- Диагностика системы охлаждения автомобиля
- Признаки неисправности системы охлаждения
- Причины неисправности системы охлаждения
- Устройство и работа системы охлаждения
- Малый и большой контуры
- Термостат
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Основной радиатор
- Вентилятор радиатора и датчик его включения
- Печка
- Помпа
- Расширительный бачок
- Как проверить систему охлаждения двигателя
- Как проверить газы в системе охлаждения
- Белые выхлопные газы
- Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
- Как проверить утечку
- Проверка герметичности системы охлаждения
- Давление в системе
- Крышка радиатора
- Проверка вентилятора системы охлаждения
- Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
- Термостат
- Радиатор
- Проверка датчика температуры ОЖ
- Состояние охлаждающей жидкости
- Часть 1. Двигатель перегревается.
- Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.
- Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.
- Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Диагностика системы охлаждения автомобиля
Зачастую после проверки системы охлаждения двигателя автовладельцы проводят ее промывку при помощи специальных или подручных средств. В некоторых случаях помогает замена антифриза или тосола, поскольку со временем эти технологические жидкости теряют свои свойства, либо они были изначально неправильно подобраны, например, прошлым автовладельцем.
Признаки неисправности системы охлаждения
Существует ряд типовых признаков, которые явно указывают на то, что система охлаждения частично или полностью вышла из строя и нуждается в диагностике. Среди них:
- появление белого дыма (в обильном количестве) из выхлопной трубы в процессе работы двигателя;
- неправильная работа печки и/или кондиционера (недостаточно горячий либо холодный воздух);
- перегревание двигателя, особенно при езде в гору, в том числе в загруженном состоянии автомобиля;
- диагностика ЭБУ сканером с выявлением ошибок после активизации сигнальной лампочки Check Engine;
- снижение динамических характеристик двигателя, потеря его мощности;
- закипание антифриза в системе охлаждения.
Появление хотя бы одного из перечисленных выше признаков указывает на то, что автолюбителю рекомендуется выполнить диагностику охлаждающей системы двигателя.
Причины неисправности системы охлаждения
При появлении первых же признаков неисправности необходимо искать ее причину и, соответственно, проводить ремонтные работы.
Использование двигателя внутреннего сгорания с неработающей системой охлаждения значительно снижает его эксплуатационные характеристики и общий ресурс!
Причинами поломки охлаждающей системы могут быть:
- попадание охлаждающей жидкости (антифриза или тосола) в камеру сгорания топливовоздушной смеси;
- недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе (причинами этого, в свою очередь, может быть утечка либо значительное ее испарение);
- неисправный термостат;
- частичный или полный выход из строя помпы;
- поломка датчика температуры охлаждающей жидкости;
- поломка вентилятора, его электрической цепи или управляющих компонент;
- разгерметизация крышки расширительного бачка либо крышки радиатора;
- общая разгерметизация системы, снижение давления, ее завоздушивание.
Каждая из перечисленных причин диагностируется по-своему, в соответствии с ее неисправными элементами.
Устройство и работа системы охлаждения
Сначала же, как говорится, не лишним будет немного «покурить матчасть». Ведь не зная устройства и принципа работы системы охлаждения, пытаться понять причину той или иной ее неисправности – занятие неблагодарное и практически бесполезное. Конечно, всегда можно не глядя заменить термостат, датчик температуры или включения вентилятора. Эти детали на фоне других запчастей для автомобиля сравнительно недорогие, а их замена реально помогает устранить почти все описанные выше проблемы.
Но если такой ремонт вам не по душе, и вы хотите понимать, что и зачем вы делаете, то придется ко-что изучить. В классическом исполнении система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих узлов:
- малый контур;
- большой контур;
- термостат;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- основной радиатор;
- вентилятор радиатора и датчик его включения;
- печка;
- помпа;
- расширительный бачок.
Рассмотрим коротко все эти компоненты, и как они работают в автомобиле все вместе.
Малый и большой контуры
Малым контуром системы охлаждения считается та ее часть, в которую входит водяная рубашка двигателя, помпа, датчик температуры и радиатор печки в салоне. От большого контура малый отделен термостатом. Если система охлаждения исправна, то находящаяся в ней жидкость до выхода на рабочую температуру циркулирует только по малому контру. Она отбирает тепло от цилиндров двигателя, проходит мимо термостата, и через датчик температуры прокачивается помпой в радиатор печки. Далее цикл повторяется по кругу.
Так система охлаждения работает до тех пор, пока жидкость не прогреется до рабочей температуры. Когда этот момент наступает, начинает срабатывать термостат. По мере повышения температуры он приоткрывается, пропуская часть охлаждающей жидкости в большой контур. Он состоит из основного радиатора, вентилятора, и датчика, который отвечает за его включение.
Термостат
Разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. По сути, является клапаном, который плавно открывается или закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в малом контуре. Пока двигатель не прогреется, термостат закрыт. Благодаря этому ускоряется выход на рабочую температуру – холодный двигатель быстрее прогревается, а также раньше начинает греть печка в салоне.
Когда температура двигателя начинает превышать нормальное значение, термостат начинает приоткрываться. Жидкость частично начинает прокачиваться помпой через большой контур. Проходя через основной радиатор, она остывает и возвращается в малый контур. Благодаря этому процессу поддерживается рабочая температура жидкости в рубашке двигателя.
У термостата бывает две основные неисправности – его заклинивает либо в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае при достижении определенного температурного порога охлаждающая жидкость не может пройти к радиатору, из-за чего двигатель перегревается. Когда термостат всегда открыт, антифриз постоянно циркулирует по большому контуру. В результате двигатель долго прогревается, при движении не выходит на рабочую температуру, а также плохо греет печка в салоне.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Установлен в малом контуре. Измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на приборную панель. Нужен для того, чтобы у водителя была информация о текущем температурном режиме двигателя – прогрелся ли он, вышел ли на рабочую температуру, не перегревается ли, и так далее.
При неисправном датчике (если все остальное работает нормально) с двигателем ничего страшного не случится. Поломок, как правило, бывает две. Первая – полный выход из строя. В таком случае стрелка на приборной панели не меняет своего положения, и у водителя нет никакой информации о температурном режиме двигателя. Вторая поломка – это когда датчик «врет». Это означает, что температура охлаждающей жидкости по факту нормальная, а стрелка на приборке зашкаливает. И наоборот – жидкость почти кипит, но стрелка показывает норму.
Основной радиатор
Нужен для охлаждения тосола. В процессе движения обдувается встречным потоком воздуха, за счет чего осуществляется отвод тепла. После прохода через радиатор охлажденная жидкость возвращается обратно в малый контур. Неисправностей бывает две. Первая – нарушение герметичности. Вторая – засорение сот, в результате чего ухудшается охлаждение. Обе неисправности определяются визуально без каких-либо приборов, потому в детальном описании не нуждаются.
Вентилятор радиатора и датчик его включения
Когда автомобиль стоит или едет медленно (например, в пробке, в горку или по плохой дороге), естественного обдува нет, или его не хватает. В такой ситуации жидкость охлаждается при помощи вентилятора. Его работой управляет датчик, который подает соответствующие сигналы на реле. В некоторых автомобилях такого датчика нет. Вентилятор соединен с двигателем через так называемую «вискомуфту», которая заставляет его вращаться по мере увеличения температуры.
Также существуют двигатели, на радиаторах которых установлены два вентилятора с двумя независимыми датчиками. Первый срабатывает, например, при температуре 90-100°C, второй – уже при 100-110°C.
Как правило, чаще всего встречается две поломки этого узла. Первая – выход из строя вентилятора, в результате чего он не включается при достижении критической температуры. Вторая поломка – выход из строя датчика или реле. Результат аналогичный.
Печка
Представляет собой небольшой радиатор, расположенный в салоне под фронтальной панелью. Обдувается отдельным вентилятором, который забирает воздух с улицы, и нагнетает его через подсоединенный к малому контуру радиатор в салон автомобиля. Когда подогрев не нужен, поток воздуха, нагнетаемого вентилятором в салон, направляется мимо этого радиатора. Если печка плохо греет, то либо охлаждающая жидкость не прогревается до рабочей температуры, либо радиатор в салоне загрязнен.
Помпа
Представляет собой насос, который принудительно прокачивает охлаждающую жидкость по системе. Помпы бывают электрические и с механическим приводом. Выход из строя этого узла очень опасен, так как приводит к моментальному перегреву двигателя. Охлаждающая жидкость может и сама циркулировать, как в системе отопления дома или квартиры, но этого недостаточно для эффективного отвода тепла от цилиндров.
Расширительный бачок
Выполняет две функции. Во-первых, в расширительный бачок заправляется система охлаждения. Во-вторых, по мере увеличения температуры в него сбрасывается излишек жидкости, который образуется в результате теплового расширения и увеличения объема.
Как проверить систему охлаждения двигателя
Проверка системы охлаждения двигателя автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Главной задачей при этом является выяснить есть ли газы в системе, проверить герметичность и определить места утечки, определить давление в системе исправность циркуляции охлаждающей жидкости, а также определить температуру срабатывания вентиляторов и термостата.
Таким образом, необходима диагностика следующих компонентов системы охлаждения:
- резиновые патрубки, места соединений на хомутах;
- целостность корпуса радиатора и расширительного бачка системы охлаждения;
- механическую (подшипники) и электрическую (электроцепь) составляющие вентилятора системы;
- работу и правильную установку насоса системы (помпы);
- герметичность прокладки ГБЦ;
- исправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
- уровень охлаждающей жидкости в системе;
- крышку расширительного бачка системы;
- состояние охлаждающей жидкости.
Далее вкратце приведем информацию о том, каким образом следует выполнить диагностику перечисленных выше элементов и механизмов.
Как проверить газы в системе охлаждения
Соответствующая проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и их присутствие в системе охлаждения.
Белые выхлопные газы
Зачастую о неудовлетворительном техническом состоянии системы охлаждения и двигателя в целом сигнализируют выхлопные газы белого цвета. Они образуются в результате того, что антифриз (охлаждающая жидкость) попадает из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где разбавляется в топливовоздушной смеси и сгорает вместе с ней. Как правило, это происходит по причине пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
Белый дым из выхлопной трубы
Основные причины почему идет белый дым из выхлопной дизеля или бензинового авто: влага, охлаждающая жидкость в цилиндрах, вода в топливе и нарушение системы впрыска Подробнее
Определить, что белый дым — это результат попадания антифриза в двигатель достаточно просто. Для этого следует извлечь масляный щуп из его посадочного места в блоке цилиндров и проверить масло. Причем как его уровень, так и состояние. Обычно при пробитой прокладке ГБЦ масло также будет «уходить», соответственно, его уровень будет быстро снижаться. Второе, на что нужно обратить внимание, — это его состояние. Если антифриз попадает в масляную среду, то моторное масло приобретает белый оттенок и становится похожим на сметану или сливки (зависит от количества и продолжительности смешивания этих двух технологических жидкостей).
Еще один метод, как проверить выхлопные газы на наличие в них испаренной охлаждающей жидкости — поднести к выхлопной трубе белую чистую салфетку. Если в выхлопных газах будет иметь место влага — значит, она попала в цилиндры либо из топлива либо из охлаждающей системы (обычно это происходит в случае использования в качестве антифриза воды). Если же на салфетке остаются пятна с голубоватым или желтым оттенком — это следы «улетающего» антифриза. Обычно эти пятна имеют кисловатый запах. Соответственно, нужно выполнять дополнительную диагностику.
Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
При пробитой прокладке ГБЦ часто возникает ситуация, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Признаки могут быть самыми разными, однако они совпадают с теми, которые возникают при завоздушивании системы. Например:
- Явное бурление в расширительном бачке и/или радиаторе. Это можно проверить, если снять крышку с одного или другого устройства.
- Плохо греет печка. В летнее время может плохо работать кондиционер, поскольку система работает как на отопление, так и на обогрев, только через разные радиаторы (как правило).
- Радиатор частично холодный. Причем он может иметь разную температуру в различных своих частях, в частности, сверху и снизу.
Чтобы определить, есть ли газы в системе охлаждения двигателя можно воспользоваться тем же методом, что и при проверке целостности прокладки ГБЦ — воспользоваться презервативом или воздушным шариком. Проверка производится по следующему алгоритму:
- открутить крышку расширительного бачка или радиатора в зависимости от того, на какой из них расположены паровой и атмосферный клапаны;
- надеть на горловину соответственно расширительного бачка или радиатора резиновый шарик;
- запустить двигатель сначала на холостых оборотах, а потом немного больше (чем больше будут обороты — тем интенсивнее будут выделяться газы), приблизительно до 3000…5000 оборотов в минуту;
- если в процессе работы презерватив или шарик начали наполняться выхлопными газами, значит, пробита прокладка ГБЦ.
Использовать машину с завоздушенной (загазованной) системой охлаждения не рекомендуется, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, поскольку это чревато значительным перегревом двигателя и частичным или полным выходом его из строя.
Как проверить утечку
Еще одна распространенная проблема с системой охлаждения двигателя автомобиля — это ее разгерметизация. Из-за чего возникает утечка жидкости либо завоздушенность (хотя она может возникнуть и по другим причинам). Разгерметизация может произойти в самых разных местах, но чаще всего на местах соединения патрубков.
Почему уходит антифриз
Почему постоянно снижается уровень антифриза в системе? Как найти причину и устранить неполадки. Об этом и другом читайте в данном материале Подробнее
Проверка герметичности системы охлаждения
Охлаждающая жидкость уходит именно из-за разгерметизации системы. Так, чтобы проверить герметичность, необходимо выполнить ревизию следующих ее элементов:
- корпус и/или крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя;
- уплотнение термостата;
- патрубки, шланги, хомуты и места соединений в охлаждающей системе (зависит от конкретного автомобиля и двигателя);
- корпус радиатора;
- сальниковый уплотнитель помпы и ее прокладка;
- прокладка ГБЦ.
Присутствие течей определяется визуальным методом, по наличию мокрых мест или использовав проверку ультрафиолетом. В продаже имеется специальный флуоресцентный состав, который можно добавить в антифриз перед заливанием его в систему. Также у многих современных антифризов подобные присадки изначально входят в их состав с завода. Использование флуоресцентных присадок даст дополнительное удобство в диагностике, поскольку при утечке охлаждающей жидкости для локализации места повреждения достаточно будет воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чем позволит значительно сократить время и усилия автовладельца или мастера по локализации места утечки.
Давление в системе
В системе охлаждения всегда должно быть избыточное давление. Это нужно для того, чтобы поднять температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку из законов физики известно, что температура кипения поднимается по мере того, как поднимается ее давление. У большинства современных автомобилей температура антифриза при нормальной рабочей температуре двигателя составляет порядка +80°С…+90°С. Соответственно, если произойдет разгерметизация, то давление упадет, а с ним снизится и температура кипения охлаждающей жидкости. К слову, температура кипения старого антифриза ниже, чем только что залитого, поэтому охлаждающую жидкость нужно менять по регламенту.
Однако существует и обратная проблема, когда давление в охлаждающей системе значительно увеличивается. Обычно такая ситуация происходит по причине того, что неисправен воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка (на разных машинах этот клапан может быть установлен на одной или другой крышке). Как его проверить и для чего он нужен — читайте в следующем разделе.
Избыточное давление опасно тем, что в таких условиях может закипеть даже новый антифриз, рассчитанный на температуру кипения около +130°С со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если в автомобиле наблюдается подобная ситуация, то рекомендуется попросту заменить крышку радиатора на новую. В крайнем случае можно попробовать почистить и отремонтировать старую, но это не лучшая затея.
Крышка радиатора
Как указывалось выше, давление в системе охлаждения непостоянно, и растет по мере нагревания жидкости. Доливание антифриза выполняется через крышку радиатора либо через крышку расширительного бачка. Крышка же радиатора имеет в своей конструкции два клапана — перепускной (другое название — паровой) и атмосферный (впускной). Перепускной клапан нужен для плавного контроля давления внутри системы. Он используется для стравливания избыточного давления и поддержания значения давления на заданном уровне. Используется в процессе работы двигателя. Задача атмосферного клапана противоположная, и заключается в обеспечении постепенного допуска воздуха в систему через крышку в процессе остывания охлаждающей жидкости в системе. Обычно минимальное значение находится в районе 50 кПа (на старых советских машинах), а максимальное — около 130 кПа (на современных иномарках).
Как проверить крышку радиатора
При неисправности крышки радиатора охлаждения двигателя может не только подтекать антифриз, но и вся система охлаждения работать неправильно. Чтобы быстро проверить крышку на давление вам нужно… Подробнее
Проверка системы охлаждения подразумевает, в том числе, и ревизию крышки радиатора, и входящих в ее конструкцию упомянутых клапанов. Кроме них необходимо проверить ее общее состояние (износ резьбы, поверхности, наличие трещин, наличие коррозии). Также нужно проверить пружину крышки и ее уплотнительного соединения. В случае, если крышка будет неправильно работать, то при нагревании антифриза патрубки и даже радиатор будут вздуваться, а при охлаждении — сжиматься. В любом случае подобная деформация негативно скажется как на состоянии непосредственно радиатора, так и на работе системы в целом.
Проверка вентилятора системы охлаждения
Перед выполнением проверки вентилятора системы охлаждения необходимо учитывать, что существует три разновидности его привода — механическая, гидромеханическая и электрическая. Механический привод использовался в старых карбюраторных автомобилях и приводился в движение натяжным ремнем, соединенным с коленчатым валом.
Гидромеханический привод подразумевает использование гидропривода, то есть, гидравлической системы, что встречается достаточно редко. Вентилятор приводится в движение при помощи вискомуфты. Она передает крутящий момент от коленчатого вала на непосредственно вентилятор. Вязкостная муфта корректирует скорость вращения вентилятора посредством попадания в масло заполняющей жидкости — силикона. Гидравлическая же муфта регулирует скорость вращения вентилятора за счет количества жидкости в ней.
Наиболее часто встречающийся привод вентилятора охлаждения — электрический. Управление происходит непосредственно ЭБУ на основании информации от нескольких датчиков, в том числе, от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы понимать, что проверять в конкретном случае. Так, в самом простом механическом приводе можно проверить натяжение ремня, целостность подшипников вентилятора, его крыльчатки, ее чистоту.
У вентиляторов, управляемых вязкостной или гидравлической муфтой, необходимо также проверять подшипники вращения, состояние крыльчатки. Однако самое главное — работу муфт. Самостоятельно это лучше не делать, а обратиться за помощью в автосервис, поскольку для проверки и демонтажа необходимо дополнительное оборудование.
Диагностика самого распространенного электрического привода вентилятора предполагает проверку следующих узлов:
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- реле включения вентилятора;
- электродвигатель вентилятора;
- подшипники и крыльчатку вентилятора;
- наличие сигнала и питания от ЭБУ.
Для этого нужно воспользоваться обычным электронным мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
За циркуляцию отвечает помпа и термостат. Поэтому если ее производительность нарушено, то и давление в системе охлаждения изменится. Так что обязательным пунктом проверки является проверка неисправностей помпы и проверка термостата. Кроме того циркуляция нарушается если забит продуктами распада антифриза радиатор, поєтому он также подлежит обязательной проверке.
Термостат
Термостат позволяет двигателю быстрее прогреться и дать охлаждающей жидкости выйти на рабочую температуру в холодное время года, и не дать мотору перегреваться в теплый сезон. Проверить этот его достаточно просто, даже не демонтируя его с машины. Однако перед этим термостат нужно найти. Как правило, термостат расположен за радиатором, и соединен с ним толстым патрубком, на который и следует ориентироваться. Выполняется проверка по следующему алгоритму:
- запустить двигатель на холостых оборотах и дать ему поработать в таком режиме одну-две минуты, чтобы температура антифриза не превысила +70°С;
- открыть капот и проверить наощупь патрубок от радиатора до термостата, он должен быть холодным;
- при превышении установленной температуры охлаждающей жидкости (примерно +80°С…+90°С) термостат должен сработать и запустить антифриз по большому кругу;
- при этом упомянутый патрубок должен нагреваться до соответствующей температуры.
Если в процессе проверки термостат не открывается либо он открыт с самого начала — необходимо выполнить его дополнительную диагностику уже после его демонтажа. Делают это в кастрюле с горячей водой и термометром.
Термостат может полностью выйти из строя (что бывает не так часто), либо просто его заклинило из-за мусора. В этом случае его можно просто почистить и установить на место, но лучше его поменять на новый.
Радиатор
Проверка радиатора заключается в выяснении, имеется ли в его корпусе течь либо пробка и эффективно ли он охлаждает антифриз. Соответственно, для проверки нужно внимательно осмотреть корпус радиатора (когда он холодный), а также места его соединений с соответствующими патрубками. При наличии микротрещин охлаждающая жидкость будет просачиваться через них, поскольку антифриз очень текуч. Например, можно найти его капли на асфальте (или другой поверхности) после длительной стоянки автомобиля.
Эффективность работы радиатора можно проверить и по тому, что если все остальные элементы системы охлаждения работают в штатном режиме, то, скорее всего, радиатор попросту забит изнутри и не в состоянии в должной мере выполнять свои функции. В этом случае можно выполнить чистку либо всей системы охлаждения целиком (в любом случае она не повредит), либо демонтировать радиатор (если есть такая возможность) и почистить его отдельно снаружи и изнутри.
Проверка датчика температуры ОЖ
Во всех современных автомобилях, двигатели которых управляются электронным блоком (ЭБУ), имеется датчик температуры охлаждающей жидкости. Он необходим для того, чтобы передавать соответствующую информацию на ЭБУ, который в свою очередь корректирует другие, связанные с работой, сигналы.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверка датчика температуры ОЖ двигателя автомобиля производится с помощью мультиметра. В зависимости от способа будут требоваться еще и дополнительные ресурсы, но наличие табличных и номинальных данных по сопротивлению обязательно Подробнее
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — это термистор, то есть, резистор, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от того, как меняется температура его чувствительного элемента. Последний помещен в магистраль охлаждающей жидкости для выполнения соответствующих функций. Проверка датчика выполняется с помощью электронного мультиметра, переключенного в режим омметра, то есть, в режим измерения электрического сопротивления.
Состояние охлаждающей жидкости
В первую очередь необходимо помнить, что каждый автопроизводитель рекомендует для выпускаемых им машин определенный тип антифризов. Причем некоторые из них можно смешивать между собой, а некоторые категорически нельзя! Соответственно, нужно пользоваться антифризом рекомендуемого класса. Кроме этого, существует список регламентных работ, в состав которых входит и периодическая замена охлаждающей жидкости. В среднем рекомендуется это делать раз в два года.
При проверке охлаждающей системы необходимо обращать внимание на уровень и состояние антифриза. Уровень можно контролировать по соответствующим отметкам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Причем одинаково вредно, когда жидкости очень мало и когда ее с избытком. Однако обычно она постепенно улетучивается, поэтому периодически тосол или антифриз необходимо подливать.
Также при контроле охлаждающей жидкости важно обращать внимание на ее состояние. В частности, она должна быть максимально чистой и прозрачной. Если в антифризе будет много примесей и/или мусора, то он потеряет часть своих эксплуатационных характеристик, в частности, у него снизится температура кипения со всеми вытекающими последствиями. Обращать внимание нужно еще и на наличие масляной пленки на поверхности жидкости в расширительном бачке. Если она имеет место быть, то жидкость следует заменить, и дополнительно диагностировать систему на предмет локализации места, откуда масло просачивается в антифриз.
Последняя проверка в данном ключе — это запах. Обычно новый антифриз имеет сладковатый запах. Если же вместо этого охлаждающая жидкость отдает гарью и имеет горелый запах, то это означает, что она частично вышла из строя и ее лучше заменить.
Часть 1. Двигатель перегревается.
Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.
Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.
Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя. Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.
Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.
Возможны проблемы с термостатом: — термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой. — термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда. — Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон. «Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора. Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя. Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.
Возможны такие симптомы перегрева двигателя: — двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат. — двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается. Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью. — двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты: Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять. Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора. Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ). Вариант 3. Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.
Рекомендуем: Как проверить вариатор при покупке авто
Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.
Термостат. Просто меняем термостат.
Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.
Хорошо, если протекает куда капает вниз. Замените резиновую трубку, поставите новый обжимной хомут, и проблема исчезнет. Если протекает изношена помпа, замените насос. Если протекает радитор, то вам на СТО запаяють радиатор, либо придется заменять радиатор. Если протекает водяная рубашка двигателя, аргонной сварки на СТО вам иногда смогут спасти двигатель. Но если перетекает из системы охлаждения в систему смазки, или наоборот, это гораздо хуже. Здесь есть следующие варианты: — время от времени количество масла в двигателе вроде увеличивается, количество охлаждающей жидкости уменьшается, а если померить щупом уровень масла в двигателе, то заметно, что оно пенится при работающем двигателе. Это плохо, у вас охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. — охлаждающая жидкость очень быстро становится почти черной. Это также плохо, могла пргориты прокладка блока головок цилиндров, некоторая часть выхлопа попадает в охлаждающую жидкость.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Как правило, проблемы системы охлаждения связаны с несвоевременным или некачественным обслуживанием ее отдельных элементов или использованием неподходящего антифриза. Соответственно, для того, чтобы охлаждающая система работала исправно и выполняла свои функции в долгосрочной перспективе, необходимо периодически выполнять ее обслуживание и диагностику. В список этих процедур входит:
- использование антифриза, тип которого предписан заводом-изготовителем автомобиля;
- своевременная замена охлаждающей жидкости;
- проверка герметичности системы, значения давления в ней;
- правильную работу отдельных компонентов, таких как помпа, радиатор, расширительный бачок, патрубки, хомуты;
- периодическое выполнение промывания системы соответствующими средствами;
- диагностика работы датчика температуры охлаждающей жидкости.
Помните, что профилактические меры всегда менее трудоемки и требуют меньшего времени для выполнения. Кроме этого, исправная система охлаждения увеличивает общий ресурс двигателя автомобиля.
Источник