- Разработка технологического процесса восстановления детали
- Капитальный ремонт автомобилей. Ремонт распределительного вала. Комплект документов на технологический процесс восстановления детали. Износ опорных шеек. Наплавление металла по боковой поверхности шлица. Мощность, затрачиваемая на процесс резания.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Разработка технологического процесса восстановления деталей
- Характеристика детали и условий её работы. Технологический процесс восстановления детали, содержание операций. Расчет величины производственной партии. Определение припусков на обработку. Расчет норм времени. Экономический эффект от внедрения разработки.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Разработка технологического процесса восстановления детали
Капитальный ремонт автомобилей. Ремонт распределительного вала. Комплект документов на технологический процесс восстановления детали. Износ опорных шеек. Наплавление металла по боковой поверхности шлица. Мощность, затрачиваемая на процесс резания.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.01.2012 |
Размер файла | 39,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра РМ и ТКМ
по дисциплине «Технология восстановления автомобильных деталей»
Выполнил: студент 5 курса
5 группы 9 подгруппы
Принял: Иванщиков Ю.В.
Ремонт распределительного вала
Комплект документов на технологический процесс восстановления детали
Список использованной литературы
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снимаются в следствии изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены.В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.
Капитальный ремонт автомобилей имеет большое экономическое и, следовательно, народнохозяйственное значение. Основной источник экономической эффективности капитального ремонта автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 70-79% деталей автомобилей, прошедших срок службы до первого капитального ремонта, имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия. Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных по износу деталей теряют не более 1 — 2% исходной массы. При этом прочность деталей практически сохраняется. Например, 95% деталей двигателей внутреннего сгорания выбраковывают при износах, не превышающих 0,3 мм, и большинство из них могут быть вторично использованы после восстановления.
С позиции материалоемкости воспроизводства машин экономическая целесообразность ремонта обусловлена возможностью повторного использования большинства деталей как годных, так и предельно изношенных после восстановления. Это позволяет осуществлять ремонт в более короткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготовлении новых машин.
Высокое качество отремонтированных автомобилей и агрегатов предъявляет повышенные требования к ресурсу восстановленных деталей. Известно, что в автомобилях и агрегатах после капитального ремонта детали работают, как правило, в значительно худших условиях, чем в новых, что связано с изменением базисных размеров, смещением осей в корпусных деталях, изменением условий подачи смазки и пр. В этой связи технологии восстановления деталей должны базироваться на таких способах нанесения покрытий и последующей обработки, которые позволили бы не только сохранить, но и увеличить ресурс отремонтированных деталей. Например, при восстановлении деталей хромированием, плазменным и детонационным напылением, индукционной и лазерной наплавкой, контактной приваркой металлического слоя износостойкость их значительно выше, чем новых.
Все детали с поступающих в капитальный ремонт автомобилей можно разбить на три группы. К первой группе относятся детали, которые полностью исчерпали свой ресурс и при ремонте автомобиля должны быть заменены новыми. Количество таких деталей сравнительно невелико и составляет 25-30%. К деталям этой группы относятся поршни, поршневые кольца, вкладыши подшипников, различные втулки, резинотехнические изделия и т.д.
Вторая группа деталей, которая достигает 30-35% — это детали, ресурс которых позволяет использовать их без ремонта. К этой группе относятся все детали, износ рабочей поверхности которых находится в допустимых пределах.
К третьей группе относятся остальные детали автомобиля ( 40-75%). Эти детали могут быть использованы повторно только после их восстановления. К этой группе относится большинство наиболее сложных и дорогостоящих базовых деталей автомобиля. В частности блок цилиндров, вал, головка блока, коробки передач и заднего поста, распределительный вал и др. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-15% от стоимости их изготовления.
Т.о., основным источником экономической эффективности капитального ремонта автомобилей является использование остаточного ресурса деталей автомобиля второй и третьей групп.
Ремонт распределительного вала
В процессе эксплуатации автомобиля возникают неисправности коробки передач, в частности первичного вала. Наиболее часто встречающимися неисправностями первичного вала являются износ наружной и внутренней посадочных поверхностей под подшипники, износ зубьев шлица по толщине и на конус. Так же, серьезной неисправностью первичного вала является его радиальное биение из-за изгиба.
Данные виды неисправностей подлежат ремонту и в дальнейшем детали пригодны к эксплуатации.
Восстановление изношенных поверхностей производят при помощи вибродуговой наплавки проволокой 1,8НП65Г ГОСТ 10543-85 в среде водяного пара, контактной приварки ленты 50-2-0,40 ГОСТ 2284-79 или наплавкой проволокой 1,8НП65Г ГОСТ 10543-85 в среде углекислого газа, после чего поверхность подвергается механической и термической обработке.
Изгиб вала устраняется правкой (рихтовкой) под прессом.
Распределительный вал СМД — 14
1. Изгиб вала более 0,15мм.
2. Износ опорных шеек D, D1, D2, до размера D менее диаметра 53,5мм.
3. Износ кулачков по высоте до размера менее 41,45мм.
Источник
Разработка технологического процесса восстановления деталей
Характеристика детали и условий её работы. Технологический процесс восстановления детали, содержание операций. Расчет величины производственной партии. Определение припусков на обработку. Расчет норм времени. Экономический эффект от внедрения разработки.
Рубрика | Производство и технологии |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.06.2015 |
Размер файла | 55,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в удовлетворении постоянно растущих потребностей народного хозяйства нашей страны в перевозках пассажиров и грузов.
В процессе эксплуатации автомобиля его надёжность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при ТО и ремонте.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлена, прежде всего, неравной прочностью деталей и агрегатов. Известно, что создать равнопрочную машину детали которой изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Следовательно, ремонт автомобиля путём замены некоторых деталей и агрегатов, имеющих небольшой ресурс, всегда целесообразен и с экономической точки зрения оправдан. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда затраты средств и труда, связанные с поддержанием их в работоспособном состоянии становятся больше прибыли, которую они приносят. Такое техническое состояние автомобилей считается предельным, и они направляются в капитальный ремонт. Задача капитального ремонта состоит в том, чтобы с оптимальными затратами восстановить утраченные автомобилем работоспособность и ресурс до уровня, нового или близкого к нему.
Капитальный ремонт автомобилей имеет большое экономическое и, следовательно, народнохозяйственное значение. Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса деталей. Около 70…75% деталей автомобилей, прошедших срок службы до первого КР, имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно, либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.
Раздел 1. Разработка технологического процесса восстановления деталей
1.1 Характеристика детали и условий её работы
Деталь характеризуется по следующим признакам:
— класс детали — 4 (прямые, круглые стержни с фасонной поверхностью, шлицевые валы)
— изготовлена из — сталь 40Х ГОСТ 4543-61
— твёрдость поверхности Hв 225-285
Сталь конструкционная, легированная
в= 1200 МПа закалка 860 о С, масло,
T= 1100 МПа отпуск 200 о С
Фроксночувствительность: не чувствительна
Склонность к отпускной хрупкости: не склона
— Шероховатость рабочих поверхностей и их обработка:
черновое 2,6…6,3 9
чистовое 6,3…1,6 7
— Базовые поверхности при ремонте
центровые отверстия по краям разжимного кулака:
характер износа — равномерный
характер нагрузок — знакопеременные
характер деформации — кручение
1.2 Выбор способов восстановления детали
Каждая деталь должна быть восстановлена с минимальными трудовыми и материальными затратами при обеспечении максимального срока ее службы после ремонта. При обосновании способа устранения дефектов детали следует рассмотреть:
— конструктивные особенности детали: Вторичный вал коробки передач, изготовлен из стали 25ХГМ ГОСТ 4543-61.
— число и виды дефектов: износ шейки под передний роликовый подшипник, износ шейки под втулку шестерни 4-й передачи, износ шейки под втулку шестерни 3-й передачи, износ шейки под задний шариковый подшипник, износ шлицевых зубьев под синхронизатор 4-й и 5-й передачи по толщине, 2-й и 3-й передачи по толщине, износ шлицевых зубьев под шестерню 1-й передачи по толщине, износ шлицевых зубьев под фланец ведомого вала по толщине, повреждение резьбы.
— способ устранения дефекта: хромирование, осталивание, постановка втулки.
Принимаем способ технико-экономическую целесообразность устранения дефекта.
Способ устранения дефекта (сочетание операций технологического процесса) принимают с учетом характера дефекта и величины износа рабочей поверхности, требований к физико-механическим свойствам наносимых металлопокрытий, конструктивно-технологических особенностей и условий работы деталей (величина и характер нагрузки, виды трения и изнашивания, температура и др.). При этом для восстановления детали считают целесообразным тот способ, который позволяет получить требуемую долговечность детали, ресурс работы соединений и узла, в состав которого они входят, при минимальных затратах на восстановление и эксплуатацию (издержки на устранение отказов).
Определяем способ устранения дефекта, который зависит от коэффициента долговечности «Кд». В нашем случае «Кд» является функцией 4-х других коэффициентов и определяется по формуле
где Ки Кв Ксц. — соответственно коэффициенты износостойкости, выносливости и сцепляемости.
Кп = 0,8-0,9 — поправочный коэффициент
Определим оптимальный коэффициент «Кд»
Осуществим выбор оптимального технико-экономического показателя, который равен отношению себестоимости восстановления и коэффициент долговечности (Кд = max), принимаем способ восстановления — осталивание.
Определяем показатель по формуле
где СВ — себестоимость восстановления поверхности детали, руб.
где СУ — удельная себестоимость восстановления, руб./ дм 2 ;
S — площадь восстанавливаемой поверхности, дм 2 .
Lокр = 2·3,14·35 = 2,19 дм 2
Lповерх = 77мм = 0,77 дм 2
S = 2,19·0,77 = 1,6863
Св = 270·1,6863 = 455,301
455,301/0,4992 = 912,06 руб. >min
1.3 Выбор технологических (установленных) баз
Технологические (установочные) базы — поверхности детали, опираясь которыми на соответствующие поверхности приспособления или станка, деталь с требуемой степенью точности фиксируется относительно режущего инструмента, электрической дуги, электродов контактной машины или других средств воздействия. Различают основные и вспомогательные технологические базы.
Основные базы — это окончательно обработанные поверхности детали с необходимой степенью точности, которые используют в качестве установочных. Они являются в то же время рабочими поверхностями детали в механизме и служат, как правило, сборочными базами, т.е. определяют ее положение относительно других деталей в собранном изделии. Примерами основных баз могут служить окончательно обработанные коренные шейки коленчатого вала при шлифовании шатунных, отверстие ступицы при обработке шестерни, привалочные плоскости корпусной детали при обработке отверстий, наружная поверхность юбки поршня при обработке отверстия под палец и т.д.
Вспомогательными базами называются поверхности, созданные в целях использования их только для установки детали при выполнении операций технологического процесса. По условиям работы детали обрабатывать эти поверхности не следует. В качестве вспомогательных баз используют фаски центровых сверлений при восстановлении валов, специальные установочные отверстия у некоторых корпусных деталей, центрирующий поясок и торец юбки поршня и др. Выбор способа базирования детали является одним из главных вопросов при разработке технологии восстановления детали. Правильный выбор базирующих поверхностей позволяет получить необходимую точность размеров обрабатываемой детали, взаимного расположения ее поверхностей и осей, а также правильное расположение сопрягаемых деталей в узле.
1.4 Схема технологического процесса восстановления детали
При выполнении данного раздела следует определить последовательность выполнения операций, подобрать оборудование, приспособления, режущий и измерительный инструмент.
При составлении плана желательно использовать наименьшее количество операций, обеспечивающих наилучшее качество восстанавливаемых деталей.
Каждая последующая операция должна обеспечивать сохранность качества рабочих поверхностей детали, достигнутого в предыдущих операциях.
После определения технологической последовательности для каждой операции следует подобрать основное оборудование, приспособления и инструмент.
Оборудование следует подбирать из каталогов ремонтного оборудования, каталогов металлорежущих станков, каталогов сварочного и наплавочного оборудования. Можно использовать данные учебной и справочной литературы по ремонту автомобилей (1, 2, 4, 5, 7).
Приспособления. В соответствующей графе плана операций следует указать необходимость наличия приспособления и цель (установка, крепление, выверка точности и т.д.). При применении приспособлений, входящих в комплект основного оборудования, в соответствующей графе плана его указывать не следует (например, станочные тиски).
Инструмент рабочий следует подбирать с учетом вида обработки, необходимой точности и чистоты поверхности, а также с учетом материала обрабатываемой детали и т.д. В графе плана указать тип инструмента и материал режущей части. При выборе материала режущей части лезвийного инструмента учесть материал обрабатываемой детали и состояние ее поверхности, а также твердость поверхности.
Инструмент измерительный следует выбирать с учетом формы поверхности и точности ее обработки.
Схема технологического процесса
Наименование и содержание операции
Износ втулку шлицевой
Шлифование — втулку шлицевую «как чисто»
Осталивание — осталивать втулку
Отверстия под рычаги
Шлифование — шлифовать втулку шлицевую под номинальный размер «как чисто»
Мойка промыть деталь
План технологических операций
Наимен. и содерж. операций
Шлифовать втулку шлицевую
Круго-шлифовальный станок 3Б151
Поводковый патрон с поводком, центрами
Шлифовальный круг ПП 600.40.305 24А40 ПСМ25 К8А
Подготовка и осталивание шеек
Ванны для обезжиривания, осталивания, электропечь
Подвеска для осталивания
Кисть для изоляции
Шлифовать втулку шлицевую
Поводковый патрон с поводком, центрами
Шлиф. круг П 600.40.305 24А25 ПСМ25 К8А
Ванна с содовым раствором
Подвеска для мойки детали
Раздел 2. Разработка операций по восстановлению детали
2.1 Расчет величины производственной партии
В начальной стадии проектирования величину производственной партии деталей можно определить ориентировочно по следующей упрощенной формуле:
где N — производственная программа изделий в год;
n — число деталей в изделии;
t — необходимый запас деталей в днях:
t = 2-3 дня — для крупных деталей;
t = 5 дней — для средних деталей;
t = 10-30 дней — для мелких деталей;
Фдн = 256 — число рабочих дней в году.
Принимаем Х = 40 деталей.
2.2 Исходные данные для разработки операции
2.2.1 Операция 005 шлифование
Деталь: втулка шлицевая
Материал: Сталь 40Х
Твёрдость: Hв 255-285
Масса детали: не более 3 кг
Оборудование: Кругошлифовальный станок 3Б151
Инструмент шлифовки: Круг шлифовальный П600.40.30524А40
ПС М25 К8А, ПП 200х16х32,35м/с
Установка детали: в поводковом патроне с поводком, центрах.
2.2.2 Операция 010 осталивание
Деталь: втулка шлицевая
Материал: Сталь 40Х
Масса детали: не более 3 кг
Толщина слоя покрытия не более 0,5
Котодная плотность тока
Оборудование: ванна для осталивания.
2.2.3 Операция 015 шлифование
Деталь: втулка шлицевая
Материал: Сталь 40Х
Твёрдость: Hв 255-285
Масса детали: не более 3 кг
Оборудование: Кругошлифовальный станок 3Б151
Инструмент шлифовки: Круг шлифовальный П600.40.30524А40
ПС М25 К8А, ПП 200х16х32,35м/с
Установка детали: в поводковом патроне с поводком, центрах.
2.3 Определение припусков на обработку
Припуск на обработку зависит от вида и характера износа, а также от вида обработки (абразивная) и вида операции основного процесса гальванического покрытия.
Правильно выбранные величины операционных припусков влияют на качество обработки и себестоимость ремонта. Величины припусков на обработку следует принять по рекомендациям.
Шлифование чистовое 0,01…0,06
Осталивание не более 0,5
Определяем припуски на обработку при осталивании ЗиЛ-431410 (деталь 130-2202157)
Номинальный размер Дном = 38 мм
Принимаем к расчёту d = 37,9мм
Ремонт требуется при Дшейки = менее 37,80мм
Предположим толщина износа
Перед осталиванием деталь шлифуют «как чисто» для устранения следов износа и придания геометрической формы.
Принимаем припуск на шлифование:
С учётом шлифования «как чисто» толщина втулки составляет:
Для восстановления втулки шлицевой следует нанести слой металла осталивания такой толщины, чтобы после обработки обеспечить размеры и шероховатость по рабочему чертежу выполнив обработку.
Принимаем припуск на осталивание:
dmax = 37,38+0,6 = 37,98мм
Принимаем припуск на окончательное шлифование:
2.4 Содержание операций
Отдельный производственный процесс подразделяется на составляющие его операции.
В технологическом отношении операции подразделяются на переходы, под которыми понимают технологически однородные и организационно неделимые части производственного процесса, характеризуемые определенной направленностью и содержанием происходящих механических и физико-химических изменений предмета труда, неизменностью обрабатываемой поверхности и режима работы оборудования, постоянством состава работающих в процессе компонентов и орудий труда.
Применительно к операциям при механической обработке в авторемонтном производстве под переходом понимается часть операции, характеризуемая изменением обрабатываемой поверхности, инструмента или режима работы оборудования.
В ручных операциях переходом будет являться часть операции по обработке определенной поверхности, производимая одним и тем же инструментом.
В процессах по обработке материалов переход может состоять из нескольких повторяющихся одинаковых частей, ограниченных снятием с обрабатываемой поверхности одного слоя металла и называемых проходо
Кроме переходов основного технологического процесса, в каждой операции при расчленении следует предусмотреть вспомогательные переходы, обеспечивающие выполнение основного процесса по установке, базированию, креплению, снятию деталей, подводу инструмента к детали, измерению и т.д.
Установить втулку в центрах
Шлифовать втулку с Дизн=37,4мм до Дmin=37,38мм
Измерить втулку под скобой
Закрепить на зажимы в подвесках
Окунуть в ванну
Вынуть втулку из ванны
Измерить штангенциркулем ШЦ-1-125-0,1
Установить вал в центрах
Шлифовать шейку с Дmax=37,98мм до Дном=37,38мм
Измерить шейку скобой
2.5 Расчет норм времени
2.5.1 Расчет норм времени на операцию 005 шлифование
Норма времени определяется по формуле:
где Тo — основное время (время, в течение которого происходит изменение формы, размеров, структуры и т.д.), мин;
Тв — вспомогательное время (время, обеспечивающее выполнение основной работы, т.е. на установку, выверку и снятие детали, поворот детали, измерение и т.д.), мин;
Тдоп — дополнительное время (время на обслуживание рабочего места, перерыв на отдых и т.д.), мин.
Дополнительное время определяется по формуле:
где К — процент дополнительного времени, принимается по виду обработки ([3], табл. 7)
Тnз — подготовительно-заключительное время (время на получение задания, ознакомление с чертежом, наладка инструмента и т.д.), определяется по таблицам [3, 5], мин;
Частоту вращения детали определяют по формуле:
N = (1000·15)/(3,14·37,4) = 127,72 (об/мин)
Принимаем n= 130
Вспомогательное время определяют по формуле:
где — время на установку и снятие детали, мин (табл. 26).
— время, связанное с проходом, мин (табл. 27).
Дополнительное время определяют по формуле:
Подготовительно-заключительное время принимают в процентах от оперативного в зависимости от сложности работы, при простой работе — 2%, средней — 4% и сложной — 5%.
Принимаем Тпз 2% от основного
Штучное время определяется по формуле:
Норма времени определяется по формуле
2.5.2 Расчет норм времени на операцию 010 осталивание
Норма времени (Тн) определяется так:
Основное время для хромирования определяется по формуле:
2.5.3 Расчет норм времени на операцию 015 шлифование
Частоту вращения детали определяют по формуле:
Вспомогательное время определяют по формуле:
Дополнительное время определяют по формуле:
Подготовительно-заключительное время принимают в процентах от оперативного в зависимости от сложности работы, при простой работе — 2%, средней — 4% и сложной — 5%.
Принимаем Тпз 2% от основного
Штучное время на обработку одной детали
Тнз = 0,34+1,4+0,03+(0,0068/64) = 1,7701(мин)
Тн общ = 1,5+;9,37+1,8 = 52,67(мин)
2.6 Оформление документации технологического процесса восстановления детали
Комплектность технологических документов устанавливают в зависимости от вида разрабатываемого технологического процесса. Некоторые документы (ведомость технологических документов, ведомость оснастки, операционную карту и др.) допускается оформлять на формах маршрутной карты. В этом случае их обозначают МК/ВТД, МК/ВО, МК/ОК и т. д.
В комплект технологической документации единичного технологического процесса восстановления детали входят: титульный лист (ТЛ), ведомость оснастки (ВО), ведомость технологических документов (ВТД), маршрутная карта (МК), карта эскизов технологического процесса восстановления детали (КЭ), операционные карты сварки, нанесения покрытий, механической обработки (ОК), карты эскизов операций (КЭ).
Требования к оформлению ТЛ, ВО и ВТД такие же, как и при разработке технологического процесса разборки (сборки) сборочной единицы. ВО и ВТД оформляют на формах 2 и 1б маршрутной карты по ГОСТ 3.1118-82. Условное обозначение этих документов будет МК/ВО и МК/ВТД.
Маршрутная карта (МК) в комплекте выполняет роль сводного документа. МК является основным и обязательным документом, в котором описывают простые операции без указания режимов выполнения. Информацию об операции записывают построчно несколькими типами строк. Каждому типу строк соответствует свой служебный символ. Последовательность записи информации по типам строк: «А», «Б», «О», и «Т». Запись информации следует выполнять по всей длине строки с возможностью переноса информации на следующие строки. Разделение информации по каждому средству технологической оснастки следует выполнять через знак «;».
Сложные операции описывают в МК сокращенно. Последовательность записи информации по типам строк: «А», «Б». При определении операций, подлежащих полному описанию в операционных картах, учитывают: сложность и точность базирования детали при обработке; необходимость поэлементного описания операций; необходимость указания данных о режимах. Наименование операций должно отражать применяемый вид оборудования, например, «Наплавочная», «Токарная», «Круглошлифовальная» и т.д. После наименования операций допускается в скобках указывать номера документов. На этой же строке указывают обозначения документов, разработанных для данной операции. При ссылке в МК на документы, применяемые при выполнении операций, очередность записи их обозначений должна быть следующая: ВО, ОК, КЭ, ТИ и инструкция по охране труда (ИОТ).
В графе с условным обозначением «УТ» записывают в виде дроби в числителе условия труда, а в знаменателе — вид нормы времени. Запись выполняют в строку, например, «Н/Р».
Информацию общего назначения, например, общие требования к выполнению технологического процесса, требования к безопасности труда следует указывать перед новой операцией по всей длине строки. Операцию технического контроля в МК записывают в конце технологического маршрута. Оформление основных надписей в формах МК по ГОСТ 3.1103-82
Карта эскизов технологического процесса (КЭ) предназначена для пояснения его выполнения. КЭ следует выполнять на формах 7 и 7а по ГОСТ 3.1105-84 на основании ремонтного чертежа. На эскизе восстанавливаемой детали изображают те виды, разрезы, сечения и указывают только те размеры, предельные отклонения, обозначения шероховатости, допуски форм и расположения дефектных поверхностей, технические требования, которые необходимы для выполнения и контроля операций процесса или служат в качестве дополнительной справочной информации. Размеры, необходимые для расчета нормативов времени на операции, выбора оборудования, проставляют в виде справочных. Дефектные поверхности показывают сплошной основной линией толщиной 2S. Дефектные места нумеруют. На свободном поле КЭ справа от изображения детали
или под ним указывают номера и наименование дефектов, а также технические требования па восстановление детали под соответствующими заголовками «Дефекты», «Технические требования».
Операционные карты (ОК) разрабатывают на все операции, которые подлежат полному описанию с указанием последовательности выполнения переходов, данных о средствах технического оснащения, технологических режимах и трудозатратах. ОК механической обработки детали оформляют на формах 3 и 2б по ГОСТ 3.1404-86. Условное обозначение документа ОК. Операционные карты на другие операции — на формах 2 и 1б МК по ГОСТ 3.1118-82. Условное обозначение документа МК/ОК. Для описания операций применяют построчный (модульный) принцип внесения информации. Каждой начальной строке модуля соответствует свой служебный символ, который характеризует состав информации.
На строке со служебным символом «А» записывают номер и наименование операции из маршрутной карты. После наименования операции на этой же строке записывают обозначение документа (карты эскизов), разработанного для этой операции. На следующей строке со служебным символом «Б» указывают применяемое оборудование. Если при выполнении всех технологических переходов операции нанесения покрытий применяются одинаковые материалы (наплавочная проволока, флюс или защитный газ, порошок) их записывают один раз, начиная со строки со служебным символом «М», после информации о техническом оборудовании. Затем остальная информация записывается по типам строк «О», «Т», «Р», «О», «Т». Если материалы применяются на одном из нескольких технологических переходов, то информацию о применяемых материалах записывают в строках с символом «М», следующих после строки с символом «Р» (информация о технологических режимах) данного перехода. Информацию о режимах записывают по всей длине строки.
Запись содержания перехода (строка с символом «О») должна начинаться с ключевого слова: «Установить и закрепить», «Наплавить», «Переустановить и закрепить», «Точить» и т.д. Она может быть полная и сокращенная. Полную запись следует делать при отсутствии графического изображения (карты эскизов). Например, «Точить поверхность, выдерживая размеры d = 40-0,34 и l = 40±0,1». При наличии карты эскизов, достаточно полно отражающей необходимую информацию, запись перехода делается по сокращенной форме. Например, «Точить канавку 1».
Сведения о технологической оснастке записывают после записи перехода на строке со служебным символом «Т». Если оснастка выпускается серийно, записывается ее наименование и обозначение по действующему классификатору; если оснастка подлежит проектированию и изготовлению, после её наименования пишут «Цеховая».
Запись данных о технологических режимах делают после информации по оснастке, используя строку со служебным символом «Р». Допускается сведения о режимах указывать в тексте содержания перехода.
Полное описание операций механической обработки выполняют в ОК (формы 3 и 2а ГОСТ 3.1404-86.
В операционных картах описывают технологические операции с указанием последовательности выполнения переходов, данных о средствах технического оснащения, режимах и трудовых затратах.
Последовательность записи информации по типам строк: «А», «О», «Т», «Р». Ссылки на обозначения документов, поясняющих описываемую операцию, делаются на первой строке под символом «А».
Карта эскизов операции (КЭ) предназначена для пояснения способа базирования детали и выполнения операции. КЭ следует выполнять на формах 7 и 7а по ГОСТ 3.1105-84. На эскизе поверхности детали, обрабатываемые при выполнении данной операции, обводят сплошной линией толщиной 2S, указывают размеры, предельные отклонения и шероховатость поверхности (при необходимости) обрабатываемых участков. Размеры, которые необходимо получить при выполнении операции, нумеруют арабскими цифрами. Номер размера проставляют в окружности диаметром 6. 8 мм и соединяют с размерной линией.
Способ базирования детали при выполнении операции (схема установки) на картах эскизов показывают, используя графические обозначения опор, зажимов и установочных устройств по ГОСТ 3.1107-81. Для изображения опор зажимов и установочных устройств следует применять сплошную тонкую линию по ГОСТ 2.303-68. Допускается обозначение опор и установочных устройств (кроме центров) наносить на выносных линиях соответствующих поверхностей
Обозначение формы наносят слева от изображения опоры, зажима или устройства. Для указания устройств зажимов применяют буквенные обозначения: Р — пневматическое, Н — гидравлическое, Е — электрическое, М — магнитное, прочее- без обозначения. Обозначение устройства зажима наносят слева от изображения зажима. Количество точек приложения силы зажима к изделию при необходимости записывают справа от зажима.
Обозначение технологических документов
Каждый комплект технологических документов на единичные и типовые (групповые) технологические процессы и отдельные документы, имеющие самостоятельное применение, должны быть обозначены в соответствии с требованиями ГОСТ 3.1201-85 «Система обозначения технологической документации».
Для комплекта документов на процессы и отдельные виды документов установлена следующая структура кодового обозначения:
1. Порядковый регистрационный номер
2. Код характеристики документа
3. Код организации-разработчика
В целях сокращения записи информации по обозначению документации в курсовых и дипломных проектах код организации-разработчика допускается не проставлять. В кодовом обозначении документации на ремонт изделий (восстановление деталей) после регистрационного номера проставляют прописную букву «Р».
Порядковый регистрационный номер присваивается самостоятельно. Номер должен состоять из пяти цифр, начиная от 00001.
Для характеристики документации установлены следующие основные признаки:
— вид технологического процесса (операции) по организации (унификации);
— вид технологического процесса по методу выполнения (литьё, обработка резанием, сварка и т.д.).
Установлена следующая структура кода характеристики документации:
1. Вид технологического процесса по методу выполнения
2. Вид процесса (операции) по организации
3. Вид документации
Код характеристики документации присваивают по табл. 4-6.
Источник