Методические рекомендации к выполнению письменной экзаменационной работы для профессий 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин 190631.01 Автомеханик
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза »
к выполнению письменной экзаменационной работы
для профессий 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Рекомендовано к печати
, завуч, преподаватель спецдисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «КТК»
Матиец, Ю. Д., Методические рекомендации к выполнению письменной экзаменационной работы для профессий 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 190631.01 Автомеханик / , .– Курган, 2013. – 27 с.
Данное методическое пособие рекомендовано обучающимся при подготовке к Государственной итоговой аттестации и выполнении письменной экзаменационной работы для профессий 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 190631.01 Автомеханик.
1 Цели и задачи письменной экзаменационной работе
2 Тематика письменной экзаменационной работы
3Содержание письменной экзаменационной работы
4 Порядок выполнения и защиты письменной экзаменационной работы
5 Требования к оформлению пояснительной записки письменной экзаменационной работы
5.1 Общие требования
5.2 Оформление таблиц
5.3 Оформление иллюстраций
5.4 Оформление списка литературы
Список использованной литературы
Государственная итоговая аттестация выпускника по профессиям 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 190631.01 Автомеханик предусматривает выполнение выпускной квалификационной работы в следующих видах: выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа.
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Тематика выпускной квалификационной работы разработана в соответствии с содержанием профессионального модуля 01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей, входящих в образовательную программу.
Письменная экзаменационная работа должна отражать уровень профессиональной подготовки выпускников по профессии. Защита выпускной квалификационной работы проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
1 Цели и задачи письменной экзаменационной работе
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования формой государственной итоговой аттестации является выпускная квалификационная работа (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968).
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
2 Тематика письменной экзаменационной работы
Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Обучающемуся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тематика выпускной квалификационной работы разработана в соответствии с содержанием профессионального модуля 01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей, входящих в образовательную программу.
Выпускники могут вносить свои предложения по теме и характеру работы. Тема письменной экзаменационной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
Примерная тематика письменных экзаменационных работ
— ТО и ремонт неподвижных деталей КШМ ЗИЛ-4314
-ТО и ремонт сцепления ЗИЛ-4314
— ТО и ремонт переднего моста ГАЗ-3307
— ТО и ремонт карданной передачи Камаз-5320
-ТО и ремонт деталей ГРМ ВАЗ-2110
— ТО и ремонт передней подвески ВАЗ-2115
— ТО и ремонт подвижных деталей КШМ ГАЗ-3307
— ТО и ремонт тормозной системы с гидроприводом
— ТО и ремонт рулевого управления ГАЗ-3307
— ТО и ремонт системы зажигания ГАЗ-3307
3Содержание письменной экзаменационной работы
Структура письменной экзаменационной работы:
Титульный лист Задание Содержание Введение Технология ТО и ремонта систем, узлов, агрегатов и деталей автомобилей (по маркам) Приспособления и инструмент, применяемый при ТО и ремонте Безопасные приемы работы при ТО и ремонте Список использованной литературы Приложения (наряд на выполнение квалификационной пробной работы, заключение на квалификационную пробную работу, производственная характеристика, дневник прохождения практики)
Письменная экзаменационная работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
В расчетно-пояснительной записке разделы должны быть расположены так же, как в задании на письменно-экзаменационную работу (смотри Приложение А).
Рекомендации по формированию разделов основного текста пояснительной записки.
Рассмотреть актуальность выбора способа ремонта и проведения ТО.
1 Технология ТО и ремонта узла, агрегата, детали
1.1 Характеристика узла, агрегата, детали
Дать характеристику системы, узла, агрегата, детали: устройство, назначение и особенности работы.
1.2 Выбор способа ремонта и ТО. Оборудование и инструмент
Дать характеристику выбранного способа ремонта, ТО его преимущества и недостатки. Обосновать данный выбор. Описать оборудование. Сделать схематический рисунок расположения оборудования и приспособлений или сделать чертеж устройства системы, узла, агрегата, детали.
1.3 Проверка и регулировка. Снятие и установка.
Описать последовательности выполнения проверки и регулировки, снятия и установки системы, узла, агрегата, детали в виде технологической карты или последовательности работ. По решению с руководителем технологическую карту можно выполнить на формате А1
1.4 Безопасные приемы работы при ТО и ремонте
Описать технику безопасности для выбранного способа ТО и ремонта.
Список использованной литературы
Включает в себя библиографический перечень учебных и справочных пособий, использованных в процессе выполнения письменной экзаменационной работы.
Графическая часть может состоять из чертежа системы, узла, агрегата, детали или плаката.
Требования к оформлению чертежа
Чертеж и спецификацию допускается выполнять с использованием компьютерных программ с соблюдением требований ГОСТ 2.004.
Размеры на чертеже проставляют в соответствии с ГОСТ 2.307-80.
Чертеж выполняется на формате А1 (594 × 841 мм). Формат располагается горизонтально. Чертеж должен иметь рамку, выполняемую сплошной основной линией и основную надпись. Рамка должна отстоять на 20 мм от левой и на 5 мм от остальных сторон внешней границы формата.
Плакат системы, узла, агрегата, механизма выполняется на формате А1 с цифровыми обозначениями, без рамок и подписей.
Порядок заполнения основной надписи
Первая буква в начале надписи в каждой графе должна быть прописной, а остальные – строчными. Все записи должны быть расположены посередине строки, не примыкая к ее границам.
Наименование изделия в графе 1 (приложение В, а) должно быть по возможности кратким, в именительном падеже единственного числа. В наименовании, состоящем из нескольких слов, на первом месте помещают существительное.
Пример – ТО и ремонт КШМ ВАЗ-2110
Наименование указывают шрифтом размера 10.
В графе 2 (приложение В, а) следует указывать буквенно-цифровое обозначение графического учебного документа. Заполнение графы 2 другими данными не допускается. Обозначение необходимо производить прописными буквами и цифрами шрифтом размером 10.
Структура и состав обозначения следующая: аббревиатура учебного заведения, шифр профессии, номер группы.
В конце обозначения всех графических документов, кроме чертежа детали и спецификации, должны быть указаны следующие коды: на сборочном чертеже – СБ, на чертеже общего вида – ВО, на плакате – ПЛ, на схемах – по ГОСТ 2.701.
Пример: КТК 2.19.381.СБ
В графе 3 (приложение В, а) указывают обозначение материала детали. На сборочных чертежах и спецификациях графу не заполняют. Обозначение материала должно содержать: наименование материала, его условное обозначение и номер стандарта.
Пример: Сталь 45 ГОСТ 1050 – 74
В графе 4 слева указывают литеру У (учебный чертеж) (смотри приложение 4).
Массу изделия в килограммах в графе 5 (приложение В, а) указывают при необходимости.
Указание масштаба в графе 6 обязательно (смотри приложение 4).
Примечание – графы 3 – 6 (приложение В, а) заполняют шрифтом размером 5.
Порядковый номер листа в графе 7 указывают только в случаях, когда количество листов документа (с одинаковым обозначением в графе 2) больше одного.
Графы 7 и 8 заполняют шрифтом размером 3,5 (приложение В, а).
Заполнение граф основной надписи производят в соответствии с образцом, приведенным в приложении Г.
Правила оформления спецификации
Спецификации выполняют только на листах формата А4 (210 × 297 мм). Образец спецификаций для графических документов с размерами приведен в приложении Г. Спецификация заполняется в соответствии с ГОСТ 2.108-68.
4 Порядок выполнения и защиты письменной экзаменационной работы
Выполнение письменной экзаменационной работы ведется по следующей схеме:
Уточнение состава и содержания работы, составление плана выполнения работы
На этом этапе корректируется план письменной экзаменационной работы с учетом собранных материалов. Выявляется необходимость в сборе дополнительной информации.
Предварительный анализ и отбор материалов для включения в письменную экзаменационную работу. Написание введения. Написание основной части. Составление приложений. Оформление текста письменной экзаменационной работы, подготовка к ее защите. Подготовка доклада.
Руководство письменной экзаменационной работы осуществляют преподаватели дисциплин профессионального цикла.
Руководитель оказывает помощь студенту в выборе темы письменной экзаменационной работы, в подборе основной и дополнительной литературы, справочных и других материалов, дает консультации и систематически контролирует ход работы студента над письменной экзаменационной работой. Совместно со студентом определяет, что необходимо изучить из практического опыта, какой необходимо собрать материал. Руководитель должен развивать инициативу студента, и способствовать его самостоятельной работе.
На подготовленную письменную экзаменационную работу руководитель пишет отзыв. В отзыве должна быть дана характеристика проделанной работы по всем разделам: оценка результатов письменной экзаменационной работы, с точки зрения ее соответствия требованиям задания; степень самостоятельности студента; достаточность использования литературных источников; конкретные замечания по содержанию, грамотности, оформлению с указанием страниц письменной экзаменационной работы; оценка в целом письменной экзаменационной работы и возможность его допуска к защите.
Студент должен тщательно подготовиться к защите письменной экзаменационной работы.
Доклад, который студент делает перед государственной аттестационной комиссией, существенно влияет на окончательную оценку проекта. Доклад должен быть кратким (не более 10 минут), ясным и включать основные положения письменной экзаменационной работы.
Студентам рекомендуется строить доклад по следующему плану:
Наименование темы письменной экзаменационной работы. Краткая характеристика системы, узла, детали и ее назначение. Последовательность ТО и ремонта Безопасные приемы работы
Защита письменной экзаменационной работы
В государственную экзаменационную комиссию до защиты письменной экзаменационной работы представляются следующие документы:
- ведомость о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана, письменная экзаменационная работа, отзыв руководителя работы, наряд на выполнение пробной квалификационной работы, аттестационные листы практики заключение на квалификационную пробную работу с оценкой, производственная характеристика, дневник прохождения практики (за все годы обучения)
Для защиты работы каждому студенту предоставляется время для доклада в объеме не более 10 минут. Перед выступлением студента зачитывается задание и отзыв на письменную экзаменационную работу.
Членами ГЭК могут быть заданы студенту вопросы по содержанию письменной экзаменационной работы или по другим аспектам, касающимся профессии студента. Ответы студента на заданные вопросы должны быть краткими и обоснованными.
Решение государственной экзаменационной комиссий принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
5 Требования к оформлению письменной экзаменационной работы
5.1 Общие требования
Объем письменной экзаменационной работы в зависимости от темы не должен превышать 20 листов (не включая раздела «ПРИЛОЖЕНИЯ»). Соотношение отдельных частей работы может быть примерно следующим:
- введение — 1 страница; основная часть — 15 страниц.
В каждом отдельном случае это соотношение определяется студентом совместно с руководителем.
Текст письменной экзаменационной работы выполняют на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм).
Поля страницы должны быть:
— левое поле — 30 мм,
— правое поле — 10 мм,
— верхнее и нижнее поле — 20 мм.
Текст выполняется в электронном варианте на компьютере с использованием текстового редактора, применяя шрифт 14 размера. Межстрочный интервал в основном тексте, (кроме иллюстративного материала) — полуторный.
В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным.
Все листы пояснительной записки, начиная с введения, оформляются рамками, согласно ГОСТ 2.104-68, и основными надписями для тестовых документов. Форма и размеры основных надписей для первого и последующих листов приведены в приложениях Д, Е.
Образец заполнения основной надписи для первого листа пояснительной записки приведен в приложении Д; для последующих листов в приложении Е.
Расстояние от рамки до границ текста в начале и в конце строк должно быть не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм.
При печати пояснительной записки необходимо установить запрет «висячих строк», то есть не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца одного слова или части слова.
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 5 знаков от левой границы текста. Абзац должен содержать законченную мысль и состоять из 4-5 предложений.
Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной. Титульный лист не нумеруется и не оформляется рамкой. Текст основной части письменной экзаменационной работы разделяют на разделы, подразделы, пункты и нумеруют арабскими цифрами. После номера раздела ставится точка. Номер подраздела состоит из номера главы и номера параграфа внутри главы, разделённых точкой (например, третий параграф второй главы — 2.3).
При необходимости внутри подразделов также нумеруются пункты. В конце номера пункта также ставят точку (например, 2.1.3 — третий пункт первого параграфа второй главы). Цифра, указывающая номер пункта, не должна выступать за границу абзаца.
Введение не нумеруется. Заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов — строчными (кроме первой прописной).
В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Расстояние между заголовками должно быть равно трем межстрочным интервалам (или 10 мм, когда текст пишется от руки), расстояние между заголовками последней строкой предыдущего текста (для тех случаев, когда конец одного и начало другого разделов, подразделов размещаются на одной странице) — четырем межстрочным интервалам (или 15 мм, когда текст пишется от руки).
1 Технология ТО и ремонта переднего моста
1.1 Устройство и назначение переднего моста
Каждый раздел пояснительной записки должен начинаться с новой страницы. Пункты следуют друг за другом без вынесения. Не допускается начинать новый пункт внизу страницы, если после заголовка пункта на странице остается три-четыре строки основного текста. В этом случае пункт необходимо начать с новой страницы.
В формулах следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Символы и числовые коэффициенты, входящие в формулы, расшифровывают слева направо непосредственно под формулой. Каждой символ пишут с новой строки и после запятой указывают размерность; первую строку начинают со слова «где» без двоеточия после него. Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела или в пределах всего документа, заключают в круглые скобки и записывают с правой стороны листа на уровне формулы. Ссылки на формулы в тексте дают в следующем виде, например, «. в формуле (4.1)». Это обозначения относится к первой формуле четвертого раздела. После формулы, записанной в общем виде, в нее подставляют числовые значения входящих параметров и приводят результат вычисления с обязательным указанием размерности полученной величины.
Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. В тексте не должно быть сокращений, кроме общепринятых и сокращений для обозначения единиц измерения согласно международной системе единиц измерения СИ.
5.2 Оформление таблиц
Размеры таблиц выбирают произвольно, независимо от изложения материала. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
Заголовки и подзаголовки граф таблицы начинаются с прописных букв.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят.
Заголовки указывают в единственном числе.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графе. Если все параметры, размещаемые в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины, то над таблицей помещают ее сокращенное обозначение («Размеры, мм», «Размеры, м»).
Если в строке таблицы все данные приведены для одной физической величины, то ее указывают в соответствующей строке таблицы.
Если цифровые или иные данные в графах таблицы не приводят, то необходимо ставить прочерк.
Цифры в графах таблиц, как правило, располагаются так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим.
Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Дробные числа приводят в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые записываются по типу 14″.
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф таблицы отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L — длина, Н — высота, D — диаметр и т. п.
В интервалах, которые охватывают любые значения величин, между величинами следует ставить тире. Пределы размеров указывают от меньших к большим.
Все таблицы, если их в документе более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. Разрешается нумеровать таблицы в пределах всего документа.
Таблица 1- Неисправности и методы устранения
Замените или отремонтируйте амортизаторы
2 Деформация дисков колес
Таблицы с большим количеством строк или граф делят на части, которые переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или одну под другой. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) номер таблицы указывают один раз над первой ее частью; над последующими частями таблицы пишут слово «Продолжение».
Например: «Продолжение табл. 2».
На все таблицы должна быть ссылка в тексте. При этом, если таблица не имеет номера, слово «Таблица» пишут полностью, если имеет номер — сокращенно, например: «. в табл. 1».
5.3 Оформление иллюстраций
Иллюстрации в текстовом документе даются для пояснения излагаемого текста и должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.
Иллюстрации могут располагаться по тексту, в конце его или в приложении. Иллюстрации, если их больше одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в разделе, разделенных точкой, например: «рис. 1.1.».
Ссылки на иллюстрации дают по типу «рис. 1.1.», а ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рис. 2.1». Допускается нумерация иллюстраций в пределах всего документа.
Рисунок 1 – Стенд диагностики тормозных свойств автомобилей
5.4 Оформление списка литературы
Перечень литературы, нормативно-технической и другой документации, используемой при составлении текстового документа, помещают в конце документа и включают в его содержание. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.1 — 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Запись под именем автора
Книга одного автора
Стуканов, теории автомобильных двигателей и автомобиля : учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / . – М. : Форум, 2004. – 336 с.
Книга двух авторов
Адамов, (металлообработка) : учеб. пособие для студ. среднего проф. образования по спец. машиностроения и металлообработки / , . – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2006. – 240 с. – (Профессиональное образование).
Оформление титульного листа (приложение Б)
Список использованной литературы
Вахламов, В. К., Шатров, М. Г., Юрчевский, / , , . — М.: Академия,2003 — 816с. Дажин, эксплуатация автомобилей: Методическое пособие с элементами НИРс по разработке технологического процесса текущего ремонта автомобилей и лесных машин для студентов специальностей 1502 и 1704 всех форм обучения. – Вологда-Сыктывкар, 2001. – 26 с. Епифанов, обслуживание и ремонт автомобилей / , . – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 280с. Карагодин, автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. проф. учебных заведений /, . — 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с. Крамаренко, обслуживание автомобилей. / , . – М.: Транспорт, 2006. – 340 с. Фахрутдинова, рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для технических специальностей. / , , . – Курган: КТК, 2009. — 72 с.
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза »
Зам. директора по УОР__________________
ЗАДАНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ РАБОТУ
Обучающемуся группы ___ отделения «Автосервис» профессии___________________Ф. И.О._____________________________
Тема письменной экзаменационной работы:
Рассмотреть актуальность выбора способа ремонта и проведения ТО.
1 Технология ТО и ремонта узла, агрегата, детали
1.1 Характеристика узла, агрегата, детали
Дать характеристику системы, узла, агрегата, детали: устройство, назначение и особенности работы.
1.2 Выбор способа ремонта и ТО. Оборудование и инструмент
Дать характеристику выбранного способа ремонта, ТО его преимущества и недостатки. Обосновать данный выбор. Описать оборудование. Сделать схематический рисунок расположения оборудования и приспособлений или сделать чертеж устройства системы, узла, агрегата, детали.
1.3 Проверка и регулировка. Снятие и установка.
Описать последовательности выполнения проверки и регулировки, снятия и установки системы, узла, агрегата, детали.
1.4 Безопасные приемы работы при ТО и ремонте
Описать технику безопасности для выбранного способа ТО и ремонта.
Выполнить чертеж или плакат узла, механизма или системы
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
Председатель цикловой методической комиссии______________________
Дата выдачи задания______________
Срок выполнения задания__________
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Источник