- Не работает вентилятор в строительном фене. Почему фен перегревается и отключается? Что делать с этим
- Конструкция фена Интерскол
- Неисправности строительного фена
- Диагностика и ремонт-строительного фена
- Схема и электроника фена
- Параметры деталей электронной платы DV3011
- Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V
- Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:
- Электрическая схема строительного фена
- Ремонт фена Интерскол своими руками
- Диагностика поломки
- Как обнаружить неисправность?
- Быстрый ремонт импульсного блока питания
Не работает вентилятор в строительном фене. Почему фен перегревается и отключается? Что делать с этим
Конструкция фена Интерскол
Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.
Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер
Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.
Первый вариант – на плате DB3011, плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.
Вторая модификация – плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.
Неисправности строительного фена
Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:
Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.
Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.
К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:
- окисление контактов тумблера температурного управления;
- окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
- окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
- разрыв провода в сетевом кабеле;
- неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.
Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».
При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.
При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:
- от анода к катоду;
- от катода к аноду.
Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.
С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:
- количество витков в обмотке статора;
- сечение медного провода.
Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.
Диагностика и ремонт-строительного фена
Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.
Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:
— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.
Схема и электроника фена
Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:
Плата DB3011, DB3013
Схема электрическая соединений:
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений
- С1 – 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
- R1 – 27…28 Ом – низкоомный (мощный) нагревательный элемент
- R2 – 180…195 Ом – высокоомный нагревательный элемент (спираль)
- F – термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
- M – двигатель, 18 VDC
- Переключатель – на 4 положения, Defond DSE-2410
Схема самой платы DB3011:
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)
Схема платы DB3011. Вариант 2
Параметры деталей электронной платы DV3011
TR1 -BTA 16 600CMAR729 | R1=100Ком | |||||
D1 -6C2RSHL LM358P – микросхема | R2=97Ком | |||||
С1=3.3mF (50V) | R3=100Ком | |||||
С3=0,47mF (50V) | R4=21,7Ком | |||||
С18=470mF (25V) | R5= | |||||
С=.22mF KX2 (250V) MEX CPF 40/85/21/C | R6=50Ком | |||||
D1-9 – 1N4007 ZX | R7= | |||||
D10 – 6A10 | R8=430Ком | |||||
Z2 -1N744A (стабилитрон) | R9= | |||||
S1 – переключатель “Defond” DSE 2410 10A 250V |
T85
Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.
Плата DB230V. Фото поближе.
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений
Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.
Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.
04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:
Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V
Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:
Электрическая схема строительного фена
Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:
Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.
Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.
Электрическая схема состоит из следующих элементов:
- тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
- тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
- тумблера отключения ТЭНов — К3;
- электродвигателя \вентилятора\ — М;
- конденсатора — С;
- ТЭНов — R\ТЭН\;
- диодов — VD1, VD2.
Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.
Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.
Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.
Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.
ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.
Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2
Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1
В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:
- при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
- при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:
- сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
- сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.
Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.
Ремонт фена Интерскол своими руками
Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.
Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:
- Замена симистора,
- Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
- Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
- Замена двигателя.
Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.
Рекомендуемое максимально время работы – 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.
Диагностика поломки
Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. При перекручивании шнура может произойти его залом, а слишком долгая работа может привести к перегреву оборудования.
Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего:
- поломка шнура питания в месте перегиба;
- дефект кнопки пуска и других элементов управления;
- перегорание внутренних проводов;
- нарушение целостности нагревательного элемента;
- перегорание или перегрев двигателя и вентилятора.
Самыми сложными поломками считаются как раз неисправность двигателя и вентилятора – их, скорее всего, придется заменить. При этом найти необходимые детали бывает довольно сложно.
Как обнаружить неисправность?
Строительный фен не включается или работает не в полную мощность? Значит, в первую очередь, необходимо осмотреть оборудование. Проверяем целостность провода питания, вилки, функционирование кнопок включения и регулировки температуры.
Далее испытываем оборудование при работе в различных режимах.
- Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали.
- Если же воздух совсем не подается, возможно, произошла поломка вентилятора или двигателя.
Чтобы уточнить причину поломки может появиться необходимость выполнить разбор электроприбора. Тогда вам понадобится фотоаппарат: кадры поэтапного разбора конструкции помогут потом правильно собрать устройство.
Источник
Быстрый ремонт импульсного блока питания
Промышленные устройства нередко выходят из строя, и иногда даже и высококачественные и дорогостоящие образцы. В таком случае обычный человек чаще всего выбрасывает и приобретает новое, но причина поломки может быть незначительной и для радиолюбителя такие устройства представляют немалый интерес в плане изучения и возможности возвращения работоспособности. При том, что зачастую выбрасываются устройства, стоящие немало денег.
Предлагаю читателю простой ремонт стабилизированного блока питания импульсного типа, основанного на обратноходовом генераторе с обратной связью по току и напряжению, что кроме стабилизации позволяет осуществить и защиту от перегрузки. Блок питается от сети переменного тока с напряжением от 100 до 240 Вольт частоты 50/60 Герц и выдаёт постоянное напряжение 12 Вольт 2 Ампер. Описываемая здесь неисправность довольно часто встречается в блоках питания указанного типа и имеет следующие симптомы: напряжение на выходе периодически появляется и пропадает с определённой частотой, что визуально наблюдается как вспышки и погасания светодиода индикатора выходного питания:
Если же индикаторный светодиод не установлен, то подобный симптом можно обнаружить стрелочным вольтметром, подключив его к выходу блока питания. При этом стрелка вольтметра периодически будет отклонятся до некоторого значения и возвращаться обратно (может не до конца). Такое явление наблюдается вследствие срабатывания защиты устройства, при превышении напряжения или тока в определённых точках, выше допустимого. Это может произойти как и при коротком замыкании, так и при разрыве цепи. Короткое замыкание чаще всего бывает во время пробоя конденсаторов или полупроводниковых радиоэлементов, таких как диоды или транзисторы. Обрыв же может наблюдаться как у полупроводников, так и резисторов. В любом случае в первую очередь следует визуально осмотреть печатную плату и установленные на ней радиоэлементы. Лучше всего это сделать с помощью увеличительной лупы:
На плате был обнаружен подгоревший резистор с позиционным номером R18, при прозвонке которого выявился его обрыв и нарушение контакта:
Сгорание резистора могло произойти при долговременном превышении на нём номинальной мощность рассеивания. Сгоревший резистор был выпаян, а его посадочное место было зачищено:
Для замены резистора нужно узнать его номинал, и для этого был разобран заведомо исправный блок питания. Указанный резистор оказался с сопротивлением 1 Ом:
Далее по цепи этого резистора был обнаружен пробитый конденсатор с позиционным номером C6, прозвонка которого показала его низкое сопротивление, а следовательно и непригодность для дальнейшего использования:
Как раз пробой этого конденсатор и мог стать причиной сгорания резистора и дальнейшей неработоспособности всего устройства в целом. Этот конденсатор так же был удалён со своего места, и Вы можете сравнить, насколько он мал:
Пробитый конденсатор соизмерим со спичечной головкой, и такая маленькая деталь стала причиной поломки блока питания. Рядом с ним на плате, параллельно ему, установлен второй такой же конденсатор, который уцелел. К сожалению конденсатора для замены не оказалось и все надежды легли на оставшийся второй конденсатор. А вот на место сгоревшего резистора был подобран резистор с нужным сопротивлением в 1 Ом, но не поверхностного монтажа:
Этот резистор был установлен на посадочное место сгоревшего, места пайки были зачищены от остатков флюса, а посадочное место пробитого конденсатора было покрыто лаком для лучшей изоляции и устранения возможности воздушного пробоя этого места:
После пробного включения блок питания заработал в нормальном режиме и индикаторный светодиод перестал мигать:
Впоследствии установленный резистор всё же был заменён на резистор поверхностного монтажа и на месте удалённого конденсатора был нанесён второй слой лака:
Конечно идеальным было бы установить и второй конденсатор, но даже и без него блок питания работает нормально, без постороннего шума и мерцания светодиода:
После включения адаптера в сеть был произведён замер выходного напряжения и оно оказалось в пределах нормы, а именно 11,9 Вольт:
На этом ремонт устройства можно считать завершённым, так как ему была возвращена работоспособность и его и дальше можно применять по назначению. Стоит отметить, что блок выполнен по весьма хорошей схеме, которую к сожалению не представилось возможным зарисовать, но в дальнейшем планируется его небольшая переделка и будет представлен небольшой фрагмент схемы. На данный момент по быстрому внешнему осмотру можно выделить хороший сетевой и выходной фильтр, продуманную схемотехнику управления силовым транзистором и хорошую стабилизацию выходного напряжения. Физическое исполнение устройства тоже находится на высоком уровне, в виде жёсткого и ровного монтажа, чистоты пайки и использования прецизионных радиоэлементов. Всё это позволяет получить устройство высокого качества с точно заданными параметрами и характеристиками.
Из общих рекомендаций по поиску неисправностей, в первую очередь следует осуществить визуальный осмотр, обращая внимание на потемневшие участки платы или повреждённые радиоэлементы. При обнаружении сгоревшего резистора или предохранителя обязательно нужно прозвонить ближайшие детали, непосредственно соединённые с визуально повреждённой. Особенно опасны полупроводники и конденсаторы в высоковольтных цепях, которые в случае пробоя могут повлечь за собой необратимые последствия для всего устройства при многократном его включении без выявления полного списка повреждённых компонентов. При правильной и внимательной диагностике в большинстве случаев всё заканчивается хорошо и поломку удаётся устранить с заменой повреждённых деталей на такие же исправные или близкие по номиналу или параметрам.
Восстанавливайте и не выбрасывайте повреждённые устройства и возвращайте их в строй. И не нужно говорить что дешевле и проще купить новое. Ведь ремонт — это полезное и увлекательное занятие, позволяющее развить навыки не только восстановления, но и конструирования своих собственных устройств. Посещайте сайт «Паяльник» и подписывайтесь на интересующие Вас статьи, что бы не пропустить новые выпуски. А в следующей статье будет описана переделка отремонтированного здесь блока питания в зарядное устройство для литий-ионной батареи, конструкция которой рассмотрена в статье Самодельная разборная Li-ion 3S батарея с платой контроля и защиты HH — P3-10.8
Источник