкрутите измерительный прибор. ВНИМАНИЕ Не повредите отверстие форсунки. — Вверните форсунку и затяните с моментом 20Нм, — Смонтируйте катушку зажигания (см ) Проверка мотора нагнетателя Проверка мотора производится в собранном состоянии. Если расчетные значения не достигаются, то мотор необходимо заменить. Проверка — проверить мотор нагнетателя на состояние подшипников (на затруднение вращения), — измерить входное напряжение на подогревателе, — включить подогреватель, — измерить число оборотов вращения (скорость вращения должна находиться внутри указанного диапазона) заданная скорость вращения при 24В 5800 ± 580 об. мин) DBW DBW DBW DBW Проверка магнитного клапана Негерметичность седла магнитного клапана проявляется в длительном дымлении подогревателя во время продувки. В этом случае топливо капает из форсунки. Короткое дымление является нормой. Это происходит за счет слива топлива из пространства между магнитным клапаном и отверстием форсунки. Проверка ВНИМАНИЕ Отключите разъем магнитного клапана от блока управления. Невыполнение этого может привести к повреждению блока управления. — Проверьте электрическое функционирование на 12В подогревателях согласно нижеслед. данных: напряжение при размыкании 8,5В рабочее напряжение 9,6 14,4В потребляемая мощность при номинальном напряжении и 20 0 С 10Вт номинальный ток 0,83А — Проверьте электрическое функционирование на 24В подогревателях согласно нижеслед. данных: напряжение при размыкании 17,0В рабочее напряжение 19,2 28,8В потребляемая мощность при номинальном напряжении и 20 0 С 10Вт номинальный ток 0,42А Проверка подогрева форсунки Нагревательный патрон включается термостатом при температуре 33 7 Схемы подключения 7.1 Общая информация Схемы подключения или примеры применения (рис ) показывают возможные подключения подогревателей DBW 160, 230 (2020), 300 и
34 Цвета проводов bl голубой br ge gn gr or rt sw vi ws коричневый желтый зеленый серый оранжевый красный черный фиолетовый белый Сечения проводов Рис. 701 (стр. 1 из 2) DBW 160 с блоком управления 1553 и выключателем, варианты подогревателей и распиновка разъемов 34
35 Поз. Наименование Комментарий A B C D А1 Подогреватель А2 Блок управления SG Катушка зажигания 5 Термостат Регулирующий (внутр.) 7 Термостат Вентилятора 8 Термостат Температурного ограничителя 10 Электроды зажигания 61.3 Ком-кт помехоподавления (2х) Подавление радиопомех A Разъем Блок управления, 2-х пол. B Разъем Блок управления, 6-и пол. B5 Термостат Подогрев форсунки С Разъем Блок управления, 8-и пол. F1 Температурный предохранитель Не зависит от полярности F2 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN F3 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN F4 Предохранитель Автопредохранитель по DIN F5 Предохранитель Автопредохранитель по DIN F6 Предохранитель Автопредохранитель по DIN H1 Лампочка, зеленая Индикатор работы H2 Лампочка, для циркуляционного Если управляется через S4 насоса K1 Реле Циркуляционный насос, минус на подогреватель K2 Реле Мотор нагнетателя K3 Реле Лампочка, работа регулирующего термостата K4 Реле Катушка зажигания K5 Реле Магнитный клапан, датчик пламени K6 Реле Подогрев форсунки K7 Реле Вентилятор штатной печки ТС М1 Мотор Циркуляционный насос М2 Мотор Нагнетатель воздуха для горения М3 Мотор Вентилятор ТС R Датчик пламени Фотосопротивление, от полярности не зависит R1 Сопротивление мотора Нагрузочное сопротивление S1 Выключатель Подогреватель, вкл./выкл S3 Выключатель на жидкостном кране Контакт разомкнут, если кран перекрыт S4 Выключатель Для отдельного вкл./выкл циркуляционного насоса S6 Выключатель Вентилятор штатной печки ТС Х1 Штекерный разъём 2-полюсный Х2 Штекерный разъём 1-полюсный Х3 Штекерный разъём 2-полюсный Х5 Штекерный разъём 4-полюсный Y1 Магнитный клапан Не зависит от полярности A Монтируется в подогревателе B Свободно поставляемый узел C Только при необходимости D Штатно в ТС Жестко привязано В зависимости от объема поставки или модификации Рис. 701 (стр. 2 из 2) DBW 160 с блоком управления 1553 и выключателем, варианты подогревателей и распиновка разъемов 35
36 Цвета проводов bl голубой br ge gn gr or rt sw vi ws коричневый желтый зеленый серый оранжевый красный черный фиолетовый белый Сечения проводов Рис. 702 (стр. 1 из 2) DBW 230/300 с блоком управления 1553, 24В 36
37 Поз. Наименование Комментарий A B C D 1 Подогреватель Не подключенный на массу 2 Блок управления SG Катушка зажигания 5 Термостат Регулирующий (внутр.) 8 Термостат Температурного ограничителя 10 Электроды зажигания 12 Термостат Регулирующий (наружн.) 61.3 Ком-кт помехоподавления (2х) Подавление радиопомех F1 Температурный предохранитель Не зависит от полярности F2 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN F3 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN H1 Лампочка, зеленая Индикатор работы H2 Лампочка, для циркуляционного Если управляется через S4 насоса K1 Реле Циркуляционный насос, минус на подогреватель K2 Реле Мотор нагнетателя K3 Реле Лампочка, работа регулирующего термостата K4 Реле Катушка зажигания K5 Реле Магнитный клапан, датчик пламени М1 Мотор Циркуляционный насос М2 Мотор Нагнетатель воздуха для горения R Датчик пламени Фотосопротивление, от полярности не зависит S1 Выключатель Подогреватель, вкл./выкл S3 Выключатель на жидкостном кране Контакт разомкнут, если кран перекрыт S4 Выключатель Для отдельного вкл./выкл циркуляционного насоса Х1 Штекерный разъём 2-полюсный Y1 Магнитный клапан Не зависит от полярности A Монтируется в подогревателе B Свободно поставляемый узел C Только при необходимости D Штатно в ТС Жестко привязано В зависимости от объема поставки или модификации Обратите внимание на хорошее подключение массы! Рис. 702 (стр. 2 из 2) DBW 230/300 с блоком управления 1553, 24В 37
38 Цвета проводов bl голубой br ge gn gr or rt sw vi ws коричневый желтый зеленый серый оранжевый красный черный фиолетовый белый Сечения проводов Рис. 703 (стр. 1 из 2) DBW 300/350 с блоком управления 1553, 24В 38
39 Поз. Наименование Комментарий A B C D A1 Подогреватель Не подключенный на массу A2 Блок управления SG 1553 B1 Датчик пламени Фотосопротивление, от полярности не зависит B2 Термостат Температурного ограничителя B3 Термостат Регулирующий F1 Температурный предохранитель Не зависит от полярности F2 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN F3 Предохранитель 16A Автопредохранитель по DIN F4 Предохранитель 8A Автопредохранитель по DIN G Аккумулятор H1 Лампочка, зеленая Индикатор работы K1 Реле (в поз. A2) Для отключения «массы» K2 Реле (в поз. A2) Для реле K7 K3 Реле (в поз. A2) Для регулировочного режима K4 Реле (в поз. A2) Для катушки зажигания K5 Реле (в поз. A2) Для магнитного клапана K6 Реле (в поз. A1) Для циркуляционного насоса K7 Реле (в поз. A1) Для мотора нагнетателя М1 Мотор Подогреватель М2 Мотор Циркуляционный насос S1 Выключатель Подогреватель, вкл./выкл S2 Выключатель Для отдельного вкл./выкл циркуляционного насоса U1 Катушка зажигания U2 Электроды зажигания W1 Кабельный жгут Х1 Штекерный разъём 2-полюсный, на поз. W1 Х2 Штекерный разъём 2-полюсный, на поз. W1 Х3 Штекерный разъём 2-полюсный, на поз. M2 Y1 Магнитный клапан Не зависит от полярности A Монтируется в подогревателе B Свободно поставляемый узел C Только при необходимости D Штатно в ТС Жестко привязано В зависимости от объема поставки или модификации Рис. 703 (стр. 2 из 2) DBW 300/350 с блоком управления 1553, 24В 39
40 Цвета проводов bl br ge gn gr or rt sw vi ws голубой коричневый желтый зеленый серый оранжевый красный черный фиолетовый белый Сечения проводов : Пример применения в сочетании со схемой подключения по рис. 701 или 702 Поз. Наименование Комментарий A B C D H1 Светодиод, зеленый Индикатор работы (в поз. P) H2 Светодиод, желтый Индикатор готовности к работе (в поз. P) H3 Лампочка Подсветка символов (в поз. P) K9 Реле Необходимы только при выключателе «массы» K10 Реле P Таймер (цифровой) Для предвыбора режима S2 Выключатель Выключатель «массы» S3 Выключатель на жидкостном кране Контакт разомкнут, если кран закрыт S4 Выключатель (вкл.-выкл.) Циркуляционный насос, отдельное вкл.-выкл. Х4 Штекерный разъём 8-полюсный, (для поз. P) A Монтируется в подогревателе B Свободно поставляемый узел C Только при необходимости D Штатно в ТС Жестко привязано В зависимости от объема поставки или модификации (1) Цифровой таймер P: с «+» на пине 9 = длительный режим работы при непосредственном включении без «-» на пине 9 = время работы 1час (2) На клемму 75 ТС, если присутствует, иначе клемма 15 (3) Освещение ТС (клемма 58) Рис. 704 Пример применения DBW160/230/300, 12В и 24В, работа с таймером и выключателем «массы» 40
41 8 Сервисные работы 8.1 Общая информация В данной главе описываются допустимые работы на подогревателе в смонтированном состоянии. Работы с подогревателем могут производиться только обученным и допущенным Webasto персоналом. Подогреватель должен быть защищен от непреднамеренного включения. 8.2 Работы на подогревателе Электроснабжение от главного аккумулятора транспортного средства не должно прерываться из-за опасности перегрева и связанной с этим срабатыванием системы защиты от перегрева, до тех пор, пока работает подогреватель или в режиме продувки. При выполнении большого объема ремонтных работ на подогревателе целесообразен его демонтаж. После проведения работ с контуром охлаждения необходимо долить в систему смесь воды и охлаждающей жидкости согласно данным производителя транспортного средства и удалить из нее воздушные пробки. 8.3 Работы на транспортном средстве ВНИМАНИЕ Температура вблизи подогревателя ни в коем случае не должна превышать 85 0 С (например, при проведении окрасочных работ). 8.4 Пробный запуск подогревателя Подогреватель запрещено, даже временно, запускать в закрытых помещениях, таких как гаражи, или ремонтные мастерские, без системы отвода выхлопных газов. 8.5 Сервисные работы В интересах обеспечения функционирования подогревателя должны производиться следующие сервисные работы: Отверстие забора воздуха для горения и отверстие для выхода выхлопных газов необходимо проверять на наличие загрязнений и очищать. Подогреватель, кроме периода отопления должен запускаться прибл. каждые 4 недели на 10мин. при холодном двигателе, обогреве, установленном на «тепло» и самой маленькой скорости вращения вентилятора. Это необходимо для того чтобы избежать проблем с запуском с началом подогревательного сезона. При замене охлаждающей жидкости в двигателе транспортного средства, необходимо после удаления воздуха из системы охлаждения обратить внимание на тщательное удаление воздуха из подогревателя и циркуляционного насоса. Для этого включите циркуляционный насос (если предусмотрено его отдельное включение) или включите подогреватель прибл. на 5с. и с продувкой подогревателя включится насос. При необходимости повторите процесс. Недостающую охлаждающую жидкость необходимо дополнить согласно данным производителя транспортного средства. Минимум 1 раз в год, а при сильном загрязнении топлива даже чаще, требуется заменять топливный фильтр, или сменный элемент фильтра, чтобы избежать проблем при эксплуатации. Топливный насос и топливные магистрали при негерметичности заменяются сразу, иначе каждые 5 лет. Подогреватель должен через регулярные промежутки времени, самое позднее к началу отопительного сезона, диагностироваться силами сервисных центров Webasto-Spheros Поворот головки горелки ОСТОРОЖНО Катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение. Перед откидыванием головки горелки отключите разъем кабельного жгута в транспортном средстве, иначе существует угроза жизни. Если головка монтируется обратно, подключите разъем в транспортном средстве. 41
42 1. Болты (2) 2. Шплинт 3. Гайки (2) 4. Головка горелки 5. Кабельные уплотнения 5 Подогреватель удобен для проведения сервисных работ. После откидывания головки горелки 1 существует доступ к следующим узлам: — топливный насос и форсунка, — магнитный клапан, — катушка зажигания, — электроды зажигания, — датчик пламени, — камера сгорания, — подогрев форсунки (если есть в наличии), — у DBW160 обращайте внимание на правильное положение кабельных уплотнений. Для того чтобы открыть подогреватель на достаточный угол, необходимо при необходимости отключить электрические соединения. Рис. 801 Откидывание и монтаж головки горелки Откидывание головки горелки 1. При необходимости отключить электрические соединения 2. Отвернуть гайки (3, рис. 801) настолько, чтобы можно было откинуть болты (1) 3. Откинуть болты (1) 4. Откинуть головку горелки (4). Монтаж головки горелки 1. Вернуть головку горелки (4, рис. 801) в первоначальное положение и привести в положение для монтажа 2. Вернуть болты (1) в первоначальное положение и от руки закрутить гайки (3), чтобы избежать одностороннего перекоса 3. Гайки (3) затянуть моментом для DBW160 5,0Нм + 1Нм для DBW230/300/350 8,0Нм ± 10% 4. При необходимости восстановить электрические соединения 1 Невозможно в модификации DBW
43 Убедитесь, что электрические соединения подключены согласно цветовой маркировке. В соответствии с направлением откидывания головки горелки 2, шплинт может быть установлен с другой стороны. Представленная на рис. головка горелки от подогревателя DBW Визуальный контроль и инструкции по монтажу Подключение к контуру охлаждающей жидкости транспортного средства Подогреватель включается в контур охлаждения согласно рис Минимальное количество охлаждающей жидкости в контуре должно составлять 10л. Принципиально, должны применяться шланги, поставляемые Webasto-Spheros. Если это невозможно, то должны использоваться шланги, соответствующие мин. DIN Шланги не должны переламываться и перекручиваться, и по возможности, проходить по восходящей траектории, для свободного удаления воздуха из системы. Соединения шлангов должны быть зафиксированы от соскальзывания, хомутами. Хомуты должны затягиваться с моментом, предусмотренным для них. В системе охлаждения ТС с отдельным контуром отопления должен применяться только клапан ограничения давления с давлением открытия мин. 0,4бар и макс. 2,0бар. Перед первым запуском подогревателя или после замены охлаждающей жидкости обратите внимание на тщательное удаление воздуха из системы. Подогреватель и магистрали к нему прокладывайте таким образом, чтобы обеспечить статическое удаление воздуха. Правильное удаление воздуха из системы можно распознать по практически бесшумной 2 Невозможно в модификации DBW работе циркуляционного насоса. Недостаточное удаление воздуха в процессе работы из-за перегрева может привести к срабатыванию температурного ограничителя или температурного предохранителя. При использовании циркуляционного насоса U4855 / Aquavent 6000C в случае отсутствия охлаждающей жидкости в контуре или блокады крыльчатки через прибл. 15с после включения насос автоматически отключается и может быть повторно включен через прибл. 2мин. При использовании циркуляционного насоса U4856 / Aquavent 6000SC в случае отсутствия охлаждающей жидкости в контуре или блокады крыльчатки через прибл. 45с после включения насос автоматически отключается и может быть повторно включен через прибл. 2мин Подключение к топливной системе транспортного средства Снабжение топливом может производиться как из бака ТС, так и из отдельного топливного бака Топливные магистрали Топливные магистрали, по возможности, должны прокладываться по восходящей траектории, чтобы предотвратить образование воздушных пузырьков. Соединения магистралей должны осуществляться шланговыми хомутами, не должны применяться механические резьбовые соединения. Принципиально, должны применяться шланги, поставляемые Webasto-Spheros. Если это невозможно, то должны использоваться шланги, соответствующие мин. DIN Шланги не должны переламываться и перекручиваться, и по возможности, проходить по восходящей траектории, для свободного удаления воздуха из системы. Топливные магистрали должны быть зафиксированы с интервалом прибл. 25см. В качестве топливных магистралей также могут использоваться штатные топливные магистрали ТС с соблюдением соответствующей техники соединения. Принципиально при прокладке топливных магистралей необходимо соблюдать следующее: магистрали должны быть защищены от температурных воздействий ОСТОРОЖНО При перегреве внешняя рубашка подогревателя может достигать температуры воспламенения дизельного топлива! 43
44 магистрали должны быть защищены от ударов камней капающее или испаряющееся топливо не должно скапливаться на горячих деталях или воспламеняться от электрического оборудования. Монтаж запорной арматуры в обратной топливной магистрали недопустим! ВНИМАНИЕ Функционирование с перекрытой обратной магистралью ведет к выходу из строя топливного насоса. Возможно вытекание топлива. Опасность пожара! Свободно висящие топливные магистрали должны быть зафиксированы, чтобы избежать провисания. Монтаж дополнительных топливных насосов не допустим. Законодательные предписания см. гл. 1, стр. 6. Допустимые размеры топливных магистралей: внутренний диаметр для прямой и обратной магистралей: 6мм (другие диаметры по запросу в Webasto-Spheros) макс. допустимая длина каждой из магистралей: 10м макс. допустимая высота всасывания: 2м макс. допустимое давление на входе: 0,3бар Контур жидкостного отопления настенные конвектора и накрышное канальное отопление 1. Настенный конвектор 2. Теплообменник на входе 3. Подогреватель 4. Циркуляционный насос 5. Накрышный теплообменник 6. Двигатель транспортного средства 7. Обогрев водительского места 8. Орган управления Прямая магистраль Обратная магистраль Рис. 802 Пример монтажа подогревателя в автобусе 44
45 Топливный фильтр Необходимо устанавливать поставляемые Webasto-Spheros или другие топливные фильтры (обращайте внимание на направление потока). Перед началом каждого отопительного сезона чтобы избежать проблем с функционированием, необходимо менять топливный фильтр, или сменный элемент Обеспечение воздухом для горения Воздух для горения ни в коем случае не должен забираться из помещений, где находятся люди. Отверстия для забора воздуха не должны быть расположены по направлению движения. Так же, они должны располагаться таким образом, чтоб избежать засорения, забивания снегом, или засасывания водяных брызг. Необходимо обращать внимание на то, чтобы не засасывались выхлопные газы. При монтаже подогревателя вблизи топливного бака ТС в одном отсеке необходимо воздух для горения забирать извне и выхлопные газы выводить наружу. Попадание брызг воды должно быть предотвращено проведением герметизации. Если подогреватель монтируется в закрытом ящике, то для снабжения воздухом необходимы вентиляционные отверстия площадью: DBW 160/230/300 30см 2. DBW см 2. В случае превышения в ящике допустимой температуры окружающей среды для подогревателя (см. Технические данные), необходимо увеличить вентиляционные отверстия при согласовании с Webasto-Spheros Отвод выхлопных газов Выходное отверстие магистрали отвода выхлопных газов не должно располагаться в направлении движения. Так же, оно должно располагаться таким образом, чтоб избежать засорения от забивания снегом или грязью. В качестве магистрали для отвода выхлопных газов могут применяться жесткие трубы из нелегированной или легированной стали с мин. толщиной стенки 1,0мм или гибкие трубы из легированной стали. Выхлопная труба фиксируется на подогревателе стяжным хомутом. Другие условия см. законодательные предписания. Допустимые размеры магистрали отвода выхлопных газов: — внутренний диаметр: DBW 160 DBW 230 до.32 / DBW 300 до.15 DBW 230 с.33 / DBW 300 с.16 DBW макс. доп. длина: 38мм, 80мм, 70мм, 70мм 5м без удлинения магистрали забора воздуха для горения, — суммарная доп. длина магистралей забора воздуха и отвода выхлопных газов: 5м, — макс. число изгибов: Если магистраль отвода выхлопных газов проходит вблизи узлов, чувствительных к температуре, ее необходимо изолировать! Альтернативой являются поставляемые Webasto-Spheros патрубки для отвода выхлопных газов. 8.7 Монтаж и демонтаж ВНИМАНИЕ В смонтированном состоянии допустимы исключительно следующие операции по ремонту, причем настолько, насколько позволяет место для демонтажа: — замена температурного ограничителя, — замена регулирующего термостата и термостата вентилятора, — замена температурного предохранителя, — замена головки горелки, — замена катушки зажигания, — замена датчика пламени, — замена камеры сгорания Подогреватель: демонтаж и монтаж Демонтаж 1. Отключить разъем кабельного жгута от блока управления 2. Если имеется, снять стяжной хомут с трубы отвода выхлопных газов. 3. Отсоединить подающую и обратную топливные магистрали и заглушить заглушками. Если имеются, перекрыть жидкостные краны. 45
46 4. Ослабить хомуты на шлангах жидкостного контура. Снять шланги и заглушить их заглушками. 5. Удалить соответствующие крепежные детали из опоры подогревателя (винты, гайки, шайбы). 6. Снять подогреватель Монтаж 1. Подогреватель установить в положение для монтажа и закрепить соответствующими винтами, шайбами и гайками. 2. Закрепить магистрали подвода воздуха для горения и отвода выхлопных газов стяжными хомутами. 3. Подключить шланги охлаждающей жидкости и закрепить их хомутами. Открыть краны на жидкостном контуре. 4. Подключить топливные магистрали и зафиксировать их хомутами. 5. Подключить разъем кабельного жгута к блоку управления. 6. Удалить воздух из топливной системы. 7. Удалить воздух из жидкостного контура Замена температурного ограничителя Процедура замены температурного ограничителя в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п Замена регулирующего термостата Процедура замены регулирующего термостата в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п Замена термостата вентилятора Процедура замены термостата вентилятора в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п Замена температурного предохранителя Процедура замены температурного предохранителя в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п Замена головки горелки Процедура замены головки горелки в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п ОСТОРОЖНО Катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение. Перед заменой головки горелки отключите разъем кабельного жгута от блока управления, иначе существует угроза жизни Замена катушки зажигания Процедура замены катушки зажигания в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п ОСТОРОЖНО Катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение. Перед заменой катушки зажигания отключите разъем кабельного жгута от блока управления, иначе существует угроза жизни Замена датчика пламени Процедура замены датчика пламени в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п ОСТОРОЖНО Катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение. Перед заменой датчика пламени отключите разъем кабельного жгута от блока управления, иначе существует угроза жизни. 46
47 8.7.9 Замена камеры сгорания Процедура замены камеры сгорания в смонтированном и демонтированном состоянии подогревателя одинаковы. Замена производится согласно п ОСТОРОЖНО Подогреватель работает с высоким напряжением. Перед заменой камеры сгорания отключите разъем кабельного жгута от блока управления, иначе существует угроза жизни. 8.8 Ввод в эксплуатацию После монтажа подогревателя тщательно проведите удаление воздуха из системы охлаждения и системы снабжения топливом. При этом обращайте внимание на предписания производителя транспортного средства. Во время пробного запуска проверьте все подключения охлаждающей жидкости и топлива на герметичность и прочность крепления. Если во время работы подогревателя возникают неполадки, необходимо провести поиск неисправностей (см. раздел 5) Удаление воздуха из жидкостного контура Тщательно удалите воздух из жидкостного контура, придерживаясь указаний производителя ТС. Для удаления воздуха циркуляционный насос включаться не должен. Установите регулятор обогрева транспортного средства на «тепло» и залейте охлаждающую жидкость, которая должна состоять из смеси воды и мин. 10% тосола (на основе гликоля). При использовании чистой воды нет защиты от коррозии, и существует возможность из-за низкой температуры кипения в случае перегрева привести к потерям охлаждающей жидкости. В этом случае охлаждающая жидкость должна быть долита. Присадки к охлаждающей жидкости не должны воздействовать на металлы, пластмассы и резину, а также не образовать отложений. Затем двигатель транспортного средства должен работать с увеличенным числом оборотов, до тех пор, пока не откроется термостат. Заглушить двигатель транспортного средства, проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить. Включить подогреватель и систему отопления транспортного средства при заглушенном двигателе. Через некоторое время остывания подогреватель должен автоматически включиться и настроиться. Для удаления воздуха из системы охлаждения или — включите циркуляционный насос (если имеется отдельный выключатель), или — кратковременно включите подогреватель (макс. 5с) и в режиме продувки запустится насос. Если повторного включения не происходит, то вышел из строя температурный ограничитель, так как было проведено недостаточное удаление воздуха из системы. Верните в первоначальное положение кнопку температурного ограничителя и проведите повторное удаление воздуха из системы. Подогреватель может оснащаться самовозвращаемым температурным ограничителем. В этом случае ручной возврат не требуется Удаление воздуха из системы снабжения топливом С включением подогревателя топливный насос засасывает топливо и заполняет им всю топливную систему. Если во время первого запуска горение не начинается, то подогреватель необходимо выключить и после завершения продувки включить повторно. 47
48 9 Ремонт 9.1 Общая информация В данном разделе описываются допустимые ремонтные работы в демонтированном состоянии. При дальнейшем демонтаже любые гарантийные претензии становятся недействительными. При сборке могут применяться только оригинальные запасные части Spheros-Webasto. ОСТОРОЖНО Катушка зажигания вырабатывает высокое напряжение. Следующие узлы могут заменяться в смонтированном состоянии подогревателя, насколько позволяет имеющееся пространство: температурный ограничитель, термостат вентилятора и регулирующий термостат, головка горелки, катушка зажигания, датчик пламени, камера сгорания. Перед заменой отсоедините разъем кабельного жгута к транспортному средству, в противном случае существует угроза жизни Работы с узлами в разобранном состоянии ВНИМАНИЕ Принципиально, все уплотнительные элементы между разобранными элементами должны быть отбракованы и заменены. Все поверхности под уплотняющими элементами должны быть отчищены перед сборкой от остатков уплотнений Общий визуальный контроль Все узлы должны быть проверены на наличие повреждений (трещины, деформации, износ и т. п.) и при необходимости заменены. Разъемы и проводка должны быть проверены на наличие коррозии, ненадежности контакта, и т. п. и при необходимости отремонтированы. Штекерные контакты проверить на наличие коррозии и прочность закрепления и при необходимости отремонтировать Визуальный контроль камеры сгорания Подогреватель DBW без укороченной жаровой трубы. Проверить завихритель на прочность крепления Проверить камеру сгорания на наличие окалины и закоксовывния, при необходимости очистить. Проверить сварные швы на наличие трещин. Трещины в сварных швах до 80мм в продольном направлении допустимы Визуальный контроль теплообменника Проверить на наличие повреждений, сажи, отложений и коррозии отвод выхлопных газов. Удалить имеющиеся отложения с помощью струи воды и щетки. Проверить теплообменник на наличие повреждений и деформаций и т. п. Сильные деформации могут быть причиной возникновения протечек охлаждающей жидкости Визуальный контроль крыльчатки нагнетателя Проверить крыльчатку на наличие загрязнений и трещин. Проверить на прочность крепления. Проверить задвижку на исправность крепления. Только DBW 160: Установить зазор между крыльчаткой и корпусом нагнетателя (измеряется с помощью шаблона) в самом тесном месте 0,15 ± 0,05мм. Инструмент см. в списке запасных частей и каталоге принадлежностей. 48
49 Специальный ключ Только DBW 230/300/350: Ступицу крыльчатки проверить на наличие трещин, защитную шайбу (заднюю стенку) проверить на прочность Проведение модификаций Постоянное дальнейшее развитие подогревателей служит для их оптимизации, целью которой является избежать выходов из строя и неправильного функционирования. Как правило, уже имеющийся подогреватель можно дооснастить. Для этого существуют соответствующие модификации комплектов дооснащения. Нижеследующие модификации могут быть проведены в рамках ремонтных работ: Монтаж подогревателя держателя форсунки для DBW 160/230/300/350 с блоком управления SG 1553 (см ) Монтаж подогревателя держателя форсунки Общая информация Зазор С помощью подогревателя держателя форсунки нагревается топливо при подаче к форсунке. При очень низких температурах без подогревателя форсунки могут возникать перебои при работе подогревателя. При температуре 50 1. Откинуть головку горелки согласно Демонтировать электроды зажигания согласно Удалить пружинное кольцо и снять пластину с датчиком пламени с держателя форсунки 4. Термостат (5) с накладкой (7) и винтом (6) закрепить на пластине держателя форсунки 5. Вставить нагревательный патрон (3) в держатель форсунки (4) и закрепить крепежной скобой (2) 6. Реле (11) с помощью самореза (9) и зубчатой шайбы (10) закрепить на кожухе головки горелки (12) Полярность в следующем пункте не имеет значения. 7. Плоские контакты для подключения нагревательного патрона вставить в 2-х полюсный разъем до щелчка. Кабельный жгут (1) проложить сзади магнитного клапана и вывести наружу с 2-х полюсным разъемом через резиновое уплотнение. 8. Провести электрические соединения кабельного жгута (1) с нагревательным патроном (3), термостатом (5) и реле (11). 9. Пластину с датчиком пламени надеть на держатель форсунки и зафиксировать пружинным кольцом. 10. Смонтировать электроды зажигания согласно Вернуть в первоначальное положение головку горелки согласно Восстановить электрические соединения согласно рис. (стр. 50). Разъем Х1 1. Кабельный жгут 2. Крепежная скоба 3. Нагревательный патрон 4. Держатель форсунки* 5. Термостат 6. Винт* 7. Накладка 8. Пластина держателя форсунки* 9. Саморез* 10. Зубчатая шайба 11. Реле 12. Кожух головки горелки * не входят в комплект дооснащения Дооснащение DBW
51 Дооснащение DBW 230/300/350 У подогревателей DBW 230/300/350 накладка из комплекта не используются. 1. Откинуть головку горелки согласно Демонтировать электроды зажигания согласно Датчик пламени отвернуть от пластины согласно Удалить пружинное кольцо и имеющуюся пластину снять с держателя форсунки 5. Вставить нагревательный патрон (3) в держатель форсунки (8) и закрепить крепежной скобой (2) 6. Надеть пластину (4) на держатель форсунки и закрепить пружинным кольцом. 7. Термостат (7) с помощью зубчатой шайбы (5) и гайки (6) закрепить на пластине (4) 8. Смонтировать датчик пламени согласно Реле (11) с помощью самореза (9) и зубчатой шайбы (10) закрепить на кожухе головки горелки (12) Полярность в следующем пункте не имеет значения. 10. Плоские контакты для подключения нагревательного патрона вставить в 2-х полюсный разъем до щелчка. Кабельный жгут (1) проложить сзади магнитного клапана и вывести наружу с 2-х полюсным разъемом через резиновое уплотнение. 11. Провести электрические соединения кабельного жгута (1) с нагревательным патроном (3), термостатом (7) и реле (11). 12. Смонтировать электроды зажигания согласно Вернуть в первоначальное положение головку горелки согласно Восстановить электрические соединения согласно рис. (стр. 51). Разъем Х1 1. Кабельный жгут 2. Крепежная скоба 3. Нагревательный патрон 4. Пластина 5. Зубчатая шайба 6. Гайка 7. Термостат 8. Держатель форсунки* 9. Саморез* 10. Зубчатая шайба* 11. Реле 12. Кожух головки горелки * не входят в комплект дооснащения Дооснащение DBW 230/300/350 51
52 Поз. Наименование Примечание А1 Подогреватель А2 Блок управления SG 1553 B Разъем, 6-пол. B5 Термостат Для подогрева держателя форсунки F1 Предохранитель Флажковый предохранитель DIN F2 Предохранитель Флажковый предохранитель DIN F3 Предохранитель 16A (12В); 8A (24В) Флажковый предохранитель DIN G Аккумулятор H1 Лампочка Индикация работы K6 Реле Для подогрева держателя форсунки R2 Нагревательный патрон Для подогрева держателя форсунки S1 Выключатель Вкл./выкл. S2 Выключатель На жидкостном кране W2 Кабельный жгут X1 Разъем, 4-пол. Электрические подключения 52
Источник